27.07.2020

2 общественное разделение труда. Второе разделение труда. Что происходит в случае неравновесия с точки зрения ортодоксальной теории


Первобытнообщинная модель хозяйственного развития: основные этапы становления и черты.

Признаки :

Низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование

Коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства

Уравнительное распределение, социальное равенство

Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства

Низкие темпы развития общества.

Этапы :

Палеолит (древний каменный век) – 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12 – 8 тыс. лет до н.э.

Неолит (новый каменный век) – 8 – 3 тыс. лет до н.э.

1-ранний палеолит (до 100 тыс. лет до н.э.). Питекантроп, синантроп, неандертальцы – собирательство, ловля рыбы и загонная охота.

2-средний палеолит (завершилась 40 тыс. лет назад). Кроманьонский человек наряду с неандертальцами. Членораздельная речь. Добывание огня. Каменная техника.

3-поздний палеолит (завершился в XII тыс. до н.э.). Матриархат. Общественные запреты. Простое присваивающее хозяйство – охота, рыболовство и собирательство. Возрос уровень каменной техники. Труд как простая кооперация без разделения. Все в коллективной собственности. Трудовое распределение добычи. Обмен между общинами.

4-мезолит (XII-VIII тыс. до н.э.). Индивидуальная охота. Совершенствование оружия, появление лука. Новые приемы в рыболовстве. Облегчение веса и сокращение объема каменных орудий. Присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболов. Принцип коллективизации. Использование лодок. Осваивание новых земель. Несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Патриархат.

5-неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий. Затем второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – индивидуализация труда, возникновение и развитие частной собственности. Первое ремесло – гончарное производство. «Неолитическая революция» - появление новой техники, форм производства и образа жизни, освоение новых территорий и эффективное их использование. Зарождение обмена – т.к. появились излишки с/х и ремесленных производств. Переход к оседлому образу жизни.

6-энеолит (4-3 тыс. до н.э.). Появление металла – медь, золото, бронза. Система орошаемого и плужного земледелия, усиление имущественного неравенства.

Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия.

Первое разделение труда :

Предпосылки:

Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству.


Сущность:

В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.

Последствия:

1. переход к оседлому образу жизни

2. рост производительности труда

3. возможность накопления запасов (богатства)

4. зарождение торговли (натуральный обмен)

5. развитие религии, искусства.

Второе разделение труда:

Причины:

Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла.

Сущность:

Выделение ремесла из сельского хозяйства.

Последствия:

1. индивидуализация труда

2. развитие частной собственности

РЕЗУЛЬТАТ:

Переход к производящему хозяйству:

Многообразие продуктов, предназначенных для обмена

Развернутая система обмена

Необходимость ввода всеобщего эквивалента.

⚡ Разделение труда ⚡ представляет собой обособление различных видов трудовой деятельности. Начало этому процессу положило естественное разделение труда по полу и возрасту, которое по­лучило развитие в домашнем хозяйстве. За пределами этого хо­зяйства стало расти общественное разделение труда. Современ­ная система включает следующие виды такого разделения труда:

  1. Индивидуальная специализация - сосредоточение деятель­ности человека на каком-то особом занятии, овладение опреде­ленной профессией, специальностью.
  2. Разделение труда на предприятии (выделение в трудовом коллективе разных видов работ, операций).
  3. Обособление созидательной деятельности в масштабах от­расли, вида производства (например, электроэнергетика, добыча нефти, автомобилестроение и т.п.).
  4. Разделение национального производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство и др.).
  5. Территориальное разделение труда внутри страны (при спе­циализации производства каких-то продуктов в разных экономи­ческих районах).
  6. Международное разделение труда (специализация производ­ства отдельных стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются).

Непрерывное развитие разделения труда объективно обуслов­лено прогрессом техники и человеческого фактора производства, а также условиями совершенствования сложной кооперации тру­да. Эти условия проявились уже при переходе от простой коопе­рации труда ремесленников на капиталистическом предприятии к мануфактуре - объединению труда работников, выполняющих раздельно множество мелких операций.

Естественно, что последующий переход от мануфактуры, ос­нованной на ручном труде, к индустриальному производству мно­гократно повысил эффективность разделения труда.

Итак, специализация созидательной деятельности служит важ­нейшим средством повышения производительности труда (уве­личения выработки людей). Это является следствием того, что:

  • во-первых, специализация работников умножает умелость, пред­полагает приобретение ими более совершенных знаний и навы­ков
  • во-вторых, ею обеспечивается экономия рабочего времени, поскольку, сосредоточивая усилия, человек перестает переходить от одного занятия к другому
  • в-третьих, специализация дает тол­чок к изобретению и применению машинной техники, что делает производство массовым и высокоэффективным

Большое значение имеет подготовка в средних профессиональ­ных и высших учебных заведениях специалистов по различным отраслям научной, технической и хозяйственной деятельности.

Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, принятые в нашей стране в 2000 г., предусматривают изучение студентами:

  1. об­щих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (оте­чественная история, культурология, политология, философия, экономика и др.)
  2. общих математических и естественнонауч­ных дисциплин
  3. общепрофессиональных дисциплин
  4. дис­циплин специализации

Таким образом, все студенты получают широкую профессиональную подготовку в сочетании с узкой спе­циализацией, что повышает качество подготовки профессионалов и их востребованность для практической деятельности.

Второе общественное разделение труда

Различие человека физическое, умственное, духовное. Аксиома № 2

Человек как все живое на Земле в первую очередь делится по половому признаку, и это его первое отличие друг от друга. Но кроме полового различия человеку свойственны и другие. Это различия, основанные уже на других физических, физиологических, природных, социальных и иных причинах.

Например, в первобытном обществе, одни лучше бегали и возможно были загонщиками, другие точнее метали камни или дротики и были основными охотниками, третьи лучше других умели добывать огонь, кто-то лучше других обрабатывал шкуры, кто-то лучше ловил рыбу и т.д.

После первого общественного разделения труда по половому признаку, постепенно началось и второе внутриобщинное разделение труда, уже по умению. Как уже было отмечено, второе разделение труда проходило на основе уровня умелости при выполнении той или иной работы. В процессе развития, например, хорошие бегуны становились загонщиками уже на постоянной основе, умеющие хорошо ловить рыбу - рыбаками и т.д. Внутри рода помимо женско-мужского разделения труда появилось разделение труда, похожее на профессиональное. Одни «специалисты» становились изготовителями орудий труда, и на другие работы уже мало привлекались, охотники стали заниматься преимущественно только охотой. В дальнейшем это разделение труда начало поддерживаться уже при помощи определенного отбора и, пусть примитивной, но уже подготовки. Человек начал накапливать и передавать профессиональный опыт, обучаться, более опытные сородичи передавали свои знания и умения молодым. Внутри общины на постоянной основе появилось разделение обязанностей не только по половому различию, но и в зависимости от умения и подготовленности.

С развитием разделения труда в виде определения каждому своих обязанностей, как постоянных, так и временных при выполнении определенных групповых (коллективных) работ, развивалась и система распределения. Со временем среди собратьев выполнение одних работ, требующих больше способностей и подготовленности, стало цениться больше других. Возможно, это могло отражаться и на увеличении или уменьшении получаемой части от общей добычи, возможно нет.

Как уже отмечалось выше каждый человек, от своего рождения уже различен по отношению к другим по своим физическим и умственным способностям. К этому различию добавляется степень его развития в процессе воспитания, подготовки и дальнейшей жизни. В результате каждый человек в своей трудовой деятельности обладает различной подготовленностью в различных сферах хозяйственной деятельности в соответствии со своими навыками, умениями, опытом, знаниями и т.п. Это различие породило различие в умелости при производстве чего-либо, какого-либо продукта, т.е. каждый человек при производстве чего-либо стал обладать своим, определенным уровнем производительности.

Чтоб понять суть разделения труда, а затем и обмена, необходимо четко уяснить основу современной экономики, это Аксиому № 2.

Аксиома 2. Все люди различны по своим физическим, умственным, духовным и другим способностям и развитию. Это различие проявляется в том, что каждый человек, делая что-либо, выполняет это действие быстрее или медленнее в сравнение с другими людьми, более качественно или менее качественно. То есть, каждый человек в силу своей общей подготовленности в тот или иной момент обладает определенным уровнем индивидуальной производительности труда при производстве определенного продукта или его части.

Второе общественное разделение труда (внутри половое)

Вот на основе этих различий в умении, как уже говорилось, и началось второе общественное разделение труда.

Данное разделение труда, как и предыдущее, принесло возможность дальнейшего роста общественной производительности труда. Принцип экономии затрат аналогичен первому разделению труда. В реальной жизни, конечно, все сложнее и не так ярко выражено, но для простоты понимания, предлагается следующий пример.

Допустим, что три мужика, рыбака из какого-то рода ловят и обрабатывают рыбу. Каждый сам по себе вылавливает и обрабатывает за 1 день по 10 рыбин с учетом изготовления и подготовки орудия лова, нахождения места и их установки, непосредственного лова и обработки добычи. Но у каждого из троих мужчин разное умение при выполнении всех этих трех составляющих рыбной ловли. Пусть оно будет таковым. Мужчина А изготавливает орудие лова за 2 часа, на нахождение места и установку - 4 часа, а на сам лов и обработку улова 4 часа. У мужчины Б затраты распределяются следующим образом: изготовление орудия лова 4 часа, установка – 2 часа, ловля и обработка 4 часа. Мужчина В соответственно тратит 4 часа на изготовление орудия лова, на нахождение места и установку 4 часа и на ловлю с обработкой 10 рыбин 2 часа. Для удобства восприятия составим такую табличку.

Таблица 1.6.

Мужчины

Изготовление орудия лова

Нахождение места и установка

Ловля и обработка улова

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

А

1

2

1

4

10

4

10

Б

1

4

1

2

10

4

10

В

1

4

1

4

10

2

10

Вместе

3

10

3

10

30

10

30

Такова картинка при раздельной охоте мужчин. Но вот, мужики собрались и подумали, «а не заняться ли нам охотой совместно». Исходя из уже имеющегося опыта и умения каждого, они определили, что орудия лова лучше всех из них делает мужчина А, значит, пусть он их и делает на всех. Осуществлять поиск мест и установку орудий лова будет мужчина Б, у него это получается лучше других. А вот заниматься непосредственным ловом рыбы и ее обрабатывать буде мужчина В.

В таком случае, при прочих равных условиях, разумеется, с учетом неизменности умения в части умения каждого отдельного процесса, 3 орудия лова мужчина А изготовит за 6 часов, мужчина Б расставит их за 6 часов, а мужчина В, соответственно, за 6 часов поймает и обработает весь улов 30 рыбин. Представим теперь таблично эту новую ситуацию затрат рыбаков.

Таблица 1.6.б

Мужчины

Изготовление орудий лова

Нахождение места и и установка

Ловля и обработка улова

Общее затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

А

3

6

0

0

0

0

6

Б

0

0

3

6

0

0

6

В

0

0

0

0

30

6

6

Вмести

3

6

3

6

30

6

18

Как видим из таблицы, что в случае такого разделения обязанностей, при аналогичных условиях, каждый из мужчин в итоге экономит по 4 часа, а вместе они для лова 30 рыбин потратили бы на 12 часов меньше, чем при ловле по первому варианту, когда каждый полностью осуществлял весь процесс лова сам по себе.

Кроме того, если каждый из них, после перехода на данный поточный метод ловли, мог бы эту экономию по времени пустить на дополнительное производство, даже того же направления. Если допустить, что в дальнейшем каждый будет также, как и в первом варианте работать по 10 часов, то получится, что мужчина А за 10 часов изготовит 5 орудий лова, мужчина Б это все установит за это же время, а мужчина сможет В в последствии поймать и обработать уже не 30, 50 рыбин. Следовательно, при данном разделении труда и тех же затратах времени мужчины могли бы совместно дополнительно добывать 20 рыбин.

Именно в этом и есть экономический смысл данного, как и многих других, разделения труда, разделения по обязанностям (специализации) на основе лучшего умения что-либо делать внутри группы людей или сообщества.

Разделение труда внутри общины по второму отличительному признаку человека друг от друга, а именно, по умению явилось вторым общественным разделением труда.

Со временем это различие в умении все более увеличивалось, особенно после применения человечеством предварительной подготовки, обучения, передачи определенных навыков, приобретения знаний, опыта. Внутри общин стали выделяться умельцы, то есть профессионалы.

Учет умения, длительности вложенного труда при добывании общей добычи и при ее распределении есть вершина распределительной системы. После достижения в распределительной экономической системе этого момента, являющегося пиком, данная система уже не может развивается, а вынуждена перерастать в иную систему, более совершенную. Как ни крути экономикой, а распределение всегда субъективно. И если к обычному субъективизму добавляется еще и другие причины, например, больше получает тот, кто находится ближе к распределителю (вождю, старейшинам), а не тот кто больше работает и умеет, то такая система начинает рушиться еще быстрее. Всякие распределительные системы порождают такие пороки, как подхалимаж, угодничество, лицемерие, приспособленчество и т.п., а самое главное распределительные системы порождают эксплуатацию человека человеком . Многие человеческие пороки зародились еще в те далекие времена, времена конца стадности, а затем в период родовых общин. И как уже отмечалось, кто считает, что тот период был наиболее справедливым с точки зрения экономических отношений для всех людей, кривит душой, увы, это далеко не так. Борьба за выживание, за лучшее распределение общей добычи толкала людей на все.

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека (типа хозяйства Робинзона Крузо), являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

Но развитие разделения труда в хозяйстве любого общества проходит несколько последовательных стадий от примитивного состояния до чрезвычайно сложной схемы распределения обязанностей. Схематически можно представить эту эволюцию следующим образом.

Первая стадия. Это естественное разделение труда внутри первобытного общества. В таком обществе всегда наблюдалось некоторое распределение обязанностей, определявшееся отчасти природой каждого человека, отчасти обычаями, а отчасти известной вам экономией от масштаба. Как правило, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей. Кроме этого, практически в любом племени можно было обнаружить такие "профессии", как вождь и жрец (шаман, колдун и т. д.).

Вторая стадия. По мере роста численности членов общества, потребность в каждом благе увеличивается и появляется возможность концентрации отдельных людей на производстве отдельных благ. Поэтому в обществах появляются различные профессии (ремесленники, земледельцы, скотоводы и т. д.).

Начинается процесс выделения профессий, конечно же, с производства орудий труда. Даже в каменном веке (!) существовали мастера, занимавшиеся обтесыванием и шлифовкой каменных орудий. С открытием железа появляется одна из самых распространенных в прошлом профессий кузнец .

Характерной особенностью этого этапа является то, что производитель изготовляет все (или почти все) возможные изделия, связанные с его профессией (как правило, это обработка какого-то вида сырья). Например, кузнец делает все от гвоздей и подков до плугов и мечей, столяр делает все от табуреток до шкафов и т.д.

На этой стадии разделения труда часть членов семьи ремесленника или даже вся семья помогает ему в производстве, выполняя те или иные операции. Например, кузнецу или столяру могут помогать сыновья и братья, а ткачу или булочнику = жена и дочери.

Третья стадия. С увеличением численности населения и соответственно размера спроса на отдельные продукты ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага. Одни кузнецы делают подковы, другие только ножи и ножницы, третьи только гвозди разных размеров, четвертые только оружие и т.д.

В Древней Руси, например, существовали следующие названия мастеров по дереву: древоделы, кораблетворящие, мостники, древяные, здатели, городники (укрепление городов), порочные (производство стенобитных орудий), лучницы, крестечные, бочкари, санники, колесники и т.д.

Важным фактором, влияющим на производительность труда, является кооперация труда. Чем более глубоким является разделение труда и более узкой становится специализация производства, тем в большей степени производители становятся взаимозависимыми, тем больше необходимы согласованность и координация действий между различными производствами. Чтобы действовать в условиях взаимозависимости, необходима кооперация труда, как в условиях предприятия, так и в условиях всего общества.

Кооперация труда – форма организации труда, выполнения работ, основанная на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса.

Форма организации общественного труда, при которой большое число людей совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между, собой трудовых процессах. Наряду с разделением труда кооперация труда является фундаментальным фактором роста производительности и эффективности во всех сферах профессиональной деятельности.

Кооперация труда - это единство, согласованность совместных действий производителей, различных производств и отраслей экономики.

Кооперация труда позволяет избежать множества ошибок, например дублирования производства, перепроизводства. С другой стороны, согласованность и координация действий, объединение множества усилий позволяет сделать то, что не под силу одному производителю или одному предприятию. В случае простой кооперации труда, которая имеет место, например, при строительстве домов, гидростанций, полезный эффект кооперации очевиден. Кооперация труда имеет место во всех сферах экономической деятельности, она принимает самые разнообразные формы.

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.

Международная специализация и кооперация производства соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из объективных важнейших предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.

Именно разделение труда вызвало отделение друг от друга различных профессий и занятий, что способствовало в первую очередь увеличению производительности и чем выше ступень промышленного развития страны, тем дальше идет такое разделение. То, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, то в более развитом - выполняется несколькими. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного предмета всегда распределяется между большим количеством людей.

Разделение труда, выступая в различных видах и формах своего проявления, является определяющей предпосылкой развития товарного производства и рыночных отношений, т. к. концентрация трудовых усилий на производстве узкого круга продукции или на отдельных ее видах вынуждает товаропроизводителей вступать в отношения обмена с целью получения недостающих им благ. -

Разделение труда: понятие и общие характеристики. 1

Степень разделения труда- 2

Виды разделения труда. 3

Формы проявления разделение труда. 4

А. Смит о разделении труда. 4

Из истории разделения труда- 5

Кооперация труда. 6

Первоначально люди поддерживали свое существование исключительно с помощью примитивных форм обеспечения жизнедеятельности (охоты, рыболовства, собирательства). При этом проблема выживания напрямую связывалась с благоприятными (либо, напротив, неблагоприятными) природными факторами. Естественно, что столь тесная зависимость человека от окружающей среды влияла на процесс становления и развития общества. Поэтому выделение в качестве важнейших форм жизнеобеспечения земледелия и скотоводства имело поистине революционное значение.

Приручение и одомашнивание человеком диких животных, а также сознательное выращивание полезных растений означали не только победу человека в борьбе за физиологическое выживание (поскольку разрывалась прямая зависимость человека от природных и климатических условий), но и являлись причиной начавшегося расслоения общества, так как в результате единая социальная организация распадается на несколько относительно самостоятельных подгрупп: земледельцев, скотоводов, охотников и т. д. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических и умственных нагрузок, а это в свою очередь вело к ускорению социального развития. Значение данного этапа человеческой эволюции заключается в том, что люди начинают производить больше общественно полезного продукта, чем нужно непосредственно для поддержания жизнедеятельности. Возникает так называемый избыточный продукт, правом на распоряжение которым обладают его производители. Следовательно, появляются предпосылки для возникновения права собственности, которое понимается как право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом и является одним из важнейших субъективных прав.

Следующим крупным разделением труда принято считать появление ремесел и разделение человеческого общества на тех, кто производит орудия труда, и тех, кто этими орудиями пользуется. Переход от универсальной системы жизнеобеспечения к специализированной интересен, прежде всего, тем, что люди начинают производить такие вещи, которые непосредственно для самих производителей жизненно важного значения не имеют, а изготавливаются с единственной целью – обменять на другие предметы труда, необходимые в хозяйстве. При этом процесс обмена превращается из эпизодического в систематический. Потребность людей обмениваться продуктами своего труда, с одной стороны, означала необходимость создания оценочного эквивалента, позволяющего осуществлять данную операцию в определенном пропорциональном соотношении, а с другой – привела к выделению из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями. Процесс товарного обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности. Это было третье крупное разделение труда.

Таким образом, тремя крупными разделениями труда являются следующие социальные преобразования: переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию; выделение ремесел; появление товарно-обменных отношений и, как следствие, социальной группы профессиональных посредников – менял (впоследствии – торговцев).

Общие законом. возн. Г, которые характеризуются следующими основными связями: 1) экономическое развитие общества в силу объективных причин достигает определенного уровня, при котором: усложнившиеся формы организации хозяйственно-экономического процесса выживания общества уже не могут обеспечиваться родоплеменной организацией; в силу развития производительных сил появилась возможность присвоения с последующим накоплением части произведенного обществ. трудом продукта отдельными группами лиц, появилась частная собственность. 2) социальное имущественное расслоение общества (деление общества на классы) приводит к сознательному стремлению экономически господствующих классов к закреплению в их руках накопленной частной собственности, закреплению экономического влияния внеэкономическим, политическим (через гос. устройство общества). Это ведет к классовой борьбе за общее положение в обществе и за гос. власть; 3) возникновение потребности в особой сипе – государстве, возвышающейся над обществом в качестве посредника для умерения столкновения классов и решения хозяйственных и других организационных вопросов; 4) неравномерность общественного развития (вопрос 4). Признаки Г: Публичная власть – система гос. власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, обеспечивающих исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства (т.е. касающиеся казны). Наличие особой публичной власти является самым существенным признаком образования государства. Она выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Территориальная организация власти и территориальное подразделение населения- х арактерным признаком государства является наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территор. разделение населения. Государство – единственная организация политич. власти в масштабе территории всей страны. Оно объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию государства, независимо от их принадлежности к какому либо роду или племени, религии или классовой принадлежности. Каждый человек уже в силу своего рождения становится его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства. Территориальные пределы государственной власти распространяются также на находящихся в стране иностранных лиц и лиц не имеющих подданства. Налоги и сборы – для содержания публичной власти требовались средства, которое государство получало в виде обязательных сборов с населения – податей и налогов. Суверенитет – важнейший и собирательный признак госуд., выражающийся в верховенстве и независимости государства по отношению к любым другим властям внутри страны а также в сфере межгосударственных отношений. Связь с правом – только государство наделено полномочиями устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие гос. нормативные акты, законы, указы, постановления. Правотворчество – это исключительная прерогатива гос.

15 межгосударвтсенные образования в современны период

Определения понятия «форма межгосударственного устройства объединения государств» в современной теории государства и права нет, поскольку как самостоятельный институт данное явление не рассматривалось. Однако в последние годы наметилась тенденция выделения видов объединений государств из общего понятия формы государственного устройства. Так, В.Е. Чиркин говорит о существовании наряду с государствами международных объединений с элементами федерализма, он так же отмечает, что в современных условиях в связи с возрастающей интеграцией государств на международной арене возникли многие организации публичного международного права, имеющие некоторые конституционно-правовые элементы. Причем В.Е. Чиркин не рассматривает данные объединения с позиции их формы в рамках формы государственного устройства, а только констатирует наличие таких образований. Такая ситуация возникает потому, что наряду с выделением международных образований в отдельную группу и отказом рассматривать их территориальное устройство в рамках формы государственного устройства теория государства и права не выработала нового института, необходимость появления которого уже назрела.

Следует согласиться с мнением В.С. Нерсесянца, что от формы территориального устройства государства следует отличать форму межгосударственного объединения (образования). По его мнению, межгосударственное объединение означает такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. Однако В.С. Нерсесянц не говорит о том, что он понимает под термином форма межгосударственного объединения.

Исходя из выработанных в теории признаков формы государственного устройства, его определения попытаемся выявить общие черты данного традиционного института с формой межгосударственный объединений, его специфические признаки и их этого вывести определение. Общим между рассматриваемыми понятиями является то, что они раскрывают и показывают внутреннюю структуру образования, взаимоотношения между частями образования, организацию власти по территории. Однако в отличие от формы государственного устройства, форма межгосударственного объединения во-первых, показывает отношения между суверенными государствами-участниками объединения. Во-вторых, взаимодействие государственных органов участников объединения и органов управления объединения. В-третьих, указывает на объем суверенитета государств – участников и возможность передачи некоторых суверенных прав объединению. В-четвертых, определяет степень интеграции государств в рамках объединения. Представляется, что межго­сударственные объединения (конфедерации, содружества и сообще­ства государств, унии, империи и др.) являются самостоятельным ин­ститутом теории государства и права и международного публичного права, который тесно связан с элемен­тами формы государства и, в частности с вопросами государственно­го устройства, однако не входит в него. Объединения государств хотя и обладают признаками государственности, но, тем не менее, не являются самостоятельны­ми государствами. Именно поэтому автор считает необходимым рассматривать их самостоятельно и выделять такое понятие как форма межгосударственного устройства.

Исходя из вышеизложенного, предлагается определить форму межгосударственного устройства объединения государств как территориальную организацию межгосударственного объединения, определяющую взаимоотношения государств-участников между собой и органами объединения, объем суверенитета государств-участников и степень интеграции в рамках межгосударственного объединения.

Государства всегда использовали различные формы, что обуславливалось наличием общих интересов – долговременных или краткосрочных, территориальной близости, однородности структур, совпадением политических курсов, та или иная близость их правителей. XVIII-XIX века характеризовались устойчивыми и временными союзами, как в масштабе мирового сообщества и регионов, так и функциональными. Порожденные интегративными процессами, научно-техническим прогрессом, эти тенденции и выражающие их структуры получили развитие в условиях проявления глобальных проблем и формирования мирового сообщества. При этом можно обратить внимание на подвижность и динамизм государственных объединений, их взаимопереходы.

В научной и учебной литературе выделяется довольно большое количество различных видов объединений государств, причем зачастую не проводится их классификации, не дается определения указанных понятий, не рассмотрены их признаки, что, бесспорно, имеет очень важное значение для определения природы явления. Обычно ознакомление с видами объединений государств ограничивается простым описанием, либо вообще примером без объяснения на основании чего автор отнес данное объединение государств к тому или иному виду. Основываясь на научной и учебной литературе можно констатировать тот факт, что к видами объединения государств относят империю, инкорпорацию, квазиконфедерацию, конфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию, фузию.

Если рассматривать межгосударственные объединения в историческом аспекте, мы не найдем двух абсолютно похожих. Как отмечает Е.Е. Сумина, можно выделить две наиболее яркие причины такого разнообра­зия. Это, во-первых, различие в юридической технике объединения государств и, во-вторых, различие между теми объединениями госу­дарств, которые ставят перед собой собственно государственные це­ли (конфедерации), и такими объединениями, целью которых являет­ся институционное преобразование международного сообщества на универсальном или региональном уровне (например, международные конференции и международные организации). При этом результатом объединения для самих государств может быть как сохранение госу­дарственного суверенитета, так и его утрата.

16 исторически сложившиеся подходы к рассмотрению понятия государства




© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство