08.07.2020

Статья проблемы формирования и использования человеческого капитала. Проблемы формирования и использования человеческого капитала в национальной экономике. Модели формирования человеческого капитала


Человеческий капитал в России используется не в полную силу. Дело в том, что события, связанные с переходом России от плановой системы к рыночной, повлекли за собой обесценивание человеческого капитала, накопленного ранее. Это коснулась знаний, восприятия, мыслительных привычек, навыков, полученных как во время формального образования, так и в процессе труда. Производительность резко сократилась. По оценкам, примерно 40% российских работников были вынуждены сменить профессию.

Из-за такого рода стрессов у многих людей ухудшилось здоровье и самочувствие в целом. Однако положительная черта нашего менталитета сыграла важную роль. Желание и готовность постоянно учиться весьма пригодились в тот момент, когда нужно было восполнять потерянный человеческий капитал.

Сегодня наша страна, обладающая большим природным и воспроизводимым потенциалом, стоит на грани того, когда количественных и качественных показателей человеческого капитала недостаточно для решения задач, связанных с развитием экономики, воспроизводством, освоением топливно-энергетических, природных и сырьевых ресурсов. Встает проблема эффективности использования имеющегося человеческого капитала.

Существует ряд параметров, благодаря которым мы можем определить эффективность использования человеческого капитала. К ним относятся:

· Объем рабочего времени;

· Загруженность рабочего дня;

· Объем выполненный работы;

· Качество выполненной работы;

· Степень согласования действий сотрудника между собой и с целями бизнеса.

Приведенные выше параметры характеризуются следующими составляющими: оптимальный объем знаний у сотрудника, наличие опыта и интуиции, оптимальный уровень энергии (вдохновения). Последний обычно определяется уровнем материального и нематериального стимулирования, здоровым образом жизни, отдыхом, условиями работы, то есть эргономикой рабочих мест и обстановки .

Нестабильность внешней среды, слабая законодательная база, шаткое материальное положение российских компаний, связанное с недавним мировым экономическим кризисом, разница между спросом и предложением на рынке труда, а также неэффективная система корпоративного управления сыграли свою роль в ориентировании хозяйствующих субъектов на так называемую стратегию выживания. Иными словами, краткосрочная выгода стала приоритетней долгосрочных целей развития компании и интересов потребителей. Все это негативным образом отразилось на качестве выполнения работы и предоставления услуг и привело к ухудшению качества жизни людей. Очевиден стал рост количества людей с психическими заболеваниями. Проблема же достоверной информации об официальных показателях распространенности психических заболеваний связана как с расширением альтернативной (частной) сферы соответствующих медицинских услуг, так и с тем, что больные воздерживаются от обращения за помощью в государственные медучреждения, боясь потерять работу. Более того, жизнь в мегаполисах тоже оказывает негативное влияние на людей. Согласно опросу, проведенному исследовательским центром "Superjob", почти у 43% россиян после работы остается 3-4 часа свободного времени. После восьмичасового рабочего дня, времени, потраченного на дорогу до офиса и до дома, задержки после работы, учебы - у жителей крупных городов почти не остается времени и сил на себя. Такая усталость сказывается на качестве и объеме выполняемой работы, на уровне мотивации сотрудника трудиться.

Значительной проблемой также остается ситуация с рабочими местами. Большинство из них не отвечают целому ряду требований. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ "рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя" Трудовой кодекс РФ, глава 33, статья 209. Прежде всего, рабочее место должно отвечать требованиями безопасности труда. Помимо этого, оно должно соответствовать психологическим и физиологическим требованиям. В действительности же все наоборот. Это в особенности касается государственных учреждений, где оборудование и техника давно устарели и зачастую не пригодны для полноценного использования, не стоит говорить и об удобстве, эстетических требованиях.

Таким образом, человеческий капитал во многих странах сейчас используется не в полную силу (с эффективность около 5%-10% и менее) в том числе и в России. Свою роль в этом сыграли не только исторические события прошлого века, но и неэффективная организация труда. Развитие экономики России, улучшение благосостояния граждан - все это напрямую зависит от человеческого капитала. Именно поэтому важно обратить внимание на повышение эффективности использования человеческого капитала. Другими словами, становится необходимым, создать систему, в которой бы максимально эффективно использовался творческий потенциал сотрудников, а также происходил быстрый рост и развитие этого потенциала.

Причины низкой эффективности человеческого капитала в России.

Эффективность вложений в человеческий капитал проверяет рынок. В конечном итоге важным элементом этой проверки является уровень национальной заработной платы. В 2004 г., почасовая заработная плата в промышленности составляла в России 1,7 долл. США, и хотя это было в три раза выше, чем в Китае, Индии и Индонезии, но в 1.4 меньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Латинской Америке. Тогда как по производительности труда в промышленности России находилась на том же уровне, что и страны ЦВЕ и Латинском Америки.

В России сохраняются глубокие различия по занятости населения и оплате труда между субъектами РФ. Средний уровень занятости по России на 2002-2003г.г. составлял 59,4%, а общий колебался от 74,3% в Эвенкийском АО до 22,4% в Республике Ингушетия.

В начале XXI века почти треть населения России получало заработную плату, сопоставимую с уровнем прожиточного минимума. И лишь в добывающих регионах и некоторых регионах Северо-запада России (Москва, Московская область, и пр.), уровень начисленных зарплат заметно выше.

Среди регионов-субъектов РФ по уровню среднедушевых денежных доходов населения особо выделяются Москва и регионы газодобычи в Тюменской области. В динамике заработной платы можно выделить два этапа: усиление различий (до 2000г.) и ослабление их после прихода к власти Правительства В.В. Путина. Качество жизни населения во многом определяется его экономической активностью. С другой стороны, экономически активное население обеспечивает предложение рабочей силы на рынке труда для создания товаров и оказания услуг.

Негативные тенденции первой половины 90-х г. Были преодолены лишь в самом конце ХХ в. В 2005г. экономически активное население, по оценке Госкомстата России, составляло 73,8 млн. чел., в том числе в экономике было занято 68,6 млн. чел., а число безработных составило 5,2 млн. чел., что заметно ниже, чем в начале 20 в. (число безработных в 2000- г. составляло 7 млн. чел).

По-прежнему сохраняется заметная разница между занятостью у мужчин и женщин. Наименьший разрыв наблюдается в группе 40-44 лет и наибольший в группе 55- 59 лет. Это происходит, прежде всего, за счет более раннего выхода женщин на пенсию.

Рождение и воспитание детей, в последнее время, сказывается гораздо в меньшей степени: различия в занятости мужчин и женщин 20-34 лет составляло лишь около 10 процентных пунктов.

Общий вывод, который можно сделать, довольно не утешителен: структура оплаты российских граждан не соответствует эпохе НТР. Более того, сложившаяся система образования не способствует исправлению ситуации. Высшее образование стало социальной нормой, которое неадекватно отражает уровень способностей. Между тем на Западе повышение образования способствует росту уровня оплаты труда.

Каждый уровень образования в США способствует повышению годового дохода домохозяйств, причём разрыв этот очень значителен. Американцы, не сумевшие окончить 9 классов 12 летней средней школы, получают в 6 раз меньше, чем те, кто защитил докторскую диссертацию в университете.

Однако важен не только этот финальный разрыв, важны градации: те, кто закончил среднюю школу получают в 2 раза больше, чем не закончившие её; получившие степень бакалавра - в 2 раза больше чем те, кто имеет аттестат о среднем образовании. Обращает на себя внимание то, что важно не только учиться в школе, но и сдать выпускные экзамены на аттестат зрелости, не только посещать университет, но и получить аттестат бакалавра, не только учиться в магистратуре, но и защитить магистерскую диссертацию.

Не удивительно поэтому, что удельный вес оплаты труда в ВВП в развитых странах оказывается значительно выше, чем в России и развивающихся странах. Если удельный вес оплаты труда в ВВП Таджикистана в 2004 году составлял 13,5 %, в Турции - 26,3%, в Мексике 30,4%, в Белоруссии - 44,2%, в России - 45,7%, то в Великобритании - 55,7%, а вСША даже 57,3%.

Однако сохраняющаяся в России система высшего и среднего специального образования не способствует решению указанной выше проблемы. Поскольку большая часть образовательных услуг, в настоящее время, предоставляется государством бесплатно, возникает естественное стремление получить эти блага в максимальном количестве, независимо от роста их отдачи. Получение образования является тем общественным благом, которое увеличивает разрыв между ожидаемыми частными выгодами и частными издержками. Так как этот разрыв растет с каждым годом обучения, то в России появляется естественная тенденция к росту продолжительности обучения, независимо от отдачи, которое это обучение могло бы принести.

Россия в настоящее время по производительности труда оказывается ближе к Румынии, Болгарии, Украине и Белоруссии. Правда, совокупная производительность труда в России в начале XXI века значительно выросла.

Однако причины этого роста общеизвестны. Это произошло за счёт роста нефтегазового сектора, на долю которого приходилось 20% ВВП России, но менее 1% занятости. Производительность труда в нефтегазовой отрасли была почти в 30 раз выше, чем в других отраслях промышленности.

Однако в последнее время ситуация ухудшается, так как занятость в этом секторе растёт быстрее производительности труда.

Необходимым условием роста производительности труда является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. И здесь былые успехи российской науки тоже очевидны. Однако за последние 11 лет число исследователей сократилось на 130 тыс. чел., техников - на 35 тыс. чел., вспомогательного персонала - на 60 тыс. чел., прочего персонала - на 30 тыс. чел. Конечно, коммерциализация науки предполагает оптимизацию числа научных сотрудников.

Однако, если это происходит без существенной перестройки организационных механизмов и управления, это может нанести существенный ущерб науке.

18. Экономика/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: «Проспект», 1998. - 792 с.

19. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М., 1998.

20. Яковлев А. А., Седова Е.И., Задирако И.Н., Глисин Ф.Ф. Задачи и методология исследования товарных рынков в современных условиях. // Вопросы статистики. - 1999. -N 3.

21. Brown, A.N., Ikces, B.W. and Ryterman, R. The Myth of Monopoly: A New View of Industrial Structure in Russia. - Policy Research Working Papers No.1331, Washington D.C.: The World Bank, 1994.

22. Brown, J.D. and Earle J.S. Competition, Geography, and Firm Performance: Lessons from Russia. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

23. Carlin, W., Fries, S., Schaffer, M., and Seabright, P. Competition, and Enterprise Performance in Transition Economies: Evidence from a Cross-country Survey. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

24. Commander, S. and Mumssen, C. Understanding Barter in Russia. - EBRD Working Papers No37, December, 1998.

25. Earle, J.S. and Estrin, S. Privatization, Competition and Budget Constraints: Disciplining Enterprises in Russia. - SITE Working Papers No 128, March, Stockholm., 1998.

26. European Economy. Supplement B. Business and Consumer Survey Results, 1991.

27. European Economy. Supplement B. Business and Consumer Survey Results. Special Edition. - July 1991.

28. Guriev, S. and Kvasov, D. Barter for Price Determination?. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

29. Joskow, P.L., Schmalense, R. and Tsukanova, N. Competition Policy in Russia During and After Privatisation. - Brookings Papers on Economic Activity: Microeconomics, 1994.

30. Kawasaki, S. and Zimmermann, K.F. Testing the Rationality of Price Expectations for Manufacturing Firms. - Applied Economics 18,1335-47, 1994.

31. Laksonen, S. Introduction to the Proceedings. - Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

32. McGuckin, R. - The creation and use of microdata panels insights from the Centre for Economic Studies experience, Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

33. Ojo, E. Executive review of the workshop. - Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

34. Short-Term Economic Indicators. Transition Economies. - OECD, Paris, 1999.

35. Theil, H.: Applied Economic Forecasting Amsterdam: North Holland, 1966.

Каширина М.Л.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

Человеческий капитал включает уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, то есть на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику - как форму личного фактора производства. .

Наиболее полно, по нашему мнению, человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накоплений определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника - это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя - это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства - это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.

Осуществление инвестиций - очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д.

Известно, что любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тен-

денций. Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

1. образование, подготовка на производстве;

2. здравоохранение;

3. мотивация;

4. поиск информации и миграция;

5. фундаментальные научные разработки;

6. экология и здоровый образ жизни;

7. культура и досуг.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные . Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида; к этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы

из сферы экономической деятельности.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а, следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от здравоохранения, еще на 20% - от экологических условий, еще 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов быстрейшего восстановления и стимуляции работоспособности, рациональное питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса), профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений и т.д.

К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.

Наряду со способностью к работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т.д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте).

Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».

Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпеча-

ток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая, прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.

Оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет целостный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого капитала можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недооценивать или переоценивать значение какой-либо другой стороны.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по 3-м важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

1. долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

2. знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть);

3. достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения.

Выбор данных показателей не случаен, поскольку трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования, как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общест-

ва - и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества.

Список использованных источников

1. Сулейманова Л.Ш. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции. http://www.eup.ru.

2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования/ СПб. ун-т экономики и финансов.- СПб.: Наука,1999.

Мартынов Ю.И., Саликов Ю.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ

НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежская государственная технологическая академия

В обзоре экономической ситуации в России и в мире, прогнозе на предстоящий период Президента России Владимира Путина экономика России в 2006 году развивалась лучше, чем в 2005 году. Ее нынешнее состояние позволяет "строить новые планы по экономическому развитию страны, по подъему ее потенциала, по повышению благосостояния наших граждан", -считает президент. Так, рост экономики составил 6,9% против 6,4% годом ранее. Заметно увеличились инвестиции в основной капитал как национальные, так и иностранные. "Прямые инвестиции выросли на 55,5%", - сообщил Путин. "Ощутимую отдачу начинают давать приоритетные национальные проекты", - считает президент.

Особо отметил российский лидер и энергетическую политику правительства. "Значительным событием стала определенная правительством политика в энергетической сфере на несколько лет, - заявил президент. - Считаю это важным, непростым, но ответственным решением". "Закончились переговоры с основными партнерами по присоединению России к ВТО, закончились процедуры по созданию объединенной авиастроительной корпорации, образован Банк развития - важный инструмент финансирования и обслуживания инфраструктурных и инновационных проектов.

Правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2007 год, профицит бюджета в следующем году должен составить 1 триллион 501,8 миллиарда рублей. Доходы запланированы в размере 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей. Расходы в следующем году должны составить составят 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей. В полтора раза вырастет финансирование национальных проектов, увеличатся инвестиции в оборону, образование, здравоохранение и спорт.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Широкое определение человеческого капитала, включающее инвестиции в подготовку специалиста со дня его рождения (возможно и раньше), инвестиции в качество его жизни и труда, делает понятие ЧК как сложного производительного фактора системным и комплексным. Что и соответствует его реальной сущности и ведущей роли в процессах формирования и развития инновационной экономики и информационно-инновационного общества.

Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Носителями человеческого капитала являются человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран или убывает за счет его оттока.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу “ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят”. Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а “моряк в действительности равен трем крестьянам”.


Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Существует несколько разновидностей человеческого капитала, в их точном определении ученые пока сойтись не могут. Среди наиболее важных составляющих обычно выделяют следующие компоненты:

1.капитал культуры;

2.капитал здоровья;

3.капитал образования.

Некоторые ученные также выделяют биологический капитал, капитал производственного опыта, интеллектуальный капитал, организационно-предпринимательский капитал и капитал семьи.

Капитал культуры определяет систему ценностей, норм морали, этических норм, которые определяют поведение человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что оказывает влияние на качество всего человеческого капитала. Капитал культуры или культурно-нравственный капитал связан, в первую очередь, с личной нравственностью конкретно взятого индивида, на него оказывают влияние институт семьи, среда обитания и система культуры самого государства.

Другой элемент человеческого капитала – капитал здоровья. Его обычно разделяют на две основные части: биологический (природный) наследуемый капитал и капитал здоровья, приобретаемый в течение жизни. Характерной чертой капитала здоровья является увеличивающийся с годами его износ. Именно поэтому государству так важно создать эффективную систему, состоящую из непосредственно системы здравоохранения, а также из различных программ, обеспечивающих сохранение, поддержание, восстановление и преумножение здоровья нации.

Последней и, наверное, самой главной составляющей понятия «человеческий капитал» является капитал образования. Данный вид капитала связан с процессом создания, передачи, сохранения и репродуцирования профессиональных знаний и навыков. Столь высокое значение данного капитала объясняется, в первую очередь, тем, что, по разным оценкам, среди факторов, определяющих рост благосостояния общества и индивида, на долю образования приходится от 60 до 80%. Именно высокий уровень развития института образования способствует увеличению общего уровня грамотности населения, повышению заинтересованности в получении высшего и дополнительного образования, рождает новые научные теории и помогает предварить их в действительность.

Вложения в ЧК в развитых странах мира выступают основным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровнях. Накопление и сохранение ЧК, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки – вот главным условием достижения устойчивого развития экономики.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

1) образование, подготовка на производстве;

2) здравоохранение;

3) мотивация;

4) поиск информации и миграция;

5) фундаментальные научные разработки;

6) экология и здоровый образ жизни;

7) культура и досуг.

Человеческие ресурсы стали определяющими для достижения конкурентных преимуществ современных экономик. По данным Мирового банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% – природным, а 64% – человеческим. Таким образом, ЧК для инвестиций является стратегическим приоритетом и основополагающим фактором экономического роста. Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.

Система показателей, характеризующая человеческий капитал должна включать в себя следующие сведения:

Качество жизни населения и условия жизнедеятельности:

Физиология человека: долголетие, здоровье, заболеваемость, инвалидность, травматизм;

Интеллект: образование, квалификация, знания и профессиональный опыт;

Организаторские способности: менеджмент, связи, отношения и т.д.;

Возможности населения:

Владение финансовым капиталом: наличные деньги и валюта, инвестиции, ценные бумаги, займы, акции и прочие активы;

Владение нефинансовым капиталом: земля, основной капитал, нематериальные ресурсы (патенты, имя, гудвилл) и запасы и т.д.;

Затраты на инвестиции и стоимость прошлых затрат в человеческий капитал;

Эффективность использования человеческого, финансового и нефинансового потенциалов;

Интенсивность использования человеческого, финансового и нефинансового капиталов.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г.

ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

1) долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

2) знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть);

3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения (ППС в дол. США).

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

Специальность государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы формирования и использования человеческого капитала.

ГУЭ-1, 1 курс _________ С. В. Дудков

Руководитель

Старший преподаватель _________ Н. Л. Кулик

МИНСК 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1. Человеческий капитал, его основные составляющие……………………4

1.1 Понятие человеческого капитала. Теория человеческого капитала…..…..4

1.2 Классификация человеческого капитала. Структуры и типы человеческого капитала …………………………………….....………..6

1.3 Отрицательный, пассивный и положительный человеческий капитал. ………………………………………………..……...………………….11

1.4 Индекс развития человеческого потенциала. Стоимость национального человеческого капитала. …………………………………………………….….14

2. Формирование и использования человеческого капитала. ………………………………………………………………………………….…20

2.1 Формирование человеческого капитала. ………………………...………20

2.2 Иностранный опыт формирования человеческого капитала……………..22

2.3 Анализ использования и инвестиции в человеческий капитал …………………..………………………………………………………25

2.4 Статистические данные …………………………………………………….27

3. Проблемы формирования и использования человеческого капитала……………………………………………………………………….. 30

3.1 Общие проблемы формирования человеческого капитала…………….…30

3. Реализуемые мероприятия для улучшения человеческого потенциала в РБ…………………………………………...…………………………………… . 33

3.3 Проблемы формирования человеческого капитала для организаций…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....…………………....………………………………………...40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….……………….42

ВВЕДЕНИЕ

Человеческий капитал в современной экономической системе становится главным фактором экономического роста, он обеспечивает повышение производительности труда, эффективность общественного производства в целом, а его совершенствование является главной целью концепции устойчивого развития.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Из беседы президента Беларуси Александр Лукашенко, которую он провел встречу с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ названым «Большой разговор с Президентом» 03.02.2017, можно сделать вывод, что социально ориентированная экономика остается приоритетом для Беларуси.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

Изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит;

Проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала и проблемы формирования на примере иностранного опыта;

Выявить реализуемые мероприятия в Республике Беларусь для улучшения человеческого капитала;

Выявить проблемы формирования и реализации человеческого капитала в организациях;

На сегодняшний день проблемы формирования и развития человеческого капитала выходят на первый план. На данный момент в мире человеческий капитал развит недостаточно хорошо, поэтому следует искать методы его улучшения.

Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества.

Человеческий капитал имеет значение и необходим каждому человеку, любой фирме, обществу в целом. Все заинтересованы в формировании, накоплении и обогащении человеческого капитала. Для этого все субъекты хозяйствования инвестируют средства в воспроизводство человеческого капитала. Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни.

Человеческий капитал - обусловливается, как умение личности приносить доход, он формируется в молодые годы и состоит из крепкого здоровья, глубочайших профессиональных знаний, умений, навыков, культуры, социального статуса.

Сложившийся к 23-25 годам человеческий капитал гарантирует гражданину устойчивый доход и статус в обществе на всю оставшуюся жизнь, а стране предоставляют важный источник - полноценную, самодостаточную личность. И напротив, несформированный в молодости человеческий капитал делает человека несчастным в семейной жизни, бедной, больной, приносящей стране страдания и расходы по социальной защите, лечению, содержанию в наркодиспансерах и исправительных учреждениях .

В 1971 году первым удостоился Нобелевской премии Саймон (Семен) Кузнец, убедительно доказавший, что высокий уровень и качество человеческого капитала народа - необходимое условие развития страны;

В 1979 году премия вручена Теодору Шульцу, разработавшему теоретические основы науки о человеческом капитале;

В 1992 году премию получил Гери Беккер, показавший, что инвестиции в здоровье, образование, культуру народа являются самыми эффективными вложениями, с высокой и долговременной отдачей. Только благодаря инвестициям формируется человеческий капитал и этим он подобен физическому капиталу.

Инвестициями в человеческий капитал именуется любая мера, предпринятая с целью повышения производительности труда. Таким образом, к вложений в человеческий капитал относят затраты на сохранение здоровья, на получение общего и специального образования; расходы, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием ребенка.

Экономисты выделяют 3 вида инвестиций в человеческий капитал:

затраты на образование, в том числе общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы. Образование создает рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной;

затраты на здравоохранение, складывающиеся с затрат на профилактику болезней, медицинское обслуживание, усовершенствование жилищных условий;

затраты на мобильность, вследствие которых сотрудники мигрируют из мест с сравнительно невысокой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех типов вложений в человеческий капитал более значимыми считаются инвестиции в здоровье и в образование. Общее и специальное обучение делают лучше качество, увеличивают уровень и запас знаний лица, тем самым повышают объём и качество человеческого капитала. Капиталовложения ведь в высочайшее образование содействуют развитию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает максимальное воздействие на темпы экономического роста .

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  • 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал напрямую находится в зависимости со времени существования его носителя (с длительности трудоспособного этапа). Нежели ранее производятся вложения в человека, этим стремительнее они начинают давать ответную отдачу.
  • 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  • 3. По мере накопления человеческого капитала его прибыльность увеличивается до конкретного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом стремительно уменьшается.
  • 4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать правительство (государство), негосударственные общественные фонды и компании, регионы, отдельные компании, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а кроме того образовательные учреждения .

На сегодняшний день роль государства в данной сфере довольно огромна. Правительство склоняется равно как к принудительным, так и к побудительным мерам в данной сфере. К принудительным принадлежат обязательное абсолютно для всех формальное образование в объёме средней школы, неотъемлемые медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Но основными мерами считаются побудительные. Правительство располагает 2-мя эффективными методами, которые применяются с целью изменения размеров частных вложений в человека предпринимаемых посредством рынка: оно способно воздействовать на доходы тех, кто именно создает (посредством системы налогов и субсидий), а кроме того в состоянии регулировать стоимость получения человеческого капитала (регулируя стоимости применяемых ресурсов). В особенности огромна значимость страны в основных областях развития человеческого капитала - в области образования и здравоохранения .


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство