01.04.2021

Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Энергосбережение в сфере жкх выгодно всем Тарифообразование как системная ошибка


Пока же ситуация такова. По мнению члена Совета Федерации Валентина Межевича, который давно занимается проблемами энергосбережения, уровень потерь энергии в ЖКХ огромен - от 40 до 70%.

Примерно 20% энергии, производимой в России, теряется по пути к потребителю из-за неудовлетворительного состояния сетей и по другим причинам. Энергоемкость нашего ВВП в 3-4 раза превышает показатели других стран, а ссылки на суровый климат безосновательны, поскольку Канада, Финляндия и другие страны находятся в таких же условиях. Поэтому в настоящее время энергосбережение является наиболее эффективным и предпочтительным направлением развития энергосистемы страны. Принятый закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» как раз и направлен на решение этих задач.

Один из важнейших стимулов к экономии - обязательная установка приборов учета энергоресурсов. Кроме того, сохраняя социальную норму энергопотребления, надо вводить ступенчатый тариф, зависящий от времени суток, объема потребления и других факторов, - считает Валентин Межевич.

Спорить с этим трудно. Именно из-за гигантской знергоемкости нашей экономики и жилищно-коммунальной сферы российское правительство на законодательном уровне озаботилось проблемами энергосбережения. Однако есть закон, есть желание его выполнять, но вот есть ли возможности?

По мнению ныне, к сожалению, уже покойного Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при предлагаемой государством новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

Не прячьте ваши денежки

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных энерго- и водоресурсов. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энергосбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Однако есть достаточно конструктивные идеи, предусматривающие другой подход к проблеме. Одна из них заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количество продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

Хорошо забытое старое

Тем, кому довелось жить в Ленинграде в советские времена, наверняка хорошо помнят, как в коммунальных квартирах персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики. Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

Показательно, что в странах, где капитализм уже давно перестал быть «диким», а вполне цивилизован и даже очень развит, никому и в голову не приходит таким вот образом залезать в карманы потребителей. Разумеется, в той же Америке все хлопоты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией счетчиков, - это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя - за работу по установке счетчика (собственность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный. Та же ситуация во Франции, Германии, Финляндии и других развитых западных странах.

Выводы таковы. Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на потребителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энерго­сбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Дмитрий Григорьев

Существующая в нашей стране централизованная система отопления имеет некоторые особенности, усложняющие эконо­мию тепла при его транспортировке. Протяженность трубопро­водов, по которым теплоносители доходят до потребителя, в от­дельных случаях составляет десятки километров. Как показы­вает практика, в стандартных теплосетях по пути от ТЭЦ к отапливаемому зданию теряется до 40 % тепла. По нынешним временам такие потери можно считать катастрофическими.

Устранение потерь тепла при его транспортировке - глав­ная задача организаций, эксплуатирующих теплосети. В нас­тоящее время на первый план здесь выходит реконструкция существующих теплопроводов. Речь идет о замене старых труб на новые, эффективно утепленные - предварительно теплои­золированные трубы.

Они представляют собой цельную конструкцию, состоя­щую из стальной или пластиковой трубы, которая утеплена слоем пенополистирола и облачена в прочный и герметичный полиэтиленовый корпус. Предызолированные трубы рассчи­таны на эксплуатацию в течение 30 и более лет. (Для сравне­ния: в отечественных теплосетях замена трубопроводов произ­водится в среднем раз в 17 лет.) Дело в том, что трубопровод, уложенный обычным способом в бетонный короб, не защищен от попадания влаги. А ведь 70 % разрушений подземных тру­бопроводов обусловлены именно наружной коррозией. Преды - изолированные трубы надежно защищены от влаги полиэти­леновой оболочкой. На всем протяжении такого трубопровода проходят специальные датчики, которые в случае нарушения целостности системы, посылают сигнал на диспетчерский пункт. Это позволяет оперативно определять места поврежде­ния с точностью до 1 м.

В Беларуси налажено производство предызолированных труб, однако пока отечественная продукция в основном состо­ит из импортных комплектующих. Это обусловлено тем, что в нашей стране не выпускаются качественный пенополистирол и стальные трубы. Тем не менее отечественные трубы с пласт­массовой изоляцией дешевле импортных на 20-25 %.

Так, в Хотимске предызолированными трубами были заме­нены практически все городские теплосети (около 400 км). Вскоре пришлось закрыть три из четырех существовавших в городе котельных. Производимого одной из них тепла стало хватать на весь город.

К сожалению, примеры рациональной эксплуатации теп­лосетей в нашей стране пока немногочисленны. По мнению специалистов, для улучшения ситуации теплопроводы необ­ходимо передать на баланс частных компаний. Сегодня же у теплосетей нет настоящего хозяина: одни участки эксплуати­руются предприятиями, другие - коммунальными организа­циями, третьи - энергетиками.

Приведем основные меры по энергосбережению в жилищ­но-коммунальном хозяйстве.

1. Осуществление энергосберегающих мероприятий, обес­печивающих выполнение требований стандартов, строитель­ных норм и правил по достижению удельных показателей рас­хода энергоресурсов.

2. Организация учета расхода энергоресурсов и управление энергопотреблением в зданиях и системах инженерного обору­дования.

3. Диспетчеризация управления системами инженерного оборудования на уровне микрорайона^ района, города, вклю­чая создание автоматизированных систем управления техпро­цессами электро-, тепло-, водо-, газоснабжения.

4. Применение при строительстве, реконструкции или кап­ремонте жилых и общественных зданий проектных решений, конструкций и изоляционных материалов с повышенной теп­ловой защитой и с учетом климатических зон и технологичес­ких требований.

5. Использование теплоутилизационного оборудования в составе зданий и сооружений.

6. Вовлечение в топливно-энергетический баланс нетради­ционных источников энергии, местных видов топлива, твер­дых бытовых Отходов, теплоты городских стоков.

Перспективным направлением развития белорусского рынка отопительного оборудования является распространение индивидуальных автоматизированных отопительных систем средней и большой мощности для многоквартирного жилья. Эксперты полагают, что такие системы - реальная альтерна­тива "подвальным" котельным, которые в последнее время стали "пороховыми бочками" для старого жилья.

Экономия теплоты на отопление жилого дома может быть достигнута за счет: утепления входных дверей в подъезды, квартиры, уплотнения притворов, устранения неплотностей по периметру оконных и дверных коробок, утепления наруж­ных стен; утепления чердаков или переустройства бесчердач­ных кровель в чердачные, повышения технической эксплуата­ции систем отопления; автоматического регулирования отпус­ка теплоты на отопление; учета тепловой энергии с установкой теплосчетчиков (оплата за фактический расход теплоты) (табл. 4.2, 4.3).

Были проведены исследования, в результате которых вы­яснилось, что стены, окна, крыши теряют слишком много теп­ла - до 80 %. Таким образом, наряду с отказом от централизо­ванного отопления и заменой его на автономные котельные ло­гичным решением стало утепление зданий - фасадов, окон, кровли.

Так, в 1994 году в республике были введены новые нормы термического сопротивления ограждающих конструкций зда­ний.

Новые нормы практически в 2 раза превышают показате­ли, использовавшиеся ранее. К примеру, теперь, чтобы пос­троить дом, отвечающий новым нормам, но старым методом, пришлось бы сделать его стены вдвое толще, чем ранее.

Разумеется, это невозможно. Для соблюдения современ­ных требований, предъявляемых к термическому сопротивле­нию ограждающих конструкций, теперь используют различ­ные системы утепления - фасадов, кровель, подвалов, приме­няя высокоэффективные теплоизоляционные материалы.

В мире существует множество таких систем - как прави­ло, производители утеплителей создают под свои материалы сбалансированную, прошедшую все необходимые испытания, систему, где компоненты подходят друг к другу, и долговеч­ность такой системы гарантирована.

В Беларуси уже появилась собственная многослойная сис­тема утепления, все компоненты которой (за исключением ми - нераловатных плит утеплителя) производятся отечественны­ми заводами. В 1996 году специалистами СКТБ "Сармат" раз­работана система утепления фасадов легким теплоизоляцион­ным материалом с защитой тонкослойной армированной шту­катуркой, получившая название "Термошуба", которая про­шла необходимые испытания и выдержала расчетные требова­ния. Термошуба позволяет выполнять работы при отрицатель­ных температурах - до -12 °С. Это несомненное достоинство системы позволяет значительно увеличить строительный се­зон, а в условиях, Беларуси - выполнять их практически круглогодично.

За прошедшие годы объемы утепления наружных стен зда­ний и сооружений динамично возрастали, что, безусловно, да­ло определенные положительные результаты.

Кроме прямой экономии энергоресурсов, термореновация зданий позволила значительно улучшить их внешний вид, а в ряде случаев защитить разрушающиеся фасады, устранить промерзания стен, улучшить микроклимат помещений.

К сожалению, выпускаемые отечественными предприяти­ями минераловатные плиты пока не отвечают необходимым требованиям, поэтому в системах утепления приходится ис­пользовать импортную плиту.

В 1998 году Комитет по энергосбережению и энергонадзору остановил свой выбор на системе Термошуба и решением своего Экспертного совета рекомендовал ее к массовому применению.

В системе Термошуба применяется жесткая специальная фасадная полностью гидрофобизированная минераловатная плита марки Fasrock концерна "Rockwool". Все материалы системы Термошуба сертифицированы.

Комплексные натурные обследования и испытания Термо­шубы, выполненные на трех объектах в 1995, 1996 и 1998 го­дах, подтвердили ее высокое качество и эксплуатационную на­дежность. Термошуба имеет высокую ударопрочность, долго­вечность - более 35 условных лет, низкую эксплуатационную влажность - менее 1 %, предел прочности на разрыв утепли­теля - брлее 0,02 МПа, а защитного и отделочного слоев - бо­лее 1,1 МПа.

Фактическая экономия энергоресурсов по исследованным зданиям составила в среднем 97,7 т у. т./год. Окупаемости зат­рат на утепление зданий методом Термошуба составляет в за­висимости от толщины утеплителя и конструктивных особен­ностей зданий 4-12 лет.

Сам метод устройства системы Термошуба и все необходи­мые материалы детально описаны в Пособии 1-99 к СНиП 3.03.01-87 "Проектирование и устройство тепловой изоляции наружных стен зданий методом Термошуба", которое введено в действие с 1999 года.

Здания, которые были построены после принятия новых норм термического сопротивления для ограждающих кон­струкций, составляют всего 1,5-2 % от существующего жи­лого фонда, который в большинстве своем остается холодным и потому подлежит термореновации.

По всей республике объем жилья, нуждающегося в утеп­лении, превышает 200 млн м2. Невысокая же стоимость утеп­ления по системе Термошуба наряду с ее качеством и долго­вечностью свидетельствует о целесообразности ее использо­вания.

Экономия расхода теплоты на горячее водоснабжение жи­лого дома может быть достигнута за счет повышения качества технической эксплуатации систем горячего водоснабжения, выполнения правил планово-предупредительного ремонта (5 %), автоматизации работы насосов, увеличивающих напор воды в зданиях, и циркуляционных насрсов горячей воды в жилых зданиях до 50 % в ночное время (3 %); установки квар­тирных водосчетчиков и оплаты за фактический расход воды (4 %).

Для отопления и горячего водоснабжения квартиры в Мин­ске площадью 51 м2 надо сжечь 2 тонны нефти, на 40-50 % больше, чем в промышленно развитых странах. Кроме того, каждая семья потребляет 100-150 кВт-ч электроэнергии в месяц или 1200-1800 кВт-ч в год.

Время отопительного периода - 200 дней. В это время через окна теряется 36 %, стены - 26 %, а за счет нагрева свежего приточного воздуха - 28 % всей теплоты, поступающей из системы отопления (см. табл. 4.2).

При реконструкции с использованием эффективных мате­риалов можно сократить потери тепла в 2-3 раза, но это доро­го. В то же время каждый имеет много возможностей для утеп­ления своей квартиры:

Остекление лоджий и балконов. Стекла и притворы ство­рок должны быть уплотнены. При этом потери через окна и стены, расположенные со стороны лоджии, будут снижены на 15-18 %. Снижение потерь на 7-9 % позволяет увеличить температуру в помещении на 1 °С. Таким образом, остекление увеличит температуру в примыкающей к ней комнате на 2 °С;

Установка между рамами прозрачной полиэтиленовой пленки таким образом, чтобы расстояние от нее до стекол бы­ло одинаковым. Это равноценно окну с тройным остеклением и снижает теплопотери на 20 %;

Тепловая защита того участка наружной стены, где рас­положен радиатор. На стене за радиатором с зазором между стенкой и радиатором ставят отражающую поверхность (алю­миниевая фольга, зеркальная алюминизированная пленка).

Чем ниже температура воздуха на улице, тем лучше рабо­тает естественная вытяжная вентиляция, часто лучше, чем надо. Поэтому зимой надо прикрыть вытяжные вентиляцион­ные отверстия (неполностью) бумагой, картоном. В ванной во­обще закрыть, чтобы увлажнять воздух в квартире, т. к. зимой он излишне сухой. Это хорошо скажется на микроклимате квартиры, потому что влажный воздух дает ощущение тепло­ты, а сухой - холода. Это позволит сберечь до 20 % тепла.

Работа по внедрению энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном секторе и тем самым снижению се­бестоимости оказываемых услуг ведется по таким основным направлениям: снижение норм потребления ТЭР на эксплу­атируемых энергопотребляющих установках и технологи­ческих процессах; замена дорогостоящего топлива на деше­вые виды; максимальное использование местных видов топ­лива; внедрение приборов учета и регулирования энергопот­ребления.

К сожалению, ряд организаций при разработке, согласова­нии и утверждении норм потребления топлива искусственно их завышают, чтобы затем показывать значительную экономию.

Отмечены низкие темпы выполнения работ по оснащению котельных приборами учета вырабатываемой тепловой энер­гии.

Из-за износа тепловых сетей в ряде городов и населенных пунктах имеются большие потери тепловой энергии при тран­спортировке. Для решения этой проблемы необходимо нара­щивать объемы замены изношенных тепловых сетей предва­рительно изолированными трубами.

Энергосберегающие мероприятия напрямую связаны и влияют на себестоимость коммунальных услуг.

Необходимо безотлагательно принять меры для коренного улучшения работы по энергосбережению, нормированию рас­хода топливно-энергетических ресурсов на производство работ и коммунальных услуг, внедрению приборов учета расхода и регулирования энергоносителей, обеспечению расчетов насе­ления по установленным приборам, что в конечном итоге при­ведет к экономии ресурсов и снижению себестоимости жилищ­но-коммунальных услуг.

Положительным примером успешной реализации энерго­сберегающих мероприятий является республиканский дет­ский санаторий "Солнышко", который расположен в Слуцком районе, в котором ГП "Белэнергосбережение" и объединение "Белмежколхозздравница" разработали и осуществляют про­грамму по энерго - и ресурсосбережению.

Среди энергосберегающих мероприятий проведена рекон­струкция системы теплоснабжения, для чего был закуплен и установлен , работающий на древесной щепе и опилках. В котельной заложен теплообменник, установлен бак-аккуму­лятор, установлена аппаратура автоматики системы теплос­набжения и котельной.

В результате в санатории годовая структура потребления первичного топлива стала выглядеть следующим образом: доля местного топлива составляет 79 %, дизтоплива - 21 %. Удель­ный расход топлива на отпуск тепла котельной уменьшился с 227 кг у. т. на 1 Гкал (до реконструкции) до 171 кг у. т. на 1 Гкал (после реконструкции). Реконструкция котельной обошлась са­наторию в 6,8 млрд р. В итоге проделанные работы позволят экономить 85 ООО т у. т. в год.

Автоматизация теплового пункта, нового учебно-спортив­ного корпуса позволяет поддерживать комфортную темпера­туру в помещениях при нахождении там людей, снижать тем­пературу воздуха в ночное время при отсутствии персонала согласно заданной программе.

Для подогрева воды в летнее время в санатории установле­на гелиоустановка отечественного , позволяю­щая иметь теплую воду без расхода топлива.

Для экономии электроэнергии в учебных классах нового корпуса санатория установлено энергоэффективное освещение с применением светильников ГП ММЗ им. В. И. Вавилова ("БелОМО", г. Минск), использование которых позволяет сни­зить потребление электроэнергии в 1,5 раза, что по сравнению с первоначальным проектом(6беспечивает более высокую осве­щенность учебных мест и классной доски при практически бесшумной работе аппаратуры.

Кроме того, в санатории установлено энергоэффективное наружное освещение, производимое на минском предприятии "Электрет", что не только обеспечивает снижение энергопот­ребления, но и повышает срок службы светильников.

В новых зданиях санатория установлены стеклопакеты с тройным остеклением производства "Барановичидрев". В ста­рых зданиях внутренние стекла оконных рам заменены на стенлопанеты с двойным остеклением, что позволило в сумме получить тройное остекление.

Главная > Закон

Приложение Доклад: «Энергосбережение в ЖКХ, проблемы и пути решения» На ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения. Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении..." подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы Проблема энергосбережения прошла красной линией в докладе Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию. Энергоэффективность систем жизнеобеспечения в ЖКХ является наиболее проблемной. Мы получили системы громоздкие, затратные и не эффективные поэтому работы много по внедрению энергоэффективных систем в отрасли в любом направлении: водоснабжение, водоотведение, выработка тепла, инженерные системы, освещение и т.д. Остановимся на некоторых применяемых в ЖКХ Кировской области: Выработка тепла: Население планеты «Земля» с давних времен использует биомассу и дрова в качестве источника тепла, не является исключением и Кировская область. Использование отходов при заготовке деловой древесины и при ее переработке в качестве топлива у нас в области на начальном уровне. В области построено за последние 5 лет 56 котельных разной мощности работающих на отходах деревообработки (щепа, опил) и на 797 котельных в качестве топлива используют дрова. При использовании дров в качестве топлива применяется в основном ручной труд, он менее поддается механизации. При дефиците мужского населения в области труд на котельных нужно максимально механизировать и автоматизировать, поэтому при модернизации котельных пытаемся максимально механизировать. Себестоимость 1 Гкал на отходах в разы меньше чем на дровах (пример). Для расширения использования отходов деревообработки в области появилось производство пеллет, прессованных брикетов, которые производятся в основном небольшими частными предприятиями и используются для отправки за пределы России, так как их стоимость как топлива в нашей области экономически не эффективна (1 тонна более 3,5тыс рублей) . Для обеспечения более полного использования отходов деревообработки на отопление в жилищно-коммунальном хозяйстве по предложениям муниципальных районов была подготовлена в 2004 году Программа по переводу котельных на местные виды топлива (Киотское соглашение), которая реализована в полном объеме. Все финансирование шло за счет областных субсидий и софинансирования местных бюджетов, квот ни кто не выделял. Муниципальные районы: Арбажский, Афанасьевский, Богородский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Лебяжский, Нагорский, Опаринский, Тужинский, в которых на отопление социальной сферы и объектов ЖКХ используют только отходы деревообработки и дрова. Построены современные полностью механизированные котельные на отходах деревообработки в г. Слободском, Нагорском, Подосиновском районах, которые показали, что труд оператора котельной может быть престижным, он может работать в белом халате. В настоящее время ведется реконструкция мазутных котельных в г. Котельнич и г. Мураши, на которых основным топливом будут отходы деревообработки, резервным останется мазут. В настоящее время это одно из важных направлений энергосбережения. Системы теплоснабжения: Использование в системах теплоснабжения качественных утеплителей, скорлуп и предизолированных труб позволяет снизить потери в сетях на 20-30%. Применение энергоэффективных насосов, систем частотного регулирования в системах теплоснабжения позволяет экономить до 15% электроэнергии. Внедрение приборного учета в системах теплоснабжения позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет. Системы водоснабжения и водоотведения: Наиболее затратные системы, которые все используют со времен СССР, но их модернизировать, эффективно использовать руки не доходят, да и удобно за счет населения компенсировать свои убытки. Применение системы автоматики, частотного регулирования позволяет снизить расход воды вдвое. Применение безбашенной системы с регулировочными противодавленческими клапанами позволяет поддерживать в системе водоснабжения постоянное давление и предотвращает гидравлические удары и разрывы труб. Системы освещения: В своем послании Президент РФ обозначил сроки замены ламп накаливания: С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. (ст. 10, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009))

«Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

    использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС; использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий; создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла; использование пароструйных инжекторов в качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара; использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов; использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:
      канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов.
    применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения; использование шахтного метана; производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления; использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов; использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики; использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.
Приведенный перечень составлен по принципу "до объекта". Энергосбережение в административных зданиях, многоквартирных жилых домах, коттеджах относится более к обязанностям собственников. Применительно к учету потребления энергоресурсов в квартирах речь идет о: Установка водомеров в каждую квартиру - в новых домах, как обязательное условие госприемки здания, в старых либо через личную инициативу граждан либо через воздействие на управляющие компании. Установка двухставочных (двухзонных) поквартирных счетчиков электроэнергии - позволяет потребителям получить возможность часть своих энергоемких бытовых процессов перенести на время когда действует пониженный тариф. Например, стирку автоматическими стиральными машинами (автоматические посудомоечные машины) возможно проводить в ночное время, когда тариф на электроэнергию существенно ниже дневного. Как показывает анализ, таким образом, потребители получают возможность снижать свои счета на электроэнергии до 30 %. Введение пиковых тарифов (повышенные тарифы в часы максимума потребления) еще более повысит привлекательность и выгоду потребителей от установки таких счетчиков. Установка газовых счетчиков (там где есть бытовое потребление газа) - в настоящее время бытовое потребление газа в большинстве случаев не учитывается квартирными приборами учета, расчет потребления идет по нормативам. Установка счетчиков потребляемого газа позволит ввести «отрицательную мотивацию» на использование газа как дополнительного средства обогрева помещения или использование его в поквартирных газовых колонках.Наличие поквартирных приборов учета не устраняет необходимости использовать общедомовые приборы управляющими компаниями. Достоинством жилого дома является возможность как общего учета (общедомовой прибор) так и поквартирного учета. Появление управляющих компаний должно сопровождаться переходом на оплату по общедомовым приборам. Это создаст новые экономические стимулы, как управляющей компании, так и у жителей по повышению эффективности конечного энергопотребления. Глава департамента Л.И.Князькин

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для ЖКХ в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
- тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- модернизация систем тепло- и водоснабжения;
- использование нетрадиционных источников энергии;
- учет энергоресурсов и воды;
2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:
- дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струй-но-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
замену изношенной запорной арматуры и санитарно-техничес-ких устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладоч-ных испытаний в установленные сроки;
- замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах но энергосбережению» № 1087 от 02.11.1995 г. и «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 08.06.1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн. шт. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн. счетчиков газа.

При разработке конкретной программы приборного обеспечения необходимо решить такие вопросы, как:
- выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, средств оперативного сбора и обработки информации, диспетчеризации и т.п.);
- оценка объемов потребности в технических средствах;
- определение необходимости в изменении схем тепло- и водоснабжения для осуществления приборного учета и особенно поквартирного;
- определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей региона (муниципалитета).

Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами АО «Энерго», источниками тепло- и водоснабжения других министерств и ведомств, а также муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40-80% от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо отметить особо создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления - тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуществляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

1. Наиболее значимыми и быстро окупаемыми мероприятиями по повышению теплозащиты оболочки зданий являются мероприятия по снижению расхода тепла через прозрачные ограждения, особенно для реконструируемых зданий, за счет снижения коэффициента остекления, сверхнормативных трансмиссионных потерь и теплопотерь на инфильтрацию.

2. Утепление наружных стен, покрытий и перекрытий до Уровня требований СНиП П-3-79 (1998), этап II, дает меньший эффект и является рентабельным для нового строительства, а также при реконструкции крупнопанельных домов, где учитывается дополнительный эффект, связанный с эксплуатационными расходами на ремонт фасадов, стыков и т.п Для остальных зданий срок окупаемости превышает 10 лет, а для старой застройки достигает 20 лет.

3. Менее значительный эффект по утеплению оболочки здания остеклением балконов и лоджий достигается использованием обычного стекла (срок окупаемости до 9 лет); при применении специального стекла срок окупаемости возрастает до 20 лет. Однако остекление целесообразно закладывать в проект реконструкции домов, поскольку жильцы, остекляя летние площади самостоятельно, нарушают тем самым внешний вид зданий.

4. Из мероприятий, направленных на теплосбережение в инженерных системах жилых домов, наибольшую экономическую эффективность для нового строительства имеют применение механических систем вентиляции с утилизацией тепла вытяжного воздуха, в том числе и с помощью теплового насоса, на нужды горячего водоснабжения (срок окупаемости 4-6 лет), квартирный учет энергоносителей и автоматическое индивидуальное регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Окупаемость затрат здесь следует ожидать через 1,5-2 года для реконструируемого фонда и через 5-6 лет для нового строительства. Системы отопления при реконструкции могут выполняться как по горизонтальной двухтрубной, так и по общепринятым схемам: однотрубной с нижней или верхней разводкой, а в новых зданиях - с квартирной разводкой.

5. Для газифицированных жилых домов с большой площадью квартир (старый фонд) как альтернатива центральному (от автономных котельных) может применяться местное (квартирное) отопление и горячее водоснабжение от индивидуальных газовых теплогенераторов. При необходимости отопление общих помещений в этом случае следует осуществлять электрическими приборами, в том числе аккумуляционными, работающими по вынужденному графику энергопотребления с оплатой по двухставочному тарифу.

Исходя из сказанного можно отметить, что основные пути снижения энергоресурсов - это, с одной стороны, выбор и монтаж энергоэффективных агрегатов, оборудования и систем источников тепла и воды, сетей их транспортирования потребителям (зданиям); с другой - устранение имеющихся перерасходов и сверхнормативных потерь тепла и воды путем повышения уровня и качества эксплуатации.

Первые из указанных путей энергосбережения являются средне- или долгосрочными мероприятиями со сроком окупаемости не менее 4-7 лет и многозатратными. Эти мероприятия требуют выполнения проектных и строительно-монтажных работ, для чего необходимы значительные денежные затраты за счет банковских кредитов и инвестиций. Сроки окупаемости этих затрат, включая возврат кредитов с процентами, выходят за временные рамки реформы ЖКХ.
Вторые из путей энергосбережения являются краткосрочными с реализацией и получением экономического эффекта в течение 1-2 лет. Они могут быть малозатратными и даже беззатратными, если эффект достигается лишь путем изменения режимов или регламентов технологических процессов. Эти мероприятия по существу включают в основном работы по повышению уровня и качества эксплуатации действующих систем тепловодоснабже-ния объектов ЖКХ.

Збигнев Бжезинский: «Время жизни России - время жизни ее ЖКХ»

Мы живем в эпоху стремительных перемен и усложнений. Меняется уровень жизни, потребности, система ценностей, основные виды ресурсов и действующие механизмы. Значение комфорта среды обитания для развивающейся части мира растет с каждым годом.

В ближайшее время внимание к жилищно-коммунальному хозяйству, качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг будет возрастать как с точки зрения снятия ограничений социально-экономического развития муниципальных образований, так и с точки зрения реализации возможностей личности и развития человеческого капитала.

Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях - федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Накопившиеся за десятилетия и не решаемые в течение длительного времени проблемы свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, которая обходилась без инвестиций и накапливала физический износ до 70% в среднем по отрасли, до 90 и даже почти 100% по ряду отдельных объектов.

В основе эксплуатируемой техники в основном использованы решения середины прошлого века, о моральном износе говорить просто бессмысленно, а уровень энергоэффективности в 2-3 раза ниже среднемирового и в 6-8 раз ниже уровня развитых стран, находящихся в сходных климатических условиях.

Возможности перехода к использованию технологий и техники нового поколения отчетливо осознается, ряд отечественных потребителей имеет возможность и использует их в современной России в индивидуальном порядке, однако для перехода к массовому использованию необходимо реформирование отрасли, проблемы которой стянуты в «гордиев узел» отечественного производства.

Пренебрежение особенностями развития социо-технических систем грозит появлением неолуддизма, когда системы ЖКХ или их части не используются или выводится из эксплуатации, одна часть экономики «пожирает» другую, а система переходит на траекторию самоуничтожения.

В настоящее время разработан ряд стратегических документов, задающих ориентиры, цели задачи стратегий и программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документы дают основания и возможность вести активную и целенаправленную работу по реформированию ЖКХ

Значительное количество нормативно-правовых, распорядительных и методических документов свидетельствует, с одной стороны, о серьезности намерений власти, с другой - является подтверждением ситуации системного кризиса, в результате которого накопился ряд проблем, допускающем только комплексное решение.

Значительное количество проблем связано с процессами развития системы. Для регионов, в том числе Москвы, значительное количество проблем транслируется с федерального уровня, многие рождены в условиях коррупции и несформировавшегося правового государства. Тесная взаимосвязь проблем, статус города федерального значения, общие цели требуют совместного рассмотрения этих проблем и совместной работы в рамках соглашения федеральных и городских органов власти.

В качестве основных направлений реформирования на федеральном уровне выделены:

Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;

Завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства;

Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

В качестве основных направлений реформирования в Стратегии Москвы-2025 выделены:

  • Улучшение технического состояния жилищного фонда и необходимые объемы его капитального ремонта;
  • Динамика стоимости услуг ЖКХ с учетом роста доходов населения и других факторов;
  • Повышение условий проживания и коммунального обслуживания на территории города

Москва один из немногих регионов, использовавших для формирования стратегии развития, включая вопросы реформирования и развития ЖКХ, профессиональный потенциал институтов Российской Академии Наук. Москва должна стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения. В Москве планируется создание международного финансового центра. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению бесперебойного их предоставления в любое время суток. Поэтому Стратегия развития ЖКХ рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы до 2025 г.

Стратегические цели развития Москвы, концентрация основных фондов ЖКХ, специфика ресурсов, концентрирующих научно-технические кадры страны и финансовые ресурсы и связанные с решением задач федерального уровня, обрекают Москву на роль центра реформирования, роль локомотива инновационного развития технологий и техники для ЖКХ и центра диффузии новейших технологий федерального уровня.

Значительное количество проблем требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровне (вертикали стратегического управления), привлечения институтов гражданского общества к процессам общественного контроля.

Необходимо провести актуализацию Стратегии Москвы-2025 с учетом влияния кризиса и посткризисного периода, активизацией реформы и энергосбережения на федеральном уровне, корректировкой целей и показателей повышения качества жизни и эффективности развития социально-экономического комплекса России и ЖКХ в частности.

Значимость и комплексных характер проблем требуют совместных усилий федеральных и городских органов власти, привлечения бизнеса в рамках частно-государственного партнерства и институтов гражданского общества.

Необходимо провести в опережающем порядке ряд дополнительных исследований развития реформ в ЖКХ в рамках направлений:

Формирование СРО управляющих в сфере ЖКХ

Развитие института независимых директоров в корпоративном управлении предприятий ЖКХ

Конкурсы грантов на разработку стратегий и программ энергосбережения, инновационного развития и других вопросов реформирования ЖКХ

НИР по направлению «Энергоэффективное общество»

Формирование социального минимума потребления услуг в сфере ЖКХ

Разработку социальных нормативов потребления

Введение социальной экспертизы законопроектов в дополнение к антикоррупционной экспертизе

ЖКХ в сетевом государстве и развитие прямой демократии в сфере практик систем жизнеобеспечения.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство