07.09.2020

Система налогообложения российской империи. Создание прямых и косвенных налогов Единица налогообложения в конце 17 века


История развития налогов и налогообложения в Средние века (V--XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов -- баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» -- помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом -- Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение -- акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV -- первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог -- капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов -- городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля -- судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги -- акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики -- богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию -- с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII--XVIII вв. -- конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX--XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой -- это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX--XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы Европейского союза.

Налоговая система России включала в себя разнообразные виды налогов, характеристику которых начнем с подушной подати. Она появилась в царствование Петра I. Обложению подлежало все население кроме дворян и духовенства, если его представители занимали какие-либо должности или проживали в монастыре. Сумма налога определялась путем умножения налоговой ставки на число налогообязанных лиц - ревизских душ, зарегистрированных в специальных книгах - ревизских сказках. Собранные деньги вносились в уездное казначейство с января по март и с октября по январь. Отсрочка и рассрочка платежей, а также сложение недоимок допускались только с разрешения императора. Подушная подать была отменена в 1882 года.

Следующий налог, который мы рассмотрим - поземельный. Объектом налогообложения являлась земля, а точнее доход, полученный от ее использования. В Древней Руси этот налог являлся одним из основных источников государственных доходов. Старинной податной единицей был плуг, а также дым. Позже ею стала соха. В XVI-XVII вв. принимались меры к упорядочиванию земельных сборов - проводилась опись земель, распределение ее по сохам. К концу XVII в. посошная подать была отменена. Имущественный налог заменялся личным. Вновь земельный налог возник в 1878 г. и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4к. и 17к. с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской - высшая.

К имущественным налогам также можно отнести налог на недвижимую собственность в городах, посадах, местечках России. Он появился в 1863 г. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход.

К имущественным налогам относился налог на доходы с денежных капиталов. Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в 1885 г. в размере 5 % от полученных доходов.

Последним налогом, который относился к прямым имущественным налогам, являлся промысловый налог.

Огромную роль в системе налогообложения играли косвенные налоги, к которым относились акцизы. Акцизы еще называли налогами на потребление. В России акцизом облагалось производство спиртных напитков, дрожжей, табачных изделий, сахара, осветительных приборов, спичек.

Делая краткий обзор акцизов, следует, прежде всего, упомянуть налог на соль, который был отменен в 1881 г. При царе Алексее Михайловиче, налог с частных солеварен составлял 2 гривны с пуда, а с уральской соли - 1 гривна. При Петре I с частных солеварен собирался каждый пятый пуд натурой и 10 % от цены при продаже соли, который был отменен в 1775 г.

С 1872 по 1877 г. существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали.

Налог на зажигательные спички был установлен в 1888 г. и включал в себя патентный сбор за право учреждения и функционирования спичечных фабрик и собственно акцизный сбор. В 1896 г. доход государства от взимания акциза составил 7 290 р.

В число подакцизных товаров входил сахар. К концу XIX в. сахарный акциз взимался в размере 1 р.75 к. с пуда сахара. Если открывались рафинадные или свеклосахарные рафинадные заводы, то уплачивался сбор в размере 5 р. с каждой тысячи пудов изготовленного или рафинированного сахара. Готовая сахарная продукция подлежала взвешиванию, каждая упаковка регистрировалась в специальных книгах. Вес упаковки составлял не менее 5 пудов, каждая партия сахара снабжалась накладной. С 1895 г. правительство установило строгий контроль за производством сахара.

К продукции, подлежащей обложению акцизом, относилось производство и реализация табачных изделий.

Последний вид продукции, производство и продажа которого находились под пристальным вниманием государства, были спиртные напитки. В XVIII в. доход от их производства и продажи государство получало путем установления монополии на эту отрасль. В конце XVIII в. была введена откупная система, суть которой состояла в том, что государство продавало патенты на право производства и реализацию спиртных напитков, отчего и получало немалый доход. Акциз со спирта был установлен в размере 4 к. с градуса, то есть с 1/1000 ведра неразбавленного спирта.

Наибольшее значение для формирования государственных доходов имели: гербовый сбор, крепостные пошлины, пошлины с имущества, переходящего путем наследования или дарения.

Гербовый сбор в России был установлен Петром I в 1699 г. Министерство финансов устанавливало перечень документов, которые облагались гербовым сбором и документов, от него освобожденных. Этот перечень доводился до всеобщего сведения. Наибольшее фискальное значение имел гербовый сбор, который взимался с бумаг, направляемых государственным органам и должностным лицам со стороны частных лиц. Он составлял 80 к. с документа.

Взыскание сбора происходило путем продажи специальной гербовой бумаги, марок, бандеролей, которые печатались в экспедиции ценных бумаг в Министерстве финансов.

Неотъемлемой частью налоговой системы России являлись земские повинности. Повинности разделялись на денежные и натуральные, которые представляли собой безвозмездные работы в пользу определенной территории. Денежные повинности направлялись на удовлетворение следующих нужд:

1) сооружение дорог, так называемая дорожная повинность;

2) выплата жалования чиновникам местных органов управления, например, содержание секретарей губернских по земским и городским делам присутствий, чиновников уездной полиции - исправников и их помощников; 3) удовлетворение нужд местного хозяйства - благоустройства, строительства и содержания школ, больниц, межевого ведомства;

4) воинская повинность, расходы по военному управлению - призыву, приему на службу новобранцев, помощь семьям военнослужащих, формирование ополчения. Указанные повинности имели общегосударственный обязательный характер, то есть подлежали обязательному взысканию.

Сверх, в доход казны земства поступали:

1) трактирный сбор, взимаемый с заведений трактирного промысла, расположенных за городской чертой;

2) судебная пошлина и сбор, взимаемый за рассмотрение дел мировыми судьями, позже земскими начальниками;

3) сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами на право ходатайства, по чужим делам;

4) вычеты из жалования у чиновников, которые содержались за счет земства.

Одной из главных статей расходов являлось содержание государственного аппарата, поскольку нормальное функционирование публичной власти является залогом существования всего государства. Расходы включали в себя выплату жалования и иных форм вознаграждения государственным чиновникам, выплату пенсий чиновникам, вышедшим в отставку, а после их смерти их вдовам и детям до достижения совершеннолетия. Значительная часть денежных средств направлялась на поддержание отечественной экономики.


Большое значение для безопасности государства имела армия, содержание которой составляло, едва ли не основную статью расходов.

Сначала составлялась расходная часть бюджета, а потом доходная.

В России бюджет имел весьма несчастливую историю. Вплоть до конца XIX в. Российское государство не имело единого бюджета, более того, правительство не знало, сколько государство имеет доходов, сколько расходует, кто и как расходует казенные деньги. В XVII в. делались попытки составить нечто похожее на бюджет, правда, это диктовалось не столько стремлением упорядочить государственное хозяйство, сколько потребностью найти новые доходы. В XVIII в. в задачу государства входила централизация власти. Петр I и его преемники строгими мерами побуждали местные учреждения собрать сведения о доходах и расходах, но сделать это было чрезвычайно трудно. Вот официальная характеристика русских финансов в одном из наказов Сената: «государственные доходы спутаны и смешаны, что едва по сие время, возможно, узнать о всех прямых их названиях; к сему доказательством служит то, что в Сенате, как в первейшем правительстве, о названиях доходов сведений никаких не было, а по посланным указам о сем в камер-коллегию, оная объявляла, что у ней такого сведения не имелось, и так оставались они ведомы только в тех местах, куда из плателыциковых рук поступали».

Вплоть до отмены крепостного права государственный бюджет, да и все финансовые отношения составляли государственную тайну. С 1862 г. бюджет стал публиковаться, но кардинальных изменений в финансовых отношениях не последовало.

В конце XIX в. государственный бюджет строился на принципах публичности и доступности, так чтобы все образованные люди могли понимать его язык. Бюджет имел дело не только с доходами и расходами, но, и, что важно, с соотношением между ними.

Делая вывод, следует отметить, что финансовое право России второй половины XIX - нач. XX в. представляло собой развитую отрасль права. В этот период сложились уже устойчивые понятия налогов, принципов налогообложения, его субъектов и объектов. Налогообложение имело достаточную правовую базу, позволявшую избегать произвола и взыскивать налоги в соответствии с законом.

«Соляные бунты»

В XV веке торговым центром, связывавшим все русские рынки, была Москва.


Торговля затруднялась бесконечным количеством обложений и разнообразных пошлин, особенно торговля солью, из которой князья и купцы старались извлечь как можно больше выгод.


Уже в начале XII века солевые варницы были обложены пошлиной в пользу казны. Поступающая на рынки соль также облагалась пошлиной в пользу государства. Кроме того, торговцы солью платили заставную - таможенную пошлину - «мыт». Мытники, или сборщики, стерегли проезжих на дорогах и мостах, на переправах через реки. Мыт собирали с воза или с судна, нагруженного товаром. Когда корабль приставал к берегу, с него брали «побережную» пошлину, которая уплачивалась деньгами или товаром. За переправу на пароме или лодке, за переезд через мост брали «перевозное» или «мостовщину», а за каждого человека, сопровождающего товар, взимали «костки».


Когда, наконец, соль привозили на торг, купцы платили еще один налог - «явку», а за помещение товара в «гостином дворе», взыскивалось «гостиное». Все эти пошлины - мыт, побережное, перевоз, мостовщина, костки, явка и гостиное - уплачивались торговыми людьми, прежде чем они приступали к продаже соли. А когда начиналась продажа, собиралась «тамга», введенная впервые татарами. Кроме того, взимали за измерение или взвешивание товаров. Эти пошлины назывались «померными» и «весчими».


При продаже соли брались еще свои сборы: «плошка», «противень» и «контарная». Названия эти связаны с тем, что соль мерилась плошками, противнями, взвешивалась контарем - род весов (безмена), с неподвижной точкой опоры и с подвижной гирей.


В XVI веке начались попытки упорядочить, а на самом деле еще больше увеличить пошлины. Их стали брать не только с того, кто продавал соль, но и с того, кто ее покупал.


Все эти поборы приносили большой доход правительству, но затрудняли торговлю и сильно повышали цену на соль.


К середине XVII века отношения среди разных слоев населения особенно обострились. Усилились финансовые затруднения.


Царская казна была пуста. Тогда, чтобы не затрагивать господствующие классы, правительство царя Алексея Михайловича решило среди разных мер ввести еще и косвенные налоги.


18 марта 1646 года Алексей Михайлович приказал объявить о новом соляном налоге по две гривны с пуда, который удваивал рыночную стоимость и без того дорогой соли. В то же время астраханская и яицкая соль, употреблявшаяся для соления рыбы и икры для лично государевой торговли, была обложена пошлиной всего в размере одной гривны с пуда.


Таким образом, царь всея Руси предпочитал взимать налог не со своих собственных доходов, а с нищего народа! Налог на предмет первейшей необходимости - соль - ударил всей тяжестью по беднейшим слоям городского и посадского люда.


Хотя правительство и утешало население тем, что иноземцы подчиняются соляному налогу наравне со всеми, но народ громко роптал, а купцы жаловались, что «немцы не только промыслы от нас отбивают, но и все государство московское оголодили!»


В результате царского указа соль настолько вздорожала, что население не могло ее покупать в нужном количестве. Сократился рыбный промысел, потому что из-за дороговизны соли и соленой рыбы упал на нее спрос.


Чтобы уменьшить цену товара, купцы стали недосаливать рыбу, и она из-за этого быстро портилась. Торговцы терпели убытки, население испытывало лишения, и число недовольных росло.


Озлобление против соляного налога было так велико, что он был отменен в декабре 1647 года, но одновременно с этим вышло распоряжение восстановить сбор двух других крупнейших налогов, которые были отменены еще в 1646 году; причем эти налоги надо было собрать сразу за три года.


Возмущение тяжестью обложений, протест против несправедливостей богатых людей, которые «мир весь выели», недовольство существующим порядком, вымогательствами администрации, расхищением «сильными» людьми выгодных земель росли не только в Москве, но во всех городах страны.


Весной 1648 года напряжение в Москве достигло крайней степени.


Правительство опиралось прежде всего на вооруженную силу: на стрелецкое войско под начальством боярина Морозова и на пушкарей, которыми ведал начальник Пушкарского приказа дьяк Траханьотов. Кроме того, правительство рассчитывало на служилых людей - чиновников. Однако все они - стрельцы, пушкари и служилые люди - также «обедали и ужинали с морозовской солью», платили непосильные налоги, потерпели на сокращении государева жалованья, неурядицах и обнищании государства.


2 июня 1648 года царь с патриархом и боярами совершал ежегодный крестный ход из Кремлевского собора в Сретенский монастырь.


Под звон колоколов торжественное шествие выступило из кремлевских ворот. Отряд стрельцов с батожьями и прутьями «от утеснения народного множества» окружал процессию.


Огромная толпа заполнила Красную площадь, и, несмотря на окрики стрельцов, народ старался протесниться к царю.


Тогда окружавшие его стрельцы разогнали толпу плетьми.


На обратном пути, когда царь возвращался из монастыря, народ окружил его и некоторые из толпы схватили за узду царского коня. Они молили, чтобы царь их выслушал, громко жаловались на Плещеева - начальника Земского двора, опозорившего себя лихоимством, и неотступно просили на его место назначить честного, совестливого человека:


Помилуй, государь! Народ вконец погибает!


К царю протягивались руки с челобитными. Царь был напуган и поспешно приказал ближним боярам принять челобитные. Но гордые бояре, презиравшие народ, не читая, разрывали их и бросали в лицо челобитчикам.


Браня народ, некоторые из бояр въезжали в толпу, стегали кнутом всех, кто попадался под руку, и многих помяли копытами своих лошадей. Тогда толпа рассвирепела, в обидчиков полетели камни. Бояре окружили царя и вместе с ним бросились в Кремль. Стрельцам с трудом удалось задержать толпу, и царь, страшно перепуганный, скрылся с боярами во дворце в царицыных хоромах.


Толпа не унималась. Народ бушевал у царского дворца, и все громче раздавались крики с требованием казни Плещеева и дьяка Траханьотова, который наживался, обирая народ. Тогда на крыльцо вышел боярин Морозов с увещанием от царского имени. Но и это не помогло; его не слушали, и он приказал созвать шесть тысяч стрельцов, чтобы выгнать мятежную толпу с Кремлевской площади и подавить волнение. Однако стрельцы заявили, что сражаться за бояр против простого народа они не будут и готовы вместе с ним избавить себя от насилий и неправды. И многие из них пошли с народом громить дома Морозова, Плещеева, Траханьотова и других ненавистных бояр. Под конец толпа повалила к дому думного дьяка Посольского приказа Назара, по фамилии Чистый. На него особенно злобились за соляную пошлину. Чистый в это время был на своем дворе в бане, где спрятался под грудой веников. Но бунтовщики его нашли, избили дубинками и зарубили топорами.


Это тебе за соль!


На другой день в Москве вспыхнул пожар. Выгорело полгорода и все посады, но мятеж не прекращался. Царь выслал для переговоров с мятежной толпой посольство во главе с патриархом и боярином Никитой Романовым. Боярин вышел на площадь с шапкой в руках, низко поклонился народу и сказал, что царь обещает выполнить желание народа, если все разойдутся. Ему отвечали, что народ жалуется на людей, которые воруют, пользуясь своим положением и прикрываясь именем царя, и что никто не разойдется, пока им не выдадут на расправу Леонтия Плещеева, боярина Морозова и дьяка Траханьотова.


Боярин доложил об этом царю, и правительство решило пожертвовать Плещеевым, чтобы спасти Морозова и Траханьотова. В тот же день Траханьотов тайно уехал воеводой на Устюг Железный. Морозову бежать не удалось, и он скрывался в Кремле. Народу же объявили, что их обоих в Москве нет.


Утром 4 июля вывели на казнь Плещеева к лобному месту, но толпа вырвала его из рук палача и убила камнями и палками.


Пожар в Москве продолжался. Народ стал обвинять в поджогах друзей Морозова и Траханьотова и решил добиться их гибели. Чтобы прекратить волнения, царю пришлось клясться и целовать крест перед народом и обещать, что ни Морозову, ни Траханьотову до самой их смерти в Москве больше не бывать. Однако народ ему не поверил, и царь решил пожертвовать Траханьотовым. В догонку за ним были посланы стрельцы. Они вернули Траханьотова в Москву, где царь приказал его казнить.


Еще несколько дней, чтобы задобрить стрельцов, их угощали во дворце вином и медом. Царский тесть боярин Милославский устраивал пиры для купцов и торговцев. А патриарх и духовенство увещевали народ.


После восстания в Москве вспыхнули восстания и в других городах, но они быстро были подавлены.


К концу XVII века соляная промышленность, в которой работали крестьяне оброчные и барщинные и разный «вольнонаемный народ», стала одной из крупнейших отраслей русской промышленности. Самым крупным центром солеварения стало Прикамье. Но в России соли по-прежнему не хватало и ее продолжали ввозить из-за границы, как и все сколько-нибудь важные и сложные предметы домашнего обихода и военного снаряжения.


Когда при Петре I особенно были нужны деньги для войны со Швецией, когда происходило переустройство армии, формировались новые полки, строился балтийский флот и весь народ был мобилизован на труд в принудительном порядке, тогда же были введены монополия на соль, подушная подать и большое количество самых разнообразных налогов, например: на продажу огурцов, дубовых гробов, на разведение пчел, точение ножей и топоров, на ношение бороды.


Указом от 1 января 1705 года продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам. А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины».


Таким образом, соль продавалась вдвое дороже той цены, по которой ее доставляли подрядчики. На этом казна наживала 150 тысяч рублей в год. Предполагалось наживать по 400 тысяч, но дороговизна сократила потребление соли вдвое.


В Астрахани, где добывали самосадочную соль и были большие рыбные промыслы, воевода Ржевский воспользовался монополией на соль. Он захватил в свои руки рыбные промыслы и стал произвольно собирать налоги. Цена на соль еще возросла. Это вызвало большое волнение и недовольство в народе. Соль перестали покупать, промышленники перестали солить рыбу, и наловленная в большом количестве рыба начала портиться.


В это же самое время пришел царский приказ стричь всем бороды и укорачивать полы длинных кафтанов. Приближенные Ржевского вышли на церковью паперти с большими ножницами и, когда народ повалил в церковь, насильно стали обрезать бороды «с кровью». Это вызвало всеобщее возмущение. Посадские и работные люди, солдаты и стрельцы - все поднялись дружно, как один. Население, угнетенное крепостничеством, раздраженное произволом воеводы, взволнованное подорожанием соли, в негодовании бросилось к Кремлю.


Воевода и триста начальных людей были убиты. Восставшие выбрали свое правительство. Но когда Петр послал против них фельдмаршала Шереметьева, восставшие купцы, богатые горожане и духовенство предали доверившийся им народ, вошли в сношение с царским фельдмаршалом и помогли усмирению восстания.


Установив государственную монополию на соль, Петр I сделал немало для расширения и усовершенствования соляного дела в России. В 1711 году вышел приказ: «Все соляные заводы осмотреть и описать, что преж сего у кого на тех заводах было соляных труб и варниц и что ныне есть, на которых соль варят». Вслед затем был вновь восстановлен ряд бездействовавших старорусских варниц. Только в Соликамской области были возобновлены шесть заводов. Солеварение было введено в Сибири.


Но несмотря на это, еще в течение более чем ста лет царское правительство не могло справиться с недостатком соли в России. А в начале XIX века, когда соль стала понемногу падать в цене, был введен налог на соль (1818 г.). Соль разрешалось продавать повсеместно, но она обкладывалась налогом, размер которого зависел от того, расположена ли добыча соли на казенной земле или на частной, ведает ли промыслами казна или частный владелец. Кроме того, была соль, которую разрешалось продавать только в казенных лавках по казенной цене, и соль для вольной продажи со взносом налога.


Налог на соль был отменен в 1881 году. Его отмена повела к большому удешевлению соли, и потребляться ее стало значительно больше. Например, в бывшей Херсонской губернии цена на соль после отмены налога понизилась за десять лет почти в три раза, а потребление соли в деревне выросло в пять раз.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

Реферат по дисциплине

« Денежно-кредитная и финансовая системы »:

« Налоговая система России в 10-17 веках »

Выполнил :

студент группы ФК 1-6

Липартелиани Д.Г.

Научный руководитель:

Чадина Е.В.

Москва 2011

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

История налогообложения в России - сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция - периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция - постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату - росту косвенного обложения.

Третья тенденция - постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».

К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 году ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 году переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 году проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России - «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название - «стрелецкие деньги».

С конца XVI века в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 году подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 году, а в 1613 году приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сборов и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672-1682 годам. В 1679 году царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.).

Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722-1724 годы), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу.

Введенная в 1724 году подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов с 21 до 13%.

Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменен он был только после Февральской революции 1917 году. Естественно, что этот вид налогообложения не оставался неизменным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), то позднее, с XVIII века, он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов - поголовным, для якутов - взимавшимся в соответствии с количеством скота.

На протяжении второй половины XVIII-начала XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:

    введение налогообложения имущества (фабрик и заводов - по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);

    введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) - начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось.

Список используемой литературы:

    http://ru.wikipedia.org

    Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2010 г.

    Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2008 г

В 2010 году мы отмечаем двойной юбилей: 20-летие создания налоговых органов России и 125 лет с момента образования Податной инспекции в структуре Минфина. Однако прообраз современных налогов возник на Руси значительно раньше

Налоги появились с возникновением первых общественных потребностей. Они начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя, а свое развитие получили с момента образования государства. В современном обществе налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Древняя Русь

На Руси финансовая система начала складываться в период объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Утвердившись в Киеве, князь Олег (ск. 912 или 922) занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 году Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье) платили по одной кунице с жилья, а население Новгородской земли платило дань киевскому князю русскими гривнами, серебряными слитками.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Известно, что в Древней Руси было также поземельное и косвенное обложение . Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за измерение товаров.

Судебные пошлины взыскивались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого (в качестве возмещения убытков), а князю — пошлину, именуемую , в размере 12 гривен. Вира могла уплачиваться также за другие преступления — за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т. д.

Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, , где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк.

Возникнув в качестве обычая, эти порядки впоследствии были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.

Средние века

В XII веке сборщик пошлин в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник». Так стали называть главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Во время монголо-татарского нашествия основным налогом стал выход , взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Выход взимался с души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Золотую Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп . Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

В итоге взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины и, прежде всего, торговые сборы . Количество доходов существенно увеличилось за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (около 1288-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины обычно были таковы: «с воза пошлины — деньга; если кто поедет без воза верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын». В летописях упоминаются также пошлины с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, медовая и др.

Конфликт князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (около 1335-1380), фактическим правителем Золотой Орды, начался с разногласий из-за размера дани. Победа в Куликовской битве, одержанная в 1380 году русскими полками во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками, не принесла России освобождения от ордынской дани.

После свержения власти Золотой Орды

Уплата выхода была прекращена лишь через 100 лет в 1480 году Иваном III (1440-1505), после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех . В каждом погосте сначала описывалась церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли помещиков и купцов. При описании селения указывалось количество высеваемого хлеба, доход в пользу землевладельца, угодья, существующие при селении. Если жители занимались не хлебопашеством, а другим промыслом, то изложение сведений соответственно изменялось.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложения служила соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог. Размер последнего зависел не только от количества земли, но и от ее качества. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и расчет на этой основе налогов. Соха как единица налогообложения была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямых податей стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Правление Ивана Грозного

Иван Грозный (1530-1584) преумножил государственные доходы, наведя порядок в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей , то главным объектом обложения служила земля, а раскладка (расчет) налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Со времени правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком .

Кроме и оброка, практиковались целевые налоги . Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон (плен).

Раскладкой и взиманием податей занимались земские общины через выборных окладчиков. В их обязанности входило наблюдение за тем, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины , которые взимались при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенные и судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, то есть право их сбора передавалось за определенную плату частным лицам (откупщикам). Введение системы откупов служило препятствием для развития торговли, так как приводило к искусственному усложнению налогообложения, необоснованным придиркам и вымогательству со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

XV-XVII века

В конце XV века произошло политическое объединение русских земель. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще довольно долго. Большинство прямых налогов собирал . Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы:

  • в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
  • Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири;
  • Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли;
  • Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов;
  • Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью;
  • Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.

Помимо перечисленных, отдельные виды налогов также собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Иными словами, финансовая система России в XV-XVII веках была сложна и запутанна. Она была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ. Задача Счетного приказа состояла в контроле приходных и расходных сумм по разным учреждениям.

Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать . Резко выросла стрелецкая подать , которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство . Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и соляные бунты. Акциз на соль пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Царствование Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие практически все сферы экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В допетровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным положением дел в экономике страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, поскольку считал это необходимым для укрепления финансового положения государства. В народно-хозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых недр и богатств, во всех отраслях хозяйства появлялись новые орудия производства и новые приемы труда. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

В 1717 году была учреждена . Ей Петр Великий предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». В России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, то есть предпринимала меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров, в том числе через взимание таможенных пошлин.

Чтобы стимулировать развитие промышленности, занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало расширения торговли. Однако развитие торговли затруднялось из-за состояния путей сообщения. Несмотря на это, в России бурно росла налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых месторождений полезных ископаемых. Гарантируя отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

Помимо , были введены военные налоги : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь даже учредил особую должность — прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли». Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, пошлина на бороды и др.

Впоследствии прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати . Напомним, до 1679 года единицей налогообложения была соха, устанавливаемая «сошным письмом». С 1679 года такой единицей стал двор. Теперь предложено было перейти от подворной системы обложения к поголовной. Единицей налогообложения вместо двора стала мужская душа.

Петр I также реорганизовал управление финансами . Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них поручили надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее (например, подушная подать), неокладными — таможенные пошлины, откуп, налог с заводов и другие, размер которых заранее неизвестен. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главными расходными статьями в тот период времени были содержание армии и флота. Для контроля за расходованием денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Эпоха Екатерины II

Во время правления Екатерины II (1729-1796) кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества. Были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать с купцов, и вместо них установлен . В зависимости от имущественного положения купечество было разделено по трем гильдиям. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами — в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались.

Екатерина II по-своему преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов (штрафов).

В губерниях для управления государственным имуществом, сбора податей, ревизии счетов и заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Губернской казенной палате подчинялись губернское и уездные казначейства, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали вплоть до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям.

Таким образом, Екатерина II продолжила курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В период ее правления заметно укрепились бюджеты городов.

Начало XIX века

В 1802 году Манифестом Александра I (1777-1825) «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов. В 1809 году разработана программа финансовых преобразований — «План финансов». Появление этого документа связано с именем крупного государственного деятеля (1772-1839). Программа содержала ряд неотложных мер, направленных на ликвидацию бюджетного дефицита, рост доходов казны, в том числе за счет повышения податей и введения новых налогов.

Через несколько лет после «Плана финансов», а именно в 1818 году, в России появился первый крупный труд в области налогообложения — книга (1789-1871) «Опыт теории налогов». Эта книга свидетельствует о том, что в России хорошо знали работы западных экономистов. Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считал Н.И. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы».

Н.И. Тургенев выдвигает новую для того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения тех или иных налогов. Данное требование до сих пор является актуальным для нашей экономики.

На протяжении XIX века основным прямым налогом была подушная подать . Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения . Таковыми, в частности, были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 год). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов — на уплату государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».

Кроме того, существовали специальные государственные сборы . Например, в 1834 году был введен сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, за перевозку железнодорожных грузов большой скоростью, сборы в морских портах.

Действовали также пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения . В тот период времени указанные пошлины взыскивались только с лиц, не имеющих прямого права наследования. Кроме государственных налогов, имелись местные .

К середине 50-х годов XIX века финансовое положение России было подорвано Крымской войной. Бюджетный дефицит пришлось покрывать повышением налогов, привлечением займов и работой печатного станка. Вместе с тем для оживления промышленности были снижены таможенные пошлины.

Вторая половина XIX века

В 1863 году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости . Этим налогом облагались не только , но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи и другие строения, а также пустующие земли.

На базе законов Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога . Изменения происходили в 1863, 1865, 1885 и 1898 годах. Важнейшую часть промыслового налога стали составлять пошлины на право торговли и промыслов. Чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства и вносить соответствующую плату в бюджет. Предусматривались свидетельства двух видов: гильдейские (купеческие) и просто промысловые.

В 1898 году появилось Положение о государственном промысловом налоге. Этот налог, представлявший собой комплекс прямых окладных и неокладных налогов на торгово-промышленную деятельность, просуществовал в России вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Указанные налоги взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России, при ежегодной выборке промысловых свидетельств.

Величина дополнительного промыслового налога зависела от размера основного капитала и прибыли предприятия, а также от того, является предприятие гильдейским или акционерным обществом.

В 1875 году государственный , введенный в 1864 году, был заменен поземельным налогом . Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению территории в десятинах на оклад (ставку) налога с десятины удобной земли или леса. Величина оклада (ставки) налога колебалась от 1/4 копейки в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 копеек в Курской губернии.

В результате предпринятых мер бюджетный дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги . Среди косвенных налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные напитки или, как его называли в России, питейный налог . В стране издавна варили мед, пиво, брагу. Вино и водка стали распространяться лишь с XIV века. Торговали ими государственные целовальники, которые принимали присягу в добросовестном ведении дела и в подтверждение клятвы целовали крест, откуда и происходит их название. Контролировали целовальников выборные кабацкие головы.

До Екатерины II передача питейного дела на откуп была редким случаем. В 1817 году откупа были временно отменены, и в России вернулись к казенной продаже вина. Но через 10 лет их ввели вновь в интересах пополнения казны. С 1863 года откупа были отменены окончательно и введен акциз в размере 4 копеек на 1 градус крепости напитка. Помимо акциза, формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.

Кроме того, действовали различные акцизы : на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она также обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократное его повышение приводило лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на полное упразднение подушных податей и их замену подоходным налогообложением, ограничиваясь лишь отменой подушной подати для отдельных категорий населения.

Подушная подать была отменена лишь в 1882 году. Это событие связано с именем министра финансов России Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Взамен подушной подати пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в .

Итак, налоговая система страны все усложнялась. Поэтому реформы требовались и в налоговом администрировании . До 1861 года ответственными за уплату налогов в поместьях были приказчики. Подати с государственных крестьян взимали выборные земские власти: десятские, сотские, целовальники. В 1861 году функции по сбору податей были переданы мировым посредникам, а в 1874 году податной надзор отдан уездной полиции. Таким образом, сбором налогов стали руководить исправники — главы полиции в уезде. В 1880-е годы созданы губернские и уездные податные присутствия. Они избирались сроком на три года губернским земским собранием, губернской Думой и купеческим обществом.

В 1885 году по инициативе Н.Х. Бунге был учрежден институт податных инспекторов. На податных инспекторов возлагалась непосредственная работа с налогоплательщиками на местах, включавшая назначение и взимание всех прямых налогов и контроль за их сбором. При этом податные инспекторы имели также полномочия на проведение ревизий в уездных финансовых органах и органах местного самоуправления. Именно Податную инспекцию можно считать предшественником современной налоговой службы России. Поэтому в 2010 году отмечается не только 20 лет со дня создания налоговых органов России, но еще и 125 лет с момента образования современного прообраза этого ведомства — Податной инспекции в структуре Минфина. Податная инспекция просуществовала до 1917 года, показав высокую эффективность работы

Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы, например ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам

Погост — административно-территориальная единица на Руси

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием "ясак"

Доходы Приказа большого прихода состояли из сборов с лавок, гостиных дворов в городах, погребов, мер для питья и товаров, таможен и др. Собранные деньги расходовались на содержание приезжавших иноземных купцов, на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу, на постройку судов и покупку товаров, на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском Соляном дворе

Мануфактур-коллегия — коллегиальный орган государственной власти, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур

Стрелецкие подати — деньги, собираемые с городского населения

Первоначально гильдейский сбор составлял 1% от объявленного капитала (независимо от гильдии), но впоследствии увеличивались как размеры гильдейского сбора, так и минимальные размеры объявленного капитала, необходимого для записи в ту или иную гильдию

М.М. Сперанский впоследствии писал: "Переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства"

На обороте титульного листа книги Н.И. Тургенева было напечатано распоряжение автора: "Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов"

Бурный рост городского населения привел к тому, что в 1894 году в России был введен государственный квартирный налог, который уплачивал содержатель квартиры (не важно, являлась квартира его собственностью или была арендована)

В соответствии с правилами 1864 года все бывшие земские сборы были разделены на государственные, губернские и уездные, а также частные земские сборы

Сущность выкупной операции состояла в следующем: под земли, приобретаемые крестьянами, правительство выпускало особые кредитные процентные обязательства (выкупные свидетельства), по которым крестьяне обязаны были в течение 49,5 лет ежегодно платить в казну проценты и погашать часть суммы основного долга

К середине XVII в. в государственных доходах России значительную роль стали играть косвенные налоги, хотя их общий объем все еще был меньше, чем прямых. Традиционным прямым налогом в Московии являлся налог на землю, единицей которого была соха. Два основных источника косвенных налогов составляли таможенные пошлины и откуп продаж спиртного.

Продолжительные войны с Польшей (1654‑1667 гг.) и Швецией (1656‑1659 гг., формально окончилась в 1661 г. по Кардисскому договору) пошатнули русские финансы. Появилась настоятельная потребность в реформах финансового управления. И тут появился А.Л. Ордин‑Нащокин, который и взял на себя инициативу их проведения.

Подход Ордина‑Нащокина к проблеме не был исключительно техническим. Он осознавал необходимость увеличения русского национального производства и дохода в интересах народа – увеличения всенародных пожитков. Он считал купеческое сословие основным двигателем экономического прогресса, а косвенные налоги – главной опорой государственного бюджета.

Русские купцы страдали от конкуренции иностранных торговцев, особенно с Запада, которым московское правительство еще во второй половине XVI в. пожаловало значительные привилегии. Поэтому, на всем протяжении XVII столетия, русские купцы продолжали просить царя упразднить эти привилегии. Внутри страны, русские купцы имели основания жаловаться на притеснения со стороны предъявителей администрации. Кроме этого, и в самом купеческом классе не было единства. Розничные торговцы, принадлежащие к тягловым городским общинам (посадам), возражали против преимуществ состоятельных оптовых купцов (гостей).

Начиная свои реформы, Ордин‑Нащокин вынужден был принимать во внимание все эти противоречия. В то же время он не хотел включать иностранных купцов из русской торговли, поскольку это во многих отношениях было выгодно правительству, а также способствовало развитию промышленности.

Ордин‑Нащокин начал экспериментировать с намечаемыми реформами еще до окончания войны с Польшей. В 1665 г., между двумя раундами незавершенных переговоров с поляками, его в воеводой во Псков, и он немедленно начал реорганизацию муниципальной администрации, торговых правил и системы пошлин.

Пытаясь положить конец притеснениям со стороны воеводы, дьяков своей администрации и богатейших купцов, Ордин‑Нащокин создал муниципальный совет, чтобы представлять псковскую городскую общину. Посадским приказали избрать пятнадцать представителей на трехлетний срок. Каждый год пять человек из них, по очереди, должны были находиться на службе. Каждые три года надлежало проводить новые выборы. В обязанности муниципального совета входило рассмотрение тяжб между посадскими и уголовных дел, кроме убийств и государственной измены, которые оставались в ведении суда воеводы.)

Чтобы привлечь во Псков иностранных купцов, Ордин‑Нащокин установил две ежегодные ярмарки, с 6 января и с 9 мая, продолжительностью в две недели каждая. Во время ярмарок пошлины не собирались.

Иностранные купцы, однако, должны были оплачивать одну треть стоимости покупаемых ими товаров не товарами, а серебряным гульденами (иохимсталерами, по‑русски – ефимками). Русским купцам затем полагалось в таможне обменивать ефимки на московскую валюту. Эта практика составляла один из главных путей, по которому московское правительство получало серебро. Ефимки переплавляли в московские серебряные монеты, при значительной выгоде для государственной казны.

Чтобы предотвратить конкуренцию между русскими купцами и укрепить их позицию в сделках с иностранцами, Ордин‑Нащокин рекомендовал каждому оптовому торговцу принимать в дело розничных купцов.) Подобная форма кооперации существовала в Московии и раньше в рамках семейных объединений (торговых домов).

Попытка Ордина‑Нащокина ввести во Пскове муниципальное самоуправление встретило противодействие как со стороны представителей администрации, так и со стороны самых богатых купцов. В Москву пошли жалобы. Боярская Дума отменила нововведения. Царь заменил Ордина‑Нащокина на посту воеводы Пскова его врагом – князем Иваном Андреевичем Хованским. Однако эксперимент Ордина‑Нащокина с торговыми и таможенными правилами не был забыт. Два года спустя ему предоставили возможность применить свои идеи более масштабно при подготовке государственного закона по торговле и пошлинам, обязательного для всей Московии.

При подготовке Новоторгового Устава его составители уделили серьезное внимание челобитной русских купцов царю Михаилу от 1646 г., а также Таможенному Уставу от 1653 г. Кроме того, Ордин‑Нащокин консультировался с Петром Марселисом как с экспертом по внешней торговле.)

Новоторговый Устав (введенный в действие 22 апреля 1667 г.) стал важной вехой в экономической истории России.) Его составнили в московском Посольском приказе под руководством Ордина‑Нащокина, который лично написал вступительную статью.

Лейтмотивом Устава является то, что торговлю следует считать делом государственной важности, правительство должно поощрять купцов и предоставлять им свободу в ведении дела.

Во внешней торговле правительство с помощью Устава стремилась достичь активного торгового баланса. Это соответствовало понятиям и практике, существовавшим в то время на Западе (принцип меркантилизма). Поэтому главными целями Новоторгового Устава были увеличение импорта из заграницы золота и серебра, стимулирование товарооборота для сбора больших таможенных пошлин и помощь русским купцам в конкуренции с иностранцами.

Обычная таможенная пошлина, по Уставу от 1653 г., составляла 5 процентов, однако западные купцы должны были выплачивать её золотыми дукатами или серебряными иохимсталерами (ефимками) по установленному курсу, составлявшему лишь половину от реального. Экспорт золота и ефимок запрещался. Иностранные купцы имели право продавать товары русским оптовикам, но не розничным купцам. Западным купцам дозволялось торговать в Архангельске и в городах, расположенных по западной границе Московии. Если они хотели доставить свои товары в Москву и продать их там, им приходилось платить двойную пошлину. Если какой‑либо иностранный купец продавал товары розничному торговцу, и товары, и полученные им деньга подлежали конфискации. Центрально‑азиатская торговля шла через астраханскую таможню, а также тарскую и тобольскую в Сибири.

Процесс модернизации русских финансов во второй XVII в. коснулся как органов центральной финансовой администрации, так и системы налогов – прямых и косвенных – и их сбора.

К концу правления царя Федора Приказ Большой Казны стал самым важным финансовым учреждением, занимающимся сбором косвенных налогов (акцизов), а Стрелецкий приказ – управлением прямыми налогами (подоходными).

Успешной реформой в деле косвенного налогообложения явилось установление единой пятипроцентной пошлины, введенной Таможенным Уставом от 1653 г. и подтвержденной Новоторговым Уставом 1667 г.

Снова и снова, кроме сбора пошлин, правительство продолжало облагать купцов чрезвычайными дополнительными налогами: пятой деньгой (двадцати процентный подоходный налог), десятой деньгой (десяти процентный подоходный налог). Эта практика началась в 1614 г. в период восстановления после опустошений Смутного времени.)

В 1652 г., в ответ на настойчивое требование патриарха Никона принять меры к ограничению пьянства, царь Алексей издал указ об упразднении откупа алкогольных продаж и замене его государственной монополией.) Заинтересованность продавцов спиртного в увеличении продаж исчезла, продавать алкоголь на разлив запрещалось, а лавки должны были быть закрыты по воскресеньям и во время постов. Это привело к значительным потерям для казны. Одиннадцать лет спустя, во время финансового кризиса, к которому привела война с Польшей и провал эксперимента с медными деньгами, Боярская дума отменила указ от 1652 г. и восстановила систему откупа алкогольных продаж.)

Относительно взимания прямых налогов правительство царя Федора в 1679 г. провело важную реформу. Взамен старой посошной системы единицей налогообложения было решено сделать двор. В 1677‑1678 гг. произвели перепись всех тягловых дворов. Как и раньше, дворовые рабы (холопы) бояр и дворян освобождались от налога. Однако рабов, поселенных их хозяевами на землю – задворных или деловых людей, – включили тогда в тягловое население.

Для сбора прямых налогов подсчитали количество дворов в каждой городской общине (посаде) и каждом сельском районе (уезде) и высчитали общую сумму ожидаемых от налогов поступлений. Представители жителей затем разделили эту сумму в соответствии с платежеспособностью каждого члена общины.) В указе от 5 сентября 1679 г. говорилось, что это сделано для того, чтобы богатые в пропорции не платили меньше, чем бедные, а бедные не были пропорционально отягощены больше богатых.)

Значительная часть прямых налоговых поступлений объединялась в один налог под названием стрелецкие деньги, поскольку в большинстве своем они ассигновались на содержание отрядов стрельцов. В зависимости от платежеспособности налогоплательщика и уровня благосостояния города или уезда, в котором был расположен двор, он платил от 60 копеек до 2 рублей ежегодно в качестве своей доли в этом налоге.

Кроме налогообложения, другим источником государственного дохода являлись прибыли от торговли и промыслов, находящихся во владении и управлении правительства. Самым доходным промыслом были зырянские солеварни в Соликамском уезде, годовое производство которых доходило до миллиона пудов соли с валовым доходом от продаж в 70 000 рублей. Производство поташа в Нижегородской губернии приносило не менее 10 000 рублей в год. О государственных рыболовецких артелях на Нижней Волге мы имеем лишь неполную информацию. Согласно Килбургеру, доход от продажи икры составлял примерно 40 000 талеров (около 20 000 рублей).) Общая сумма доходов этой категории неизвестна. Фискальные заведения и торговлю контролировал Приказ Большой Казны. Давайте кратко рассмотрим государственный бюджет России на 1680 г. (записей о предыдущих государственных бюджетах до сих пор не обнаружено).) Суммы доходов и расходов давались отдельно по каждому приказу. Общих подсчетов не производилось. Чтобы Дать более ясную картину баланса, необходимо произвести вычисления. Эту работу проделал Милюков.)

Годовой доход от прямых налогов – как регулярных, так и чрезвычайных – составлял примерно пятьдесят процентов общей суммы; от косвенных налогов – около 40‑45 процентов; от других источников (включая судебные пошлины) – 5‑10 процентов. Совокупный доход составлял 1 220 367 рублей. Это меньше суммы в 1 311 000, которую Котошихин дает для начала 1660‑х.)

Государственные расходы Милюков перечисляет по следующим пунктам:

Армия примерно 700 000 рублей

Царский двор (содержание и правление) 224 366

Государственные промыслы и торговля 67 767

Пенсии (пособия) 41 857

Средства связи 36 481

Общественные здания 100

Администрация 18 692

Итого: 1125323 рублей

Таким образом, примерно шестьдесят процентов государственных расходов составляли расходы на национальную оборону.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство