07.09.2020

Какой надзорный орган у судебных приставов. Кто контролирует работу судебных приставов? Причины жалоб на судебных приставов, куда нужно жаловаться и как сделать это правильно


ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

12.05.2009 № 155/7

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства - в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием - в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел - в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Действия сотрудников ФССП по выполнению ими возложенных обязанностей подвергается контролю на основании положений стати 19 Закона о судебных приставах. Он проводится Генеральной прокуратурой и нижестоящими сотрудниками соответствующих подразделений.

Нормативное регулирование

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от 25.04.1999г. №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от 12.05.2009г. «Об организации …».

Что понимается под надзором за работой служащих ФССП и для чего он введен

Контроль за выполнением должностных обязанностей работниками является одним из видов слежения соответствующих организаций за выполнением законных требований сотрудниками службы в выполнении решений суда, в частности, и конфискация активов.

Работники прокуратуры наделены полномочиями, дающими им методы воздействия на сотрудников службы при нарушении ими правомочий и интересов различных субъектов. Такая процедура поднимает степень доверия к судебной системе, совершенствуя её и развивая деятельность работников, а также производит обеспечение правопорядка в при ведении судопроизводства.

В чем заключаются надзорные функции

Генеральной прокураторой осуществляется контроль за:

  • применением соответствующих мер при принятии решений или формировании документации;
  • учетом заявлений, составленных на действия сотрудников при проведении исполнительных мероприятий;
  • правомерностью конфискации имущественных объектов;
  • полнотой применения мер при поиске должника;
  • ведением документационного учета.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (далее – закон) её сотрудники производят контрольные функции за выполнением требований законодательной базы исполнителями при осуществлении своих обязанностей.

Надзорные мероприятия за активностью сотрудников службы производится над:

  • обеспечение защищенности сторон судебного процесса и её операций;
  • качественностью подготовки помещений для ведения судопроизводства;
  • доставкой в судебные слушания вещественных доказательств;
  • выполнением вердиктов судьи;
  • требованиями взятия свидетельских показаний при проведении слушаний, лиц, избегающих явки;
  • исполнение положений законодательства;
  • проведением совместных операций приставов и служащих иных силовых ведомств в отношении субъектов, находящихся под стражей;
  • соблюдением регламентированных сроков при выполнении предписаний вердиктов суда.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Основными контрольными функциями являются:

  • исполнение служащими правил, предусмотренных нормами права, и применяемых в рамках должностных полномочий;
  • решения, принимаемые сотрудниками службы, должны соответствовать положениям законодательной базы в сфере исполнения решений суда;
  • соблюдение законных прав различных субъектов при осуществлении исполнительных мероприятий.

К объектам прокурорского контроля относятся:

  • ФССП России и её территориальные отделения;
  • сотрудники службы, осуществляющие действия по выполнению решений суда;
  • администрация учреждений, занимающихся исполнением наказаний и применением мер принуждения;
  • руководство колоний, изоляторов и иных мест ограничения либо лишения свободы.

Надзорный предмет

При осуществлении мер по исполнению вердиктов суда, контролю подвергаются такие действия:

  • выполнение судебных решений и иных госорганов;
  • соблюдение властными инстанциями требований законодательной базы;
  • равноправное обеспечение правомочий всех жителей страны.

ВНИМАНИЕ! Судебные исполнители обязаны следовать решениям, допускаемые правовой базой России, и не превышать возможности на свое усмотрение.

Какими полномочиями обладает сотрудник прокуратуры при выполнении контрольных функций

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых ст.21 Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.

Проведение мероприятий

Эффективность проводимых действий по выполнению положений нормативной базы судебными исполнителями зависит от конкретного планирования мер, определяемых сотрудниками структуры.

ВНИМАНИЕ! Для качественной организации работы необходимо обладать высоким уровнем знания действующего законодательства, а также знать практику его применения. Поэтому служащие структуры постоянно повышают свою квалификацию.

Для этого помощники прокурора либо его заместители:

  • обеспечиваются нормативной базой, пособиями и рекомендациями;
  • собираются с целью подбора и анализа информации;
  • составляется план проведения мероприятий;
  • наделяются достоверными данными о случаях появления правонарушений: сбор, переработка и сохранение информации при проведении расследования. Такие сведения могут поступать не только в виде жалоб и обращений граждан либо правоохранительных органов, но и в качестве материалов, истребованных в различных учреждениях, полученных при осуществлении контрольных функций за соблюдением норм в разных сферах гражданского общества;
  • в перечень мероприятий могут включаться проверочные действия в отношении организаций либо субъектов для выявления правонарушений;
  • аналитическая деятельность;
  • взаимодействуют с другими структурными отделами службы;
  • составляют отчетность по проводимым действиям.


Меры воздействия

При проведении проверочной деятельности могут применяться следующие действия:

  • опротестование нормативной документации, противоречащей законодательству России;
  • подача исков в соответствующие инстанции разных уровней для защиты прав пострадавших людей;
  • заведение дел по факту превышения полномочий служащими ФССП.

ВАЖНО! При определении мер воздействия прокурор вправе руководствоваться нормами Закона и актами Генеральной прокуратуры и исходить из правомерных соображений в искоренении правонарушений, учитывая сложившиеся условия.

Надзор за законностью осуществления служебной деятельности исполнителей вердиктов суда является важной функцией общественно-правовой жизни населения страны. От качественности выявления преступлений и скорости реагирования на них зависит в целом спокойствие граждан и качество их жизни в государстве.

Фото Право.Ru

Судебный департамент при ВС РФ поставил перед Советом судей РФ вопрос о законности прокурорских проверок, проводящихся в системе Суддепартамента. В частности, прокуроры проверяют сотрудников региональных управлений СД на соблюдение ими антикоррупционного законодательства. По мнению СД, надзор над его работой вообще не входит в компетенцию прокуратуры.

Как говорится в представленной Совету судей справке, руководители региональных управлений Суддепартамента докладывают в Москву о проводящихся у них прокурорских проверках. Чаще всего прокуроры проверяют, исполняется ли законодательство о противодействии коррупции, а также правила содержания подсудимых в камерах временного содержания в судах.

Как указано в справке, "в ходе проведения вышеуказанных проверок в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента имеются случаи дополнительной проверки органами прокуратуры вопросов организации прохождения государственной гражданской службы с доступом к личным делам… и другим документам, содержащим персональные данные".

По мнению СД, проводя подобные проверки, прокуратура превышает свои законные полномочия. Так, в ст. 21 закона "О прокуратуре РФ" (см. ) приводится исчерпывающий список объектов прокурорского надзора, в который Судебный департамент не входит. В законе говорится, что прокуратура, в частности, надзирает за соблюдением закона в федеральных органах исполнительной власти. Однако, по мнению Суддепартамента, эта норма не распространяется на СД и его территориальные органы, поскольку они "не являются государственными органами исполнительной власти".

В подтверждение своей позиции СД ссылается на п.1 ст.1 закона "О Судебном департаменте при ВС РФ" (см. ), где СД назван "федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности… судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей". При этом все органы Суддепартамента, говорится в справке, "призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей".

Из всего вышесказанного Судебный департамент делает заключение, что прокуратура не уполномочена осуществлять надзор за соблюдением законодательства в Суддепартаменте, а равно и в судах общей юрисдикции.

Напомним, что прокуроры не только проводят "антикоррупционные" проверки в учреждениях Суддепартамента и судах, но и порой отчитываются об их результатах в прессе. Например, в августе 2010 года мы рассказывали о том, что подобные проверки были проведены в управлении СД и администрациях судов в Тюменской области. Тогда прокуроры уличили ряд сотрудников местного суддепартамента и администраторов судов в подаче недостоверных сведений о своих доходах и других нарушениях, в результате чего были наказаны 11 человек.

О решении Совета судей по этому вопросу пока не сообщалось. Однако в четверг, общаясь с прессой после очередного заседания Совета, тему прокурорских проверок прокомментировали председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и директор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев.

На вопрос, имеет ли прокуратура право проверять органы Судебного департамента, Вячеслав Лебедев ответил, что "сотрудник СД - не судья, у него нет статуса и специального порядка его привлечения к ответственности, в том числе и к уголовной. Ну, что будет спорить сотрудник Суддепартамента, если у прокурора есть повод и основание для того, чтобы проверять - возбудить уголовное дело или нет?"

После этого глава Верховного суда подозвал Александра Гусева и попросил его дать свой комментарий. "Речь шла о том, — заявил Гусев, — что прокуратура проверяет состояние конвойных помещений, помещений для хранения вещественных доказательств. Собственно, шла речь о порядке совместных проверок Генеральной прокуратуры и Судебного департамента. Мы хотели бы подкрепиться позицией Совета судей, как эти проверки проводить, не более того. Это - право Генеральной прокуратуры, мы к ней относимся с огромным уважением и ни о чем не спорим".

Работа судебных приставов всецело контролируется государством и законодателем. ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты деятельности данной организации. При этом, устанавливается, что существует старший пристав, который курирует и контролирует работу своих подчиненных.

Судебные приставы довольно часто взыскивают ущерб причиненный автовладельцем в результате ДТП.

Кто именно контролирует работу судебных приставов?

  1. Старший пристав – он является непосредственным руководителем всех приставов. Если приставы работают неответственно или же не выполняют поставленных требований, а порой, превышают свои полномочия, это повод писать жалобу старшему приставу. В действительности, это чаще всего срабатывает, что позволяет получить позитивные результаты воздействий;
  2. Если вы имеете дело с преступление в виде взяточничества, то вам непременно нужно запастись доказательствами, после чего, подать заявление в прокуратуру. Чаще всего, прокуратура сразу же начинает процесс исследования документов, производит расследование, и такого пристава весьма быстро привлекают к ответственности;
  3. Главное управление ФССП России – это высшая инстанция, куда вы можете обратиться в том случае, если пристав и старший пристав, так и не изменили тактики своего поведения и нарушают ваши законные права и интересы.

Особенности работы судебных приставов

В принципе, судебные приставы занимаются исключительно исполнительным производством, то есть, взысканием денежных средств с должников. Таким образом, становится понятно, что деятельность данных служащих нередко требует резких решений. Такие решения нравятся не всем, именно по этой причине, нередко, на приставов пишут жалобы, не соответствующие действительности. В принципе, со всеми жалобами данного формата приходится сталкиваться старшим приставам. Именно они производят процесс рабочего расследования, проверяют дела, которые ведет тот или же иной пристав, чтобы впоследствии, принять правильное решение по поводу качества работы и адекватности поведения.

При вступлении в должность судебный пристав берет на себя обязательства исполнять все нормативы законодательства. Если судебный пристав их нарушает, то в данном случае, будет формироваться административная ответственность. Если нарушения серьезные, может быть сформирована даже уголовная ответственность.

Деятельность судебных приставов весьма детально контролируется. В каждом городе, регионе и области, есть вышестоящие инстанции – управления ФССП. Так что, в случае необходимости, вам нужно писать жалобы по восходящей иерархии данной системы. Но, сначала, лучше всего обратитесь к старшему приставу (непосредственное руководство пристава-исполнителя). Практика показывает, что такие обращения, как правило, дают свои результаты, и старший пристав наводит порядок в действиях своих подчиненных.

По счетам надо платить, но и выставлять счет должнику тоже надо со всей вежливостью. Несколько лет назад был принят закон, прописавший правила взыскания долга. А судебных приставов наделили полномочиями контролировать работу коллекторов.

В последние годы слово коллектор стало вызывать самые неприятные ассоциации. Это хамство, угрозы, даже преступления, словно на такую работу специально набирают чудовищ.

После того как новые правила заработали, на рынке многое изменилось. Официальные коллекторы - это деловые люди, обязанные действовать в жестких рамках. Общение с должником строго регламентировано, назойливость наказуема. Даже звонок в неурочный час уже грозит коллектору штрафом.

Однако, по словам экспертов, "упавшее знамя" подхватили некоторые сотрудники банков, посчитавшие, что на них правила не распространяются.

Сигналы о жестких банкирах уже начали поступать из многих регионов. Более того, банкиры-взыскатели наседали не только на должников, но и на государственные организации. В Подмосковье как-то некий Ф., сотрудник известного банка, несколько месяцев донимал бесконечными звонками один из районных судов. По большому счету, от его назойливости страдали не судьи и сотрудники суда, а граждане, которые не могли дозвониться до суда. Так как все телефоны буквально оборвал банкир.

Но на практике возник вопрос, вправе ли судебные приставы привлекать к ответственности банкиров из подразделений по взысканию долгов. Теперь Минюст предлагает решить вопрос кардинальным образом: под контроль приставов должны попасть не только коллекторы и банкиры из служб взыскания, но вообще все, кто на профессиональной основе занимается взысканием долгов.

Ведомство разработало законопроект, в целом реформирующий систему взыскания долгов. Например, инициативой предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования задолженности.

По оценке Минюста, сегодня возвратом просроченной задолженности занимаются более 43 тысяч организаций, из них лишь 300 коллекторские фирмы

Это значит, если кто-то не отдает долг, надо сначала официально обратиться к нему с предложением рассчитаться. Если должник откажется или промолчит, тогда уже надо идти в суд.

Также, согласно проекту, и банкиры, и сотрудники микрофинансовых организаций, и все, кто занимается профессиональным взысканием долгов, войдут в реестр службы судебных приставов и будут ей поднадзорны. По оценкам Минюста, сегодня возвратом просроченной задолженности занимаются более 43 тысяч организаций (43 350, если быть точным). И все они должны буду войти в реестр приставов. Так что теперь можно будет наказывать и управдомов, и сотрудников ломбардов, и представителей сотовых компаний, если те не слишком деликатно обойдутся с должником.

Если лицо не будет включено в реестр службы судебных приставов, оно будет вправе лишь писать должнику письма. И отправлять почтой.

Еще интересная новация: предлагается прописать в законе такое понятие, как автоматизированный интеллектуальный агент ("робот-коллектор"). Некоторые банки уже начали использовать подобные программы, но даже искусственному интеллекту не позволят тревожить должника по ночам, за нарушения, допущенные роботом, кто-то должен будет ответить.

Кстати, судебные приставы опровергли информацию о якобы десятках миллионах невыездных, появившуюся в прессе.

Как рассказали в Федеральной службе судебных приставов, на 1 ноября этого года действовало 3,4 миллиона постановлений о временном ограничении на выезд должника из России. Из них 40 процентов (1,4 миллиона) составили должники по алиментам. Причем число невыездных даже немного сократилось. На 1 июля их было 3,58 миллиона человек.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство