11.08.2020

Российские организации в монголии. Нефтяная промышленность Монголии. История развития, проблемы и перспективы Предприятия монголии


Посольство РФ в Монголии
Mongolia-trade.org/ - Сайт монгольского торгового представительства
News.mn/ - Инфо-портал Монголии
Infopol.ru Новости Монголии - Улан Уде (ru)
Mongolia-tourizm-planet.blogspot.com/ - Туризм Монголии
Mol.mn/ - Монголия Он-лайн (en)
OWC.org.mn/ - Монгольское Национальное Управление по туризму (en)

Монго́лия (монг. Монгол Улс) - государство в Восточно-Центральной Азии . Граничит с Россией на севере и с Китаем на юге, не имеет выхода к морю.

Природные условия:
Монголия представляет собой плато , приподнятое на высоту 900-1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них - Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них - верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны - Селенга (в границах Монголии - 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи.

Климат:
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. Температура колеблется от минус 25° С - 35° С зимой до плюс 25° С - 35° С летом. Улан-Батор - одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц - январь. Самый тёплый месяц - июль.

Полезные ископаемые:
Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых , их разработка по-прежнему ограничена.
В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь.
Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц). В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.
В настоящее время Монголия занимает 10 место в мире по запасам угля. По оценке министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии общие разведанные запасы угля в стране составляют 150 млрд тонн.

Промышленность:
Одно из главных составляющих ВВП составляет горнорудная промышленность и производство кашемира.
Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс.
Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство:
В экономике приоритетное внимание уделяется сельскому хозяйству.
Но в экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.
Пастбищное животноводство , по-прежнему, остаётся главным видом хозяйственной деятельности . На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения.

Экономика:
ВВП (2006): 5.781 млрд долларов
Экспорт: медь, продукты животноводства, пух козий, шерсть
Импорт: топливо, машинное оборудование, автомобили
Основные торговые партнеры : Китай, Россия, США, Япония

Транспорт:
Общая протяженность автомобильных дорог в 2002 году - 49 256 км.
В 2004 году в стране было 36 аэропортов. Из них 11 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием.

  • Авиакомпания Ульгий-Транс
  • Авиакомпания Аэро Монголиа
    Воздушные трассы связывают Монголию с Россией, Китаем, Вьетнамом, Японией.
    Протяжённость водных путей - 580 км.
  • Озеро Хубсгул (Khovsgol) - 135 км.
  • река Селенга - 270 км.
  • река Орхон - 175 км.
    Монгольская железная дорога соединяет две великие державы, Россию и Китай. Это кратчайший путь, соединяющий Азию и Европу.
    Общая протяжённость железных дорог Монголии на 2004 год - 1810 км.
    (РЖД недавно приобрела 50 проц. пакет акций УБЖД - 2008)

    Крупные предприятия:

  • Petrovis LLC

    Туризм:
    Новая отрасль - туризм - на подъеме . Отелей нигде, кроме столицы, монголы не строят - это дорого и не экзотично. Поэтому весной в особенно прекрасных уголках Монголии возникают турбазы, состоящие из пары десятков юрт, осенью так же мгновенно исчезают. Около 9 миллионов человек монголов живут вне Монголии, в том числе св. 5,8 млн - в Китае, св. 1 млн - в России: 180 тыс. калмыков, 67 000 алтайцы...

    Внешняя торговля:
    Сегодня основными статьями монгольского экспорта являются сегодня минералы и металлические руды, а также продукты животноводства. В страну ввозятся в основном машины и оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

    Членство в международных организациях:
    Монголия является членом ООН, МОТ, ВОЗ и других международных организаций.

    Образование:
    С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. Обучение ведётся на монгольском языке. В средних школах изучают традиционную монгольскую письменность. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.

  • ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

    ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ

    Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 90-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

    По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составляет 1,27 млрд. долларов США, что на 11.6% больше чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150.6 млн. долларов США.
    Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50.8% - в КНР, 13.8% –в Канаду, 10.1% - в США. 45.2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21.5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25.6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3.7 %- кожсырье и изделия из него.
    Монголия импортирует более 90 % нефтепродуктов из России, а оставшуюся часть - из Китая и Казахстана.

    Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ

    Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год.

    Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)

    Природные ресурсы Монголии. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

    Трудовые ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году - 1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.

    На ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них - 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.

    Рыночные преобразования в экономике в 1990–2000–х годах

    Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОНГОЛИИ

    Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

    До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

    Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства.

    Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

    В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” (Целина-3) и “Зеленая революция”.

    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОНГОЛИИ

    Общая характеристика промышленности. Специфические особенности индустриализации Монголии. Этапы развития промышленности. Кадры промышленности. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности. Динамика основных показателей развития промышленности. Эффективность промышленного производства.
    Отраслевая структура промышленности. Нынешнее состояние и тенденции развития основных отраслей.
    Воздействие рыночных реформ на промышленность Монголии. Роль внешней помощи в развитии промышленности. Перспективы развития промышленности.

    Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году.

    Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
    Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
    Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
    Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

    Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт , Сухэ-Батор, Баганур , Чойбалсан . Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

    КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

    Динамика капиталовложений в экономику Монголии. Структура капиталовложений по отраслям экономики. Материальная база и кадры строительства. Роль внешней помощи в развитии капитального строительства. Основные формы помощи.

    ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

    В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

    Создание современных видов транспорта после революции 1921 г. Динамика грузооборота и пассажирооборота транспорта. Состояние и тенденции развития основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного). Перспективы развития транспорта. «Дорога тысячелетия». Основные виды связи в современной Монголии (почтовая, телефонная, телеграфная, радио– и телевизионная связь). Развитие мобильной связи и Интернета.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ

    Основные звенья финансовой системы современной Монголии и ее роль в развитии экономки. Государственный бюджет, соотношение центрального и местных бюджетов. Структура доходов и расходов бюджета.
    Валютно–денежная система. Национальная валюта – тугрик – и ее курс по отношению к другим валютам. Валютное регулирование.
    Кредитная система. Формирование и развитие двухуровневой банковской системы. Роль и функции Центрального банка. Развитие сети коммерческих банков. Кредитные и депозитные операции банков. Формирование страховой системы. Проблемы и трудности в развитии кредитной системы в период рыночных реформ.

    ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

    Основные формы внутренней торговли. Государственная, кооперативная и частная торговля, их соотношение. Оптовая и розничная торговля. Цены внутренней торговли, проблема инфляции. Динамика и структура внутреннего товарооборота.

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

    Разнообразие подходов к экономическому районированию Монголии. Концепция зонального развития Монголии (2002 г.). Основные экономические зоны и их производственная специализация. Взаимосвязь отраслевой и территориальной структуры экономики.

    ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ

    Жизненный уровень и социальное обеспечение в социалистической Монголии. Резкое падение жизненного уровня в начальный период рыночных реформ. Динамика реальных доходов населения в последние годы. Социальная дифференциация населения. Проблема бедности и попытки ее решения. Проблема занятости; динамика и структура безработицы. Роль государства в решении социальных проблем.

    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

    Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

    Главный импорт. Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления.

    В 2004 году импорт составлял $1 млрд.
    В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %.

    В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

    Главный экспорт. Главный монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

    В 2004 году экспорт составил $853 млн.
    В 2005 году экспорт направлялся в: Китай - 48,1 %, США - 14,2 %, Канада - 11,6 %, Великобритания- 8,3 %, Южная Корея - 6,2 %.

    Экспорт минерального сырья, составляющего основную экспортную статью, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 245.9 млн. долларов США, драгоценных и полудрагоценных камней, металлов и украшений - на 175.4 млн.долларов, продукции химических предприятий - на 22.1 млн.долларов США, сырья, переработанных кожи, пушнины и изделий из них - на 1.9 млн.долларов. Однако экспортные поставки трикотажной продукции уменьшились на 7.8 млн. долларов, металлургической продукции - на 3.4 млн.долларов.

    Фактический объем экспорта медного концентрата по сравнению с 2007 годом снизился на 0.6 процента или на 8.2 тыс. тонн, а в ценах возрос на 27.1 %.

    Основные формы внешнеэкономических связей современной Монголии. Динамика, структура и география внешней торговли. Экспорт и импорт отдельных товаров. Организация внешней торговли.

    Кредитная и безвозмездная помощь внешнего мира Монголии. Распределение внешней помощи по отраслям экономики. Организация стран–доноров Монголии и ее деятельность. Роль внешней помощи в развитии экономики и социальной сферы.

    Сотрудничество Монголии с основными внешнеэкономическими партнерами. Важнейшие направления монголо–российского экономического сотрудничества и его роль в развитии монгольской экономики. Участие Монголии в международных экономических организациях (МВФ, Всемирный банк, АзБР и др.).

    • Улаанбаатар, Монголия, /МОНЦАМЭ/ За 11 месяцев с начала 2010 года Монголия осуществила внешнеторговые операции со 130 странами мира. Общий товарооборот составил 5 421.8 млн. ам. долларов, из этого объем экспорта составляет 2 550.6 млн. долларов, импорта - 2 871.1 млн. долларов.
      По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внешнеторгового оборота вырос на 1 831.4 млн. долларов, или на 51.0%, из этого объем экспорта увеличился на 872.3 млн. долларов, или на 52.0%, а объем импорта - на 959.0 млн. долларов, то есть на 50.2%.
      Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за январь-ноябрь 2010 достигло 320.5 млн. долларов, что против аналогичного периода прошлого года есть увеличение на 86.8 млн.долларов, или на 37.1%.
      94.8 процента всех видов экспортной продукции составляют минресурсы, трикотаж и трикотажные изделия, драгоценные и полудрагоценные металлы и ювелирные изделия.
      Г.Батцэцэг
    ВВП

    По паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2006 году. Прирост ВВП 7,5 %.

    Сельское хозяйство - 20,6 %.
    Промышленность - 21,4 %.
    Услуги - 58 %.
    Инфляция - 9,5 % (2005).

    БЮДЖЕТ 2010 ГОДА

    Бюджет Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда тугриков. Расходы - 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны - более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)

    В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%

    Как передало МОНЦАМЭ, по предварительным данным 2009 года, валовой национальный продукт страны составил 6055.8 млрд. тугриков (47-50 тугриков = 1 рублю) в годовом исчислении или 3564.3 млрд. тугриков в ценах 2005 года. По сравнению с прошлым годом данный показатель сократился в сопоставимых ценах на 1,6%.

    Официальный индекс потребительских товаров и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.

    В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.

    В годы широкого сотрудничества двух стран российские геологи, совместно с монгольскими коллегами, искали руду и воды, нефть и уголь, то есть все то, что позднее нашло свое отражение на карте "Природные ресурсы Монголии. Полезные ископаемые".

    Исследования нефтеносных районов Монголии в 1922-1923 годах вели американские геологи H. Беркли и С. Моррис в Гоби. Другой американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии. Планомерная геологоразведка нефтяных месторождений в Монголии началась с 1934 года. Были разведаны два месторождения нефти на юге и на юге-востоке с запасом около 6.2 млн. тонн.

    Американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии

    До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием монгольского геолога Ж. Дугэрсурена и советского геолога Ю. Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Также были установлены структуры, благоприятные для скоплений нефти и газа. За двадцать лет эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. каждая. Между 1947 и 1963 годами советскими геологами были обнаружены два небольших нефтяных месторождения, и 80, предположительно, нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.

    После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год, что эквивалентно тысячам тонн. В период с 1950 по 1969 годы более 4 млн баррелей (около 0.6 млн тонн) нефти было добыто на месторождении Дзунбаян, и в общей сложности 7 млн баррелей нефти (538.7 тысяч тонн сырой нефти, в том числе легкой нефти, импортируемой из России для смешивания с местной нефтью) были переработаны на НПЗ, что обеспечивало 20 процентов потребления страны в тот исторический период.

    В 1969 году работу завода приостановили по нескольким причинам: уменьшение давления в скважинах Дзунбаянского месторождения и следующие из этого проблемы бесперебойного снабжения сырьем, пожар на НПЗ, и открытие нефтяных месторождений в советской Западной Сибири. Как следствие этого компания "Монголнефть" была реорганизована.

    Сегодня восстановлены до 100 скважин Дзунбаянского месторождения, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку.

    Добытая на Дзунбаянском месторождении монгольская нефть - 550 тыс. баррелей в месяц - перерабатывается в Китае

    Запас Дзунбаянского месторождения оценивается в 22 млн тонн, здесь выделяется три нефтяных района или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-ый горизонт - 9-10 м и 7-8 горизонт -10-12 метров. Глубина эксплуатационных горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м. Запасы нефти Дзунбаянского месторождения категории А + В составляют 2158.3 тыс. тонн.

    Нефтепроявления в Восточно-Гобийской депрессии были установлены также при бурении на Ухинском, Хамарин-хуральском, Цаганэлском поднятиях. Все эти нефтепроявления до сих пор детально не разведаны и окончательно не оконтурены.

    Поисково-разведочные работы были организованы и в других районах Восточной Монголии: Нялгинской, Чойбалсанской, Тамсагбулагской. В первых двух, помимо битумопроявлений, выявленных в процессе геологического картирования, отмечены проявления жидкой нефти, но промышленные притоки в скважинах получены не были. Тамсагская впадина расположена на крайнем востоке страны и занимает в пределах страны около 30 тысяч км. Однако геолого-геофизические исследования проводились недостаточно. В отношении нефтеносности она представляет большой интерес. В погруженной части палеозоя, например, северо-восточной пос. Тамсагбулак, мощность мезозойских отложений превышает 3000 м. Однако здесь пройдена только одна скважина на глубину 2500 м.

    Последние разведочные работы на месторождении нефти Тамсаг-Булак в сомоне Матад аймака Дорнод потвердили установленные ранее запасы нефти в 19 млн баррелей и показали, что предположительные запасы здесь с учетом риска могут составить 58 млн баррелей.

    Предположительные запасы нефти в аймаке Дорнод составляют 58 млн баррелей

    В марте 2010 года руководитель службы снабжения управления по делам нефти и полезных ископаемых Монголии Амарсайхан Дамдины сообщил, что Совет по минеральным ресурсам официально зарегистрировал совокупные достоверные запасы нефти в Монголии, оценив их в 1.6 миллиарда тонн. В бассейне Тамсаг, в частности, обнаружены запасы сырой нефти в 119.2 миллиона тонн. Таким образом, по объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем ста нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40-50 лет.

    Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить собственные потребности Монголии в топливе на 40-50 лет

    По подсчётам экспертов, в месторождении Тамсаг запасы нефти, которые могут быть извлечены из недр с наименьшими затратами, составляют 13 миллионов тонн, что равняется потребностям страны на период до 10 лет. В настоящее время, нефтеразведочные работы на территории страны ведут 11 компаний. Большинство этих компаний являются китайскими, российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии.

    Российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии

    С 2005 года китайцы в монгольском приграничном аймаке Дорнод (Восточный) пробурили 300 скважин, 70 из которых дали приток нефти.

    В 2006 году компания "Петро Матад лимитед" с целью разведки нефти в Матад заключила с правительством Монголии договор о разделе продукции. В мае этого года она была зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже. Хозяином мажоритарной доли этой компании является монгольская компания "Петровис". Последняя провела исследование месторождения нефти в местности Давсан толгой в августе и сентябре 2012 года. Проведённая до этого разведка установила, что запасы нефти в этой местности предположительно составляют 19 млн баррелей. Запас Тамсагского месторождения оценивается в 37 млн тонн. Добычу ведет китайская компания «Петрочайна Дацин Тамсаг», добываемая нефть идет в Китай, где перерабатывается, и продукты переработки поставляются обратно в Монголию по соглашению о разделе продукции.

    В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд тонн. Монгольская нефть расположена на глубинах в 700-1000 и 2200-3000 м.

    В 2010 году монгольская компании Mongolsekiyu Co., Ltd. и японская корпорация Тоёо инжениринг подписали соглашение по строительству нефтеперерабатывающего завода на территории Дарханского аймака, с мощностями по переработке до 44 тыс баррелей нефти в сутки, то есть до двух млн тонн в год. Проект является крупнейшим мероприятием в рамках "10-летней Основной программы монголо-японского сотрудничества". Построение этого завода позволит Монголии полностью обеспечивать себя нефтепродуктами, при этом в бюджет страны ежегодно будут перечисляться около 200 млн.долларов. После ввода в строй завода сырье будет сначала поставляться из-за рубежа, а в дальнейшем планируется перейти на отечественную нефть. Японская сторона выделит все необходимые для строительства средства - US 600 млн. Открытие предприятия создаст 600 новых рабочих мест. В проекте принимает участие японская компания Марубени. По утверждению г-на Намжим, директора компании Mongolsekiyu, потребление топлива в год составляет около 850000 тонн. С развитием добычи и развития инфраструктуры составит более 1.5 млн тонн к 2015 году и продолжит расти. Строящийся НПЗ должен, таким образом, производить два миллиона тонн в год.

    Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли также австралийская, канадская и французские компании. Открыто представительство российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе. Нефтепроявления, связанные с мезозойскими отложениями известны не только в Монголии, но и в граничащих с нами районах России, Китая. Ближайшие нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине. На территории Китая месторождения нефти известны ближе к Монголии: в Джунгарской, Ордосской, Сунляоской впадинах. Нефтепроявления с давних времен известны также в Далайнорской впадине, являющейся северным продолжением Тамсагбулакской депрессии. Совокупность рассмотренных нефтепроявлений и месторождений, разбросанных на огромной площади от оз. Байкала до центральной части Китая, свидетельствует о региональном развитии здесь мезокайнозовых процессов нефтегазонакопления.

    Ближайшие к монгольским нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине

    В течение 1990-1993 годов компания "Бритиш Петролиум" разведала осадочные бассейны и с американской компанией "Эксплорейшн Ассошиейтс Интернейшнл" выполнила обработку информаций предыдущих исследований, а также с компанией "Сибнефтегеофизика" сделали сейсмическое исследование Монголии.

    С января 2001 года на 7 из 22 блоков иностранные нефтяные компании заключили контракты "Соглашения о разделе продукции" производственно разделяющие контракты на проведениеразведки, разработку нефтяных месторождений и добычу. Компания "Соко" работает на областях контракта Тосон Уул - XIX, и Матад-ХХ, Тамсаг-XXI, и Буйр-ХХП, в то время как австралийская "Рок-ойл" является подрядчиком для областей контракта Цагаан Элс-ХШ и Зуун-баян-XIV.

    С 1993 по 2004 подрядчики пробурили в Монголии 47 скважин, с полными расходами, превышающими US214 млн. С 1998 по 2000 год компаниями-подрядчиками экспортировано в Китай около 33 тыс. тонн сырой нефти, накопленной в течение испытательного производства. Начиная с июля 2000 года, китайская компания "Дезерт Ойл" начала действия исследования на блоке Хар-Ус II, однако из-за финансовых трудностей она отложила разведку. Кроме того, несколько компаний из России и Китая интересовались исследованием нефти в некоторых блоках контракта. В настоящее время в Монголии работает американская компания "Соко", китайская "Доншенг" и канадские компании "Сторм Кат энерджи" и "Айвэнхоу Майнз".

    Нефтеразведочные работы на территории Монголии ведут 11 компаний, в том числе американская компания Mongolian Soco International PLC, китайская Dongsheng и канадские компании Storm Cat Energy и Ivanhoe Mines .

    Разведка с последующей стадией добычи нефти стала весьма интенсивно развивающейся отраслью в экономике страны, привлекающей пристальное внимание иностранных инвесторов. Ресурсная база Монголии на сегодняшний день: запасы нефти на 01.01.2004 по категориям А+В+С1+С2 составляют более 20 млн тонн нефти, что позволяет поддерживать уровень добычи нефти для внутреннего спроса на нефтепродукты.

    Исследование и разработка австралийской компаней "Рок-ойл" физических свойств нефти из месторождений Зуунбаян-XIV и Цагаан элс-ХШ показало, что отсутствие соответствующей инфраструктуры и производственных мощностей не позволяет переработать нефть. В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки (МТУ) по переработке нефти, производственный потенциал комплексов может составить до 50-100 тыс. т /год.

    МТУ отличаются неглубокой переработкой сырья и поэтому не должны рассматриваться как альтернатива НПЗ и НХК. Максимальная потребность в МТУ в Восточном аймаке оценивается в 1-2 шт, что составит не более 50-100 тыс. т/год суммарной мощности. Поэтому их применение может существенно улучшить обеспечение региона топливом. С позиций долгосрочного развития целесообразна ориентация на преимущественное использование средств частных компаний в сочетании с мерами господдержки при разведке и добыче нефти в месторождениях восточного аймака.

    В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки по неглубокой переработке нефти

    Анализ ситуации в Монголии свидетельствует о том, что внутреннее потребление моторных топлив, снизившееся с 440 тыс. тонн в 1990 году до 359 тыс. тонн в 1994 году, даже к 2010 году может не возрасти до масштабов 1990 г. Это значит, что в восточном аймаке необходима нефтеперерабатывающая промышленность, которая ориентировалась бы на внутренний рынок, мощностью 200-300 тыс тонн. Недостаточность этих нефтеперерабатывающих мощностей в Монголии может обнаружиться только в следующих ситуациях:

    • существенного увеличения потребности нефтепродуктов, что может случиться в основном за счет "экономического чуда";
    • непредвиденно быстрого развития регионального автопарка и/или кардинального улучшения региональной сети автодорог;
    • непредвиденно быстрой активизации региональных авиаперевозок.

    Некоторые соображения "за" и "против" строительства малых НПЗ можно проследить на примере анализа наличия объективных предпосылок для строительства такого МТУ в городе Эрдэнэт. Годовая потребность города в автобензине составляет около 40 тыс. т, дизтопливе - 100 тыс тонн, топливном мазуте - 5 тыс тонн, итого - около 145 млн тонн нефтепродуктов в год. Построенный МТУ в городе обеспечивает 30-50 процентов спроса, остальное производится путем их завоза из Российской Федерации в основном из ближайшего НПЗ, находящегося в российских городах Ангарске и Омске.

    70 процентов всех нефтепродуктов в г. Эрдэнэт завозится из Ангарска и Омска. Годовая потребность города в нефти и ее продуктах составляет около 145 млн тонн

    При грамотном проектировании и учете местных условий малотоннажные установки могут обладать достаточной универсальностью. "Эрденетский проект", например, может включать автономную энергоустановку, производство дизельных и котельных топлив, битумов, высокооктанового бензина, сжиженных газов. Это позволяет обеспечивать близлежащие районы электроэнергией, бытовым газом, печным топливом, а также основной продукцией МТУ - моторным топливом.

    Сравнительно крупные МТУ, мощностью 200 - 500 тыс. тонн в год, способны решать проблемы переработки сырья целой группы месторождений. Так, например, переработка нефти в Восточном аймаке вблизи месторождения Тамсаг с потенциальной добычей 10-50 тыс. т/год может осуществляться на МТУ. Она может быть и специально ориентированной, например, на решение вопроса устойчивого снабжения восточных аймаков Монголии.

    При реализации гипотезы о низких уровнях энергопотребления в стране, откладывании строительства транспортной магистрали Чойбалсан -Улан-Батор, внедрении новых технологий и проведении государством политики сдерживания цен, отказе от дотирования железнодорожных перевозок и ускоренном прекращении поддержки нефтяной промышленности отрасль попадает в наиболее сложное положение: возможные объемы добычи нефти в Монголии к 2010 г. оцениваются на уровне 1-2 тыс. т. при реализации этого сценария иностранные компании вынуждены сокращать разработку и/или добычу на всех блоках исследования, открытые блоки останутся без каких либо геолого-разведывательных работ, и исключается какая-либо возможность экспорта нефти из Монголии. Развитие нефтяной промышленности по этому минимальному сценарию нежелательно по соображениям энергетической безопасности страны.

    В настоящее время специалисты РАО "Роснефтегазстрой" вновь вернулись в Монголию, вооруженные идеей (пока - идеей) взаимовыгодного освоения ранее разведанных там ресурсов. Они привезли совершенно новую электронную карту полезных ископаемых и выступили в Улан-Баторе со своей оценкой ресурсного потенциала страны перед членами правительства, хурала и представителями частного капитала. Однако российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют исключительно на свой страх и риск.

    Российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют на монгольском рынке исключительно на свой страх и риск

    В процессе деловых контактов правительственные структуры Монголии предложили РАО "Роснефтегазстрой" стать генеральным подрядчиком крупнейшего за всю историю Монголии проекта строительства трансмонгольской автомагистрали, которая не должна будет уступать, а в чем-то должна и превосходить лучшие автомагистрали США и Европы. Проект предполагал, что новая дорога сыграет роль станового хребта, с которым будет увязана транспортная сеть страны, главная магистраль соединит проверенным веками торговым путем Россию, Монголию, Китай и Казахстан. Будет ликвидирован анклавный тип хозяйствования, не позволяющий стране встать в один ряд с экономическими лидерами паназиатского рынка.

    Речь идет не просто о дороге. Монголии необходима современная транспортная сеть, состоящая из дорог разного класса, включающая магистральные трубопроводы, обеспечивающие страну энергоресурсами, транспортирующие углеводороды за ее пределы, при этом интересы российских компаний не будут ущемлены. В этой связи небольшое отступление. Сегодня существуют два варианта транспортировки углеводородов в Китай: минуя Монголию из Ангарска в Дацин, протяженностью в 2488 км, и через Монголию: Ангарск-Улан-Батор-Пекин в 2437 км. Имеется трехстороннее соглашение, подписанное Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), "Транснефтью" и бывшим "ЮКОСом" по транспортировке до 2010 года в Китай по 20 млн тонн нефти в год, а после - по 30 млн тонн.

    Пекин жестко противодействует монгольскому варианту трассы, хотя тот имеет существенные преимущества перед альтернативным вариантом. Не останавливаясь на всех минусах и плюсах этих вариантов, можно сказать с уверенностью, что они оба несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала. Рядом с ней меркнут все преимущества этих проектов.

    Оба варианта транспортировки нефти в Китай через Монголию или в обход Монголии несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала

    Однако есть сообщение о том, что в России разработан оптимальный, экологически безупречный вариант трассы нефтегазопровода Россия-Китай через Западную Монголию, учитывающий энергоресурсы Западной и Восточной Сибири и Казахстана. Этот вариант не только экологически безопасен, но и идет к тому же через природные ловушки-накопители углеводородов и обеспечивает энергосырьем остро нуждающиеся в нем слабозаселенные районы Китая. Широко распространенное мнение, что территория Китая густо заселена, глубоко ошибочно, и чтобы это понять, достаточно взглянуть на административную карту страны. Транспортная сеть должна быть обеспечена нефтезаправочными станциями, для чего планируется строительство нефтеперерабатывающего завода под Улан-Батором. На востоке Монголии американцы уже качают нефть. Совсем недавно открыто нефтяное месторождение и в южной части "нефтяного пояса" с извлекаемыми запасами в 2 млн. тонн. Рядом наметились еще четыре аналогичных месторождения.

    На сегодня потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год. Это нормально для сельскохозяйственной страны, но крайне мало для перехода в ряды промышленно развитых стран. Нефть импортируется из России (Ангарск, Ачинск, Омск), хотя своя нефть у Монголии имеется. Как выше сказано разведаны Дзунбаянский (Южная Монголия) и Тамсагский (Восточная Монголия) нефтяные блоки, где, по сведениям англичан и американцев, запасы нефти около 22 и 37 млн. В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд. тонн. Не исключено, что эти цифры завышены, но надо признать, что и другие компании называют близкие цифры.

    Потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что Монголия имеет немалые ресурсы энергетического сырья и вполне может удовлетворять не только свои внутренние потребности в нем, но и войти в число импортеров энергетиков. Возвращение России в Монголию, взаимовыручка и дружба двух стран выгодны и России, и Монголии. Обе стороны хотят этого. Однако хотеть недостаточно, надо действовать. И в этом главная скрепляющая, цементирующая роль должна принадлежать правительствам двух стран. Для Монголии, как показывает весь опыт ее истории, иного пути нет.

    Визитная карточка.

    Официальное название: Монголия

    Площадь:1 565 тыс. кв. км

    Население(1999): 2617 379 человек

    Столица: Улан-Батор

    Этнический состав: монголы(90%),казахи(4%),китайцы(2%),русские(2%),прочие(2%)

    Основные языки: монгольский (официальный), русский, китайский

    Государственное устройство: республика

    Глава государства: президент

    Денежная единица: тугрик

    Вступление.

    При слове «Монголия» воображение рисует нескончаемые пески, караваны верблюдов, стада овец, бе6лые юрты и многочисленные походы Чингисхана.

    Но это лишь малая часть облика древнейшей и самобытной страны. По площади она занимает семнадцатое место в мире, но живет на этих просторах всего около 2,5 миллионов человек. Поэтому по плотности населения Монголия занимает одно из последних мест в мире.

    Монгольскую республику часто называют Высокой Азией. Это действительно страна гор и высоких равнин - ее средняя высота над уровнем моря составляет 1580 м. Здесь проходит самая южная в Северном полушарии граница распространения вечной мерзлоты и самая северная граница пустынь. Выхода к морю у Монголии нет.

    Климат страны резко континентальный, умеренный, сухой. Среди растительности преобладают сухостепные и полупустынные виды. Лесов совсем мало (не более 8% территории) и растут они на горных склонах в северной части страны.

    Столица.

    Столица Монголии - Улан-Батор - крупный город с развитой промышленностью и инфрастуктурой. В столице проживает одна четверть населения страны.

    Улан-Батор - осуществляет городской хурал народных депутатов от 600 избирателей.

    Улан-Батор - основной транспортный узел страны; главная железнодорожная магистраль- Москва - Улан-Батор - Пекин; В пригороде - аэропорт международного значения. С другими городами МНР столицу связывают автомобильные дороги.

    В городе - множество театров, музеев, библиотек, галерей, университетов, академических институтов и колледжей.

    Природные условия и ресурсы.

    Монголия богата запасами полезных ископаемых, таких, как каменный и бурый уголь, уран, железная руда, нефть, медь, олово, молибден, плавиковый шпат, вольфрам, фосфориты, золото, серебро, драгоценные камни и др.

    Природные условия предопределены особенностями хозяйственно-культурного развития страны. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. По количеству скота на душу населения Монголия прочно занимает одно из первых мест в мире.

    В стране развиты такие отрасли промышленности, как электроэнергетическая, топливная, горнорудная, строительных материалов, металлообрабатывающая, легкая и пищевкусовая. В настоящее время несколько больше половины общей стоимости промышленной продукции приходится на легкую и пищевкусовую отрасли, одна четверть - на деревообрабатывающую и электроэнергетическую.

    Но структура промышленности Монголии постепенно изменяется: доля легкой и пищевкусовой сокращается, доля же большинства других отраслей возрастает. Этот процесс закономерен. Страна индустриализуется, развертывается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительном материале, древесине, рудном сырье; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, строить электростанции, увеличивать добычу угля.

    Добывающая промышленность и энергетика.

    Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).

    Обрабатывающая промышленность.

    На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

    Транспорт.

    Протяженность железных дорог - 1815 км, с твердым покрытием - 1413 км. Авиакомпании Монголии осуществляют регулярные рейсы внутри страны и по международным линиям в города Европы и Азии.

    Внешние экономические связи.

    В экспорте страны ведущее место занимает сырье животного и растительного происхождения и сырье для производства продовольственных товаров. Монголия стала важным поставщиком в другие страны мяса, шерсти, кож и др. В ближайшей перспективе существенно увеличится в экспорте доля минерального сырья, особенно концентрата цветных металлов и готовой промышленной продукции - мясных консервов, кожаных и овчинно-шубных изделий, шерстяных тканей, ковров.

    В импорте первое место принадлежит технике (машины, оборудование), минеральному сырью, металлам, топливу, продуктам химии, и второе - продовольственным и промышленным товарам народного потребления.

    Внешние экономические связи не ограничиваются торговлей. Большое значение имеет экономическая и техническая помощь европейских стран в строительстве экономических объектов.

    Список литературы

    «Страны и народы» г. Москва1999г. изд. «Русское слово»

    Особенности монгольской экономики

    Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

    Замечание 1

    До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

    Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

    По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

    Специфика промышленности Монголии

    Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

    Замечание 2

    Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

    В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

    • сталелитейной,
    • чугунолитейной,
    • угледобывающей отрасли.

    Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

    Добывающая промышленность Монголии

    В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

    С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

    В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

    До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

    На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

    Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

    Обрабатывающая промышленность

    Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

    Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

    Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

    В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

    Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

    С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

    Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.


    © 2024
    mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство