07.01.2022

Международный опыт обеспечения экономической безопасности при проведении олимпийских игр. Международные и российские подходы к понятию «экономическая безопасность Опыт обеспечения экономической безопасности


Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

Введение

Введение

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

Для решения её немаловажную роль играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

На экономический рост предприятия может оказывать влияние различные факторы. Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.

Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как экономическую безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов – предприятий, В то же время хозяйствующие субъекты, регионы страны, предприятия различных отраслей экономики должны прилагать собственные усилия для обеспечения своей экономической безопасности Экономическая безопасность – одна из составляющих обще го понятия «безопасность». Любой ущерб рано или поздно может получить оценку в денежном выражении, то есть может быть, выделена чисто экономическая составляющая ущерба.

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

За рубежом проблеме безопасности бизнеса традиционно придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче, нежели у России. Это объясняется тем, что российская экономика отличается от стабильно и поступательно развивавшихся экономик развитых стран.

Руководитель предприятия (фирмы), предприниматель, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, испытывают ежедневный пресс со стороны конкурентов в борьбе за новых потребителей, за новые рынки сбыта, за качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Соревнование конкурентов вынуждает их постоянно заботиться о повышении эффективности производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности, снижении затрат, защите своих коммерческих секретов, способных за счет увеличения производительности и лучшего управления обеспечить стабильную финансовую устойчивость предприятия, что в свою очередь определяет их экономическую безопасность.

Задачи курса:

– определение понятия и сущности экономической безопасности;

– определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

– анализ основных показателей экономической безопасности России и регионов;

– выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

– формулировка принципов обеспечения экономической безопасности предприятий на основе моделирования отдельных процессов деятельности предприятий;

– исследование отраслевые особенности экономической безопасности предприятий;

– предложение механизма реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– обозначение направления развития деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– формирование мотивации к созданию системы единого алгоритма действий в случае возникновения внешней и внутренней опасности.

Целевая аудитория курса:

– Владельцы предприятий и организаций;

– Руководители служб безопасности;

– Руководители предприятий и организаций;

– Управляющие различных уровней, специалисты в области безопасности, управления, экономики, и финансов, учета, аудита, контроля.

Скорее всего, многие согласятся с тем, что совершенно безразлично, будет ли предприятие разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала. В любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно – речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.

Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций, независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Конечно, о чем бы мы ни говорили – какие меры безопасности ни рассматривали, так или иначе, все направлено на обеспечение экономической стабильности в деятельности предприятия.

Однако, достижение этой стабильности невозможно без анализа всех сторон деятельности предприятия.

В настоящее время положение дел в вопросах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования хозяйственно-финансовых процессов в сфере предпринимательства весьма и весьма сложное. Отставание в разработке законодательства, регулирующего область развивающегося предпринимательства, неразбериха в сфере правоприменения и абсолютная рассогласованность действий различных государственных институтов сопровождаются ростом коррупции и криминала.

В этих условиях криминализируется и сама предпринимательская деятельность. Ее цель – извлечение прибыли с использованием незаконных методов и средств. Применительно к трем основным сферам предпринимательства (торговля, финансы, производство) общими для них негативными проявлениями являются уклонение от налогов, недобросовестная конкуренция, обман партнеров и клиентов и другие.

Сложившаяся ситуация в сфере предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса остро ставит проблему обеспечения безопасности и защиты интересов предпринимательства.

Обеспечение безопасности бизнеса не является исключительной прерогативой какого-либо одного отдела, службы или группы лиц. Она должна поддерживаться всей внутренней структурой предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, всеми звеньями и структурами объекта.

Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности объекта.

Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности , необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.

Также комплексная система безопасности не может обеспечить требуемый уровень безопасности объекта без надлежащего уровня управления системой безопасности .

Управление безопасностью бизнеса (компании, фирмы, предприятия) – многоступенчатый процесс, включающий:

Анализ экономических и правовых особенностей бизнеса;

Оценка бизнеса;

Аудит системы безопасности;

Анализ затрат на обеспечение безопасности бизнеса;

Разработку стратегии обеспечения безопасности;

Реализацию стратегии обеспечения безопасности;

Мониторинг тенденций развития бизнеса с целью совершенствования средств и методов его защиты;

Обучение основам личной безопасности сотрудников предприятия;

Оказание юридической помощи и экономических консультаций в реализации проектов предпринимательства.

Что же следует понимать под безопасностью предприятия, из чего она собственно состоит, и какие вопросы требуют повышенного внимания?

Безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Подобная защищенность достигается применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Существующее мнение о том, что безопасность – это, прежде всего, физическая защищенность, не совсем верно. Безопасность предпринимательской деятельности сегодня – это не только автомат и бронестекло автомобиля, а, прежде всего, это вычисление и всесторонний анализ угроз деятельности предприятия; прогноз и создание систем и мер защиты и минимизации коммерческих рисков.

Под угрозой безопасности предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке его деятельности. При этом угрозами считаются не только такие очевидные факты, как, например, посягательство на личность: грабеж, рэкет или физическое насилие, то есть те, которые носят явно криминальный характер, но и такие неочевидные как: недобросовестность деловых партнеров и некомпетентность персонала, необоснованные претензии налоговых либо правоохранительных органов и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Экономическая безопасность

1. Зарубежный опыт обеспечения и повышения экономической безопасности

Цель национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах.

Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства служат:

1. камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности;

2. кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз;

3. институциональная концепция защиты от административных барьеров.

Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.

Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией.

В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов.

Расстановка приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Со-то. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга.

В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что обеспечение национальной экономической безопасности оказывает решающее влияние на закрепление за государством четкого места в глобальном мире, которое соответствовало бы его геостратегическим значению и потенциалу.

В Европейском Союзе (ЕС) термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС - формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах.

Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции и активной политики соседства Европейского Союза со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии и Средиземноморского региона. Тем не менее концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривать в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности.

В Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная философия экономической безопасности на практике реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны.

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.

Основными методами обеспечения безопасного развития экономики в Германии являются действия по поддержанию цивилизованного характера рыночных отношений, создание равных условий для конкуренции, недопущение монополизации в отдельных отраслях и поддержание стабильности национальной валюты.

В широком смысле, под экономической безопасностью во Франции понимается предупреждение и предотвращение экономических угроз путем представления новых схем, адаптации норм и структур международной безопасности и создания сети сотрудничества, в частности между государственным и частным секторами и между государствами.

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 г. Понятие национальной экономической безопасности во Франции трактуется как создание благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая безопасность в широком смысле обеспечивается всей совокупностью инструментов хозяйственного регулирования. С этой целью во Франции в процессе выработки и принятия экономических решений используются критерии, связанные со снижением уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономического фундамента самостоятельной внешней политики. К таким критериям относятся: устранение серьезных диспропорций в уровне экономического развития субъектов хозяйствования; недопущение чрезмерной внешней зависимости в важнейших секторах экономики: сведение к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой: обе они основываются на оценках национальных интересов и реализуются через их защиту. Под «национальными интересами» в сфере экономики понимаются народнохозяйственные интересы всего общества в целом, имеющие приоритет по отношению к другим формам общественных интересов.

Угрозы национальной экономической безопасности подразделяют на внешние и внутренние и ранжируются по степени важности и вероятности наступления, что позволяет концентрировать усилия по прогнозированию и предотвращению наиболее опасных, с точки зрения национальной экономической безопасности, рисков. При этом следует отметить, что в сфере предотвращения экономических угроз правительство традиционно опирается на частный бизнес, оказывая ему максимальную поддержку. Кроме того, в стране существует разветвленная сеть институтов, обеспечивающая эффективное взаимодействие парламента, правительства и крупного бизнеса при выработке и реализации решений, относящихся к обеспечению национальной экономической безопасности. В нее, в частности, входят такие организации как Конфедерация британской промышленности, Совет по торговле с Восточной Европой и ряд более специализированных организаций, представляющих интересы промышленников и предпринимателей.

Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля.

В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах.

В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР, а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей. При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Давая общую характеристику текущего состояния развития сектора экономической безопасности во всех рассмотренных странах, можно отдельно выделить относительно стабильные экономические системы (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Франция). Эти страны преимущественно сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан. О новых странах-членах ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия) можно сказать, что они уже завершили реформы «первого поколения» (с акцентом на реструктуризацию и переподчинение) и вышли на завершающую стадию реформ структур безопасности.

Анализ подходов к экономической безопасности государства в странах Европейского Союза убедительно свидетельствует о том, что уровень безопасности зависит от множества факторов.

В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.

экономический безопасность лизинг инвестиционный

2. Лизинг как способ активизации инвестиционной деятельности

Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.

Финансовый лизинг - это система экономических и финансовых отношений, связанных с приобретением в собственность оборудования и сдачей его в аренду за определенную плату во временное пользование. При финансовом лизинге между производителем оборудования и его пользователем, как правило, выступает посредник, финансирующий эту сделку. Суть этой сделки заключается в том, что лизингополучатель, у которого отсутствуют свободные финансовые средства, входит с предложением в лизинговую компанию о заключении лизинговой сделки. При соответствующей договоренности лизингополучатель подбирает продавца или производителя необходимого оборудования, а лизингодатель приобретает его во временное пользование для лизингополучателя за определенную в договоре лизинга плату. После окончания такого договора данное оборудование либо переходит в собственность лизингополучателя (в зависимости от условии договора), либо возвращается лизингодателю.

Таким образом, природа лизинга двойственна. Эта двойственность, с одной стороны, выражается в том, что лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основные фонды, с другой - предоставляя на определенный период отдельные элементы основных фондов, собственник в установленное время получает их обратно, т.е. налицо существование принципов срочности и возвратности. За свои услуги собственник имущества получает вознаграждение в виде комиссионных, чем обеспечивается реализация принципа платности.

При реализации дорогостоящего проекта за счет привлечения к сделке новых финансовых источников (банков, инвестиционных компаний и др.) число участников лизинговой сделки может увеличиваться.

По своей экономической природе лизинг весьма схож с кредитными отношениями и инвестициями. Так, при лизинге (как и при кредитных отношениях) собственник имущества, передавая его во временное пользование, в соответствии с установленным сроком получает его обратно, а за предоставленную услугу имеет соответствующее комиссионное вознаграждение. А это означает, что в лизинговой сделке практически участвуют все элементы кредитных отношений. Различие состоит лишь в том, что при лизинге участники сделки оперируют не денежными средствами, а конкретным имуществом.

Финансовая функция лизинга состоит в том, что он является формой вложения денежных средств в основные фонды, дополнительным источником к традиционным каналам финансирования, таким, как бюджетные средства, собственные средства предприятий, долгосрочный кредит и другие источники.

В мировой практике различают два вида лизинга:

1. финансовый;

2. оперативный.

Под финансовым лизингом следует понимать сделку, в которой все риски и доходы, связанные с использованием оборудования, передаются лизингополучателю. При этом лизинговые платежи должны обеспечить лизингодателю не только возврат стоимости оборудования, но и получение соответствующей прибыли на вложенный капитал. Что же касается права собственности на имущество по истечении срока договора, то оно может передаваться лизингополучателю или не передаваться в зависимости от условий договора. При оперативном же лизинге срок передачи оборудования, как правило, является весьма коротким, и все риски и потери, свойственные владельцу имущества, остаются за лизингодателем.

Основными субъектами лизинга являются:

1. лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

2. лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

3. продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингополучателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Основным документом лизинговой сделки является договор лизинга, который должен состоять из двух частей: договора между лизингодателем и поставщиком о купле-продаже оборудования и договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.

Весьма важный момент лизинга - обеспечение полного воспроизводства основных фондов за счет правильного и своевременного начисления амортизационных отчислений.

Положительной характеристикой финансового лизинга является более упрощенная процедура оформления кредита в сравнении с банковской. Как свидетельствует современный отечественный и зарубежный опыт, при лизинговом соглашении объем затрат времени и перечень необходимой для представления финансовой документации существенно ниже, чем при оформлении договора с банком о предоставлении долгосрочного кредита. В значительной степени этому соответствует строго целевое использование полученного кредита и надежное его обеспечение.

Кроме того, финансовый лизинг не требует формирования в организации фонда погашения основного долга в связи с постепенностью амортизации объекта лизинга. Поскольку при финансовом лизинге обслуживание основного долга и амортизация лизингуемого актива осуществляются одновременно (т.е. включены в состав лизинговых платежей), по окончании лизингового периода стоимость основного долга по лизингуемому активу сводится к нулю. Это избавляет организацию от необходимости отвлечения собственных финансовых ресурсов на формирование фонда погашения.

Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга позволяют рассматривать его как достаточно привлекательный инвестиционный инструмент в процессе привлечения организации заемного капитала для обеспечения экономического развития фирмы.

В современных условиях хозяйствования финансовой функции лизинга принадлежит ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных или привлечения заемных средств. Лизингополучатель освобождается от единовременной полной оплаты стоимости имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи. Лизинг может открывать доступ к нужному имуществу как в случае каких-либо кредитных ограничений, так и в случае невозможности привлечения для этих целей заемных средств. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются, как правило, те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении ими.

Основными недостатками лизинга являются:

1. На лизингодателя ложится риск морального старения оборудования и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Поэтому лизинговой сделке предшествует большая предварительная работа по ее экспертизе.

2. Лизингополучатель, не являющийся собственником своих основных средств, не может предоставить их в качестве залога в случае необходимости банковского займа, что снижает его шансы к получению такого займа на более выгодных условиях.

3. Лизингодатель, не имеющий "дешевых" и стабильных источников финансовых средств, подвержен риску внезапного изменения процентных ставок по кредитам, которые он вынужден брать для финансирования инвестиций лизингополучателя, что удорожает и стоимость лизингового контракта. Этот риск нейтрализуется, если лизинговая компания является филиалом крупного банка.

Весьма важный момент лизинга - обеспечение полного воспроизводства основных фондов за счет правильного и своевременного начисления амортизационных отчислений. В традиционном порядке амортизационные отчисления до последнего времени списывались на издержки производства равномерно в течение всего нормативного срока их эксплуатации, что, с одной стороны, приводило к недоамортизации отдельных видов основных фондов, а с другой - не способствовало созданию финансовых возможностей для их ускоренного обновления.

Тем не менее, положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности.

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий.

В ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства.

Лизинг - это уникальный инвестиционный инструмент, который способствует повышению конкурентоспособности российской промышленности, напрямую стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства.

Преимущества лизинга:

1. Легальная оптимизация налогообложение своего бизнеса;

2. Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. НДС, уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи по НДС в бюджет. За счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество сокращается в три раза.

Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовать интересы производителей и потребителей. При лизинговой схеме получатель получает ряд существенных преимуществ, что позволит минимизировать затраты как в процессе действия договора лизинга, так и по его истечения.

Очень часто предприятия, выбирая между лизингом и кредитом, за основу берут сумму лизинговых платежей, и сравнивают ее с суммой кредита и процентов. При этом не учитывается сокращение налоговых отчислений, которое возникает при использовании, как схемы лизинга, так и кредитной схемы финансирования. Льготное налогообложение лизинга является одним из его существенных преимуществ и ведет в результате к сокращению реальных затрат по обслуживанию лизинговой сделки.

Список используемых источников

1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов/ Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

2. Воробьев А.Е. Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами: учебное пособие/ А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. - 414 с.

3. Кирилловых А.А. Правовые основы лизинга: учебное пособие / А.А. Кирилловых. - М.: Информатор, 2009. - 120 с.

4. Ковалев В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 448 с.

5. Семенихин В.В. Лизинг/ В.В. Семенихин.-М.: Эксмо, 2012. - 480 с.

6. Чувилова О.Н. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации/ О.Н. Чувилова, И.В. Романюта, Д.Д. Берсей, Ч.Х.-Б. Ионов, Ю.В. Рыбина. -М.: Проспект, 2015. - 94 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Алгоритм обеспечения, система показателей и индикаторов экономической безопасности региона.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Безопасность - социальное явление и категория теории национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности, задачи ее обеспечения. Роль экономической безопасности в стабилизации экономики.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

    Теоретико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государства. Международный опыт развития подходов к обеспечению защищенности страны. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних угроз, укрепление устойчивости державы.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности, ее основные показатели. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Условия социально-экономического развития страны, пути совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2012

    Изучение институциональных основ систем экономической безопасности РФ. Определение тенденций накопления угроз экономической безопасности в регионах РФ. Характеристика коррупции как угрозы национальной безопасности. Приватизация и импортная зависимость.

Слово молодым ученым

Литература

1. Бадоев С.Х. Анализ мирового рынка люксовых товаров // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск). 2015. №7. С. 24-28.

2. Березова И.С., Тихомирова И.И. Анализ рынка товаров и услуг класса люкс в России // Маркетинг и коммерциализация. 2015. №3. С. 279-281.

3. Боровик Н. Золотой фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://profashion.ru/analytics/154255/

4. Носкова Е. Не яхта, так туфли [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. 2015. №1017

(38). Режим доступа: https://rg.ru/2015/09/29/tovari.html

5. Холявко А. Золотое дно: российский рынок переживает тяжелейший кризис в истории [электронный ресурс] /Режим доступа: https://secretmag.ru/trends/tendencies/luxury.htm

6. Россияне меньше путешествуют и тратят за границей [электронный ресурс]/ Газета «Ведомо-

сти» 2014. №3699. Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/20/roskoshnyj-krizis

Badoev Soslan Khazbievich, Candidate of Economic Sciences, associate Professor of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Zaseeva Kristina Telmanovna, student of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected]

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LUXURY RUSSIAN COMMODITY MARKET

The condition and prospects for further development of luxury goods market in Russia are analyzed in this article. The author focuses attention on the crisis of the Russian luxury goods market and possible ways out of this crisis.

Keywords: luxury, Russian buyers, volume of luxury goods sales, crisis, luxury goods market, Russia.

УДК 339 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-197-201

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Власенко аспирант кафедры менеджмента, Южно-Российский институт

Андрей управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Владимирович и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация

Статья посвящена анализу зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделено выявлению и анализу факторов, влияющих на национальную безопасность и обеспечивающих социально-экономические условия для стабильного развития и поддержки предпринимательских структур. В результате предложена система мер, способствующая обеспечению экономической безопасности на макро- и микроуровнях.

Ключевые слова: зарубежный опыт, обеспечение экономической безопасности.

В условиях усиления международной интеграции и глобализации, при одновременном усилении кризисных воздействий и нестабильности национальных экономик обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов является важным условием развития как страны в целом, так и ее предпринимательских структур. В этой связи актуализируется необходимость пересмотра эффективности системы управления экономической безопасность с учетом передового мирового опыта и поиска его новых моделей.

Учитывая, что наиболее экономически самостоятельными странами по уровню ВВП являются США - 18124,7 трл.долл., Китай - 11211,9 трл.долл., Япония - 4210,4 трл.долл., Германия -

3413,5 трл.долл., Франция - 2464,8 млрд.долл., Индия - 2288,7 млрд.долл., Италия - 1848,7 млрд.долл., Бразилия - 1534,8 млрд.долл., Канада - 1462,3 млрд.долл., Южная Корея - 1321,2 млрд.долл., Испания - 1242,4 млрд.долл., Австралия - 1200,8 млрд.долл. , то их опыт формирования механизма управления экономической безопасностью представляет особый интерес для построения отечественной системы управления.

Анализ существующих зарубежных подходов к определению экономической безопасности демонстрирует, что одновременно с теоретическим его осмыслением развивались государственные экономические стратегии и формировался механизм государственного управления. В зависимости от континента, специфики экономического развития, мировых интеграционных процессов и менталитета населения, а также приоритетов национальных интересов отличаются позиции стран в сфере обеспечения экономической безопасности.

При этом существует тесная взаимосвязь между решением проблем (нейтрализацией угроз] социально-экономического развития, повышением уровня экономического роста и консолидацией интересов всех слоев общества и экономических субъектов. В целях решения проблем возникших у стран в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (уменьшение объема ВВП, безработица, понижение уровня золотовалютных резервов, увеличение дифференциации доходов населения] и управления экономической безопасностью правительства ряда зарубежных стран предпринимают активные меры по регулированию национальной экономики.

Ключевыми правительственными органами управления, к полномочиям которых относится обеспечение экономической безопасности, сбалансированного развития промышленности, внешней и внутренней торговли, являются в США - Министерство торговли, в Японии -Министерство внешней торговли и промышленности, в Китае - Министерство промышленности и информатизации, в Великобритании - Министерство торговли и промышленности.

Интересно, что в ряде развитых стран (США, Япония, Китай] обеспечение экономической безопасности приравнивается к защите национальных интересов и национальной безопасности в приоритетных сферах жизнедеятельности граждан. Поэтому основополагающими документами, определяющими ключевые направления в этой сфере, являются стратегии или концепции национальной экономической безопасности.

Анализ стратегических документов США свидетельствует о том, что экономическая безопасность рассматривается в качестве основного элемента национальной безопасности. Причем в Стратегиях 2010 г. и 2015 г. глобализация представлена не только в качестве преимущества экономического развития, а также как угроза внутреннему экономическому росту страны и ее экономических субъектов. Кроме того, в США механизм обеспечения экономической безопасности основывался на мероприятиях, определенных в Законе о неотложных мерах и Антикризисном плане.

Относительно управления экономической безопасностью в восточных странах (Япония, Китай] стоит отметить, что изначально эти страны развивались с учетом своей специфики и закрытости от глобализационных процессов. Причем именно в Японии вопросы экономической безопасности и ее обеспечения были подняты на национальный правительственный уровень . До 2000 года в отличие от западных стран в качестве ключевых внешних угроз назывались обеспеченность энергетическими, минеральными и продовольственными ресурсами и безопасность транспортных путей. Причем внутренней экономической безопасности внимание не уделялось. Однако глобализация, усиление межнациональных взаимоотношений и мировой финансово-экономический оказали влияние на изменение парадигмы экономической безопасности в сторону проамериканской концепции, активной финансовой политики в целях сохранения платежной системы страны, совершенствование структуры экономики и защиты окружающей среды. В качестве яркого примера копирования стоит привести доктрину Кайфу, основанную на американской доктрине нового мирового порядка Дж. Буша , антикризисные меры японского правительства, программные документы высоких должностных лиц Японии.

В Китае начиная с 2013 г. политические, военные и экономические аспекты обеспечения безопасности рассматриваются в комплексе. Как отмечено в «Белой книге по вопросам обороны» к интересам, которые могут оказаться под угрозой, отнесены источники сырья и энергоресурсов, стратегические морские линии коммуникаций, права китайских граждан и организаций за рубежом . Именно вопросы внутренней экономической безопасности находятся на первом месте в данной стране.

Интересно, что в данном документе от 2015 г. описывается потенциальный противник Китая, обозначен курс на провозглашение глобализационных интересов и возможностей, а также понимается вопрос национальных экономических интересов за пределами страны. Кроме того,

С л о в о м о л о д ы м у ч е н ы м

руководством страны в качестве приоритетов обозначен курс на обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан], определена «схема» («технология»] решения этой задачи путем ускорения перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу], проведения реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ], повышение уровня открытости и улучшение жизни населения (бао миншэн] .

В Индии основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности направлены на повышение ликвидности финансово-банковской сферы, поддержку национальных производителей, экспортеров, стимулирование внутреннего потребления. Кроме того, принятие правительственного плана по снижению дефицита бюджета позволило в 2012/2013 гг. снизить дефицит бюджета до 4,1 %, изменить в 2010 гг. агентству Standart&Poors прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам до «стабильного» и осуществлять индийским компаниям зарубежные коммерческие заимствования.

Кроме опыта развитых стран, особого внимания заслуживает такие страны как Бруней и Сингапур, сумевшие за короткий период времени обеспечить экономический рост страны. Так, начиная с 2000-х годов в Брунее отличительной чертой экономической деятельности стала активизация предпринимательской деятельности государства и промышленности. Например, в 2001 году реформировано Управление экономического развития Брунея, разработана и принята стратегия социально-экономического развития «Вавасан Бруней 2035», определено несколько крупных проектов с участием государственных капиталовложений (например, в промышленности - предприятия нефтехимии и возобновляемых источников энергии, фармацевтической и пищевкусовой, в сфере услуг - информационно-коммуникационные технологии, логистика, в инфраструктуре - строительство нового порта и модернизация аэропорта], осуществляется реализация крупнейшего инвестиционного проекта с участием государства, созданы очаги индустриального развития. Кроме того, в пятилетнем плане внимание уделено развитию приоритетных видов бизнеса и, в первую очередь, информационно-коммуникационным технологиям. Причем, для сравнения стоит отметить, что на эти цели направлено 12,1 % всех ассигнований бюджета, а на образование в течение пяти лет - 13,6 %.

В Сингапуре обеспечение экономической безопасности осуществляется путем ускоренной индустриализации с ориентацией на внешний рынок и опорой на иностранный капитал. Причем ранее индустриализация осуществлялась за счет собственных финансовых ресурсов, не прибегая к крупным заимствованиям за рубежом. Однако Стратегический экономический план определил, что Сингапур по уровню ВВП на душу населения должен выйти к 2020 году на уровень Нидерландов, к 2030 году на уровень США.

Соответственно, для достижения указанных результатов в качестве приоритетных направлений определены мероприятия, направленные на развитие человеческих ресурсов, промышленность и сферу услуг, повышение международного статуса и международной конкурентоспособности, создание благоприятной среды для инноваций и экономической реконструкции, сохранение национального единства и уменьшение уязвимости страны. Кроме того, экономическая стратегия содержит мероприятия по стимулированию диверсификации национальных предприятий, повышению уровня их технологического развития и достижению статуса регионального делового центра.

В результате, превращение Сингапура в страну с высокими международными рейтингами и уровнем обеспечения экономической безопасности достигнуто благодаря реализации целенаправленной экономической стратегии правительства, ориентированной на решение внутренних проблем, повышение международного статуса страны, создание сильного и эффективного кластера предпринимательских структур, приток иностранного капитала для поднятия технологического уровня национального производства, адресную стимулирующую налоговую политику (например, ставки корпоративного налога снизились с 26 % в 1999-2000 гг. до 22 % в 2003-2004 гг., 20 % - в 2005-2007 гг.; до 18 % в 2008-2009 гг. и до 17% в 2010-2015 гг., введены налоговые льготы, созданные с 2005 года фирмы получают полное освобождение от уплаты налогов на три года и т.д.], подготовку высококвалифицированных кадров.

Аналогичное изменение приоритетных направлений внутренней политики происходит в таких странах как США, Япония, Германия, Франция, а также передовых компаниях мира, которые переходят к новой инновационной экономической политике, к экономике, способной обеспечить всеобщее качество производимой продукции на основе серьезного развития базы знаний.

Так, США увеличили расходы федерального бюджета на образование в период 2000 -2016 гг. на 50%. Хотя мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности государств по повышению уровня своей экономической безопасности, а также принятие и реализацию правительствами этих стран дополнительных антикризисных мер.

Стоит отметить, что в качестве основных форм обеспечении экономической безопасности в зарубежных странах на национальном уровне предпринимаются следующие меры :

Экономический патронат хозяйственной деятельности, в рамках которой обеспечивается поддержка ключевых товаропроизводителей и отраслей;

Экономическая кооперация, в рамках которой может происходить взаимодействие несвязанных отраслей и направлений производства (например, финансового сектора и промышленности], совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между различными отраслями, сферами деятельностями, государствами и регионами;

Экономическое противоборство, суть которого заключается в увеличении уровня конкурентоспособности, достижении и обеспечении превосходства в определенной сфере деятельности;

Экономическое регулирование внутренних процессов экономического развития страны.

Вместе с тем, в связи с усилением глобализационных процессов, возрастанием угроз экономической безопасности и увеличением разновидностей экономических преступлений повышается роль предпринимательских структур в обеспечении экономической безопасности на микроуровне . Поэтому в сложившихся условиях интересным является изучение опыта развитых зарубежных стран в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур, применении инструментария нивелирования противоправных действий, а также вопросов противодействия экономическим преступлениям.

Например, в США, во-первых, существует программа профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями, охранными и детективными бюро, благодаря которой разрабатываются программы по борьбе с преступностью и предотвращению широкого спектра угроз для бизнеса. Во-вторых, в целях обеспечения защиты общих интересов бизнес-сообщества в случае увольнения сотрудников, заслуживающих судебного преследования за совершенные экономические преступления, компании информируют бизнес-сообщество об особенностях личности и поведения этого человека. В-третьих, в компаниях создаются структуры внутренней безопасности, где работают сотрудники специальных государственных организации, или осуществляется тесное сотрудничество с государственными службами безопасности . Такой опыт США по созданию крупномасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса позволяет регулярно обмениваются информацией по наиболее актуальным вопросам бизнес-угроз для защиты американских граждан с начала 90-х гг. в рамках договоренности Государственного департамента и более 500 американских корпораций.

В Германии к компетенции Министерства внутренних дел страны относится совершенствование законодательства, регулирующего порядок проведения мероприятий по предотвращению утечки информации, составляющей коммерческую или промышленную тайн предпринимательских структур. При этом предпринимательские структуры совместно с независимыми и частными детективными и охранными агентствами активно сотрудничают с национальной службой безопасности и участвуют в создании современных структур охраны и безопасности . Созданные по инициативе и при поддержке спецслужб детективные и охранные фирмы и агентства, службы безопасности обмениваются соответствующей информацией с полицией и контрразведкой, в некоторых случаях даже выполняют совместные мероприятия по обеспечению экономической безопасности.

Во Франции активное развитие получила тенденция организации независимых частных служб экономической безопасности промышленных и коммерческих фирм и финансовых институтов, занимающихся предотвращением злоупотреблений торговой маркой, выявлением фактов недобросовестной конкуренции, промышленного шпионажа и контрразведки, обеспечением безопасности в банковской системе и т.п. Обязательным условием образования данных учреждений является то, что их учредителями могут выступать только лица имеющие гражданство Франции или Европейского союза. Бывшие сотрудники французской полиции могут взять на себя такие функции только с письменного разрешения Министра внутренних дел страны.

Относительно обеспечения внутренней безопасности предпринимательских структур, стоит отметить, что в США и в Великобритании в компаниях проводится профилактическая деятельность с сотрудниками, чье поведение вызывает подозрения на предмет неправомерного

Слово молодым ученым

поведения или наличия экономических интересов, которые могут нанести ущерб фирме. Кроме того, сотрудники компаний при приеме на работу проходят отбор, проверку и испытания для обеспечения внутренней безопасности.

В целом, следует отметить, что в зарубежных странах уделяется внимание не только декларированию общенациональных угроз и задач в сфере экономической безопасности, а также созданию благоприятных условий для развития предпринимательских структур и привлечения иностранных инвестиций. При этом значение имеет обеспечение экономической безопасности внутри промышленных и коммерческих фирм, их тесное сотрудничество с правоохранительными органами и независимыми организациями, оказывающими услуги в этой сфере. Кроме того, в современных условиях глобализации наметилась явная тенденция фокусировки внимания зарубежных стран на управлении экономической безопасностью посредством государственного регулирования экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание соответствующей институциональной структуры, организационно-методической справочной документации, определение механизма и инструментов управлению экономической безопасностью, а также привлечение заинтересованных субъектов (органы управления, бизнес-структуры, граждане] к обеспечению экономической безопасности страны являются основными критериями ее эффективности и результативности в зарубежных странах.

Литература

1. ВВП стран мира в 2016 году http://visasam.rU/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html#i-2

2. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств азитско-тихо-океанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13 (202]. С. 39-55.

3. Доктрины национальной безопасности США, Франции и Японии (2000]. [Элек тронный ресурс] Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/

Magazines/VestnikSF/2000/vestniksf117-05/vestniksf117-05030. ^т#^_14, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г.].

4. Игнатова Т.В., Рябова Т.Ф. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С. 24-28.

5. Кашин В. Второй мир: «Враждебные западные силы». [Электронный ресурс] // Ведомости. Режим доступа: http://periscope2.ru/2013/04/18/7345/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г. ].

6. Колесниченко Е.А., Гильфанов М.Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11. С. 56-62.

7. Османов Ж.Д., Моисеев П.С. Особенности обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах // Социально-экономические процессы. 2015. Т.10, №11. С. 99-104.

8. Фомин А.М. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 3(24]. С. 118-133.

9. Черкасова Т.П., Мишурина О.В. Проблемы реализации механизма обеспечения экономической безопасности России в контексте инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 255-259.

Vlasenko Audrey Vladimirovich, postgraduate student; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Push-kinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation], E-mail: [email protected]

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMING OF THE CONTROLING MECHANISM ECONOMIC SAFETY

The article is devoted to analysis of foreign experience of economic security. Special attention is paid to the identification and analysis of factors affecting national security and ensuring economic and social conditions for stable development and support of entrepreneurial structures. Consequently, the proposed system of measures that promote economic security at the macro and micro levels. Keywords: experience of foreign countries, ensuring an economic safety.

Введение

Япония - первая страна Дальнего Востока, которая ярко продемонстрировала умение приспосабливать мировой управленческий и технологический опыт к условиям азиатского общества, его национальным интересам. Главное состоит в том, что японцам удается сохранять основы своей культуры, традиционных институтов и отношений, видоизменяя их лишь в той мере, в какой этого требуют задачи повышения эффективности и конкурентоспособности страны и ее граждан в постиндустриальную эпоху и глобального развития. Особое внимание уделяется культуре управления, макроэкономического регулирования. Важным элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод (при сохранении контроля) ряда производственных мощностей за границу - в страны с емкими рынками, с более дешевой рабочей силой и благоприятными валютными курсами. Япония превратилась в крупнейшего в мире кредитора, имеет вторые в мире (после КНР) золотовалютные резервы (850 млрд. долл.).

В результате была достигнута высокая конкурентоспособность японского общества. Среди его черт: стабильность, устойчивое развитие, низкий уровень инфляции и высокая норма сбережений населения, благоприятные условия инвестирования, качественное образование и здравоохранение, высокий уровень жизни, выдающиеся показатели продолжительности жизни и др.

При территории в 378 тыс. кв. км. и населении в 127 млн. человек, на долю Японии приходится до 12% мирового промышленного производства (3-е место в мире по объёму ВВП), каждый четвертый созданный в мире автомобиль или телевизор и каждое второе торговое судно - японские. Японцы не только хорошо, но и много работают. В стране одна из самых высоких в мире продолжительность рабочего времени, составляющая 2088 часов в год (в США - 1924 часа, в ФРГ - 1655 часов), а отпуск - обычно длится не более недели.

Японцам свойственна двойственность мировоззрения: спокойная адаптация к западному образу жизни и в то же самое время защита национальных ценностей и обычаев. В результате зачастую возникает ситуация, когда внешний рисунок поведения, облик, одежда - заимствованы, а мотивация жизненных решений - традиционна. На работе и в политике внешне японец может вести себя «по-европейски», но внутренне - находится в системе традиционный ценностей. И только дома или во время путешествий, он позволяет себе в полной мере быть самим собой. В противоположность неограниченному активному началу западной культуры в Японии издревле культивируется мудрость созерцания, ведущего к постижению законов внутреннего и внешнего мира человека. Для японца добродетелью является умение человека контролировать свои чувства и не показывать их внешнему миру. Улыбка по-японски - это приятное выражение лица, скрывающие истину.

Японский пример показывает, что путь к успеху - это не отказ от своей культуры, а выбор стратегии развития, включающей приемлемое соотношение культур. Выдающийся японский гуманист Акутагава Рюноскэ писал: «Издалека в нашу страну пришли идеи Конфуция, других выдающихся китайских мыслителей и даже иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили их себе. Не то наш язык мог бы стать китайским. Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-Цзы. Будду постигла такая же судьба. Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать».

1. Национальные интересы и стратегия обеспечения национальной безопасности Японии

Японское общество на протяжении веков выработало особый тип развития, основанный на сохранении исторической преемственности. Такой подход к собственному историческому наследию, вероятно, следует искать в многовековой практике культурного взаимодействия с цивилизационными центрами, по отношению к которым Япония занимала периферийное положение (Китай, США). Соседство с ними при отсутствии прямой политической зависимости поставило перед японцами проблему сохранения самобытности в условиях массированных культурных и технических заимствований и побудило выработать практику своеобразного соединения внешних по своему происхождению нововведений с местными условиями. Все это определило своеобразный характер взаимоотношений традиций и инноваций в японском генезисе вообще. Имеет значение и то, что японское общество долгие столетия было замкнуто от внешнего мира, являлось этнически однородным.

В основе развития японского общества и его управления лежат традиции, преемственности и корпоративизма, нисходящие к конфуцианскому социально-психологическому и этическому стереотипу «ва» («равновесие», «гармония»). В управленческой культуре Японии выделяется командно-коллективистский (или корпоративно-коллективистский) принцип, опосредуемый соответствующими нормами этого общества. Традиционная система отношений стремится обеспечить участие в принятии решений максимального числа членов группы. Далее, желательно, чтобы решения принимались на основе консенсуса всех ее членов. Главная цель - согласие. Таким образом, функциональность выступает как важная черта японского патернализма.

Однако, коллективизм на Востоке неотделим от иерархии. Японская компания может быть сплоченной, но уж никак не демократичной. Приводные ремни, соединяющие руководителей и подчиненных, не разорвать. Информация следует сверху вниз и снизу вверх по вертикали в строгом соответствии с протоколом. Нельзя срезать углы и переходить дорожку. С появлением электронной почты в системе наметились послабления, однако психология единства, нежелание выделяться, по-прежнему незыблемы.

В этой связи можно упомянуть японскую концепцию «Просвещенных национальных интересов». Просвещенные национальные интересы это те, которые выражающие интересы всего общества, участвующего в их формулировании и ставящего общественные интересы выше частных или групповых интересов. Внешняя политика Японии также формируется с точки зрения национальных интересов и добрососедских отношений, в первую очередь, с государствами АТP. Концепция «просвещенных национальных интересов» как бы аккумулирует базовые ценности японского общества и предлагает неуклонно реализовывать их (преимущественно в толерантной, но настойчивой форме), как во внутренней, так и во внешней политике.

Важную роль играет система пожизненного найма, гарантирующая японцам безбедное существование в обмен на повиновение «вечно правому» большинству. 70% японцев строят свое существование на банковских кредитах и займах. Деньги за купленный дом выплачиваются полностью лишь к пенсии; больше половины общества возвращает долги всю жизнь, в случае потери работы - теряется все.

Начинает меняться менталитет японцев, особенно в крупных городах. Часть молодежи выезжает за границу на учебу, все больше предприятий нанимает смешанный персонал. Ценность группы, безусловно, сохраняет значение, но проявляется и индивидуализм. Около 2 млн. молодых людей сегодня предпочитают не связывать себя сразу на всю жизнь, а попытаться реализовать себя в разных сферах, меняя места работы - их называют «фурита» (от англ. - «свобода» и нем. - «работать»). Однако эта небольшая, обычно состоятельная прослойка, воспринимающая постмодернистские подходы к управлению и жизни, пока не велика и со временем обычно инкорпорируется в традиционную управленческую систему - ее противоречивость хорошо показана в романах Мураками.

Задачи и цели концепции обеспечения национальной безопасности Японии были разработаны и сформулированы в середине 1980г. Доктрина «комплексного обеспечения национальной безопасности» должна была обосновать, с одной стороны, многокомпонентность средств достижения национальной безопасности, а с другой - увязать национальную безопасность своей страны со всем западным миром. В отличии от всех предыдущих концепций и доктрин она была выражена в четких категориях.

В прежних доктринах безопасность страны рассматривалась лишь в контексте национальных интересов Японии, доктрину же КОНБ пронизывала идея «глобальной», «неделимой» безопасности всех стран «рыночной зоны» перед лицом угрозы со стороны Советского Союза. В этой связи в Голубой книге МИД Японии отмечалось, что «страны, имеющие общие ценности в политике и экономике, должны выработать целостную, единую и фундаментальную стратегию».

Концепция безопасности Японии складывалась под воздействием сложного переплетения целого комплекса различных факторов. К ним относились, прежде всего, правящих кругов Японии, которые рассматривали безопасность страны как своего рода производную от стабильности капиталистической системы в целом.

На позицию Японии сильное влияние оказывала высокая степень интеграции в военно-политическую систему США в Азии. Наличие военных баз и объектов, которые США имели на территории Японии, давали США весомое средство давления на правительство Японии.

Весьма важное значение имели так-же торгово-экономические связи между ними. Рост значения рынков США и других развитых капиталистических стран непосредственно был связан с глубокими изменениями в структуре японской экономики в условиях научно-технической революции.

Сильнейшая привязанность к американской экономике заставляла Японию пытаться предотвратить в введение в США протекционистских мероприятий путем уступков в политической и военной областях. Поддержка политического курса Вашингтона и удовлетворения его требований относительно наращивания военного потенциала и расширения функций Японии в совместной с США военно-стратегической системе являлись, таким образом, своего рода платой, которую Япония вынуждена была вносить в целях сохранения необходимых для нее торгово-экономических отношений с США. В то же время Япония сравнительно охотно шла на удовлетворение требований Соединенных Штатов, поскольку они в принци

Цель национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах.

Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства служат:

  • 1. камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности;
  • 2. кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз;
  • 3. институциональная концепция защиты от административных барьеров.

Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.

Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией.

В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов.

Расстановка приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Со-то. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга.

В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что обеспечение национальной экономической безопасности оказывает решающее влияние на закрепление за государством четкого места в глобальном мире, которое соответствовало бы его геостратегическим значению и потенциалу.

В Европейском Союзе (ЕС) термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС - формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах.

Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции и активной политики соседства Европейского Союза со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии и Средиземноморского региона. Тем не менее концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривать в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности.

В Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная философия экономической безопасности на практике реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны.

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.

Основными методами обеспечения безопасного развития экономики в Германии являются действия по поддержанию цивилизованного характера рыночных отношений, создание равных условий для конкуренции, недопущение монополизации в отдельных отраслях и поддержание стабильности национальной валюты.

В широком смысле, под экономической безопасностью во Франции понимается предупреждение и предотвращение экономических угроз путем представления новых схем, адаптации норм и структур международной безопасности и создания сети сотрудничества, в частности между государственным и частным секторами и между государствами.

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 г. Понятие национальной экономической безопасности во Франции трактуется как создание благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая безопасность в широком смысле обеспечивается всей совокупностью инструментов хозяйственного регулирования. С этой целью во Франции в процессе выработки и принятия экономических решений используются критерии, связанные со снижением уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономического фундамента самостоятельной внешней политики. К таким критериям относятся: устранение серьезных диспропорций в уровне экономического развития субъектов хозяйствования; недопущение чрезмерной внешней зависимости в важнейших секторах экономики: сведение к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой: обе они основываются на оценках национальных интересов и реализуются через их защиту. Под «национальными интересами» в сфере экономики понимаются народнохозяйственные интересы всего общества в целом, имеющие приоритет по отношению к другим формам общественных интересов.

Угрозы национальной экономической безопасности подразделяют на внешние и внутренние и ранжируются по степени важности и вероятности наступления, что позволяет концентрировать усилия по прогнозированию и предотвращению наиболее опасных, с точки зрения национальной экономической безопасности, рисков. При этом следует отметить, что в сфере предотвращения экономических угроз правительство традиционно опирается на частный бизнес, оказывая ему максимальную поддержку. Кроме того, в стране существует разветвленная сеть институтов, обеспечивающая эффективное взаимодействие парламента, правительства и крупного бизнеса при выработке и реализации решений, относящихся к обеспечению национальной экономической безопасности. В нее, в частности, входят такие организации как Конфедерация британской промышленности, Совет по торговле с Восточной Европой и ряд более специализированных организаций, представляющих интересы промышленников и предпринимателей.

Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля.

В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах.

В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР, а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей. При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Давая общую характеристику текущего состояния развития сектора экономической безопасности во всех рассмотренных странах, можно отдельно выделить относительно стабильные экономические системы (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Франция). Эти страны преимущественно сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан. О новых странах-членах ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия) можно сказать, что они уже завершили реформы «первого поколения» (с акцентом на реструктуризацию и переподчинение) и вышли на завершающую стадию реформ структур безопасности.

Анализ подходов к экономической безопасности государства в странах Европейского Союза убедительно свидетельствует о том, что уровень безопасности зависит от множества факторов.

В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.

экономический безопасность лизинг инвестиционный


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство