02.11.2019

1 развитие отечественной политической экономии таблица. Эволюция российской экономической теории. Исторические этапы развития политической экономии


В развитии классической политической экономии можно выделить четыре этапа:

1 этап: формирование признаков зарождающегося нового (получившего впоследствии название «классическая политическая экономия») учения, альтернативного меркантилизму (конец XVII - начало XVIII в.). Появляются труды, авторы которых резко осуждали протекционистскую систему и подчеркивали приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании богатства (У.Петти - в Англии, П. Буагильбер - во Франции). Делаются первые попытки затратной трактовки стоимости товаров и услуг. Появляется физиократия - специфическое течение в рамках классической школы, которое продолжило аргументированную критику меркантилизма и значительно продвинуло экономическую науку (Ф.Кенэ, А.Тюрго);

2 этап: становление классической политической экономии. Этот период развития классической школы целиком связан с именем А.Смита - величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Его знаменитый труд «Исследование и природе и причинах богатства народов» стал первым в экономической науке полноценным трудом, изложившим общие основы экономической науки. Смитовские трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций;

3 этап: развитие классической политической экономии последователями А.Смита (первая половина XIX в.). В историческом аспекте это период завершения промышленного переворота, ознаменовавшего переход от мануфактурного к машинному (индустриальному) производству. В эпоху перехода к индустриальному обществу идеи А.Смита были дополнены и развиты целым рядом его последователей (Д.Рикардо, Ж.Б.Сэем, Т.Мальтусом, Н.Сениором, Ф.Бастиа и др.)

4 этап: завершение классической политической экономии (вторая половина XIX в.). Лучшие достижения классической школы были обобщены в трудах Дж.С.Миля и К.Маркса. Несмотря на то, что в этот период начало складываться новое направление экономической мысли, получившее впоследствии название неоклассической теории, теоретические воззрения классиков продолжали сохранять свою популярность. Последние лидеры классической политической экономии симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

Классическая политическая экономия была построена на основе применения прогрессивных методологических приемов исследования, известных на тот момент, таких как причинно-следственный (каузальный), индуктивный и дедуктивный, научной (логической) абстракции и др. В период классической школы политическая экономия стала подлинно научной дисциплиной, изучающей экономику свободной конкуренции.

    Экономические взгляды У. Петти.

Уильям Петти (1623-1687 г.г.) – основатель классической политэкономии в Англии

Основные работы: «Трактат о налогах и сборах»(1662 г.), «Слово мудрым»(1664 г.), «Политическая арифметика»(1676), «Разное о деньгах» (1682 г.)

Предмет политической экономии – выяснение способов увеличения богатства, и в частности количества денег в английском королевстве («Политическая анатомия Ирландии»)

Методология: - применение математики для экономического анализа, то есть метод исследования впервые получает статистическое обоснование; - метод научной абстракции

Главные положения экономического учения : - У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Он различал естественные и рыночные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Основа цены – «естественная» цена (стоимость) определяется затраченным на производство товаров трудом; - образование богатства происходит в сфере материального производства; в его производстве участвуют четыре фактора: труд и земля – основные, квалификация, искусство его труда и средства труда (орудия, запасы, материалы) – не основные, но они делают труд производительным и не могут существовать самостоятельно, то есть без труда и земли; - формула «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать»; - У. Петти выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в этом источник роста цен; - отмечал существование пропорции денег для торгового обмена; избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей; - создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода. Теория ренты, цене земли и ссудном проценте.

Рента – излишек стоимости над издержками производства, сводившимися, в основном к стоимости рабочей силы (заработную плату сводил к минимуму средств существования). Конкретные формы проявления ренты – земельная рента и денежная рента (процент).

У. Петти ввел понятие дифференциальной земельной ренты, причины существования которой в различном плодородии и местоположение земель. Цену земли рассматривал в тесной связи с проблемой ренты. Цена земли – должна представлять капитализированную земельную ренту, то есть сумму годовых рент за определенное число лет. (число лет равно 21 году – период одновременной продолжительности жизни трех поколений, деда (50 лет), сына (28 лет), внука (7 лет). Это произвольный расчет, который не решал проблемы. Для ее решения необходимо знание природы ссудного процента

Ссудный процент – плата за неудобства, причиняемые кредитору при суживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду. Таким образом, процент выступал У. Пети не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты.

Прежде чем изучать классическую политическую экономию в России, следует обратить внимание на то, что все рассмотренные выше теоретики классической политэкономии были, за исключением Маркса, англичанами и французами. Это было связано с лидирующим положением Англии и Франции в указанный период времени в области экономического, политического и культурного развития. На долю других европейских стран и США оставалась интерпретация теорий, приходящих из Англии и Франции, в соответствии с их местными социально-экономическими условиями. В их числе была и России. Тем не менее отдельные оригинальные идеи.в экономической науке того времени высказывали и российские ученые.

Классическая политэкономия стала проникать в Россию во второй половине XVIII в. Ее официальное признание и преподавание в университетах начались, так же как и в Западной Европе, с XIX в. В то же время по своему экономическому и политическому развитию Россия отставала от Запада. В конце XVIII - начале XIX в. в Англии и в первой половине XIX в. во Франции уже

проходил промышленный переворот, в России доминировало ручное производство. В Англии буржуазная революция с соответствующими социальными реформами произошла в середине XVII в., во Франции - в конце XVIII в., в России и в первой половине XIX в. абсолютная монархия стояла незыблемо, общество было разделено сословными правами и привилегиями, а значительная часть населения состояла из крепостных, практически лишенных всех прав.

Поэтому во второй половине XVIII - первой половине XIX в. экономическая мысль России обладала определенной спецификой. Она развивалась как бы в двух плоскостях. Академическая, университетская экономическая наука, имевшая тесный контакт с Западной Европой, находилась в русле общемировых традиций классической политэкономии, соответствовавшей промышленному капитализму, отсутствовавшему пока в России. Практическая же линия российской экономической мысли использовала скорее дух, чем содержание, классической политэкономии и поднимала в основном проблемы периода первоначального накопления капитала, т.е. проблемы денежного обращения, кредита, финансов, внешней и внутренней торговли, экономической роли государства, а также проблемы хозяйственных прав дворянства, купечества, крестьянства и других социальных слоев российского общества. В данной главе будут рассмотрены основные этапы развития в России теоретической линии классической политэкономии.

Первой теорией классической политэкономии, получившей распространение в России, стала теория физиократов, и ее проводником был посол России во Франции Дмитрий Голицын (1734-1803). Он имел задание от Екатерины II информировать ее о деятельности любезных ей «князей науки», что соответствовало и его личным склонностям, и поэтому с появлением школы «экономистов» (физиократов) Голицын стал посещать их «вторники» в доме маркиза Мирабо. (Впоследствии в 1796 г. он опубликовал о физиократах и их учении книгу «О духе экономистов».) В 1765 г. с благословения Екатерины II в Петербурге по аналогии с парижским клубом «экономистов» было создано Вольное экономическое общество, просуществовавшее до 1917 г. В то же время теоретическая сторона учения физиократов не привлекла большого внимания в России. Вольное экономическое общество в начальный период своей деятельности занималось в основном практическими вопросами сельского хозяйства.

Однако в конце 1980-х гг. в истории экономических учений было сделано важное открытие. Считалось, что «Экономическая таблица» Ф. Кенэ, послужившая первым шагом в теории межот-

раслевого баланса, имела продолжение только через 100 лет в теории общественного воспроизводства К. Маркса. Но, как выяснилось, существенное развитие «Экономическая таблица» имела в обнаруженных недавно работах профессора Харьковского университета Йозефа Ланга (1775(6)-1820). Вчерашний выпускник Фрайбургского университета, приглашенный в 1803 г. в только что открытый Харьковский университет, он проработал здесь всю свою недолгую жизнь и в работах 1807-1815 гг. разрабатывал сначала трехсекторную (но несколько иную, чем у Кенэ), затем че-тырехсекторную модель народного хозяйства. Для обозначения секторов экономики Ланг, так же как и Кенэ, использовал понятие «класс». В его четырехсекторной модели перераспределение валового национального продукта осуществлялось между производителями первичного продукта (сельское хозяйство и добывающая промышленность), производителями вторичного продукта (обрабатывающая промышленность), коммерческим и служилым классами. При этом он использовал линейные уравнения и цифровые примеры из народно-хозяйственного оборота тогдашней России. К сожалению, работы Ланга не были замечены современниками и не оказали влияния на развитие экономической науки.

Гораздо большие масштабы по сравнению с теорией физиократов имело в России распространение теории А. Смита. Были и личные контакты со Смитом. В 1761 г. два студента Московского университета, Иван Третьяков (1735-1776) и Семен Десниц-кий (1740-1789), были направлены на учебу в университет г. Глазго, где профессором нравственной философии был Смит, еще не написавший «Богатство народов», но уже рассматривавший в своих лекциях экономические проблемы. В 1767 г. Десницкий и Третьяков возвратились на родину и стали преподавать на юридическом факультете Московского университета. Помимо юридических работ они писали и по общим социальным проблемам, а у Третьякова была небольшая экономическая работа «Рассуждения о причинах изобилия и медлительного обогащения государств, как у древних, так и нынешних народов» (1772), название которой очень близко названию основной книги Смита, вышедшей четыре года спустя. Экономические взгляды Третьякова и Десницкого были близки ранним взглядам Смита, но в отличие от него они, не являясь сторонниками «экономического либерализма», выступали за протекционизм во внешней торговле и стимулирование отечественного производства со стороны государства, а также уделяли больше внимания вопросам денежного обращения, кредита и финансов. Кроме того, Десницкий в 1781 г. выдвинул концепцию общественного развития, в рамках которой дал схему истории

экономики, состоящую из четырех стадий: охотничьей, скотоводческой, земледельческой и коммерческой. Последняя подразумевала капиталистическую экономику. Эта схема предвосхитила аналогичные схемы исторической школы, появившиеся в Германии с середины XIX в.

В начале XIX в. идеи Смита уже получили в России широкое распространение, тем более что в 1802-1806 гг. «Богатство народов» Смита, было переведено на русский язык за государственный счет. Это было связано с тем, что с начала XIX в. политическая экономия вошла в состав университетской программы, а в России были открыты сверх Московского пять новых университетов. Новую дисциплину читали вначале в основном иностранные профессора. Среди них можно выделить Христиана Шлёцера, профессора Московского университета и автора первого учебника политэкономии, переведенного на русский язык; Людвига Якоба, профессора Харьковского университета, писавшего работы по экономике России, и Михаила Балугьянского, украинца из Австро-Венгрии, первого ректора Петербургского университета и помощника известного российского реформатора М. Сперанского. Поскольку это были в основном немецкие преподаватели, они преподавали классическую политэкономию с привкусом камералистики (дисциплины о государственном управлении, читавшейся в XVIII в. в немецких университетах). Другими словами, они не были полными сторонниками концепции «экономического либерализма».

Первые двадцать лет российская политэкономия преподавалась под непосредственным влиянием теории Смита, но постепенно Смит отодвигался на некую высоту как символ общего направления, а в конкретных вопросах российские экономисты все больше опирались на работы Сэя, Мальтуса, в меньшей степени на Рикардо, а также на работы менее крупных западных экономистов. С 20-х гг. XIX в. главным авторитетом окончательно стал Сэй, который оставался в этом качестве до начала 40-х тт.

В России в это время наиболее крупным экономистом и первым российским академиком по политической экономии был Генрих Шторх (1776-1835). Он родился в Риге, учился в Германии и затем преподавал в Первом кадетском корпусе в Петербурге и служил в Министерстве иностранных дел. Основной труд Штор-ха «Курс политической экономии», принесший ему европейскую известность, вышел в 1815 г. на французском языке. По поводу этой работы у Шторха возник конфликт с Сэем, обвинившим Шторха в плагиате. Тем не менее у других европейских ученых было иное мнение. Так, ближайший друг и последователь Рикар-

до Мак-Куллох писал: «Сие сочинение доставило великую известность своему автору... Кроме ясного и искусного изложения важнейших начал... производства богатства... сочинение Шторха имеет много превосходных разыскании о предметах, которые мало привлекли внимания английских и французских экономистов... Сочинения Шторха по всей справедливости можно поставить во главе всех сочинений о политической экономии, привезенных с континента в Англию». Своим важнейшим вкладом в экономическую науку Шторх считал теорию цивилизации, которая, по его мнению, дополняла теорию богатства Смита. Она вытекала из его теории стоимости, отчасти близкой к теории Сэя. В то же время у Сэя при определении стоимости основной упор делался на факторы производства, а у Шторха - на полезность вещи. Исходя из приоритета полезности, а не материальности, Шторх распространяет понятие богатства и капитала и на нематериальные блага, к которым он относил плоды различных услуг, в том числе обеспечивающих человеку здоровье, знания, художественный вкус, досуг, безопасность и т.п. Отсюда же у него вытекает и расширенная трактовка производительного труда, который он выводит за рамки материального производства. К непроизводительному классу Шторх относил только собственников, получающих за свою собственность процент или ренту, и пенсионеров. Соединение теории (материального) богатства и теории (нематериальной) цивилизации Шторх назвал теорией народного благоденствия. Идеи Шторха, в частности идея нематериального, так называемого человеческого капитала, получили второе рождение в XX в.

В середине 40-х гг. XIX в. в России начали получать распространение сочинения критиков капитализма (Сисмонди и социалистов-утопистов). И так же как и на Западе, в российской политической экономии происходит определенная поляризация позиций. В частности, в 1847 г. в России вышел первый полный учебник политической экономии, написанный на русском языке, - трехтомник Александра Бутовского (1817-1890), служившего в Министерстве финансов. Бутовский, чье сочинение стало в последующее десятилетие основным учебником в университетах России, был близок к школе Сэя. Критиком Бутовского выступил Владимир Милютин (1826-1855), в то время студент, а впоследствии профессор Московского университета. По ряду положений он был близок к Сисмонди с его желанием достигнуть благосостояния всех субъектов капиталистической экономики, но не разделял идеализации мелкотоварного производства.

Представителем социалистического направления в российской классической политэкономии был Николай Чернышевский

(1828-1889). Он был редактором журнала «Современник», в период революционного подъема 1859-1861 гг. стал одним из его идеологов, в 1862 г. был арестован и сослан в Сибирь, откуда вернулся только перед смертью в 1889 г. Все экономические работы Чернышевского были написаны в 1857-1862 гг. Среди них следует выделить две работы: «Очерки из политической экономии (по Миллю)» и «Капитал и труд». В области теории он отчасти опирался на Милля, но в основном был близок к Оуэну и мечтал создать свою «политэкономию трудящихся». Под трудящимися Чернышевский понимал как рабочих, так и крестьян и считал, что у России есть свой особый путь к социализму - через крестьянскую общину и рабочую артель, минуя капитализм.

Современниками Чернышевского были буржуазные представители классической политэкономии - И. Горлов, И. Вернадский, В. Безобразов и др. В 1859-1862 гг. профессор Петербургского университета Иван Горлов (1814-1890) выпустил двухтомный учебник политэкономии, сменивший учебник Бутовского. Профессор Московского университета Иван Вернадский (1821-1884) опубликовал первое в России фундаментальное исследование по истории экономических учений «Очерк истории политической экономии» (1858). Эти ученые выступали за развитие в России промышленного капитализма и фермерского пути развития сельского хозяйства. Их деятельность совпала с периодом реформ в России, главная из которых - отмена крепостного права в 1861 г. - существенно стимулировала развитие капитализма в России. С 60-х гг. XIX в. наконец совпали две линии развития российской политической экономии - сфера капиталистического производства стала предметом изучения как ее теоретической, так и практической линии. Но парадокс заключался в том, что в мировой экономической науке классическая политэкономия уже в основном завершила свое творческое развитие.

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия в России, как и во всем мире, формально сохраняла свое господство, преподавалась в университетах, но творческий потенциал ее уже иссяк. В 1870-80-е гг. она постепенно вытесняется идеями исторической или, как ее еще называли, реальной школы (см. ниже). Среди российских представителей классической политэкономии второй половины XIX в. можно, очевидно, выделить только «киевскую школу» (Н. Бунге, А. Антонович, Д. Пихно и др.), которая занималась в первую очередь исследованием ценообразования в условиях изменения спроса и предложения.

И наконец в 90-е гг. XIX в. в России под влиянием бурного промышленного подъема и становления капитализма получает

массовое распространение марксизм. Среди экономистов-марксистов этого времени следует указать прежде всего П. Струве, М. Ту-ган-Барановского, В. Ульянова (Ленина), С. Булгакова и др. Российские марксисты в этот период вели теоретические споры с другой группой российских социалистов - народниками о перспективах капитализма в России. Народники (В. Воронцов, М. Да-ниельсон) разделяли, по сути, теорию реализации Сисмонди и утверждали, что развитию капитализма в России препятствует. сокращение рынка (спроса), марксисты же, опираясь на теорию общественного воспроизводства Маркса, доказывали, что за счет растущей специализации производителей затруднений для реализации их продукции не возникает. На рубеже XIX и XX вв. марксизм в России раскололся на критический и ортодоксальный (из указанных выше четырех ведущих теоретиков-экономистов на позициях ортодоксального марксизма остался только Ленин), а в начале XX в. критические марксисты перешли на совершенно другие теоретические позиции.

Функции политической экономии

Методы политической экономии

Система экономических законов общества

Система производственных отношений

Предмет политической экономии

Исторические этапы развития политической экономии

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Закономерности его развития

Основной вид человеческой деятельности – это производство материальных благ для удовлетворения своих потребностей.

По мере изготовления продуктов труда возникали знания того, как организовать производство. Эти знания фиксировались в виде заповедей и правил, о чем свидетельствуют египетские папирусы, таблицы царя Хаммурапи (Византия), древнеиндийские Веды, иудейская Тора, труды ученых Древнего Китая и Греции, Библия.

Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV- III в. до н. э.) описывается общественное разделение труда.

В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.) исследуется различие умственного и физического труда, причем первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-345 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно считать исходными положениями экономической науки, т.к. они содержали:

Оценку стоимости продукта трудом;

Идею полезности как основы ценности благ;

Рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

Аристотель ввел термин «ойкономия» (oikonomia): «ойкос» с греч. – дом, хозяйство, «номос» - учение, закон. Т.о., «экономия» - это законы ведения домашнего хозяйства, поскольку в условиях рабовладения «дом» был самостоятельной хозяйственной единицей.

Аристотель в своих трудах исследовал понятия стоимости, цены, количества труда и т.п. Он разделял понятия «экономия» (наука о хозяйствовании ради удовлетворения потребностей) и «хремастика» (искусство получать прибыль).

В Библии есть размышления по поводу справедливой цены, общественной оценки ценности благ, о богатстве.

Эти исторические документы и были зародышами будущей экономической науки об организации и ведении производства.

Но все эти взгляды не представляли целостного учения.

В условиях преодоления феодальной раздробленности и образования централизованных государств в Европе возникают попытки определить правила ведения не отдельного хозяйства, а общенационального, т.е. на уровне государства.

В связи с этим понятие «экономия» приобретает новое значение и превращается в «политическую экономию» («политейя» – с греч. – государственное устройство), т.е. законы ведения государственного (общественного) хозяйства.



Формирование экономических учений в самостоятельную область знаний происходит к ХVII веку.

Впервые понятие «политическая экономия» ввел французский экономист Антуан де Монкретьен в 1615 г. в своем «Трактате о политической экономии», содержащем советы по ведению государственного хозяйства и приумножению богатства.

Развитие политэкономии как целостной науки происходило поэтапно.

1) Первым экономическим учением, систематизировавшим накопленные знания, был меркантилизм (XVI - XVII вв.).

Это период становления капитализма, зарождения мануфактур (промышленности), развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, роста денежного обращения в Европе.

Эта научная школа первой попыталась построить теорию общественной системы исключительно на экономике.

Представителями меркантилизма были Антуан де Монкретьен (1575-1621) и Жан-Батист Кольбер во Франции, Томас Манн (1571-1641) в Англии, А.Ордын-Нащокин в России.

Целью функционирования общественного (национального) хозяйства они считали обогащение государства и населения. А поскольку воплощением богатства они считали деньги, то изучали сферу обращения, а основную задачу видели в обеспечении изобилия золота в стране.

В связи с этим меркантилисты считали, что источником богатства общества служит внешняя торговля, посредством которой можно накопить в стране больше золота.

Тем самым меркантилисты заложили основу государственной экономической политикиполитики протекционизма , при которой государство должно покровительствовать национальной промышленности и торговле, обеспечивать выгодные условия экспорта и найма рабочей силы, устанавливать высокие таможенные пошлины на импорт, запрещать вывоз золота из страны, поддерживать активный торговый баланс и т.п.

Историческим примером такой политики в Англии ХV века был закон об «огораживании» земель (крестьян сгоняли со своих земель, тем самым лишая их средств к существованию и заставляя уходить в города наниматься на работу на мануфактуры. Это обеспечивало зарождающееся капиталистическое производство наемной рабочей силой), трудовые законы – об установлении 12-14-ти часового рабочего дня.

Однако меркантилистская теория не давала полного представления о функционировании экономической системы, так как считала основным источником национального богатства торговлю.

2) Более глубокий анализ функционирования экономики был предпринят классической школой , сложившейся в Западной Европе в XVIII – начале ХIХ веков.

Ее основоположниками были английский экономист Уильям Петти (1623-1686) (основные труды – «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика», «Кое-что о деньгах») и французский экономист Пьер Буагильбер.

Классическая школа фактически превращает политическую экономию в подлинную науку (систему знаний).

Ее представители перенесли изучение экономики из сферы обращения в сферу производства, т.к. считали источником общественного богатства производство, а соответственно – человеческий труд.

Направлением классической школы была теория физиократов , основоположниками которой были французские экономисты Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго.

Название теории физиократов – от греческих слов: Phisis - природа, kratos – власть.

Физиократы считали, что источником богатства является труд, но только в сфере сельского хозяйства.

В «Экономических таблицах» Ф.Кенэ (1758) анализирует общественное воспроизводство с позиции пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

Финансист Ж.Тюрго сформулировал закон убывающего плодородия, который сегодня трактуется как закон убывающей производительности (отдачи): увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.

Крупнейшим представителем классической школы является английский экономист Адам Смит (1729-1790).

Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Центральная идея – либерализация экономики, то есть минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе конкуренции и свободного ценообразования.

А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, сформулировал принципы рационального налогообложения.

Более поздний представитель английской классической школы - Давид Рикардо (1772-1823). Его основной труд – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).

Д.Рикардо считал закон стоимости А.Смита фундаментом теории политической экономии. Единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов. Из этого Д.Рикардо делает вывод: прибыль – результат неоплаченного труда рабочего.

Д.Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

Принцип сравнительных издержек Д.Рикардо и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

Основные положения теории классической школы сводятся к следующим выводам:

1. Объектом исследования политической экономии должно быть материальное производство.

2. Источником общественного богатства (богатства народов) является производительный труд.

3. Труд является мерой ценности всех товаров.

4. Общественное производство развивается по своим законам, которые носят объективный характер.

5. Труд наемного рабочего является источником доходов всех слоев общества: земельных собственников, промышленников, банкиров, рабочих.

6. Экономические интересы различных классов и социальных слоев противоположны.

7. Государство должно осуществлять экономическую политику.

8. Капитализм как общественный строй является естественным и вечным порядком.

9. Конкуренция делает экономику саморегулируемой системой.

10. Целесообразным является отсутствие государственного вмешательства в экономику (политика экономического либерализма) и поощрение частного предпринимательства.

3) Представители критического направления в политической экономии - экономического романтизма (С.Сисмонди), утопического социализма (Ш. Фурье, Т. Мор, Р. Оуэн), рикардианства (У. Томпсон и Дж. Грей) (XVI - XIX вв.) раскрывали пороки и болезни общества, рисовали картины счастливого будущего, но не видели реальных экономических путей его достижения.

4) В XVIII-XIX вв. возникает так называемая мелкобуржуазная политическая экономия , объектом исследования которой являются внешние экономические зависимости.

Основной представитель – Жан Батист Сэй (1767-1832). Ж.Б.Сэй был сторонником экономического либерализма, идеализировал свободный рынок, отрицал возможность экономических кризисов.

Он сформулировал так называемый Закон Сэя: «Предложение рождает свой спрос», по которому экономика всегда достигает равновесия.

5) Марксизм (XIX в.) – направление политэкономии, исследовавшее законы развития капитализма и создавшее концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.

Основоположники этого направления – немецкие экономисты и социологи Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс. Продолжил их исследования В.И.Ленин, создавший теорию империализма.

Главный труд К.Маркса – «Капитал» (1867) в 3-х томах. IV том – «К критике политической экономии» - это критический анализ всех домарксовых теорий в политэкономии.

«Капитал» это теоретическое исследование всех фаз общественного воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основой этой теории являются труды классиков политэкономии Адама Смита и Давида Рикардо.

Важнейшие положения марксизма:

1. Учение об общественно-экономических формациях.

2. Теория прибавочной стоимости.

3. Учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.

4. Теория воспроизводства и экономических кризисов.

5. Теория абсолютной ренты.

6. Анализ эволюции форм стоимости и возникновения денег.

Марксистская теория считала основой эксплуатации рабочих при капитализме частную собственность на средства производства, предрекала неизбежность гибели капитализма, уничтожения частной собственности и победы коммунизма вследствие противоположности экономических интересов буржуазии и пролетариата.

Эту идею развил В. И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916).

Марксистская политэкономия носила ярко выраженный классовый характер, отражая интересы пролетариата.

6) Историческая школа Л. Листа и новая историческая школа К. Бюхера, В.Зомбарта акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-экономическая форма не является совершенной, она постоянно совершенствуется, поэтому экономические теории нельзя в одинаковой мере применять к разным странам.

7) Маржинализм (XIX-XX вв.) (от англ. Marginal - предельный) - теория, рассматривающая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы, исходя из предельных величин: предельный доход, предельные издержки, предельный продукт, предельная полезность и пр.

Основоположник маржинального анализа – французский математик, философ и экономист Антуан Курно (1801-1877).

Во второй половине XIX века возникла австрийская школа маржинализма, представителями которой были Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914).

Вкладом австрийской школы была теория предельной полезности, по которой цена блага определяется полезностью последней имеющейся в наличии единицы продукта – это субъективистский подход к определению стоимости продуктов труда.

Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями математической школы: швейцарец Леон Вальрас (1834-1910), английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), американский экономист Джон Бейтс Кларк (1848-1938).

8) В 90-е годы XIX в. на базе развития этой теории появилось неоклассическое направление (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк), представляющее собой компромисс между различными направлениями в экономической теории.

В основе неоклассической теории лежит принцип невмешательства государства в экономику, свобода предпринимательства и рыночных сил.

9) Кейнсианство (XX в.). Представители: английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), Н.Калдор, Э.Эйхнер, Дж.Дэвис.

Дж.Кейнс разработал теорию эффективного спроса, достигаемого за счет государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и денежно-кредитной политики, а также теорию антикризисного регулирования.

Разновидностью является посткейнсианство , стремящееся обновить и дополнить теорию Дж.Кейнса в современных условиях.

10) В XX в. возникает институционально-социологическое направление (институционализм ).

Представители: Торстейн Веблен (1857-1929), Уэсли Митчелл, (1874-1948) – специалист по промышленным циклам, Джон Гэлбрейт (1909), Роберт Коуз. Рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под воздействием и экономических, и внеэкономических факторов, «институтов», под которыми они понимают государство, семью, профсоюзы, морально-этические и психологические нормы. К этому направлению относятся также современные теории неоинституционализма; индустриального, постиндустриального, технотронного и информационного общества.

11) Неоклассический синтез. Представители: Джон Хикс (1904) и Пол Самуэльсон (1915). Предлагают в зависимости от состояния экономики использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо классические рецепты. Достижениями этого направления были: исследование проблем экономического роста; теория общего экономического равновесия; обоснование теории налогообложения.

12) Неолиберальное направление представлено:

А) теория монетаризма Милтона Фридмена (1912), США. Это теория стабилизации экономики посредством контроля государства за денежной массой.

Б) экономический либерализм (неолиберализм), ордолиберализм, дирижизм. Представители: американский экономист Людвиг фон Мизес (1881-1973), английский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992), немецкий экономист Л. Эрхард, французский экономист М. Алле.

Суть экономического либерализма : рынок - наиболее эффективная система хозяйствования, поэтому необходимо обеспечивать свободу субъектам экономической деятельности. Роль государства определена в высказывании Л. Эрхарда: «Конкуренция везде, где возможна, регулирование там, где необходимо».

13) Современные экономические теории и школы конца XX - начала XXI вв. весьма многообразны. Это: современные теории институционализма, современный монетаризм, экономические теории развивающихся стран, экономические теории стран с транзитивной экономикой; экономические теории мирового хозяйства; теории глобального развития общества и др.

Для современных направлений характерна переориентация на сочетание макро- и микроподходов к анализу экономических явлений. Это позволяет увязать теорию с практикой и получить принципиально новые результаты в экономической науке.

Исторические этапы развития экономической мысли представлены на схеме 1.1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Политическая экономия, политэкономия - одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

Предмет политической экономии: объектом исследования будет социум, социальные связи. Но этот объект изучают и психологи, и социологи, и политологи и т.д. Предметом же политэкономии будут социально-экономические явления, которые складываются в определённых сферах, которые в разные периоды времени были в фокусе внимания политэкономии.

1. Функции политэкономии

ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2) методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3) практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4) идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Политическая экономия выявляет закономерности и формулирует экономические законы, управляющие развитием производственных отношений на разных исторических этапах развития экономической деятельности человечества. С целью их различения здесь могут использоваться разные методики, позволяющие выделить качественно различные состояния производительных сил и производственных отношений общества, в частности - специальная категория общественно-экономических формаций.

2. Зарождение и развитие политической экономии

Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в «Трактате политическая экономия», адресованном королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова «мерканте» - (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол. 18 - нач. 19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений:

1) источником общественного богатства является все общественное производство;

2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений;

3) заложили основы трудовой теории стоимости;

4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала.

5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями;

6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

В середине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19 в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В «Капитале» дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. - н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) монетаризм;

4) институционально-социологическое.

Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж.М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу «Общая теория занятости, процента и денег».

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

политический закономерность экономия отечественный

3. Отечественная политэкономия в 20 -9 0 - е годы XX в .

Период 1917-1921 гг. в развитии отечественной экономической мысли характеризуется резкой ее политизацией.

Теоретические представления о социализме и переходном периоде руководства партии большевиков во многом определили пути развития отечественной экономической мысли на долгие годы вперед. Результаты первых социалистических преобразований привели к некоторой поляризации экономических взглядов у ведущих теоретиков партии.

В.И. Ленин приходит к выводу о необходимости временного приостановления красногвардейской атаки на капитал в виде огосударствления частной собственности с целью налаживания правильного функционирования возникшего сектора экономики. Он обосновывает идеи о существовании в будущем различных противоречивых хозяйственных укладов, о принципах стимулирования и организации труда в новых условиях, привлечении буржуазных специалистов. Эти идеи станут основой теории и практики НЭПа.

Однако ведущие теоретики большевизма Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Е.А. Преображенский придерживались других взглядов.

Л.Д. Троцкий выдвигает концепцию милитаризации труда. Ее основная идея - создание системы принудительного труда, казарменной организации общества. Производство организовывалось по военному образцу, где вопрос трудовой дисциплины решался по законам военного времени (уклоняющиеся от работ направлялись в штрафные команды или концентрационные лагеря). Такая организация вела, по его мнению, к быстрейшему осознанию рабочими необходимости трудиться на благо всего общества, что, в свою очередь, явится главным стимулом к труду, а следовательно, и росту его эффективности.

Из определения роли пролетариата в революции вытекало отношение Троцкого к крестьянству как к контрреволюционной части общества. Это нашло отражение в политике коллективизации, политике промышленного строительства за счет перекачки средств из аграрного сектора.

Иными были взгляды меньшевистской части русской социал-демократии, оказавшейся в оппозиции к новой власти. По мнению Г.В. Плеханова, Россия не была готова к переходу к социализму в силу недостаточного развития капитализма. Эту же точку зрения высказывал П.П. Маслов. Они считали, что в России был возможен путь длительного реформирования.

Уже после февральской революции 1917 г. Маслов отстаивает концепцию сохранения товарно-капиталистического хозяйства с одновременным реформированием аграрных отношений, государственной организации с целью изменения распределения национального дохода, рационального размещения производительных сил. Первые хозяйственные преобразования, осуществленные советской властью были встречены меньшевиками критически.

Подобной была и реакция на политику «военного коммунизма». Меньшевики предлагали ряд мер для восстановления народного хозяйства: отказ государства от политики общей национализации промышленности; привлечение частного капитала и кооперации; поощрение государством мелкой промышленности, работающей на вольный рынок; привлечение иностранного капитала; отмена милитаризации труда и ограничение трудовой повинности; свободное развитие независимых рабочих и крестьянских организаций; изменение продовольственной политики; предоставление крестьянину стимулов для расширения и улучшения хозяйства; сохранение за крестьянами неприкосновенного пользования той землей, которую они получили в ходе революции; сведение числа советских хозяйств в земледелии к тому минимальному количеству, которое государство может содержать как образцовые и экономически выгодные; сдача отсталых хозяйств в аренду; свобода распоряжения крестьян излишками продуктов. Эта программа экономических реформ совпадает с основными мероприятиями новой экономической политики, введенной большевиками весной 1921 г.

Послевоенный период оказал огромное влияние на все стороны жизни советского общества, в том числе и на состояние экономической мысли. Это было время утверждения господства идей марксистской политической экономии. В тот период усилилась борьба марксистов с экономистами других направлений. Здесь можно выделить этапы в развития экономической мысли.

20-е годы можно назвать «золотым десятилетием» российской экономической науки. Экономисты в 20-е гг. решали задачу обоснования НЭПа, разрабатывали модели модернизации народнохозяйственного механизма. На первое место по практической значимости вышли проблемы рынка и товарно - денежных отношений. В этот период часть советских экономистов находилась под влиянием принципов «военного коммунизма», взглядов К. Маркса на данную проблему. Многие партийные деятели и экономисты не сразу поняли смысл новой экономической политики и рассматривали ее как отступление от варианта более быстрого перехода к социализму.

С конца 20-х гг. в результате сворачивания НЭПа усиливается влияние политического фактора в экономической науке. Переход экономической науки к новому состоянию, характеризующемуся падением уровня теоретических исследований, привело к утверждению партийного монополизма в науке 30-40-х гг. Еще одной чертой этого периода была усиливающаяся самоизоляция отечественной науки от зарубежной экономической мысли.

В 30-е гг. дискуссии в политэкономии стали преследовать цель теоретико-экономического обоснования формировавшейся командно-административной системы, пропаганды сталинской интерпретации марксизма. А.Л. Вайнштейн, А.В. Чаянов, Л.М. Крицман разрабатывают системы натурально-вещественного учета в качестве проектов централизованного натурального хозяйства. Но большая часть ученых стояла на позициях сохранения товарно-денежных отношений при социализме.

В 30-е годы утверждается официальная точка зрения о неизбежности длительного сохранения торговли и денег до перехода к коммунизму. Сторонники этой концепции так аргументируют необходимость товарно-денежных отношений: незавершенность процесса обобществления и сохранения мелкотоварного сектора; наличие трудностей в системе прямого учета, контроля и распределения; имеющиеся различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом; различный уровень квалификации работников и технический уровень предприятий, отраслей и т.п.; необходимость обеспечения материальной заинтересованности работников и т.д. Таким образом, утверждается концепция ограниченной роли товарно-денежных отношений при социализме, а идея о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений становится бесспорной.

Другой проблемой, обсуждаемой в дискуссиях межвоенного периода, была проблема народнохозяйственного планирования. В 20-е годы сформировались два подхода к пониманию роли и задач планирования.

Сторонники генетического принципа планирования считали, что оно должно отталкиваться от прогноза, т.е. как будет развиваться национальное хозяйство при условии невмешательства государства.

Сторонники телеологического принципа, напротив, считали, что главное при планировании заключается в определении целей, в то время как энтузиазм и сознательность трудящихся помогут их достижению.

Попытку примирения позиций генетиков и телеологов предпринял В.А. Базаров. Он выдвинул идею сочетания этих подходов, в соответствии с которой телеологический принцип планирования распространялся на национализированные отрасли народного хозяйства, а генетический был применим в основном к аграрному сектору. Из-за преобладания последнего в народнохозяйственной структуре генетически разработанный план стал основой общего плана.

Дискуссия была далека от науки, а позиция телеологов покоилась на идеологии партии большевиков. В 1927 г. был принят первый пятилетний план, игнорирующий объективные закономерности развития народного хозяйства страны.

С переходом к НЭПу полемику вызывала аграрная политика. Выдающимся ученым, работавшим в области экономики крестьянского хозяйства был А.В. Чаянов лидер организационно-производственной школы. Чаянов изучал семейно-трудовое крестьянское хозяйство во взаимодействии с окружающей экономической средой. Он выявил ряд парадоксов и особенностей развития крестьянских хозяйств в России, полагая не всегда возможным применение рыночных критериев к оценке трудового крестьянского хозяйства. Чаянов пришел к выводу, что крестьянское хозяйство отличается от фермерского мотивом производства: фермер руководствуется критерием прибыльности, а крестьянин - организационно-производственным планом, представляющим совокупность денежного бюджета, трудового баланса во времени и по различным отраслям и видам деятельности, оборота денежных средств и продуктов.

Составляющими организационно-производственного плана являются баланс труда (земледелие, промыслы), баланс средств производства (скот, инвентарь) денежный бюджет (доходы, расходы).

Чаянов пришел к выводу что цены на сельскохозяйственную продукцию не являются главным фактором крестьянского хозяйства. Поэтому фермер и крестьянин по-разному будут реагировать на снижение цен. Фермер будет расширять объемы производства, а крестьянин - сокращать. Регулярная практика отхожих промыслов, ослаблявших собственное земледельческое хозяйство, давала крестьянам возможность более равномерно распределять трудовые ресурсы по временам года.

Созданная Чаяновым концепция организационно - производственного плана позволила объяснить многие особенности экономического поведения крестьянского хозяйства и на практике учитывать их при формировании сельскохозяйственной политики.

Чаянов работал и над методикой оценки баланса трудового крестьянского хозяйства, используя в том числе и методы теории «предельной полезности». Применение методики позволило бы прогнозировать изменение себестоимости и цен сельскохозяйственной продукции.

Концепция организационного плана была заложена в теорию кооперации Чаянова, в которой он видел путь к повышению эффективности аграрного сектора. Он настаивал на постепенном проведении кооперирования, полагая, что кооперативам должны отходить лишь те виды деятельности, технический оптимум которых превосходит возможности индивидуального крестьянского хозяйства.

Три цикла экономического развития, выявленные Кондратьевым

Другим выдающимся ученным этого периода был Н.Д. Кондратьев (1892-1938 гг.). Наибольшую известность ему принесла теория больших циклов конъюнктуры.

Кондратьев провел обработку временных рядов следующих экономических показателей: товарные цены, процент на капитал, заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца для четырех стран - Англии, Германии, США и Франции. Период наблюдений составил около 140 лет. В результате обработки данных им была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов волн продолжительностью от 48 до 55 лет.

Н.Д. Кондратьев установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождавших большие циклы. Так, например, повышательная волна начинается тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в радикальное обновление техники и создание новых технологий. В какой-то момент темп накопления капитала уменьшается, что ведет к перелому в динамике развития. В период понижательной волны происходят накопление свободного капитала и рост усилий по совершенствованию техники, что создает предпосылки для нового подъема.

В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (кризис 1929-1933 гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений мировой науки. С тех пор эти циклы называют «циклами Кондратьева» наряду с трехлетними циклами Китчина и десятилетними циклами Жюгляра.

В СССР его концепция не была по достоинству оценена в силу расхождения ее с официальной доктриной общего кризиса капитализма.

Несмотря на процесс вульгаризации политической экономии, в советской экономической науке сохранилась область, в которой отечественные ученые не только шли в ногу с западными коллегами, но и добивались приоритета. Это область экономико-математических исследований, или эконометрика.

Одним из достижений школы стала разработка концепции межотраслевого баланса народного хозяйства. Уже при разработке первого пятилетнего плана стали проявляться первые балансовые построения («Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923-1924 гг.»). В работе над ними участвовали П.И. Попов, Л.Н. Литощенко, Н.О. Дубенецкий, Ф.Г. Дубровников, И.А. Морозова, О.А. Квиткин, А.Г. Первухин.

Работы советских ученых привлекли внимание американского ученого В. В Леонтьева, с именем которого связано возобновление работ по составлению межотраслевых балансов в СССР в конце 50-х годов.

Одним из наиболее выдающихся представителей российской эконометрики был Л.В. Канторович (1912-1986 гг.). Он занялся решением вполне практической задачи - распределения различного рода сырья по разным обрабатывающим станкам с целью максимизации выпуска продукции при заданном ассортименте. Для решения этой задачи Канторович разработал специальный метод, при котором с каждым ограничением исходной задачи связывалась специальная оценка, называемая разрешающим множителем. Оптимальный план задачи определялся в результате итеративного процесса, в ходе которого осуществлялась последовательная корректировка разрешающих множителей. Таким образом, Канторович создал новую науку - линейное программирование. Результаты исследования были изложены в брошюре «Математические методы организации и планирования производства» (1939 г.), в которой рассматривались, помимо задачи со станками, известная транспортная задача, проблемы минимизации отходов, максимизации отдачи от использования комплексного сырья, наилучшего распределения посевной площади. В 1975 г. за выдающийся вклад в мировую экономическую науку Капторович был удостоен Нобелевской премии по экономике.

В 1939 г. была опубликована крупная экономико-математическая работа - «Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов» В.В. Новожилова (1892-1970 гг.), в которой сформулирована задача составления народнохозяйственного плана. Оптимальным, по мнению Новожилова, является такой план, который требует минимальной суммы трудовых затрат при заданном объеме продукции.

В 1958 г. В.С. Немчинов (1894-1964 гг.) организовал в Академии наук первую в стране Лабораторию экономико-математических методов. В работе Немчинова «Экономико-математические методы и модели» (1964 г.) определены основные направления применения математики в экономической науке: разработка теории плановых расчетов и общей математической методологии оптимального планирования; разработка межотраслевых и межрегиональных балансов; математический анализ схемы расширенного воспроизводства; оптимальное планирование работы транспорта; решение технико-экономических задач; разработка математической статистики и ее использование в народном хозяйстве.

В рамках экономико-математической науки в 50-60-е гг. выдвигались идеи о необходимости использования косвенных рычагов государственного регулирования экономики, необходимости сокращения сферы директивного планирования и, в связи с этим, сокращения бюрократического аппарата и др.

В 60-е гг. эти идеи нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской эконометрики. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим методам управления народным хозяйством.

В 50-60-е гг. не прекращались дискуссии о роли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политэкономов. В 1965-1967-м гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е.Г. Либермана). Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц.

Изменения в мире, ускорение НТП в странах с рыночной экономикой к началу 80-х годов выявили полную несостоятельность управления экономикой на основе административно-командных методов. Часть экономистов (Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис и др.) склонялись к необходимости серьезных преобразований. У истоков перестройки стояли такие экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Анчишкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин.

Заключение

Изучение истории научных школ в отечественной экономической теории ХХ в. позволяет прийти к следующему выводу: было бы несправедливо считать, что наши отечественные экономисты не внесли определенный вклад в мировую науку. Лучшие достижения экономико-математической, кондратьевской и политэкономической школ стали базисом для многих современных общемировых исследований. В этом отношении у отечественных научных школ есть реальные перспективы для дальнейшего развития. Вместе с тем для реализации этих благоприятных перспектив необходимо, чтобы появился новый тип ученого, сочетающего в себе отличное знание и понимание достижений мировой науки, широко образованного и вместе с тем специалиста в конкретной области анализа. Тогда появится возможность реализовать главную задачу - создание подлинно научной национальной экономической школы, которая самостоятельно решала насущные проблемы всех пост советских стран.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема непонимания природы политической экономии и способов ее развития. Процесс непрерывного движения и развития общества. Традиции российской школы экономической мысли. Необходимость изучения особенностей национальной хозяйственной системы.

    статья , добавлен 19.05.2011

    Общая характеристика и признаки классической политической экономии, ее отличия от меркантилизма. Основные представители классической школы политической экономии: Уильям Петти, Француа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, их роль в истории экономических учений.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2012

    Становление классической экономической школы, рост теоретичности, монизма экономической науки, формирование идеологии мелкой буржуазии. Идеи Сисмонди, методы и понимание политической экономии, точка зрения на разделение труда, доход, воспроизводство.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2010

    История появления экономической теории. Метод марксистской политической экономии. Изучение основных принципов и постулатов функционирования рыночной экономики с позиции "экономикс". Исследование позитивных и нормативных методов научного познания.

    реферат , добавлен 27.09.2014

    Основные особенности экономических воззрений Густава Шмоллера. Концепция стадий хозяйственного развития Карла Бюхера. Социально-реформистские концепции Брентано. Вклад исторической школы в развитие экономической теории. Изучение основ политэкономии.

    реферат , добавлен 03.12.2012

    Определение предмета экономической теории (политической экономии) представителями разных школ. Система экономических отношений. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства. Философские основы экономической теории.

    учебное пособие , добавлен 15.03.2010

    Три подхода к определению предмета экономической теории. Предмет экономической науки в эпоху до рыночной экономики. Представители неоклассического и кейнсианского направления, меркантилизма, марксистской и классической буржуазной политической экономии.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Общая характеристика и этапы развития классической политической экономии. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Экономические учения представителей классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Общие черты и различия между политической экономией и экономиксом. Объект и предмет политэкономии. Методы науки. Этап развития экономической теории и ее функции. Направления исследований микро- и макроэкономики. Определение объемов продаж и спроса.

    реферат , добавлен 01.04.2016

    Экономическая наука, ее роль и функции. Предмет, категории формально-логические методы экономики. Возникновение научной политической экономии. Представители ее школ. Методы диалектической логики. Основные направления современной экономической теории.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство