09.03.2020

Потребности людей в различных странах одинаковы. Виды потребностей. Основные понятия темы


Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

Вариант 1.

Задание 1.

Для каждого определения или термина подберите определение:

1. ограниченность ресурсов.

2. экономические блага.

3. факторы производства.

4. капитал.

I. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей общества и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

II. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

III. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов, трудовые ресурсы, земля, капитал.

IV. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, механизмы, производственные здания, оборудование и сырье.

Задание 2.

1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом

4. Процент является доходом на капитал.

Задание 3.

За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги врачей и учителей – свободное благо?

Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка равны нулю, так как деньги не являются факторами производства,

б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется объемом спроса на товары и услуги,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только на частных предприятиях, а не на государственных,

Задание 6.

Укажите, какое из перечисленных утверждений является верным, а какое – ошибочным. Альтернативными издержками путешествия за границу могут быть:

Плата за учебу составит 4 тыс. год,

Расходы на питание – 3,5 тыс. год,

Транспортные расходы – 0,5 тыс. год,

Оплата снимаемого жилья – 2,5 тыс. год,

Расходы на одежду – 5 тыс. год,

Зарплата секретаря – 1,8 тыс. год,

Расходы на учебники - 0,4 тыс. год.

Задание 9.

Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться, за день можно добыть 8заячьих тушек, а если строить жилища – можно соорудить 4 жилища.

Постройте кривую производственных возможностей.

Как изменится положение КПВ, если:

а) при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления?

б) охотники приручат собак для охоты?

в) производство пищи и жилищ увеличится в равной степени?

Все ответы отметьте на графике кривыми.

Задание 10.

а) Постройте КПВ.

IV. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

Задание 2.

Прочитайте внимательно утверждения и укажите, какие верны, а какие ошибочны:

а) проблема выбора существует только для производителей,

б) мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства,

в) деньги – важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ,

г) дивиденды являются доходом, получаемым наемным работником от тех, кто использует его трудовой ресурс.

Задание 3.

Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные или качественные изменения?

Альтернативные издержки

и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными:

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка растут, если растет процент по вкладам в банк,

б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного использования,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только в условиях роста цен.

Задание 6.

Рациональное поведение экономического субъекта предполагает:

а) целесообразность его поведения,

б) сравнимость результатов и затрат,

в) учет мнения окружающих людей,

г) определение цены сделанного им выбора,

д) анализ вариантов достижения поставленной цели.

Задание 7-8.

В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить в виде таблицы:

Тостеры (тыс. шт.)

Компьютеры (тыс. шт.)

1. Постройте кривую производственных возможностей, откладывая по вертикали тостеры.

2. Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров

С 20 тыс. до 30 тыс. штук?

С10 тыс. до 40 тыс. штук?

С 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задание 9.

Выполняя задание центра, майор Пронин узнал, что точки А (90 пушек, 80т масла), В (70 пушек, 100т масла), С (30 пушек, 120т масла), принадлежат КПВ. Кроме этого, он выведал, что генеральный штаб врага планирует произвести 50 пушек.

Какой прогноз сделает отличник по экономике Пронин, относительно прогноза врага? Каковы возможности максимального производства пушек? Масла?

Задание 10.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

а) Постройте КПВ.

б) Что показывают точки кривой?

в) Если государство захочет увеличить производство танков до 5 000, как это отразится на производстве масла?

Задание 11.

Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей: А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).

Задание 12.

Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска»

Карточки с заданиями

по теме «Эволюция капитализма»

Подготовила учитель истории и обществознания

Полякова Татьяна Ивановна

Карточка №1.

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

    Ограниченность ресурсов.

    Факторы производства.

    Капитал.

    Труд.

    Экономические блага.

    Свободные блага.

    Земля.

    Микроэкономика.

    Макроэкономика.

    Конкуренция.

А. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т.п.

В. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

З. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

Л. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

Н. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Карточка №2.

Подберите к каждому термину определение.

    Экономика.

    Экономическая система.

    Факторы производства.

    Товары.

    Рынок.

    Предприниматель.

    Ограниченность.

    Услуги.

    Альтернативная стоимость.

    Мотив прибыльности.

    Смешанная экономика.

    Экономическая модель.

А. Видимые и осязаемые предметы, предоставляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

В. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы ЧТО, КАК, КТО.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

З. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

Л. Земля, труд капитал.

Карточка №3.

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

    Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

    Процент является доходом на капитал.

    В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

    Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

    Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

    Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

    В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Список использованной литературы.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М. «Вако». 2008.

    Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2011.

    Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2010.

Урок 23. Эволюция капитализма

28.10.2013 18339 0

Цели: ознакомить с экономической сущностью торговли и обмена, дать характеристику современным формам проявления капитализма; развивать умения работать с учебным текстом; формировать у учащихся экономическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему урока.)

Определите содержание учебного материала. (Эволюция - постепенное развитие, значит, в каких формах первоначально зародился капитализм, как они изменялись, каковы его современные формы; что было причиной изменения этих форм.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Обмен и торговля.

2. Исторические типы хозяйства.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма.

4. Формы современного капитализма.

II. Проверка домашнего задания

Выполним по вариантам тестовые задания.

Время выполнения 10 минут.

Тест 1

1. Неценовая конкуренция предусматривает...

а) рост качества продукции;

б) снижение цен;

в) скидки, премии;

г) дешевые распродажи.

2. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решиться на микроэкономическом уровне?

а) каким образом достичь уровня полной занятости;

б) что и сколько производить;

в) как избавиться от инфляции;

г) как стимулировать экономический рост.

3. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов.

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

5. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира...

а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства;

б) растет, если растет процент по вкладам в банках;

в) падает, если растет процент по банковским вкладам;

г) падает, если растет процент по ссудам.

6. Ценовая конкуренция предусматривает...

б) дополнительные гарантии;

в) снижение цен;

г) качество продукции.

7. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует...

а) экономное ведение дела;

б) экономическая самостоятельность;

в) соблюдение трудовой этики;

г) стремление повышать квалификацию.

8. Экономические системы, существующие в обществе, различает признак...

а) объем инвестиций в экономику;

б) способ распределения ограниченных ресурсов;

в) количество денежной массы в обращении;

г) уровень квалификации работников.

9. Установите соответствие между примером экономической деятельности и экономической системой.

10. Альтернативная стоимость товара измеряется...

а) затратами ресурсов на производство данного товара;

б) количеством денег, затраченных на производство данного товара;

в) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого товара.

Тест 2

1. Экономика как наука изучает...

а) исторический аспект развития общества;

б) юридические законы;

в) развитие науки и техники;

г) различные аспекты экономических отношений людей.

2. Необходимым признаком рыночной экономики является...

а) свободное ценообразование;

б) использование ресурсосберегающих технологий;

в) высокое качество продукции;

г) внешнеэкономическая деятельность государства.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а)конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательства.

6. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение...

а) только к планово-директивной экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации.

7. Главная проблема экономики состоит в том, что...

б) ресурсы безграничны;

г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.

8. В государстве Эколандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве...

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.

9. Государство в условиях командно-административной экономики...

а) законодательно закрепляет господство единой формы собственности;

б) предоставляет экономическую самостоятельность производителя;

в) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий.

10. Если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-то продукта...

а) можно только на частных предприятиях, а не на государственных;

б) только в условиях роста цен;

в) невозможно ни при каких условиях;

г) можно, если сократить производство каких-либо других продуктов.

Тест 3

1. Главная проблема экономики состоит в том, что...

а) человеческие желания ограничены;

б) ресурсы безграничны;

в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;

г) только слаборазвитые страны имеют проблему дефицита.

2. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, они имеют в виду...

6 Поурочные разработки по обществознанию

а) создание сбережений;

б) извлечение максимальной прибыли из имеющегося в наличии;

в) изучение экономики;

г) необходимость тратить как можно меньше.

3. Альтернативная стоимость - это стоимость товара или услуги, измеряемая...

а) индексом цен;

б) инфляцией;

в) ценой покупаемого товара;

г) то, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.

4. Ограниченность - это проблема, которая...

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает у богатых людей.

5. Жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для...

а) рыночной экономики;

б) традиционной экономики;

в) централизованной экономики;

г) экономики высокоразвитых стран.

6. Кривая производственных возможностей иллюстрирует...

а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

б) преимущества производства одного товара вместо другого;

в) изменение в цене различных продуктов;

г) альтернативную стоимость производства либо одного, либо другого товара.

7. Плата за пользование капиталом или прибыль от его использования называется...

а) рентой;

б) зарплатой;

в) процентом;

г) прибылью.

8. Люди и предприятия влияют на производство...

а) в рыночной экономике;

б) в традиционной экономике;

в) в централизованной экономике;

г) во всех экономических системах.

9. Около 100 лет назад известный экономист предложил теорию, которая связывает безработицу с пятнами на Солнце. Эта теория -пример...

а) альтернативной стоимости в действии;

б) кривой производственной возможности;

в) факторов производства;

г) экономической модели.

10. Сказочная страна С. производит удочки и леску. Все люди имеют работу, и фабрики работают в полную силу. Если правитель этой страны захочет произвести больше удочек, что вы ему посоветуете?

а) уменьшить производство лески;

б) увеличить производство лески;

в) дать приказ производить больше удочек;

г) ни при каких обстоятельствах не увеличивать производство удочек.

Критерии оценивания:

За каждый неправильный ответ оценка снижается на 1 балл. Ответы:

Тест 1: 1 а, 2 б, 3 БАБАБ, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 б, 9 АББАБ, 10 В. Тест 2: 1 б, 2 г, 3 в, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 а, 10 г.

Тест 3: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 г, 10 г.

В это время несколько учеников выполняют задание на карточках.

Карточка 1

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Факторы производства.

3. Капитал.

4. Труд.

5. Экономические блага.

6. Свободные блага.

7. Земля.

8. Микроэкономика.

9. Макроэкономика.

10. Конкуренция.

A. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т. п.

B. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения природных ископаемы и т. п.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

3. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

JI. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

H. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Правильный ответ: 1 3,2 И, 3 Ж, 4 К, 5 Г, 6 JI, 7 Д, 8 В, 9 Б, 10 А.

Карточка 2

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

I. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. Процент является доходом на капитал.

3. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

4. Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

5. Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

6. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

7. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Правильные утверждения 2,4, 5. Остальные утверждения ошибочные.

Карточка 3

Подберите к каждому термину определение.

1. Экономика.

2. Экономическая система.

3. Факторы производства.

4. Товары.

5. Рынок.

6. Предприниматель.

7. Ограниченность.

8. Услуги.

9. Альтернативная стоимость.

10. Мотив прибыльности.

11. Смешанная экономика.

12. Экономическая модель.

A. Видимые и осязаемые предметы, представляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

B. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы Что, Как, Кто.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

3. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

JI. Земля, труд, капитал.

Ответы: 1 К, 2 Д, 3 Л, 4 А, 5 Б, 6 3, 7 И, 8 Е, 9 М, 10 В, 11 Ж, 12 Г.

Устные ответы:

1. Типы экономической системы.

2. Факторы производства.

III. Изучение нового материала

1. Обмен и торговля

Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 73.

Назовите общее и различное в обмене и торговле.

Итак,

1. Обмен компенсирует дефицит нужных вещей для обеих обменивающихся сторон.

2. Торговля имеет целью получение прибыли.

3. Обменивается равное на равное; торгуют тем, что пользуется спросом.

4. Обмен и торговля - две первые фазы развития капитализма.

2. Исторические типы хозяйства

В первобытном обществе первоначально хозяйство было присваивающим, а после неолитической революции стало производящим. Но в течение длительного времени хозяйство было натуральным, , т. е. все, что производилось в хозяйстве, потреблялось внутри него. Господствовал натуральный обмен, когда излишки одного продукта обменивались на продукт необходимый.

По мере усложнения производства, расширения наименований произведенных продуктов, возникла необходимость в посреднике. Роль посредника-эквивалента играли товары, которые в данной местности пользовались повышенным спросом или были крайне редки. Например, у предков удмуртского народа, проживавших на реке Вятке, таким эквивалентом были беличьи шкурки - «коньи». В современном удмуртском языке деньги называются «коньдон».

Постепенно обмен принимает денежную форму. И роль эквивалента перешла к драгоценным металлам. Одновременно формируется социальная группа, ставшая посредником в обмене, -торговцы. В Киевской Руси их называли «гостями». Центрами торговли стали города. В любой стране они возникали прежде всего на перекрестке торговых путей или у мест переправы через водные преграды.

Прочитайте текст учебника на с. 74-77.

Каково экономическое и политическое значение торговли в истории человечества? (Города стали центрами ремесла и торговли, появляется письменное законодательство, формируется третье сословие, заложена основа для развития промышленности, колониальная торговля - более высокий этап развития института торговли, оптовая торговля.)

Торговый капитализм сформировал достаточную базу для развития промышленного капитализма. Появляется товарное производство: деньги вкладываются в производство товаров для получения прибыли.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 78.

От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма?

Приведите примеры из истории России и зарубежных стран.

(В заключение учитель рассказывает, что такое товар и какие

свойства товар имеет.)

Товар - это вещь или услуга, предназначенные не для собственного потребления, а на продажу. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость.

Стоимость - это количество общественно необходимого времени, затраченное на производство товара или услуги. Потребительная стоимость - это нужность, полезность вещи.

По какому свойству мы сравниваем товар, когда говорим, что один товар дороже второго, и почему по этому свойству? (По стоимости, потому что это количественная характеристика и ее можно сравнить. Потребительная стоимость - это понятие в большей степени субъективное, т. е. для отдельного человека полезность вещи определяется его пристрастиями.)

4. Формы современного капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 80. Выпишите современные формы капитализма.

IV. Закрепление изученного материала

Обсуждение вопросов 4, 6, 7, с. 80-81.

Домашнее задание

Учебник Кравченко: § 10, практикум.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Исходные категории экономической теории.

Первая тема помогает отчетливо представить роль и значение экономики как хозяйственной деятельности и науки, изучающей эту реальную деятельность.

Основные понятия темы:

Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономикс - общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независи­мо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства.

Экономический закон – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.

Организационно-экономические отношения - отношения между людьми в процессе орга­низации производства.

Предмет труда - все то, на что человек воздействует в процессе труда.

Производительные силы общества – средства производства и люди, обладающие определенными навыками и опытом.

Производственных возможностей кривая - кривая, отражающая возможные сочетания объемов производства различных видов продукции при полном использовании ресурсов страны или предприятия.

Производство - процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Рабочая сила - индивидуальная способность к труду.

Ресурсы - все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Социально-экономические отношения - отношения между людьми по поводу производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Средства производства - вся совокупность средств и предметов труда.

Средства труда - вещи или комплексы вещей, при помощи которых человек обрабаты­вает предметы труда.

Стоимость товара - затраты труда на его производство.

Технология - способы воздействия человека на предмет труда.

Товар - вещь, обладающая определенной ценностью, которую можно увидеть и потро­гать. Обладает стоимостью и потребительной стоимостью.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей.

Услуги - нематериальное благо, обладающее определенной ценностью; носят товар­ный характер, производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Факторы производства производственные ресурсы; включают в себя природные, людские ресурсы, капитал и организацию предпринимательства.

1.1.Фундаментальные проблемы экономики.

Задание 1. Для каждого из приведенных здесь понятий и определений подберите соответствующее ему определение.

1. Фундаментальные вопросы экономики.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

4. Позитивная экономика.

5. Нормативная экономика.

6. Экономическая модель.

7. Номинальные величины.

8. Реальные величины.

Определения

А. Та часть экономической теории, которая изучает фак­ты и зависимости между ними.

Б. Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

В. Раздел экономической теории, имеющий дело с ис­следованием экономики как единого целого. В нем ана­лизируются проблемы экономического роста, безрабо­тицы, инфляции, бедности и т. п.

Г. Упрощенное описание экономики, выражающее функ­циональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зави­симости.

Д. Экономические показатели, выраженные в неизмен­ных ценах.

Е. Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические пока­затели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж. Та часть экономической теории, которая излагает оце­ночные суждения о том, хороши или плохи экономи­ческие решения и экономическая политика.

3. Раздел экономики, изучающий поведение индивидуу­мов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И. Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.

Задание 2.Какие из следующих утверждений верны, а какие - нет?

1. Объектом изучения макроэкономики является регули­рование денежного обращения.

2. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит высказать нормативное сужде­ние о макроэкономическом понятии.

3. Последствия монополизации экономики являются объ­ектом изучения микроэкономики.

4. Фундаментальной экономической проблемой является определение объема продукции, которую необходимо производить.

5. Экономическая наука занимается изучением мето­дов, способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

6. Нормативные утверждения, как правило, спорны.

7. Используя экономические модели, можно прогнозиро­вать будущее развитие экономических процессов.

8. Если цены не изменяются, номинальные величины равны реальным.

9. Если индекс реальной заработной платы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 93,8%, это означает, что заработная плата в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 93,8%.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.

1. Экономическая теория изучает: 1) законы экономичес­кого развития; 2) бухгалтерский учет; 3) экономичес­кую политику государства; 4) поведение потребителя;

а) верны все утверждения;

б) верны 1) и 3);

в) верно только 1);

г) верны 1), 3) и 4).

2. В какой из вариантов включены фундаментальные воп­росы экономики?

а) Кто производит, как производит, что потребляется.

б) Что производится, как производится, кем потреб­ляется

в) Как производится, кем производится, как потреб­ляется.

г) Кто производит, что потребляется, кем потребля­ется.

Задание 4. Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

В следующих случаях речь идет о проблемах микроэко­номики:

а) фирме удалось использовать для производства вме­сто натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сде­лало кредит более доступным, и в экономике наме­тилось оживление;

г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии;

д) рост цен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик.

1.2. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Задание 5. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Экономические блага.

3. Свободные блага.

4. Факторы производства.

5. Природные ресурсы.

6. Капитал.

8. Рациональное поведение.

9. Цена выбора.

10. Кривая производственных возможностей.

Определения.

А. Средства, необходимые для удовлетворения потребно­стей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

В. Поведение человека, которое предполагает максимиза­цию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведен­ные человеком средства производства: станки, оборудо­вание, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т.п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удов­летворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производ­ства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и по­лучаемые людьми бесплатно.

Задание 6. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие - ошибочны.

1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, ког­да люди смогут полностью реализовать достижения на­учно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Проблема выбора существует только для производи­телей.

4. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков, является капиталом.

5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рас­сматривать как фактор производства.

6. Деньги - это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.

7. Дивиденды являются доходом, получаемым собствен­ником труда от тех, кто его использует.

8. Процент является доходом на капитал.

Задание 7. Найдите, какое из перечисленных утверждений явля­ется правильным.

1. Проблема ограниченности возникает потому, что:

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза де­шевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересо­вать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать по­вышение цен.

2. Найдите вариант, в котором перечислены все три фак­тора производства:

а) конвейер, готовая продукция на складе, морская вода;

б) каменный уголь, сталевар, деньги;

в) врач, рентгеновский аппарат, лекарства;

г) бухгалтер, компьютер, земля.

3. К факторам производства относятся:

а) деньги в сейфе кассира банка;

б) конвейерная линия;

в) рабочая сила;

г) время, затраченное на производство товара;

д) месторождение урановых руд.

Задание 8. В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таб­лицей:

Варианты Тостеры (тыс.штук) Компьютеры (тыс.штук)
А
Б
В
Г
Д

1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной - компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) увеличится за счет привлечения иностранных рабо­чих численность занятых в производстве компью­теров;

в) в производстве тостеров станут применять модерни­зированное оборудование;

г) к власти в стране придет диктаторский режим, ко­торый запретит использовать новые технологии при производстве компьютеров и тостеров.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения про­изводства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?


Похожая информация.


Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.
Вариант 1.
Задание 1.

ограниченность ресурсов.
экономические блага.
факторы производства.
капитал.
I. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей общества и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
II. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.
III. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов, трудовые ресурсы, земля, капитал.
IV. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, механизмы, производственные здания, оборудование и сырье.
Задание 2.

Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.
В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.
Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом
Процент является доходом на капитал.

Задание 3.
За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги врачей и учителей – свободное благо?

Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.
Задание 5.

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка равны нулю, так как деньги не являются факторами производства,
б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется объемом спроса на товары и услуги,
в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только на частных предприятиях, а не на государственных,
Задание 6.
Укажите, какое из перечисленных утверждений является верным, а какое – ошибочным. Альтернативными издержками путешествия за границу могут быть:
а) дачный домик, строительство которого пришлось отложить на будущее,
б) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться,
в), доход, который можно получить за выполнение срочного заказа смежной фирмы,
г) стоимость путевки,
Задание 7.
Фермер на своем поле может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый рабочий может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.
Задание 8.
После окончания школы вы должны сделать выбор: учиться дальше или пойти работать секретарем.
Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться на юридическом факультете, если:
плата за учебу составит 4 тыс. год,
расходы на питание – 3,5 тыс. год,
транспортные расходы – 0,5 тыс. год,
оплата снимаемого жилья – 2,5 тыс. год,
расходы на одежду – 5 тыс. год,
зарплата секретаря – 1,8 тыс. год,
расходы на учебники - 0,4 тыс. год.
Задание 9.
Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться, за день можно добыть 8заячьих тушек, а если строить жилища – можно соорудить 4 жилища.
Постройте кривую производственных возможностей.
Как изменится положение КПВ, если:
а) при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления?
б) охотники приручат собак для охоты?
в) производство пищи и жилищ увеличится в равной степени?
Все ответы отметьте на графике кривыми.
Задание 10.

Вид продукта
Производственные альтернативы

А
В
С
D
E

Управляемые ракеты (тыс. шт.)
30
27
21
12
0

Автомобили (млн. шт.)
0
2
4
6
8

а) Постройте КПВ.

в) Какова альтернативная стоимость (в млн.автомобилей), если государство производит 12 тыс. ракет?
Задание 11
Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?
13 EMBED PBrush 1415

Задание 12
4. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
Проблема выбора.
Вариант 2.
Задание 1.
Для каждого определения или термина подберите определение:
свободные блага.
природные ресурсы.
трудовые ресурсы.
выбор.
I. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.
II. Поведение человека, предполагающее максимизацию результата при данных затратах.
III. имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых.
IV. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.
Задание 2.
Прочитайте внимательно утверждения и укажите, какие верны, а какие ошибочны:
а) проблема выбора существует только для производителей,
б) мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства,
в) деньги – важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ,
г) дивиденды являются доходом, получаемым наемным работником от тех, кто использует его трудовой ресурс.
Задание 3.
Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные или качественные изменения?
Альтернативные издержки
и кривая производственных возможностей.

Задание 5.
Укажите, какие из приведенных положений являются правильными:
а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка растут, если растет процент по вкладам в банк,
б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного использования,
в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только в условиях роста цен.

Задание 6.
Рациональное поведение экономического субъекта предполагает:
а) целесообразность его поведения,
б) сравнимость результатов и затрат,
в) учет мнения окружающих людей,
г) определение цены сделанного им выбора,
д) анализ вариантов достижения поставленной цели.
Задание 7-8.
В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить в виде таблицы:

Вариант
Тостеры (тыс. шт.)
Компьютеры (тыс. шт.)

Постройте кривую производственных возможностей, откладывая по вертикали тостеры.
Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров
с 20 тыс. до 30 тыс. штук?
с10 тыс. до 40 тыс. штук?
с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задание 9.
Выполняя задание центра, майор Пронин узнал, что точки А (90 пушек, 80т масла), В (70 пушек, 100т масла), С (30 пушек, 120т масла), принадлежат КПВ. Кроме этого, он выведал, что генеральный штаб врага планирует произвести 50 пушек.
Какой прогноз сделает отличник по экономике Пронин, относительно прогноза врага? Каковы возможности максимального производства пушек? Масла?

Задание 10.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вариант
Масло
Танки

1
15 000
0

2
12 000
2 000

3
10 000
3 000

4
6 000
5 000

5
3 000
5 500

а) Постройте КПВ.
б) Что показывают точки кривой?
в) Если государство захочет увеличить производство танков до 5 000, как это отразится на производстве масла?
Задание 11.
Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей: А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).
Задание 12.

Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство