04.05.2020

Труд как основа развития общества и важный фактор производства. III. Закрепление материала


Труд – фундаментальная антропологическая категория. В доиндустриальных обществах типичным является понимание труда как конституированного Богом данной необходимостью человеческой жизни.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две характеристики:

– психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);

– условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.



К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Отчуждение труда – это отношения между субъектом труда и какой-либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории “труд”.

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование груда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню разРлгия производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

– форму собственности;

– отношение работников к труду;

– отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

– степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный.

Общая классификация труда может быть представлена схемой (схема 2.2).

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА

Благами называются средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Их принято называть ПРОСТЫМИ МОМЕНТАМИ ПРОЦЕССА ТРУДА.

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

ПРЕДМЕТ ТРУДА - ЭТО ТО, НА ЧТО ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК СВОИМ ТРУДОМ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ГОТОВОГО ПРОДУКТА.

СРЕДСТВА ТРУДА- ЭТО ОРУДИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПРЕДМЕТ ТРУДА-

Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй - экономическими отношениями.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - ЭТО ЛИЧНЫЕ (РАБОЧАЯ СИЛА) И ВЕЩЕСТВЕННЫЕ (СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Научно-техническая революция преобразует факторы производства. Так, средства производства обогащаются информатикой, электронно-вычислительной и компьютерной техникой. Происходят качественные изменения и со стороны труда: появляется его научная организация, повышается квалификационный и интеллектуальный уровень работников, увеличиваются роль и значимость предпринимательских способностей человека.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ЭТО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства.

Они включают в себя, во-первых, производственные отношения, т. е. те, которые распространяются только на сферу производства, и, во-вторых, отношения, которые складываются в непроизводственной сфере.

По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические.

Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организованы производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое) и др.

В истории становления и развития этих отношений можно выделить три этапа: 1) простую кооперацию труда; 2) мануфактуру; 3) машинное производство.

Кооперация труда соединяла нескольких людей, выполняющих однородную работу под командой одного человека, что позволяло объединить усилия многих для решения непосильной одному человеку задачи и этим обеспечить несомненный экономический эффект.

Мануфактура (лат. manus - рука, facere - делать) - это тоже кооперация труда, но, в отличие от последней, в ней присутствует разделение труда, значительно поднимающее его производительность. Мануфактура основана на ручном труде.

Машинное производство - следующий серьезный шаг на пути роста производительности труда и эффективности производства. Оно кардинально изменило технику и технологию производства, более того, обусловило переход к новому технологическому способу производства.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия. По поводу его места в движении общественного продукта существуют разные позиции экономистов. Одни считают, что эта стадия имеет решающее значение, ибо если не созданы материальные и духовные блага, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

По мнению других, экономика появляется лишь тогда, когда возникает обмен, поэтому именно обмен и распределение выступают решающими сферами. В своих суждениях они ссылаются на западные исследования, которые, как правило, начинаются с обмена и распределения.

С сожалением приходится констатировать, что укореняющаяся в массовом сознании второстепенность производства наносит колоссальный ущерб экономике современной России. На наших глазах с катастрофической скоростью снижаются роль, значение и престижность производительного труда, а значит, и созидательной деятельности общества в целом. Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.

Обмен - это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением.

Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

Потребление может быть производственным и непроизводственным. Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы.

Непроизводственное потребление выступает как личное и общественное.

Личное потребление - это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т. д.

Общественное - удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т. д.

Когда продукты потребляют, их «разрушают». Значит, их необходимо вновь и вновь производить, т. е. воспроизводить.

ВОСПРОИЗВОДСТВО - это повторение процесса производства.

Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым понимается повторение процесса производства в прежних масштабах. Под расширенным - возобновление во все увеличивающихся размерах.

Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Важнейшим показателем функционирования общественного производства является его эффективность. Она определяется отношением результатов производства к его затратам

Для удовлетворения потребностей люди добывают необходимые природные ресурсы и перерабатывают их в блага. Производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека, удовлетворения его потребностей. Марксистская политэкономия различает производство материальное - включает отрасли по производству материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство и т.д.) и нематериальное - связано с оказанием нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование, культура, искусство и др.). Эти два вида производства взаимосвязаны, существуют только вместе.

Уровень жизни человека в обществе зависит от возможности производства материальных и нематериальных благ. Возможность создания благ зависит от уровня развития материального производства, преобразующего природные ресурсы в необходимые материальные продукты. Следовательно, материальное производство является материальной основой жизни общества и его развития.

В условиях народного хозяйства производство носит общественный характер. Каждый человек работает индивидуально, затрачивая свою рабочую силу, но процесс труда протекает в обществе, которое должно признать продукт его труда. Производители связаны между собой посредством обмена продуктами труда - товарами, услугами, опытом, навыками. Общественное производство существует только в единстве с распределением, обменом и потреблением благ.

Распределение - это процесс определения доли, количественной пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Распределение осуществляется собственником средств производства.

Обмен осуществляется продуктами деятельности как процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен осуществляется также опытом и навыками.

Потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Совершение производства дает импульс для возникновения новых потребностей, а рост потребностей вызывает рост производства, определяет его объем и пропорции.

Общественный продукт состоит из множества предметов, которые можно разбить на две главные группы:

  • 1) средства производства предназначены для производственного потребления;
  • 2) предметы потреблении предназначены для личного потребления людей.

Средства труда и предметы труда образуют средства производства.

Предмет труда - это вещество природы, на которое направлен груд человека; представляет собой материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда, которые раннее подвергались его воздействию, называются сырьем (добытая руда) и материалами (металлы в машиностроении).

Средства труда - это средства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт (машины, инструмент, оборудование и т.п.). К ним относятся и вес материальные условия, без которых труд нс может совершаться (здания, сооружения, трубопроводы, транспортные коммуникации, средства связи и т.п.).

Человек приводит в движение средства производства - с помощью средств труда воздействует на предмет груда и создает продукт. Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологий и организации производства. Технология представляет собой способ воздействия человека на предметы труда и отражает техническую сторону производства. Организация обеспечивает единство взаимодействия работников, участвующих в производстве, а также распределение работ между работниками и средствами производства. Воздействуя с помощью средств труда на природу люди изменяются сами, накапливая опыт и знания. Это, в свою очередь, создает новые возможности для совершенствования орудий и средств груда, технологии и организации производства, повышения производительности труда.

Средства производства и люди, производящие материальные блага, образуют производительные силы.

В процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ люди вступают во взаимосвязи и отношения друг с другом, которые имеют объективный характер и не зависят от воли и желания людей. К. Маркс назвал эти отношения производственными отношениями. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства.

Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы: непрерывно совершенствуются средства производства, повышается уровень знаний и квалификации людей. Воздействуя с помощью средств труда на предметы труда люди накапливают опыт и знания, изменяются сами. Это дает новые возможности для развития средств труда, улучшения технологий, роста производительности труда. Качественный состав средств труда и технологий определяют требования к уровням компетентности самих работников.

Производственные отношения развиваются под воздействием производительных сил и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя научно-технический прогресс и рост производства. Основу производственных отношений составляет собственность на средства производства. Производственные отношения включают производственно-технические и социально-экономические. Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников производства. Эти отношения связаны с организацией производства. Их основой является разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, производственных единиц и обуславливают необходимость налаживания между ними производственных связей.

Социально-экономические отношения между людьми определяются характером и формой общественного присвоения средств производства, т.с. отношениями собственности. Экономические интересы реализуются через право собственности на средства производства и политическую власть. Социально-экономические отношения - важный элемент создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении высшей эффективности производства.

Процесс производства непрерывен, т.к. необходимо постоянно возобновлять потребленные продукты. Постоянно повторяющийся процесс общественного производства называется общественное воспроизводство. Экономическая система воспроизводит все элементы производства: средства труда, рабочую силу и производственные отношения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социологический измерение труд производство

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Поэтому эта тема достаточно актуальна в наше время. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

В данной семестровой работе мы изучим социологическое измерение труда. Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).

В этой работе рассматривается социальная сущность труда. Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Также в семестровой работе исследуются основные элементы общественного производства: материальные и духовные производства. Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социологическое измерение труда

Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда, трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

Труд -- это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек -- существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека -- это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Социология труда -- это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда -- это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности. В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны -- способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда. Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

К настоящему времени социология труда -- самая развитая часть отечественной социологической науки. Это сказалось и на формировании определенных экономических специальностей. Например, в 1987 г. в вузах специальность «экономика труда» была преобразована в «экономику и социологию труда», что свидетельствовало о признании того факта, что без социального знания, без социологии уже немыслим эффективный процесс управления в трудовом коллективе.

Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица -- в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда, как совокупного, так и индивидуального. Содержание труда определяет конкретную трудовую деятельность, функциональные обязанности, степень физического и интеллектуального напряжения, санитарно-гигиенические условия и многие другие характеристики. Труд рабочих на сборочном конвейере, железной дороге, в авиации, совхозе, строительстве имеет различное содержание. Содержание труда в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, личностными характеристиками конкретного работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания труда можно использовать такие градации, как ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то выделяются: простой ручной и сложный ручной труд, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника, простой механизированный и сложный механизированный труд, простой автоматизированный и сложный автоматизированный труд.

Содержание труда в значительной мере предопределяет личностное отношение человека к выполняемой работе. Если среди рабочих, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность выполняемой работой до 100 процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах -- только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезную социальную проблему.

Специфика нашей страны -- большое число ремонтников. В промышленности для обслуживания оборудования, которое эксплуатируется десятилетиями и устаревает не только морально, но и физически, приходится держать миллионы ремонтников. Изготовлением запасных частей и ремонтом тракторов занято больше людей, и применяется в четыре раза больше производственных мощностей, чем для выпуска новых тракторов.

Мы выделили только самые основные характеристики содержания труда, которые учитываются в социологическом исследовании социальных проблем труда, трудовой деятельности. Конечно, приходится учитывать и несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации работников. Основная тенденция -- это отставание уровня профессиональной квалификации, качества трудовых ресурсов от конкретного содержания труда. В реальных условиях уровень квалификации работников является завышенным. При нехватке кадров любой руководитель, желая удержать работников, завышает их реальную квалификацию, чтобы иметь основание платить более высокую зарплату. Эта проблема касается не только работников физического, но и умственного труда. Однако бывают и другие ситуации, когда в экстремальных условиях Севера уровень квалификации существенно выше, чем содержание выполняемой работы. Люди, владеющие несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, как правило, качественней выполняют порученную работу. В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых -- соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях. Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций.

Социальная сущность труда

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".

Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства. В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала.

Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.

Исходя из социальной сущности труда, как процесса, формирующего человека и общество, социология выделяет три основных аспекта его сущности.

Во-первых, она изучает социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда.

Во-вторых, - исследует комплекс отношений отдельного человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, и условиям труда, материальную заинтересованность, содержание труда, взаимоотношения в коллективе, смысл труда в целом и так далее.

В-третьих, рассматривает трудовой коллектив как социальную организацию, то есть особую систему отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между его работниками. Здесь, в рамках социологии труда, изучаются многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, взаимоотношений между его членами, в том числе руководителями и подчиненными, социально-психологического климата, имеющихся в нем конфликтов и путей их разрешения.

Важно отметить и те социальные процессы, которые протекают в коллективах при реализации социально-трудовых отношений. Важнейшими среди них являются: 1) сам труд как базовый социальный процесс; 2) интегративные процессы (образование, функционирование и развитие трудовых коллективов, стимулирование трудовой активности); 3) ценностно - ориентационные процессы, связанные с сформированием интересов, ценностей, социальных норм у различных групп работников; 4) процессы социальной мобильности (трудовые перемещения социальных групп и отдельных работников).

Основными категориями в социологии труда являются: условия, организация, виды, содержание и характер труда, отношение к нему, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат коллектива и тому подобное. Изучая эти и другие категории, необходимо учитывать, что естественная потребность для общества заключается не в самом действии "лишь бы трудиться", а в потребительской ценности процесса труда как созидателя общественного богатства и прогресса, способа удовлетворения общественных и личных потребностей, формирования и совершенствования каждой конкретной личности.

Важную роль в деятельности человека играют стимулы и мотивы трудовой активности. Под стимулами мы подразумеваем осмысленные побуждения, вызванные действием объективных факторов. Стимулы труда тем сильнее, чем в большей степени результаты человеческой деятельности будут удовлетворять совокупности имеющихся потребностей.

Изучая социальную сущность труда, индустриальная социология (20-30-е годы XX века) важным объектом анализа трудовой деятельности считала социально-трудовые отношения. Так, известный американский социолог Фредерик Херцберг выделил три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственного поведения работников.

Первый подход, получивший название научного менеджмента, базировался на разработанной в начале XX века теории американского инженера Фреда Тейлора. Согласно его теории, эффективность труда человека увеличивается при внедрения на производстве научной организации труда. Хронометрирование рабочих операции с целью экономии движений и упрощение трудовых функций, сдельная прогрессивно-премиальная система оплаты труда, система бонусов (крупных премий, получаемых один или два раза в год за достижение успехов), сборочные конвейеры вызвали значительное повышение заинтересованности в эффективном труде и повышение его производительности. Элементы научной организации труда, разработанные Ф. Тейлором, успешно применяются и в современном производстве.

Начало второго подхода к регулированию производственных отношений положил, американский ученый Элтон Мэйо, сделав вывод, что решающее влияние на увеличение выработки оказывают не материально-вещественные, а человеческие, морально-психологические отношения.

Мэйо делает упор, во-первых, на то, что человек - существо социальное, его поведение формируется и определяется групповым поведением; во-вторых, что жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация снижают трудовую и социальную активность, мешает раскрытию творческого человеческого потенциала; в-третьих, руководители должны в большей степени ориентироваться на людей, а не на продукцию. В этом залог социальной стабильности и удовлетворения индивида своей работой. Этот подход получил название менеджмента человеческих отношений и лег в основу развития индустриальной социологии на Западе.

Основные элементы общественного производства: материальные и духовное производства

Труд -- вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Заключение

Таким образом, труд - это важнейшее условие жизнедеятельности как отдельного индивида, так и общества в целом, любой организации, предприятия.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране многое изменил в общественной организации труда. Как свидетельствует опыт, главное в таких изменениях - это перемены в приоритетности интересов и стимулов к труду. Рыночные отношения предполагают иерархию приоритетности таких интересов: личные интересы самые главные. Если они реализованы, то соответственно будут реализованы и коллективные интересы.

Признание личных интересов важнейшими в современных условиях - это признание важности и значимости проблем мотивации трудовой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повышения статуса работника в системе социально-трудовых отношений.

Следовательно, труд - явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Список использованной литературы

1.Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

2.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.

3.Малая советская энциклопедия. Третье издание. Том 9. -М.: 1960

4.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

5.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

6.О.В. Ромашов, Социология труда. - М.: «Гардарики», 1999

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная сущность труда, его характер и содержание. Системность совершенствования личности труженика. Предметы и средства труда, средства производства и технологии. Значение труда в развитии человека. Проблемы формирования рабочей силы на рынке труда.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Исследование феномена общественного мнения как института, имеющего социальную силу. Изучение аспектов взаимодействия общественного мнения и политики. Роль общественного мнения при формировании гражданского общества и системы социальных взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Биография, профессиональная деятельность и научные работы французского социолога Эмиля Дюркгейма. Взгляды ученого на разделение общественного труда, разработка им нового социологического подхода, понятия социальной солидарности и сущности "социологизма".

    презентация , добавлен 16.05.2012

    Принцип формирования частного и общественного призрения. Общая характеристика деятельности и основных направлений приказов общественного призрения. Анализ ведомственных учреждений императрицы Марии Федоровны. Сущность человеколюбивого общества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Основные категории социологии труда. Индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Потенциальная опасность производственных факторов на рабочем месте. Прогрессивные методы организации труда. Этапы процесса автоматизации производства.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2009

    Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности. Анализ понятий собственности и эксплуатации, труда и капитала. Развитие истории и обществоведческой мысли в XX веке. Понятие азиатского способа производства. Переход от капитализма к социализму.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Характеристика ООО "Союзпромпластик", социальные условия труда. Оплата и дисциплина труда, состояние объекта социальной инфраструктуры. Коэффициент образовательного уровня персонала. Предложения по совершенствованию социального развития организации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Обзор социологических теорий по социологическим проблемам труда, трудового коллектива. Труд как основная категория социологии труда, ее задачи: оптимизация социальной структуры общества, анализ рынка труда, реализация трудового потенциала работника.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) - это земля.

Труд как также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд - это не просто двигатель прогресса, труд - это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные - это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд - это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник - это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда - это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство