04.05.2020

Венгрия сельское хозяйство. Смотреть что такое "Экономика Венгрии" в других словарях. Роль налоговой системы, или в чем секрет переходной экономики Венгрии


В течение двух десятилетий после окончания Второй мировой войны Венгрия превратилась из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную страну. В 1968 Венгрия приступила к проведению экономической реформы, известной под названием «новый экономический механизм». Промышленным и сельскохозяйственным предприятиям была предоставлена большая автономия в процессе производства и принятии решений о продаже и сбыте; торговля с западными странами значительно расширилась; отечественные цены все больше сближались с ценами на мировых рынках, а людям дали широкую свободу заниматься всеми видами мелкого частного бизнеса.

В 1990 Венгрия начала переход к свободной рыночной экономике. Некоторые важные экономические меры были приняты в начале 1990-х годов, однако главные реформы начались в 1995, когда министр финансов Лайош Бокрош представил свою радикальную программу.

Новое правительство приступило к внедрению рыночной экономики путем уменьшения доли государственной собственности, увеличения доли иностранных капиталов в инвестициях и снятию препятствий для освобождения рынка и введения открытой конкуренции. К 1994 доля частного сектора во внутреннем валовом продукте увеличилась до 45%, а прямые иностранные инвестиции увеличились с 200 млн. до 5 млрд. долларов. Однако резкий переход вызвал значительный бюджетный дефицит и поставил многих на грань выживания. В 1995 после введения реформ Бокроша продвижение Венгрии по пути к рыночной экономике набрало темпы. Продолжался рост иностранных инвестиций, которые составляли половину всех иностранных инвестиций в страны бывшего восточного блока. В 1995 в Венгрию было направлено более 4 млрд. долл. прямых иностранных вложений (FDI), в 1996 и 1997 3,6 млрд. долл. были инвестированы.

Национальный доход. В 1980-е годы Венгрия была единственной страной советского блока (за исключением Румынии), публиковавшей статистику национального дохода, соответствовавшую общепринятой мировой. В 1980 валовый внутренний продукт (ВВП) Венгрии – стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны – был приблизительно эквивалентен 20 млрд. долл. или около 2000 долл. на душу населения. В конце 1980-х годов началась стагнация ВВП, а в течение переходного периода 1990-х годов в экономике объем валового внутреннего продукта стал уменьшаться. В 1991 ВВП был на 11,9% ниже уровня 1990. К 1996 валовый национальный продукт Венгрии увеличился до эквивалента в 75 млрд. долл. (или 7500 долл. на одного человека).

В 2003 году ВВП Венгрии стал равен 139,8 триллионов долл. или 13,900 на душу населения.

Трудовые ресурсы. В послевоенный период основным структурным изменением в системе трудовых ресурсов стал переток рабочей силы из сельского хозяйства (в котором в 1949 работало более половины всех занятых страны) в промышленность. В 1949–1983 число занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности возросло до 857 000, тогда как в сельском хозяйстве уменьшилось до 1 113 000 человек. Зарегистрированное в 1992 число занятых распределялось следующим образом: 29% – в промышленности; 15% – в здравоохранении, социальной инфраструктуре и культуре; 14% – в сельском и лесном хозяйстве; 13% – в торговле; и 9% – на транспорте и в сфере телекоммуникаций. Другим важным изменением в структуре занятости стало увеличение доли женщин; в 1949 они составляли только 25% занятых, но в 1994 эта цифра составила 52,8%. Соответствующая тенденция несколько замедлилась во второй половине 1990-х, в результате доля женщин в числе занятых снизилась до 49,8%.

Переход к капитализму в начале 1990-х годов вызвал резкий рост уровня безработицы: число зарегистрированных безработных увеличилось с 79 521 человека в 1990 до 657 331 человека в конце 1993. Однако начиная с 1994 процент безработицы стал медленно снижаться и достиг 10% в конце 1998.

Сельское хозяйство. 70% территории Венгрии занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 17% территории. Главные аграрные районы страны находятся на равнинах центральной и восточной частей Венгрии.

В посткоммунистический период, начавшийся в 1990, правительство предприняло широкомасштабную программу реструктуризации и приватизации сельского хозяйства. Землевладельцам была возвращена их собственность, многие кооперативы были распущены, а их земли приватизированы. Речь шла не о том, чтобы вернуться к старому мелкоземельному сельскому хозяйству; разумным представлялся переход к смешанной системе, состоящей из частных и семейных ферм, земельных ассоциаций и реорганизованных кооперативов, основанных на долевой собственности и ориентированном на рынок производстве. Уже в 1995 только около 30,6% пригодных земель возделывались кооперативами, 17,6% находились в государственной собственности, остальная земля принадлежала частным лицам и предприятиям.

Несмотря на сильную засуху в начале 1990-х годов и трудности, связанные с переходом к рыночной экономике, сельскохозяйственные продукты продолжали оставаться важной статьей экспорта. В 1992 около 16,5% ВВП приходилось на сельское хозяйство, но объем производства основных культур уменьшился, поскольку попытки освоить новые рынки и новые методы ведения сельского хозяйства привели к неизбежному временному спаду.

В 1997 Венгрия перерабатывала 717 000 т винограда, из которых 612 т шло на изготовление вина. Производство вина в 1997 составило 394 млн. литров, примерно четвертая его часть идет на экспорт.

В то же время существенно увеличилось поголовье скота, особенно поголовья свиней. В 1997 в Венгрии было 4,93 млн. свиней, 871 000 голов крупного рогатого скота, 858 000 млн. овец и 31 млн. птицы.

Рыбное хозяйство. Рыбные пруды, снабжаемые мальками из инкубаторов, занимают более 25 300 га, т.е. 0,3 % всей территории страны. Рыба для коммерческих целей вылавливается также в Дунае и на озере Балатон. В 1992 общий улов рыбы, прежде всего карпов, составлял 20 000 т.

Лесное хозяйство. Венгрия постепенно восстанавливала свои леса, которые в 1998 покрывали площадь более чем 1,6 млн. га, т.е. 17% всей территории страны. Ежегодно страна импортирует большое количество лесоматериалов.

Добывающая промышленность. Венгрия имеет весьма ограниченные минеральные ресурсы. Единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов – его было добыто 2,9 млн. т. Однако к концу 1990-х многие шахты были закрыты, и производство бокситов сократилось примерно до 1 млн. т – по сравнению с 1,7 млн. т в 1992. Возле Печа и Комло на юго-западе имеются небольшие запасы низкосортного антрацита, а в районе Будапешта – большие месторождения бурого угля (лигнита). В 1985 в Венгрии было добыто 2,6 млн. т антрацита и 21,4 млн. т бурого угля; в 1991 их производство сократилось до 1,6 млн. т антрацита и 15,3 млн. т бурого угля. Месторождения железной руды находятся в районе Мишкольца (на северо-востоке). Венгрия добывает небольшое количество нефти и природного газа со скважины в бассейне Сегеда и районе Зала на юго-западе страны. В 1998 здесь было добыто 3,5 млн. т нефти и 4,7 млрд. куб. м природного газа. В Венгрии имеется урановая руда, но все сведения о ее добыче засекречены.

Энергетика. В 1997 из общего объема потребленной энергии (1055 петаджоулей) около 69,3% ее получалось из углеводородных источников, 12,6% из угля, 10,1% из ядерной энергии, 7% из экспортируемой электроэнергии, 1,0% из древесины.

В 1997 Венгрия потребляла 37 215 мегаватт часов электроэнергии, 93% которой производилось в стране. В 1983 вступила в действие атомная электростанция в Паксе, на Дунае, к югу от Будапешта. 4 реактора в Паксе в 1997 производили 13 968 мегаватт электроэнергии, обеспечивая примерно 38% потребляемой в стране энергии в целом.

Обрабатывающая промышленность. Вплоть до 1970-х годов следовавшие один за другим пятилетние планы направляли значительную часть инвестиций в тяжелую промышленность, особенно в те ее отрасли, которые производили чугун и сталь, промышленное оборудование, грузовики и автобусы, цемент и химикаты. После введения в действие в 1968 Нового экономического механизма большее внимание стало уделяться развитию пищевой промышленности – главному источнику экспортных продаж на капиталистических рынках – и выпуску компьютеров, продукции точного машиностроения, научно-исследовательских приборов, промышленной и потребительской электроники, фармацевтических товаров, коммуникационного оборудования и потребительских товаров. Хотя большинство венгерских заводов были настолько устаревшими и неэффективными, что их продукция могла найти экспортные рынки только внутри советского блока, Венгрия к середине 1980-х годов развила современные отрасли промышленности, требовавшие высокой квалификации работников, что позволило выйти на международные рынки.

Хотя более одной пятой части национального дохода Венгрии давала обрабатывающая промышленность, тяжелая промышленность к началу 1990-х годов находилась в глубоком кризисе из-за высокого уровня производственных затрат, ограниченных запасов минеральных ресурсов, и устаревшего оборудования и механизмов. Ключевые промышленные комплексы в Дебрецене и Дьёре продолжали работать, но в традиционных металлургических центрах, подобно Дунауйварошу и Мишкольцу, стремительно возрос уровень безработицы.

Транспорт. Будапешт – центральный узел транспортной системы Венгрии, которая в 1995 включала в себя 1576 км судоходных водных путей, 69 957 км автодорог и 7635 км железных дорог (1998), из которых около 29% были электрифицированы. Будапештские аэропорты Ферихедь-1 и Ферихедь-2 обслуживают как внутренние, так и международные авиалинии.

В 1950-е годы по железным дорогам перевозились почти 80% всех грузов, а автомобилями – только 13%. К 1992 только около 41% всех грузов перевозились по железным дорогам и 40% – автомобильным транспортом. Однако железнодорожный транспорт продолжал перевозить основную массу дальних грузов. Водный транспорт особенно важен для перевозки тяжелых грузов, таких как железная руда и уголь. Исключая самую холодную часть зимы, Дунай судоходен на всем своем протяжении в Венгрии, а Тиса – до Сольнока.

Внутренняя торговля и услуги. С конца Второй мировой войны до падения коммунизма вся оптовая и почти вся розничная торговля осуществлялась фирмами, принадлежавшими государству. В 1989 почти 40 000 розничных торговых и продовольственных точек находилось в частной собственности. В 1992 их число достигло 111 513, а к 1997 – 152 000 (две трети всех магазинов).

К 1997 более четырех пятых официально зарегистрированного рынка услуг занимали частные фирмы.

Внешняя торговля и платежи. До Второй мировой войны Венгрия торговала преимущественно с европейскими странами, а на долю Советского Союза приходилось менее 1% ее торговли. В первое десятилетие после прихода коммунистов к власти около 90% внешней торговли Венгрии приходилось на страны советского блока. Основными статьями экспорта были оборудование для тяжелой промышленности, суда, локомотивы и транспортное оборудование, химикаты, текстиль, нефть и нефтепродукты, руда и продукты; импорта – станки, сельскохозяйственное оборудование, кокс, железо, хлопок, шерсть и древесина. После 1958 Венгрия расширила торговлю с Западом и странами третьего мира. К 1982 на страны советского блока приходилось 55,2% внешней торговли.

В 1980-е годы главным торговым партнером Венгрии вне советского блока стала Западная Германия. В 1992 на Германию приходилось 23,5% импорта и 27,7% экспорта; на страны-преемники бывшего Советского Союза – 16,9% импорта и 13,1% экспорта. Другими важными торговыми партнерами в начале 1990-х годов являлись Австрия и Италия. Развивались деловые отношения с США, хотя объем торговли был не столь значителен (2,9% импорта и 3,2% экспорта).

В 1995 общий объем внешней торговли Венгрии составлял 28 млрд. долл. Экспорт достиг отметки 13 млрд. долл., а импорт – 15 млрд. долл. Главные предметы экспорта – машинное и транспортное оборудование, одежда, обувь, химические продукты, лекарства, нефтепродукты, железо и сталь. Главные предметы импорта – нефть и нефтепродукты, природный газ, текстиль и изделия из него, железо и сталь, машины, средства передвижения и запасные части к ним.

До начала 1970-х годов экспорт и импорт были сбалансированы. Однако в течение 1970-х годов затраты на импорт, особенно на нефть, росли значительно быстрее, чем доходы от экспорта. Уже в 1981 Венгрия должна была экспортировать товаров на 25% больше, чтобы покрыть объем импорта. В результате образовался серьезный торговый дефицит, который был покрыт за счет иностранных займов. Они были получены почти целиком у западных банков и Международного валютного фонда, что привело к увеличению долга Венгрии с менее чем 1 млн. долл. в 1970 до 25,5 млрд. долл. в 1997.

Туризм. В 1950-е годы большинство туристов приезжало из других стран советского блока, но в 1960-е годы Венгрия стала поощрять приезд туристов из западных стран. Число таких туристов возросло с 244 000 в 1960 до 37,6 млн. в 1990 и до 40 млн. в 1996.

Венгрия – восьмая по степени притягательности страна мира. В Венгрии есть ряд курортов, которые оборудованы современными средствами физиотерапии, а озеро Балатон с его отелями и широким набором мест отдыха пользуется наибольшим вниманием туристов. Наибольшее число туристов прибывает из Румынии (в основном потому, что там есть значительное этническое венгерское меньшинство), Германии, Австрии, Югославии и республик бывшей Югославии. Число туристов из Америки достигло в 1996 390 000. В 1996 и 1997 ежегодные доходы от туризма составляли соответственно 2,2 и 2,6 млрд. долларов.

Валюта и банковское дело. Денежной единицей является форинт. До 1976 форинт имел несколько параллельных курсов обмена. Один курс был установлен относительно «твердых» валют, которыми можно было пользоваться для закупок товаров на Западе; это был так называемый «иностранный» обменный курс. Некоммерческий курс использовался для туризма и перевода денег из-за границы, а коммерческий курс – во внешней торговле и составлял половину некоммерческого курса. В 1976 иностранный обменный курс был упразднен, а в 1981 некоммерческий и коммерческий курсы были объединены.

В середине 1990-х годов большинство крупных банков Венгрии принадлежали государству. Национальный банк занимает центральное место в управлении венгерской экономикой. Кроме своих собственно банковских функций – выпуска денег и установления процентной ставки, он осуществляет руководство коммерческим банковским бизнесом, принимает вклады, предоставляет кредиты корпорациям и кооперативам на инвестирование и оборотный капитал, а также занимается внешнеторговыми сделками. Многие банки принимают основные виды кредитных карточек, но большинство потребительских сделок в Венгрии осуществляется с помощью наличных денег. Валютный резерв Венгрии в 1998 составлял 8,8 млрд. долларов.

Государственные финансы. Государственный бюджет все еще оказывает преобладающее влияние на экономику. В 1998 расходы центрального правительства составляли 56% официально утвержденного валового национального продукта (ВНП). Дефицит бюджета в 1998 составлял 2,9% ВНП, резко снизившись до этой цифры (с 8,4%) в 1994. Одна из главных целей программы Бокроша – ликвидация бюджетного дефицита.

Наибольшая часть правительственных затрат, около 40% в 1997, идет на субсидии бюджетным организациям. Примерно 24% выделяется на социальное страхование и программы помощи, 27% – на обслуживание долгов и платежи по процентам, 8,4% расходуется на субсидии государственным предприятиям, сельскому хозяйству и поддержку цен на потребительские товары. Налоговые поступления составляют примерно 14% от налога на прибыль государственных и кооперативных предприятий, 37,4% от налогов на индивидуальное потребление (дополнительное обложение предметов роскоши, акцизные сборы), 18,2% из платежей семей (налогообложение личного имущества, социальной страховки и т.д.), 13,9% из платежей бюджетных организаций, 9% из поступлений по уплате капитального долга и процентов по государственному долгу и 7,5% от налогов на приватизацию.

Венгрия (Венгерская народная республика) - государство, расположенное в центральной части . Занимает территорию, равную 93 тыс. км2. Не имеет выхода к морю, но на ее территории перекрещиваются важные транспортные пути, связывающие между собой разные части Европы. Дунайский водный путь соединяет Венгрию с рядом соседних .

Население Венгрии составляет 10,6 млн. человек. Свыше 96% проживающих - венгры. Проживают в Венгрии также , немцы, румыны. свидетельствует о демографическом кризисе - естественной убыли населения. Одной из причин этого является нарушение нормальной половозрастной структуры населения в результате второй мировой войны. Официальный язык - венгерский. Верующие - преимущественно . Венгрия относится к странам с высоким уровнем : около 60% граждан проживает в городах. Столицей государства является город Будапешт, где сосредоточено 2/3 промышленности страны и проживает 20% всего населения Венгрии (2,1 млн. жителей).

Хотя Венгрия и располагает собственным углем, и газом, но свои запасы не полностью покрывают потребности страны, поэтому долгое время она импортировала нефть, газ, из соседних государств - , бывшего СССР. В последнее время Венгрия начинает собственные разработки нефти на юго-востоке страны. В большую роль играют как ТЭС, так и АЭС и ГЭС на .

Страна экспортирует автобусы (30% от всего экспорта), электронику, продукцию сельского хозяйства (25% от всего экспорта): вино, консервированные овощи и фрукты, продукты фармацевтической промышленности.

Здесь представлены ссылки на статьи о экономике существующих государств мира:# Экономика Австралии # Экономика Австрии # Экономика Азербайджана # Экономика Албании # Экономика Алжира # Экономика Анголы # Экономика Андорры # Экономика Антигуа и… … Википедия

Валюта 1 Евро (€) = 100 центов … Википедия

Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

1) специфическая часть народного хозяйства, подчинённая в капиталистических странах экономическому обеспечению подготовки и ведения войн, в социалистических укреплению их обороноспособности; 2) отрасль знаний (военно… … Большая советская энциклопедия

Координаты: 46°05′00″ с. ш. 18°13′00″ в. д. / 46.083333° с. ш. 18.216667° в. д. … Википедия

Распад Австро Венгерской империи крупное политическое событие, произошедшее в результате нарастания внутренних социальных противоречий и балканизации империи. Первая мировая война, неурожай 1918 года и экономический кризис послужили поводом к… … Википедия

История Венгрии … Википедия

Венгрия … Википедия

Венг. Állami Nyomda … Википедия

Координаты: 47°29′53″ с. ш. 19°02′24″ в. д. / 47.498056° с. ш. 19.04° в. д. … Википедия

Книги

  • Экономика стран Вишеградской группы , Дрыночкин А.В.. В учебном пособии рассматриваются процессы реформирования экономической системы и хозяйственного механизма стран Вишеградской группы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии) в течение…
  • От шелка до кремния. 10 лидеров, которые объединили мир , Гартен Джеффри. О книгеИстория глобализации, самой значимой силы в истории, рассказанная через жизни 10 личностей, изменивших мир. Это первая книга, в которой глобализация рассматривается через призму…

Начнём с того, что основу богатства природных ресурсов Венгрии составляют плодородная земля и благоприятный климат. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве.

В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х гг. часто наблюдались признаки кризиса, который тогда объяснялся общим спадом экономики в целом и большой потерей количества рынков в связи с распадом СЭВ.

Также пострадал и экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

Причиной этого были не отношения ЕС и Венгрии, а внутренние проблемы отрасли сельского хозяйства. Если быть точнее, то это были и недостаточное финансирование, и запоздалая модернизация отрасли и низкая конкурентоспособность.

Продукцией сельского хозяйства Венгрии являются: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника, картофель, сахарная свекла; свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица, молочные продукты.

Правительство Венгрии направляет свою аграрную политику на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для этой страны секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья Венгрии составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой - 1,0 млн га.

Растениеводство представлено в основном зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство).

Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развитыми считаются, как уже было сказано выше, свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

Промышленность

Венгрия располагает благоприятными агроклиматическими и рекреационными условиями. Проанализировав её положение, можно сделать вывод, что эта страна очень выгодно расположена географически. Но единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 г. Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов - его было добыто 2,9 млн. т. Главный минерал Венгрии - уголь. Распространен главным образом бурый уголь и лигниты. Добыча ведется в районе городов Татабанья, Дорог, Шалгатарьян, Дьендьёш, Озд, Мишкольц. О наличии в стране других полезных ископаемых было уже сказано в главе I.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

*автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).

*Производство локомотивов, судов, кранов.

*Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицинского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).

*Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).

*Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

В Венгрии, как и во многих других странах развито большое количество отраслей промышленности, но хотелось бы подробнее остановиться на такой, как нефтепереработка. (cм. приложение 3)

Промышленная добыча нефти в Венгрии началась в 1937г., а уже через год было создано венгеро-американское общество нефтяной промышленности, действовавшее до начала Второй Мировой войны.

Ведущую роль на топливно-энергетическом рынке Венгрии играет акционерное общество нефтегазовой промышленности Мол. АО Мол является, по существу, монопольным объединением по добыче, переработке и реализации на внутреннем и внешнем рынках природного газа, нефти и продуктов их переработки. Общий объем продаж компании за 2009г.составил 15 947 млн.долл.

АО Мол владеет четырьмя центрами по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Это: «Дунайский НПЗ» в г. Сазхаломбатта, «Тисайский НПЗ» в г. Тисауйварош, «ЗАЛА НПЗ» в г. Залаэгерсег и НПЗ в г. Алмашфюзите. Перегонка нефти осуществляется только на «Дунайском НПЗ», введенным в эксплуатацию в 1965г.В результате экономических реформ и рационализации производств, на «Тисайском НПЗ» производятся только полуфабрикаты, а на «ЗАЛА НПЗ» специальные битумы. С июля 2002г.на заводе в г. Алмашфюзите производятся только различные виды масел и присадки к ним.

Сокращение объемов продаж бензина различных марок за последние два года вызвано мировым финансовым кризисом. Увеличение объемов продаж дизельного топлива вызвано увеличением парка различных видов транспорта, имеющих дизельные двигатели, а также меньшей стоимостью дизтоплива по сравнениюcбензиновым.

По информации руководства Венгерской нефтяной ассоциации, а также от экспертов присутствующей на венгерском розничном рынке нефтепродуктов компании Lukoil Hungary, динамика розничных цен на моторное топливо в Венгрии не зависит от колебаний затрат на производство нефтепродуктов.

Основным ценовым ориентиром для участников венгерского розничного рынка является еженедельно пересматриваемая индикативная средняя цена на бензин и дизельное топливо, устанавливаемая ценовым комитетом венгерской национальной нефтяной компании Мол. Определение индикативных цен осуществляется ценовым комитетом на основе анализа оптовых цен европейских рынков нефтепродуктов (Генуя, Италия и Роттердам, Голландия), ежедневно публикуемых на www.platts.com, с учетом следующих основных факторов: тенденции изменения оптовых цен на нефтепродукты на европейских рынках; динамика курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте; акцизный налог на моторное топливо; сбор на содержание стратегических запасов нефти и нефтепродуктов; всеобщий налог с оборота (аналог НДС); прочие факторы.

Колебания курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте также значительно влияют на формирование розничных цен на бензин и дизтопливо. Помимо регулирования акцизного налога государство может также оказывать на основании закона о формировании обязательных стратегических запасов импортируемой сырой нефти и нефтепродуктов была создана Ассоциация по запасам нефти и нефтепродуктов (KKKSz.), предусматривающая обязательное членство всех участников рынка. В соответствии с законом Ассоциация должна обеспечить накопление стратегических запасов, соответствующих 90-дневным объемам внутреннего потребления, рассчитанных по результатам предыдущего года.

Стратегические запасы состоят из моторного бензина, дизельного топлива, топлива для электростанций и сырой нефти. В ближайшей перспективе зависимость Венгрии от российских поставок энергоносителей и сырья сохранится.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Российские дипломаты всегда тщательно подходили к анализу дел в венгерской половине Дунайской империи. Кроме традиционного сбора сведений о стране местопребывания дипломатической миссии, здесь проявлялось и несколько специфических факторов. Первое -- это отношение к Австро-Венгрии, как вполне вероятному противнику, с которым рано или поздно Россия может вступить в боевые действия, что требовало наличие всесторонней информации об экономическом потенциале империи, без чего не возможно было проводить стратегическое планирование сценария возможного вооруженного конфликта с Австро-Венгрией. Отсюда военное ведомство России являлось одним из основных потребителей информации, поступающей из Генерального консульства России в Будапеште. Отметим, что военное ведомство стремилось и самостоятельно собирать сведения об Австро-Венгрии, используя контакты военно-морского и военного атташе, состоявших в посольстве России в Вене.

Территория Венгрии практически вплотную примыкала к границам Российской империи, что лишний раз актуализировало для российского политического и военного истэблишмента значимость изучения Венгрии и ее экономики. В России внимательно следили за экономическими успехами Венгрии. Венгрия являлась основным производителем продовольствия в Австро-Венгрии. В Венгрии развивались новые высокотехнологичные отрасли промышленного производства и, прежде всего, электротехническая и оборонная . Венгрия добывала полезные ископаемые, имеющие исключительное военно-стратегическое значение для воюющей страны и в данной связи Россию интересовала горнодобывающая металлургическая промышленность Венгрии. Кроме этого, в России интересовались развитием транспортной инфраструктуры страны, включая возможности порта в Фиуме. Это на прямою было связано с оценкой мобилизационных способностей Австро-Венгрии и ее армии. Венгрия в силу своего географического положения находилась между российским и балканским театрами боевых действий и от ее транспортных систем во многом зависела скорость передвижения войск империи Габсбургов.

Однако венгерская экономика привлекала внимание не только российских дипломатов и военных, но и представителей российского бизнеса. В конце XIX в. экономические взаимоотношения России и Венгрии начинают постепенно выходить из состояния ступора. И хотя их объем был еще незначителен и не соответствовал экономическому потенциалу двух стран и в Венгрии, и в России среди значительной части представителей бизнеса проявлялся взаимный интерес. Поэтому экономические круги России требовали от дипломатов полной информации о развитии народного хозяйства Венгрии.

Особое внимание к Венгрии подогревалось еще одним обстоятельством. Развитие экономик двух стран совпадало по многим позициям. Россия и Венгрия сравнительно поздно вступили на путь индустриализации, в обеих странах аграрный сектор и аграрный экспорт имели исключительное значение. И в Венгрии, и в России остро стояла задача модернизации сельского хозяйства, обе страны сильно зависели от внешних инвестиций. Уже в начале ХХ в. в две страны начинают учитывать опыт друг друга при проведении экономической политики. Поэтому генеральный консул в Будапеште В. Львов стремился снабдить Санкт-Петербург полной информацией об успехах и провалах венгерской экономики. Итоги 1900 г. князь В. Львов для народного хозяйства Венгрии оценивал скептически: «Никогда еще Венгрия не находилась под давлением такого гнетущего экономического положения, никогда она так глубоко не осознавала свою слабость, никогда ее состояние не было более безотрадно, и перспективы ближайшего будущего не отмечались большей мрачностью, как в момент подведения итогов истекшего года (1900 г. -- И. К.)» . Генеральный консул выделял два среза причин такого положения дел в Венгрии. С одной стороны, это были просчеты венгерского правительства, с другой стороны, кризис в Венгрии усугублялся конъюнктурой на мировых рынках и на это обстоятельство Будапешт никак не мог влиять.

Экономический подъем в Венгрии конца XIX в., на взгляд консула, столкнулся с ограниченными способностями потребительского рынка страны. Значительная часть населения Венгрии имело низкий уровень дохода, поэтому они не выступали в качестве активных потребителей промышленной продукции. К тому же в условиях экономического кризиса, поразившего Венгрию на рубеже XIX--XX вв., наблюдается падение уровня жизни широких слоев населения, что не могло не усугубить положение на потребительском рынке страны. Отсюда венгерская промышленность не имела больше возможностей для дальнейшего расширения производства.

Ситуация в народном хозяйстве Венгрии, по мнению Львова, осложнялось не определенностью экономических взаимоотношений Австрии с Венгрией, а также нарастанием конкуренции со стороны австрийской промышленности . В начале ХХ в. в Австрии нарастают антивенгерские настроения, в том числе и среди представителей австрийского бизнеса. Они смотрели на Венгрию как на иждивенца в составе Дунайской империи, так и Австрия, будучи экономическим центром империи, несла более 60 % общеимперских расходов. К тому же Вену вполне устраивало положение, когда Венгрия являлась аграрным придатком Австрии.

Все это, на взгляд консула, способствовало распространению в Венгрии идеи о полной экономической независимости королевства Св. Иштвана от Австрии. Генеральный консул в таком положении дел усматривал большую опасность единству империи. «В Австрии не хотят понять, что открытая и тайная враждебность по отношению к Венгрии должна побудить ее к радикальному разрешению высшей экономической задачи (получение полной экономической независимости Венгрии от Австрии. -- И. К.)» . В случае разрыва Австрией и Венгрией экономического союза от этого проиграли бы обе стороны. Австрия в этом случае теряла емкий рынок для ее промышленных товаров, где конкуренция со стороны других государств была ограничена таможенными барьерами, а Венгрии лишалась выгодного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции, теряла столь необходимые ей австрийские технологии, инвестиции и кредиты. Таким образом, генеральный консул не принадлежал к числу тех политиков и дипломатов, которые полагали, что в случае получения Венгрией полной экономической независимости ее народное хозяйство получит одни выгоды, справедливо отмечая огромные негативные последствия для венгерской экономики в случае разрыва экономических связей с Австрией.

Развал единого экономического пространства ставил под сомнение существование самой дуалистической монархии. В. Львов с пониманием относился к экономическим амбициям Венгрии. Он полагал, что Венгрия больше не может являться аграрно-сырьевым придатком Австрии, так как в мире падала доходность сельского хозяйства, европейские аграрии не выдерживали конкуренцию с сельхозпроизводителями стран «Нового света» и прежде всего с США. По поводу активного проникновения аграрной продукции из США в Европу В. Львов отмечал: «Нет никакой возможности эту обостренную конкуренцию обуздать реакционными законодательными мерами, с ней можно бороться только посредством развития производительных сил, посредством освобождения потребителей от чрезмерного податного бремени и, наконец, посредством объединения всех отраслей производства, с конечной целью экономического объединения Европы» . Отсюда индустриализация Венгрии становилась важнейшей стратегической задачей для Будапешта.

Данное высказывание генерального консула вполне можно отнести к революционным для своего времени, когда высокие таможенные пошлины и возведение других запретительных барьеров в Европе и США рассматривались как главная панацея от конкуренции с иностранными производителями. В. Львова можно по праву отнести к числу пионеров идеи европейской интеграции в российском МИДе, эти взгляды В. Львов высказывал еще не раз. В. Львов полагал, что запретительные таможенные пошлины неспособны, оздоровить экономику, только модернизация народного хозяйства и рост культурного уровня населения были способны вывести венгерскую и другие европейские экономики из кризиса. Рассуждая об индустриализации Венгрии В. Львов, постоянно отмечал жизненную необходимость для страны модернизации ее сельского хозяйства. По его мнению, кое-что в этом направлении венгерское правительство сделало. В частности, он положительно оценивал регулирование государством трудовых отношений в аграрном секторе, строительство оросительных систем, покровительство винокуренной промышленности, расширение кредитования сельхозпроизводителей, попытка создания системы, облегчавшей сбыт аграрной продукции в Венгрии и за ее пределами, расширение бюджетного финансирования сельского хозяйства. В то же время консул писал: «…но нельзя не отметить с прискорбием, что венгерские аграрии продолжали неутомимую агитацию против других отраслей экономической жизни государства, а именно промышленности и торговли» . На взгляд, В. Львова аграрии не должны были забывать, о том, что сельское хозяйство Венгрии потерпит крах, если успехи в аграрном секторе страны не будет сопровождаться подъемом в промышленности и торговли Венгрии. Сельское хозяйство страны не могло успешно развиваться локально вне связи с другими отраслями экономики.

Мировая экономика в начале ХХ в. оказалась в сложной ситуации. Англо-бурская война, политическая нестабильность в Китае, волна забастовочного движения в ведущих странах Европы, угольный кризис, паника на биржах привели к дестабилизации экономической системы. В этих условиях инвесторы начинают паниковать и выводить свои активы из развивающихся экономик, в том числе Венгрии, России, стран Балканского полуострова. Венгрия принадлежала к тем странам, которые имели весьма ограниченные внутренние инвестиции, они во многом зависели в своем экономическом развитии от притока иностранного капитала, поэтому его отток в начале века больно ударил по их экономике. Отечественные инвесторы не могли восполнить потери, связанные с бегством из страны иностранных инвесторов, с чем столкнулась Венгрия в 1900--1901 гг. «Все вышеупомянутые явления совершенно уничтожили наблюдавшееся в Венгрии влияние чужого благосостояния и накопления иностранного капитала», -- писал по этому поводу В. Львов .

Генеральный консул выделял и внутривенгерские факторы, приведшие экономику к глубокому кризису. Прежде всего, сюда входили внутриполитическая нестабильность и раскол правящей элиты в вопросе о путях дальнейшего экономического развития Венгрии. Здесь пересекались интересы аграриев, промышленников и представителей торгового бизнеса. При всей своей симпатии к индустриализации Венгрии В. Львов полагал, что в стране возник опасный перекос в пользу промышленности и в ущерб интересам сельского хозяйства страны .

Генеральный консул уделял большое внимание антикризисной политике венгерского правительства. Только недоумение у дипломата вызывали призывы политиков и бизнесменов Венгрии к потребителю, о необходимости приобретения только отечественных товаров. Это было, на его взгляд, абсолютно бессмысленно. Во-первых, венгерская промышленность была слабой и она не могла полностью заполнить потребительский рынок страны. Во-вторых, потребитель в своих предпочтениях на рынке ориентируется не на патриотизм, а на такие категории, как качество и цена товара.

В. Львов с большим вниманием относился к другим проявлениям антикризисной политики венгерского правительства, строительство новых промышленных предприятий, поддержка мелкой промышленности, стимулирование технического и профессионального образования рабочих, развитие морского флота, всего того, что в будущем могло привести к экономическому подъему Венгрии. Тем более для этого была одна важная предпосылка, несмотря на кризис, венгры не теряли оптимизма и веры в великое будущее своей страны .

Высоко оценивая усилия правительства Венгрии по выводу страны из кризиса, В. Львов не мог не обратить внимание и на тревожные симптомы. Так, Будапешт проводил политику по объединению мелких торговцев в крупные ассоциации. Правительство полагало, что эти меры спасут мелких торговцев от разорения и приведут к дальнейшему развитию торговли. Но консул обратил внимание на два опасных момента, связанных с данным процессом. Во-первых, ассоциации торговцев создавались строго по конфессиональному принципу, а не исходя из экономической целесообразности, и, во-вторых, ассоциации сразу же потребовали субсидий от государства, чего никогда не делали мелкие торговцы. Тему чрезмерной зависимости венгерского бизнеса от государства В. Львов будет детально разрабатывать в 1902 г.

Значительное внимание В. Львов отводил анализу дел в отдельных секторах народного хозяйства Венгрии. В промышленности страны он отмечал противоречивые процессы на фоне общего спада промышленного производства. В условиях угольного кризиса в Европе и забастовок шахтеров в Богемии в Венгрии увеличивается добыча каменного угля, он даже использует термин «угольный бум». Кроме этого, рост производства был отмечен в сахарной, винокуренной промышленности и на тех предприятиях, которые находились под контролем синдикатов. В монополизации венгерской промышленности консул видел один из способов укрепления ее позиций внутри Венгрии и за ее пределами.

Экономический кризис, начавшийся в 1899 г., развивался в таких секторах промышленного производства, как строительство и производство строительных материалов, металлургия и машиностроение. В условиях экономического кризиса всегда снижается интерес потребителей к приобретению недвижимости, что затронуло и Венгрию на рубеже XIX--XX вв. Спад в строительном секторе достигал угрожающих масштабов. Сокращение строительства в Венгрии железных дорог, по мнению консула, привело к глубокому кризису металлургии и машиностроения Венгрии. Данная ситуация была обострена распадом австро-венгерского железного синдиката, что привело к обострению конкуренции в металлургии Австрии и Венгрии . Промышленный спад вел к увеличению числа безработных среди венгерских рабочих, что не могло обострить социальную напряженность в стране. Это сочеталось с падением уровня заработной платы в Венгрии и ростом стоимости жизни.

Данное обстоятельство заставило правительство Венгрии проводить активную социальную политику. Оценивая ее итоги консул писал: «Венгерское правительство в течение отчетного года (1900 г. -- И. К.) прекрасно регулировало положение сельскохозяйственных рабочих. Что же касается фабричных рабочих, то венгерская промышленность, к сожалению, слишком слаба, чтобы принять на себя такие же тяжелые обязательства, какие лежат на промышленности в Австрии и Германии» . В. Львов в целом оценивал положительно усилия правительства Венгрии по развитию социального законодательства, что подтверждают и последующие его донесения. Однако он прекрасно понимал, что развитие социального законодательства напрямую связано с уровнем производительности труда в промышленности, любые сокращения рабочего дня и повышения зарплаты невозможны без выхода промышленного производства на новый качественный уровень. Неподкрепленные технологическими инновациями социальные блага ведут к краху промышленное производство любой страны, тем более таких «молодых» индустриальных стран, как Венгрия. Генеральный консул показывал разрыв в индустриальном развитии Австрии и Венгрии, поэтому Австрия в отличие от Венгрии могла проводить более решительную социальную политику, в том числе и в «рабочем вопросе».

В сельском хозяйстве урожай 1900 г. оказался весьма посредственным, не оправдав те надежды, которые возлагали на него венгерские аграрии в начале года. Он был примерно на 3 % ниже средних показателей за последние 5 лет. Все это сопровождалось низкими ценами на зерно, сложившиеся на мировом рынке и падением цен на шерсть, несмотря на некоторый их рост в конце XIX в. Правда, успехи были отмечены в производстве винограда в страны, консул особо подчеркивал высокое качество винограда в 1900 г. Такие же успехи были отмечены в производстве фруктов и овощей.

Экономическая нестабильность отразилась на развитии финансово-банковской системы страны. Дефицит платежного баланса Венгрии постоянно покрывался за счет займов и временных статей бюджета. Сбережения населения практически не росли, объемы кредитных операций будапештских банков сокращались, если на 1 января 1899 г. они составили 515 млн крон., то на 1 января 1900 г. всего 480 млн крон . Все это привело к падению курса венгерских ценных бумаг и объема сделок на венгерских фондовых биржах. Правда, среди причин биржевого кризиса, консул выделял не только экономическую нестабильность. Правительство Венгрии ввело биржевой налог и ограничило самостоятельность бирж для борьбы с биржевыми спекуляциями, что не могло также не сказаться на объемах биржевых сделок. Кризис затронул и страховой сектор страны. Несмотря на все трудности, венгерским банкам удалось избежать существенных потерь, и это во многом было вызвано действиями Государственного банка Австро-Венгрии, который своей четкой и грамотной политикой смягчал последствия экономического кризиса и накапливал золотые резервы Дунайской империи.

В транспорте страны также происходили неоднозначные процессы. В 1900 г. выросли объемы перевозок на железных дорогах. В то же время речной флот переживал застой, а морской флот, наоборот, увеличивал объемы перевозок. Это было связано и с некоторым увеличением экспорта венгерских товаров за пределы Дунайской империи. Правда, сам торговый баланс Венгрии вызывал у консула серьезные опасения. Страна полностью зависела от экспорта сахара, угля и леса, что делало уязвимым ее позиции на мировом рынке, необходима была диверсификация венгерского экспорта, но для этого следовало развивать промышленное производство, ориентированное на производство экспортной продукции, а с этим были проблемы даже у Австрии .

Большое беспокойство у венгерской элиты и у В. Львова вызвало повышение Германией таможенных пошлин на импорт венгерской аграрной продукции. В Будапеште и Санкт-Петербурге прекрасно понимали, что это приведет к обострению конкуренции российских и венгерских товаропроизводителей на рынках других европейских стран и что в этой борьбе пострадают интересы российских и венгерских аграриев. Опасался этого и Львов, доводя свои предостережения до МИДа Российской империи .

Об интересе российской стороны к делам в венгерской экономике говорит тот факт, что Генеральное консульство в Будапеште переправило в Санкт-Петербург ежегодные отчеты министров торговли и сельского хозяйства Венгрии в парламенте страны, материалы парламентских прений по этому поводу и ряд аналитических материалов Будапештской торговой палаты за 1901 г. Причем все это шло без купюр и собственных комментариев, что повышает значимость данных документов как исторических источников.

Начавшийся 1902 год отодвинул на второй план новости экономики. Генеральное консульство в Будапеште больше интересовали межнациональные отношения в Венгрии, которые начинают обостряться. В 1902 г. в очередной раз провалилась работа сербского национально-церковного собора. Это актуализировало проблему положения южных славян в Венгрии. Венские власти активизировали свое проникновение в Боснию и Герцеговину, что также усиливало трения администрации с частью местного славянского населения. В самой Венгрии обострилась дискуссия о характере и стратегии национальной политики. Эти и другие политические события доминировали в депешах и посланиях Генерального консульства в Санкт-Петербург.

В целом в экономике Венгрии в 1902 г. В. Львов констатировал продолжение застоя, причины которого заключались в наличии трех отрицательных факторов. Первый -- это чрезмерная опека государством деятельности большинства акционерных обществ и отдельных предприятий с помощью широкой системы льгот и государственных заказов, что порождало среди них иждивенческие настроения, подавляло частную инициативу и снижало конкурентоспособность. Эту точку зрения разделяли многие экономисты и политики внутри империи Габсбургов и за ее пределами. Однако правительство Венгрии боялось полностью отпустить свою промышленность в «свободное плавание», опасаясь, что она не сможет на равных конкурировать с австрийской промышленностью, не говоря уже о таких лидерах, как Германия, Великобритания и США. Кстати, в самой России ситуация в этом плане мало чем отличалась от Венгрии.

Второй фактор, столь повторяемый в отчетах такого плана -- это продолжающаяся неопределенность экономических отношений с Австрией. И третий фактор, пожалуй прозвучавший впервые -- провал мадьярских предпринимателей на фоне успехов их еврейских коллег. В. Львов пришел к неутешительному выводу для мадьяр: они по всем показателям уступали евреям (предпринимательская инициатива, стремление к инновациям, отсутствие страха перед свободной конкуренцией и т. д.) . Мадьярский бизнес был мало эффективен и явно проигрывал еврейскому бизнесу. Эти рассуждения консула имели под собой веские основания. Действительно, еврейская община Венгрии в силу своих способностей, энергии, знаний заняла значительное место в экономике, культуре, социальной сфере страны, сыграв большую роль в успехах Венгрии в конце XIX -- начале XX в.

В сельском хозяйстве итоги года были противоречивы. С одной стороны, в Венгрии 1902 г. выдался урожайным, и цены на продукцию сельского хозяйства при этом не упали, так как в Австрии вырос спрос на венгерский аграрный экспорт в условиях неурожая в США. Но, с другой стороны, на европейском рынке Венгрия не укрепила свои позиции, так как его заполонила дешевая продукция из России и Румынии . Итоги внешнеторговой деятельности Венгрии консул оценивал положительно, как и работу государственных железных дорог.

В одном из донесений Генерального консульства России в Будапеште встречаются весьма примечательные оценки перспектив развития экономических взаимоотношений между Венгрией и Россией. В своем донесении от 27 января 1902 г. князь В. Львов делал заключение, что в Австрии растет среди политиков и представителей бизнеса интерес к развитию экономических связей с Россией, но эти устремления не находили поддержки среди венгров. С одной стороны, политическая элита в Будапеште опасалась того, что развитие экономических связей с Россией может привести к охлаждению отношений с Берлином. С другой стороны, Венгрия боялась, что в условиях расширения экономических контактов двух соседних империй, она может столкнуться с жесткой конкуренцией с российской сельскохозяйственной продукцией на рынке Австрии . Следовательно, главную угрозу развитию добрососедских отношений между Австро-Венгрией и Россией князь В. Львов видел именно в позиции венгерского руководства и бизнеса. Кстати, эта позиция была довольно распространена не только в МИДе России, но и в общественно-политических и деловых кругах страны в целом.

Россия внимательно следила за дискуссией в Венгрии и за ее пределами о целесообразности строительства канала, соединявшего Одер с Дунаем. Кроме развития экономических связей Австро-Венгрии с Германией этот канал имел важное стратегическое значение в случае войны. Не прошел мимо внимания российского дипломата и утвержденный парламентом Венгрии план строительства железных дорог в Боснии и Герцеговине . Тем самым в консульстве очень тщательно отслеживали любую информацию о развитии транспортных артерий Венгрии и сопредельных территорий. Эту же информацию скрупулезно собирали российские дипломаты в Вене .

Консульство уделяло в 1902 г. значительное внимание перспективам развития экономических отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной. Кроме отмеченного плана строительства железных дорог, что, кстати, по мнению консула, свидетельствовало о набирающих силу экономических связях Венгрии с Боснией и Герцеговиной, В. Львов констатировал факт расширения венгерского проникновения в оккупированные провинции. В частности, об этом ярко говорило увеличение венгерского экспорта в Боснии и Герцеговине с 19,8 млн крон в 1898 г. до 24 млн крон в 1900 г. . Консул в будущем прогнозировал дальнейшее развитие отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, Генеральное консульство России в Будапеште в 1900--1902 гг. констатировало в экономике Венгрии застой после продолжительного экономического подъема в последней трети XIX в. Причины данного явления имели под собой как долговременные основания: неблагоприятная конъюнктура на мировом аграрном рынке, острая конкуренция со стороны австрийской промышленности, недостаток инвестиций, чрезмерное вмешательство государства в народное хозяйство, узость внутреннего рынка, так и кратковременные основания в лице неопределенности экономических отношений с Австрией, тактических просчетов венгерского правительства. В это время завершился срок действия предыдущего экономического соглашения с Австрией, а по новому соглашению стороны не могли прийти к компромиссу. За исключением некоторых оценок В. Львов в целом давал объективную информацию об экономическом развитии Венгрии.

Однако он зачастую не мог разрозненные факты собрать в некую целостную систему. Утонув в деталях, консул не видел многих очевидных фактов, в том числе в принципе высокие темпы экономического развития Венгрии на рубеже XIX--XX вв., несмотря на некоторый «перегрев» экономики. В 1897 г. валовой внутренний продукт Венгрии составлял 340,41 млн крон, в 1900 г. -- 371,84 млн крон, в 1901 г. -- 375, 83 млн крон, в 1902 г. -- 396,07 млн крон . И тем не менее данное обстоятельство ни в коей мере не умоляет достоинств информационных материалов российских дипломатов, работавших в Будапеште. До сих пор они являются важным историческим источником при изучении основных тенденций и противоречий развития венгерской экономики в эпоху дуализма.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство