22.11.2019

Основной принцип строительства вс рф. Цели, принципы строительства и основы применения вооруженных сил рф. Основные направления строительства вооруженных сил рф в начале xxi в


Тема 1: «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».

3.1.3 Назначение, состав и принципы
строительства ВС РФ. Военная доктрина
России.

Российские Вооруженные Силы – это неотъемлемый элемент государственности.
Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую
основу обороны страны.
Вооруженные Силы (ВС) РФ - государственная военная организация,
предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ,
вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской
территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и
международными договорами РФ.
Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией
Президента РФ - Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Он же осуществляет
руководство, издает приказы и директивы, обязательные для исполнения всеми
войсками, воинскими формированиями и органами.
Сегодня одной из важнейших задач Вооруженных Сил является обеспечение
ядерного сдерживания. Оно составляет стержень всей системы национальной
безопасности страны. Кроме того, сегодня приходится решать и принципиально
новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно,
так и в составе международных организаций.

Вооруженные Силы РФ состоят:
центральных органов военного
управления;
объединений, соединений,
воинских частей и организаций;
видов и родов войск ВС РФ;
тыла ВС РФ;
войск, не входящих в виды и
рода войск ВС РФ.

Центральные органы
управления ВС РФ
Министерство
обороны
Генеральный
штаб
управления, ведающие
определенными
функциями и
подчиненные
определенным
заместителям министра
обороны или
непосредственно
министру обороны
Главные
командования
видами
Вооруженных
Сил.

Виды Вооруженных Сил
Российской Федерации
Сухопутные войска
ВоздушноКосмические Силы
Военно-Морской
Флот

Самостоятельные
рода войск
Ракетные войска
стратегического
назначения
Воздушнодесантные
войска

Под строительством Вооруженных Сил понимается система мероприятий,
осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных
на создание, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к
выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени.
Главной целью строительства Вооруженных Сил Российской Федерации
является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости,
суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и
других жизненно важных интересов общества и государства.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (2010 г.)
основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск
является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с
прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных
конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими,
социально- экономическими, демографическими и военно-техническими
условиями и возможностями Российской Федерации.

Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и
предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации,
форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов,
повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и
безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного
конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие
в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов
оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской
Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само
существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается
Президентом Российской Федерации.

Билет № 2

Военное строительство - система экономических, социально-политических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах укрепления его военной мощи. Общие цели, содержание и практические задачи военного строительства определяются военной политикой (военной доктриной) государства и зависят от непосредственных угроз национальной безопасности, характера государственной власти и состояния экономики страны.

Основными составляющими военного строительства являются строительство вооружённых сил, развитие и функционирование оборонно-промышленного сектора экономики государства, распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны. Важнейшая роль здесь отводится развитию военной науки, созданию органов управления, подготовке территории страны к обороне, а населения - к защите Отечества. Эти и другие составляющие были положены в основу строительства российской армии после распада СССР. Российская армия и флот фактически воссоздавались заново.

В марте 1992 г. в Российской Федерации было образовано Министерство обороны, выработана и начала реализовываться концепция строительства Вооружённых Сил России, определившая цели и приоритеты военной политики.

мая 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О создании Вооружённых Сил Российской Федерации". В нём подтверждалась преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооружённых Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения её безопасности и суверенитета.

В состав Вооружённых Сил вошли Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот.

В состав Военно-Морского Флота были включены четыре флота - Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский, а также Каспийская флотилия.

Главной целью строительства Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации провозглашалось создание и развитие войск (сил), способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасность граждан и других жизненно важных интересов общества и государства, соответствующих военно-политической и стратегической обстановке в мире и реальным возможностям страны.



В основу строительства Вооружённых Сил были положены следующие принципы:

·подконтрольность органов военного управления и должностных лиц органам государственной власти;

·соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;

·централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;

·соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международному праву и экономическим возможностям России;

·обеспечение высокого уровня профессионализма Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;

·обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;

·учёт геополитического и геостратегического положения страны;

·использование отечественного и мирового опыта военного строительства.

К настоящему времени сложились основы правового регулирования строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности России. Оборонная функция государства органично следует из нормы, установленной частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, где определено, что "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". В Конституции Российской Федерации содержатся отсылки к законам по вопросам обороны и военной безопасности, в том числе три отсылки к федеральным законам. Так, в соответствии с требованиями Конституции России приняты три федеральных конституционных закона по вопросам обороны и военной безопасности: "О военном положении", "О чрезвычайном положении" и "О военных судах Российской Федерации". Кроме того, отсылками Конституции Российской Федерации прямо либо косвенно предусмотрены следующие федеральные законы по вопросам обороны, строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности Российской Федерации:

Об обеспечении целостности и неприкосновенности государственной территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);

О государственных пенсиях, пособиях и иных гарантиях социальной защиты военнослужащих (ч. 2 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции)

О противодействии организациям, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции);

О государственной тайне (ч. 4 ст. 29 Конституции);

О воинской обязанности и военной службе (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции);

Об альтернативной гражданской службе (ч. 3 ст. 59 Конституции);

Об обороне (п. "м" ст. 71 Конституции);

О безопасности (п. "м" ст. 71 Конституции);

Об оборонном производстве (п. "м" ст. 71 Конституции);

О порядке продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м" ст. 71 Конституции);

О статусе и защите государственной границы (п. "н" ст. 71, п. "д" ст. 106 Конституции);

О статусе Совета Безопасности Российской Федерации (п. "ж" ст. 83 Конституции);

О возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. "г" ст. 102 Конституции);

О ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области коллективной обороны и международной безопасности (п. "г" ст. 106 Конституции);

По вопросам войны и мира (п. "е" ст. 106 Конституции).

В этих условиях остро стоит проблема, связанная с реализацией основных направлений развития Вооруженных сил Российской Федерации, способных противостоять современным вызовам.

Направления, связанные с совершенствованием Вооружённых Сил РФ, определены в Концепции строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

Она была утверждена Президентом России 19 апреля 2010 года. Основными из приоритетов являются:

совершенствование стратегических сил сдерживания в составе Стратегических ядерных сил и сил воздушно-космической обороны;

наращивание межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

создание системы управления Вооружённых Сил в соответствии с их перспективным составом и структурой;

реализация мероприятий по переоснащению соединений и воинских частей современными образцами вооружения, военной и специальной техники в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ- 2020);

создание новой системы вузов и подготовки офицеров и сержантов;

решение комплекса вопросов социальной защищённости военнослужащих.

В Сухопутных войсках:

формирование комплектов войск на стратегических направлениях, соответствующих требованиям современных боевых действий, сбалансированных по боевым и обеспечивающим формированиям;

обеспечение мобильности воинских формирований и группировок войск.

В Военно-воздушных силах:

повышение возможностей авиации ВВС по выполнению задач и обеспечению боевых действий сухопутных и морских группировок Вооружённых Сил;

совершенствование группировки военно-транспортной авиации и аэродромной сети, обеспечивающих стратегическую мобильность Вооружённых Сил.

В Военно-морском флоте:

поддержание состава и боевой готовности группировки морских стратегических ядерных сил;

серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок, надводных кораблей дальней и ближней морских зон.

сохранение существующей структуры группировки наземных СЯС;

завершение перевооружения на ракетные комплексы пятого поколения.

В Космических войсках:

развёртывание формирований, оснащённых перспективными средствами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства;

развёртывание полного состава орбитальных группировок перспективных космических систем.

В Воздушно-десантных войсках:

повышение качества подготовки войск с учётом межвидового характера современных войн и вооружённых конфликтов;

перевооружение на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.

Положения концепции детализируются в рамках разработки документов среднесрочного (План строительства Вооружённых Сил РФ на очередные пять лет) и краткосрочного планирования (ежегодное уточнение Плана строительства Вооружённых Сил РФ), к которым разрабатываются соответствующие стоимостные обоснования.

Состав и качественное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС) обеспечивают осуществление ядерного сдерживания агрессии против Российской Федерации. Дальнейшее их развитие обеспечит гарантированное парирование прогнозируемых изменений стратегического баланса сил, связанных в первую очередь с развёртыванием глобальной системы противоракетной обороны США, а также возрастающим потенциалом высокоточного оружия большой дальности США и НАТО. Сохранится трёхкомпонентная структура СЯС (наземные, морские, авиационные).

2. Обязанности военнослужащих

Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.
За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.
При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.
Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

В центре внимания военных ученых и практиков всегда было организационное строительство Вооруженных Сил России. Процесс их реформирования, начатый еще в 1992 году, проходит в постоянных поисках оптимальных структур видов и родов войск. Однако и сегодня борьба мнений продолжается.

Одной из площадок для дискуссий по проблеме организационного строительства ВС стал цикл «круглых столов», прошедших в Государственной думе Российской Федерации.

Некоторыми ведущими военными специалистами высказывалось мнение, что Вооруженные Силы нашей страны в своей оргструктуре должны иметь четыре вида: традиционные Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ), а также новый вид – Войска воздушно-космической обороны (ВКО), на базе которого предлагается создать систему ВКО России и ее союзников. На главные командования видов и родов целесообразно возложить полную ответственность за боевое применение подчиненных им войск, их состояние, развитие и обеспечение.

“ В современной вооруженной борьбе повышается ценность межвидовых группировок войск, особенно если речь идет о стратегическом масштабе”

Другие, не менее авторитетные эксперты, ссылаясь на личный, отечественный и зарубежный опыт, а также на решения Совета безопасности РФ 2005 года, предлагают организационную структуру формировать по сферам боевого применения Вооруженных Сил: земная твердь – СВ, океан – ВМФ, небо и космос – ВВС. При этом систему воздушно-космической обороны (СПРН, ПВО, ПРО и ПКО) предлагается строить на платформе главного командования Военно-воздушных сил.

При весьма широком спектре мнений, который не ограничивается приведенными выше вариантами, крайне сложно сделать обоснованный выбор, возникает угроза субъективного принятия решения. А это крайне опасно. Поэтому следует рассмотреть данную проблему через призму теорий строительства вооруженных сил и военного искусства.

Базовые принципы

Фундаментальные законы военного строительства в отличие от законов природы не могут быть описаны строгими формулами. Это скорее логические конструкции, выстроенные теоретически принципы, являющиеся основой для целесообразной деятельности на данном направлении.

В этом, по мнению Карла фон Клаузевица, единственный смысл всякой теории. Она вооружает нас принципами, тем самым сокращая неизбежное расстояние, существующее между теорией и практикой.

С учетом особого геостратегического положения в строительстве Вооруженных Сил Россия, как и большинство стран мира, придерживается преимущественно базовых организационных принципов.

Основу современной структуры ВС РФ составляют виды Вооруженных Сил – СВ, ВВС и ВМС, а также рода войск (сил).

Видовое построение определяется освоенными сферами боевого применения войск и сил (суша, море, воздушное пространство) и формируется на основании принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в определенной сфере боевого применения.

Рода войск – это составная часть ВС (РВСН, ВДВ и Войска ВКО) или часть вида Вооруженных Сил. Принцип их построения – идентичность основного вооружения, а также форм и способов их боевого применения.

Виды и рода войск ВС РФ возглавляются главнокомандующими (командующими), статус которых предопределяет централизацию управления войсками (силами) на основе принципа единоначалия. Соответствующий главком обладает необходимыми полномочиями по организации боевого применения всех подчиненных ему сил и средств. Вместе с тем главные командования отвечают и за развитие своих войск и их всестороннее обеспечение, а это административные функции. Таким образом, до недавнего времени на главнокомандующих (командующих) видами и родами ВС РФ возлагались как оперативные, так и административные функции одновременно.

Действующая версия

С 2010 года на стратегическом уровне реализуется принцип разграничения прав и ответственности между органами военного управления на оперативные и административные функции (рис. 1). Были созданы межвидовые группировки войск (сил) и органы оперативного управления ими – четыре объединенных стратегических командования (ОСК). В их непосредственное подчинение были переданы объединения, соединения и части СВ, ВВС и ВМФ.

Как следует из представленной оргструктуры ВС РФ, процесс разграничения функций не завершен. Командующие родами войск пока еще сохраняют за собой оперативные и административные функции по управлению войсками.

Кроме того, наличие в этой структуре ВВС и отдельного рода войск – Войск ВКО, который некоторыми экспертами предлагается возвести в ранг вида Вооруженных Сил, свидетельствует о нарушении принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. Это неизбежно влечет за собой дублирование задач, распыление ресурсов и размывание ответственности в сфере, важность которой никем не оспаривается. Подтверждение тому – непрекращающиеся дискуссии о месте, решаемых задачах и боевом составе этого нового рода войск.

Подобные примеры имели место в советской и российской истории. В оргструктуре ВС СССР, например, были ВВС и Войска ПВО страны, предназначенные для действий в одной сфере. Недостатки этой структуры, проявлявшиеся в мирное время, видел начальник Генерального штаба ВС Советского Союза маршал Николай Огарков. Он предвидел сложность взаимодействия и возможные последствия в боевой обстановке. Именно поэтому стал инициатором объединения ВВС и Войск ПВО страны. К сожалению, намеченные структурные преобразования саботировались некоторыми должностными лицами ВПК и главкомата ПВО исходя из узковедомственных интересов (Махмут Гареев. «Семь лет из жизни маршала»).

В конце концов объективная реальность потребовала создания единой системы ВВС и ПВО, которая существует во всех ведущих армиях мира. Объединение осуществлено в соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года № 725 «О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры». Одновременно этим же документом вразрез с принципами организационного строительства объявлялось о создании «нового» вида – Ракетных войск стратегического назначения с включением в их состав Военно-космических сил (ВКС) и войск ракетно-космической обороны (РКО). Однако он просуществовал недолго и через три года и три месяца был расформирован.

Рациональный подход

Но как избежать грубых ошибок, бессмысленных трат ресурсов и выйти на оптимальную структуру ВС?

Общеизвестно, что в основе современной вооруженной борьбы лежит принцип согласованного применения войск и сил различной видовой (родовой) принадлежности. В этом случае в наибольшей степени отмечаются преимущества войсковых группировок, свойственные боевым системам. Это не только сумма качеств видов и родов войск. У такой системы проявляется эмерджентность, то есть появляются свойства, которых нет ни у одного из ее составляющих элементов, взятых в отдельности. Говоря иными словами, в современной вооруженной борьбе повышается ценность межвидовых группировок войск (сил), особенно если речь идет о стратегическом масштабе.

Обоснованность этого вывода согласуется с позицией президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева. В частности, он отмечает, что в общей системе вооруженной борьбы решающее значение приобретают активные согласованные действия всех видов ВС. Это обстоятельство, по его мнению, должно найти отражение в новой организационной структуре Вооруженных Сил.

Действительно, с учетом современного характера вооруженной борьбы в ВС большинства зарубежных государств уже в мирное время созданы межвидовые группировки войск (сил) и органы оперативного управления ими. При этом оперативные и административные функции, как правило, не совмещаются. Подобный принцип реализуется в организационном строительстве ВС США и государств НАТО. Следует подчеркнуть, что разделение оперативных и административных функций является еще и эффективным механизмом, позволяющим обеспечить единоначалие межвидовыми группировками войск (сил).

Логика этого типа оргструктуры вооруженных сил – централизованно координируемая функциональная специализация на стратегическом уровне. При этом обоснованно считается, что она имеет ряд преимуществ:

  • обеспечивает сближение структур стратегического звена управления мирного и военного времени;
  • позволяет повысить эффективность и оперативность применения вооруженных сил в различных кризисах и военных конфликтах;
  • стимулирует улучшение качества деятельности и реализацию творческого потенциала сотрудников органов управления;
  • обеспечивает экономию ресурсов.

Построение структуры ВС РФ по функциональному и родовидовому принципам повлечет за собой углубление разделения функций управления на оперативные и административные, потребует увеличения управленческих структур и дополнительных финансовых затрат.

Таким образом, по признаку родства сферы применения все войска (силы) следует сводить в виды вооруженных сил (рода войск), наделенные административными функциями. По признаку целевого назначения, порядку боевого применения и эффективного управления – в боевые системы различного назначения и масштаба под непосредственным управлением соответствующих органов оперативного управления (командований), таких как система воздушно-космической обороны, объединенные межвидовые группировки на стратегических направлениях.

Разделение функций

По нашему мнению, в структуре ВС РФ целесообразно в дополнение к уже созданным командованиям – четырем ОСК и ВКО создать ряд новых: стратегическими наступательными силами (силами сдерживания), силами специальных операций, киберкомандование и некоторые другие. Естественно, под каждым из них должны быть соответствующие боевые системы.

Вариант предлагаемой оргструктуры ВС РФ представлен на рисунке 2. Он преимущественно базируется на логике и принципах организационного строительства и военного искусства. Их следует рассматривать как ряд идей, которые требуют дальнейшей системной проработки с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны. Тем не менее данная оргструктура позволяет преодолеть давнее противоречие между межвидовым характером применения войск (сил) и средств и их видовой подчиненностью. Это положение подтверждает опыт предыдущего включения ВКС и войск РКО в состав РВСН, что привело к появлению промежуточного звена управления – Главного командования вида, снизило оперативность принятия решений и доведения задач.

Целесообразность создания системы органов оперативного и административного управления стимулируется еще одним обстоятельством. Она исключает возможность переориентации родов войск на решение задач в интересах одного вида ВС в ущерб другим, что имело место в недалеком прошлом. Позволит освободить Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ от несвойственных ему задач по повседневному руководству войсками, передав их органам административного управления. Кроме того, будут созданы реальные условия для перехода на трехвидовую структуру, которая большинством экспертов не оспаривается.

Первое условие – включение РВСН и Войск ВКО в состав Военно-воздушных сил (Воздушно-космических войск) родами войск. При этом в состав его главкомата следует включить только часть отделов и служб командования Ракетных войск стратегического назначения и Войск воздушно-космической обороны, реализующих административные функции. Тем самым будут созданы условия для согласованного строительства и развития войск и боевых систем, предназначенных для действий в воздушно-космической сфере, а также организации и осуществления специальных видов обеспечения.

Остальные отделы и службы указанных родов войск вместе с оперсоставом необходимо ввести в состав оперативных командований: стратегическими наступательными силами и ВКО.

Второе условие – включение ВДВ в состав СВ родом войск. При этом главкомату Сухопутных войск целесообразно отдать только часть отделов и служб, реализующих административные функции, на правах отделов и служб Воздушно-десантных войск.

Незадействованные отделы, службы и оперсостав, реализующие оперативные функции, могут составить основу командования силами специальных операций.

Для пользы дела

Идеи, изложенные в статье, призваны стимулировать дискуссию вокруг проблем организационного строительства Вооруженных Сил, которое в России сегодня ведется без должного научного обоснования. А это, судя по зигзагам реформы Вооруженных Сил, крайне опасно, так как, по словам маршала Фердинанда Фоша, «исход молниеносных столкновений между… армиями… предопределяется организацией и подготовкой мирного времени». Чтобы избежать трагических последствий и дорогостоящих отклонений в результате реализации решений, основанных на узковедомственных интересах и субъективных мнениях, необходимы научная экспертиза и общественное признание правильности идей организационного строительства ВС. Самый талантливый инициатор реформ будет бессилен сделать что-либо существенное без поддержки военнослужащих, без тщательно подобранной команды исполнителей и соответствующей организации работ.

Единоначалие – важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.

1. Единоначалие как основа централизованного и устойчиво­го управления армией и флотом.

2. Всемерное укрепление единоначалия - долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных Сил.

Устав Внутренней службы оп­ределяет, что единоначалие явля­ется одним из принципов строи­тельства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, руководства ими, взаимоотношений между во­еннослужащими.

Заключается оно в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной вла­сти по отношению к подчинен­ным и возложении на него персо­нальной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие определяет пост­роение армии как централизован­ного военного организма, единст­во обучения и воспитания лично­го состава, организованность и дисциплину и в конечном счете высокую боеготовность войск. Необходимо отметить, что оно наилучшим образом обеспечивает единство воли и действий всего личного состава, строгую центра­лизацию, максимальную гибкость и оперативность руководства вой­сками. Единоначалие позволяет командиру действовать смело, ре­шительно, проявлять широкую инициативу, возлагая на коман­дира персональную ответствен­ность за все стороны жизнедея­тельности войск, способствует развитию у офицеров необходи­мых командирских качеств. Оно создает условия для высокой ор­ганизованности, строгой воин­ской дисциплины и твердого по­рядка.

Многовековой опыт позволяет утверждать, что командиры могут успешно выполнять стоящие пе­ред ними задачи только в услови­ях постоянно укрепляющегося единоначалия, сосредоточения в их руках всех функций руковод­ства и управления деятельностью воинских коллективов .

История Вооруженных Сил на­шего Отечества убедительно до­казала эффективность единонача­лия как в мирное, так и в военное время. Командир-единоначаль­ник, обладая всей полнотой рас­порядительной власти по отно­шению к вверенным ему вой­скам, единолично несет полную ответственность за их состояние, подготовку, обеспечение и дея­тельность.

Единоначалие обеспечивает единство воли, гибкость и опера­тивность управления войсками;

свободу действий командира в ходе выполнения поставленных задач; организованность и дис­циплинированность войск; целе­направленное обучение и воспи­тание личного состава; эффек­тивный контроль выполнения приказов и уставов (см. схему 1).

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ направлено на повы­шение боеспособности и боевой готовности войск армии и сил флота, воспитание у воинов вы­соких морально-психологических качеств. Чем сложнее и труднее обстановка и решаемые войсками задачи, тем крепче должно быть единоначалие. Более того, войска не могут успешно выполнять бое­вые задачи без твердого единона­чалия и крепкой воинской дис­циплины.

Только строго централизован­ное управление войсками может обеспечить успех в бою, где важ­ное значение приобретают быст­рота принятия решения и немед­ленное проведение его в жизнь, четкая координация действий войск.

Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет четкую правовую основу, ко­торую составляют законы, воин­ские уставы, приказы и директи­вы. Эти нормативные акты вносят оформленность во внутренние отношения армии, в права и обя­занности военнослужащих. Они обеспечивают как правовой ста­тус командиров при управлении войсками, так и гражданские и личностные права военнослужа­щих.

Единоначалие предполагает от­дачу командиром (начальником) приказов, приказаний и распоря­жений, которые обязательны для неукоснительного выполнения подчиненными.

В армиях всех стран мира поря­док отдачи и выполнения распо­ряжений строго регламентирован, но существуют единые принци­пы, которые доказали необходи­мость их неукоснительного вы­полнения.

Прежде всего командир перед отдачей приказа обязан всесто­ронне оценить обстановку, а так­же предусмотреть меры по обес­печению его выполнения. Он лично несет ответственность за отданный приказ и его последст­вия, соответствие отданных рас­поряжений законодательству, а также злоупотребление властью. В Российских Вооруженных Си­лах не допускаются отдача прика­зов и распоряжений, направлен­ных на нарушение закона, поста­новка задач, не имеющих отно­шения к службе.

Приказ должен быть сформу­лирован предельно ясно для подчиненного, исключать двоя­кое толкование и не вызывать сомнений. Как правило, он от­дается в порядке подчиненнос­ти, но при крайней необходимо­сти старший воинский началь­ник может отдать приказ воен­нослужащему, минуя непосред­ственного начальника. При этом он сам сообщает об этом непо­средственному начальнику или приказывает подчиненному до­ложить самому. Военнослужа­щий должен выполнить приказ 50 точно и в срок, о выполнении полученных указаний обязан до­ложить командиру.

Военнослужащий в целях ус­пешного выполнения поставлен­ной задачи обязан проявлять ра­зумную инициативу. Она особен­но необходима, когда получен­ный приказ не соответствует рез­ко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевремен­но получить новый приказ нет возможности.

Укрепление единоначалия в ар­мии и на флоте Российской Фе­дерации имеет свою специфику, так как оно не имеет ничего об­щего с простым администрирова­нием, поскольку в своей практи­ческой деятельности командир опирается на общественные орга­низации, принимает активное участие в их работе, тесно связан с личным составом, поддержива­ет его инициативу, мобилизует на выполнение учебных и боевых за­дач.

Жизнь убедительно свидетель­ствует о том, что без проведения в жизнь принципа единоначалия невозможно добиться такого уровня дисциплины, который не­обходим для твердого управления войсками.

Принцип единоначалия обязы­вает командира применить всю силу своего влияния, всю власть, чтобы принятое им решение бы­ло непременно выполнено под­чиненными. Только в этом случае воинская дисциплина будет под­держиваться на должном уровне. Принцип единоначалия позволя­ет командиру постоянно мобили-зовывать и направлять усилия всех своих подчиненных на ус­пешное решение задач боевой подготовки и повседневной жиз­недеятельности, укрепление во­инской дисциплины.

Опыт показывает, что успеха добиваются те командиры-едино­начальники, которые системати­чески учат подчиненных офице­ров, прапорщиков, сержантов умению сочетать метод убежде­ния с мерами принуждения, пра­вильно применять власть, не до­пуская искажения требований Дисциплинарного устава Воору­женных Сил.

Единоначалие теснейшим обра­зом связано с воинской дисцип­линой и оказывает на ее состоя­ние решающее воздействие. Опыт передовых командиров наглядно свидетельствует, что последова­тельная реализация принципа единоначалия во всех звеньях ар­мейского организма благотворно сказывается на укреплении дис­циплины.

Всемерное укрепление едино­началия - одна из важнейших обязанностей командиров.

Главными направлениями в ра­боте по укреплению единонача­лия являются: непрерывное по­вышение профессиональной под­готовки командиров; выработка у них высоких нравственных ка­честв; совершенствование стиля практической деятельности; вос­питание всего личного состава в духе уважения к командирам, беспрекословного повиновения и дисциплинированности; активная деятельность общественных орга­низаций по поддержанию автори­тета командиров (см. схему 2).

Особое внимание необходимо уделять обучению офицеров, пра­порщиков и сержантов методике организации профилактической работы по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений. Анализ состоя­ния дисциплины в коллективе позволяет детально разобраться в нравственной атмосфере, в кото­рой живут и несут службу воен­нослужащие, характере и перво­причинах дисциплинарных про­ступков.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины явля­ется воспитание подчиненных в духе безусловного и точного вы­полнения всех без исключения требований уставов. В обшевоин-ских уставах изложены правила, которые четко регламентируют организацию службы, учебы и быта войск. Твердый уставной порядок является основой повы­шения боевой готовности подраз­деления, части. Он охватывает организацию учебного процесса, эксплуатацию и содержание техники, порядок в казармах и воен­ном городке, парках боевых ма­шин, караульных помещениях, учебных центрах. Он предполага­ет строгое выполнение распоряд­ка дня, четкую организацию быта и досуга воинов. Уставной поря­док служит не только важнейшим условием поддержания высокой воинской дисциплины, но и мощным фактором воспитания, является как бы органическим продолжением воспитательной работы .

Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит командирам-единоначальникам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за боевую и мобилизационную го­товность частей и кораблей, под­разделений и служб, обязаны слу­жить для подчиненных примером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения требо­ваний военной присяги, воин­ских уставов. И правильно посту­пают те командиры, которые ис­пользуют самые разнообразные формы и методы для воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности и испол­нительности. Ибо в этом – залог успеха в решении задач боевой подготовки.

Личный пример командира оказывает важное воспитательное и дисциплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему команди­ру-единоначальнику необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой ав­торитет. Жизнь убедительно под­тверждает, что высокий авторитет командира помогает успешно ру­ководить личным составом в лю­бых условиях.

Органическое единство адми­нистративной власти и индивиду­альных качеств командира оказы­вает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление воинской дисципли­ны.

Авторитет командира является действенным инструментом его дисциплинарной власти. У авто­ритетного командира подчинен­ные служат с большим старани­ем, близко к сердцу принимают замечания и упреки, гордятся по­хвалой и стремятся заслужить его доброе слово.

Те трудности и лишения, кото­рые неизбежно выпадают на долю личного состава, командир при­зван стойко преодолевать сам, показывая при этом высокую си­лу духа. Все великие полководцы прекрасно осознавали эту аксио­му. , например, до­бровольно разделял с подчинен­ными все тяготы походов и бата­лий. Он всегда был вместе с сол­датами, находился в условиях, ничем не отличающихся от тех, в которых воевали его чудо-богаты­ри. На маршах, учениях, в сраже­ниях он переносил те же нагруз­ки, что и его войска, наравне со всеми подвергался опасностям. И уже за одно это солдаты боготво­рили Суворова, шли за ним в са­мое пекло сражений.

Умение требовать не приходит само собой. Этому надо терпели­во учиться. Желаемого результата в своей работе достигают те ко­мандиры, которые глубоко знают подчиненных, их склонности и

запросы, индивидуальные осо­бенности их характеров, мотивы поступков. Вместе с тем все это не должно снижать требователь­ности, а наоборот, способство­вать выбору лучших форм ее предъявления.

Чтобы требовать с подчинен­ных, командиру надлежит точно знать границы власти, предостав­ленной ему по занимаемой долж­ности и воинскому званию. В противном случае он не исполь­зует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо.

Использовать власть следует осмотрительно, точно соразмеряя строгость наказания со степенью вины подчиненного, учитывая прежнее его поведение и обстоя­тельства, при которых совершено нарушение.

Дисциплинарный устав не ука­зывает, за какие нарушения сле­дует применять те или иные взы­скания. Командир в пределах своих полномочий сам выбирает такой вид взыскания , который, по его мнению, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрез­мерно строгое или, напротив, че­ресчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непо­средственно не причастных к проступку, снижает воспитатель­ное воздействие наказания, под­рывает авторитет командира, ко­торый, погорячившись, неумело применил свои права. Незаслу­женное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порожда­ет привычку к перестраховке .

Требовательность утверждается не сама по себе. "Права граждан­ства" она получает тогда, когда четко организована работа по проверке исполнения приказов и распоряжений. И в этой работе командир-единоначальник обя­зан показать личный пример.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от командиров творческого приме­нения разнообразных форм, ме­тодов и приемов воспитания во­еннослужащих с учетом индиви­дуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества во­ина, знать его мысли, настрое­ние, желания, все стороны жизни и поведения.

Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и на­чальника, предусмотренная Уста­вом внутренней службы Воору­женных Сил РФ. Разумно ис­пользуя метод индивидуального подхода к подчиненным, коман­диры формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаян­ные едиными целями воинские коллективы.

Командир-единоначальник за­нимает особое положение в воин­ском коллективе. Однако он не должен опасаться простоты, сер­дечности в отношениях с людьми только потому, что кто-то может использовать это во вред службе. Доброжелательное командирское отношение к людям должно соче­таться с высокой требовательнос­тью к ним, а доступность коман­дира - с умением подчинить сво­ей воле волю всех подчиненных. Только тогда командир может за­воевать авторитет среди всего личного состава.

Высоким авторитетом среди подчиненных пользуется тот ко­мандир, которому вежливость не мешает непримиримо относиться к любым нарушениям, а тактич­ность не снижает его принципи­альности. Меньше всего этот ко­мандир желает внушить страх подчиненным. Больше всего он дорожит их уважением.

Чутко и внимательно относить­ся к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверж­дать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных частей, кораблей, подразделений - в этом долг и обязанность каж­дого командира-единоначальни­ка.

Таким образом, права и ответ­ственность командира органичес­ки взаимосвязаны между собой: чем шире его полномочия, тем выше мера ответственности за порученное дело. Умение практи­чески наладить работу, добиться реальных высоких результатов в боевой учебе, в укреплении дис­циплины и организованности личного состава - характерная черта командира-единоначальни­ка.

При рассмотрении первого вопро­са необходимо обратить внимание на раскрытие сущности единона­чалия как необходимого условия ус­тойчивого управления частями, кораблями и подразделениями, ос­новных форм, в которых оно осу­ществляется, и его влияния на ус­пешное решение боевых и учебно-боевых задач, а также задач по­вседневной жизнедеятельности.

При рассмотрении второго во­проса внимание акцентируется на основных направлениях работы по укреплению единоначалия, при этом подробно раскрываются фор­мы и методы деятельности офице­ров и прапорщиков по поддержа­нию авторитета командиров, фор­мированию здорового общественно­го мнения. Отдельно отражаются вопросы, связанные с непосредст­венным влиянием единоначалия на укрепление воинской дисциплины и организованности, особенно следу­ет подчеркнуть необходимость со­знательного и неукоснительного выполнения каждым военнослужа­щим требований законов, воинских уставов, приказов командиров.

1. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил РФ. - М.: Воениздат, 1994.

2. Отечество. Честь. Долг/Учебное пособие по общественно-государствен­ной подготовке. Выпуск 1. - М., 1997.

3. Единоначалие и воинская дисциплина. - М.: Воениздат, 1988.

«Величайшее искусство войны состоит в том, чтобы нападать на разум противника, а не на его города

В начале предлагаем вспомнить известные слова Александра III - миротворца, в которых заключается вечная аксиома российской государственной политики: .

Противник, желающий разрушить наше , всячески пытается ошельмовать Армию и Флот (в СМИ, публикациях и книгах распространяя дезинформацию для широкой общественности), разрушить их боевой дух и боеспособность. В наш сложный век доминирование определяется как и раньше ядерным щитом и силами неядерного сдерживания - армией хорошо обученной, способной решать поставленные задачи. Кроме того, центр внимания смещается в сторону так называемой “мягкой силы” . Суть ее вызывает множество споров (иногда спекуляций) и разного рода мнений аналитиков. Если попытаться обобщить лучшие с нашей точки зрения мысли, то ее можно представить как интеллектуальный продукт передовых людей, формирующий мировоззрение, образы и смыслы “правильного” будущего в духе общего сотрудничества, творчества и созидания, построение которого позволит получить обществу, имеющему “мягкую силу” настоящих союзников в лице других стран и их народов. Это добрые намерения российской “мягкой силы”. Есть и противоположные, американские варианты ее применения в виде ударов информационной войны для поражения других стран. Известно, что бои информационных войн ведутся в области смыслов, концепций, образов .

Реальная угроза национальной безопасности России - это , как на ее собственной территории, так и в регионах, традиционно являющихся сферой национальных интересов России (Украина, Прибалтика, Кавказские республики). Одно из направлений информационных войн - информационно-психологические операции, ориентированные на формирование условий для принятия выгодных зарубежным государствам и их деловым кругам решений в военной, политической, экономической и других областях в странах-мишенях. Частью информационной войны являются воздействия враждебного идеологического характера через средства массовой информации, прежде всего через прессу, различные телерадиостанции, интернет. Информационная война нацелена на подрыв воли и интеллекта у руководства страны, на демобилизацию общества, на моральное разложение граждан России.

В ее “боях” людям навязывается негативная матрица и катастрофичность сознания. За лозунгом «живи сегодня» и кликушестве о конце государственности скрыты вполне меркантильные интересы коммерсантов и политиков.

Противодействовать этому можно только сообща, через осознание традиций своего Отечества, а также независимостью и самостоятельностью мышления. Наша задача состоит в формировании частей “мягкой силы” : позитивном мировоззрении, основанном на естественном культурно-историческом опыте нашей Родины. В результате цивилизационная гармошка Руси выиграет не агрессией а культорологически с приложением доброй “мягкой силы”.

В начале октября 2014 года в США была опубликована новая оперативная концепция сухопутных войск США - «Победа в сложном мире. 2020-2040». Главное в концепции указано то, что впервые на уровне официального документа было обнародовано принципиально новое видение облика войны Соединенными Штатами. Произошло качественное изменение формата проектирования Штатами своего места и роли в мире. Американские стратеги определились в предназначении войны и армии в следующие 20 лет XXI века, и в планах превентивного уничтожения потенциальных угроз (назначенные таковыми произвольно, исходя из установок администрации США), важнейшими из которых по-прежнему являются финансовое, энергетическое и идеологическое господство (вот здесь кроется их “мягкая” сила). Это последний из документов, оформивший так называемую «стратегию превентивной войны» : использование войны как средства уничтожения потенциальных геополитических и экономических конкурентов прежде, чем они приобретут достаточную мощь, чтобы блокировать доминирование США в мире. Здесь подразумевается одна основная стратегия – разрушение всех других и оставление себя “вечной и успешной нацией - лидером мира”. Разрушение других может идти – их «сдерживанием - мягкой силой», и прямой войной как вооруженной борьбой.

Не сложно прийти к выводу, что добрая “мягкая сила” (которая даст союзников на почве поддержки и одобрения, а не страха и манипуляций) не может быть создана в рыночной экономике, где в определенной степени отсутствует суверенитет, где течет жизнь, в основе которой лежат собственность и ее распределение, социальное расслоение и борьба за власть. Ее источник начинается там, где присутствует суверенитет духа, опять там же, где Армия и Флот, где в среде твердой дисциплины, созидательного творческого труда и особой системы военного образования формируются защитники и патриоты Отечества. Многие из них, достойно отслужив годы в рядах Вооруженных Сил идут работать в разные отрасли экономики и служить в государственные структуры. Вот тогда, именно они, радеющие за идею защиты Родины становятся источниками той “мягкой силы” , о которой идет речь.

Народ России всегда получал и продолжает получать открытые угрозы, на которые необходимо отвечать, начиная именно с “мягкой силы”. Скрытых угроз тоже хватает. Чтобы отвечать (даже мягко), надо в первую очередь видеть их и четко осознавать, понимать насколько все серьезно. Удары информационной войны бывают жесткими с открытыми угрозами, а бывают (и их большинство) сладкими с обещаниями простоты получения богатств и удовольствий. За ними, естественно, скрывается ложь, разочарование и разрушение всего доброго и вечного, что накоплено обществом. За ними скрывается неопределенность, которую не терпит природа. Да, будет хорошо и красиво, но как и когда это полная неизвестность. Лягушка будет плавать в теплой водичке и постепенно сварится, другая же, сразу попав в кипяток, получит травмы, но выпрыгнет и спасется. Наша задача - выпрыгнуть из кипятка и помочь тем, кто наслаждается. Совершенно четко, именно так ее ставит С.Г. Кара-Мурза в книге “Манипуляция сознанием” .

Кстати, им же правильно подмечено, что простейший пример манипуляции сознанием человека есть реклама , которую мы видим повсюду, ежеминутно и ежечасно. Если принять эту мысль на вооружение, то воспринимать современную рекламу стоит “наоборот” . Как то, что требует самого острого внимания и прозорливости при выборе покупок и принятии решений. А на уроке финансовой грамотности любой преподаватель подтвердит, что реклама в любом случае (и зачастую завышенно-необоснованно) увеличивает стоимость товаров и услуг, ибо она закладывается в их себестоимость. Истинные ценности в рекламе не нуждаются. Предчувствуя острую критику читателей хочется сказать, что рекламировать товары и услуги безусловно необходимо, это двигатель торговли! Но уже не в том формате, который мы видим сейчас каждый день, он безнадежно устарел и от него все устали. Как это сделать, пусть задумается наша армия российских маркетологов. Мы вернемся к угрозам - открытым и скрытым, внешним и внутренним.

Каковы примеры открытых угроз? “В XXI веке США будет развиваться против России, за счёт России и на обломках России” - слова, произнесенные Збигневым Бжезинским (бывшим гос. секретарем США) ярко подчеркивают общий деструктивный для России замысел США, имеющий многолетнюю . За это время конечно были отклики, было и есть осознание происходящего (но к сожалению, не массовое). Известный историк и социолог Андрей Ильич Фурсов в своих замечательных докладах и публикациях часто приводит очень удачные примеры.

1) Когда то Андропов, как только стал Генеральным секретарем КПСС, сказал фразу: «Пусть империалисты знают, если они нас не тронут, то и мы их не тронем» . Это был сигнал, который Андропов посылал Западу: «Ребята, давайте жить дружно» . Это было очень наивно, потому что эти ребята никогда не будут жить дружно, и никогда не оставят Россию в покое .

2) Замечательный советский разведчик Леонид Владимирович Шабаршин , однажды сказал: «Западу от России нужно одно – чтобы ее не было» . И то, что мы слышали в 90-е годы, и слышим сейчас от западных лидеров, это именно в этом направлении. А все разговоры о дружбе, союзничестве и демократии, это как Галич пел: «Это рыжий, все на публику».

Чтобы уничтожить государство требуется на его территории организовать беспорядок и хаос на фоне равнодушия и цинизма. Чтобы противостоять этому нужно постоянно противодействовать беспорядкам и наводить порядок. А он начинается с дисциплины. Давно известно управленческой науке, что важный принцип функционирования системы – принцип единоначалия , где один человек принимает решение, оно обязательно для исполнения всеми участниками управляемой структуры, но в тоже время принявший решение имеет строгую персональную ответственность за свои решения. Именно этот принцип является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил , руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Он закреплен в Общевоинских уставах.

Строительство Вооруженных Сил во все времена было и есть - важная государственная задача. Как известно, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую, причем во втором случае условия кормления для кормящих будут унизительными и рабскими по отношению к последним . Об этом надо помнить всегда.

Задача строительства ВС ставится в ряде государственных нормативных документах и нам хотелось бы обратить внимание на Военную доктрину России . Это декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности, система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. Этот документ обновлен совсем недавно, в декабре 2014 г. и является как всегда миролюбивым. В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера .

Обратим внимание на то, что II раздел Военной доктрины раскрывает существующие ныне военные опасности и военные угрозы Российской Федерации . Здесь обращается внимание на то, что мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития , неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.

Соперничество ценностей это еще мягко сказано, здесь кроется скрытая и открытая война смыслов, идет она давно и сейчас стала еще агрессивнее. Каковы должны быть наши действия? Если мы хотим мира, то уже надо не готовиться к войне, а именно воевать. За суверенитет Отечества, а он состоит из трех составляющих: суверенитет географический, суверенитет экономики, суверенитет духа. Во время войны готовиться к войне – поздно, надо воевать. Поэтому – Главный мотив, принцип и закон современного бытия – «Хочешь мира – воюй!!!». Против засилья лживой информации, мифов и фальсификаций истории. И здесь кроется очень мощный источник той самой “мягкой силы” , о которой мы вели речь выше.

Военная доктрина перечисляет мировые проблемы, которым можно дать общее название “кризис” - знаковое слово современности, порядочно всем надоевшее. Кризис во всем. Появилось его новое производное - “санкции”. Сегодняшний мировой экономический кризис только обозначает общий кризис современной цивилизации, как кризис управления человечеством. В мире идет всеобщая и непрерывная война за множество разных интересов. Наступление фазы вооруженного конфликта не исключается. России брошен вызов, факт ведения войны Западом против России неоспорим. Очевидно то, что НАТО смотрит на Россию исключительно сквозь прорезь прицела.

Противники не дремлют, и их количество, к сожалению, растет, потому что они приобретают (разными способами) союзников. В круг противников, в первую очередь входит радикальный либерализм и олицетворяющие его государства. Во вторых, военно-политическая структура – НАТО, включая политические химеры типа Украины, а также силы внутренней пятой колонны , в-третьих, радикальный политический ислам и, олицетворяющие его государства, в-четвертых негосударственные формирования, а также внутренние силы его поддержки.

Одной из основных внутренних военных опасностей в новой Военной доктрине РФ признана деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества .

Агрессивные военные действия начались не только на информационном фронте, но и в финансовой и экономической сфере (санкции). К войне готовится военная структура НАТО, в активизации деятельности замечены и частные военные компании. Цель развязанной Западом против России очередной войны как всегда одна – расчленение огромной страны и откровенный грабеж ее ресурсов и богатств. Все это не остается незамеченным для руководства нашей страны.

Так, в 2015 году основные усилия Минобороны России будут сосредоточены на повышении боевых возможностей Вооруженных сил, наращивании боевого состава. Большое значение уделяется некоторым специфическим регионам России - Крыму, Калининградской области и Арктике. Россия переходит от тотальной глубоко эшелонированной обороны на всей своей территории к развертыванию подразделений на наиболее военно-опасных направлениях. В утвержденный в конце декабря план деятельности Минобороны внесены корректировки с учетом принятых решений по наращиванию боевого потенциала .

Уточнены показатели оснащения ВС РФ современным вооружением и военной техникой, скорректирован ход строительства военных городков и объектов военного назначения. Президент РФ, Владимир Владимирович Путин выступая перед членами Федерального Собрания в декабре 2014 г., сказал, что в затратную гонку вооружений Россия не втянется, но свою безопасность обеспечит надежно !

В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости:

Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов;

Совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими войсками и органами;

Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов;

Совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Делая вывод по теме статьи необходимо отметить, что мы живем в предвоенную эпоху. Вооруженная борьба, это только одна из форм (фаз) войны. На фоне всеобщего кризиса началась перестройка мировой верхушки, происходит болезненная ломка старого миропорядка, происходит борьба смыслов, идей и образов. Новая мировая война (теневая, гибридная война) в отличие от первой и второй мировых войн не имеет ни чётких фронтов, ни временных и пространственных пределов.

Одна из внутренних угроз - неосознанность происходящего. Идет война против России, попытка расчленения огромной страны. Победит в ней тот, кто обеспечит интеллектуальное превосходство (добрую “мягкую силу”). Для решения этой задачи нужно создавать систему рационального знания о мире и систему противодействия информационной войне. Другими и не менее важными факторами нашей победы остаются силы ядерного и неядерного сдерживания - вечные союзники России: Армия и Флот!

. Суверените́т (фр. souveraineté - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

. Пятая колонна (политические группировки, тайно или явно противодействующие основной политике государства; террористы; бизнесмены с интересами за границей).

Видеосъемка : Буянов А.О. - ведущий программист группы разработки видеоматериалов Финуниверситета . Монтаж: В.В. Головинский - директор центра

Начальник учебной части - заместитель начальника Военной кафедры Финуниверситета , [email protected]

Директор Центра информационных систем Финуниверситета доц.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство