08.06.2023

Народное хозяйство ссср освоение производственных мощностей. «народное хозяйство ссср. Хозяйственное строительство в ссср


Развитие экономики СССР в довоенный период

Замечание 1

Народное хозяйство Советского Союза к началу второй мировой войны располагало процветающим сельским хозяйством, сильными промышленными мощностями, крупными трудовыми ресурсами. СССР занимал первые места по запасам нефти, угля и других природных ресурсов, что давало его огромные преимущества для развития промышленности. Одной из ведущих задач партии выступало развитие топливно-энергетического комплекса страны. СССР по темпам роста производства продукции данной отрасли опережал другие страны в 2-3 раза, такие объемы производства давали толчок развития и других отраслей.

Еще одной отраслью, которой партия отводила особую роль являлось машиностроение, поскольку оно играло решающую роль в техническом перевооружении страны. Сельское хозяйство в стране развивалось решительными темпами, по всей стране насчитывалось около 240 тыс. колхозов и 4 тыс. совхозов. Быстрыми темпами росла отрасль транспорта, в первую очередь железнодорожного, который осуществлял 85% всего грузооборота. Немаловажной отраслью в довоенные годы выступала связь. К 1940 году Советский Союз установил телефонную связь со всеми государствами, увеличил количество почтовых отделений связи до 50 тыс.

Расходы бюджета на оборонную промышленность в последние годы предвоенного периода возросли в шесть раз по сравнению с 30м годом. Общие капитальные вложения в экономику СССР в предвоенные годы (1938-1941) составили более 17 млрд рублей, что более чем в два раза больше чем в первую пятилетку.

Во время Великой Отечественной войны погибло около 27 млн человек, голод, продолжавшийся до 1947 года унес жизни еще 0,8 млн человек. В короткие сроки были восстановлены многие отрасли народного хозяйства и разрушенные города и села. После войны началась перестройка народного хозяйства с военно-промышленного на гражданский лад. Во время четвертой пятилетки было построено около 6тыс. крупных промышленных предприятий, повысилась производительность труда на 25%. Техническое перевооружение предприятий происходило в основном за счет полученного из Германии оборудования.

Довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции был достигнут лишь спустя 10 лет., основной упор делался на развитие промышленности. Государство помогало колхозникам лишь поставкой сельскохозяйственной техники, за которую они должны были государству платить сельскохозяйственной продукцией, которая также облагалась высокими налогами. Транспортная отрасль тоже потихоньку восстанавливалась. Однако строительство крупных железнодорожных магистралей было приостановлено вплоть до 1950 года.

Незначительно вырос уровень жизни городского населения – промышленные и продовольственные товары больше не распределялись по карточной системе, студентам начали выплачивать стипендии, социально незащищенным слоям населения – пособия, все это достигалось за счет средств сельского населения.

Особенности народного хозяйства СССР в годы «холодной войны»

Начало противостояния между социализмом и капитализмом было положено сразу после окончания второй мировой войны. Две сверхдержавы США и СССР вступали в спор практически по всем возникающим на мировой арене вопросам.

    Промышленность . По-прежнему в СССР главенствующая роль отводилась промышленности и в 1953 году Г.М. Маленковым были предложены реформы управления промышленностью, суть которых заключалась в приоритетной поддержке легкой и пищевой промышленности, что вызвало бурное недовольство руководителей предприятий тяжелой промышленности и стало причиной отстранения Маленкова. В те годы у руля стоял Н.С. Хрущев. Он предпринял попытку преобразования министерств в совнархозы для перехода с отраслевого типа контроля на территориальный, со временем это привело к сложностям коммуникации и управления.

    В 1960-х годах темпы развития промышленности и экономического развития государства в целом начали снижаться. В 1965-м году вновь были образованы министерства. С 1966 по 1970 годы (восьмая пятилетка) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а к началу 70-х снова начал снижаться, что было вызвано отсутствием внедрения новых технологий и экстенсивным ростом производства в последние годы. В начале 80-х ставка была сделана на добычу полезных ископаемых и СССР приносил около 10% мировой добычи нефти и газа, так правительство подсадило страну на «нефтяную иглу».

    Сельское хозяйство . Эта отрасль при правлении Хрущева тоже испытала на себе реформы. Налоги, взымаемые с крестьян были снижены, а государство продолжало увеличивать поставки сельскохозяйственной техники в села. В начале 50-х все силы были брошены на освоение целины в западной Сибири и Казахстане – было отправлено около 300 тыс. человек и много новой сельскохозяйственной техники. Поначалу целина приносила хороший урожай, однако к концу 50-х в силу эрозии почв и климатических условий урожай начал падать. С целью увеличения урожая были расширены площади посева для кукурузы. В начале 60-х снова появилась продовольственная проблема. Правительство попыталось решить ее за счет повышения цен на продукты животноводства, что вызвало бурное недовольство среди городских граждан.

    Социальная сфера . К середине 50-х партия стала больше внимания уделять социальной сфере: отменили плату за обучение в вузах и школах, увеличили пенсии в два раза, начался этап повсеместного жилищного строительства.

    Наука . Наука получила бурное развитие в годы «холодной войны». Конкуренция с западом привела к появлению ядерной энергетики, в 53-м году были проведены испытания первой водородной бомбы. Позже появились первые атомные электростанции, ледокол, подводные лодки, первый реактивный пассажирский самолет.

Замечание 2

Народное хозяйство СССР на протяжении всего существования Советского государство испытывало подъемы и падения. Это было связано, в первую очередь с неоднородностью развития страны в различные политические периоды. Директивы и реформы не всегда давали эффект, а правительство страны часто руководствовалось собственными интересами при принятии решений (особенно в годы «холодной войны»).

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны, 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.


В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт - институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие - парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов - Г. М. Маленков, танков - В. М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества - А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин - авиационной промышленности, Б. Л. Ванников- боеприпасов, И. Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И.Ефремов - станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев - угольной, И. И. Седин - нефтяной.

Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата - танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири - в 27, а в Поволжье - в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А. И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны… встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала… Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать…" (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31–38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т. д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелия.

В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. - более 55 тыс. человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят - русских, украинцев, белорусов и других национальностей - были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз - летом и осенью 1941 г., второй раз - летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

Российская революция 1917 г. как её Февральский, так и особенно Октябрьский этап изменили исторический ход страны, привели к радикальным преобразованиям в социально-экономической организации с весьма далёкими последствиями и для страны, и для всето мира. Приход к власти большевиков означал смену общественного строя, заявленного новой властью как строительство социализма. В соответствие с идеологическими постулатами социалистических преобразований были приняты и осуществлены акции исторического значения. В первые же дни Советской власти законодательно установлен рабочий контроль на предприятиях, что явилось началом их последующей национализации.

Одним из первых исторических решений Совнаркома стал декрет «О земле», согласно которому отменялась частная собственность на землю, национализировались земельные владения помещиков. Крестьяне получали землю в вечное пользование. Согласно декрету земля делилась по общинному принципу - либо по количеству работников в семье, либо по числу едоков. Вместе с тем проводились мероприятия по созданию коллективных хозяйств (коммун). Но принципы уравниловки и вызываемая ими безответственность сделали их нежизнеспособными.

Социализм связан с введением централизованного управления обществом и экономикой, с формированием государственной социально- экономической политики. Уже в декабре 1917 г. был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), состоящий из отраслевых комитетов. Началась национализация крупной промышленности и банков. Первым банком, переданным в введение государства, стал Российский государственный банк, переименованный в Народный банк. Была введена государственная монополия на банковскую деятельность.

В 1918г. осуществлена национализация транспорта - железных дорог, морского и речного флота. В апреле 1918 г. была объявлена национализация внешней торговли, установлена монополия на внешнеэкономическую деятельность. В июне 1918 г. декретом была национализирована крупная промышленность (с капиталом свыше 1 млн. руб.).

Главной проблемой Советской власти в первые годы стала борьба с разрухой и голодом. С целью обеспечения городов продовольствием и прежде всего Москву и Петроград в деревни направлялись вооружённые отряды рабочих (продотряды) с целью изъятия излишков хлеба у селян. В деревнях им помогали созданные Комитеты бедноты (Комбеды).

Разруха, вызванная Гражданкой войной и саботажем со стороны врагов Советской власти, привела к остановке большинства предприятий, в тяжёлом положении находился транспорт. Преобладающей формой хозяйства стало кустарное мелкотоварное производство. Сильно пострадало сельское хозяйство: посевные площади к концу Гражданской войны сократились вдвое, а урожайность - втрое. В стране с 1919 г. вынуждено был установлен режим «военного коммунизма», когда торговый обмен был заменён продразвёрсткой - прямым изъятием продовольственных нродукгов, иногда с компенсацией товарами первой необходимости (мыло, керосин, соль, ткани). Военный коммунизм привёл к полной централизации управления, экономические методы не стали играть роли. Одним из решений нового режима стало введение всеобщей трудовой повинности в духе идеологии борьбы с буржуазными элементами. Чрезвычайными мерами решались и финансовые проблемы: вводились чрезвычайные налоги на буржуазию, осуществлялась денежная эмиссия, что приводило к инфляции (курс рубля к 1920 г. упал но отношению к 1913 г. в 13000 раз). Произошла натурализация хозяйства.

После окончания Гражданской войны началось постепенное восстановление экономики. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия ио электрификации России (ГОЭЛРО). По настоянию В.И. Ленина был принят план электрификации страны, рассчитанный на 10 лет, по сути это был первый план индустриализации России на основе электрификации, он стал одним из эпохальных достижений Советской власти. По плану ГОЭЛРО планировалось построить за 10 лет 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт. Объём выпуска продукции тяжёлой промышленности предполагалось увеличить вдвое, лёгкой - втрое. План электрификации был с честью выполнен, Россия встала на путь форсированной индустриализации своей экономики.

Другой исторической акцией Советской власти явился переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП): продразвёрстка заменялась продналогом, который охватывал лишь 20% сельхозпродукции. С целью преодоления товарного голода разрешались мелкие частные предприятия с числом рабочих до 20 человек, допускалась сдача в аренду и концессию государственных предприятий, создавались смешанные акционерные общества с участием и частного капитала, восстанавливались товаро-денежные отношения. Эти меры шли вразрез идеологии социализма, вызывали рост мелкобуржуазности, как считали ортодоксальные коммунисты. Надо отдать должное прозорливости Ленина, настоявшего на введение НЭП. Сегодня уже ясно, что ликвидация мелкого частного предпринимательства в конце 20-ых годов, стала одним их крупных провалов экономической политики Советской власти.

НЭП оживил хозяйственную жизнь страны, позволил насытить рынок потребительскими товарами, продовольствием, дал толчок развитию экономики России, что позволило преодолеть хозяйственную разруху и голод 1921 г., уже в 1922 г. была отменена карточная система продовольственного снабжения. К 1926-1927 гг. советская экономика достигла довоенного уровня. Наблюдался рост частного сектора, его доля в лёгкой промышленности к этому времени составляла 65%. В добывающей промышленности преобладал иностранный капитал, концессии добывали до 30% золота, 60% серебра, 85% марганцевой руды. Активную роль в развитии промышленности страны играл американский капитал: в Кузбассе была создана автономная индустриальная колония - АИК, в Москве и Петрограде - Русско-американская индустриальная корпорация.

Основным сектором в лёгкой промышленности оставалась мелкое кустарное производство, в нём было занято две трети промышленных рабочих. Особенно ускоренно развивалась торговля и финансовый сектор. В 1923-1924 гг. была проведена весьма успешная денежная реформа: обесцененные старые рубли были заменены червонцами, на 25% обеспеченные золотом и на 75% товарами и векселями. Новые деньги свободно обменивались на иностранную валюту, была обеспечена конвертируемость рубля. Создавалась банковская система: наряду с Госбанком функционировали акционерные, кооперативные банки, общества взаимного кредита, Сбербанк. К 1926 г. в стране насчитывалось 61 самостоятельный банк.

Вместе с тем развивался государственный сектор народного хозяйства, укреплялась централизация управления. Ещё в 1921 г. была организована государственная плановая комиссия (Госплан). С 1927 г. стали разрабатываться пяти- летние планы развития народного хозяйства СССР. Правительством был взят курс на форсированную индустриализацию. Пятилетние планы стали весьма эффективной формой управления экономикой. В структуре управления произошёл переход от главков к синдикатом, развивался хозрасчёт. К началу 30-х годов в СССР сформировалась централизованная система управления народным хозяйством. ВСНХ был преобразован в Народные комиссариаты (наркома ты) по важнейшим отраслям промышленности: сначала - тяжёлой, лёгкой и лесной промышленности, а затем отраслевые министерства стали преобладающими органами управления народным хозяйством страны (в 1939 г. их число возросло до 34) Ликвидирован хозрасчёт как система ведения хозяйства. В СССР возобладала планово-административная система экономики.

Стратегия на ускоренную индустриализацию страны в сложившихся условиях была исторически оправданной и осуществлялась в форме напряжённых пятилетних планов. Первая пятилетка (1927-1932 гг.) заложила основы индустриальной экономики в стране: было построено 1,5 тыс. промышленных предприятий среди них такие как Уралмаш, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский автозавод, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы и др. Выплавки чугуна достигла 6 млн. т, в 2 раза больше, чем в 1913 г., произведено электроэнергии 13, 5 млрд. кВт. час. (в 3 раза выше 1913 г.), добыто каменного угля 65 млн. тонн. Почти заново были созданы целые отрасли промышленного производства: авто-, гракгоро- и танкостроение, авиационная промышленность, станкостроение. Высокими темпами осуществлялась машинизация народного хозяйства, росла химическая промышленность. Валовая продукция промышленности возросла в 1932 г. в сравнении с 1913 г. в 2,67 раз, при этом тяжёлой - в 4, 24 раза, лёгкой - только в 1,87 раз. СССР избежал мирового экономического кризиса 1929-1930 гг., используя для себя благоприятную ситуацию - снижение цен на машины и оборудования, осуществил массовые закупки техники.

В годы первой пятилетки была проведена широкая коллективизация в сельском хозяйстве страны. По существу было ликвидировано единоличное ведение хозяйства (кроме подворья), крестьяне были объединены в коллективные хозяйства (колхозы) и в совхозы. Сама идея кооперации на селе, выдвинутая ещё Лениным, не противоречила крестьянским интересам, она рассматривалась как форма коллективного (общинного) груда и взаимопомощи, предусматривалось совместное владение мельницами, молотилками, тракторами и комбайнами, при этом сохранялись единоличные земельные угодья.

Однако, начиная с 1930 г., коллективизация была проведена форсировано, принудительными методами, с выселением зажиточных крестьян (кулаков) в отдалённые районы с конфискацией их имущества, раскулачиванию подверглись 1,1 млн. хозяйств. Насильственные методы вызывали протесты крестьян, в том числе вооружённое сопротивление. Результатом сплошной коллективизации стало падение на четверть сельскохозяйственного производства, было подорвано животноводство: поголовье скота сократилось с 60 млн. голов в 1928 г. до 33, 6 голов в 1933 г., лошадей - соответственно с 32 до 14, 9 млн. голов, свиней - с 22 до 9,9 млн. голов, овец и коз - с 97,3 до 32, 9 голов. Непомерные заготовки зерна вызвали массовый голод в стране («голодомор»), особенно в южных вполне благодатных регионах (Северный Кавказ, Украина, Черноземье). С 1928 г. была вновь введена карточная система продовольственного снабжения в стране, отменённая лишь в 1935 г.

К 1940 г. колхозы и совхозы стали доминирующей формой ведения хозяйства, в них работало 93% крестьян страны, им принадлежало 99% посевной площади. Вместе с гем подворья, обладая лишь 1% пахотной земли, давали 28% продукции сельхозпроизводства, в том числе мяса - 26%, молока - 27, яиц и овощей - 29, плодов и ягод - 54, картофеля - 58%.

Коллективизация нанесла огромный урон экономике страны и прежде всего сельскому хозяйству, лишив его наиболее работоспособной части крестьянства. Колхозы оказались неэффективной формой ведения хозяйства и в последствие уже в новой России самоликвидировались.

Положительным достижением коллективизации следует признать широкую машинизацию сельскохозяйственных работ. К концу первой пятилетки тракторов насчитывалось 150 тыс., в 1940 г. - 531 тыс. шг., они стали главной тягловой силой на селе, комбайнов - 182 тыс. шт., автомобилей - 228 тыс. шт. Большую роль в механизации труда сыграли машинотракторные станции (МТС). Повысилась товарность сельскохозяйственного производства до 36%. Преодолены негативные явления коллект ивизации.

Вторая пятилетка (1932-1937 гг.) и третья, прерванная войной, позволили СССР войти в число мировых экономических лидеров. Была обеспечена экономическая независимость страны, её обороноспособность. СССР превратился из аграрно-промышленной в промышленно-афарную страну. Значительно возрос его индустриальный потенциал: вступили в строй 4500 промышленных предприятий. В 1940 г. выплавлялось 14,9 млн. т чугуна, 18,3 млн. т стали, добывалось 166 млн. т угля, 31,1 млн. т нефти, было выработано 48, 3 млрд. кВг.ч. электроэнергии, выпущено 31,6 тыс. тракторов, 136 тыс. 1рузовых автомобилей, произошли сдвиги и в сельском хозяйстве (см. табл. 1.1. и 1.2).

Динамика экономики России и СССР за 1913-1940 гг.

Таблица 1.1.

Виды продукции

1. Электроэнергия, млрд. кВт.ч

2. Нефть, млн. т

3. Природный газ, млрд. м. куб.

4. Каменный уголь, млн. т

5. Чугун, млн. т

6. Сталь, млн. т

7. Железная руда, млн. т

8. Прокат, млн. т

9. Автомобили, тыс. шт.

10. Трактора, тыс. шт.

11. Вывозка древесины, млн. м. куб.

12. Цемент, млн. т

13. Хлопчатобумажные ткани, млн. кв. м

14. Кожаная обувь, млн. пар

15. Мясо в убойном весе, млн. т

16. Молоко, млн. т

17. Зерно, млн. т

18. Улов рыбы, млн. т

Национальный доход возрос более чем в два раза, рос и фонд заработной платы рабочих и служащих (в 2,5 раза) и доходы колхозов (в 3 раза). Выросло благосостояние трудящихся страны, товарная обеспеченность населения. В третьей пятилетке (1938-1942 гг.) упор в индустриализации страны был сделан на форсированное развитие военного производства - прежде всего новых моделей танков и самолётов. Угроза войны заставляла перемещать промышленный потенциал в восточные районы, богатые природными ресурсами.

Таблица 1.2.

Рост поголовья скота в России и СССР

Следует признать, что довоенные пятилетки превратили страну в сильную мировую державу. СССР занял первое место в Европе и второе в мире после СШЛ. Это был исторический подвиг нашего народа, что позволило стране противостоя ть агрессии германского империализма, снасти себя и другие народы от порабощения. Данный факт нельзя умалить ссылками на невыполнение пятилетних планов и даже признанием массовых репрессий в эпоху правления Сталина.

Великая отечественная война 1941-1945 гг. стала огромным испытанием для экономики страны, её социально-политической системы в целом, для национального духа советского народа. С первых дней войны возникла острая необходимость перевода промышленности на военный лад, резкого повышения объёмов выпуска военной продукции, особенно новых танков и самолётов. Угроза оккупации значительной территории страны, на которой располагалась треть промышленного потенциала, требовала перемещения заводов и фабрик в восточные ра йоны, что и было осуществлено в кратчайшие сроки. Всего было вывезено в глубокий тыл 1523 предприятия и 10 млн. человек.

В кратчайшие сроки была решена и другая грандиозная задача - введены в действие эвакуированные предприятия и организовано массовое производство военной техники и снаряжения. За годы войны выпуск военной продукции возрос в 2,5 раза, а танков и самолётов - в 3 раза, По этим видам техники СССР превзошёл не только Германию, но и СШЛ и Великобританию. Было выпущено 125,6 тыс. самолётов, 102,5 тыс. танков, 500 гыс. артиллерийских орудий. Кроме того СССР получил от США но ленд- лизу и других стран 22 тыс. самолётов (17,5% всего отечественного производства), 13 тыс. танков (12,7%), 10 гыс. орудий (2%) и большое количество автомобилей - 200 тыс. (32,8% нашего объёма выпуска). Всего США предоставили СССР техники, снаряжения и продовольствия на 9,8 млрд, долл, (это около четверти всей помощи другим странам).

Война принесла огромный ущерб экономике страны. Было разрушено 1710 городов и посёлков 70 тыс. сёл, 32 тыс. промышленных предприятий, 100 гыс. колхозов и совхозов. Зарезано или угнано в Германию 17 млн. голов скота, 7 млн. лошадей, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Общий экономический ущерб оценивается в 375 млрд. долл. Огромны были и человеческие потери - 27,5 млн. человек и 18,4 млн. раненых и увеченных. Национальный доход за годы войны сократился на 26%.

Ещё во время войны встала острая задача восстановления народного хозяйства на освобождаемых территориях. После окончания войны возникла новая проблема - в условиях атомной монополии США и разгорающейся «холодной войны» с Западом СССР столкнулся с необходимостью в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенное хозяйство, но и поднять индустриальный и научно-технический потенциал на новый более высокий уровень, ликвидировать ядерную монополию Америки. Эти задачи решил четвёртый пятилетний план (1946-1950 гг.).

В 1947 г. была осуществлена денежная реформа, что позволило стабилизировать денежный оборот, вывести из оборота фальшивые деньги. Была отменена карточная система продовольственного обеспечения. В 1949 г. произошла реформа оптовых цен, были введены новые оптовые цены на промышленную продукцию. К 1950 г. народное хозяйство СССР не только было восстановлено, но и превзошло его довоенный уровень. Объём национального продукта возрос вдвое, валовая продукция промышленности - в 1,9 раз, сельского хозяйства - в 1,6 раз. Историческое значение приобрело испытание в СССР первой атомной бомбы (29 августа 1949 г.) - была ликвидирована ядерная монополия США.

Пятый пятилетний план (1951-1955 гг.) и последующие планы социально-экономического СССР также были ориентированы на индустриальное развитие страны, её научно-технического потенциала, на подъём сельского хозяйства и повышение жизненного уровня народа. В экономической политике наметился поворот к использованию хозрасчёта, принципа материальной заинтересованности. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отменены налоги с личных хозяйств, заменённые системой заготовок. Неоднократно снижались розничные цены на потребительские товары.

С 1954 г. началось широкое освоение целинных земель в Казахстане и Сибири, что позволило существенно увеличить заготовки зерна (до 40%). В 1958 г. ликвидированы МТС, сыгравшие немаловажную роль в жизни села, техника была продана колхозам и совхозам. В конце 50-х годов была проведена реформа управления - переход от отраслевой к территориальной системе. Управление но регионам осуществлялось Советами народного хозяйства (Совнархозами), которые сыграли положительную роль в развитии местной промышленности, но были ликвидированы в 1965 г. В шестидесятые годы XX столетия СССР превратился в космическую державу: благодаря межконтинентальной баллистической ракете, созданной в 1957 г. (знаменитая Р7 С.Королёва), был осуществлён запуск первого в мире спутника (4 октября 1957 г.) и полёт космического корабля с человеком на борту 12 апреля 1961 г. (триумфальный полёт Ю. Гагарина), ставшего национальным праздником страны. Выход в космос, достижение военного паритета с США стало ещё одним историческим подвигом нашего народа.

В эти годы наблюдалось массовое жилищное строительство, внедрялись индустриальные методы строительства, что позволило снизить остроту жилищной проблемы. По сравнению с 1950 г. жилищная площадь в городах увеличилась в 17 раз, на селе - в 14 раз.

В 1965 г. началась экономическая реформа по углублению хозрасчётных принципов хозяйствования, что положительно сказалось на развитие советской экономики. Были приняты решения о неотложных мерах помощи селу: на пятилетие был снижен план обязательных закупок зерна и продукции животноводства, увеличены закупочные цены. Продолжалась механизация сельскохозяйственного производства, резко выросло производство "факторов и комбайнов.

Однако в 70-е годы наметилось снижение темпов роста продукции сельского хозяйства, наблюдался постоянный рост импорта зерна: в 1970 г. он составил лишь 2,2 млн. т, то в 1980 г. - 27,8 млн. т, а в 1985 - уже 44,2 млн. т. С целью повышения эффективности аграрного сектора был принят ряд важных решений: в 1974 г. началось осуществление долгосрочной и масштабной программы подъёма Нечерноземья, в 1982 г. - принята Продовольственная программа СССР.

Позитивное влияние на экономику страны оказал мировой энергетический кризис 70-х годов. Резко выросли цена на нефть и нефтепродукты, интенсивно росли объёмы их экспорта: за десятилетие ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое (66,8 млн. т. в 1970 г. до 119 млн. т. в 1980 г.), газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. куб. км. до 54, 2). Внешнеторговый оборот СССР за 11-ю пятилетку увеличился в 6 раз с 22,1 млрд. руб. до 142 млрд, руб. Однако в экономике СССР продолжали нарастать негативные явления: падение темпов роста национального дохода, хронический дефицит потребительских товаров, их низкое качество, явно уступающее зарубежным товарам. Всё это явилось следствием отказа от проведения глубоких реформ хозяйствования, запаздывание с введением полного хозрасчёта, пересмотра цен на товары и услуги. Административно-плановая экономика оказалась неспособной перейти на интенсивный путь развития, устаревший механизм был невосприимчив к инновационному прогрессу, плохо адаптировался к меняющимся условиям. Страна скатилась в застой, несмотря на продолжающийся рост экономики, возникла острая необходимость её глубокого реформирования.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка и 12-я пятилетка не принесли коренных изменений в механизм хозяйствования, экономика страны катилась по накатанному пути, продолжался прежний курс на ускоренное развитие средств производства ненадлежащего качества и вооружений. В перестроечные годы были приняты весьма важные решения: об ускорении научно- технического iipoipccca, об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, о борьбе с пьянством и алкоголизмом, о государственном предприятии (объединении), повышающем свободу их деятельности. Однако все эти меры оказались запоздалыми и неэффективными. Хозяйство страны требовало более глубоких преобразований, использования рыночных механизмов.

Динамика производства важнейших видов продукции в СССР за 1950-1990 гг.

Таблица 1.3.

продукции

Электроэнергия, млрд. кВт.ч.

Нефть, млн. т

Газ, млрд, куб.м

Каменный уголь, млн. т

Чугун, млн. т

Сталь, млн. т

Прокат, млн. т

Автомобили, всего, тыс. шт.

в том числе лег-

ковые, тыс.шт.

Тракторы,

Молоко, млн. т

Цемент, млн. т

Вывозка древесины, млн.куб.м

Зерно, всего, млн. т

Мясо, млн. т

Вместе с тем следует отметить, что в советский период истории (1917-1991 гг.) страна превратилась в сверхдержаву, уступая по своей экономической и оборонной мощи только США, равной по научно- техническому потенциалу, превосходя их в духовной культуре и наличию природных ресурсов. Была создана мощная индустриальная инфраструктура, осуществлена механизация сельского хозяйства. Существенно возросли объёмы производимой в СССР продукции (см. табл. 1.З.). Повышено благосостояние населения, на новый уровень поднялась обороноспособность страны - был обеспечен военный паритет с США. Всё эго позволило ряду учёным говорить об уникальности советской цивилизации. Её опыт успешно использован в Китае, который пошёл не путём слома прежней плановой экономики, а путём её модернизации на основе рыночных отношений хозяйствования, что позволило КНР добиться весьма впечатляющих достижений в социально-экономической сфере.

Это исторически сложившееся единство всех отраслей хозяйства страны, связанных между собой разделением труда.

Народное хозяйство всего Советского Союза, каждой союзной и автономной республики, каждой области и края включает отрасли материального производства и отрасли так называемой непроизводственной сферы.

Важнейшие отрасли материального производства - промышленность, сельское хозяйство, грузовой транспорт, строительство, а также торговля, общественное питание, заготовки сельскохозяйственных продуктов, материально-техническое снабжение.

Отрасли непроизводственной сферы - жилищное хозяйство, бытовое обслуживание и коммунальные услуги (водопровод, канализация, пассажирский транспорт и пр.), здравоохранение, наука, просвещение, искусство.

Юный краевед, знакомясь с хозяйством какой-либо области или района, должен выяснить прежде всего, какую долю в хозяйстве занимают отрасли материального производства и непроизводственной сферы. При этом надо учитывать, что в сфере материального производства есть отрасли, создающие средства производства, орудия труда, и отрасли, которые выпускают предметы потребления.

Народное хозяйство при социализме основывается на общественной собственности на средства производства, на свободном от эксплуатации труде работников. Цель производства в нашей стране - обеспечить благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Это основной закон социализма.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» сказано: «В восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществлять свою экономическую стратегию, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей».

Огромной силой экономического развития страны стало социалистическое соревнование, которое повышает сознательность трудящихся, мобилизует их на дальнейшее развитие экономики, улучшение качества работы. Вот почему так важно выявлять и распространять новые, эффективные виды социалистического соревнования, наиболее удачные способы материального стимулирования лучших работников.

В статье 16 Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны». Создание такого единого комплекса - результат длительной работы по рациональному размещению производительных сил. Важнейшие принципы социалистического хозяйствования были разработаны основателем первого социалистического государства В. И. Лениным. Они получили глубоко научную трактовку в его трудах: «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Наброски плана научно-технических работ», «О едином хозяйственном плане», «О продовольственном налоге» и др.

Плановый характер управления экономикой - отличительная черта социалистического хозяйствования и в то же время принципиальное преимущество социализма перед капитализмом. Величайшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он разработал научно обоснованный план построения социализма, вооружил партию правильными принципами руководства народным хозяйством.

Уже первый единый государственный план развития народного хозяйства Советской Республики на основе электрификации, разработанный в 1920 г. по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), был перспективным планом всестороннего экономического развития страны. Он отразил ленинские идеи электрификации всей страны и создания крупной индустрии. В. И. Ленин назвал этот план второй программой партии.

Ленинские принципы планирования и развития экономики воплотились в первом же государственном пятилетием плане, где было записано: «СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности своего объединения и специализируя отдельные его части. Только этим путем и может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности общественного труда».

Союзные республики и экономические району по существу специализированные территориальные народнохозяйственные комплексы. Быстрый рост экономики союзных республик привел к тому, что все они теперь имеют многоотраслевую промышленность и высокомеханизированное сельское хозяйство. Взаимосвязанный народнохозяйственный комплекс, включающий в себя народное хозяйство всех республик Советского Союза и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики в отдельности,- экономический базис развитого социалистического общества.

Экономика страны как единый народнохозяйственный комплекс требует строгой пропорциональности в развитии всех ее звеньев, как территориальных, так и отраслевых.

Народное хозяйство СССР очень сложный комплекс производств и разнообразных экономических связей. Например, промышленный элемент единого народнохозяйственного комплекса СССР (на схеме - блок «Промышленность») сейчас образуют более 280 отраслей, около 30 тысяч объединений и предприятий. Аграрный блок («Сельское хозяйство») - более 47 тыс. колхозов и совхозов и 7 тыс. межхозяйственных организаций. Строительный- почти 30 тыс. первичных подрядных организаций.

На схеме структуры народного хозяйства СССР обозначены лишь основные отрасли народного хозяйства и важнейшие их взаимосвязи. В мире нет другой такой страны, где бы в руках государства были сосредоточены столь огромные, столь разнообразные и планово управляемые производительные силы.

При планировании развития и размещения производительных сил всегда учитывается и тот факт, что экономика нашей страны развивается в тесном сотрудничестве с экономикой других стран социализма, особенно членов СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи). На основе принципов дружбы, суверенитета и взаимной выгоды с каждым годом углубляются хозяйственные связи стран СЭВ, согласовываются планы развития отдельных отраслей, обмен продукцией. Это помогает каждой стране увеличивать темпы экономического развития. Ныне страны СЭВ производят вместе около ⅓ мировой промышленной продукции и более ¼ мирового национального дохода.

Одобренные XXVI съездом КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 -1985 годы и на период до 1990 года» предусматривают дальнейшее динамичное и сбалансированное развитие экономики страны как единого народно-хозяйственного комплекса, пропорциональный рост всех его отраслей и хозяйств союзных республик, совершенствование территориального разделения труда. Подчеркнута необходимость концентрировать силы и ресурсы на решении основных народнохозяйственных задач, обеспечить поэтапную реализацию целевых комплексных программ по важнейшим социально-экономическим проблемам, расширять и совершенствовать экономические, научно-технические и культурные связи с зарубежными государствами, и прежде всего со странами социалистического содружества.

ИЗУЧИТЕ ВАШ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

  1. Выясните происхождение названия населенного пункта, историю его возникновения и развития.
  2. Определите географическое положение населенного пункта.
  3. Опишите природные условия: климатические особенности, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, растительность, реки, озера, водохранилища и их хозяйственное значение.
  4. Какое население проживает в данном населенном пункте (его численность, состав, основные занятия).
  5. Соберите сведения о людях, принимавших активное участие в установлении Советской власти и в жизни страны в период первых пятилеток, об инициаторах стахановского движения, об участии ваших земляков в Великой Отечественной войне, о жизни населенного пункта в послевоенный период.
  6. Проведите поиск на тему «Их имена носят улицы нашего населенного пункта».
  7. Побывайте на ведущих предприятиях вашего населенного пункта.

Узнайте, когда и в связи с чем возникло предприятие, основные виды его продукции, какие задачи стоят перед ним в новой пятилетке, за какие показатели в работе оно борется.

Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны СССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин.

Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством.

Курс новой реформы был направлен на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление системы их материального стимулирования, для этого существенно сокращалось число обязательных плановых показателей. Теперь ведущим показателем эффективности работы предприятия были стоимостной показатель реализованной продукции. Данная новация стимулировала предприятия к выпуску качественных, конкурентно-способных товаров, пользовавшихся на рынке. Предприятия и объединения были переведены на систему хозяйственного расчета (хозрасчет), предполагающая оставление части полученной прибыли на предприятии. Из нее формировались фонды развития предприятия, его социальной сферы и фонд поощрения работников. Задача реформы - повышение уровня интенсификации производства и как результат - обеспечение устойчивого роста экономики в целом.

Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. На пятилетие до 1970 г. был установлен сниженный план обязательных закупок зерна и продукции животноводства при одновременном увеличении закупочных цен. А за сверхплановую продажу зерна хозяйства получали надбавку в размере 50% к основной закупочной цене.

Увеличение закупочных цен в ходе реформ 1953-1954 и 1965 гг. масштабные капиталовложения 1970-х начала 1980-х гг. в итоге не способствовали развитию этой отрасли. Она не обеспечила растущих потребностей народного хозяйства, а требовала от государства все новых и новых инвестиций, превращаясь в "черную дыру" советской экономики. Именно сельское хозяйство наиболее ярко отражало несостоятельность "социалистических методов хозяйствования".

К началу 1970-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР, основным направлением которой явились информационные технологии. В народное хозяйство внедрились лишь 1/5 часть изобретений. Отставание в развитии НТП происходило на фоне окончательного возврата руководства к прежней хозяйственной практике в результате экономической контрреформы 1979г. Стратегическими направлениями хозяйственной политики оставались традиционные отрасли, развивающиеся на основе преимущественно экстенсивного метода, а не наукоемкие производства. СССР в эти годы выходит на первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Из-за слабого внедрения достижений НТП даже в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. Среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970 гг. снизились до 3,6% в 1981-1985 гг., национального дохода - с 7,2% до 2,9%. К началу 1980-х гг., советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но и напротив снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Чуть лучше складывалась ситуация в ВПК. Несмотря на установление военно-стратегического паритета с США, гонка вооружений продолжалась и в 1970-1980 гг. По западным оценкам, военные расходы СССР составляло около ј ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США. На военные нужды работало до 80% отечественного машиностроения. Огромные средства расходовались государством на поддержание антиимпериалистических режимов по всему миру.

Немалые средства для обеспечения роста уровня жизни советского народа и поддержания затухающих темпов развития народного хозяйства приносил массированный экспорт нефти и газа. Только за 1970-1980-е гг. ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое с 66,8 млн. до 119млн. т., а газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. до 54,2 млрд. м3). Позитивное влияние на развитие рынка потребительских товаров оказала расширявшаяся кооперация социалистических стран в рамках СЭВ. В результате расширения внешнеэкономических связей внешнеэкономический оборот СССР за 1970-1985 гг. вырос более чем в шесть раз - с 22,1 млрд. до 142 млрд. руб. Это способствовало длительному поддержанию затухающих темпов роста народного хозяйства страны в период стагнации и в последующую эпоху реформ. Одним из грозных проявлений системного кризиса стала подавленная инфляция, в основе которой лежал растущий год от года разрыв в темпах увеличения денежных доходов населения и затухающих темпов роста совокупного предложения на рынке потребительских товаров и услуг. Эта проблема выдвинулась в качестве основной в период "перестройки" и в первые годы радикальных реформ перехода к рынку.

Отечественная культура в условиях тоталитарного общества В 1946-1950 годы были восстановлены в основном разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем.29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.

Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.

Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования. Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и осферебыта.

Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.

По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград", а затем целая серия других "идеологических" постановлений: "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и другие.

Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела "приструнить" интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.

Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала "Новый мир" обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: "Теркин на том свете" Твардовского, "Наследники Сталина" Е. Евтушенко, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они "сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма" и в своем "основном содержании сохраняют актуальное значение".

В 50-е - первой половине 60-х годов систематической разносной критике за "идеологическую сомнительность", "недооценку руководящей роли партии", "формализм" и "ревизионистские настроения" подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, С. Кирсанов, скульпторы и художники Э. Неизвестный, Р. Фальк, режиссер М. Хуциев и другие. Заметную роль в этих разносах сыграл Н. Хрущев как первое лицо в государстве. За опубликованный за границей роман "Доктор Живаго", получивший Нобелевскую премию по литературе, его автор Б. Пастернак был подвергнут откровенной травле и исключен из Союза писателей.

Пожалуй, главным содержанием художественного творчества в этот период было противоборство политико-культурных сил сталинистов и антисталинистов. Пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева воспринимались как нравственно-политичекая позиция, отвергавшая сталинщину. Однако эта позиция страдала наивной верой в возможность исправления и преодоления прошлых ошибок. Творчество художественной интеллигенции не было еще направлено против тоталитарной системы.

Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в обстановке неосталинизма. Противоречивость "застоя" весьма своеобразно проявилась в духовной жизни общества. Официальная культура все более склонялась к ритуалу, очищенному от какой-либо содержательности. В то же время через элементарное отрицание этого официоза значительно расширилась возможность для формирования "антистиля" в любых художественных вариантах. Здесь имеется в виду несоответствие методу и задачам социалистического реализма как они понимались идеологическим руководством страны. К "антистилю" приводила, в первую очередь, самобытность и неординарность творцов культуры, таких, как И. Глазунов, А. Тарковский, Э Неизвестный. Но нужно сказать, что разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, своим реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами неофициального направления в художественной жизни стало творчество В. Шукшина и В. Высоцкого. Если первый с идеями российской вольницы и обостренным антиурбанизмом в литературе и кинематографе был более понятен интеллигенции, то уникальность стихов и песен Высоцкого - в их доступности и популярности во всех слоях и кругах общества.

Говоря об официальной культуре, следует сказать, что помимо отказа от реальности она характеризовалась значительной "милитаризацией". Чем дальше в прошлое уходили события войны, тем больше войны было в художественном творчестве. Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной "героизацией". Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась в "лирическую фигуру для масштаба". В ранг героической активно включаласьипроизводственнаятематика.

Осуществляя тотальный контроль, государство прежде всего обращало внимание на те отрасли художественного творчества, которые имеют самую широкую аудиторию - литературу, кинематограф, телевидение. То что, по мнению чиновников не способствовало или вредило делу коммунистического воспитания, не должно было доходить до народа. Подобный подход определил рождение оригинального явления в отечественной культуре - самиздатовской литературы. Запрещенные книги распространялись в машинописном виде. Самиздат был тесно связан с общественным движением диссидентов и приобрел политическое значение. Государственная монополия на все средства культуры и невозможность реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к тому, что в 60-80-е годы многие деятели отечественной культуры были вынуждены уехать за границу. Некоторые были высланы из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Максимов, В. Некрасов, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и многие другие. Таким образом, вопреки тоталитаризму отечественная литература и искусство развивалось, постоянно стремясь вырваться из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры. Только физическое уничтожение творцов культуры могло создать иллюзию полного подчинения художественного творчества идеологическим канонам. Периоды ослабления и "затягивания гаек" в общественной жизни в советское время в равной степени стимулировали творческую активность, как порождаемыми надеждами, так и нарастающим нравственным протестом.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство