28.03.2020

Национальная конкурентоспособность в мировой экономике. Конкурентоспособность национальных экономик. Конкурентоспособность российской экономики. Основные виды конкурентоспособности


  • Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  • Абсолютная и условная сходимость несобственных интегралов.
  • Абсолютная монархия в Англии ХVI – середина ХVII вв.: политическая централизация, королевская администрация, политическая доктрина абсолютизма.
  • Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

    Монопольная рента - особая форма капиталистической земельной ренты, часть прибавочной стоимости, создаваемой наемным трудом, присваиваемая собственниками земли. Образуется при продаже товаров по монопольной цене, превышающей их стоимость.

    Существует в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности и на городских земельных участках. В сельском хозяйстве монопольная рента появляется на участках земли, обладающих исключительными свойствами, которые позволяют производить редкие культуры или особые сорта продукции, спрос на которые гораздо выше возможности их производства.

    Например, производство особых сортов винограда для получения редких вин. В добывающей промышленности монопольная рента образуется на тех участках, где добываются редкие металлы, минералы или другие ископаемые, спрос на которые на рынке значительно превышает возможности их добычи, вследствие чего рыночные цены на них устойчиво держатся выше стоимости. Во всех этих случаях капиталист, арендующий землю, вынужден платить собственнику необычайно высокую арендную плату, которая кроме абсолютной ренты и дифференциальной ренты (см. Дифференциальная рента при капитализме) включает в себя и монопольную ренту.

    С развитием крупных городов возникает и начинает расти монопольная рента на городских участках, имеющих исключительное положение с точки зрения постройки промышленных и торговых центров, крупных коммерческих зданий и доходных жилых домов. В этом случае она выступает в форме чрезмерно высокой платы за аренду помещений или очень высокой квартирной платы. Изменение спроса на редкие продукты, истощение запасов полезных ископаемых, влияние научно-технической революции приводят к тому, что те или иные участки теряют свою исключительность, а другие участки приобретают ее. Это ведет к уничтожению монопольной ренты на одних участках и появлению ее на других. В целом же с ростом ограниченности редких участков наблюдается тенденция к увеличению монопольной ренты.

    Абсолютная земельная рента - один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

    Абсолютную ренту приносит земледельцам все земельные участки, сдаваемые в аренду. Причиной существования абсолютной земельной ренту служит монополия частной собственности на землю, а условием образования - более низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве, нежели в промышленности. Поэтому здесь образуется излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Абсолютная рента - это часть прибавочной стоимости, присваиваемая земледельцами в силу частной собственности на землю. Крупная частная собственность на землю затрудняет перелив капиталов из промышленности в сельское хозяйство, препятствует межотраслевой конкуренции, уравнению нормы прибыли земледельческого капитала с общей нормой прибыли. Поэтому продукты земледелия продается по стоимости, которая выше общественной цены производства, так как излишек прибавочной стоимости над средней прибылью задерживается в сельском хозяйстве. Разницу между стоимостью и ценой производства сельхозпродуктов, т.е. добавочную прибыль, капиталисты-предприниматели отдают в форме абсолютной ренты владельцам земли в качестве платы за пользование землей.

    Источником абсолютной ренты является прибавочный труд наемных сельскохозяйственных рабочих. Абсолютную земельную ренту получают собственники всех земельных участков, сдаваемых в аренду.

    В условиях ограниченности земель в оборот включаются не только лучшие, но и худшие земли. При этом арендная плата собственниками взимается за всякие земли, в том числе за худшие. В результате на худших землях возникает земельная рента, которая выступает в виде абсолютной ренты.

    Механизм образования абсолютной ренты обеспечивается за счет того, что в качестве общественных издержек производства в сельском хозяйстве выступают издержки производства на худших землях, а реализуется продукция по общественным ценам. Разница между ними позволяет получать добавочную прибыль в виде абсолютной ренты:

    Т = С + V + Рср + Рдоп,

    где Т - стоимость продукции сельского хозяйства, производимой на худших землях; С + V - затраты капитала фермера соответственно на средства производства (С) и на заработную плату наемных рабочих (V); Рср - средняя прибыль, которую получает фермер; Рдоп - дополнительная прибыль, которую получает собственник земли в виде абсолютной ренты.

    В нашей стране до последнего времени исходя из принятой методологии обоснования появления ренты абсолютная рента отсутствовала (в силу отсутствия частной собственности на землю). В настоящее время частная собственность на землю вновь вводится. В этих условиях необходимо выяснить природу возникновения абсолютной ренты.

    Напомним, что абсолютная рента предполагает наличие частной собственности на землю, которая может использоваться двумя путями:

    а) с правом сдачи земли в аренду;

    б) без права сдачи земли в аренду.

    При первом подходе собственник сдает землю в аренду и получает определенный доход, который выступает в виде абсолютной ренты. В этом случае собственник земли может не участвовать в сельскохозяйственном производстве, а жить на доходы от сдачи земли в аренду. Не случайно Н. Г. Чернышевский называл абсолютную ренту «праздной рентой».

    При втором подходе собственник не имеет права сдачи земли в аренду. В этом случае земля исключается из свободного товарооборота; следовательно, исключается и возможность возникновения монополии крупного землевладения. При такой форме аграрных отношений существование абсолютной ренты становится невозможным.

    Особо следует сказать о государственной форме собственности на землю. До последнего времени считалось, что государственная форма собственности исключает возможность возникновения абсолютной ренты. Однако в рыночных условиях регионы все в большей мере наделяются правами субъектов хозяйствования; внедряются принципы организации местного самоуправления, осуществляемые на основе экономической и финансовой самостоятельности; усиливается ответственность регионов за обеспечение жизнедеятельности подведомственных территорий. В этих условиях вполне правомерно регионам как хозяйствующим субъектам и как собственникам земли ставить вопрос о сдаче земель в аренду (особенно в городах и поселениях городского типа) и получении доходов в виде абсолютной или дифференциальной ренты с использованием ее на местные нужды. Такой подход соответствует положению о том, что присвоение ренты является экономической формой реализации земельной собственности.

    Дифференциальная рента - дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Дифференциальная рента возникла как результат ограниченности земли: цена производства сельскохозяйственного продукта определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т. к. продукт только лучших и средних участков недостаточен для покрытия общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках.


    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    Неоклассические модели экономического роста

    Неоклассические модели экономического роста появились в середине 50-х гг. ХХ века, когда на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счет неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности труда и улучшения организации производства.

    В модели Р. Солоу используется производственная функция Кобба-Дугласа, в которой факторы «труд» и «капитал» являются субститутами.

    Предпосылками модели являются: а) убывающая предельная производительность капитала (МРК); б) постоянная отдача от масштаба; в) постоянная норма выбытия капитала; г) отсутствие инвестиционных лагов; д) взаимозаменяемость факторов объясняется технологией и предпосылками о совершенной конкуренции на рынке факторов производства.

    Предложение описывает производственная функция с постоянной отдачей от масштаба , и для любого положительного z верно, что .

    где Y / L - производительность индивидуального труда y ;

    K / L - фондовооруженность (капиталовооруженность) труда k .

    Тогда можно записать, что производительность труда является функцией капиталоотдачи (в каждой точке кривой тангенс угла равен предельной производительности капитала) и предложение можно определить как y = f (k ) (рис. 14.2).

    Cпрос y в модели Р. Солоу определяется потреблением и инвестициями, т. е.

    где с и i - потребление и инвестиции на одного занятого.

    Рисунок 14.2 - Зависимость производительности труда от капиталовооруженности.

    Но или , тогда , или
    , а значит, спрос определяется как

    С учетом равенства спроса предложению имеем:

    Динамика объема выпуска зависит от инвестиций, уровня их выбытия. Инвестиции изменяют фондовооруженность k и зависят от нормы накопления , т. е. .

    Выбытие фондов равно величине dk , где d - ежегодно выбываемая часть капитала k . Отсюда динамика запаса капитала следующая: или .

    Существует равновесное значение капиталовооруженности k *.

    Если капиталовооруженность меньше равновесной величины, т. е. k 1 < k *, инвестиции больше выбытия. т. е. i > dk , значит их рост увеличивает капиталовооруженность до k *. Если показатель капиталовооруженности больше равновесной величины, т. е. k 2 > k *, то инвестиции меньше выбытия, т. е. i < dk , значит капиталовооруженность сокращается до k * (рис. 14.3).

    Рисунок 14.3 - Равновесная величина капиталовооруженности

    На величину равновесной капиталовооруженности влияет норма накопления (сбережений) . Увеличение нормы накопления до 1 увеличивает равновесное значение капиталовооруженности до k * 1 , повышает производительность труда (см . рис. 14.3).


    Пусть население растет с темпом n . Теперь для сохранения прежнего уровня капиталовооруженности необходим объем инвестиций, который не только покроет выбытие капитала, но и обеспечит им новых рабочих, т. е. изменение запаса капитала на одного работающего станет равным = i – dk – nk , = f (k ) – (d + n )k.

    Для состояния равновесной капиталовооруженности необходимо равенство:

    = f (k ) – (d + n )k = 0.

    При этом возрастает угловой коэффициент (d + n )k и равновесная величина капиталовооруженности k * уменьшается k * 1 (рис. 14.4).

    Таким образом, чтобы капиталовооруженность оставалась постоянной, при росте населения капитал должен прирастать с таким же темпом, т. е.

    Рисунок 14.4 - Капиталовооруженность при росте населения

    Таким образом, рост населения является фактором экономического роста.

    Учет в модели технологического прогресса видоизменяет исходную производственную функцию (предполагается трудосберегающая форма НТП), т. е.

    Y = F (K , LE ),

    где Е - эффективность труда;

    LE - численность условных единиц труда с постоянной эффективностью Е . Чем больше Е , тем больше продукции может быть произведено работником.

    Пусть Е растет с темпом g . Если численность L растет с темпом n , а E с темпом g , то численность условных единиц труда с постоянной эффективностью LE растет с темпом (n + g ). Отсюда k = i dk nk gk или k = f (k ) – (d + n + g )k .

    Таким образом, при наличии НТП общий объем капитала и выпуска будет расти с темпом g , что является основой для повышения благосостояния населения.

    Так как экономический рост связан с различными нормами сбережений, возникает проблема выбора оптимальной нормы накопления, при которой потребление будет достигать максимума.

    «Золотой» уровень накопления капитала («золотое правило накопления Фелпса») - это уровень накопления капитала, обеспечивающий наивысшее потребление общества и устойчивое состояние экономики.

    Рост потребления возможен до точки, где темп роста инвестиций больше темпа выбытия капитала (точка k ** рис. 14.5). Здесь объем выпуска увеличивается больше, чем растет выбытие и потребление.

    Изменение капиталовооруженности k дает прирост выпуска, равный предельной производительности капитала и увеличивает выбытие на d (МРК = d ). С учетом роста населения и научно-технического прогресса МРК = d + n + g , что равно касательной с угловым коэффициентом d + n + g . Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больший, необходима программа по снижению предельной склонности к сбережениям .

    Если запас капитала меньше, чем k **, то необходима программа по повышению уровня сбережений. Эта программа первоначально приведет к росту инвестиций и падению потребления, но, по мере накопления капитала, потребление вновь начинает расти.

    Модель Р. Солоу выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния.

    Недостаток модели в том, что она анализирует состояние устойчивого роста в длительной перспективе, не учитывая целый ряд ограничителей роста (ресурсных, экологических, социальных).

    Рисунок 14.5 - «Золотой» уровень накопления капитала

    В неоклассической модели устойчивый темп роста определяется экзогенно. Современные теории эндогенного роста пытаются определить устойчивые темпы роста в рамках модели эндогенно, связывая его со всеми возможными количественными и качественными факторами: ресурсными, институциональными и другими.

    Сторонники концепции «экономики предложения» полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно путем сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную экономику.

    Модель Дж. Мида также имеет неоклассическое основание и объясняет экономический рост маржиналистскими подходами, используя закон предельной производительности факторов. Используя модернизированный вариант функции Кобба-Дугласа, Дж. Мид вывел уравнение возможности устойчивого динамического равновесия:

    где y - среднегодовой темп роста национального дохода;

    k - среднегодовой темп роста капитала;

    L - среднегодовой темп роста труда;

    Доля капитала в национальном доходе;

    Доля труда в национальном доходе;

    r - темп технического прогресса.

    Таким образом, темп роста национального дохода равен сумме темпов роста труда и капитала, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе плюс темп технического прогресса. Предполагая, что темп роста труда и технического прогресса постоянны, Дж. Мид делает вывод, что устойчивый темп экономического роста будет достигнут при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода.

    Если темпы увеличения капитала превысят темпы роста национального дохода, это приведет к автоматическому снижению темпа накопления. Данная зависимость - следствие предпосылки о постоянной доле сбережений в национальном доходе, поэтому прирост сбережений, необходимый для финансирования более высоких темпов накопления будет отставать от последних, оказывая на них сдерживающее влияние, и наоборот.

    Рассматривая влияние темпов роста производительности труда на динамическое равновесие, Дж. Мид пришел к выводу, что если они превысят темпы накопления капитала, то из-за снижения предельной производительности труда произойдет замещение труда капиталом и новое их сочетание в производственном процессе обеспечит полную занятость как труда, так и капитала. Поэтому в реальной действительности необходимо соблюдать соответствие между темпами роста труда и накопления капитала. Если рост труда не будет сопровождаться соответствующим ростом капитала, прирост рабочей силы окажется избыточным.

    В случае возникновения безработицы на рынке труда усилится конкуренция, которая приведет к снижению ставки заработной платы и к увеличению прибыльности капитала. В результате увеличатся темпы накопления, которые уравновесятся с темпами роста рабочей силы. Государство в модели Дж. Мида должно выполнять лишь косвенную стабилизирующую роль посредством использования денежно-кредитной политики. Только это позволит создать эффективный механизм перераспределения доходов и сбережений, обеспечивающий необходимую занятость ресурсов и устойчивый экономический рост.

    Модель А. Льюиса рассматривает резерв рабочей силы как основу экономического роста и применима для стран, в которых «плотность населения высока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограничены» (Индия, Пакистан, Египет и др.).

    В центре анализа - фигура предпринимателя. Кроме того, задача заключается в оптимальном перераспределении части трудовых ресурсов между сферами экономики: сельским хозяйством и промышленностью с тем, чтобы добиться ускорения темпов экономического роста. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном - является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию.

    Сам экономический рост А. Льюис подразделяет на два типа: в промышленности его источником служит использование дополнительного количества рабочей силы (экстенсивный тип) , в сельском хозяйстве - повышение предельной производительности труда (интенсивный тип) . Эти два типа экономического роста соответствуют двум различным функциям инвестирования. В промышленности речь идет, в основном, о расширении капитала. В сельском хозяйстве инвестиции расширяются в связи с сокращением прибылей: увеличение издержек на заработную плату вынуждает осуществлять замену ручного труда машинным, чтобы, сократив издержки, увеличить прибыли.

    А. Льюис считал, что модель неприменима к уже прошедшим индустриальную стадию западным странам, другие авторы, напротив, видят ее работоспособной и в условиях развитой экономики. Такие страны как Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия и Дания также подтвердили модель А. Льюиса, но в обратной зависимости: низкие темпы экономического роста в этих странах были связаны с ограниченным использованием трудовых ресурсов и производственных мощностей. Еще одну группу составили страны, испытывающие значительный избыток рабочей силы (Испания, Португалия, Греция, Югославия, Турция). Их экономический рост по мнению Ш. Киндлбергера, также вписывается в модель А. Льюиса. Эти страны снабжали рабочей силой не только собственную промышленность, но и промышленность других европейских государств и служили своеобразным резервным фондом труда для всего континента.

    Для стран с открытой экономикой большое значение имеет конкурентоспособность. Именно она определяет дальнейший экономический рост страны, решение проблемы внешней торговли, уровень благосостояния населения.

    Конкурентоспособность - это наличие способностей и свойств, обеспечивающих преимущества в сравнении с экономическими соперниками в определенных сферах деятельности. Национальная конкурентоспособность - это способность эффективно и продуктивно использовать имеющиеся ресурсы, в результате чего экономика может постоянно развиваться, производя инновации и осуществляя нововведения.

    Выделяют следующие уровни конкурентоспособности экономики: конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региональная конкурентоспособность и конкурентоспособность страны. Если для товара ключевыми в определении уровня конкурентоспособности являются его цена и качество, отсюда главными конкурентными стратегии фирмы являются стратегия снижения издержек и стратегия дифференциации, направленная на поиск новых технологий и создание продукции с новыми характеристиками.

    Критерием конкурентоспособности фирмы является рентабельность производства, масштабы инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования, управления, ее адаптивность к условиям рынка.

    Отраслевая конкурентоспособность связывается с оценкой международной специализации национальной экономики, долей экспорта товаров и капитала данной отрасли в общей структуре экспорта и вывоза капитала.

    О конкурентоспособности отдельных регионов речь идет когда конкурентные преимущества связаны с местными условиями некоторых территорий, где успешно конкурирующие фирмы и отрасли имеют выраженную географическую концентрацию, а уровень территориальной децентрализации функций управления позволяет самостоятельно выйти на мировой рынок.

    Конкурентоспособность страны является показателем, определяющим все предыдущие уровни конкурентоспособности.

    Основная теория конкурентоспособности страны М. Портера выделяет четыре компонента, обеспечивающих такую конкурентоспособность:

    1) факторные условия. Наряду с основными факторами производства, их количеством и качеством большое значение имеют приобретенные факторы (современная инфраструктура, высокообразованные кадры, НИИ и др.);

    2) значительный по величине, сегментированный спрос на внутреннем рынке на товары отрасли, стремящейся к международному лидерству;

    3) наличие родственных и поддерживающих (вспомогательных, сопряженных) отраслей, имеющих сильные международные позиции;

    4) дополнительным условие конкурентоспособности страны является государственная политика (государство формирует институциональную структуру, в окружении которой работает фирма или отрасль).

    Общие закономерности конкурентоспособности не исключают большого влияния и значения локальных условий, обычаев, экономической политики.

    Зарубежный опыт достижения конкурентоспособности показывает, что каждая страна имеет свой путь обеспечения прочных позиций на мировом рынке. Национальное процветание создается. Для этого должен действовать набор сил, который обеспечивал бы постоянную готовность вводить новшества, модернизировать экономику, ускорять развитие.

    Конкурентоспособность как свойство экономики весьма динамичное качество. Для его поддержания необходима конкурентная основа экономики и целенаправленная поддержка государства.

    Достижение конкурентоспособности требует реализации следующих подходов:

    а) расширение экспорта эффективно работающих отраслей и производств;

    б) импорт товаров, по которым страна неконкурентоспособна;

    в) содействие экспорту капитала в форме прямых инвестиций тех производств, которые менее продуктивны в пределах национальной экономики или развитие которых преследует расширение рынков сбыта путем преодоления таможенных барьеров.

    Зарубежная практика показывает, что стартовые позиции для развития конкурентоспособности находятся в отраслях, опирающихся на использование природных ресурсов либо трудоемких товаров. Важно учитывать нацеленность на создание конкурентных преимуществ в строго определенных отраслях, сегментах или даже в отдельных производствах. Большое значение имеет рациональная структура экспортно-импортных операций.

    Александр Идрисов
    Управляющий партнер
    "Про-Инвест Консалтинг"

    I. Конкурентоспособность экономики - основа для развития

    Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
    Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
    Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
    Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.
    Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
    Будет конкурентоспособная промышленность, будут:

      экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков);

      стабильные налоговые поступления в бюджет;

      занятость населения;

      социальная и политическая стабильность;

      заслуженное положение России на международной арене.

    II. Конкурентоспособность предприятий

    Основными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:

      Качество продукции и услуг

      Стратегия маркетинга и сбыта

      Квалификация персонала

      Технологический уровень производства

      Налоговая среда, в которой действует предприятие

      Доступность источников финансирования

    К сожалению, уровень конкурентоспособности российских предприятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. Мы имеем все: высокообразованных людей, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить четкую маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управляющими, которые в состоянии реализовать эти планы.

    III. Инвестиции

    Как говорилось выше, практически любое российское предприятие имеет реальную возможность привлечь капитал. Проблема инвестиций не техническая, а психологическая. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реалистичны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование вряд ли может быть доступно многим. В то же время существуют все необходимые условия для привлечения частных инвестиций: наличие высокого интереса частных инвесторов и высокий потенциал российского рынка. Несмотря на события последних дней, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, не ослабевает. Одним из препятствий на пути привлечения инвестиций является то, что российские предприятия не в состоянии предоставить бизнес-план, разработанный в соответствии с международными стандартами, с другой - руководители предприятий демонстрируют эффект "собаки на сене": "Умирать буду, а не поделюсь". Российский руководитель предприятия, как правило, владеет контрольным или значительным пакетом акций и не готов к привлечению инвестиций посредством продажи акций. В мировой практике даже в развитых странах невозможно найти промышленное предприятие, которое обеспечило бы финансирование только посредством займов. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Другой, не менее важной проблемой, препятствующей инвестиционному процессу, является налоговая система, вынуждающая руководство предприятия к сокрытию доходов, чтобы выжить в сегодняшних условиях. Сокрытие доходов противоречит главному требованию профессиональных инвесторов - "прозрачности", то есть полному и корректному раскрытию финансовой информации.

    Задача Правительства взять инвестиционные процессы под контроль и предпринять действия, которые позволят нейтрализовать причины, препятствующие его развитию.

    1. Требуется серьезная программа интенсивного обучения руководителей предприятий современным методам корпоративного стратегического планирования. Нет плана - нет четкой и реалистичной стратегии финансирования, а, следовательно, нет действий.

    2. Налоговое законодательство должно, с одной стороны, быть привлекательным для инвесторов, с другой - стимулировать директоров предприятий к раскрытию финансовой информации.

    3. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета уже заявлен, он должен интенсифицироваться.

    4. Необходимо срочно предпринять меры по восстановлению и развитию фондового рынка. Это не только инструмент для привлечения капитала в реальный сектор, но и возможность для населения сохранить и приумножить (при нормальной работе фондового рынка и стабильной политической ситуации в стране) сбережения.

    5. Развивать усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата и, в первую очередь, принятие жестких мер по борьбе с преступностью. Порядок и надежность - наиболее важные стимулирующие факторы для любого инвестора.

    IV. Государственная поддержка

    Государственная финансовая поддержка (прямое государственное финансирование, гарантии по займам и т.п.) должна быть адресована только тем предприятиям, которые действительно не в состоянии обеспечить финансирование из коммерческих (негосударственных) источников (банковские займы, частные инвесторы, фондовый рынок). Коммерческие предприятия, представляющие потенциально прибыльные коммерческие проекты, ни при каких обстоятельствах не должны рассматриваться как объекты государственной поддержки. Это главный принцип, которому должно следовать Правительство, без каких-либо исключений.

    К предприятиям, которые не имеют возможности привлечения денежных средств из внебюджетных источников, относятся:

    1. Оборонные предприятия, которые имеют ограничения по раскрытию информации, а, следовательно, не имеют возможность предоставить полноценную финансовую информацию для инвестора. При условии, если эти предприятия до сих пор выполняют важную роль в процессе обеспечения обороноспособности страны. В противном случае, данное предприятие должно предпринять действия к выделению необоронной части производства в отдельное юридическое лицо, которое будет в состоянии обеспечить раскрытие финансово-экономической информации, а, следовательно, привлекать частные инвестиции.

    2. Научно-исследовательские организации, результаты исследований которых представляют собой выдающийся научный результат и не могут быть предложены промышленным предприятиям. В противном случае, такие проекты должны финансироваться либо заинтересованными в результатах исследований предприятиями, либо венчурными фондами, в том числе и государственными.

    3. Социально значимые государственные проекты, которые не могут быть коммерчески эффективны в существующих условиях.

    IV.Приватизация

    Итоги приватизации плачевны. Главная цель - создание эффективного собственника - не была достигнута. Неэффективное управление собственностью приводит к ухудшению состояния предприятий, а иногда к их полной ликвидации, что является прямым ущербом интересам государства. Государство не только лишается поступлений в бюджет, но и вынуждено покрывать социальные издержки. Требуется разработка и реализация специальной программы создания эффективных собственников. Для этого необходимо потребовать от владельцев планы развития предприятий, демонстрирующие способность предприятия к преодолению кризиса и повышения конкурентоспособности. Должно быть поставлено условие, что в случае невыполнения согласованных планов, акции владельцев будут проданы по рыночной стоимости новым владельцам, представившим наиболее эффективные по заключениям независимых экспертов планы развития. Данная мера должна обеспечить динамичность процессов реформирования предприятий.

    V. Реструктуризация предприятий

    Ряд российских предприятий исторически получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Такие предприятия ни при каких обстоятельствах не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников. Они должны либо увеличить в несколько раз прибыль, либо сократить активы и издержки. Такие предприятия - гиганты, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки государственного финансирования этих предприятий приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Вследствие отсутствия квалификации и опыта, руководство предприятия не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг, отобранных на конкурсных условиях профессиональных консультантов по управлению. Кстати, сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных провести такие работы.

    VI. Государственное регулирование

    Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели - будет ли данная мера содействовать укреплению конкурентоспособности российских предприятий. Например, введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех планируемых проектов по созданию бытовой электроники в России и потере целой отрасли. С другой стороны, по опыту Китая, если вы планируете продать в Китай молоковоз, вы должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность российских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению их конкурентоспособности.

    Введение налогов на рекламу не позволяет российским предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к своим конкурентам, снижает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества российской продукции, приводят к росту себестоимости товаров и, соответственно, потере конкурентоспособности.

    Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья. То есть меры государственного регулирования должны оказывать безусловное содействие развитию производств, целью которых является конечный потребитель. Не потребитель транзистора, а потребитель телевизора. Не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход, с одной стороны обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций российских производителей на нем, с другой - будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах. Меры стимулирования глубокой переработки, будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Это список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер, должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций российских предприятий.

    • Лидерство и Менеджмент

    Ключевые слова:

    1 -1

    С 1998 г. в рамках Всемирного экономического форума (World Economic Forum) публикуются рейтинги, в которых большинство стран планеты ранжируются по уровню конкурентоспособности. В связи с этим возникает несколько вопросов.

    Во-первых, что такое «конкурентоспособность национальной экономики », т.е. не конкурентоспособность продукта, фирмы, отрасли, а конкурентоспособность экономической системы страны?

    Во-вторых, от чего зависит конкурентоспособность страны, какие факторы лежат в ее основе? Почему одни страны добиваются значительных успехов в своем развитии, а другие - нет?

    В-третьих, если конкурентоспособность отдельно взятой компании определить довольно просто (например, по величине и норме прибыли, уровню технологий, размеру доли на рынке и т.п.), то как быть с оценкой конкурентоспособности страны? Какие макроэкономические показатели следует рассматривать: ВНП, ВВП, ВВП на душу населения (в 2005 г. самый высокий показатель среднедушевого ВВП был в Люксембурге, на втором месте по этому показателю - Катар 1 , на четвертом и пятом - Бруней и Кувейт), обеспеченность природными ресурсами, долю страны в ВВП мира?

    Ответ на многие вопросы дает теория известного американского экономиста из Гарвардского университета М. Портера. Работая в 1980-е гг. в созданной Р. Рейганом Комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, Портер попытался опре-

    В 2008 г. Катар по среднедушевому ВВП вышел на первое место.

    делить термин «конкурентоспособность» применительно к государству. На основе изучения практики компаний ведущих индустриальных стран мира, на долю которых приходится почти половина мирового экспорта, М. Портер предложил концепцию международной конкурентоспособности нации (основные положения концепции представлены в его книге «Конкурентные преимущества нации»).

    Подход Портера заключается в том, чтобы рассматривать конкурентоспособность страны под углом зрения конкурентоспособности компаний, представляющих страну на мировом рынке, поскольку в конечном счете национальный доход страны создается ее компаниями-производителями, а международная торговля, по сути, перераспределяет продукт, созданный конкурентоспособными фирмами в конкурентоспособных отраслях различных стран. Следовательно, рассматривать степень конкурентоспособности страны следует с микроуровня - уровня отдельно взятой фирмы. То есть, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а компании этих стран.

    Успех развития национальной экономики зависит от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: либо иметь низкие издержки производства и, следовательно, низкие цены, либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Портер отмечает, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Следовательно, страна должна специализироваться на наиболее конкурентоспособных сегментах экономики, а менее эффективные отрасли могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться.

    Конкурентоспособность национальной промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг означает также то, что они развиваются по законам свободного рынка. Политика протекционизма, государственные субсидии местным компаниям, ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов наносят ущерб конкурентоспособности отечественных производителей.

    Портер предложил модель «конкурентного ромба», отражающего схему факторов (детерминант) национального конкурентного преимущества (рис. 6.1). Ответом на вопрос, почему страна добивается успехов в той или иной области, служат четыре компонента (свойства), формирующие среду, в которой действуют (конкурируют) компании. Эта среда может способствовать, а может и препятствовать созданию конкурентных преимуществ. Этими четырьмя свойствами являются: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) состояние обслуживающих и смежных отраслей; 4) структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

    Рис. 6.1.

    Рассмотрим эти свойства подробнее. Что касается факторных условий, то факторы делятся на основные (первичные), которые достаются стране от природы (климатические и природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п.) и развитые (вторичные), которые появляются в результате развития производства (инфраструктура, технологии, знания, высококвалифицированный персонал). При этом в наукоемких отраслях экономики основные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы можно получить практически в любой другой стране мира. Только развитые факторы дают стране те конкурентные преимущества, которые трудно скопировать странам-конкурентам.

    Факторные условия делятся также на общие (универсальные) и специализированные (специфические). Специализированные факторы требуют значительных инвестиций и их трудно продублировать странам-конкурентам (страховые компании, медицинские библиотеки, ипотечные банки, высококвалифицированная рабочая сила). Наличие у страны большого количества общих и основных ресурсов делает конкурентоспособность такой страны мнимой, иллюзорной.

    Говоря о втором свойстве - условия внутреннего спроса - следует отметить, что значение имеет не объем внутреннего спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно небольшим, а спрос - огромным, благодаря высокому уровню доходов населения, рекламной политике. Важное значение имеет качество самих потребителей. Требовательные и информированные потребители заставляют производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, повышать качество продукта.

    В отношении третьего свойства Портер обращает внимание на то, что развитие отдельных отраслей способствует процветанию смежных отраслей. Например, компания IBM обусловила появление таких гигантов мировой компьютерной индустрии, как Microsoft, Intel, Netscape. Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет реализовывать совместные проекты, способствует возникновению альянсов, а следовательно, снижаются трансакционные издержки, усиливается обмен информацией между специалистами разных отраслей. Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали или по горизонтали. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство стали, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей.

    Четвертое свойство охватывает цели, стратегии, способы организации компаний, которые сильно отличаются друг от друга в разных странах. Способ управления фирмой, стиль руководства зависят от национальных особенностей той или иной страны. Ни одна система не является универсальной, но она должна соответствовать источникам конкурентного преимущества. Например, в Германии наиболее конкурентоспособны крупные компании в отраслях с высоким уровнем технологий, а в Италии лидируют мелкий и средний бизнес, семейные предприятия. Важно и то, какие сферы деятельности являются престижными в стране, какие отрасли являются отраслями национальной гордости. В США особо престижным делом считаются занятия в медицине, юриспруденции, финансовых услугах, микробиологии, компьютерной индустрии. Неудивительно, что успехами именно в этих отраслях США могут гордиться.

    Главным катализатором экономической системы служит достаточная внутриотраслевая конкуренция. Именно жесткая внутренняя конкуренция способствует поиску внешних рынков и стимулирует выход фирм за границу. В Японии насчитывается около десятка производителей автомобилей, более 20 компаний выпускают аудио- и видеотехнику. Тесное окружение конкурентов стимулирует к поиску новых и лучших решений в бизнесе. Действует принцип Голливуда: в среде процветающих, но одновременно конкурирующих друг с другом звезд устанавливается особая атмосфера, способствующая подъему всего окружения. Подобным образом развивается Силиконовая долина в Калифорнии.

    Все четыре свойства взаимодействуют, образуя некий «национальный ромб», который является комплексной системой. Чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в тех или иных отраслях экономики, необходимы преимущества во всех составляющих ромба (в этом случае его невозможно продублировать другим странам). Преимущества на основе одной-двух детерминант невозможно удерживать долго, они являются «ускользающими». Например, российские запасы сырья уже не делают нашу страну конкурентоспособной даже в сырьевом сегменте мирового рынка, поскольку, во-первых, открываются новые месторождения в Африке, Латинской Америке, Австралии, а во-вторых, современные технологии позволяют обходиться синтетическими заменителями многих природных материалов и полезных ископаемых. Только комплекс свойств определяет глобальное лидерство страны как конкурентоспособной державы мирового уровня. Национальные конкурентные преимущества возникают только тогда, когда уникальным является весь «ромб».

    Кроме четырех детерминант в «конкурентном ромбе» есть две переменные, которые могут либо усиливать, либо ослаблять эти четыре свойства - случайные события и действия правительства (см. рис. 6.1).

    К случайным событиям относятся события, которые не связаны прямо с условиями развития страны. Ни компании, ни национальное правительство не могут влиять на такие события, но эти события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве. К случайным событиям можно отнести политические решения зарубежных правительств; войны, эпидемии, стихийные бедствия; изобретения и крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; потрясения на мировых финансовых рынках и т.п.

    Другая переменная - политика правительства в самых разных отраслях экономики и сферах жизни общества (налоговая, внешнеторговая, денежно-кредитная, валютная, структурная и др.) - также способна повлиять на расстановку сил и приоритеты развития национальной экономики. М. Портер обращает внимание на серьезную проблему во взаимоотношениях частного бизнеса и государства: временное несовпадении задач государственной политики и задач бизнеса. Государственная политика в большей степени ориентирована на интересы избирателей (которые не любят долго ждать) и на интересы политиков (которых избрали на относительно короткий срок). Следовательно, решения правительства в большей степени носят краткосрочный характер, и говорить о долгосрочной стратегии государства довольно трудно. Компании же ориентированы на долгосрочную перспективу, так как для создания и поддержания конкурентных преимуществ в отрасли компании нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правительства, а также краткосрочные пожелания акционеров только «раздражают» бизнес.

    Таким образом, по М. Портеру, основой конкурентоспособности национальной экономики является продуктовая и отраслевая конкурентоспособность, которая измеряется производительностью труда в отрасли, т.е. конкурентоспособность на микроуровне определяет конкурентоспособность на макроуровне. В 1990-е гг. теория М. Портера послужила основой для выработки рекомендаций в области государственной политики повышения уровня конкурентоспособности национальных товаров в Австралии, Новой Зеландии, США.

    В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

    Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

    С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать , противостоять конкурентам.

    Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

    Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе определяется:

    • либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности;
    • либо особенностями выбора предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы конкуренции (товар, услуга) и субъекты конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство), и объекты конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть), и масштабы деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

    Основные виды конкурентоспособности:

    • (предприятия, фирмы, компании);
    • (товаров, услуг).
    Таблица 1. Иерархия понятий конкурентоспособности

    Уровень иерархии

    Понятие конкурентоспособности

    Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений

    Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений

    Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли

    Способность:

    • к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов;
    • удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; использовать производственные и управленческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия

    Способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам

    Конкурентоспособность товаров (услуг)

    — сложный, многоаспектный, экономический объект, характеризующийся совокупностью свойств, главными из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар — продукт труда, произведенный для продажи. Термин «товар» более универсальный, более общий термин — «продукт». Товары — физически осязаемые продукты. Продукт включает и неосязаемую составляющую часть (услуги, идеи и пр.).

    Продукт — все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей (физические предметы, услуги, идеи). По Котлеру, товар воспринимается на трех уровнях:

    • товар по замыслу , который должен определить какую проблему потребителя решает создаваемый товар (основная выгода или услуга);
    • товар в реальном исполнении — конкретный товар, обладающий уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, упаковкой;
    • товар с подкреплением — предоставление дополнительных услуг (поставки и кредитование, монтаж, гарантии, послепродажное обслуживание и др.).

    Услуга — вид деятельности или благ, которые одна сторона может предложить другой.

    Характеристики услуги:

    • неосязаемость (услугу невозможно увидеть и попробовать на вкус, услышать до ее покупки);
    • неотделяемость от производителя (ее осуществление возможно только в присутствии производителя);
    • непостоянство качества (качество услуги зависит от мастерства производителей);
    • несохраняемость (услугу невозможно хранить до следующей продажи или использования).

    В иерархии понятий конкурентоспособности базовым является понятие « », которое может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).

    В качестве производителей товаров выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за:

    • потребителей;
    • рынки (товарные, отраслевые, территориальные);
    • факторы производства (природно-сырьевые, производственно-
    • технологические, трудовые, финансовые ресурсы);
    • инвестиции.

    Потребительская ценность товара — это его способность удовлетворять конкретную потребность соответствующей группы потребителей (потребительского сегмента). Потребительская ценность товара определяется степенью его соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мера потребительской ценности товара — максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за него без сожаления. Чем ниже цена реализации товара относительно ее потребительской ценности, тем выгоднее потребителю покупка товара, или, другими словами, выше конкурентоспособность товара. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для производителя она соответствует «запасу конкурентоспособности его продукции».

    Многие покупатели, принимая решение о покупке того или иного товара, используют критерии: цена и качество (причем под этим у одних покупателей может подразумеваться надежность, для других — эстетические характеристики). Потребитель взвешивает «достаточно ли качества» ему предлагают за указанную цену. Описывая удачную покупку, люди зачастую говорят, что «всего-то за столько-то рублей удалось купить товар с такими-то достоинствами». Иначе говоря, покупатель считает, что за купленный товар не жалко было отдать и больше. Но поскольку он достался дешевле, то цена приобретения ниже потребительской ценности. Конкурентоспособность товара тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности.

    Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто целым рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Например, потребность человека в передвижении может быть удовлетворена путем применения автомобиля, мотоцикла, велосипеда, поезда и т.д.


    © 2024
    mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство