3. Инфляция: причины, измерение, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция (от лат. Inflation – вздутие) – состояние экономики, при котором происходит обесценение денег (падение покупательной способности) вследствие значительного превышения их количества в обращении над потребностями товарооборота и рост цен на товары и услуги.
Основная причина инфляции - нарушение закона денежного обращения.
Это нарушение можно формально отразить с помощью известного уравнения Фишера Мх V = Рх Q . Если масса денег в обращении (Мх V) превышает объем реального ВНП (Рх Q), то происходит рост цен на товары и услуги.
Факторы инфляции:
внешние:
интернационализация хозяйственных связей – инфляция в других странах сказывается через цены импортируемых товаров; центральный банк страны использует свою дополнительную валюту для скупки у коммерческих банков иностранной валюты;
падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран – происходит рост цен на импортные товары; обмен валют требует дополнительной денежной эмиссии;
мировые экономические кризисы – сказывается спад производства экспортируемой продукции, растут цены на топливно-энергетические ресурсы (экономика Республики Беларусь на 90 % зависит от импортируемых товаров);
состояние платежного баланса страны;
валютная и внешнеторговая политика страны;
Внутренние:
дефицит государственного бюджета – покрытие его займами центрального банка резко увеличивает количество денег в обращении;
расходы на военные цели – увеличивается бюджетный дефицит, а это ведет к инфляции; военный сектор не создает потребительский продукт, а его работники увеличивают платежеспособный спрос;
расходы на социальные цели, не адекватные возможностям национальной экономики – при кризисе правительство пытается поддержать население через индексацию заработной платы, различные пособия, доплаты и т.п., что увеличивает количество денег в обращении и усиливает инфляцию;
инфляционные ожидания (основной фактор инфляции, «бегство от денег») увеличивает спрос и стимулирует предложение, рост цен, ожидания уровня инфляции вносятся в платежи контрактов (заключаются от 1 года и более);
кредитная экспансия – банковские кредитования сверх потребностей страны, что вызывает эмиссию безналичных денег;
чрезмерные инвестиции – в отдельные отрасли страны (в сельское хозяйство);
структурные нарушения в экономике – между спросом и предложением, накоплением и потреблением, доходами и расходами.
Типы инфляции:
спроса – проявляется в превышении спроса над предложением при полной загрузке мощностей. Причины: увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательской способности населения (в обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами); рост цен и возникает инфляция;
издержек или предложения – проявляется вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причины: увеличение цен на сырье (прежде всего энергоресурсы); действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Рост издержек вызывает сокращение совокупного предложения и дальнейший рост цен.
Существует несколько видов инфляции . Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1) Ползучая (умеренная) инфляция
, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил
за последние годы около 3-3,5%;
2) Галопирующая инфляция
(рост цен на 20-200% в год). Такие
высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
3) Гиперинфляция –
цены растут астрономически, расхождение
цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
У нас преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п.
Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспекте.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Несбалансированность и непредсказуемость инфляции разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен.
Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.
по ожидаемости:
ожидаемая – прогнозируется правительством и населением на какой-либо период;
неожиданная – происходит внезапный скачок цен. В ситуации, когда в экономике уже были инфляционные ожидания, население, опасаясь обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что искажает реальную картину спроса в обществе и ведет к расстройству народного хозяйства. Внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
По характеру протекания:
Открытая – продолжительный рост цен;
Подавленная – при твердых «замороженных» розничных ценах и одновременном росте доходов населения (товарный дефицит и рост цен на «черном рынке»).
Измерение инфляции . Для этого суммируются цены на товары и услуги «потребительской корзины» на конец и начало периода (например, год). Индекс розничных цен – определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду, выраженный в процентах. Чтобы определить темп инфляции, необходимо из индекса данного периода вычесть индекс цен базового периода и разделить на индекс цен базового (прошлого) периода и умножить на 100.
«Правило величины 70» позволяет определить количество лет, за которое средний уровень цен удвоится – разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
Экономические последствия инфляции:
1) умеренной – временное оживление экономики при незначительном росте цен и норм прибыли;
2) галопирующей и суперинфляции – наносится значительный урон народному хозяйству, наблюдается «бегство от денег», т.е. скорость обращения денег нарастает. Из-за быстрого роста цен предприятиям не хватает выручки для расчета, раскручивается инфляционная спираль «цены – заработная плата – издержки – цены» ;
3) всех остальных форм – кризис взаимных неплатежей; замена торговли бартером усложняет обмен; ущерб госбюджету; нарушается функционирование денежно-кредитной системы; сокращение объемов производства.
Социальные последствия инфляции:
Ухудшение жизни населения:
Рост цен значительно превышает реальную заработную плату;
Стимулы к труду и его качеству падают;
Страдают больше всего менее защищенные слои населения;
Сбережения населения обесцениваются;
Усиливается социальная напряженность.
Основные направления антиинфляционной политики:
Сдерживание роста государственных расходов - дефицит бюджета перекрывается не за счет эмиссии, а за счет внутреннего государственного долга;
Постоянное сокращение государственного финансирования видов деятельности, которые можно передать частному сектору;
ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;
регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, использование индексации заработной платы и доходов;
снижение тарифов на импорт и увеличение его на экспорт – создается конкуренция и понижается цена (в области внешней торговли);
повышение курса национальной валюты – цены импорта ниже и ниже общий уровень цен;
разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия.
Антиинфляционная политика.
Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.
Правительство, проводящее активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.
Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках "экономики предложения". Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.
Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство–предприниматели–профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.
Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. В этом случае краткосрочная кривая AS естественным образом сместится вправо без движения вверх.
К основным элементам теории «экономики предложения» следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.
К данной политике относят следующие мероприятия: индексация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания.
Инфляция - сложный социально-экономический процесс, вызывающий множество последствий как в экономике, так и в социальной сфере.
1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокращаются. Здесь необходимо рассмотреть два показателя - номинальный и реальный доход. Номинальный доход - фактически полученный доход, а реальный доход - сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номинального дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, то есть реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим образом:
- 2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осуществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень инфляции чаще всего гораздо выше, чем ставка процента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбережения населения обесцениваются.
- 3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.
- 4. Скрытая конфискация государством средств у населения с помощью прогрессивного налогообложения. Налогообложение основных доходов домохозяйств носит в большинстве стран прогрессивный характер, то есть чем выше доход, тем выше ставка подоходного налога. В условиях высокой инфляции первоначальные ставки налогообложения доходов богатых слоев населения, существовавшие на начало года, начинают постепенно распространяться уже на доходы средних и даже бедных слоев общества.
- 5. «Бегство» от денег - ускоренная материализация денежных средств населения и бизнеса, то есть в условиях обесценивания денег субъекты рыночных отношений стараются как можно быстрее избавиться от них, переводя в товары и услуги.
- 6. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка - ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная ставка процента = Номинальная ставка процента за минусом я, где я - уровень инфляции.
- 7. Потери обычно несут кредиторы, а выигрывают дебиторы в случае, если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в соответствии с изменением уровня цен в экономике. Становится невыгодным давать деньги в долг, что приводит к кризису кредитной системы.
- 8. Практически исключено получение долгосрочных кредитов, следовательно, отсутствуют инвестиционные вложения в экономику.
- 9. Нестабильность экономической ситуации и экономической информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут цены. Именно на цены ориентируются производители и потребители, принимая решение о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители оказываются дезориентированными. Новые производства, естественно, никто не открывает.
В итоге разрушается система регулирования рыночной экономики.
Существование отрицательных социально-экономических проявлений инфляции вынуждает правительство принимать контрмеры по снижению ее уровня и минимизации негативных последствий. Обычно выделяют два основных направления антиинфляционной политики государства: адаптивная политика, предполагающая приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активная политика, направленная на ликвидацию причин инфляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что правительство с определенной периодичностью индексирует основные виды доходов населения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и т. п.). Обычно индексация составляет 60-70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а, с другой стороны, за счет разницы в 30-40 % постепенно за полтора-два года снизить спрос на национальном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явным его преимуществом является социальная стабильность в обществе; недостатком - длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явлениями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находящихся в обращении. Это предполагает:
- проведение денежной реформы конфискационного типа;
- контроль за денежной эмиссией;
- недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета;
- осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы в рамках проведения кредитно-денежной политики.
Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения:
- увеличение налогов и сокращение государственных расходов;
- сокращение дефицита госбюджета;
- стабилизация валютного курса;
- сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства - плата за экономические ресурсы);
- борьба с монополизмом в экономике.
Реализация политики активной борьбы с инфляцией позволяет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако реализация описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, порождая социальную напряженность в обществе.
В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преобладанием какого-либо из них.
Контрольные вопросы
- 1. Что понимается под экономическим циклом? Каковы основные фазы экономического цикла?
- 2. Назовите и охарактеризуйте виды экономических циклов.
- 3. Каковы причины циклического развития экономики?
- 4. Как воздействуют экономические циклы на производство и занятость в различных секторах экономики? Как воздействует принцип акселерации на циклическое развитие?
- 5. Почему безработица представляет собой экономическую проблему? Как измерить ее уровень? Почему важно знать продолжительность безработицы?
- 6. Как определяется естественный уровень безработицы? Что такое полная занятость, потенциальный объем национального производства?
- 7. Охарактеризуйте формы безработицы. Чем различаются между собой фрикционная, структурная и циклическая безработица?
- 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
- 9. В чем состоит сущность инфляции? Каковы основные проявления инфляции? Чем различаются между собой открытая и подавленная инфляция?
- 10. Как измерить открытую инфляцию? Каковы способы оценки уровня подавленной инфляции?
- 11. Сравните между собой умеренную, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.
Инфляция имеет ряд социально-экономических последствий:
1. перераспределение доходов:
а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);
б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;
в) выигрывают люди, взявшие кредит;
2. обесценивание сбережений:
а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;
б) она снижает реальную стоимость сбережений;
в) инфляция обесценивает амортизационный фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает производство;
3. социальная нестабильность:
а) рост безработицы;
б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;
в) социальная напряженность в обществе.
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции, а адаптивная – для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий.
Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии, при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса, так и предложения, и которая заключается в следующем:
1) уменьшаются государственные расходы;
2) растут налоги;
3) формируется бездефицитный бюджет;
4) проводится жесткая кредитно-денежная политика;
5) сдерживается рост зарплаты;
6) развивается рыночная инфраструктура;
7) вводится фиксированный курс валюты;
8) усиливаются конкурентные начала экономики за счет борьбы с монополиями.
9) борьба с дефицитом бюджета;
10) снижение инфляционных ожиданий;
11) структурная перестройка национальной экономики;
12) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;
13) развитие производства и НТП;
14) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;
15) снижение социальных последствий инфляции посредством:
а) регулирования доходов населения;
б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;
в) реализации социально-ориентированных программ;
16) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.
Перечисленные меры приводят к резкому снижению как самой инфляции, так и инфляционных ожиданий населения, что создает условия для устойчивого экономического роста. Вместе с тем шоковая терапия ведет к значительному спаду производства и росту безработицы, очень понижает жизненный уровень населения и ведет к росту социальной напряженности в обществе.
Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции. Постепенное сокращение излишней денежной массы в обращении позволяет избежать шока в сфере занятости и производства, а также чрезмерной социальной напряженности в обществе, однако и не обманывает инфляционных ожиданий населения.
Инфляция выступает как постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:
1. перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения ;
Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет. При инфляции невыгодно давать в долг по фиксированной цене. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. Особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.
В условиях инфляции богатеют посредники, занимающиеся перепродажей ценных бумаг, товаров, валюты. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии. Все это происходит на фоне проигрыша от роста цен государственных служащих с фиксированной заработной платой, пенсионеров, получателей страховых, арендных и коммунальных платежей.
2. отставание цен государственных предприятий от рыночных цен , чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.
3. скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов.
4. ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег ; Бегством от дешевеющих денег в СССР было дачное строительство, покупка мебели, золота и т. п. В начале 90-х годов с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат.
5. нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей ; Цены - главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.
6. отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции , что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают; Реальный процент = номинальный процент - процент уровня инфляции.
7. обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы . Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита) , понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
19. Экономический рост: сущность, показатели, факторы. Типы экономического роста. Качество экономического роста.
Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.
Сущность и значение экономического роста заключаются в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы ¾ противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей. Экономический рост позволяет одновременно увеличивать наличные ресурсы, текущее потребление, а также новые дополнительные вложения в дальнейшее развитие производства.
Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста совокупного дохода или реального ВВП в целом или на душу населения. Темп прироста реального ВВП выглядит следующим образом:
X = (Y t - Y t - 1) : Y t - 1 ,
где X ¾ темп прироста реального выпуска;
Y t ¾ реальный выпуск текущего года;
Y t - 1 ¾ реальный выпуск предшествующего года.
Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Использование любого из названных способов предполагает очищение показателей экономического роста от инфляционной составляющей. Для этой цели измерение физического прироста дается в ценах предшествующего периода. При исчислении стоимостного прироста совокупного дохода (или ВВП) его величина делится на индекс роста цен за отмеченный период.
Факторы экономического роста могут подразделяться следующим образом:
1) факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии);
2) факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания);
3) факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).
В любом случае рост экономики в первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных видов производственных ресурсов ¾ трудовых, капитальных, природных (земельных), имеющихся в ограниченном количестве.
Переход на новое качество экономического роста означает, что экономическое развитие:
· осуществляется главным образом в результате использования фактора НТП ¾ применения компьютерных, ресурсосберегающих технологий и т. п.;
· в большей мере, чем в предыдущий период, связано с повышением качества выпускаемых товаров и услуг, на что толкает конкуренция качества;
· имеет ограничители, устанавливаемые правительством в целях охраны экологической среды жизнедеятельности человека (нарушение этих пределов экономического роста считается социально опасным);
· имеет социальную направленность, а именно наблюдается рост социальной инфраструктуры, улучшение безопасности условий труда, приток инвестиций в человеческий капитал, более рациональное использование свободного времени, обеспечение полной занятости трудоспособного населения и т. д.
Типы экономического роста характеризуются следующим.
Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов.
Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов, улучшение качественных характеристик производства. Подобные процессы проявляются:
· в использовании достижений НТП, обновлении производства;
· в повышении квалификации работников;
· в повышении качества выпускаемой продукции, обновлении ассортимента.
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут сочетаться, когда увеличение масштабов производства происходит на новой технологической и технической основе.
При экстенсивном росте экономика в основном сохраняет хозяйственные пропорции, свою структурную характеристику и развивается вширь. В условиях интенсивного типа развития экономика становится динамичной, не только увеличиваются темпы роста, но и происходят прогрессивные структурные изменения.
Похожая информация.
Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:
– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;
– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;
– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;
– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;
– усиление социальной напряженности в обществе.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.
В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.
Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:
1) адаптационная политика;
2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:
1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;
2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;
2) повышение нормы обязательного резервирования;
3) сокращение государственных расходов и социальных программ;
4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;
5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;
6) предотвращение «импорта инфляции».
25. Занятость и безработица
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица.
Безработица – это социально-экономические явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применение своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них.
Статистика относит любого человека к одной из трех групп:
1) работающие (занятые);
2) безработные – лица, способные и желающие работать, но в данный момент не работающие и активно ищущие работу.
3) часть населения, которая не включается в отличие от первых двух его групп в состав рабочей силы (лица, не достигшие 16-летнего возраста, домохозяйки, пенсионеры, студенты и др.).
В соответствии с определениями международных организаций, таких как МОТ и ОЭСР, безработные – это лица, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течении четырех недель. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс следующих условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы; не занимаются предпринимательской деятельностью; не обучаются в учебных заведениях и не проходят военную службу; зарегистрированы в службе занятости.
Основным показателем безработицы является показатель ее уровня, рассчитываемый как отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумма количества занятых и безработных), выраженное в процентах.
В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:
1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;
2) сокращение управленческого аппарата;
3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;
4) структурные сдвиги в экономике, проводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий и отраслей и предприятий и появлению новых;
5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).
На современном этапе развития экономической науки выделяются следующие виды безработицы:
1) фрикционная безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион из-за окончания отпуска по уходу за ребенком, окончания учебы, службы в армии. Главным признаком такого вида безработицы является непродолжительность. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2–8% рабочей силы, и ее невозможно устранить;
2) структурная безработица носит продолжительный характер и связана с изменением совокупного спроса на рабочую силу, так как структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Разновидностью структурной безработицы принято считать технологическую безработицу, возникающую из-за внедрения в производство трудосберегающей техники и технологий, особенно информационных (страдают в основном конторские, складские, торговые служащие);
3) циклическая безработица возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех, сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%. Одним из ярчайших примеров циклической безработицы является период «Великой депрессии» (США, 1929–1933), когда безработным был каждый четвертый американец;
4) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых характерны сезонные колебания объемов производства;
5) скрытая безработица возникает на предприятиях, переходящих на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю.
В экономической теории для характеристики ситуации на рынке труда, кроме уровня безработицы, используются понятия:
1) полная занятость – уровень занятости при существовании в стране только структурной или фрикционной безработицы. При полной занятости 94–95% рабочей силы имеют рабочие места;
2) естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости равный 5,5 – 6,5%.
Безработица носит негативный характер и для экономики имеет следующие последствия:
1) сокращаются производства и доходы населения, то есть происходит отставание объемов валового национального продукта. Эту взаимосвязь выражает закон А. Оукена. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составит 2,5%,если на 2% – то 5% и т. д.;
2) снижаются поступления от налогов в бюджеты всех уровней;
3) снижается уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи;
4) возрастает преступность и количество психических заболеваний.
Хотя безработица – это неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования, сама она с безработицей справиться не в состоянии. Необходимо государственное регулирование рынка труда, которое осуществляется по двум направлениям:
1) воздействие на уровень и продолжительность безработицы с использованием службы трудоустройства, которые не только помогают найти работу, но и обеспечивают переквалификацию работников;
2) обеспечение гарантий материальной и социальной поддержки.