07.07.2022

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения. Привлечение иностранных инвестиций Необходимые условия привлечения иностранных инвестиций


Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

· инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

· иностранные кредиты;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

· регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

· устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

· устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

· создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

· создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург - 300 млн дол. и Нижний Новгород - 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй - Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

· регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);

· регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

Таблица 20.5


Похожая информация.


Использование иностранных инвестиций является сегодня объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Для отечественной экономики иностранные инвестиции рассматриваются как фактор ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику, крайним выражением которых является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая идеи следования принципам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из нашей страны и его импорта в Россию.
В условиях инвестиционного кризиса 1990-х гг. в России привлечение иностранных инвестиций стало задачей, от эффективности решения которой зависели ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.
Специфические условия нашей страны (обширность территории, неразвитость коммуникационной структуры, наличие устаревшего производственного аппарата, гипертрофированность военно-промышленного комплекса при отсутствии целого ряда производств, необходимых для гражданской экономики) сделали этот процесс не имеющим аналогов в мире. Приток иностранных инвестиций в Россию в абсолютном выражении значительно ниже уровня развитых стран Европы и США и находится на уровне стран Южной Америки (Бразилия, Мексика) и Австралии. Если же принять во внимание величину инвестиций на душу населения и масштаб российской экономики, то приток иностранных инвестиций за весь период экономических реформ, несмотря на его ежегодное увеличение, окажется крайне мал.
Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранных инвестиций являются прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов, имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная и отчасти химическая промышленность), обслуживают широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). Иностранные инвесторы в этом случае решают проблему сырьевого обеспечения своих стран, а также реализуют некапиталоемкие быстроокупаемые проекты, ориентированные на насыщение российского потребительского рынка. Более двух третей иностранных инвестиций в российскую экономику традиционно направляются в топливную, пищевую промышленность, телекоммуникации и коммерческую деятельность по обслуживанию рынка. Подобная ориентация ведет к усилению зависимости нашей страны от экспорта сырьевых товаров, является тормозом в структурной перестройке отечественной экономики и не способствует ее экономическому росту.
Кроме «отраслевого перекоса» налицо и территориальная неравномерность распределения ПИИ в России. Львиная их доля идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной, финансовой и информационной инфраструктурой (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, отчасти Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью ориентированных на экспорт предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Омская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Красноярский край). Можно выделить три основных центра привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры.
Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций не случайна. Она в значительной мере отражает, с одной стороны, реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда как экспортера сырьевых ресурсов и импортера иностранной высокотехнологичной продукции. С другой стороны, эта тенденция показывает, какие категории инвесторов готовы производить прямые капиталовложения в российскую экономику, невзирая на высокие риски и неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это крупнейшие ТНК, рассматривающие ПИИ в России как способ доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в российские предприятия являются для них частью глобальной инвестиционной стратегии продвижения на российский рынок своей продукции (реализуемой через создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных центров, внедрение своих стандартов), что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью капиталовложений. Во-вторых, это средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (в торговле, строительстве и сфере услуг). В-третьих, это инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Риски инвестиций в Россию для них снижаются за счет знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Иностранные компании и банки, производя инвестиции в России, преследуют следующие цели помимо вышеназванных:
. использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой - сравнительно дешевая рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья (при этом не стоит переоценивать дешевизну труда в России, во многих развивающихся странах стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированы);
. включение российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ посредством приобретения отечественных предприятий - поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;
. покупка потенциально эффективных российских предприятий по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведения маркетинговых исследований и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;
. использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах; выпуск и реализация на российском рынке устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.
Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. В соответствии с документами Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируются национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.
Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия любой организационно-правовой формы, принятой в стране, осуществлять хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами. Разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии (беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, разрешения споров между инвестором и принимающим государством в Международном арбитраже).
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях), другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, а также международными договорами РФ. Кроме того, отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, регулируются соответственно законодательством РФ о банковской деятельности и законодательством о страховании. Вложения иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной и религиозной) осуществляются в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях.
Субъекты РФ вправе принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с федеральными законами РФ. Региональные власти, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, нередко принимают весьма действенные меры в этом отношении. В той или иной форме законы (указы, постановления) об иностранных инвестициях и их стимулировании были приняты во многих регионах - субъектах РФ еще в 1993-1996 гг. (например, в Московской области, республиках Татарстан, Саха, Якутия, Мордовия и др.).
Закон об иностранных инвестициях определяет понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция».
В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денежных средств, ценных бумагиностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на интеллектуальную собственность, а также услуг и информации.
Иностранными инвесторами в РФ могут являться иностранные юридические лица, иностранные граждане, отечественные граждане, проживающие за рубежом, иностранные государства, международные организации.
Иностранные инвестиции в РФ осуществляются в следующих формах:
. в форме долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
. создания организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
. участия в приватизации;
. приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
. приобретения организаций, имущественных комплексов, прочего имущества, не запрещенного законодательством РФ;
. приобретения ценных бумаг;
. хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.
Прямая иностранная инвестиция представляет собой:
. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь образуемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;
. вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
. осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
В законодательстве РФ предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики. В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» обозначены 42 таких вида деятельности. Это, в частности, работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, боеприпасов, военной и авиационной техники, торговля ими, космическая деятельность, теле- и радиовещание, услуги связи (кроме сети Интернет), геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биоресурсов, полиграфическая деятельность. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставном капитала, доверительного управления, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с Правительством РФ, если в результате этих сделок иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в капитале стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых из недр федерального значения это требование ужесточено до 5%. Для согласования рассматриваемых сделок создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Положения этого закона не распространяются на отношения с хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 50% голосующих акций или Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, а также на отношения, урегулированные международными договорами. Таким образом, закон направлен на предотвращение обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций. Основные положения государственной политики Российской Федерации в отношении иностранных инвестиций прописаны в Законе об иностранных инвестициях. В частности, законом закреплены государственные гарантии защиты иностранных инвестиций:
. гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, в том числе право на возмещение убытков, причиненных инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;
. право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
. гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
. гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
. гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
. гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, в том числе компенсаций;
. гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, которые были ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции;
. право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
. гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
. гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
. гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации.
Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты (т. е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставном капитале не менее 100 млн руб. или 25%), стабильность законодательства РФ, в том числе налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций). Таким образом, вновь принятые федеральные законы, нормативные акты РФ и изменения к действующим актам, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора либо коммерческой организации с иностранными инвестициями, не действуют в отношении этих хозяйствующих субъектов в течение срока окупаемости проекта.
Инвестиционное законодательство РФ критикуется специалистами за его определенную декларативность. В Законе об иностранных инвестициях перечислены гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, однако отсутствует конкретный механизм реализации этих гарантий. Положения о гарантиях неизменности налогового режима для инвесторов распространяются только на определенную категорию коммерческих организаций, реализующих приоритетные проекты. Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложения иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Таким образом, в отношении инвесторов проводится неодинаковая налоговая политика по признаку объема вкладываемых средств. На практике получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных производств с суммарным объемом инвестиций больше, чем у первого, но не подпадающих под определение приоритетного инвестиционного проекта. Статус приоритетного присваивается проекту по решению Правительства РФ, которому фактически предоставлено право по своему усмотрению делегировать налоговые льготы отдельным предприятиям, причем наиболее крупным налогоплательщикам, т. е. регулировать доходную часть федерального бюджета. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС. Эта оговорка не случайна, так как именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор гарантирован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов. Важной является гарантия на возврат капитала, в том числе доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями на территории России. Таким образом, закон гарантирует беспрепятственный вывоз легального капитала из страны зарубежными инвесторами без каких-либо ограничений. Однако из этого правила могут быть исключения, как, например, во время финансового кризиса в августе 1998 г.
В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций был утвержден Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о разделе продукции). Согласно основополагающему принципу соглашений о разделе продукции, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Налоговый кодекс РФ предоставляет иностранным инвесторам специальный налоговый режим, предполагающий:
. освобождение от уплаты:
- региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего регионального или муниципального органа власти и управления,
- налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика и используемых исключительно для выполнения соглашений о разделе продукции,
- транспортного налога;
. возмещение инвестору суммы уплаченных им НДС, акцизов, единого социального налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, платежей за пользование природными ресурсами, водными объектами.
Минеральное сырье, полученное инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по соглашению о разделе продукции, является его собственностью и может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях, определенных этим соглашением, без количественных ограничений экспорта.
На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлен и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Лизинг как альтернативная форма финансирования долгосрочных инвестиций получает все большее распространение в хозяйстве современной России. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты РФ, а также хозяйствующие субъекты с участием иностранного капитала. Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, номенклатуры продукции на внутреннем и внешнем рынке, благоприятный налоговый режим, рост экономической эффективности использования передаваемого в лизинг оборудования и др. Лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, снизить риск капиталовложений, уменьшить налогооблагаемую прибыль.
В качестве меры привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ специалистами многие годы называлось создание реально функционирующих свободных (или особых) экономических зон - территорий с льготным таможенным и налоговым режимами. Закон об особых экономических зонах был принят в июле 2005 г. Особая экономическая зона (ОЭЗ) - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона). В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основными целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством РФ. Особая экономическая зона создается на 20 лет, срок ее существования продлению не подлежит. В соглашении о создании особой экономической зоны, заключаемом для каждой ОЭЗ отдельно, устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
В ОЭЗ действует таможенный режим «свободная таможенная зона», при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ. Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под этот таможенный режим, и принадлежащие резидентам ОЭЗ на момент прекращения существования особой экономической зоны, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Предусмотрены следующие налоговые льготы для резидентов особых экономических зон: снижение ставки налога на прибыль до 20% в промышленно-производственных ОЭЗ, освобождение от транспортного и земельного налогов, налога на имущество с момента постановки на учет имущества на пять-десять лет во всех ОЭЗ кроме портовых, пониженные ставки ЕСН для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. Резидентам всех ОЭЗ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах (за исключением налогообложения подакцизных товаров) на весь период существования каждой зоны.
В декабре 2008 г. действовали две ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецкой области и в Республике Татарстан, четыре зоны технико- внедренческого типа - в Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе Москвы, в Дубне (Московская область) и в Томске, семь особых зон туристско-рекреационного типа - в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Алтай и Бурятия.
Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России, постоянное изменение «правил игры». Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено главным образом на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Еще одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций - это чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений. Сложилась ситуация, когда реализация любого сравнительно крупного инвестиционного проекта требует поддержки на правительственном или региональном уровне. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставят их в зависимость от субъективных действий чиновников. Сложность масштабных иностранных инвестиций в модернизацию производства на территории России заключается также в том, что часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур и других элементов цивилизованного бизнеса.
Добиться существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки целостной государственной политики в этой области. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении должны войти стабилизация и упрощение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов; обеспечение прозрачности деятельности российских хозяйствующих субъектов; создание работоспособной структуры фондового рынка; стабилизация банковской системы; разрешение проблем страхования рисков для иностранных инвесторов.

Наибольший объем ПИИ поступает в России в промышленное производство - об этом свидетельствует как количество проектов, так и число созданных рабочих мест. Чуть меньше проектов зафиксировано в сфере маркетинга и продаж.

Рис. 1. Количество проектов, %

Рис. 2.

Таблица 1. ПИИ по видам деятельности

Вид деятельности

Рабочие места

Изменение

Промышленное производство

Продажи и маркетинг

Логистика

Тестирование и сервисное обслуживание

Обучение и тренинг

Интернет-центры обработки данных

Контактные центры

На долю промышленного производства приходится 98 % рабочих мест, созданных в проектах с привлечением ПИИ. Не вызывает сомнения то, что российские производственные мощности продолжают привлекать основное внимание инвесторов.

В 2013 году иностранные компании начали реализацию 60 проектов (в 2012 году было инициировано 62 проекта) в промышленном производстве, что составило 46,9 % от общего количества инвестиционных проектов в России. С точки зрения занятости, на трудоемкие виды деятельности в производстве пришлось 98,2 % от общего количества рабочих мест, созданных за счет ПИИ в 2013 году (по сравнению с 90,7 % в 2012 году). В среднем при реализации одного проекта в обрабатывающей промышленности в 2013 году было создано 219 рабочих мест (122 в 2012 году).

Наиболее активными инвесторами в промышленном производстве были компании из Германии, Франции и Японии. Большое количество рабочих мест создано в результате строительства заводов, особенно автомобильных и химических. Санкт-Петербург, Калужская и Нижегородская области были наиболее популярными направлениями для ПИИ.

Иностранные компании создали в этих регионах производственные площадки как для удовлетворения внутреннего спроса, так и для оптимизации поставок на зарубежные рынки.

Таблица 2. ПИИ по отраслям

Вид деятельности

Рабочие места

Изменение

Автомобилестроение

Профессиональные услуги

Химическая промышленность

Разработка программного обеспечения

Транспортные услуги

Производство компьютеров

Пищевая промышленность

Производство неметаллических минеральных продуктов

Производство машин и оборудования

Производство пластмасс и искусственного каучука

Другие отрасли

Интерес инвесторов обусловлен выгодным географическим положением, относительно низкой стоимостью рабочей силы и возможностью обеспечивать высокое качество товаров.

Автомобильная промышленность продолжает привлекать в Россию наибольшее количество проектов, финансируемых за счет ПИИ.

В 2013 году на ее долю пришлось 21,1 % от общего количества проектов и 35,9 % новых рабочих мест. Большинство проектов проводились западноевропейскими компаниями, особенно немецкими. Санкт-Петербург и Калужская область были наиболее привлекательными направлениями для инвестиций в автомобильную промышленность. Формирование в Калужской области автомобилестроительного кластера после того, как пять лет назад компания Volkswagen решила построить там завод, повлияло на нескольких автопроизводителей, которые также решили создать заводы в Калужской области. Сейчас там работают предприятия нескольких крупнейших игроков, что позволило успешно преобразовать областную промышленность.

По оценке "Эрнст энд Янг", российский рынок легковых автомобилей вырос в стоимостном выражении на 21,9 % - до 2,3 трлн рублей (77 млрд. долларов США) в 2013 году. Продажа легковых автомобилей увеличилась на 10 % - до 2,94 млн. штук, приблизившись к показателю докризисного уровня 2008 года. Это существенно отличается от ситуации на европейском рынке, на котором продажи упали до наименьшего уровня за 17 лет. Эти результаты также повлияли на количество проектов, финансируемых за счет ПИИ. В 2011 и 2013 годах инвестиции увеличились на 50 % - особенно резко выросло количество проектов, финансируемых немецкими и японскими предприятиями.

Компания Volkswagen продолжила в 2013 году инвестировать во все звенья цепочки создания добавленной стоимости. Она запустила сборочное производство с "Группой ГАЗ" в Нижнем Новгороде, а также открыла центр профессионального обучения автопроизводителей и новый офис, занимающийся вопросами маркетинга и реализации легковых автомобилей.

В 2013 году "ПСМА Рус", совместное предприятие PSA Peugeot Citroлn (70 %) и Mitsubishi Corporation (30 %), построило завод стоимостью 550 млн. евро, ориентированный на внутренний рынок. Присутствие в России крупнейших автопроизводителей способствует укреплению ее репутации в данной отрасли, а также привлечению инвестиций сервисных компаний и производителей автокомпонентов. Многие крупнейшие автопроизводители (в том числе GM-АВТОВАЗ, АВТОВАЗ-Renault-Nissan, "СОЛЛЕРС" и Ford, Toyota, Mazda, Isuzu) сотрудничают с российскими компаниями для экономии на масштабах производства и совместного ведения НИОКР. Альянс АВТОВАЗ-Renault-Nissan нацелился получить 40 %-ную долю российского рынка к 2016 году.

Химическая промышленность. В 2011 году результаты были низкими, однако в 2013 году уверенность инвесторов повысилась. В химической промышленности было запущено 14 проектов по сравнению с девятью в 2011 году. Половину проектов инициировали немецкие компании. Ожидается, что ориентированные на экспорт отрасли, такие как химическая, выиграют от присоединения России к ВТО ввиду снижения экспортных тарифов. По этой причине компании Dow Chemicals, BASF, Lanxess и ThyssenKrupp решили создать в России заводы и производственные площадки. В 2013 году ThyssenKrupp построила завод полимеров в Нальчике, на котором создано 2500 рабочих мест. Кроме того, немецкая компания Linde учредила СП с ОАО "КуйбышевАзот" для производства технологических газов.

Пищевая промышленность. В 2013 году за счет ПИИ было реализовано только шесть проектов по сравнению с 13 в 2011 году. Положителен тот факт, что начатые в 2013 году проекты являются более крупными: в среднем в рамках одного проекта в 2013 году создано 120 рабочих мест по сравнению с 64 в 2011 году. Наиболее активными инвесторами в пищевую промышленность в 2007-2011 годах были компании из США, Швейцарии и Финляндии. Их заинтересованность в инвестициях, видимо, сошла на нет в 2013 году, в течение которого они не начали ни одного нового проекта.

Производство машин и оборудования. В 2013 году сектор привлек шесть инвестиционных проектов по сравнению с 14 в 2011 году.

Несмотря на уменьшение числа проектов, среднее количество рабочих мест в рамках одного проекта увеличилось за год со 138 до 217. В 2013 году итальянская машиностроительная компания Danieli заключила договор о строительстве завода по производству оборудования для металлургической промышленности. Реализация проекта приведет к созданию дополнительного количества рабочих мест.

2. 2 Центры и регионы поступления иностранных инвестиций в экономику России

Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются в центре внимания инвесторов. Однако наряду с этим повышается роль некоторых небольших городов (например, Калуги и Нижнего Новгорода) - объем привлекаемых ими инвестиций неуклонно растет.

ПИИ преимущественно сконцентрированы на западе России: совокупная доля Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Нижнего Новгорода составляет 48,6 % от общего количества проектов, запущенных в период с 2007 по 2013 год.

Их привлекательность обусловлена размером местного рынка и концентрацией необходимой бизнес-инфраструктуры.

Москва - наиболее популярное направление для инвестиций в России. В период с 2007 по 2013 год на долю Москвы пришлось 29,8 % от общего количества проектов и 5,5 % рабочих мест, созданных в России за счет ПИИ.

Большая часть инвестиций была направлена в сектор услуг, в том числе профессиональных, финансовых, а также на разработку программного обеспечения. Наличие развитой деловой среды, опытных и высококвалифицированных специалистов, необходимой инфраструктуры определяет выбор инвесторов в отношении Москвы.

В 2013 году тремя крупнейшими иностранными инвесторами были США, Германия и Франция. Большая часть инвестиций направлялась на открытие офисов, занимающихся маркетингом и организацией продаж.

В 2013 году свои центры в Москве создали компании Citigroup, WPP Group и Volkswagen.

Следует отметить, что в Москве проживает больше миллиардеров, чем в любом другом городе мира.

Численность населения Москвы превышает 10 млн. человек. В городе расположено большое количество государственных организаций, что делает его привлекательным с точки зрения ведения бизнеса. Кроме того, хорошие условия жизни, развитая инфраструктура и высокая заработная плата привлекают в Москву множество мигрантов. Подготовка России к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 открывает значительные инвестиционные возможности в этом городе.

Санкт-Петербург - второй по инвестиционной привлекательности город России.

В период с 2007 по 2013 год в Санкт-Петербурге инициировано 11,3 % от общего количества проектов, финансируемых за счет ПИИ, в рамках которых создано 15 % от общего числа рабочих мест. Крупнейшими инвесторами являются западноевропейские и американские компании, которые инвестировали в сектор услуг и промышленное производство. Ввиду близости Санкт-Петербурга к европейскому и азиатскому рынкам многие автопроизводители, в том числе Toyota, Fiat, Hyundai и General Motors, создали здесь сборочные и производственные предприятия.

Инвестиционная политика муниципальных властей направлена на стимулирование прямых иностранных инвестиций в автомобиле -строение, транспорт, логистику и фармацевтику. Поскольку Санкт-Петербург - крупнейший российский порт, через который проходит 65 % экспорта, он обладает необходимыми условиями для того, чтобы стать важнейшим транспортно-логистическим узлом. Реализация таких крупных региональных проектов, как реконструкция аэропорта "Пулково" и строительство платной автомагистрали "Западный скоростной диаметр", открывают огромные инвестиционные возможности в данном секторе. Помимо этого, интерес к фармацевтической промышленности проявляют такие международные компании, как AstraZeneca.

В 2011 году она открыла в Санкт-Петербурге Центр по биоинформатике и прогностической медицине в целях содействия развитию инноваций в области здравоохранения.

В последнее время инвесторы с осторожностью осуществляют капиталовложения в Санкт-Петербурге. В 2011-2013 годах количество проектов в этом городе сократилось на 31,3 %, а созданных новых рабочих мест - на 70,9 %.

Это произошло потому, что инвесторы настороженно восприняли реорганизацию городской администрации, в результате чего планировавшиеся долгосрочные проекты были отложены.

Правительство недавно обнародовало план создания агентства содействия инвестициям в целях повышения привлекательности города для иностранных и отечественных инвесторов. Данная мера способна возродить интерес к региону.

Нижегородская область. В 2013 году в Нижнем Новгороде стартовало девять проектов по сравнению с двумя в 2012 году, что обеспечило создание 1780 рабочих мест.

Большинство проектов реализуется в сфере промышленного производства (66,7 %), однако несколько компаний инвестировали в создание офисов, занимающихся маркетингом и организацией продаж (22,2 %). Компания Danieli планирует строительство завода по производству оборудования для металлургической промышленности: ожидается, что первый этап строительства, который начался в мае 2013 года, увеличит производственные мощности области. В 2012 году к реализации проектов в Нижегородской области приступили компании IBM и Heineken. Основу инвестиционной привлекательности области составляют богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение. Кроме того, региональные органы управления предлагают инвесторам налоговые и иные льготы. Однако тарифной политике региона не хватает последовательности.

Калужская область. Калуга - небольшой провинциальный город, однако Калужская область превратилась в третий по инвестиционной привлекательности российский регион.

В период с 2007 по 2012 год на ее долю пришлось 5,1 % от общего количества инвестиционных проектов, которые привели к созданию 9420 рабочих мест. В 2012 году, несмотря на то что в Калужской области было запущено только семь проектов (11 в 2011 году), количество новых рабочих мест выросло на 56,5 % по сравнению с 2011 годом. В 2012 году в рамках одного проекта в среднем создавалось 309 рабочих мест, в 2011 году - 125. Большинство проектов было инициировано западноевропейскими компаниями в сфере промышленного производства. Инвестиционной привлекательности Калужской области способствует ее выгодное положение в центральной России, близость к Москве, надежность транспортного сообщения, а также наличие индустриальных и технологических парков.

Следует отметить, что иностранные инвесторы проявляют интерес к таким городам, как Воронеж. С 2008 года в Воронежской области запущено 15 проектов, финансируемых за счет ПИИ и преимущественно связанных с промышленным производством.

Иностранных инвесторов привлекает выгодное географическое положение на относительно небольшом расстоянии от Москвы и вблизи границы с Украиной. В 2012 году в экономику Воронежской области инвестировали такие компании, как Pirelli и IBM.

АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения

Ухудшение внутренней инвестиционной политики в странах СНГ, включая Россию, породило надежды на привлечение капиталов из других стран. Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом. Инвестиционный климат - ϶ᴛᴏ ожидаемое соотношение доходности в данной стране или регионе от инвестиций в определœенную отрасль народного хозяйства и их риска по сравнению с другими странами или сферами вложения капитала. Обычно инвестиционный климат, характеризующий приток иностранных инвестиций в различные страны, оценивается по нескольким направлениям.

На первом месте в качестве определяющего выдвигается политическая и экономическая стабильность в данной стране, которая включает наличие стабильного хозяйственного законодательства; механизма исполнения законов и контрактов; гарантий защиты собственности; а также размеры распространения организованной преступности и коррупций.

На втором месте находится устойчивость национальной валюты, включая уровень инфляции, гарантии ее превращения в свободную конвертируемую валюту, возможности вывоза полученных доходов и прибылей в процессе производственной деятельности в другие страны, соответствие учета международным стандартам.

На третьем месте – наличие рабочей силы, ее качество, квалификация и дисциплинированность, а также уровень оплаты. Сочетание этих характеристик рабочей силы с низкими затратами на ее использование позволяет создать конкурентоспособную продукцию на базе современных технологий.

На четвертом месте – налоговая система, и прежде всœего уровень ставок налогов на прибыль, а также норма амортизации, возможности приобретения недвижимости и т. д.

В современных условиях зарубежные эксперты, оценивая инвестиционную привлекательность развивающихся стран, называют 10 важнейших факторов, которые обеспечивают иностранным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать свои капиталы в экономику этих стран:

· темпы экономического роста (прирост ВВП);

· политическая стабильность (опасность переворотов, уровень преступности, гражданские конфликты);

· размеры рынка – произведение численности населœения на душевое производство ВВП;

· зависимость от иностранной помощи и способность к самостоятельному развитию;

· внешний долг (в % к ВВП);

· конвертируемость валюты и возможность вывоза прибылей;

· темп инфляции и стабильность валюты;

· уровень внутренних накоплений (в % к ВВП);

· уровень развития инфраструктуры (транспорт, связь, информация);

· правовая защита (процедура аренды и приобретения имущества, регистрации и страхования бизнеса, стабильность налогов, ограничения на изменение цен и т. д.).

Основные направления привлечения иностранных инвестиций.Говоря о привлечении иностранных инвестиций, крайне важно иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают.

Интересы России направлены на решение следующих базовых положений:

1. Восстановление и обновление своего производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий.

2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачественными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта.

3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции.

Интересы иностранных инвесторов:

1. Получение прибыли за счёт освоения обширного внутреннего рынка России.

2. Развитие производства на базе богатых природных ресурсов.

3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала.

В результате перед нашим государством стоит весьма сложная задача: с одной стороны, крайне важно привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определœенные стимулы; с другой – требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целœей государства.

В странах СНГ функционирование иностранных инвесторов можно подразделить на четыре группы.

Первая группа – международные экономические организации. Οʜᴎ включают Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР). Так, Всемирный банк предоставляет кредиты на льготных условиях на 35 лет правительствам, местным органам власти и надежным банкам стран, где ВВП на душу населœения ниже $865 в год.

Вторая группа – транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают как стратегические инвесторы. Οʜᴎ создают в странах СНГ свои предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями (ПИИ) и смешанные предприятия (СП). Так, швейцарско-шведская корпорация АББ наладила в России выпуск экономичных турбин. Зарубежные инвесторы, купив контрольный пакет акций, реконструировали российские бумажные комбинаты в Сегеже, Котласе и других городах.

Третья группа – финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Οʜᴎ приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. При этом высокая доля портфельных инвесторов (портфельные инвестиции - ϶ᴛᴏ покупка ценных бумаг без права участия в управлении фирмой) с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок, как это было с ГКО, в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев, следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.

Четвертая группа – малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и в связи с этим ориентируется на торговые и посреднические операции. Этот сектор нуждается в особом контроле. В ряде случаев он представлен иностранными фирмами с сомнительной репутацией. Так, по данным международной конференции ʼʼБизнес и безопасностьʼʼ (1997 ᴦ.), среди иностранных компаний, которые стремятся на российский рынок, всœего 15 % бывают признаны вполне надежными, 44 находятся в тяжелом финансовом положении, 22 – банкроты, 19 % имеют криминальный характер.

В результате можно сделать вывод, что России нужны не всякие инвестиции, а лишь такие, которые позволяют привлекать современные новые технологии, не выпускаемое в СНГ оборудование и комплектующие изделия. При этом крайне важно учитывать, во-первых, характер вкладываемого капитала; во-вторых, в какие отрасли и регионы он направляется; в-третьих, условия инвестирования, включающие принципы распределœения прибыли при создании совместных предприятий, процентные ставки по кредитам, сроки вложения капиталов, создание новых рабочих мест.

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения" 2017, 2018.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство