15.09.2021

В зависимости от их экономического. Экономические законы и категории. Уровни экономической зависимости


В зависимости от продолжительности циклы в экономике делят на короткие, средние и длительные (долгие).

Короткие циклы называют циклами Китчина, в честь английского экономиста и статистика Джозефа Китчина. Он объяснял малые циклы периодичностью колебаний запасов золота и определял их повторяемость с периодичностью три года и четыре месяца.

Родоначальник эконометрики Уэсли Митчелл видел причину малых циклов в сфере денежного обращения и определял их продолжительность в 40 месяцев, то есть также три года и четыре месяца.

Малые (короткие) циклы связаны с нарушением и возобновлением равновесия на потребительском рынке.

Причиной коротких циклов являются изменения, происходящие в сфере кредита. Поэтому они и проявляются как кризисы кредитной сферы.

Средние циклы еще называют циклами Клемента Жугляра (по имени французского ученого-экономиста, исследовавшего средние циклы во второй половине XIX в.). Он считал, что причина средних циклов также кроется в сфере кредита, и определил их периодичность в 8-10 лет. Эта периодичность совпадает с длительностью средних циклов, причину которых ученые видели в такой же периодичности обновления основного капитала.

К средним циклам относят так называемые строительные циклы Саймона Кузнеца (по имени американского ученого, лауреата Нобелевской премии). Он считал, что циклические колебания связаны с периодическим обновлением жилья и некоторых типов производственных сооружений и определял их продолжительность (периодичность) в 15-20 лет.

Существование длинных волн (больших циклов) связано с изменением базовых технологий, источников энергии и объектов инфраструктуры. Их еще называют циклами Кондратьева (в честь российского ученого Николая Кондратьева). Его исследования основывались на статистических данных динамики производства чугуна, свинца, угля, а также среднего уровня цен, заработной платы и ставки процента, внешнего торгового оборота и других показателей в Англии, Франции, Германии и США за период с 80-х годов XVIII в. до 20-х годов XX в. На основе экономического анализа он определил две с половиной длинных волны длительностью 54-55 лет с восходящей и нисходящей фазами.

Нисходящая фаза большого цикла - это период изменения базовых технологий и технологических структур, длящийся 20-25 лет. На протяжении этой фазы происходят малые и средние циклы, что создает основу для наиболее весомых изменений в техническом переоснащении.

Восходящая фаза большого цикла - это период подъема экономического и научно-технического развития общества, длящегося 25-30 лет, на протяжении которых также возможны циклические колебания, связанные с обновлением основного капитала, массовым распространением новых технологий, зарождением и развитием новых отраслей экономики.

Рассмотрим подробнее средние циклы, которые еще называют промышленными.

Промышленный (экономический) цикл является самой острой формой проявления свойственных рыночной (капиталистической) экономике противоречий и в то же время очень жестким, но действенным способом их разрешения.

Материальной основой промышленного цикла, в соответствии с марксистской теорией, является периодическое обновление основного капитала.

Периодичность циклов, таким образом, определяется временем обновления основного капитала. Чем быстрее осуществляется это обновление, тем чаще происходят кризисы. Во время, описанное К. Марксом, периодичность обновления основного капитала составляла 10-11 лет. Такой была и периодичность средних (промышленных) циклов.

Классическая схема делового цикла включает в себя четыре фазы (рис. 16.1).

Дадим краткую характеристику каждой из фаз делового цикла.

Черты экономического кризиса:

  • - перепроизводство товаров по отношению к платежеспособному спросу на них;
  • - значительное сокращение объемов производства;
  • - падение цен;
  • - дефицит свободных денежных средств, необходимых для осуществления платежей;
  • - биржевой крах и банкротство предприятий;
  • - увеличение уровня безработицы;
  • - снижение уровня заработной платы;
  • - падение уровня прибыли;
  • - массовое уничтожение потребительских товаров, оборудования и т. п.;
  • - расстройство кредитной системы.

Черты депрессии:

  • - "застой" производства;
  • - низкий уровень цен;
  • - "вялая" торговля;
  • - низкая ставка ссудного процента;
  • - ликвидация товарных излишков.

Черты оживления:

  • - расширение производства до возобновления докризисного уровня;
  • - рост цен;
  • - повышение нормы прибыли;
  • - возрастание уровня занятости;
  • - оживление торговли;
  • - усиление оптимистических ожиданий.

Черты подъема:

  • - превышение максимального объема производства докризисного уровня;
  • - быстрый рост занятости;
  • - рост заработной платы и других видов доходов;
  • - кредитная экспансия;
  • - искусственное стимулирование совокупного спроса, обусловленное ожиданиями посредников возрастания цен и их желанием купить больше товаров по более низким ценам;
  • - увеличение предложения, которое со временем превысит спрос и создаст условия для следующего кризиса.

С ускорением НТП и усилением государственного (правительственного) вмешательства в экономическую жизнь общества промышленный цикл модифицируется (рис. 16.2).

Современная экономическая теория выделяет две фазы экономического (промышленного) цикла:

  • - рецессию , включающую в себя кризис и депрессию;
  • - подъем , включающий оживление и бум.

Рецессия - это фаза экономического (делового) цикла, характеризующаяся относительно умеренным, некритическим спадом производства или замедлением темпов экономического роста. Она находится между верхней и нижней точками.

Подъем (расширение) производства - фаза, находящаяся между дном (низшей точкой) и бумом (высшей точкой цикла).

По определению Национального бюро экономических исследований США (NBER), рецессия - это период снижения уровня совокупного выпуска, дохода, занятости, торговли, длящийся от шести месяцев до одного года и характеризующийся значительным падением во многих секторах экономики.

Американские ученые Артур Берне и Уэсли Митчелл, исследуя циклические колебания современной экономики, пришли к выводу, что динамика рядов выпуска и занятости обусловливает экономический рост, называемый возрастающим трендом, а колебания деловой активности вокруг тренда образуют промышленные циклы.

Таким образом, тренд можно рассматривать как результат действия факторов, обусловливающих долгосрочный экономический рост (уровень сбережений, прирост трудовых ресурсов, технические сдвиги и т. п.), а цикл - как временное отклонение от этой тенденции.

Экономический цикл (Цикл деловой активности, или бизнес-цикл) - это регулярные колебания уровня деловой активности (как правило, представленного колебаниями национального дохода), при которых после роста деловой активности происходит ее снижение, после чего опять наблюдается ее возрастание.

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов конца XIX - первой половины XX в.

  • 1. В них отсутствует фаза депрессии как обязательная, но если падение очень глубокое и длительное, то фазу рецессии называют депрессией.
  • 2. Отсутствует четкая граница между оживлением я подъемом. Эти фазы объединяются в одну. Бе называют фазой расширения производства. Выделяют верхнюю (бум) и нижнюю (дно) точки делового цикла.
  • 3. Определяется равнодействующая длительного экономического роста - тренд, колебания вокруг которой образуют цикл.
  • 4. Изменились и экономические показатели в фазах цикла.

Расходы государственного бюджета РФ.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

§ военные;

§ экономические;

§ на социальные нужды;

§ на внешнеполитическую деятельность;

Таким образом расходы идут на:

государственная поддержка отдельных отраслей;

финансирование :

Социально-культурных мероприятий,

Обороны страны,

Правоохранительной деятельности,

Международного сотрудничества,

Погашение и обслуживание государственного долга;

Промышленность

Социальная политика

Сельское хозяйство

Государственного управление

Международная деятельность

Оборона

Правоохранительная деятельность

Здравоохранение

Финансовая поддержка регионов.

Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отрасле­вые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осу­ществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются :

1) по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, свя­занные с финансированием материального производства и с со­держанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально ана­лизировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

2) по функциональному назначению - на расходы на финан­сирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.

Основная часть средств приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают

(Объясним некоторые расходы)

1. К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содер­жание соответствующих органов государственной власти и мест­ного самоуправления - представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

2. Расходы на судебную власть , правоохранитель­ную деятельность и обеспечение безопасности государства охваты­вают средства, необходимые для содержания органов прокурату­ры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

3. В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

4. Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий . Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культу­ру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гаранти­руется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наи­менее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увели­чению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядоче­нию заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расхо­дов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

5. Часть бюджетных средств направляется на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержа­ния боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен­ности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и ря­дом других причин.

6. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь малый процент от общей суммы расходов Федерального бюджета

7. Расходы на международную деятельность включают затра­ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде­ний и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финан­сирование затрат в сфере международной деятельности охватыва­ет международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

ВАЖНО!

http://info.minfin.ru/fbrash.php

там долго копировать все диаграммы но посмотрет надо примерный процент и цифры-точно спросит.2011 год особенно.смотрите на что больше всего тратится(там 3 показателя всегда лидируют)

http://info.minfin.ru/fbdohod.php

доходы тоже посмотрите!

В современных условиях исследования регионального развития должны проводиться на федеральном и региональном уровнях. При этом аналитические исследования нацелены на обслуживание текущих потребностей федеральных и региональных органов управления, на выявление долговременных тенденций регионального развития и острых региональных проблем, на обоснование региональных прогнозов и целевых программ, на создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Региональные проблемы развития страны существенно отличаются от проблем экономического и социального развития отдельного региона. В первом случае основная задача - использование разнообразия условий и возможностей регионов для достижения наибольшего интегрального эффекта, т.е. экономическое пространство России следует организовывать таким образом, чтобы обеспечивать наиболее целесообразную специализацию регионов и формировать действенную их экономическую интеграцию, соблюдая при этом согласование федеральных и региональных интересов.
Во втором случае задача заключается в таком выстраивании экономической политики субъекта Федерации, чтобы обеспечивалось стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов. Указанные различия в содержании региональной федеральной политики и политики социально-экономического развития региона предопределяют различия в задачах и содержании анализа на федеральном и региональном уровнях.
В качестве объектов анализа территориального развития страны на федеральном уровне могут выступать: макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.), крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия; регионы, выделяемые по признаку решения какой-либо крупной проблемы общегосударственного
значения (проблема возрождения Волги, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и т.п.); субъекты Федерации вообще и их группы, объединяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.); отдельные города и локальные территории, развитие которых в силу различных причин имеет или приобретает федеральное значение (Норильский пром- район, ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.).
Предметом анализа служат процессы, имеющие принципиальное значение для обеспечения: территориальной целостности государства и укрепления единого экономического пространства; экономической безопасности России; конституционных прав граждан на всей территории России; примерно равного доступа к социальным благам и достойного уровня жизни во всех регионах; рационального использования ресурсов и социально-экономического потенциала регионов в интересах всей Федерации; экологической безопасности и устойчивого развития регионов (табл. 35.2).
Таблица 35.2
Объекты и предмет анализа регионального развития (федеральный аспект) Объекты анализа Оценка влияния на: территориальную целостность государства и укрепление единого экономического пространства экономическую безопасность России формирование примерно равных условий доступа населения к социальным благам рациональное использование потенциала регионов в интересах всей Федерации экологическую безопасность и устойчивое развитие регионов финансово-бюжетную
обеспеченность
регионов Макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.) Крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия Территории, на которых решается крупная межрегиональная проблема Субъекты Федерации Группы субъектов Федерации, выделяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.) Отдельные города и локальные территории, имеющие федеральное значение (ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.) В качестве объекта анализа на субфедеральном уровне выступает весь процесс регионального воспроизводства, включая в полном объеме его составные части: воспроизводство населения, общественного продукта и природных ресурсов, обеспечение сохранности окружающей среды. Поэтому в каждом регионе формируются свои экономическая, социальная, экологическая, региональная и тому подобные политики. В этих условиях анализ экономического и социального развития регионов должен охватывать широкий круг проблем, касающихся различных сторон жизнедеятельности на территории (табл. 35.3).
Таблица 35.3
Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации № п/п Цель анализа Задача анализа 1 2 3 I Оценка результатов и тенденций эконо-мического развития 1. Определить динамику производства и изменения в структуре хозяйственного комплекса региона, выявить причины негативных тенденций.
Определить тенденции в изменении специализации региона в террито-риальном разделении труда и оценить их соответствие имеющимся ресурсам и условиям.
Определить уровень комплексности хозяйства и выявить возможности его повышения.
Определить тенденции результативности хозяйственной деятельности предприятий и изменения финансовых ресурсов региона.
Выявить проблемы экономического характера, для решения которых требуется государственная поддержка.
Оценить экономическую эффективность развития промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе, в том числе структурных сдвигов II Оценка результатов и выявление проб-лем социального развития 1. Оценить изменения в уровне жизни и потребления (в том числе в реальных доходах) населения и выявить причины сложившихся тенденций.
Определить интенсивность расслоения общества и численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Оценить тенденции изменения численности населения и трудовых ресурсов.
Оценить тенденции изменения структуры занятости населения.
Определить отраслевую и территориальную структуру безработицы.
Оценить масштабы скрытой безработицы и неполной занятости.
Оценить бюджетную обеспеченность населения, а также обеспеченность бюджета собственными финансовыми ресурсами III Оценка состояния природопользования и экологии 1. Оценить степень использования природных ресурсов различных видов.
Оценить тенденции состояния экологии и определить их причины.
Определить города и территории, характеризующиеся сверхнорматив-ными загрязнениями и другими серьезными нарушениями экологического равновесия.
Выявить экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на территории сопредельных регионов.
Выявить основные источники загрязнения по городам и отдельным территориям.
Определить возможную степень удовлетворения потребностей в природоохранных мероприятиях за счет собственного финансирования IV Оценка внешнеэко-номических связей 1. Оценить динамику и интенсивность межрегиональных связей и их роль в хозяйственной жизни региона.
Оценить самообеспеченность региона средствами производства и товарами народного потребления, в том числе топливом и продовольствием.
Оценить конкурентоспособность профильных производств на региональном, внутрироссийском и мировом рынках.
Оценить степень и выгоды интеграции региона в соответствующем крупном экономическом районе V Оценка результатив-ности государственной региональной политики 1. Определить степень реализации основных целей реформы.
Дать обобщенную характеристику мероприятиям федеральных целевых программ, реализуемым на территории региона, оценить ход и результаты их выполнения.
Оценить степень завершенности распределения правовых полномочий в совместном ведении и определить круг вопросов, по которым между Федерацией и регионом остаются существенные расхождения VI Выявление региональных кризисных ситуаций 1. Определить отрасли (производства), подверженные глубокому кризису, выявить причины и возможные последствия этого кризиса.
Выявить города и районы, находящиеся в кризисной ситуации в экономической, социальной или экологической сферах. Определить причи-ны и возможности изменения ситуации собственными силами
Окончание табл. 35.3
1 2 3 VII Оценка предпосылок и потенциальных возможностей социально-экономического развития региона 1. Оценка наличия и использования природных ресурсов.
Оценка социально-исторических особенностей и демографических тенденций.
Оценка наличия, структуры, состояния и использования производственного потенциала.
Оценка финансового потенциала.
Оценка научно-технического потенциала.
Оценка кадрового потенциала.
Оценка транспортно-географического и геополитического положения.
Оценка состояния производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности региона При анализе регионального развития используются различные методы (табл. 35.4), большинство из которых достаточно хорошо известны. Определенная региональная специфика связана с особенностями объектов наблюдения. В зависимости от того что исследуется: территориальный аспект социально-экономических процессов федерального уровня, или развитие экономических районов (зон), или социально-экономическое развитие субъектов Федерации, меняются предмет исследования и показатели, используемые в аналитических расчетах.
В частности, динамика определяется по отношению к экономическим, демографическим и социальным процессам, имеющим место в регионах. При этом по отношению к субъектам Федерации используется значительно более широкий круг показателей, чем для экономических районов.
Методы анализа регионального развития
Таблица 35.4 Методы и направления анализа Показатели и сферы анализа 1. Изучение динамики ВРП, отраслевые, демографические, финансовые показатели 2. Изучение структуры, состояния различных сегментов регионального рынка Территориальные, отраслевые, демографические, социальные 3. Изучение уровня развития Экономика, социальная сфера, инфраструктура 4. Сравнительные характеристики регионов Экономика, бюджеты, занятость, уровень жизни и т.п. (на основе отдельных индикаторов и интегральных оценок социально-экономического положения регионов) 5. Характеристика рядов (совокупностей) регионов Ранжирование регионов по отдельным показателям, оценка размаха вариации и плотности рядов 6. Изучение уровня использования ресурсов Природные, трудовые ресурсы, производственные мощности 7. Оценка степени достижения нормативов В социальной сфере и по экологической безопасности 8. Оценка роли регионов в территориальном разделении труда Межрайонные связи, оценка локализации отдельных производств и выделение профилирующих отраслей 9. Оценка степени воздействия территориальных факторов Теснота связи между различными процессами Структурные характеристики на федеральном и региональном уровнях описывают различные процессы. На федеральном уровне изучается терри-ториальная структура различных социально-экономических показателей, а на региональном уровне - структура различных сфер хозяйства и общества:
отраслевая структура хозяйства, половозрастная структура населения, распределение граждан по уровню доходов и т.п.
Оценки уровня развития относятся в основном к субъектам Федерации. Для этого используются не абсолютные, а удельные показатели. Как правило, для этой цели рассчитываются так называемые душевые показатели, отражающие объем производства или наличие какого-либо ресурса (обычно жилья, учреждений здравоохранения и образования), приходящиеся на одного человека.
Поскольку экономика и социальная сфера регионов - весьма сложный объект, дать их комплексную, всеобъемлющую оценку трудно. Оценки уровня развития могут производиться либо на основании какого-либо одного (основного) индикатора, либо путем интегрирования целого ряда показателей в комплексный, интегральный индикатор.
Сравнительные оценки уровня развития регионов производятся на основе их ранжирования по тому или иному показателю. Нередко в качестве стандартизированных оценок используются удельные показатели, отражающие отношение регионального значения показателя к среднему по России или к минимальному (максимальному) значению всей совокупности регионов. Такие оценки позволяют не только сравнивать регионы между собой, но и определять степень их дифференциации. В основном они используются на федеральном, реже на районном уровне.
Степень достижения социальных нормативов - преимущественно региональный показатель. Прежде всего он используется для оценок уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), качества жизни (соотношение с нормативными показателями данных о наличии общей жилой площади, о сменности занятий в школах и т.п.).
Уровень обеспеченности ресурсами, а также специализация в территориальном разделении труда используются для анализа социально-экономического положения субъектов Федерации. Речь идет о наличии промышленных запасов минерально-сырьевых и топливных ресурсов, о наличии и использовании водных, лесных и земельных ресурсов, о состоянии и использовании основных фондов и производственных мощностей, о наличии и занятости трудовых ресурсов и т.д.
Специализация определяется на основании сопоставления удельного веса той или иной отрасли (производства) в экономике региона с соответствующими общероссийскими показателями.
Общеизвестны такие методы анализа, как оценка тесноты связи между исследуемыми процессами (показателями), а также метод группировок.
Сложившиеся в настоящий период тенденции социально-экономического развития российских регионов имеют многоплановый и в большинстве своем противоречивый характер. В этой связи возникает необходимость дать обобщенную, комплексную оценку исследуемых процессов в экономике и социальной сфере субъектов Федерации.
Такая оценка должна охватывать различные аспекты регионального развития, включая сравнительную интенсивность хозяйственной деятельности и внешнеэкономических связей, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, уровень развития регионального потребительского рынка, срав-нительную степень инфраструктурной освоенности территории, бюджетно- финансовую обеспеченность региона, уровень развития малого бизнеса, занятость экономически активного населения, а также важнейшие характеристики уровня жизни, в том числе уровня и дифференциации доходов населения и сравнительной степени развития ключевых отраслей социальной инфраструктуры.
Методология сравнительной интегрированной оценки социально-экономического положения регионов включает:
определение по каждому его аспекту (направлению) наиболее репрезентативного критериального индикатора (или группы индикаторов) и достоверных методов расчета;
обоснование внутренне сбалансированного и непротиворечивого состава используемых индикаторов, рационального соотношения тех компонентов, которые имеют относительно устойчивый характер, и тех, которые в той или иной мере подвержены влиянию текущей экономической конъюнктуры;
выбор адекватного метода синтеза частных критериальных характеристик в результирующий интегральный показатель социально-экономического положения регионов.
В настоящий период в практике региональных экономических исследований используются различные методические подходы к сравнительной инте-грированной (многофакторной) оценке социально-экономического положения регионов и тенденций его изменения. Эти подходы различаются, с одной стороны, составом и общим числом используемых базовых индикаторов, отражающих отдельные аспекты территориального развития, а с другой - способом их синтеза в сводный (интегральный) показатель. Каждый из применяемых методов обладает как рядом достоинств, так и отдельными недостатками.
Один из наиболее объективных и сравнительно простых методов интегральной оценки социально-экономического положения регионов - метод ранжированной балльной оценки, получивший широкое распространение в за-рубежной и отечественной практике региональных экономических исследований. Его суть заключается в проведении сплошного, безинтервального ранжирования всех учитываемых регионов по каждому базовому индикатору, преобразовании полученных рангов в соответствующие им балльные оценки и последующем их суммировании в сводный показатель.

    развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

    индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

    постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от формы правления государства

    Монархия , то есть власть одного лица;

    Республика :

    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;

      Полиархия, то есть власть большинства; другое название - либеральная демократия.

    Джамахирия .

В зависимости от господствующей идеологии государства

    идеологизированные;

    деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Часть вторая

Типы права

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

Словарь занятия

Каноническое право - право христианской церкви. Манориальное право - совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.

Система формальных доказательств - порядок судопроизводства, при котором ценность каждого доказательства определена законом и зависит от социального положения и вероисповедания свидетеля.

Вопрос №2 часть вторая


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство