04.11.2019

Эксперты о Стратегии «2030»: Это «прыжок барса», который выведет Татарстан на новый уровень. Во всех трех зонах планируется улучшить транспортные пути: в планах построить мост через Волгу в районе п. Гребени и около п. Соколки, обходные железные дороги ок


© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. Борис Гладарев, научный сотрудник ЦНСИ


Название исследования: «Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» Исследование проведено в рамках разработки «Стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» Сроки реализации проекта: декабрь 2013 – июнь 2014 Исследовательская группа – 6 человек: Виктор Воронков Мария Вятчина Борис Гладарев Лилия Сагитова Екатерина Токалова Жанна Цинман ОБ ИССЛЕДОВАНИИ


Цель исследования - определение ключевых проблем и путей развития сферы малого и среднего бизнеса Татарстана из перспективы предпринимателей, чтобы содействовать обеспечению механизмов обратной связи между представителями бизнес-сообщества и администрацией РТ Основным объектом исследования является предприниматель - человек, осуществляющий на свой риск (и под свою имущественную ответственность) инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли через производство товаров или услуг


Методология исследования: взаимодополняющее сочетание кейс-стади, биографического метода и близких им подходов, сформулированных в русле «понимающей социологии» Макса Вебера и его школы Эмпирические данные: 1) собраны базы релевантных теме документов (программных, статистических, законодательных, а также материалов СМИ) 2) собраны 27 глубинных интервью: 20 биографических интервью с молодыми бизнесменами 7 экспертных интервью с представителями государственных и общественных институтов, связанных с поддержкой малого бизнеса в Татарстане 3) данные включенного наблюдения на бизнес-семинарах и тренингах, а также кейс-стади в научно-производственной фирме среднего размера (февраль-апрель 2014) ОБ ИССЛЕДОВАНИИ


Руководство Татарстана регулярно заявляет о необходимости стимулировать развитие сектора МСБ в республике. Декларации Правительства РТ закреплены в текстах программ развития республики. Три типа программ например: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане стратегические тактические целевые «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на годы». «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы», или программа «Сельская молодежь» программы по развитию инфраструктуры грантовые программы программы предоставления субсидий программы обеспечения государственных гарантий по кредитам образовательные программы


Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане 30% на прямую финансовую поддержку: Лизинг-грант Кластерные гранты Гарантийный фонд Фонд микрофинансирования (март 2014) Старт-1, 2, 3 Образовательные гранты программы «Алгарыш» и др. Финансирование программ поддержки МСБ в РТ 70% на инфраструктуру: 1 ОЭЗ «Алабуга» 5 технопарков 3 технологических парка 2 индустриальных парка 1 технополис 2 агропромышленных парка 7 бизнес-инкубаторов Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП, и идет следом за Москвой по общей сумме финансирования, направляемого на поддержку МСБ: более 3 млрд. руб. в 2013, 2,7 млрд. в 2014 г.


Правительство РТ выступает одним из ключевых агентов развития МСБ в республике. Но в Татарстане есть негосударственные драйверы, способствующие росту сферы МСБ. Среди таковых стоит назвать, прежде всего, следующие: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане развитые деловые СМИ множество хороших исследований МСБ РТ широкая сеть НКО и бизнес- ассоциаций Бизнес Online, РБК Татарстан, Business-gazeta.ru, Intertat.ru, Деловой квартал, Tatcenter.ru и др. исследования Центра перспективных экономических исследований АН РТ, Независимого института социальной политики, Ресурсного центра стратегического планирования, а также внешних агентов - Мирового банка, ЕУСПб и др. Торгово-промышленная палата РТ Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ «ОПОРА России» «Деловая Россия» Ассоциация фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана Союз молодых предпринимателей РТ проект «Бизнес Молодость» молодежный бизнес-клуб «Навигатор» и др. «Дорожная карта» развития МСБ, ТПП РТ






Количество экономически активных предприятий МСБ в Татарстане: 161,4 тыс. – 2012 год 145,3 тыс. – 2013 год 140,1 тыс год (апрель) * По итогам первого квартала 2014 года: количество средних предприятий сократилось с 478 ед. до 470 ед. количество индивидуальных предпринимателей сократилось с 90,6 тыс. () до 89,8 тыс.чел. () * По данным ЦПЭИ АН РТ МСБ Татарстана, общие сведения


Малый и средний бизнес в экономике РТ последние три года занимает долю около 25%, что заметно ниже, чем во многих промышленно развитых странах (50-70%), но выше, чем по РФ (20%) Основной вклад в ВРП вносит малое предпринимательство. В январе-сентябре 2013 года доля малых предприятий в ВРП республики составила 22,2%, доля средних предприятий – 2,6%. Согласно региональным программам развития* доля МСБ должна была занимать 27%, а в 2015 году должна достигнуть 34% ВРП в экономике Татарстана. Но согласно оценкам Минэкономики РТ по итогам 2013 года доля МСБ составила только 25,6% от ВРП. *«Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на годы». МСБ Татарстана, общие сведения


В 2013 году в сфере МСБ занято около 480 тыс. работающих - это четверть трудоспособного наследия РТ. Нельзя забывать, что статистика в России всегда «хромала» и относиться к цифрам осторожно. Учитывая, что по оценкам некоторых экспертов до 50% малого бизнеса в Татарстане находится в «тени», работая без регистрации вне правового поля, не платя налоги. МСБ Татарстана, общие сведения






Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада с другой стороны: - последние годы Правительство РТ демонстрирует высокий уровень лоббирования республиканских интересов на федеральном уровне и является лидером по масштабу государственных инвестиций, привлеченных под развитие региональной инфраструктуры; - республиканское руководство всегда может оправдать проблемы и неудачи в социально-экономическом развитии региона ошибками федерального центра (что и делалось, например, в 1990-е годы) «Федеральные ограничения» с одной стороны: - региональные усилия по стимулированию бизнес активности ограничены федеральной налоговой политикой, общероссийским уровнем развития правоохранительной и судебной систем, а также общим качеством госуправления; - руководство РТ не обладает достаточными ресурсами, чтобы изменить, например, социальную ориентированность бюджета; - республиканское Правительство не может волюнтаристски перераспределить региональный бюджет от социальных расходов, обещанных Президентом РФ, в направлении бизнес инвестиций; - также оно не может самостоятельно изменить систему налогообложения, реформировать судебную систему, упростить законодательство для субъектов МСБ


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «нефтяная игла» Экономика РТ сильно зависит от нефтедобывающ его сектора. На его долю в 2013 г. приходится 20,9% добавленной стоимости. В добывающем секторе республики сосредоточено 12% всех инвестиций, но занято только 2% всех работников с одной стороны: - эксперты воспринимали эту особенность региональной экономики как позитивный фактор, как «сырьевую подушку безопасности», как экономический мотор локальной экономической системы. Благодаря развитому нефтедобывающему сектору Татарстан имеет достаточно средств для выполнения социальных обязательств и поддержания сравнительно высокого уровня инвестиций в развитие региональной экономики с другой стороны: большая доля сырьевого сектора, представленного добычей нефти, является критическим условием роста/спада экономики в зависимости от внешней конъюнктуры цен на углеводороды. Она препятствует развитию менее прибыльных секторов экономики. И большинство из принявших участие в исследовании бизнесменов оценивали наличие развитой нефтехимической индустрии как «сырьевое проклятие» Татарстана, мешающее развитию МСБ сектора в экономике республики, которая «сидит на нефтяной игле».


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «патриархальная модель управления» Татарстанское общество сегодня представляет собой сложное сочетание традиционалистских и модернистских культурных интенций, которые находятся в противоречивой динамике. Можно сказать, что современный Татарстан в значительной степени развивается по патриархальной модели, представляя собой строго иерархичное общество, где ключевым конкурентным преимуществом является контактная встроенность в региональную административную систему, на которую завязаны основные финансовые потоки.


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «Клановая система» Патриархальная модель управления опирается на «клановую систему», которая пронизывает социальный порядок на самых разных уровнях и в значительной степени определяет правила и принципы бизнес активности: доверять можно только «своим», родственник – это лучший деловой партнер, а неформальные связи надежнее остальных. Доверие возможно только среди «своих», которыми являются в первую очередь родственники.


Почему МСБ Татарстана не растет? Основные противоречия татарстанской модели развития либерально- рыночные декларации локальный бизнес- климат республиканская политика поддержки МСБ глобальная политэкономическая неопределенность фискальные интенции федерального правительства патриархальная модель управления vs.


Почему МСБ Татарстана не растет? Выводы ВЫВОДЫ « Федеральные ограничения», «нефтяная игла», «клановая система» и «патриархальная модель управления» - совокупно определяют перспективы и ограничения развития МСБ в республике В патриархальной системе распределение ресурсов организовано не по рыночной модели. Это «общество с порядком ограниченного доступа», для которого характерно распределение ренты между ограниченным кругом лиц, происходящее в результате негласных договоренностей элит. Представители «элитного клуба» всячески ограничивают возможности создания конкурирующих с ними структур, как политических, так и экономических (Норт, Уоллес, Вайнгаст: 2011) Консервация клановых отношений препятствует вертикальной карьерной мобильности по меритократическим критериям (компетентности, квалификации), что стимулирует коррупцию, приводит к дефициту профессиональных кадров и тормозит развитие Татарстана как глобально конкурентного региона


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов с одной стороны: в Татарстане развиваться элементы реальной инфраструктуры, разработаны программы, формируются кластерные технопарки, бизнес- инкубаторы, упрощена процедура регистрации фирмы по системе «одного окна», запущена программа «Техноприсоединение» и пр. По темпам создания объектов инфраструктуры для развития МСБ, в том числе в сфере хайтек, РТ занимает одно из лидирующих мест в стране. Предприниматели признают, что руководство республики много вкладывает в развитие инфраструктуры. с другой стороны: - с точки зрения бизнесменов, произведенной инфраструктуры в республике пока не достаточно - кроме того она функционирует в режиме неравного доступа – лишь меньшинство предпринимателей Татарстана могут воспользоваться новыми инфраструктурными «оазисами» - пока мало эффективных механизмов по развитию инфраструктуры для МСБ за пределами отдельных «точек роста» (технопарков, ОЭЗ и проч.). Бизнесмены постоянно испытывают трудности с арендой офисных, складских и производственных помещений, ограничены высокими тарифами на электричество, воду и газ. Развитие материальной инфраструктуры для поддержки МСБ


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с другой стороны: - денег на поддержку МСБ выделяется мало - реальную финансовую поддержку в среднем получают не более 0,4% предпринимателей в год - финансовая поддержка распределяется не до конца прозрачно + наблюдается дисбаланс по линии центр-периферия (в прошлом году лизниг-грант получили в основном бизнесмены казанской агломерации) - предприниматели не слишком хорошо информированы о возможностях получения финансовой или инфраструктурной поддержки. Нет «единого окна» для получения информации о республиканских программах - похоже, что поверх государственной инфраструктуры поддержки МСБ, постепенно наросла коммерческая инфраструктура доступа к инфраструктуре поддержки. Консалтинговые агентства, предлагают целый спектр услуг по оформлению и подаче заявок, гарантируя, что проект не будет «завернут» из-за непронумерованных страниц или других формальностей Финансовая поддержка сектора МСБ с одной стороны: - Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП - Правительство РТ эффективно привлекает федеральные средства для республиканских программ поддержки МСБ - через целевые программы происходит выделение субсидий, грантов и кредитов - в республике действует несколько программ финансовой поддержки и субсидирования субъектов МСБ, среди которых чаще всего упоминалась программа «Лизинг-грант», изредка Старт-1 и Старт-2 - действует также Гарантийный фонд, планируется создать Фонд микрофинансирования


Оценка молодыми бизнесменами республиканской политики в области поддержки МСБ Татарстана Карьера предпринимателя становится все менее привлекательной в Татарстане. Среди участвовавших в нашем исследовании бизнесменов преобладает мнение, что причиной тому неблагоприятные условия для деловой активности в РТ и в России в целом. Отсутствие дешевых заемных средств, растущие налоги, коррупция, слабая правовая защищенность собственности, а также возрастающая неопределенность не стимулирует притока в сферу малого и среднего бизнеса новых предпринимателей. Целевые гранты невелики, система распределения не всегда прозрачна. Для предоставляемых сумм объем собираемых документов таков, что бизнесмен еще подумает, насколько адекватна эта поддержка тем усилиям, которые требуются для ее получения. Многие предприниматели предпочитают просто не вовлекаться в государственные программы поддержки. В целом, политика республиканского Правительства в отношении малого и среднего бизнеса оценивается в бизнес-сообществе как мало эффективная: «Развитие экономики начнется у нас, если власть станет прислушиваться к бизнесу, потому что бизнесмен лучше чиновника понимает в реальной экономике» (Рамиль, 30 лет, производство и строительство).


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов ВЫВОДЫ Несмотря на последовательные попытки Правительства РТ изменить ситуацию к лучшему, в настоящее время бизнес- климат в республике отличается высокой неопределенностью и, следовательно, коротким горизонтом планирования его акторов Перманентное состояние неопределенности способствует популяризации стратегий «получение прибыли здесь и сейчас», «кто не успел, тот опоздал», которые препятствуют созданию лонгитюдных ответственных отношений с партнерами и с клиентами, формированию локальной бизнес-этики. Короткий горизонт планирования накладывает ограничения на рост деловой активности акторов региональной экономики, в том числе и в секторе МСБ. В республиканском бизнес-сообществе доминирует взаимное недоверие, провоцирующее высокие транзакционные издержки.


Красным выделены барьеры, преодолеваемые на региональном уровне Барьеры развития МСБ в РТ из перспективы предпринимателей высокое налоговое давление на МСБ неразвитая инфраструктура для МСБ (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь) изменчивость законодательной базы и слабая судебная система отсутствие системного практического бизнес-образования дефицит дешевых кредитов контролирующие институты и коррупция высокая неопределенность короткий горизонт планирования кадры, человеческий капитал и «утечка мозгов»


В интервью с предпринимателями Татарстана красной нитью проходила одна простая идея: государство должно минимально вмешиваться в регулирование сферы МСБ – нельзя административно организовывать рынки, ведь они возникают и развиваются в логике свободной конкуренции, очень далекой от административной логики чиновников. Чиновник не может научить бизнесмена как делать бизнес. Эффективные механизмы модернизации экономики и пути преодоления существующих барьеров в развитии МСБ Правительство РТ должно искать в сотрудничестве с предпринимателями республики. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – «Дорожная карта», 2013 – плод успешного взаимодействия ТПП и Минэкономики РТ. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели При разработке стратегии «Татарстан-2030» для сферы МСБ необходимо поменять иерархичный характер отношений чиновника и бизнесмена: они должны перейти на «рельсы» равноправного партнерства, которое может развиваться в процессе реализации общего для бизнеса и чиновничества интереса – модернизации социально-экономической модели Республики Татарстан. Как отметил в интервью один из экспертов: «Самое главное – менять мышление».


Несмотря на большой список проблем, сектор МСБ в Татарстане имеет шансы для своего укрепления и роста. Здесь у малого бизнеса есть несколько «союзников»: ответственное Правительство, постоянно озабоченное проблемами МСБ, НКО и профессиональные ассоциации, объединяющие местных бизнесменов, деловые СМИ, профессионально информирующие, дискутирующие и моделирующие бизнес проблематику, наконец, человеческий капитал - новое поколение татарстанских предпринимателей, ориентированное на рыночные ценности, готовое к конкурентной борьбе. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели Если руководство Татарстана хочет повлиять на социально-экономическую динамику республики, то оно должно перераспределить ресурсы и возможности в сторону местной молодежи. Именно, молодежь может стать драйвером, способным сдвинуть долу МСБ в экономики Татарстана с 25%.


© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. Спасибо за внимание!

Инвестиционный меморандум. Проект «Татарстан 2030»

В 2015 году был принят Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Одними из приоритетов Стратегии являются формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях, развитие инновационной деятельности и высокотехнологичных секторов экономики.

Современные инструменты, применяемые для развития республики согласно Стратегии 2030, отражены в ключевых направлениях: полюс роста «Волга-Кама», Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, эко-зона «Волжско-Камский поток», татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель «Татарстан: 7+6+3».

Амбиция Татарстана -- стать осевым евразийским регионом России. Республика стремится стать лидером по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции и внутреннего пространства, регионом с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда.

Ключевым механизмом перехода к инновационной экономике является кластерная активация. Предусмотрено разделение экономики на 3 основных кластера: это кластеры ключевые (например, наука и образование), инновационные -- «умной» экономики («умные» информационные технологии, «умная» инфраструктура и другие), и современной экономики (АПК и нефтегазохимический комплекс, деревопереработка и автомобилестроение и другие).

В связи со стратегией 2030 был выпущен Инвестиционный меморандум 2015 (который выпускается, соответственно, каждый год).

Так, приоритетами государственной инвестиционной политики Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2015 год являются: * формирование и развитие конкурентоспособных производств, использующих принципиально новые технологии; * развитие инжиниринговых центров; * опережающее развитие социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов; * создание условий для информационного и кадрового обеспечения инвестиционного процесса и др.

Модель 7+5+3

В рамках целей 2030 была разработана стратегия развития региона 7+5+3. Она совмещает два уровня рассмотрения Республики: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций.

Пять экономических комплексов - топливно-энергохимический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг, которые детализируются до 64 подкомплексов и отраслей. Три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская.

Региональный уровень

Направления

Мероприятия

Конкурентоспособность региональных отраслей специализации на их рынках. Создание условий для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки

Рынки продукции и услуг

Объем продаж и доля рынка

Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления. Уровень развития предпринимательства. Доступ к административным ресурсам

Институты/Управление

Эффективное внутрифирменное управление

Конкуренция за человека как трудовой ресурс и личность. Лучшие условия для привлечения и удержания носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг

Человеческий капитал/Персонал

Мотивированные, квалифицированные сотрудники

Лучшая эко-система инноваций. Высокое качество телекоммуника-ционной инфраструктуры

Инновации и информация/Технологии

Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов

Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при сохранении экологического благополучия

Природные ресурсы/Сырье

Доступ к сырью и земельным ресурсам

Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, привлекающее бизнес и население

Реальный капитал/ Материальные активы

Обеспеченность и эффективное использование основных фондов

Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения внешних инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций

Финансовый капитал

Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов

Республика Татарстан в национальных и международных рейтингах.

Татарстан фигурирует в инвестиционных рейтингах, иногда на лидирующих позициях, иногда нет. Согласно национальному рейтингу оценки инвестиционного климата от агентства стратегических инициатив 2015, Татарстан занимает 1ое место среди остальных субъектов РФ.


В рейтинге федерального центра развития государственного-частного партнерства Татарстан занимает 2 место по уровню развития механизмов. Оценивается развитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства, опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, инвестиционная привлекательность для субъекта Российской Федерации.



Согласно данным АК&M, агентства, оценивающего относительную кредитноспособность регионов, в 2014 году Республика Татарстан поднялась с 16 места на 13 место.

Что касается международных рейтингов, Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Республики Татарстан Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» с «Негативным» прогнозом, краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3» и национальный долгосрочный рейтинг «AAA(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Это связано с тем, что рейтинги Татарстана ограничены рейтингами Российской Федерации, в том числе суверенным рейтингом.

Таким образом, в рейтингах Татарстан занимает достаточно уверенные позиции по сравнению с другими регионами РФ, но работы по повышению привлекательности и улучшению климата ещё достаточно. Однако, согласно показателям, это все же связано с глобальными показателями в регионе - вышеуказанные данные наглядно показывают, что инвестиционный климат в Татарстане радужнее, к примеру, кредитной ситуации в регионе.

В Татарстане стартовало обсуждение стратегии социально-экономического развития, первая редакция которой была опубликована неделю назад. Директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич накануне начал серию презентаций документа для представителей исполнительной и законодательной власти, а вчера вечером принял участие в интернет-конференции с читателями газеты «БИЗНЕС Online». По его словам, за реализацией стратегии после ее принятия будет наблюдать постоянно действующий экспертный совет во главе с экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным.

«МЫСЛЬ, РОЖДЕННАЯ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ, НАМНОГО ЦЕННЕЕ»

В начале интернет-конференции Борис Жихаревич напомнил, с чего все начиналось. По его словам, летом 2012 года подходил к концу срок реализации стратегии развития Казани, разработку которой проводил Леонтьевский центр. И специалисты центра предложили разработать новый вариант программы на следующий период. Однако президент РТ Рустам Минниханов сделал встречное предложение - разработать уже документ республиканского уровня. После этого почти 9 месяцев стороны присматривались друг к другу. «Мы сразу заявили, что такая работа не делается впопыхах, на ее подготовку понадобится год, а еще лучше полтора. Это время понадобится на активацию ведущих экспертов и местного бизнес-сообщества», - рассказал Жихаревич.

Он подчеркнул, что Леонтьевский центр рассматривает эту работу, как особый процесс коммуникаций, в ходе которого люди обмениваются идеями, повышают свой уровень образования, растут ментально и совместно думают о будущем. «Если о будущем за них подумал какой-то дядя, хоть и самый умный, то все равно эффект будет не тот. Это будет чужое. Мысль, рожденная совместными усилиями, намного ценнее. Я горжусь тем, что в стратегии есть следы мыслей, рожденных совместно в поисковых конференциях, идей, которые стали брендовыми», - сказал директор Ресурсного центра по стратегическому планированию.

Примечательно, что Леонтьевский центр не «схапал» все деньги, выделенные на разработку стратегии, а пригласил к сотрудничеству по этому проекту ведущих специалистов из разных сфер. «В результате мы создали консорциум из 9 очень мощных организаций. Кроме Леонтьевского центра в него вошли Высшая школа экономики, Центр независимых социологических исследований. Пространственными аспектами занималась «Лаборатория градостроительства», экономическую часть разрабатывала инвестиционно-консалтинговая компания «АВ», Институт социальной политики, японский исследовательский институт Номура, EY (бывший Ernst&Young). На отдельные операции привлекался аналитический центр «Эксперт-Урал», - рассказал Жихаревич.

«ЭТО ДОКУМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ»

Каверзный вопрос наших читателей о том, насколько актуален сейчас, на фоне девальвации рубля и нарастающего кризиса, разработанный документ, не смутил руководителя авторского коллектива стратегии, хотя он и признал, что эксперты всегда готовятся к прошлой «войне». «Мы знаем, что было, знаем, как сейчас обстоят дела, но что будет в будущем, мы можем только предполагать. Однако надо понимать, что стратегия - это не про цифры. Цифры «плывут», обстоятельства меняются. Цель же стратегии - создать набор идей, под которым подпишется большая часть элиты и населения, поймут, что это правильные идеи и в этом направлении начнут двигаться. Это документ общественного согласия и широкого народного обсуждения. В условиях ограниченных ресурсов стратегия поможет сохранить то, что будет важно в будущем», - пояснил Жихаревич.

Он подробно пояснил положения разработанного документа, отметив, что в мире идет конкуренция за человеческий капитал. Поэтому Татарстан к 2030 году должен стать магнитом для лучших, более талантливых, креативных молодых людей.

«Для республики мы разработали модель «Татарстан: 7+5+3» - 7 направлений конкуренции, по которой конкурируют регионы и предприятия друг с другом, 5 базовых экономических комплексов и 3 экономические зоны вокруг трех агломераций - Казанской, Камской и Альметьевской. Программа предусматривает образования на их базе волго-камского метрополиса, который позволит создать синергию всех трех агломераций за счет создания скоростных транспортных коридоров», - рассказал он.

«МЫ НЕ ХУЖЕ АЗИАТСКИХ ТИГРОВ»

Читатели «БИЗНЕС Online» попросили Жихаревича в двух словах описать главную мысль стратегии развития Татарстана, которая должна стать программой Минниханова на следующий президентский срок. Они напомнили, что у Хрущева был лозунг «Догоним и перегоним Америку», у Шаймиева - сначала «Мягкое вхождение в рынок», потом «Жизнь после нефти». У Медведева - «Модернизация и инновации».

Мы думали над этим слоганом и до сих пор продолжаем спорить. Я предлагал два варианта. Первый вариант: «16 лет взросления». Поскольку мы отталкиваемся от человеческого капитала, то людям, которым сейчас 16 лет, к моменту завершения программы будет 32 года. Это период, когда человек формирует себя, к 30 годам становится понятно, кем он стал, раскрывается весь его потенциал. И Татарстан за этот период должен вырасти из регионального лидера российского масштаба до лидера мирового масштаба, конкурентного на глобальном рынке. Встать в один ряд с теми регионами, которые являются точками роста мировой экономики. Вторая идея краткого лозунга «Прыжок за черту» связана с идеей необходимости Татарстану перепрыгнуть через некую оранжевую черту от существующей крупнотоннажной индустриальной экономики в «умную», инновационную экономику, где уже находятся ведущие страны мира. Это клиентоориентированная малотоннажная экономика, поощряющая инновации и создание новых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Может, правильнее назвать «Прыжок барса»? - предложили корреспонденты «БИЗНЕС Online».

По аналогии с прыжком азиатского тигра быстрорастущих экономик Юго-Восточной Азии?

Да, мы не хуже азиатских тигров. Наш татарстанский барс готов прыгнуть в инновационную экономику, оттолкнувшись от нефтедобычи, - согласился Жихаревич.

СОВЕТ МУДРЕЦОВ

Он рассказал, что экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин , который курировал проект разработки стратегии «Татарстан-2030», согласился возглавить экспертный совет по стратегии при президенте РТ, который сейчас создается в республике. По словам Жихаревича, в этот совет вошли такие ведущие отечественные экономисты, как ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау , ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов , Михаил Дмитриев , который ранее возглавлял Центр стратегических разработок, а также бывший замминистра экономики РФ Андрей Клепач . «Они будут выполнять функцию попечительского совета, с которым президент сможет советоваться по ходу реализации стратегии», - пояснил он.

Жихаревич также поделился своими суждениями об эффективности существующей в Татарстане вертикали власти. «Сейчас в Татарстане создана формально эффективная система управления. Идет грандиозная работа внутри министерств. Люди работают по 16 часов. Но значительную часть этой работы составляет текущая суета. Причем зачастую министерства занимаются тем, чем, по моему мнению, они заниматься не должны. А вот стратегическим видением министерства не успевают заниматься из-за текучки, - отметил он. - Наше предложение выхода из этой ситуации - создать институт кластерной активации. Эта организация бы занималась стратегическими вопросами развития экономики Татарстана, подчиняясь президенту и координируя деятельность с экспертным советом по стратегии». При этом Жихаревич отметил, что решение о создании института руководством республики пока не принято.

«ЭТО БУДЕТ ИЛИ ХОРОШАЯ СТРАТЕГИЯ, ИЛИ ХОРОШАЯ КНИГА»

Читатели «БИЗНЕС Online» выразили удивление, что такая большая работа с серьезнейшим содержанием, которая станет главным документом республики более чем на три пятилетки, была скромно опубликована на сайте проекта, причем выбрано было самое неудачное время - в пятницу вечером. Не было никакого общественного резонанса вокруг этого. Не было никакого большого курултая, помпезных речей, перерезания ленточки и запуска воздушных шариков.

«Общественный резонанс еще предстоит создать», - признал Жихаревич. Сейчас опубликована первая редакция стратегии, она разослана в министерства и ведомства, ее там изучают. А общественная инициация произойдет через такие интервью, как сейчас он дает «БИЗНЕС Online».

По его словам, 14 февраля в Казани пройдет поисковая молодежная конференция «Стратегия Татарстана - моя стратегия», потом месяц будет на доработку проектов, того содержания, которое хотели бы увидеть в стратегии. 15 марта начнется процесс официального согласования - министерства начнут визировать документ, и через месяц, 15 апреля, документ попадает в кабинет министров РТ. Предполагается, что в районе 15 мая стратегия будет внесена на утверждение в Госсовет РТ в качестве республиканского закона.

«Депутаты у нас спрашивали: как вы гарантируете, что стратегия будет реализована? Странный вопрос, ведь они сами и должны принять законы, на базе которых и должна реализовываться стратегия. Я считаю, что если удастся ее реализовать, то это очень хорошая стратегия. А если не удастся, то у нас получилась очень хорошая книга. Можно будет вернуться, перечитать умные мысли», - отметил Жихаревич.

Также он рассказал о роли личности Минниханова в появлении этого документа, о необходимости для успешной реализации стратегии добиться внутреннего договора с элитой республики, о том, сможет ли Татарстан в одиночку вырваться из исторически замкнутого круга «оттепель - закручивание гаек», в котором уже много столетий находится Россия.

Подробнее об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интервью, которая будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Второй этап разработки стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года завершен. Об этом заявил на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в Москве декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Кудрин.

"Сейчас стратегия меняет хозяина. Раньше это был продукт работы консультантов, а теперь это предмет работы республики", - подчеркнул Кудрин.

Минниханов поблагодарил разработчиков за проделанный масштабный труд. «Следует доработать шероховатости, расписать программу мероприятий и внести в Госсовет, - заявил Минниханов. Пусть комитеты Госсовета вместе с нами работают над «дорожной картой» и другими вопросами».

Над масштабным проектом – стратегией социально-экономического развития «Татарстан-2030» работали специалисты "Леонтьевского центра", международного центра социально-экономических исследований, специализирующегося, в числе прочего, на организации и проведении исследований по проблемам региональной экономики и общественных финансов и оказании консультационных услуг федеральным, региональным и муниципальным органам управления.

Вчера на встрече Президента Татарстана Рустама Минниханова в Москве с деканом факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексеем Кудриным было объявлено, что завершился второй этап ее разработки.

Стратегия будет описывать видение будущего Республики Татарстан как глобально конкурентоспособного процветающего региона и фиксировать главные направления действий по реализации намеченного. Важной задачей разработки является создание постоянно действующей системы стратегического управления будущим республики.

Приоритетами Стратегии развития Татарстана 2030, как предполагается, станут:

  • привлечение и удержание человеческого капитала;
  • качество образования;
  • межнациональное и межрелигиозное согласие;
  • промышленная политика;
  • агропромышленный комплекс;
  • пространственное развитие;
  • создание системы управления будущим.

В ходе подготовки первого этапа экспертами было проведено более 100 круглых столов, конференций, семинаров, встреч как в столице республики, так и в районах. Его итоги были презентованы летом 2014 года. Были определены семь стратегических направлений развития экономики республики и три агломерации (Казань, Закамье и Альметьевск), вокруг которых будет выстроена конкурентоспособная среда.

Сейчас, как отметил Кудрин, стратегия меняет хозяина. "Раньше это был продукт работы консультантов, а теперь это предмет работы республики". Далее в работу над "дорожной картой" по реализации проекта включатся комитеты Госсовета РТ.

Мнение эксперта:

По словам доктора наук, профессора, заведующего кафедрой мировой политики и международных экономических отношений КФУ Рината Набиева , необходимость разработок таких программ не вызывает никаких вопросов, это необходимый и выверенный шаг, но всегда следует иметь ввиду несколько моментов.

Первое: принятие планов, как и всякое прогнозирование на долгосрочную перспективу, это дело крайне неблагодарное. Трудно вычислить конкретные показатели на 10-15 лет вперед, любые попытки на этом направлении будут обречены на возможные неточности и просчеты. Но вместе с тем это, конечно, не значит, что не стоит вообще этим заниматься, просто надо всегда учитывать эти факторы и стараться более объективно и взвешенно подходить к таким непростым вопросам.

Второе: сами прогнозы, и поставленные задачи заставляют нас искать новые ресурсы и пути решения поставленных задач. Выявляют необходимость большей гибкости при их реализации.

Третье: нынешнее и тем более будущее благополучие Татарстана может быть основано только на сохранении межнационального и межконфессионального мира и спокойствия в нашем регионе. У нас есть хороший опыт в этом вопросе и необходимо его сохранять и приумножить.

Проще говоря, если регион сохраняет политическую стабильность и предсказуемость, то это является несомненным залогом для привлечения инвестиций бизнеса. Инвестиции идут только туда, где все спокойно, и есть уверенность в завтрашнем дне. Если же мы не будем уделять этим вопросам должного внимания, и не сможем сохранить это наше достояние, то всерьез говорить о каком-либо развитии и тем более прорыве не приходиться.

При этом, трудности только заставляют искать иные ходы-выходы и ресурсы для их исполнения. То есть в итоге мы не должны опускать руки, а еще сильнее мобилизоваться для реализации намеченных планов.

Однако проект требует больших затрат - только на модернизацию транспортной инфраструктуры планируют отдать 1,4 триллиона рублей. Так стоит ли игра свеч? Ответ на вопрос искала «Комсомольская правда», листая первую версию стратегии «Татарстан -2030».

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

Цель стратегии - вывести экономику республики на качественно новый уровень. Причем расти мы будем скачками. До 2025 года «затаимся», накапливая инвестиционный капитал в пяти производственных кластерах, а потом... «дадим стране угля».

Буквально через 15 лет ВРП республики вырастет в 4,3 раза в сравнении с 2014 годом и составит в абсолютных значениях 6,996 триллиона рублей. Это так называемый оптимистичный сценарий. Есть и другие - инерционный, с ростом ВРП до 4,2 триллиона рублей, и базовый - рост до 5,5 триллиона рублей. Позиции сдадим в случае, если не удастся собрать нужный объем инвестиций.

Вся мощь экономики Татарстана будет заключена в пять кластеров:

Для достижения лучших показателей в течение 15 лет в Татарстан необходимо вложить 18,223 триллиона рублей. Получить эти средства мы надеемся от инвесторов, в том числе зарубежных.


МЕТРОПОЛИС НА ВЕСЬ ТАТАРСТАН И «СКОРЫЙ ПОЕЗД» ДО МОСКВЫ

Пожалуй, самой интересной частью стратегии для конечного потребителя - нас с вами - является план модернизации инфраструктуры Татарстана. Три части нашей республики - Казанскую, Камскую и Альметьевскую объединят транспортные коридоры, основа Волго-Камского метрополиса республики. И будет этот метрополис таким удобным, что до каждой из зон мы сможем добираться в течение 1,5 - 2 часов. Время рекордное - представьте, чуть больше чем за час добраться от Казани до Набережных Челнов или от Елабуги до Бавлов . Сегодня этот путь занимает не менее 3 часов. Более того, до Москвы и Санкт-Петербурга татарстанец домчится за 4 и 8 часов соответственно.


В рамках транспортного проекта «АлаБег» построят дорогу с мостом через Каму - она свяжет Особую экономическую зону «Алабуга » и аэропорт «Бегишево ». С точки зрения экономического развития мост, соединяющий Волгу и Каму, станет мощнейшим вложением.

Уже сегодня очевидна необходимость увеличить связность берегов Волги и Камы. Это то, что тянет за собой новый уровень социально-экономического развития, - подчеркивает начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев . - При отсутствии этих связей происходит отставание развития региона в целом. И это имеет очень большое значение, перекрывая остальные факторы.


Еще одним важным для татарстанцев проектом станет строительство моста у села Соколка Мамадышского района. Дорога позволит перенаправить основной объем транзитных грузов в объезд Набережных Челнов и Нижнекамска и сократит расстояние между Казанью и Нижнекамском на 70 километров! Кроме того, появятся мост в районе Елабуги и поселка Гребени . Строительство всех указанных объектов разработчики стратегии оценивают в 1,4 триллиона рублей. Деньги необходимо вкладывать порционно до 2030 года.

ОСНОВА ОСНОВ - ЛЮДИ

Сокровищем Татарстана был, есть и будет человеческий капитал. И так ясно, что мы как никто заинтересованы в развитии региона, но этот факт решили закрепить на бумаге. От тезиса «Татарстан - место, где я живу» к 2030 году мы перейдем к личному «Татарстан - это я». Чтобы добиться такого позиционирования, для людей необходимо создать лучшие условия жизни. Потребуется модернизация всех без исключения социальных сфер. Это и образование, и сохранение здоровья, продление долголетия, занятость, культура, наконец. Под каждый из блоков разработаны свои планы развития.


Идеальные значения социального развития республики приятно удивляют. Если верить оптимистичному прогнозу, среднемесячная заработная плата татарстанцев к 2030 году увеличится до 128,9 тысячи рублей. Уровень безработицы снизится с сегодняшних 6% до 4%. А ожидаемая продолжительность жизни составит 78 лет. Отметим, сегодня этот показатель не превышает 72 лет.

Кстати, каждый из нас может принять участие в разработке стратегии. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте проекта - tatarstan2030.ru и оставить свой комментарий.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Кандидат экономических наук, председатель правления AV Group Алексей КРЫЛОВСКИЙ :

Успех межрегиональной конкуренции во многом зависит и от качества управления, умения предвидеть, выявлять долгосрочные приоритеты, улавливать перспективные тренды. Для этого нужна не только Стратегия как документ, но и система управления будущим, обладающая рядом свойств, которые мы описываем как свойства «живой» системы. Такая система, объединяющая набор долгосрочных инструментов, которые будут стимулировать развитие республики на новом качественном уровне, прорабатывается в рамках проекта «Татарстан-2030».

Руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ » Игорь САВЕЛЬЕВ :

Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса: образования, медицины, социальной инфраструктуры, транспортной логистики и энергетики, качественно улучшить которые в регионе поможет реализация программы развития Камского кластера в рамках стратегии «Татарстан-2030».

Генеральный директор ООО «Лаборатория градопланирования» Михаил ПЕТРОВИЧ :

Разрабатываемая Стратегия социально-экономического развития Татарстана должна помочь консолидации усилий разных поколений, разных социальных групп, представителей разных направлений бизнеса в решении задачи сохранения и улучшения благоприятной среды жизнедеятельности.

Что такое «Татарстан-2030»?

Это прежде всего инструмент стратегического планирования, настаивают в Леонтьевском центре Санкт-Петербурга - вотчине разработчиков.

Для Татарстана, который следует лучшим мировым практикам, обращение к стратегированию вполне естественно, - подчеркивает заместитель генерального директора Центра, научный руководитель проекта разработки Стратегии развития Татарстана-2030 Борис Жихаревич . - Планирование в республике уже хорошо налажено. Тем не менее, необходима стратегия, рассчитанная на более длительный срок и ориентированная на продвижение по самым важным для успеха в глобальной конкуренции направлениям.

Эффективные менеджеры в министерствах Татарстана, к сожалению, не всегда успевают решать глобальные вопросы - погружаются в «текучку» и попросту не могут из нее «выплыть». Потому и было принято решение о создании института кластерной активации - мощного инструмента стратегического планирования. Его спецы и займутся прицельно вопросами развития экономики Татарстана. В деталях работа института и прописана в масштабном «плане действий».

Подчиняться институт будет президенту, а координировать его работу станут члены экспертного совета под руководством экс-министра финансов России Алексея Кудрина . Кстати, есть мнение, что «Татарстан-2030» ляжет в основу предвыборной кампании Рустама Минниханова . Напомним, выборы главы республики нас ожидают осенью этого года.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство