02.04.2022

Федеральные программы рф. Федеральная целевая программа. Федеральные целевые программы


Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300. Ответственный исполнитель государственной программы - МЧС России, соисполнители - Минздрав России, Минстрой России и Ростехнадзор, участники - 15 федеральных органов исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Российская академия наук.

Реализация государственной программы рассчитана на период до 2020 г. В рамках реализации государственной программы задействованы ресурсы всех субъектов Российской Федерации, а также бизнес-сообщества.

Подпрограммы

Федеральные целевые программы

Целью введения института государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) является переход к формированию и исполнению федерального бюджета в программном формате, начиная с бюджета 2014 года.

В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах от 13 июня 2013 года отмечается, что модель постоянного роста бюджетных расходов, основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы к настоящему моменту исчерпала свои возможности.

В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

В новых макроэкономических реалиях при формировании проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить развитию программно-целевых методов управления.

Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации будут сформированы в структуре государственных программ. В то же время конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества государственных программ, механизмов контроля за их реализацией.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от августа 2010 г. № 588. Порядок не распространяется на государственную программу вооружения, предусмотренную Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственные программы утверждаются актом Правительства Российской Федерации.

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.

Разработка и реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями и участниками государственной программы.

Перечень государственных программ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р и включает более 40 программ.

МЧС России определено ответственным исполнителем государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах », которая включает практически весь бюджет МЧС России и Ростехнадзора (соисполнителя программы) и 6 федеральных целевых программ.

Кроме того МЧС России является участником еще 9 государственных программ в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ или исполнителя отдельных мероприятий государственных программ.

Интересно и полезно знать, какие именно направления науки, техники и технологии сейчас приоритетны, - это отражено в федеральных целевых программах:

Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. №1391

Федеральная целевая программа "Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002–2005 годы . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №604

Концепция федеральной целевой программы "Русский язык (2006–2010 годы)" . Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2005 г. №1355-р

федеральная целевая программа "Русский язык (2006–2010 годы)" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. №833

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002–2005 годы . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. №483

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002–2010 годы)" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 и дважды фактически полностью изменялась сначала Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. №502, а затем и Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 №403

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий . Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. №1764-р

Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации . Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. №1188-р

Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. №498

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. №613

Федеральные программы в сфере образования

Образование - это основа для развития науки. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Федеральные программы развития образования уделяют особое внимание информатизации образования, переходу к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, и др. вопросам:

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014–2020 годы

. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №424

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.№163-р

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. №568

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы . Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)" . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. №630

Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002–2005 . Утверждена Приказом Минобразования России от 26.06.2002 №2423

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года . Утверждена Приказом Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393

Национальная доктрина образования в Российской Федерации . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751

Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы . Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803

Федеральная программа развития образования . Утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 года №51-ФЗ

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации . Одобрена Приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. №201

Организация работы с программами

О том, как организуется работа с этими федеральными программами в Минобрнауки России см.:

Об организации в Минобрнауки России и подведомственных федеральных агентствах работы с федеральными целевыми программами . Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2006 г. №195

Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2011

Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». - М.: ЮНИТИ, 2010

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы).

Рисунок 1

Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд. руб). Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ - http://fcp.economy.gov.ru/

На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5%, так в 2010 году этот показатель составил - 7,53%, а в 2011 году - 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП - будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).

В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году -14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей

Таблица 1

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/

Объемы бюджетных ассигнований, млн руб

Прочие нужды

Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде - рисунок 2.

Рисунок 2

Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ (млн руб) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/


Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» - они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте - «НИОКР».

Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 (по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году.

Рисунок 3

Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета)(млн рублей) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/

Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).

Рисунок 4.

Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов(млн рублей). Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/


В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.

Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:

В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.

Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.

В качестве важнейших прямых регуляторов экономических процессов, происходящих на территории страны, выступают федеральные и региональные целевые программы. Они представляют собой согласованный, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, комплекс проектных, научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных и прочих мероприятий, осуществляемых при поддержке государства.

Федеральные и региональные целевые программы

На протяжении многих десятилетий с 20-х годов прошлого столетия в СССР было распространено составление хозяйственных планов. Вместе с ними разрабатывались и комплексные, в том числе региональные целевые программы. В настоящее время они обеспечивают решение задач в научно-технической, экономической, социально-культурной, экологической сферах. Федеральные целевые программы направлены на осуществление политики в сфере общественного хозяйства при поддержке государства. Сегодня они достаточно распространены, и их количество постоянно растет. Целевые программы регионального уровня отличаются резко выраженными территориальными признаками, спецификой источников информации и состава участников. Их роль состоит в интеграции индивидуальных, коллективных, государственных интересов в рыночную экономику, мобилизации сил для осуществления крупных проектов.

Специфика

Региональные целевые программы используются как инструмент непосредственного воздействия государства на рыночную экономику в пределах конкретной территории. Такой метод управления выступает в качестве одного из важнейших средств влияния на проблемные местности: осваиваемые, депрессивные. Вместе с этим региональные целевые программы России успешно внедряются и на относительно обеспеченных территориях. И в том, и в другом случае обеспечивается решение как текущих, так и предстоящих задач. Примером могут служить региональные целевые программы Ленинградской области. В настоящее время внимание властей обращено на улучшение качества жизни, состояния экономики Санкт-Петербурга. В частности разрабатываются программы создания условий для привлечения трудовых ресурсов в город.

Суть новых проектов

Разрабатываемые сегодня целевые региональные и муниципальные программы воплощают комплекс "свободного рынка" и "жесткого плана". В рамках проектов задаются строгие направления хозяйственной деятельности. При этом стимулирование и реализация целевых программ осуществляются на коммерческой основе. Методы привлечения исполнителей и способы распределения ресурсов базируются на принципах добровольности, коллективной и индивидуальной заинтересованности. Немаловажное значение имеет и материальное стимулирование. Региональные целевые программы предполагают адресность и обязательность исполнения запланированных мероприятий всеми участниками. Они обеспечиваются хозяйственными договорами, сочетающимися с комплексом экономических стимулов, а не директивными заданиями, как это было раньше.

Выбор проблемы

Подготавливая региональные целевые программы, разработчики решают ряд методических задач. Главная из них относится к выбору проблемы. В современных условиях достаточно быстро происходит смена задач территориального и народнохозяйственного развития. При этом имеющиеся финансовые и прочие ресурсы всегда ограничены. В качестве критериев для выбора проблемы выступают:

  1. Значимость вопроса для национальной и территориальной экономики, связь со структурными преобразованиями, усилением эффективности хозяйственной системы, улучшением качества жизни граждан, обеспечением и экологической безопасности и проч.
  2. Многоплановый и межотраслевой характер проблемы, наличие исполнителей решений и необходимости координации их работы. В двух словах этот критерий можно определить как комплексность и сложность вопроса.
  3. Прогрессивность и новизна организационных, технических и прочих мероприятий, предполагаемые высокие показатели.

Дополнительные признаки

К числу указанных выше критериев стоит также отнести сложность или невозможность решения задачи в разумные сроки с применением рыночного механизма и необходимость привлечения государственной поддержки. Однако, по мнению экспертов, этот признак спорный, поскольку сложные и актуальные проблемы могут решаться исключительно программными методами и при участии власти.

Определение целей

Это достаточно ответственная задача. Четкий целевой характер программы выражается в строгой ориентации каждого мероприятия и использовании любого ресурса, а также деятельности всех участников. Главная задача доводится до конкретных адресных заданий. При разработке рекомендуется применять графоаналитический подход. С его помощью осуществляется разделение цели на задачи по уровням. Их количественная оценка выполняется с помощью относительных показателей удовлетворения потребностей территории. Между тем надежность такого подхода остается под вопросом.

На практике при разработке проектов он применяется достаточно редко. Кроме того, не во всех случаях можно определить нормативные показатели. В качестве альтернативного варианта могут применяться социально-экономические индикаторы. Они косвенно выражают уровни выполнения тех или иных задач. К примеру, региональные целевые программы по сохранению здоровья населения в качестве индикаторов могут использовать среднюю продолжительность активной профессиональной деятельности, жизни и проч.

Оценка эффективности

Результативность разработки и последующей реализации программы выражается конкретными итоговыми показателями. Анализ соотношения между ними и расходами отражается в частных и общих величинах экономической, сравнительной и абсолютной эффективности (объеме национального дохода на человека, пропорциональности фондов потребления и накопления и проч.). Частные показатели характеризуют уровень использования ресурсов: фондо-, капитало-, материалоотдачу и так далее. Если учитывать отечественную и зарубежную практику, специфику адаптации к рыночным условиям, в зависимости от вида программы для анализа ее эффективности, как правило, рекомендовано использовать разные величины. Среди них: размер удельных капиталовложений, производительность труда, и проч. При анализе можно также использовать объемы производства ключевых видов продукции, ввод непроизводственных объектов и производственных мощностей в действие, показатели научно-технического развития, импорто- и ресурсозамещения.

Особенности показателей

Важность использования в программах разных показателей очевидна. Но при этом среди них в первую очередь должны присутствовать сквозные величины. С их помощью осуществляется сравнение программ и итогов по стране в целом. Кроме этого, необходимо использовать Для некоторых программ могут потребоваться системы установленных величин. В рыночных условиях наибольшую актуальность приобретают количественные оценки результатов коммерческой деятельности.

Нюанс

Между тем для макроэкономического анализа нужно выявить народнохозяйственную результативность. Требование общенациональной целесообразности необходимо соблюдать при определении всей системы показателей. К примеру, нельзя ограничиваться коэффициентом оборачиваемости капитала на осваиваемых территориях, поскольку это может привести к созданию отраслевой структуры, которая не будет отвечать специфике и потребностям районов, а также перспективным интересам государства.

Специфика мероприятий

Региональная программа может включать в себя комплекс мер по оздоровлению экономики и социальной сферы. К ним, например, относят удовлетворение нужд в топливно-энергетических ресурсах, регулирование тарифов, устранение последствий стихийного бедствия и так далее. В качестве следующего этапа могут намечаться мероприятия по стабилизации ситуации. Среди них:

  1. Уменьшение топливно-энергетического дефицита.
  2. Преодоление застоя в отраслях специализации.
  3. Закрепление новых хозяйственных связей.
  4. Формирование условий для экономического роста.

На следующей стадии может проводиться оживление хозяйственного комплекса. В рамках этой деятельности усилия концентрируются на вопросах структурной перестройки и стабильного развития. Среди ключевых мероприятий могут предусматриваться:

  1. Расширение транспортной инфраструктуры.
  2. Комплексное решение энергетических проблем.
  3. Расширение экспортного потенциала территории.

В рамках всех этапов необходимо обеспечить:

  1. Предотвращение оттока граждан.
  2. Закрепление квалифицированных работников. Это обеспечивается за счет государственного содействия в сфере занятости и соцзащиты.
  3. Охрану природы и рациональное использование естественных ресурсов.

Заключение

Реализация региональных целевых программ имеет важнейшее практическое значение для населения. В некоторых случаях возникает необходимость в поэтапном решении задач ускоренного освоения, опережающего, адекватного укрепления инфраструктуры, повышения качества жизни граждан. В небольших районах круг проблем может ограничиваться, например, мероприятиями в агропромышленном и строительном комплексах, сфере обустройства приграничной территории и социального обслуживания. В любой программе отдельный раздел отводится для вопросов финансирования. Для осуществления мероприятий привлекаются средства бюджетов и внебюджетных фондов. Однако большую часть финансирования обеспечивают частные инвесторы.

Комплексы мероприятий, включаемые в программы, обычно рассматриваются в нескольких вариантах. К примеру, становление транспортного комплекса может быть представлено в сценарии использования действующей инфраструктуры и ее активного совершенствования. Между тем, по мнению ряда экспертов, в настоящее время существует слишком много программ. Многие из них подвергаются постоянной корректировке. При этом нарушаются их цели и содержание. Существует также проблема финансирования, негативно отражающаяся на процессе реализации программ.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство