17.11.2023

Национальное хозяйство. Что такое национальное хозяйство? Территориальное деление национальной экономики


Данный термин мне был не понятен еще со времен изучения мною курса экономической теории в институте. Прежде всего потому, что под «национальным хозяйством» могут также скрываться термины и «национальная экономика», и «народное хозяйство». Разные экономические теории могут рассматривать их и как тождественные, и как обособленные. Но и между ними мне удалось выделить общее.

Национальное хозяйство

В курсе экономических теорий, разработанных в Германии в конце 19-го века, такое хозяйство равнялось национальной экономике. В России после революции, где много чего основывалось на экономических трудах немцев Маркса и Энгельса, этот термин уже трансформировался в народное хозяйство, но особенностью стало то, что все средства труда были национализированы, т. е. стали принадлежать государству. Если отталкиваться от первоначального варианта, то национальное хозяйство - это система экономических взаимоотношений, где происходит производство, обмен и потребление результатов труда, значимых для государственного воспроизводства, с учетом его национальных особенностей. Проще говоря, результаты труда человеческого общества направлены на увеличение благосостояния государства, а национальной спецификой будет та отрасль, которой данный народ исторически занимался. Национальное хозяйство формируют следующие сектора экономики:

  • Частный.
  • Государственный.
  • Иностранный.

Преобладание в системе воспроизводства только государственного и частного сектора ведет к созданию закрытой экономики.

Российские классификаторы

Для осуществления целей государственной статистики и учета в СССР был создан индекс ОКОНХ (классификатор отраслей народного хозяйства).


В нем (от промышленности до финансов) всё было отнесено к исключительной компетенции государства. С приходом рыночной экономики и попадания таких отраслей в частные или иностранные «руки», стали применять ОКВЭД (классификатор видов экономической деятельности), т. е. не всё принадлежит только государству-народу. Данная ситуация еще раз подтверждает неравенство между «народным» и «национальным» хозяйством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

национальный экономика российский

В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений и экономических связей между странами, а так же мировой торговле и других факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики. Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики.

В своем становлении и развитии национальное хозяйство прошло долгий и сложный путь. Некоторые исследователи его возникновение относят еще к временам Древнего Рима. Римская империя, полагают некоторые ученые, была системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования национального хозяйства ведут со времени великих географических открытий XV-XVI вв., которые привели к ускоренному развитию международной торговли драгоценностями, пряностями, рабами. Выбранная мной тема была, есть и будет актуальна во все времена, так как характер и направленность экономического развития национального хозяйства являются предметом пристального внимания экономистов и политиков: от того, какие динамические процессы протекают в экономическом развитии, какие при этом наблюдаются воспроизводственные и структурные изменения в хозяйственной системе зависят состояние и перспективы экономической жизни страны. Будущее национального хозяйства многовариантно. Траектория его долгосрочного развития формируется исходя из тех потенциальных возможностей, которыми оно располагает и с учетом того, как глобальные тенденции используются при принятии управленческих решений. Вместе с тем современная экономическая наука испытывает трудности при определении будущего национального хозяйства в связи с отсутствием целостной и реалистичной теории экономического развития. Без такой теории экономическая наука превращается в набор аналитических инструментов с ограниченной областью применения и не создает совокупной картины развития национального хозяйства и системной эволюции хозяйственных отношений.

1. Понятие, становление и сущность национального хозяйства

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.

Структура национального хозяйства представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые сложились в данной момент и включает экономическую структуру и структуру обрамления; является результатом развития общего разделения труда в производстве. Экономическая структура характеризует отношения домашних хозяйств, фирм, сфер, отраслей, а также соотношение национального и мирового хозяйства. Структура обрамления характеризует окружающую среду экономической деятельности, прежде всего социальную, политическую, демографическую структуру. Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей - определенных областей экономической деятельности. В воспроизводственном аспекте структура национальной экономики делится на сферы, т.е. группы однородных отраслей. В национальной экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные сферы:

1. Материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, связанные с производством материальных благ.

2. Нематериальное производство: наука и научное обслуживание, искусство и культура, образование, здравоохранение и другие отрасли, связанные с производством, духовных благ и услуг; нематериальное производство создает продукт - накопленные научные знания, информация, произведения литературы и искусства, все виды услуг, оказываемых населению и др.

Это производство имеет свои особенности: 1) удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности; 2) он непосредственно не участвует в материальном производстве, но составляет его необходимое условие. Продукт нематериального производства также обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Первая заключается в возможности удовлетворения потребностей в этом продукте, вторая - измеряется количеством затраченного труда на его производство.

3. Непроизводственная сфера: оборона, религиозные, юридические и другие общественные организации.

Социально-экономическая структура характеризует деление национальной экономики на секторы, т.е. совокупности социально-экономических единиц, объединенные определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. Важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.

Территориальная структура означает деление национальной экономики на экономические районы. В структуре производственной деятельности выделяют 3 сферы национальной экономики:

1. Первичный сектор - добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и т. д.

2. Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность

3. Сфера услуг.

Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач. Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов и методов экономического развития данного общества.

Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.

Перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

2.Проблемы оптимизации национальной экономики

Оптимизация национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу оптимизации составляет пропорциональность. Оптимизация и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании оптимизации путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение -- предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике России преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни -- в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства .

На оптимизацию национальной экономики влияет скудность топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической базы. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны. Поэтому проблемы оптимизации решаются на основе межгосударственных договоров.

В период перехода к рынку национальная экономика Россия характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную оптимизацию, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями и запросами мирового рынка. Для России в настоящее время характерны снижение численности населения, его старение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высоким стал уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса.

Заключение

Итак, подведем итоги:

· Национальное хозяйство является основным объектом исследование макроэкономики и представляет собой совокупность всех экономических процессов, протекающих в данном государстве.

Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.

· Структура национального хозяйства заключается в соотношении пропорций составных частей национальной экономики, (воспроизводственная структура, социальная, отраслевая, территориальная, внешнеторговая, инфраструктуру).

· Структурной политикой называется деятельность государства по поддержанию оптимальных соотношений составных частей национального хозяйства.

· Научно-технический прогресс оказывает большое влияние на структурную политику, т.к. изменяет структуру промышленности.

· Структурная политика должна быть гибкой, и лишь дополнять рынок, а не заменять его.

· Современная экономика России находится в достаточно тяжелом положении и нуждается в проведении эффективной структурной политики.

· Основными методами структурной политики в России являются институциональные методы, нормотворчество, бюджетное регулирование, монетарные методы.

· Структурная политика РФ заключается в поддержке нужных, отраслей промышленности, земельной реформе в АПК, социальных реформах.

На мой взгляд, особое внимание в России следует уделить социальным преобразованиям, причем здесь нужно провести достаточно серьёзные реформы, поскольку одни только проекты иногда оказываются малоэффективными, а система социальной помощи разработана недостаточно.

Литература

1. Акопова Е.С «Мировая экономика и международные отношения». - М., Феникс, 2005.

2. Зевин Л.З., Стрепетова М.П., Ушакова Н.А. «Экономическое развитие России в эпоху глобализации: роль внешнего фактора» //Россия и соврем. мир. -2001.-№1.-С.41-57.3. Колесов В.П., Ю.В.Шишков, Э.Г.Кочетов «Глобализация мирового хозяйства и место России» / М.:ТЕИС,2005.-С.51-59.

4. В.К. Ломакин «Мировая ЭКОНОМИКА». - М. : Юнити. 2003.

5. Тедеев А.А. «Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов». - М.: «Приот-Издат», 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и признаки социального рыночного хозяйства. Система институтов и модели социального рыночного хозяйства. Роль и значение государственного вмешательства в экономические процессы. Положение России на пути к социальному рыночному хозяйству.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Теоретические основы социального рыночного хозяйства, его основные признаки. Роль государства в социальном рыночном хозяйстве, национальные особенности его моделей. Проблемы и перспективы социального рыночного хозяйства в России на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    Структура национального хозяйства. Понятие структурной политики. Национальное хозяйство, его структура. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП. Особенности структурной политики России на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2009

    Понятие национальной экономики. Изучение системы национальных счетов и ее основных показателей. Формы и методы измерения валового внутреннего и национального продукта. Особенности структуры народного хозяйства и макроэкономические показатели развития РФ.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Структура национальной экономики, виды структур и основные пропорции и соотношения в структуре хозяйства. Структура экономики Кыргызской республики. Изменения ВВП и структура общественного производства Кыргызстана. Стабилизация национального хозяйства.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Анализ структуры экономики России. Теория макроэкономического равновесия. Разработка и использование межотраслевого баланса. Подходы его формирования и математический расчет. Исследование проблемы моделирования развития национального рыночного хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Развитие аграрного сектора в России. Формы и методы аграрной политики страны. Проблемы сельского хозяйства. Государственные программы отрасли. Результаты и последствия для сферы сельского хозяйства вступления России во Всемирную торговую организацию.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2013

    Макроэкономические цели и структура национальной экономики. Результаты и показатели функционирования национального хозяйства. Динамика основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическая политика, пути ее формирования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Характеристика народного хозяйства Российской Федерации, особенности его структуры и основные перспективы. Классификатор отраслей народного хозяйства. Анализ современного состояния народного хозяйства. Модернизация собственности и финансовой системы.

Национальная экономика - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая сложившиеся в народном хозяйстве формы общественного труда.

Цели функционирования национальной экономики: высокий уровень занятости; стабильные и высокие темпы экономического роста; стабильный уровень цен; положительное сальдо внешнеторгового баланса.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период времени используются такие, как ВНП, ВВП, ЧИП, НД, АД, РД.

ВНП (валовой национальный продукт) - стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданная субъектами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

ВВП (валовой внутренний продукт) - стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства.

Методы расчета ВНП и ВВП:

По расходам, т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму расходов субъектов национальной экономики на приобретение конечного национального продукта.

Виды расходов:

Личные потребительские расходы (С);

Валовые частные внутренние инвестиции (I);

® Государственные закупки товаров и услуг (G);

» Расходы заграницы на приобретение отечественных товаров (чистый экспорт) (X).

Таким образом, ВНП (ВВП) по расходам:

ВНП = C + I + G + X.

По доходам, т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму доходов субъектов национальной экономики от реализации конечного национального продукта.

Виды доходов: Вознаграждение за труд наемных работников (Z) Рентные платежи (доходы собственников земли, зданий и сооружений от сдачи их в аренду) (R) Проценты по предоставленным кредитам (К) Прибыль (прибыль корпоративного и некорпоративного секторов экономики) (Р) Амортизационные отчисления (А) Косвенные налоги на бизнес (доход государства) (N6) Т.о., ВНП (ВВП) по доходам:

ВНП = Z + R + K + P + A + N6.

По добавленной стоимости (производственный метод), т.е. ВНП представляет собой сумму добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

Добавленная стоимость (ДС) - стоимость, созданная в процессе производства, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации про-дукции.

ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в постоянных ценах - реальным.



Дефлятор (индекс цен) выражает различия между номинальным и реальным ВВП (ВНП). Это показатель, характеризующий изменение ВВП (ВНП) за счет изменения цен, и определяется как отношение номинального ВВП (ВНП) к реальному ВВП (ВНП).

Другие макроэкономические показатели:

ЧНП (чистый национальный продукт) - сумма конечной продукции и услуг, оставшаяся для потребления после замены списанного оборудования.

ЧНП=ВНП-А

НД (национальный доход) - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП,

ЯД = ЧНП - N6

НД делится на две части: фонд накопления и фонд потребления.

ЛД (личный доход) - показывает перераспределительные про- 11ессы в национальном доходе, т.е. сколько денежных средств поступило на цели личного потребления населения.

ЛД=НД - налоги на прибыль корпораций - нераспределенные прибыли корпораций - взносы на социальное страхование + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход) - доход, который может быть использован для непосредственного расходования домашними хозяйствами, выступающий в формах потребительских расходов и личных сбережений.

РД-ЛД - Общий объем личных налогов.

3. НБ (национальное богатство) - совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период.

Структура НБ:

Материальные результаты:

Основные фонды (производственные и непроизводственные);

Материальные оборотные фонды (запасы сырья, остатки незавершенного производства, запасы готовой продукции);

Товарные запасы народного хозяйства;

Государственные резервы, в т. ч. страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас;

Предметы длительного пользования домашних хозяйств (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно- бытового хозяйственного обихода);



Природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатства земных недр и др.);

Нематериальные результаты:

Научный потенциал;

Образовательный потенциал;

Квалификационный потенциал;

Культурный потенциал.

Проблема национального богатства была предметом исследования многих экономистов. Впервые НБ было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664 г. Во Франции первая оценка НБ относится к 1789 г., в США - к 1805, в России - к 1864.

16 См.: Moore G.E. Cramming More Components onto Integrated Circuits // Electronics. 1965. № 38(8), April 19. P. 114-117.

17 См.: Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World. N.Y.: Free Press, 2000. P. 12, 70.

18 Сакайя Т. Указ. соч. С. 351.

19 На графике точка ^ соответствует предельным из-УДК 330.34

держкам производства лицензионной копии информационного продукта, Ск - контрафактной (пиратской) копии.

20 Стрелец И.А. Указ. соч. С. 22-23.

21 Там же. С. 23.

22 Стюарт Т. Указ. соч. С. 391.

23 Бузгалин А.В. Указ.соч. С. 33.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Орехова

Саратовский государственный университет,

кафедра экономической теории и национальной экономики

E-mail: [email protected]

Раскрыто понятие системы национального хозяйства, выделены ее общие и особенные свойства. Обосновано, что экономическое развитие национального хозяйства отличает неравномерность, импульсивность. Дано определение и охарактеризованы основные типы динамики экономического развития.

National Facilities (Economy) as Object of Economic Development E.A. Orekhova

In the article idea about system of a National Economy and her general and especial properties are discused. Also definition of the moving forses and trends of economic development is given its basic types are characterized. It is established, that moving forses and trends of economic development of a National Economy is characterized by non-uniformity, impulsiveness and discontinuty.

Система национального хозяйства представляет собой совокупность хозяйственных ресурсов и хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере общественного воспроизводства. Ей присущи определенные свойства: общесистемные (характерные для всех систем) и особенные (характерные только для системы национального хозяйства). К общесистемным свойствам национального хозяйства относятся его целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национального хозяйства проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения отдельных хозяйствующих субъектов оказывает воздействие на все другие хозяйствующие субъекты и изменяет систему в целом, равно как и изменение национального хозяйства в целом вызывает преобразование его структуры, связей и поведения хозяйствующих субъектов.

Иерархичность национального хозяйства означает, что оно включено подсистемой в систему более высокого порядка - мировое хозяйство, а каждый его компонент тоже является системой. Декомпозиция системы национального хозяйства с

выделением ее подсистем вплоть до элементарного уровня получила отражение в рис.11. Структура системы национального хозяйства сложная, имеет несколько уровней и внешне напоминает разветвленное дерево. На первом уровне находится достаточно большое число подсистем (компонентов) национального хозяйства - таких экономических институтов, как государство, территориальные образования, отрасли, домашние хозяйства. Далее подсистемы предыдущего уровня распадаются на совокупность нескольких подсистем низшего уровня и т.д. Основу структурирующего фактора системы национального хозяйства составляют экономические интересы хозяйствующих субъектов (индивидуальные, коллективные, национальные). Совокупность экономических интересов реализуется в процессе, объединяющем все части системы национального хозяйства воедино, в системообразующем (структурирующем) процессе общественного воспроизводства.

Согласно правилу иерархии система национального хозяйства и ее подсистемы, а также подсистемы подсистем имеют разный уровень сложности, принадлежат к разным классам и не могут иметь один уровень иерархии. Системы низшего уровня могут быть описаны более точно, имеют меньшую неопределенность в экономическом развитии. Иерархия в системе национального хозяйства относительна: любой ее уровень обладает известной степенью автономии. Первоэлементом системы национального хозяйства выступает индивид с его потребностями, причем не сам по себе, а во всей совокупности его социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо. Поскольку индивид реализует себя не в одиночестве, а в обществе, являясь «продуктом» всей предыдущей истории человечества, его можно рассматривать не только как субъект, но и как объект экономического развития.

Интегративность национального хозяйства представляет собой обладание свойствами,

© Е.А. Орехова, 2007

Система национального хозяйства

Рис. 1. Компоненты системы национального хозяйства и соответствующие им субъекты хозяйствования

отсутствующими у его компонентов. Единичное хозяйство (фирмы, предприятия) является категорией преимущественно технической и технологической, его законы - это законы техники и технологии. Перенесение на национальное хозяйство свойств единичного хозяйства означало бы его подчиненность именно этим законам и отрицание его социального характера2. Главное «интегративное» качество системы национального хозяйства

Целостность - не свойственно образующим ее частям. Оно обеспечивает обособленность системы национального хозяйства, функционирование ее как единого целого организма. Интеграция частей системы национального хозяйства возникает в процессе становления этой системы.

Среди особенных свойств системы национального хозяйства целесообразно выделить следующие.

1. Подсистемы национального хозяйства имеют нечеткие границы: один и тот же субъект хозяйствования может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации системы национального хозяйства, может быть одновременно компонентом и самоорганизующейся системы национального хозяйства, и ее среды. В частности, государство, с одной стороны, выступает частью среды национального хозяйства, осуществляя административное регулирование, социальный контроль, законодательное оформление экономической жизни общества, защиту отечественных производителей от конкуренции извне, а с другой - государство является компонентом национального хозяйства, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

2. Отдельные компоненты и элементы системы национального хозяйства объединены между собой гибкими вероятностными бюрократическими, рыночными, этическими и агрессивными связями3, характерными для разных сфер экономической жизни и дополняющими друг друга. Характер этих связей определяют сами компоненты и элементы системы национального хозяйства. Бюрократические связи носят вертикальный, регламентированный характер, осуществляются между компонентами многих уровней, основаны на принуждении, подчинении и не всегда опосредованы деньгами. Они характерны для государственных структур и тоталитарных национальных хозяйств. Рыночные связи имеют горизонтальный характер и складываются на основании соглашения между юридически равноправными субъектами хозяйствования. Они, как правило, опосредуются деньгами и устанавливаются, прежде всего, между производителями и потребителями благ и услуг. Этические связи могут носить как горизонтальный, так и вертикальный характер. Они осуществляются и между равноправными субъектами хозяйственной деятельности, и между субъектами разных уровней (к примеру, между государством и фирмой). Эти связи основаны либо на ожидании взаимной помощи, либо на одностороннем альтруизме и могут быть как опосредованы, так и не опосредованы деньгами. Возникают такие связи в домашних хозяйствах и общинах. Агрессивные связи носят вертикальный характер и осуществляются посредством силы принуждения между сильными и подчиняющимися этой силе субъектами хозяйствования, могут опосредоваться деньгами, а могут и не опосредоваться ими.

Такие связи характерны для теневой экономики и тоталитарных государств.

3. Структура системы национального хозяйства переменна, подвижна, носит нелинейный характер. В разных фазах экономического развития структура национального хозяйства играет разную роль: если в период эволюционных изменений она обеспечивает стабильность, устойчивость системы, погашая возникающие внутри нее и происходящие из среды флуктуации, то в точке бифуркации, напротив, она преобразуется одной из первых, а за нею следуют изменения связей и поведения компонентов и самой системы. Изменяя свою структуру, система национального хозяйства приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды своего существования.

4. Структура системы национального хозяйства связана с сознательно выдвигаемой целью экономического развития и управляющими механизмами, посредством которых структура целого активно воздействует на части, их функционирование и развитие. Конечный итог стремлений национального хозяйства - достижение максимальной стабильности во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и внешней средой - вынуждает национальное хозяйство приспосабливаться к меняющимся условиям существования, циклически проходить в своем развитии этапы становления, расцвета, хаоса и разрушения. В ходе этого движения национальное хозяйство постоянно увеличивает степень детерминированности в своем «поведении», оставляя единственно возможные и безальтернативные варианты реагирования на «вызовы» внешней среды. Достигнув оптимального на данный момент соотношения детерминированности и свободы, оно рано или поздно сталкивается с необходимостью корректировки идеала в соответствии с новыми потребностями и условиями. С крушением старого идеала начинается следующий цикл, в начале которого прослеживается несколько вариантов дальнейшего развития национального хозяйства. И опять решающую роль в этом выборе играют идеалы, «предлагаемые» национальному хозяйству, причем старый идеал не всегда отбрасывается, а зачастую рассматривается как предпочтительный.

5. Системе национального хозяйства свойственна когерентность, означающая, что для составляющих ее компонентов, элементов характерно совместное, кооперативное действие, в результате которого они усиливают или ослабляют друг друга. Следовательно, скорость протекания экономических процессов в системе национального хозяйства зависит от уровня ее экономического развития, типа системы. Постоянное нарушение состояния равновесия, отсутствие равновесия как такового в системе национального хозяйства служит той непреодолимой побудительной силой, которая вызывает ее развитие. Возможно введение нового компонента, элемента или качественное

перерождение имеющегося, что вызовет изменение характера совместного действия компонентов, элементов системы национального хозяйства. Напротив, устойчивое равновесие системы национального хозяйства означает игнорирование ею всевозможных изменений и воздействий, направляемых на нее, ее полную индифферентность по отношению к ним.

6. Национальное хозяйство может быть как открытой, так и закрытой системой. С одной стороны, любая система национального хозяйства является открытой, поскольку активно взаимодействует со своей естественной внешней природной средой: движение вещества, энергии и информации происходит совершенно беспрепятственно. Система национального хозяйства испытывает активное действие природной среды и в то же время сама воздействует на природную среду в порядке обратной связи. Кроме того, ближайшей и непосредственной внешней средой для национального хозяйства является социальная система общества и ее подсистемы (культура, религия, этика, идеология, право, политика, наука, образование, управление, технология и пр.), с которыми она неразрывно взаимосвязана (рис. 2). Система национального хозяйства всегда открыта по отношению к собственной социальной системе. Для нее это - естественная среда, вне которой она не может ни существовать, ни развиваться, с подсистемами которой она имеет общие элементы. Национальное хозяйство погружено в информационное поле собственной социальной системы, это - ее поверхностный слой непосредственной внешней среды, благодаря которому взаимодействуют все подсистемы социальной системы и осуществляется процесс самоорганизации, их совместное развитие.

С другой стороны, система национального хозяйства, будучи открытой по отношению к собственной социальной системе и ее подсистемам, одновременно может быть закрытой для других социальных систем, систем национального хозяйства и мировой хозяйственной системы в целом, выступающих вторым, поверхностным слоем ее внешней среды (рис. 3).

С учетом выделения мировой внешней среды, системы национального хозяйства могут быть разделены на системы, нуждающиеся во взаимодействии с этой средой для привлечения дополнительного вещества, энергии, информации, и самостоятельные, саморазвивающиеся системы, не нуждающиеся во взаимоотношениях с этой средой. С точки зрения мирового рынка, глобальной системы связей национальное хозяйство может быть закрытым без особого ущерба лишь в том случае, если оно является самодостаточным в плане материальных и духовных ресурсов.

7. Источником экономического развития системы национального хозяйства выступают противоречия: между процессами функционирования и развития национального хозяйства;

Рис. 2. Выделение системы национального хозяйства из ближайшей и непосредственной внешней среды

Мировая социально-хозяйственная система

Рис. 3. Выделение системы национального хозяйства из мировой внешней среды

между стремлением национального хозяйства к порядку и хаосом; между целями национального хозяйства и целями хозяйствующих в нем субъектов; между стремлением национального хозяйства к устойчивому состоянию и средствами его достижения; между функционированием национального хозяйства и его структурой и др.4. В эволюционный период экономического развития большинство названных противоречий лишь сглаживается: экзогенным энтропийным тенденциям и противоречиям здесь противостоит адаптация, а эндогенным - функционирование национального хозяйства; даже самое идеальное управление способно в лучшем случае лишь смягчить эти противоречия. Разрешаются же назревшие противоречия в момент катастрофы (качественных, скачкообразных, внезапных изменений в экономическом развитии), после чего они вновь накапливаются, требуя своего разрешения.

8. Экономическое развитие системы национального хозяйства во многом определяется интенсивностью ее взаимодействия с неоднородной и весьма сложной средой. Внутренняя среда национального хозяйства включает: государство (как силу, действующую над экономическими субъектами), внутреннюю социальную среду (собственную социальную систему и ее подсистемы), внутреннюю природную среду (состояние природы данной страны). К внешней среде национального хозяйства относятся: внешняя хозяйственная среда (национальные хозяйства других стран и мировое хозяйство в целом), внешняя социальная среда (социальные системы других стран и их подсистемы), внешняя природная среда (состояние природной среды других стран).

Среда оказывает сложное и многостороннее воздействие на состояние и экономическое развитие национального хозяйства. С одной стороны, нарушение порядка, дезорганизация среды ведет к усилению воздействий на систему национального хозяйства и ее переходу в неустойчивое состояние. К примеру, скудность природных ресурсов может стать серьезной проблемой развития национального производства; проведение государством неадекватной экономической политики, отсутствие должных правовых и социальных норм, культуры бизнеса способны затормозить экономическое развитие национального хозяйства; враждебное внешнее окружение может послужить причиной увеличения доли военных расходов, снизив при этом эффективность национального хозяйства; мировая внешняя среда способна составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальное хозяйство недополучит налоги, отечественные производители - прибыль, а наемные работники

Заработную плату. С другой стороны, воздействия среды, расцениваемые как управляющие воздействия, приводят вначале к нарушению устойчивости системы национального хозяйства, а затем (при условии нелинейной зависимости

между ее параметрами) к возникновению нового хозяйственного порядка.

Итак, опираясь на выделенные общие и особенные свойства национального хозяйства, его можно охарактеризовать как органичную, открытую (закрытую), динамично развивающуюся систему. При этом национальному хозяйству свойственно неровное экономическое развитие, отличающееся неравномерностью, импульсивностью, относительной прерывностью. Оно испытывает подъемы и спады, скачки и флуктуации, толчки и инерции, что во многом обусловлено потребностью в динамизме хозяйственной жизни и заложенной в самом национальном хозяйстве возможностью такого динамизма.

Динамика экономического развития представляет собой своеобразный способ этого развития, означающий процесс смены состояний движения его параметров. Это - процесс непрерывного изменения объемов и структуры национального производства, расширения или сокращения возможностей национального хозяйства удовлетворять меняющиеся общественные потребности и обеспечивать накопление в необходимых размерах. В трактовке динамики экономического развития присутствуют количественная и качественная стороны данного понятия. Первая отражается в динамике изменения объемов производимого национального продукта, вторая - в способности национального хозяйства удовлетворять меняющиеся потребности и обеспечивать накопление. Эти две стороны находятся между собой во взаимной связи. И связь эта сложная, ведь сама по себе динамика выпускаемого продукта не обязательно влечет за собой новое качество и улучшение или ухудшение жизни общества.

Динамика экономического развития национального хозяйства есть динамика воспроизводственная и динамика структурная. Под воспроизводственной динамикой понимается динамика следующих друг за другом стадий движения общественного продукта (производства, распределения, обмена и потребления) в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии. В своем развитии национальное хозяйство постоянно возобновляется, воспроизводится. Оно движется в ходе кругооборота, находясь в процессе постоянного повторения, в результате чего удовлетворяются потребности людей и возобновляются материальные блага, факторы производства, экономические отношения, организационно-управленческие связи.

Будучи по своей сути результатом развития национального производства, воспроизводственная динамика не является атрибутом лишь непосредственного национального производства. Зародившись в недрах производственного процесса, воспроизводственная динамика обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и

потребленным. Реализуется воспроизводственная динамика через постоянные количественные и качественные изменения воспроизводственных элементов, которые, в свою очередь, выступают результатом взаимовлияния и взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления на основе механизма конкуренции5.

Под структурной динамикой понимается и преобразование всей структуры национального хозяйства, качественно изменяющее национальное хозяйство, и текущая вариабельность, выражающаяся во взаимном приспособлении частей структуры друг к другу, в постоянных изменениях их взаимных соотношений, в поиске тех или иных структурных пропорций и величин. Структурная динамика бывает разной. С одной стороны, это динамика явно динамичных в структурном отношении компонентов национального хозяйства, к примеру, рыночных предложений и спросов, текущих потоков экспорта и импорта. Здесь структура национального хозяйства изменяется постоянно, и изменения эти нередко бывают значительными. С другой стороны, структурная динамика - это динамика не слишком динамичных компонентов национального хозяйства, таких как отраслевые распределения производства и долговременные капвложения. В этом случае структура национального хозяйства долгое время может оставаться неизменной, но у нее появляется способность к резким и весьма разрушительным перестройкам6.

Доказывать необходимость структурных изменений для экономического развития вряд ли имеет смысл: и так ясно, что без них устойчивое развитие национального хозяйства невозможно, поскольку при его стабильной структуре резервы экономического развития рано или поздно исчерпываются. Но это вовсе не означает, что чем больше структурных перемен в национальном хозяйстве, тем выше темпы его развития. Бывает и наоборот: структурные перемены могут стать серьезным препятствием на пути экономического развития. Резкие изменения структуры национального хозяйства могут приводить к глубоким и достаточно острым последствиям, охватывающим как национальные, так и международные экономические отношения.

В динамике экономического развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений национального хозяйства. Противоположная динамика отдельных индикаторов экономического развития объективно обусловлена и вполне закономерна: росту национального производства в интенсивной форме противостоит его сокращение в экстенсивной форме; повышение производительности труда предполагает снижение совокупных затрат труда на производство единицы продукции; рост органического строения капитала сопряжен со снижением доли «человеческого капитала» в его общей массе. Кроме того, в ходе экономического

развития на фоне роста национального производства в высокотехнологичных отраслях постоянно наблюдается существенное его снижение в отраслях, не имеющих перспективы при переходе к новому технологическому укладу.

Так или иначе, но экономическое развитие системы национального хозяйства обязательно проявляется в изменении ее элементов (их количества, свойств) и структуры, а изменение структуры обязательно влечет за собой экономическое развитие или деградацию системы национального хозяйства, изменение количества и свойств ее элементов. Можно сказать, что между качеством и, следовательно, свойствами системы национального хозяйства и ее структурой существует взаимно-однозначное соответствие. На этом основании возникает техническая возможность перенесения свойств системы национального хозяйства одной страны на систему национального хозяйства другой страны или даже свойств системы национального хозяйства одного типа на систему национального хозяйства другого типа на основании изоморфизма их структур.

Изменение структуры национального хозяйства при сохранении числа составляющих ее элементов влечет изменение ее сложности (совокупности связей элементов). Упрощение структуры означает увеличение степеней свободы и меньшую упорядоченность, тогда как повышение сложности структуры, наоборот, означает уменьшение числа степеней свободы и большую упорядоченность. Для характеристики упорядоченности системы применяется понятие энтропии как меры неопределенности, порядка состояния или поведения системы. Чем больше упорядоченность системы, тем меньше соответственно энтропия.

Прямой зависимости между увеличением количества связей в системе и изменением ее качества нет. На энтропию, качество структуры влияет лишь появление существенных связей элементов системы национального хозяйства (например, связи между отраслями и подразделениями общественного воспроизводства, или связи между товарным или денежным рынками). Эти связи, усиливая зависимость между элементами системы и значительно сокращая опосредованные связи, снижают энтропию системы. Возникновение же несущественных связей, касающихся лишь тех элементов, к которым они относятся непосредственно, почти не влияет на величину энтропии. Качество системы национального хозяйства сохраняется в определенных границах изменения количества и конкретных фиксированных свойств ее элементов, структуры. И лишь достижение некоторых пороговых значений этих характеристик системы национального хозяйства ведет к ее переходу на новый уровень развития, к новому качеству, следующему этапу ее экономического развития. Характеристики системы национального хозяйства на каждом этапе отличаются как на-

личием иных свойств составляющих ее элементов, структуры, так и возникновением специфических особенностей системы национального хозяйства в целом, изменением структурирующего процесса. Следовательно, отличие одной системы национального хозяйства от другой выражается в количестве и свойствах их элементов, особенностях структур, структурирующего фактора и систематизирующего процесса.

Трудно не согласиться с С.В. Любимцевой в том, что характеристиками экономического развития системы национального хозяйства могут служить и количественные показатели: изменение числа элементов системы, изменение взаимосвязей между ними и изменение энтропии. Так, для прогрессирующей системы национального хозяйства характерны увеличение числа ее элементов и рост связей между ними. Регрессирующая система национального хозяйства сопровождается сокращением числа ее элементов и связей между ними. С помощью этих показателей может быть описано репродуктивное и инновационное экономическое развитие национального хозяйства. Репродуктивное развитие выражается в увеличении числа элементов системы национального хозяйства, несущественных связей, энтропии. При таком развитии упорядоченность системы ослабевает, она становится менее способной реагировать на всякого рода возмущения. При инновационном развитии энтропия системы национального хозяйства снижается и возрастает упорядоченность, система становится способной к большей адаптации во внешней среде.

Если экономическое развитие системы национального хозяйства сопровождается ростом числа

В таблице приведены и охарактеризованы рассмотренные типы динамики экономического развития национального хозяйства. Прогрессирующие по числу элементов системы национального хозяйства типы динамики расположены от менее прогрессивного к более прогрессивному, регрессирующие расположены в обратном порядке. В ходе экономического развития возможно движение

ее элементов и ростом энтропии (как в случае экстенсивного развития), но при этом сокращаются взаимосвязи между элементами системы, то такое развитие национального хозяйства является его деградацией. В этом случае система национального хозяйства превращается из потребителя необходимых для ее существования вещества, энергии, информации, поступающих из внешней среды, в донора внешней среды, то есть выбрасывает вещество, энергию, информацию во внешнюю среду. Возникает дисбаланс взаимосвязей системы национального хозяйства, система внешне растет в объеме, но этот рост означает ее гибель.

Наряду с типами динамики, характеризующимися увеличением числа элементов в системе национального хозяйства, возможны и такие, которые связаны с сокращением числа ее элементов. К ним относятся коллапс, диссипация и распад. Коллапс означает реорганизацию несущественных связей системы национального хозяйства в связи существенные. Это - процесс, обратный деградации, означающий обновление и усиление интегративных свойств системы национального хозяйства. Диссипация, как и коллапс, сопровождается уменьшением энтропии, то есть ведет к большей упорядоченности системы национального хозяйства. Потеря числа элементов системы национального хозяйства в этом случае означает ее освобождение от менее «организованных элементов», утративших свои функции. Распад системы национального хозяйства предполагает сокращение числа ее элементов, связей и снижение упорядоченности, что означает разрушение существенных связей, в первую очередь потерю самых организованных элементов.

не только в направлении к более прогрессивным формам, но и переход от репродуктивного и даже инновационного развития к деградации, распаду системы национального хозяйства. Без этого нет и не может быть самого экономического развития его организации, роста, поиска, приспособления. Без этого экономическое развитие прекращается, а национальное хозяйство мертвеет.

Характеристика динамики экономического развития системы национального хозяйства

Типы динамики экономического развития Изменение параметров системы национального хозяйства

числа элементов системы взаимосвязей (упорядоченности) элементов системы энтропии системы

Прогрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Деградация Рост (>0) Ослабление (<0) Усиление (>0)

Репродуктивное развитие Рост (>0) Усиление(>0) Усиление (>0)

Инновационное развитие Рост (>0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Регрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Коллапс Сокращение (< 0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Диссипация Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Ослабление (< 0)

Распад Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Усиление (>0)

Примечание. Сост. по: Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. М.: Экономистъ, 2003. С. 59-61.

См.: Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. С. 84.

Мы выделяем эти виды связей по аналогии с предложенной Я.Корнаи классификацией «форм координации» (см.: Корнаи Я. Бюрократия и рынок // Вопр. экономики. 1989. № 12. С. 69-74).

См.: Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. С. 90.

Подробнее о воспроизводственной динамике см.: Орехова Е.А. Воспроизводственная динамика переходной экономики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

См.: Осипов Ю.М. Теория хозяйства: В 3 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. Т. 3. С. 14-15, 139.

УДК 334.012.23

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Е.В. Порезанова

Саратовский государственный университет, кафедра экономической теории и национальной экономики E-mail: [email protected]

В статье раскрываются виды взаимодействий фирм в современной экономике, анализируются факторы, которые влияют на взаимодействия, как общие, так и специфические. Исследуются «скрытые монопольные эффекты» в экономике на примере доминирующих фирм. Рассматриваются кооперативные взаимодействия фирм, факторы их стабильности, выделены основные черты российской модели рынка.

Specificity of Interactions of Firms in Transitive Economy of Russia

In article reveal kinds of interactions of firms in modern economy, factors which influence on general and specific interactions. «The latent exclusive effects» in economy on an example of dominating firms are investigated. Cooperative interactions of firms, factors of their stability are considered, the basic features of the Russian market model are allocated.

Взаимодействия фирм представляют собой определенную систему отношений. Прежде чем анализировать механизм взаимодействия фирм в переходной экономике, необходимо исследовать, что такое взаимодействия фирм и каковы их роль и место в экономической системе современного общества.

Взаимодействия фирм предполагают определенную систему отношений микроуровня, которая включает в себя отношения: между действующими продавцами на рынке, между продавцами и покупателями, между реальными и потенциальными продавцами. Взаимодействия фирм выражаются в установлении фирмами рыночной цены, определении объемов выпуска и продаж, в качественных характеристиках товара, а также величиной затрат, требуемых для создания барьеров для конкурентов при их выходе на рынок. Следовательно, взаи-

модействия фирм отражают весь комплекс мер, позволяющих фирме воздействовать и на спрос, и на предложение.

Можно выделить следующие виды взаимодействий фирм. По степени согласованности стратегий фирм на рынке выделяют конкурентные (несогласованные) взаимодействия, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке, и кооперативные (согласованные) взаимодействия, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке «единым фронтом». В зависимости от степени институциональности межфирменных отношений можно выделить четко оформленные взаимодействия, когда отношения между фирмами строго и однозначно определены, при этом эффективно действует механизм обеспечения добросовестного исполнения контрактов между партнерами. Такие типы отношений характерны для развитой рыночной экономики. Вместе с тем выделяют аморфные взаимодействия, когда отношения между фирмами базируются в большей степени на неформальных договоренностях, чем на институционально оформленных контрактах, так что высокой остается степень риска морального ущерба и оппортунистического поведения. При аморфных взаимодействиях большое распространение получает «серый», полулегальный рынок. Такой тип отношений характерен для переходной экономики1.

Основными факторами, влияющими на взаимодействия фирм в переходной экономике, выступают: величина трансакционных издержек, неопределенность прав собственности, тонкая грань между финансовыми и реальными трансакциями, а также концентрация покупателей. Рассмотрим их подробнее.

© Е.В. Порезанова, 2007

Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Структура национальной экономики

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций;

2) биржевой торговли;

3) банковской системы;

4) небанковских учреждений;

5) транспортной системы.

Отраслевая структура национальной экономики

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:

1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;

3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;

2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:

1) принципиальное изменение технологий производства;

2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;

4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Теория «Межотраслевого баланса»

Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1) объемы потребления на нужды производства – первый квандрант;

2) группирование продукта в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

3) включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного – третий квандрант;

4) структура распределения национального дохода – четвертый квандрант.

Теория «Межотраслевого баланса» позволяет:

1) произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

2) произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики;

3) определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию;

5) определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей;

6) определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Структура собственности в национальной экономике

Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства;

2) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

1) органы государственного и муниципального управления.

2) юридическое лицо;

3) гражданин – физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную собственность;

2) движимое имущество;

3) недвижимое имущество.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

Для современной структуры собственности России характерно:

1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Совокупный экономический потенциал: понятие и виды

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качест-венными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

2) объем и структура производственного потенциала промышленности;

3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

5) научно-технический потенциал страны;

6) степень развития непроизводственной сферы экономики;

7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. 1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные;

2) непроизводственные;

3) промышленные.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

Экономические ресурсы: их виды и свойства

Большое значение в национальной экономике имеют , которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на:

1) разведанные. Добыча их уже ведется;

2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

Типы и сущность хозяйственных систем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

Источник - Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций, Москва, Эксмо, 2008


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство