07.09.2020

Создание прямых и косвенных налогов. Налоговая система в России XVII-XIX веков В 17 веке от уплаты налогов освобождались


Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства1.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности - прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцатиколлегий-министерств - четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В конце XVII - начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился АКЦИЗ. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушную подать и подоходный налог. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.

В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.

С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения, появляется новая окладная единица двор, которая почти до начала XVIII в. служила основой податной системы. Однако уже с начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблема пополнения бюджета. С начала предпринята была попытка увеличения сбора уже существующих и введения новых сборов. При Петре I введен даже институт прибыльщиков, основная цель которых была придумывать новые источники пополнения бюджета. На поддержание армии и флота введены были новые налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные. Уже начиная с 1704г. вводились сборы: поземельный, по мерный и весовой, хомутейный, шапочный, сапожный, подужный, с извозчиков, посаженный, покосовщинный, пчельный, банный, мельничный и другие. Податная реформа Петра I представляла собой смену системы прямого обложения, переход от подворного обложения к подушному. В ходе реформы произошла замена единицы обложения двор на единицу обложения душа мужского пола, с введением единого подушного налога взамен множества мелких подворных налогов, произошло изменение порядка сбора налогов. В соответствии с Именным указом от 26 июня 1724 установлено: «С каждого мужского пола души, которые по нынешней переписке и по свидетельству штап-офицеров явились, земскому комиссару велено собирать на год по семидесят по четыре копейки, а на треть года - на первую и вторую - по двадцати по пяти, а на третью - по двадцати по четыре копейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить не повинны». Платежи были определены в три срока первая треть - в январе и в феврале, вторую - в марте и в апреле, третью - в октябре и в ноябре месяцах. Следует отметить, что помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать. С сельского населения подушная подать не только высчитывалась в сметах по количеству душ мужского пола, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам. Оценка итогов реформы не однозначна. Но в целом следует отметить, что в ходе реформы налогообложения введен единый денежный налог - подушная подать, унифицирована финансовая система в челом и в частности налогообложение, расширен круг налогоплательщиков, по мнению Е.В. Анисимовой: одним из важнейших социальных последствий податной реформы является правовое и податное оформление категорий государственных крестьян. Переход к подушной подати потребовало включение в тягло всех категорий крестьянского и посадского населения, которые до введения подушной подати освобождались от налога. Однако в то же время население не могло в полной мере нести тяжести обложения в связи с чем общий размер подати уменьшался 1725, 1727-1728, 1730 гг., а при Екатерине II общий размер составлял 70 копеек с души.

Отмена крепостного права дала толчок к развитию податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861г. провозглашали отмену крепостной зависимости, предоставляли крестьянам права на земельный надел и проведение выкупного платежа за земельный надел. Манифестом 19 февраля 1861г. решались вопросы определения статуса крестьян как свободных участников правоотношений, возможности получения в собственность земли, реформы земской системы. В основу выкупных платежей была положена сумма оброка, включающая в себя плату за землю и за труд крестьян.

С 1867г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

В соответствии с Указом об устройстве крестьян Царства Польского от 19 февраля 1864г., крестьяне помимо существующих податей обязывались уплачивать в казну поземельный налог.

В соответствии с Общим положением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать, 2) сбор на обеспечения продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.

Натуральные повинности, которые должны были нести крестьяне делились на натуральные и денежные.

К числу мирских сборов относились: содержание лиц мирского управления, устройство и содержание больниц, богаделен, училищ и учителей.

В ходе проводимых реформ в податной системе России происходит становление и выделение земельного налога, которое происходит в 1875г. Он был установлен в 1875г. После реформы земского обложения. Обложению подлежали все земли, подпадающие под обложение земскими сборами, за исключением государственных земель. Взимался налог по раскладочному принципу. Общая сумма земельного налога, подлежащая уплате губернией, определялась путем умножения ставки налога на общее число десятин удобной земли и леса в губернии. Затем исчисленная сумма губернским земским собранием распределялась на уезды по количеству и доходности земель. А те в свою очередь распределяли и по сельским общинам, которые в свою очередь распределяли их на непосредственных плательщиках.

С 1865г. Подушной подати с неспособных к работе дворовых людей приписанных волостям не взимались. По Постановлению Государственного Совета (17 ноября 1869г.) отменена круговая порука по прямым податям для селений, где числится менее 40 ревизских душ, а 1875г. эти малолюдные общества освобождались от платежа подушной подати за умерших, за поступивши в военную службу, а также за неспособных к работе по увечью, дряхлости и болезни. Вопрос о замене подушной подати стал предметом активного обсуждения. Важным этапом в обсуждении явилось создание податной комиссии 1869г. 10 июня 1870г. проект Положения Комитета министров, о замене подушной подати поземельным и подворным налогами были переданы на обсуждение земских собраний. Большинство земских собраний отклонили этот проект, сочтя нерациональным переложение податей с душ на имущество тех же плательщиков. Но реально к вопросу о реформе подушной подати правительство возвращается в 1879г.

Ускорившийся после 1861г. рост промышленности и развитие капиталистических отношений подталкивали правительство на проведение экономических реформ. Податная система со своими архаическими принципами препятствовала этому.

14 мая 1885г. по высочайшему Указу проведена замена подушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, за исключением районов Сибири. Затем 19 января 1898г. в Сибири отменялись: подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание. Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли - поземельная подать. Законом 23 июня 1899г. изменялся порядок применения круговой поруки. Оно наступало в случае безуспешности использования всех допустимых мер взыскания, принятых в отношении отдельных домохозяйств и невозможностью покрыть недобор из имеющихся свободных от определенного назначения мирских денег. Круговая порука была отменена в России Высочайшим утверждением 12 марта 1903г.

Прямые налоги.

Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Когда русские войска успешно выдержали «стояние на Угре» и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро – монголам «выход». А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену «выходу» пришел прямой налог в русскую казну – «данные деньги». Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

Черносошные крестьяне – категория тяглых людей в России в XVI–XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.

Посадские люди – сословие средневековой (феодальной) России, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные – для литья пушек, полоняничные – для выкупа ратных людей, засечные – для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать – на создание регулярной армии и т.д. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Косвенные налоги

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Винные откупы были введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII веке – XIX веке. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налогов госбюджета. Винные откупа, система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частным предпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранее оговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах. Особое развитие получили в 18 в. Массовое введение Винного откупа последовало за указом 1765. В 1765–67 были распространены по всей стране (кроме Сибири). Отдача на откуп (сроком на 4 года) вначале оформлялась по отдельным. питейным заведениям, позднее по уездам и губерниям (система Винные откупа до начала 19 в. не распространялась на ряд западных, северо-западных, юго-западных губерний и Царство Польское, где право торговли вином сохраняли помещики и города). С 18 в. Винные откупа явились одним из источников так называемого первоначального накопления капитала. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций. Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV–XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»http://works.tarefer.ru/61/100154/index.html - _ftn6.Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

Западничество
Это явление не испытывало недостатка внимания от историков. Исследова­тельский материал, посвящённый западничеству в тех или иных его формах - огромен, и в своей большей части откровенно пристрастен, хвалебно-комплиментарен и необъективен. На деле же - современное положение России во многом является ре­зул...

Влияние монголо-татарского ига на развитие русских земель.
Частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства, как сказал Карамзин: «Москва обязана своим величием ханам!». Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти великого князя. В то же время не отрицали влияние разорительных походов татаро - монгол на русские земли, взимание...

Трагедия 2-й Ударной
Между тем 2-я Ударная армия предпринимала в эти дни отчаянные попытки вырваться из мешка. 4 июня 1942 года. 00 часов 45 минут. Ударим с рубежа Полисть в 20 часов 4 июня. Действий войск 59-ой армии с востока не слышим, нет дальнего действия арт.огня. Власов». Прорыв этот не удался. Более того. Смяв по...

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

Реферат по дисциплине

« Денежно-кредитная и финансовая системы »:

« Налоговая система России в 10-17 веках »

Выполнил :

студент группы ФК 1-6

Липартелиани Д.Г.

Научный руководитель:

Чадина Е.В.

Москва 2011

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

История налогообложения в России - сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция - периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция - постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату - росту косвенного обложения.

Третья тенденция - постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».

К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 году ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 году переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 году проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России - «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название - «стрелецкие деньги».

С конца XVI века в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 году подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 году, а в 1613 году приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сборов и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672-1682 годам. В 1679 году царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.).

Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722-1724 годы), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу.

Введенная в 1724 году подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов с 21 до 13%.

Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменен он был только после Февральской революции 1917 году. Естественно, что этот вид налогообложения не оставался неизменным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), то позднее, с XVIII века, он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов - поголовным, для якутов - взимавшимся в соответствии с количеством скота.

На протяжении второй половины XVIII-начала XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:

    введение налогообложения имущества (фабрик и заводов - по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);

    введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) - начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось.

Список используемой литературы:

    http://ru.wikipedia.org

    Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2010 г.

    Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2008 г

История развития налогов и налогообложения в Средние века (V--XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов -- баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» -- помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом -- Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение -- акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV -- первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог -- капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов -- городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля -- судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги -- акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики -- богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию -- с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII--XVIII вв. -- конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX--XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой -- это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX--XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы Европейского союза.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство