03.12.2021

Начало экономической реформы е т гайдара. Реформы Егора Гайдара: зачем они были нужны . В какой ситуации находилась страна до реформ


6 ноября 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой отсчета экономических реформ в России. Власть поставила перед собой задачу в как можно более быстрый срок избавить страну от коммунистического прошлого. Сделать это без радикальных перемен в экономике, много лет существовавшей в виде планового хозяйства, было нельзя.

Реформы Гайдара послужили рычагом, создавшим в России свободный рынок. Правительство того периода провело либерализацию розничных цен, реорганизовало налоговую систему, создало новую систему внешней торговли. Все эти резкие перемены были скоро были названы «шоковой терапией».

Либерализация цен

28 октября 1991 года, за несколько дней до назначения Егора Гайдара заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической политики, президент России Борис Ельцин выступил с программной речью на Съезде народных депутатов РСФСР. Глава государства объявил о необходимости Именно она была важнейшим признаком классической рыночной экономики. Инициатива президента была принята делегатами съезда практически единогласно.

Начало экономической реформы Гайдара должно было осуществиться в как можно более сжатые сроки. Планировалось, что о либерализации будет объявлено уже 1 декабря. Этому воспротивились союзные республики, которые все еще имели с Россией единую рублевую зону. Реформы Гайдара запомнились соотечественникам по фамилии этого экономиста не просто так. Хотя новые законопроекты перед парламентом защищал Борис Ельцин, пользовавшийся своими президентскими полномочиями, разработка всех проектов лежала на плечах Егора Тимуровича и его команды.

Фактическое начало экономической реформы Гайдара наступило 2 января 1992 года, когда был принят указ президента «О мерах по либерализации цен». Перемены дали о себе знать мгновенно. Государство прекратило регулировать 80 % оптовых цен и 90 % розничных. Федеральная власть временно сохранила за собой контроль только над социально значимыми потребительскими товарами: молоком, хлебом и т. д. Эта оговорка была принята не зря. Экономическая реформа Гайдара осуществлялась в условиях общественной турбулентности, когда население осталось с пустыми руками после кризиса плановой системы и краха советского строя.

Программа Гайдара

Готовя свою программу, правительство исходило из той точки зрения, что у России нет никакого «особенного пути», и ей необходимо перенять все основные черты западных рыночных экономик. До конца 1991 года еще было непонятно, какую повестку изберет российская власть. Свои проекты предлагали разные политики и экономисты: Явлинский, Шаталин, Сабуров, Абалкин и т. д.

В итоге «победила» все-таки программа Гайдара. Она была не только экономической. Реформы должны были посредством строительства рыночных отношений сформировать в стране новую национальную государственность, место которой пустовало после крушения коммунизма. Свои идеи Егор Гайдар изложил в документах “Ближайшие экономические перспективы России” и “Стратегия России в переходный период”. Согласно этим проектам, реформы проводились на основе принципов приватизации, либерализации и финансовой стабилизации.

Команда Гайдара определила три основные проблемы, которые молодое государство унаследовало от Советского Союза. Это были инфляционный, платежный и системный кризисы. Последний из них заключался в том, что органы государственной власти утратили собственную способность регулировать поток ресурсов.

Планировалось в первую очередь реструктурировать и существенно повысить общий уровень, как это в Польше в свое время сделало правительство Раковского. Гайдар считал, что в таком случае в стране на первых порах около полугода будет сохраняться инфляция. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Подсчеты показали власти, что еще полгода кризиса страна просто не выдержит. Поэтому было решено начинать радикальную либерализацию сразу же. Время показало, что ни тот, ни другой путь не сулили экономике ничего хорошего.

Коллапс экономики

Либерализация цен привела к множеству негативных последствий, которые были неизбежны при таком форсированном темпе перемен в экономике. Новый порядок на рынке шел в разрез с монетарной политикой - уже летом 1992 года отечественные предприятия лишились оборотных средств. Весной Центробанк стал выдавать большое количество кредитов промышленности, аграриям, бывшим советским республикам и т. д. Делалось это для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако вместе с тем произошел колоссальный скачок инфляции. За 1992 год она достигла уровня в 2 500 %.

Коллапс произошел по нескольким причинам. В первую очередь катастрофа разразилась из-за того, что до либерализации цен не была проведена замена денег, которая избавила бы страну от устаревших советских рублей. Новая валюта появилась только в 1993 году, когда экономическая реформа Гайдара уже была закончена, а сам он ушел из Правительства.

Гиперинфляция оставила без средств к существованию значительную часть населения России. В середине 90-х доля малообеспеченных граждан составляла 45 %. Обесценились советские вклады населения в Сбербанке, потерявшие свою покупательскую способность. Правительство винило в произошедшем кризисе Верховный Совет, который вынуждал его проводить дополнительную эмиссию валюты.

Выпуск дополнительной денежной массы стал практиковаться еще в последние советские годы, когда государство с ее помощью финансировало внутренние расходы. Когда начались реформы Гайдара, эта система окончательно разрушилась. Бывшие расплачивались с российскими предприятиями теми же рублями, что только еще больше нагнетало кризис. Летом 1992 года в качестве контрмеры были созданы специальные безналичные с помощью которых стали вестись расчеты с остальными странами СНГ.

Парламент против Правительства

Экономические радикальные реформы Гайдара с самого начала подвергались жесткой критике народных депутатов. Как известно, 6 апреля они открыли свой VI съезд. К этому времени власть получила достаточно сплоченную оппозицию, основу которой составляли аграрные и промышленные лоббисты, недовольные сокращением государственного финансирования.

На одном из своих заседаний съезд принял постановление, в котором были сформулированы основные претензии к политике Правительства. Реформы Е. Т. Гайдара были названы причиной целого ряда экономических проблем: падения уровня жизни населения, разрушения прежних хозяйственных связей, производственного спада, нехватки денег и т. д. В целом отмечалась неспособность Правительства держать ситуацию в стране под контролем. Депутаты считали, что реформы Гайдара проводились без оглядки на мнение общества и владельцев предприятий. В постановлении делегаты съезда предлагали президенту изменить экономический курс с учетом всех их предложений и оговорок.

В ответ на атаку депутатов Правительство вместе с Гайдаром передало Борису Ельцину заявление о своей отставке. В прилагаемом отчете министры раскритиковали предложения съезда, отмечая, что если власть пойдет этим курсом, то государственные издержки вырастут до отметки выше триллиона рублей, а инфляция достигнет порога в 400 % в месяц.

Отставка не была принята, но Ельцин все-таки пошел на уступки депутатам. Он ввел в Правительство новых людей - так называемых «красных директоров», лоббировавших интересы собственников крупных предприятий, получивших свои должности в советские годы. В этой когорте были Георгий Хижу и Владимир Черномырдин.

Затем последовали попытки стабилизировать финансовую ситуацию. Для этого Правительство сократило государственные расходы, а также ввело новые налоги. В мае 1992 года инфляция несколько снизилась. Было выполнено еще одно требование Верховного Совета - значительно смягчилась денежная политика. Также Правительство выделило 600 миллиардов рублей на выплату задолженностей перед шахтерами и другими бастующими рабочими крупных предприятий

В июле произошли перестановки в руководстве Центрального банка. Новый глава Виктор Геращенко, уже занимавший эту должность в Советском Союзе, выступал против реформы Е. Гайдара, предполагавшей сокращение расходов. Во второй половине 1992 года объем кредитования ЦБ вырос уже в 3 раза. К октябрю дефицит бюджета сократился на 4 % ВВП по сравнению с августовскими показателями.

Начало приватизации

В июне 1992 года Егор Гайдар стал председателем Правительства. Тем же летом в России началась приватизация. Реформаторы хотели осуществить ее как можно быстрее. В Правительстве считали, что России необходимо появление класса собственников, который стал бы опорой и поддержкой экономической политики государства. Приватизация предприятий проходила в условиях, когда заводы и фабрики фактически обанкротились. Предприятия продавались за бесценок. Покупки приняли лавинообразный характер. Из-за многочисленных дырок в законодательстве сделки совершались с нарушениями и злоупотреблениями.

Когда реформы Е. Т. Гайдара уже закончились, в середине 90-х в России прошли залоговые аукционы, на которых самые крупные и важные предприятия страны перешли в руки новых собственников по многократно заниженным ценам. В результате этих сделок появился новый класс олигархов, что привело к еще большей социальной пропасти между богатыми и бедными.

Сторонники реформы правительства Гайдара и приватизации считали, что необходимо как можно быстрее отказаться от старой советской системы народного хозяйства с чрезмерной монополизацией и централизацией. Форсированные темпы продаж привели к многочисленным перегибам и ошибкам. Согласно социологическим опросам, около 80 % населения России считает результаты приватизации нелегитимными.

Ваучеры

Для массовой приватизации был введен ваучер - приватизационный чек, который предназначался для обмена на активы в государственных предприятиях. Его передавали в частные руки. Планировалось, что с помощью этого инструмента муниципальные предприятия перейдут в частную собственность.

Всего было напечатано около 146 миллионов ваучеров. Граждане, получившие чек, могли использовать бумагу для подписки на акции целого предприятия или для участия в аукционе. Также бумагу можно было продать. Жители страны не могли участвовать в приватизации напрямую. Им нужно было акционировать свои предприятия или передать ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Всего было создано более 600 таких организаций.

Практика показала, что приватизационные чеки на деле стали объектами спекуляции. Многие владельцы этих бумаг продавали их коммерсантам с сомнительной репутацией или инвестировали в ЧИФы, надеясь получить значительные дивиденды. В результате такой практики реальная стоимость бумаг быстро падала. В таких условиях население стало стремиться поскорее избавиться от ваучеров. В основном они оседали в руках теневых торговцев, спекулянтов, чиновников и администрации самих предприятий.

Из-за своей поспешности приватизация (название экономической реформы Гайдара) проходила в условиях либерализации цен, когда стоимость ваучерного фонда стала в десятки раз меньше реальной стоимости предприятий. Согласно подсчетам, спекулянты смогли купить 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 миллиардов долларов. Однако на самом деле они оценивались в 200 миллиардов долларов. Это был так называемый «дикий капитализм», который позволил 10 % населения установить контроль над национальным достоянием. Основной доход приносил экспорт газа, нефти и цветных металлов. Предприятия с новыми хозяевами не только не возвращали прибыль российской экономике. Они не шли даже на погашение стремительно возрастающего внешнего долга государства.

Аграрная политика

В 1992 году начало реформ Гайдара ознаменовалось еще и переменами в деревне. Важную роль в аграрной экономике стали играть новые формы хозяйств. Появились закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Всего они составляли около 2/3 аграрного сектора экономики. Кризис сильно ударил по всем этим новым хозяйствам. Не хватало сельхозтехники, автомашин, минеральных удобрений и т. д.

Правительство приняло программу по ликвидации пережитков советской системы - совхозов и колхозов. В марте 1992 года в России было примерно 60 тысяч индивидуальных хозяйств фермерского типа. К осени их количество увеличилось в пять раз. Однако из-за недостатка техники они все равно не смогли обеспечить страну достаточным количеством урожая. Регресс привел к тому, что к середине 90-х производство упало на 70 % по сравнению с последним советским сезоном. Фермер не смог накормить Россию, а все из-за значительного повышения цен на реагенты, технику и т. д.

Оборонно-промышленный комплекс

В 1992 году государство резко сократило закупки вооружения. В советскую эпоху ВПК стал слишком раздутым. На него тратилась львиная доля бюджета. В условиях экономического кризиса государство просто не смогло обеспечить работой большую часть предприятий, что привело к их банкротству и продаже в третьи руки.

Особенно острой стала проблема с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Порядок финансирования этого комплекса был разрушен, из-за чего высококвалифицированные коллективы распались и остались без работы. Именно тогда началась так называемая «утечка мозгов» - эмиграция ученых, инженеров, конструкторов и т. д. Они массово уезжали в западные страны в поисках лучшей доли, пока их предприятия простаивали без дела.

Правительство, реформируя ОПК, допустило несколько серьезных ошибок: не стало приступать к реструктуризации или переводу в резерв заводов. Некоторые специалисты отмечают, что власть поступила неправильно, когда сняла ограничение на импорт потребительских товаров, что оставило предприятия без ниши на рынке.

Отставка Гайдара

В декабре 1992 года Егор Гайдар подал в отставку с должности председателя Правительства. Его уход стал компромиссом в отношениях Верховного Совета и президента России. Предполагалось, что договоренность позволит безболезненно провести референдум о новой конституции. Однако в депутаты отказались выполнять свои обязательства, что привело к конфликту Правительства и президента. Он закончился октябрьскими событиями, когда Москва пережила несколько дней уличных боев.

В ту кризисную осень Гайдар еще раз вернулся в Правительство и стал там первым заместителем председателя, а также министром экономики. Окончательно высшие руководящие посты он покинул 20 января 1994 года. К этому времени все основные экономические реформы Е. Гайдара уже были проведены, и страна жила в новой экономической действительности.

Положительные итоги реформ

Еще в декабре 1992 года, накануне первой отставки, он подвел итоги своей работы. Глава Правительства на VII съезде народных депутатов подчеркнул главные успехи власти. Была реорганизована налоговая система, началась приватизация и аграрная реформа (реорганизация совхозов и колхозов), реструктуризирован ТЭК, созданы нефтяные компании, сократились расходы на закупку боеприпасов и военной техники.

Министр экономики и коллега Гайдара Андрей Нечаев называл и другие важнейшие шаги Правительства в кризисный период. Помимо уже вышеописанной либерализации цен, государство разрешило свободную торговлю, урегулировало внешние долги с помощью открытия кредитных линий на Западе. Реформа Гайдара 1992 года позволила сократить дефицит бюджета. Важные налоговые нововведения заключались в появлении налогов на нефтяную добычу. Осталась в прошлом плановая система экономики. Государство стало прибегать к госзаказам. В области инвестиций ключевым стали взаимоотношения власти и частных предпринимателей. По-новому была выстроена торговля с бывшими союзными республиками - она перешла на мировые цены и рыночные основы.

Е. Т. Гайдар, экономические реформы которого привели к перестройке всех финансовых отношений, выступал за установление коммерческих принципов в экспорте вооружений для армии. Важным нововведением стало принятие закона о банкротстве. С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании, а также биржи, которых не могло быть в СССР.

«Шоковая терапия»

После распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье, которого еще не было в истории человечества. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. еще ни одна страна в мире не проводила над собой такого вынужденного эксперимента. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков.

Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы - новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования.

Экономическая реформа правительства Е. Гайдара (переход от социалистической экономики к рыночной) началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно - систему приходилось менять в авральных условиях.

· отпуск цен

· введение свободной торговли

· развитие предпринимательства

· приватизация (передача государственной собственности в частные руки-осенью 1992г. граждане страны получали приватизационные чеки- ваучеры , которые давали право на приобретение акций предприятий; предполагалось, что в стране будет создан широкий слой собственников; граждане мало получили от ваучерной приватизации, так как в условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались; большинство ваучеры продали либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование; контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий, которые становились их собственниками; проводил приватизацию-Чубайс) .

G Реформы Гайдара проводились под руководством международных финансовых организаций (Международный Валютный Фонд-МВФ). Правительство получало кредиты, если соблюдало рекомендации МВФ, это привело к формированию огромного государственного долга).

Итоги реформы Гайдара:

  • жизненный уровень был отброшен на 10-15 лет назад
  • большинство жителей оказались за чертой бедности
  • обесценивание денежных сбережений граждан, хранившихся в Госбанке
  • либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции
  • за год цены выросли в 26 раз (официально)

31 марта 1992 год- представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации подписан Федеративный договор , по которому были разграничены полномочия Федерации и ее субъектов

Декабрь 1992г. - Гайдар ушел в отставку и было сформировано новое правительство во главе с Черномырдиным (глава правительства 1993-1998г), который также придерживался рыночного курса.

На фоне стремительно ухудшавшегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью между президентом с одной стороны и Верховным Советом и Съездом народных депутатов с другой. В стране сложилось двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Хасбулатов и вице-президент Руцкой .

В обострившейся ситуации двоевластия Ельцин издает указ 21 сентября 1993г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993г. были назначены выборы в Федеральное собрание. Верховный Совет не признал указ Ельцина и срочно собравшийся X Съезд народных депутатов лишил Ельцина президентских полномочий, передав его обязанности Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом.

3-4 октября 1993г.-вооруженные столкновения у Белого дома и здания телецентра. Белый дом был захвачен. Руководители оппозиции были арестованы.

Из-за включения Егора Гайдара 6 ноября 1991 г. в состав Правительства, именно с этой датой связывают начало преобразований в экономическом секторе страны. Задача власти была ясна – как можно скорое освобождение от коммунистического гнета. Данные цели предполагали существенные изменения в плановом хозяйствовании страны.
Произведенное Гайдаром реформирование послужило толчком к созданию свободного рынка. Резкие перемены, заключавшиеся в либерализации розничных цен, переустройстве деятельности налоговой службы и создании рычагов внешней торговли именуют «шоковой терапией».

Либерализация цен

Назначению Е. Гайдара заместителем Председателя Правительства в сфере экономики предшествовала речь президента Бориса Ельцина на Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Было объявлено о необходимости введения одной из ключевых составляющих рыночных отношений.
1 декабря состоялось публичное провозглашение курса на либерализацию, реализуемую в кратчайшие сроки. Союзные республики выступили против предстоящих планов, все еще поддерживающих с РФ единую систему денежных расчетов в рублях. Новые законопроекты озвучивались главой государства, но их составлением занимался Егор Тимурович с собственной командой.
Указом от 2 января 1992 г. «О мерах по либерализации цен» провозглашен курс на перемены, мгновенно заявивший о себе. Отменено регулирование 80% оптовой стоимости товаров и 90% расценок в розницу. Властью контролируются лишь самые необходимые продукты: молоко, хлебобулочная продукция и некоторые другие. В обществе действует принцип турбулентности, под воздействием которого в результате краха плановой системы и советской формы правления население пребывает в нищенском состоянии.

Программа

При подготовке основных концепций правительство ориентируется на основополагающие принципы управления рынка западными державами. До окончательного решения рассматривались варианты, предложенные ведущими специалистами того времени - Явлинским, Шаталиным, Сабуровым, Абалкиным.
Концепция Гайдара одерживает верх. Наряду с преобразованиями в экономике возникает потребность в обновлении национальной государственности, пустовавшей после исчезновения коммунистического порядка. Основные направления помещены в документах:
o «Ближайшие экономические перспективы России».
o «Стратегия России в переходный период».
Сформулированными кризисными моментами являются: инфляция, платежи и выстроенная система, в результате которой государственные инстанции оказываются не в состоянии управлять ресурсами. Требуется реструктурирование в совокупности с повышением общего уровня по примеру Польши в правительстве Раковского.
Предполагаемый полугодовой срок инфляции был не под силу для страны, поэтому проект не был признан. В результате намечается мгновенная радикальная либерализация. По прошествии времени оба пути оказываются ошибочными, не сулящие позитивных сдвигов.

Развал экономики

Либерализация вызвала многочисленные негативные последствия. Причинами являлись резкие перемены. Монетарная политика в 1992 г. отнимает у предприятий оборотные средства. Для погашения дефицита бюджета Центробанком выдавалось множество кредитов производству, фермерам на селе и бывшим советским республикам. Инфляция в данный период достигает 2500 %.
Причиной коллапса называется отсутствие замены денежной массы, избавившей бы страну от вышедших из употребления советских рублей. Новая валюта входит в оборот лишь в 1993 г. Число людей с низким уровнем дохода составляет 45%. Прежние вклады людей в Сбербанке обесценились.

Приватизация

Процесс предполагал возникновение класса собственников – надежной поддержки проводимого курса при тотально обанкротившихся заводах и фабриках при продаже их почти за бесценок. Из-за лавинообразного характера подобных действий сделкам сопутствовали серьезные злоупотребления.
В 90-х гг. после прекращения реформ состоятся залоговые аукционы по переходу наиболее значимых предприятий к новым владельцам по чрезвычайно заниженной стоимости. Явление порождает класс олигархов, еще более расширивший дистанцию между разбогатевшей и обедневшей частью населения.
Причинами крайне негативных последствий считается желание стремительного отказа от советской системы хозяйствования с усиленной монополизацией и централизацией. Ускоренные темпы продаж приводят к непростительным ошибкам. Опросы социологов показывают признание приватизации 80% гражданами страны нелегитимной.

Система ваучеров

Приватизационный чек – неотъемлемая составляющая, предназначенный для обмена на активы на предприятиях. Переданный в частные руки, он открывал путь в частную собственность. Выпущено 146 млн ваучеров. Население напрямую не участвует в процессе, но может:
Вложить бумагу в качестве акции в предприятие по месту занятости.
Передать в чековый инвестиционный фонд. Число подобных организаций превышает 600.
В реальности они оказываются многочисленными объектами для спекуляции. Для получения прибыли владельцы отчуждали их нечестным коммерсантам или вкладывали в ЧИФы в надежде получения солидных дивидендов. При скором падении их стоимости люди начинают стремительно избавляться от ваучеров, оседающих у пребывающих в тени торговцев, чиновников и административного ресурса.
По подсчетам, по спекулятивным расценкам приобретено 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 млрд долларов при действительной оценке в 200 млрд. «Дикий капитализм» разрешил 10% населения управлять национальным достоянием. Масса финансов поступает от экспорта природных ресурсов - газа, нефти и цветных металлов, но новые хозяева не торопятся возвращать прибыль, за счет чего сумма внешнего долга значительно увеличивается.

Аграрный сектор

В 1992 г. перемены проникают в деревню. Возникает другой вид хозяйствования - закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы и товарищества, в общей массе занявшие 2/3 хозяйств, которых кризис затронул напрямую. Для работы не доставало сельскохозяйственной техники, машин и удобрений.
Повсеместно устранялись пережитки прежней системы в виде совхозов и колхозов. В 1992 г. в стране образовывается 60000 индивидуальных хозяйств фермеров. Нехватка оборудования намного снижает сбор урожая. В 90-х гг. производство уменьшается на 70%. Из-за повышенных расходов на реагенты и технику фермеры не в состоянии обеспечить страну необходимым количеством продовольствия.

Оборона и промышленность

В 1992 г. сокращается закупка вооружения ввиду чрезмерных растрат бюджета в СССР при ВПК. Из-за кризисной ситуации предприятия закрывались по причине банкротства и перепродавались. Происходящее коснулось исследовательских и конструкторских бюро.
Высококвалифицированные кадры теряют работу. Период ознаменуется интенсивной «утечкой мозгов» за границу - ученых, инженеров, программистов, конструкторов и других категорий специалистов. Просчеты заключались:
 В отсутствии реструктуризации.
 Перевода заводов в резерв.
 Снятия ограничения на ввоз товаров, отрицательно отразившегося на отечественных предприятиях.

Отставка

В декабре 1992 г. Егор Гайдар добровольно подает заявление об отставке, что становится причиной компромисса между Верховным Советом и президентом. В 1993 г. депутаты отказываются от собственных обязательств, что вызывает новый конфликт, переросший в уличные столкновения, названные октябрьскими событиями.
Возвратившись в Правительство, реформатор пребывает на посту министра экономики и покидает кресло лишь 20 января 1994 г. по окончательном завершении экономических преобразований. Наступает новая действительность.

Положительные моменты

До первой отставки Е. Гайдар пытается объективно оценить личную деятельность на посту. Позитивные сдвиги в экономике заключались в:
 Изменении системы налогообложения.
 Процессе приватизации.
 Преобразовании аграрного сектора.
 Реструктуризации ТЭК.
 Образовании компаний по добыче нефти.
 Уменьшении затрат на приобретение боевого оснащения и техники.
Заслуживают похвалы право на свободную торговлю, возврат долгов и снижение дефицита бюджета. Е. Т. Гайдар приветствовал коммерции в вывозе вооружений. Создаются инвестиционные компании и биржи, абсолютно нереальные в советскую эпоху.

«Шоковая терапия»

Из-за невиданной в мире смены режимов правительство России в чрезвычайно сложной обстановке занимается оздоровлением экономики. Некоторые нюансы пришлось перенять у партнеров по социалистическому лагерю. Временные места для работы создавались по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Прилавки на улицах частично наполнялись, возникая хаотично и без должного управления.
Реформирование правительства Е. Гайдара совершается со значительным опозданием. Время упускается в 80-х гг. при начавшихся проявлениях кризиса. Основанная на сырьевых ресурсах экономика страны Советов переживает агонию из-за упадка стоимости нефти, приведшей к очередям в магазинах и карточной системе задолго до преобразований Гайдара. Название вполне оправданно ввиду происходивших изменений поистине в экстремальной обстановке.

Издание: История России: XX век. Пособие для поступающих в вузы

§ 2. Экономика России в 1992–2002 гг.

Реформы Е. Т. Гайдара

Экономика постперестроечной России, конституционное устройство страны должны были прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, демонополизацию и приватизацию предприятий, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разработанная вице-премьером правительства России Е. Т. Гайдаром, предусматривала либерализацию цен, а затем и приватизацию государственного сектора экономики. Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. по отношению к 1990 г. цены увеличились в 2,6 раза) планировалось компенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной платы, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы общество должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: ценообразование более не регулировалось, торговля стала свободной. По замыслу Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000–1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом зарплата возросла в 1992 г. лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина - Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным же положительным итогом на начальном этапе реформирования стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Предполагалось, что стабилизация финансов России приведет к росту внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. В документе также отмечалась целесообразность свободного установления цен на энергоносители и доведения их к концу 1993 г. до мирового уровня. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ - приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку президента России Б. Н. Ельцина.

Сокращение зимой-весной 1992 г. государственных дотаций предприятиям (для снижения уровня инфляции, по замыслу Е. Гайдара) встретило отпор со стороны директорского корпуса. Хотя промышленная продукция стала стоить намного дороже, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой промышленности, после либерализации цен оказались убыточными. Это объяснялось как повышением тарифов на перевозку товаров и энергоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправленным снижением государственного заказа. Обострилась проблема взаимных неплатежей. К 1 июня 1992 г. их сумма достигла около 2 трлн руб. Директора предприятий настаивали на получении льготного государственного кредита с дальнейшим покрытием задолженностей по взаиморасчетам. Подобная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил такой кредит предприятиям. В оборот влились новые, не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности удалось предотвратить посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Средние темпы роста денежной массы во второй половине 1992 г. возросли с 11,4 до 28% в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, разработанной Комитетом госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками около 50% акций своего предприятия. Второй вариант - приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51% на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у директорского корпуса. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров (приватизационных чеков) населению по номинальной стоимости 10 тыс. рублей (ваучерная приватизация).

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В результате в стране появилось 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усилилась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находилось около 44% жителей России). Спад производства в стране за первые девять месяцев реформ составил около 20%. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления - на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Гайдара.

В таких условиях президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил В. С. Черномырдин. Официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформ Гайдара».

Экономическое развитие России в 1993–1996 гг.

В 1993 г. правительство отошло от прежних представлений о роли вмешательства государства в экономику, уже не абсолютизируя свободный рынок. Новый курс в экономике определялся В. С. Черномырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской промышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих бюджет валютой. Было объявлено, что цели деятельности кабинета министров в 1993 г. - финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» - центристское движение, связанное с промышленными кругами и созданное А. Вольским. Одним из его программных пунктов было требование к государству принять меры, направленные на поддержку своих отраслей промышленности. Правительство Черномырдина пыталось наладить контакты с подобными организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному государственному заказу. Вместе с тем оно должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент) взгляды президента России и противостоять давлению парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательных ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу правительства, мешали его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем не стоит преувеличивать эти итоги: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8% от показателей 1990 г. Безработными оказались 7,8 млн человек (10,4% активного населения страны), и цифры безработицы продолжали увеличиваться.

Президент по итогам парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидентские движения набрали только около 1/3 голосов, несколько скорректировал экономическую политику правительства Черномырдина. В 1994–1997 гг. поддержку государства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей, промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государственного регулирования экономическими процессами темпы инфляции несколько снизились, уменьшились и темпы падения производства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации добиться так и не удалось, что показало скандальное прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пирамид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях; «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть - с 3081 до 3926 рублей.

Экономическая политика правительства в 1995–1996 гг. была ориентирована на экспортные отрасли производства. Положительное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд руб. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышленные группы (ФПК). Среди них - «Интеррос» («ОНЭКСИМ банк», «Норильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лукойл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и др.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства в целом по стране составлял около 4% в год. Сокращение объемов производства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 г. 60–65%, что было выше показателей периода Великой Отечественной войны. В стране не удавалось создать стабильную финансовую систему, задержки зарплаты бюджетникам составляли до двух лет.

Экономическое развитие России в 1997–2000 гг.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президента Б. Н. Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, обозначалась разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Однако работа нового состава правительства свелась в основном к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений кабинета министров - секвестр бюджета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового этапа приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение дополнительных финансовых средств ($6 млрд иностранных займов против $2 млрд в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от приватизации, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно официальным данным, достичь прироста валового внутреннего продукта в России на 1% за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9%. Это был первый реальный успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда отметить, что прироста удалось добиться за счет массового привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В августе началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил Указ Президента РФ от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». С 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина-Чубайса стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи государственной власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. Черномырдин и Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по его обслуживанию составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. - 24, в 1998 г. - 30%. Новое правительство попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход привел первоначально к росту цен (на 10%), а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенко стала неизбежной.

По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.

11 сентября правительство России возглавил Е. М. Примаков, взяв курс на стабилизацию экономики. Было заявлено об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Повышены ставки подоходного налога с граждан, с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций, НДС. Ослабление налогового бремени на «реальную экономику» (образное выражение Примакова, подразумевающие производящие отрасли), наряду с сокращением импорта в Россию (вызванного падением национальной валюты), способствовало оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства получил поддержку парламента.

Предпринимались также меры по укреплению национальной валюты. Так, был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров - они должны были продавать 75% валютной выручки на биржах. Вводились более строгие таможенные правила. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расходов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г. экономическое положение России стабилизировалось. Однако приближающиеся президентские выборы диктовали свои условия, и правительство Примакова ушло в отставку. Два следующих кабинета министров (С. Степашина и В. Путина) занимались в основном политическими задачами, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.

19 марта экономисту Егору Гайдару, одному из главных идеологов и руководителей экономических реформ в России в начале 1990-х годов, исполнилось бы 60 лет.

Опросы общественного мнения с завидным постоянством помещают политика в разряд главных народных антигероев, хотя с годами градус этой нелюбви и слабеет, сообщает т

Если в 2002 году, согласно статистике ВЦИОМ, 55% россиян считали реформы Гайдара разрушительными, то в 2010 году аналогичный эпитет к ним применяли 23% (правда, еще 15% считали, что в них не было вообще никакой необходимости).

Одновременно увеличилось число тех, кто полностью одобряет действия правительства Ельцина-Гайдара: с 2% в 2002 году до 7% в 2010-м. Цифры по-прежнему балансируют на грани статистической погрешности.

Но зато, по-видимому, к этой категории населения относятся верховные руководители России. Так, нынешний президент Владимир Путин после смерти Гайдара назвал его "настоящим гражданином", "патриотом", "сильным духом человеком", который, возглавив процесс преобразований, "проявил лучшие профессиональные и личные качества".

Русская служба Би-би-си решила суммировать некоторые распространенные высказывания о заслугах политика, сопроводив их по возможности немногословными аргументами и контраргументами. Тезисы к спорам, которые неизбежно будут разворачиваться вокруг имени Егора Гайдара еще долго.

Гайдар развалил экономику, страна была ввергнута в пучину бедствий

Трансформационный спад, произошедший в России в пореформенные годы, действительно был огромен и, по некоторым оценкам, беспрецедентен для государства в отсутствие войн, эпидемий и стихийных бедствий:

Теневая экономика выросла с 10-15% ВВП при Брежневе (по самым щедрым оценкам) до 50% ВВП в середине 1990-х
Усилилось неравенство доходов: так называемый коэффициент Джини увеличился с 26% в 1986 году до 40% в 2000 году
В первые годы после распада СССР произошло удвоение преступности
Смертность в 1990-1994 годах выросла на 60%
Доля расходов на НИОКРы упала с 3,5% ВВП до примерно 1%
Агрегированный индекс промышленного производства России лишь в 2008 году достиг уровня начала 1990-х годов

("Экономика России. Оксфордский сборник"; другие источники).

Однако слишком некорректно было бы приписывать все последствия данного трансформационного спада политике Егора Гайдара:

Во-первых, он пришел в правительство лишь в ноябре 1991 года, когда процесс трансформации в стране уже шел полным ходом
Во-вторых, сложно обвинить Егора Гайдара в формировании структурных перекосов в советской экономике: в частности, в накоплении гигантского "денежного навеса" (не обеспеченных товарами денег), который вынудил еще советское правительство под председательством Валентина Павлованачать денежную реформу
В-третьих, вряд ли Гайдар виноват в том, что цены на главный советский экспортный ресурс - нефть - падали с 1980 года, формируя бюджетный дефицит: сначала в связи с перепроизводством ресурса, а в 1991 году - в связи с окончанием "Войны в заливе"

Гайдар спас страну от массового голода

Эта точка зрения настолько же популярна среди соратников Егора Гайдара, насколько непопулярна среди его оппонентов.

В книге "Развилки новейшей истории России" сам Гайдар писал о ситуации, сложившейся к моменту его прихода в правительство, так: "Страна по-прежнему была банкротом, валютные резервы оказывались близки к нулю. Запасов зерна по оптимистичным прогнозам хватало примерно до февраля-марта 1992 года…"

"Выбор варианта ускоренной либерализации цен и форсированного снятия ограничений на торговлю предотвратил катастрофический сценарий на продовольственном рынке страны весной 1992 года", - отмечал он.

Противники данной точки зрения утверждают, что никакой продовольственной катастрофы не было:

Во-первых, СССР располагал стратегическими запасами зерна, который экономист Андрей Илларионов оценивает в 48 млн тонн, чего было достаточно, чтобы кормить народ в течение года в отсутствие нового урожая
Во-вторых, даже умиравшая система продовольственного распределения,по словам политика Григория Явлинского, "не вызывала опасений, что все вот-вот погибнет", потому что на смену постепенно приходила новая система: да, "она была хаотическая, странная, извращенная, теневая", но вполне работоспособная
В-третьих, Гайдар, говоря об истощении зерновых запасов к марту 1992 года, везде ссылается на документ, в котором указывается на соответствующую опасность в марте 1991 года - то есть на год раньше описываемой потенциальной катастрофы

Политика гайдаровского правительства привела к тому, что сбережения россиян обесценились

"…По сегодняшнему самоуверенно ухмыльному лицу политика не видно смущения: как, разорением сберегательных вкладов, он сбросил в нищету десятки миллионов своих соотечественников (уничтожив основу того самого "среднего класса", который и клялся создать)", - писал в 1998 году о Егоре Гайдаре Александр Солженицын, довольно исчерпывающе отображая мнение большинства россиян о достижениях гайдаровских реформ.

Данное мнение опровергается рядом исследователей на следующих основаниях:

Первые шаги к заморозке вкладов населения в Сберегательном банке сделало советское правительство в рамках денежной реформы премьер-министра Валентина Павлова 22 января 1991 года, согласно которой гражданам СССР было запрещено снимать больше 500 рублей на человека в месяц
Да, через несколько месяцев запрет сняли, но одновременно в апреле подняли официальные цены на 65-70%. До инфляции следующего года, составившей 2508,8%, было еще далеко, но покупательная способность денег начала стремительно снижаться
Никаких денег фактически в Сберегательном банке и не было, потому что все 369 млрд рублей, накопленных советскими гражданами, в 1990 году правительство Николая Рыжкова изъяло на финансирование бюджетного дефицита.

Есть и контраргументы:

  • Деньги советские власти изъяли, но лишь в качестве заемных средств, которые должны были вернуть. Проблема в том, что годовая ставка по этим кредитным ресурсам была на уровне 5% (столько правительство платило Сбербанку за пользование деньгами), и ни правительство Павлова, ни новые российские власти, включая команду Гайдара, не пошли на радикальное повышение ставки
  • В итоге реальная ставка по сбережениям населения составила, по некоторым подсчетам, в 1991 году минус 60,8%, в 1992 году - минус 94,4%. Таким образом, в 1991 году сбережения граждан обесценились почти на 61%, а в следующем году оставшаяся сумма девальвировалась еще на 94,4%

Нельзя было просто взять и отпустить цены, как это сделал Гайдар

2 января 1992 года правительство Ельцина-Гайдара освободило от регулирования цены, которые до этого на протяжении десятилетий советской власти устанавливались государством. Этот процесс получил название либерализации цен.

До сих пор в российском общественном и академическом дискурсах не сформировалось единого подхода к этой реформе.

  • Удалось ликвидировать товарный дефицит
  • Страна была спасена от неминуемого голода ("Всякий, кто помнит абсолютную пустоту прилавков осенью 1991 года и реальную угрозу голода в крупных городах, понимает, почему либерализация цен тогда принималась без особый дискуссий", - писал один из соратников Егора Гайдара, ныне ректор Академии госслужбы при президенте Владимир Мау)
  • Была обеспечена внутренняя конвертируемость рубля (то есть предотвратили переход к бартеру, когда деньги ничего не стоят и людям проще обмениваться товарами)

Противники реформы в таком виде указывают на следующие обстоятельства:

  • Огромный накопленный "денежный навес", то есть необеспеченность денег товарами, при одномоментной либерализации должен был привести к росту инфляции - так и случилось
  • Нельзя было отпускать цены в ситуации, когда вся экономика страны государственная, в результате чего огромные монополии начинают диктовать цены (происходит либерализация не цен, а монополий)
  • В отсутствие сдерживающих механизмов либерализация цен привела "не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем взвинчивания цен", - писал экономист Сергей Глазьев

Правительство Гайдара заложило основы будущего экономического роста в России

Дать исчерпывающие, более точные оценки наследию Егора Гайдара - задача будущих времен. Пока же, не впадая ни в одну из крайностей, можно констатировать лишь то, что он действительно заложил основы финансовой и экономической конструкции современной России, какой бы эта конструкция ни была.

  • Помимо либерализации цен, создания финансового рынка, приватизации, Гайдар участвовал также в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде России
  • Многие соратники и просто сторонники Гайдара занимают ключевые позиции в государственной и академической иерархиях (глава минэка Алексей Улюкаев, ректор РАНХиГС Владимир Мау)
  • Рост цен на энергоресурсы времен Владимира Путина наложился на уже созданные к тому времени и функционирующие экономические институты

Вместе с тем, именно в 90-х годах, по мнению некоторых экономистов, структура российской экономики окончательно пришла к ресурсному типу.

Пореформенные годы стали "периодом быстрой деиндустриализации российской экономики и перевода ее на ресурсные рельсы, а рост мировых цен на топливо с 1999 года, по-видимому, усилил эту тенденцию", - писал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Владимир Попов.

В 2004 году Михаил Ходорковский в статье "Кризис либерализма в России" пришел к такому же выводу: именно тогда Россия прочно села на сырьевую иглу (впрочем, речь шла не конкретно о Гайдаре, а вообще о либеральном правлении).

Промежуточный итог

Подытожить эти тезисные заметки к спорам о Егоре Гайдаре можно словами французского философа-моралиста Ларошфуко, который еще в XVII веке сказал: "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией".

До тех пор, пока живы и "кровоточат" в сознании большинства населения России 1990-е годы, никакие сухие академические дискуссии о наследии Гайдара не пересилят этого мощного эмоционального поля. Да и академические дискуссии, как частично показывают вышеприведенные дискуссии, пока, кажется, не до конца очистились от эмоций.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство