11.08.2020

Ресурсы необходимые для полноценной войны. Мобилизационный потенциал населения России в случае тотальной войны без применения ядерного оружия. Споры за Фолкленды


Войны бывают разными: религиозными, гражданскими, холодными и т.д. Но иногда зачинщики военных конфликтов, игнорируя благородные цели, стремятся лишь к личной корысти.

Стремление обеспечить собственную экономику доступом к необходимым природным ресурсам подталкивает государства к развязыванию войн на совершенно надуманных основаниях. По мере того, как изведанные запасы сырья истекают, странам приходится бороться за новые источники, и далеко не всегда в качестве инструмента такой борьбы выступают здравый смысл и дипломатия.

Представляем девять самых известных военных конфликтов, развязанных из-за ресурсов.

Революция в Америке и противостояние Великобритании и Франции

vestifinance.ru

В ходе борьбы Америки за независимость против британской короны в XVIII веке, активную поддержку Новому Свету оказывала Франция. В данном случае, если американский народ стремился освободиться от британской зависимости, то Франция с ее флотом помогала исключительно из корыстных побуждений, стремясь замкнуть на себе торговые пути и маршруты. Францию интересовали агрокультуры, торговля которыми из Америки раньше контролировалась Лондоном.

Битва при Плесси (Индия)


badnews.org.ru

Битва при Плесси, или при Палаши, стала знаменательным сражением у берегов реки Бхагиратхи в Западной Бенгалии. 23 июня 1757 г. британские войска нанесли сокрушительное поражение войскам бенгальского наваба Сирадж уд-Даула, на стороне которого выступала Франция. В результате британцы взяли под контроль всю сырьевую базу Индии и маршруты торговых поставок.

Гражданская война в Америке


territa.ru

Официально гражданская война в Америке мотивировалась борьбой за освобождение страны от рабства. Однако не стоит забывать, что именно рабство лежало в основе производства хлопка и большинства остальных продуктов сельского хозяйства. Следствием гражданской войны стал резкий дефицит хлопка в Европе

Советско-финская война


militarylib.com

Одной из версий развязывания военных действий между Советским Союзом и Финляндией в первой половине XX столетия стала потребность СССР в значительных запасах никеля для нужд оборонной промышленности. Финляндия между тем как раз обладала месторождением в Петсамо; кстати, с названием именно этого района связана одна из самых крупных битв за время конфликта - битва при Петсамо.

Нападение японской армии на Перл-Харбор


jew-observer.com

Хотя само по себе нападение японских военно-воздушных сил на американский флот в Перл-Харборе и нельзя назвать войной, однако именно это событие послужило отправной точкой для США в участии во Второй мировой войне. Впрочем, едва ли Япония стремилась таким образом подтолкнуть Штаты, зато целью могло стать стремление полностью разрушить передовые американские силы ВМС. Таким образом в Токио под патронажем Берлина стремились обеспечить контроль над обширными запасами углеводородов в Юго-Восточной Азии, а также над рудными месторождениями и поставками продуктов питания.

Великая Отечественная война


1tv.ru

Не стоит пытаться вписать трагические годы Второй мировой войны и тем более Великой Отечественной в рамки простой теории борьбы за ресурсы. Тем не менее стремление фашистской Германии взять под контроль нефтяные месторождения советской России, значительные посевные площади, а также рудники и многие другие активы нашей Родины ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Вторжение Ирака в Кувейт


shorouq.livejournal.com

В 1990 г. произошел военный конфликт, который и сегодня остается одним из самых спорных в новейшей истории. Иракский режим Саддама Хусейна совершил вторжение в Кувейт, обвинив последний в краже нефти. Под совершенно надуманным предлогом Багдад стремился захватить нефтяные месторождения соседнего государства, уничтожить нефтяную промышленность самого Кувейта, добиться скачка цен на "черное золото" и "одной рукой" выплатить весь свой огромный долг, накопившийся за время войны с Ираном. Впоследствии к конфликту Ирака и Кувейта подключились и США, доля заинтересованности которых в стабильных поставках нефти не подлежала сомнению.

Территориальные споры в Южно-Китайском море


fondsk.ru

В водах Южно-Китайского моря до сих пор сохраняется крайне напряженная обстановка, причем основой споров выступает, как всегда, нефть. Главным участником конфликта остается Китай, который заявляет свои права на спорные острова; против Пекина в этом вопросе выступают Япония, Тайвань и Вьетнам. С учетом заявленных прав Китай располагает не меньшими запасами нефти, чем Саудовская Аравия, так что позиция КНР в данном случае вполне понятна. А вот чем закончится конфликт, неизвестно. Военные и политические эксперты в последние годы все чаще указывали на активное наращивание военной группировки Китая в водах Южно-Китайского моря.

Споры за Фолкленды


izvestia.ru

Фолклендские острова стали на сегодня еще одним камнем преткновения в споре за нефть. Аргентина утверждает, что эти территории принадлежат ей, в то время как Великобритания уверена в обратном. В 2010 г. британские промышленники приступили к бурению скважины у берегов одного из островов, и старый конфликт, который уже приводил к военному вмешательству, продолжился с новой силой.

В 2030 г. Россия колонизирует Луну: космонавты построят лунную базу и лабораторию, а дальнемагистральные луноходы будут исследовать лунную поверхность. Таковы совсем недавно были планы «Роскосмоса» (их, правда, пришлось скорректировать). Президент Владимир Путин, которому в 2030 г. будет 78 лет, возможно, отойдет от активной деятельности, а может, пойдет на четвертый (подряд) президентский срок. Россиян к тому времени станет на 5 млн меньше, экономика будет больше, но не намного. Каковы будут позиции России на международной арене?

Непредсказуемость, очевидно, стала неотъемлемой составляющей российского образа действий в мире. Столь же очевидна и тенденция к ужесточению и милитаризации внешней политики. За этой жесткостью стоит стремление пересмотреть принципы архитектуры европейской безопасности и превратить Россию в державу, с которой каждый должен считаться.

Вторым – и равно существенным – основанием решительной внешней политики России является необходимость новой легитимации режима Путина во внутрироссийском контексте. Экономический рост, который когда-то служил опорой легитимности Путина, прекратился и никогда уже не будет таким интенсивным. Путин стремится отвлечь внимание от экономических проблем и сделать своей новой опорой российский милитаризм. В определенной степени противостояние с Западом отвечает интересам Кремля; существование враждебно настроенного мира служит отличным предлогом как для решительных действий во внешней политике, так и для укрепления контроля во внутренней ситуации.

Хорошая новость в том, что Россия, по нашему мнению, не ищет полноценной военной конфронтации с Западом. Россия готова к конфликтам среднего уровня, достаточно серьезным, чтобы служить отвлечением от внутрироссийских дел и рычагом достижения высокого международного статуса, но не представляющим рисков и расходов, связанных с полномасштабной войной. Плохая новость в том, что ошибки и просчеты неизбежны и напряжение вряд ли будет спадать, если только Кремль не найдет альтернативную модель легитимности.

В новом докладе Европейского совета по международным отношениям предпринята попытка понять, как будут развиваться Россия и ее (и европейские) соседи вплоть до 2030 г. Метод состоит в том, чтобы экстраполировать сегодняшние тенденции. Это не попытка предсказать будущее. Единственное, в чем мы можем быть уверенными по поводу 2030 г., так это в огромном количестве непредвиденных событий. Задача нашего исследования в том, чтобы подчеркнуть нынешние тенденции и их логические последствия. Некоторые из выделенных нами трендов таковы.

1. Внутренние проблемы будут нарастать, и Кремль будет разыгрывать карту конфликтов.

С тех пор как Путин стал президентом в 2000 г., неписаный общественный договор с россиянами предполагал непрерывное улучшение качества жизни. На восемь лет россияне получили невероятно быстрый экономический рост, основанный на высоких ценах на нефть. Средний заработок подскочил с $60 в 1999 г. примерно до $940 в 2013 г. (данные доклада Кирилла Рогова «Выживет ли путиномика?»). По данным Всемирного банка, в 2002 г. четверть россиян жили за чертой бедности, а через 10 лет – лишь около 10% населения России.

Но сегодня этот общественный договор распадается. Российская экономика выйдет из периода негативного роста в течение двух лет, но рост, по расчетам Economist Intelligence Unit, будет держаться на уровне 1% в год. К 2030 г. Россия по размерам экономики переместится на пять ступенек ниже, став 15-й в мире. По данным ООН, население России сократится к тому времени на 5 млн – до 139 млн человек.

Санкции сыграют некоторую роль в этом сокращении. Но главные российские проблемы носят структурный характер. Россия не провела модернизации и диверсификации и вряд ли займется этим в ближайшем будущем. Коррупция, недостроенность правового государства и провалы в управлении мешают притоку инвестиций. Чтобы изменить это, нужны болезненные меры, которые Кремль не будет принимать, особенно учитывая президентские выборы 2018 г. Путин показал, что не интересуется экономическими вопросами. Даже если цена нефти вернется к уровням $50–60 за баррель, улучшений в качестве жизни, похожих на улучшения 2000-х, россиянам ждать не стоит.

Кремль решает эту проблему, стремясь сделать опорой легитимности национализм и авантюризм во внешней политике. Маленькие победоносные войны, такие как в Крыму и Сирии, дают легитимность, отвлекают внимание от экономики и рисуют для населения картину возвращения России в статус великой державы. Но они должны оставаться низкобюджетными – как сирийская, которая, по словам самого Путина, была осуществлена на средства, ранее заложенные в бюджет Министерства обороны на проведение учений и боевую подготовку в 2015 г. «Отвлекающие» войны не обязаны быть по-настоящему боевыми. Российская псевдовойна с Турцией – пример «невоенной войны».

2. Россия будет все больше полагаться на силу.

Основываясь на опыте, полученном в Грузии, на Украине и в Сирии, Москва осознала, насколько эффективным инструментом внешней политики является военная сила. Москва убедилась также в том, с какой неохотой Запад идет на противостояние, не говоря уже об ответном применении силы. Сегодняшние руководители Кремля вообще лучше умеют действовать с помощью жесткой, чем с помощью «мягкой силы», которой у России в любом случае немного. Несмотря на то что Россия испытывает сейчас трудности с продолжением модернизации вооруженных сил, накопленной мощи достаточно, чтобы создавать перевес по отношению к большинству государств региона.

Россия будет наращивать возможности дислоцирования экспедиционных сил, но этот потенциал будет ограничен постсоветским пространством и теми регионами Ближнего Востока и Северной Африки, где у России есть связи, – Сирией, Ливией, возможно, Египтом.

Российские вооруженные силы продолжат фокусироваться на НАТО и регионе. Учитывая неподъемные издержки и реальный риск ядерной конфронтации, Россия вряд ли будет стремиться к полноценной войне с Западом. Но Кремль, несмотря на это, заинтересован в том, чтобы посылать сигналы о готовности к масштабной эскалации. Опасность в том, что просчеты и непредвиденные ситуации могут быстро перерасти в военное противостояние.

Каковы потенциальные возможности для «бюджетных» конфликтов среднего уровня в восточной части Европы?

Балтийское море. Вероятность того, что Россия рискнет проверить натовские взаимные обязательства на прочность, невелика. Скорее всего, будут предприниматься действия, которые «не дотягивают» до порога военной конфронтации уровня главы 5 устава НАТО. Продолжение конфронтационных действий со стороны России приведет только к усилению поддержки вступления Швеции и Финляндии в НАТО со стороны гражданского общества этих стран.

Балканы. На протяжении двух последних лет Москва выстроила стратегический альянс с Сербией и усилила свою поддержку Республике Сербской. Этот проект одновременно и бюджетный, и перспективный с точки зрения «гибридных» враждебных действий, мешающих реализации целей ЕС в регионе.

Центральная Азия. Кризис наследования власти в любом из государств региона может спровоцировать этнические конфликты и заставить Россию вмешаться. Еще одна возможность: оправданием военной интервенции со стороны России может послужить угроза появления джихадистов в регионе.

3. Главной целью России останется Восточная Европа.

Россия продолжит предпринимать попытки установить контроль над ближайшими соседями. Послушные соседи представляются ключевым условием безопасности России и условием восстановления статуса великой державы. Программа-максимум – это кольцо дружественных государств, послушных Москве. Программа-минимум – это дисфункциональные государства, управляемые коррумпированными элитами, не способными ни провести реформы, ни вступить в НАТО и ЕС и тем самым подвластные Москве.

На сегодня Москва обеспечила высокий уровень зависимости для Армении, Азербайджана и Белоруссии. Зависимость эта, впрочем, не абсолютная. Москва продолжит преследовать свои «минималистские» цели в Грузии, Молдавии и на Украине, не смиряясь при этом с потерей «дружеских чувств» со стороны населения этих стран. Москва продолжит использовать различные методы в достижении этих целей: политическое давление, региональные институты (ОДКБ, «Евразэс»), гибридные враждебные действия, информационные атаки, кибератаки.

Москва не сможет реализовать программу-максимум на Украине, конфликт в Донбассе будет заморожен. Это снизит напряжение, но создаст нестабильную ситуацию в регионе. На сегодня стратегия состоит в том, чтобы использовать минские соглашения для продвижения повстанцев Донбасса в украинскую политику. «Горячие» военные действия тоже будут продолжены ради давления на Киев, сжигания украинских ресурсов и снижения готовности бороться.

Заключение. Европа может сделать крайне мало для того, чтобы как-то помочь в разрешении экономических проблем России. Модернизацию российской экономики должны инициировать россияне. Как только придет время ослаблять санкции, целью этого шага должна быть попытка сделать голоса российских реформаторов слышнее.

Европа должна усиливать свои средства сдерживания, но при этом она сталкивается с дилеммой безопасности. Жесткий ответ будет играть на руку Кремлю: усиление напряженности заставит Запад принимать Россию всерьез и возвести ее в то самое качество, которого она сама желает, попутно подпитывая нарратив враждебного мира, окружающего Россию.

Диалог остается крайне важным, но он должен быть выстроен верно. Если нынешний фон конфликтов среднего уровня сохранится, открытые каналы коммуникации с Москвой будут необходимы для избежания фатальных просчетов. Политика Запада должна обеспечивать удержание тех красных линий, пересечение которых может перевести конфликты со среднего уровня на более высокие. Необходимо и создавать поощрения за любые действия, ведущие к снижению напряженности.

Запад должен относиться к суверенитету стран Восточной Европы серьезно. Но это отношение будет вызовом местным элитам, на которые нужно оказывать давление ради преобразования патрональных политических систем в полноценные демократии. Самое сложное для Украины, Грузии и Молдавии – преодолеть себя и провести реформы, а не преодолеть Россию. Они не могут принимать европейскую траекторию развития как нечто само собой разумеющееся. ЕС должен быть гораздо откровеннее в отношении целей, которыми он обусловливает свою поддержку. Возможности Европы поддержать реформы в Армении, Азербайджане и Белоруссии крайне ограниченны, хотя Европа должна быть готова к тому, чтобы обеспечить такую поддержку и сближение с этими странами, если они предпримут соответствующие реформы. Европа вместе с тем должна обеспечить дипломатическую поддержку усилению суверенитетов этих стран в определении их принадлежности альянсам – и политическим, и в сфере безопасности.

В структуру мобилизационного потенциала страны входят людские и материальные ресурсы, которые государство может привлечь для мобилизационного развертывания в случае военного положения. Но в самой основе, в базисе так сказать, стоят именно людские ресурсы, сам народ, ведь без людей ни автомат не выстрелит, ни танки не поедут, ни самые современные заводы в тылу не заработают. Как же обстоят дела с людскими ресурсами в России в случае форс-мажора?

Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства.

Сейчас население России - 143 975 923 чел. Численность армии 1 млн. 200 тысяч, что составляет примерно 0,8% ее населения, то есть для мирного времени численность ВС России адекватна.

Считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

К началу 1945 года Красная Армия имела в своем составе 11 365 000 человек при населении СССР где-то 170 548 000 человек. Что составляло примерно 7% от всего населения страны. И вела при этом эффективные боевые действия на одном фронте против очень сильного врага.

Если бы гипотетически, против нашей страны был бы открыт второй или третий фронт нашими другими вероятными противниками (Японией, Турцией) или союзники бы ударили в спину, то мобилизацию пришлось бы довести и до 20%.

На сегодняшний день 10-20% населения страны - это армия в количестве от 14.000.000 до примерно 28.000.000 человек.

Эти 14.000.000-30.000.000 человек в идеале должны быть здоровыми, годными к военной службе - категория "А" или годными к военной службе с незначительными ограничениями - категория "Б" молодыми людьми. В крайнем случае, в военное время допускается призыв категории "В" - ограниченно годен к военной службе.

Как видно из графика, группа теоретически боеспособных мужчин от 20-ти до 60-ти лет составляют 27% населения России.

Необходимо учитывать, что например сейчас, при призыве молодых людей от 18 до 28 лет, примерно 22-30% призывников не годны к военной службе в мирное время (это категории "В" и "Д"), то есть где-то 1/4 част ь. Понятно, что многие, кто не могут служить в мирное время будут пригодны служить в военное, но во 2-м эшелоне, так же как и большая часть женщин.

Данных какой процент составляет полностью не годные к военной службе - категория "Д", к сожалению я не нашел. С повышением возраста призывников процент категории "В" и "Д" будет расти.

Численность женщин в армии можно довести до 10% от общего количества личного состава ВС, это добавит еще 2-3%. То есть если все мужчины от 20 до 60% плюс еще 10% женщин от этого числа пойдут на фронт, то мобилизационный потенциал России может достигать 30% от ее населения. Но это в идеальном случае, при условии, что тылу останутся только старики, женщины и дети.

В практическом плане ВС целесообразно комплектовать наиболее молодыми и здоровыми молодыми людьми от 20 до 39 лет, которые составляют 14,7% и частично 40-50 летними, что дадут еще 2-3% в лучшем случае, плюс 1,5% женщин. Если среди молодых мужчин от 20 до 39 лет не окажется категории "Д", что маловероятно. Итого максимум 14,7+3+1,5= 19,2% .

А менее молодые, часто уже с хроническими заболеваниями, но достигшие большого личного профессионализма средневозрастные мужчинами будут более полезны в тылу, чем на фронте, особенно если их возраст ближе к 50-60 годам.

В реальности же считая, что тыл не сможет обеспечивать потребности военной экономики, если всех трудоспособных мужчин забрать на фронт, а также учитывая, что такие организации, как милиция, ВВ и МЧС тоже будут нуждаться в новобранцах для защиты правопорядка и стабильности внутри страны, то мобилизационный потенциал России может покрыть нижнюю границу в 10% от количества населения страны, но не способен покрыть верхнюю в 20%.

Это, можно сказать, не столько количественная, сколько качественная прикидка. Чтобы посчитать точнее нужны более точные статистические данные.


На Ближнем Востоке назревает новый кровопролитный конфликт. Эта новость не станет для вас какой- либо сенсацией, так как этот регион уже давно обезображен войнами и революциями. История потенциального конфликта банальна до безобразия – это борьба за ресурсы. В 2010 году американская нефтяная компания Noble Energy обнаружила на шельфе в Средиземном море нефтегазовое месторождение, ресурсы которого, как подсчитали американцы, равны 453 миллиардам кубометров.

Первое время Ливан и Израиль из-за споров о границах достаточно сдержано относились к «разделу свалившегося богатства». Но все изменилось в уже в январе 2017 года, когда правительство Ливана выдало лицензию на разведку месторождения (Блок 9) франко-российской компании Total.

Хотя представители компании Total заявили, что будут вести работы на расстоянии не менее 25 км от границы с Израилем, министр обороны А. Либерман назвал факт выдачи лицензии на разработку месторождения провокационным, а согласие таких компаний, как Total начать добычу газа на ливанском шельфе «большой ошибкой», так как «Блок 9» принадлежит Израилю. А после того когда правительство с «улыбкой» отнеслось к его словам, Либерман начал угрожать войной между Ливаном и Израилем.

Когда накал страстей достиг предела в Бейрут пожаловал глава американской дипломатии Рекс Тиллерсон. Но вместо того, чтобы смягчить накал, он заявил, что обвинил во всех проблемах Ливана «Хизбаллу». На что лидер движения Хасан Насралла заявил, что если совет обороны Ливана решит уничтожить израильские нефтяные установки, то «Хизбалла» готова выполнить приказ.

Ситуацию осложняет тот факт, что Ливан путем приглашения компании Total заручился поддержкой в лице России, Франции и Ирана, а Израиль в свою очередь обратился к своему большому брату из Северной Америки, который называется не Канада. Развивающаяся ситуация потенциально может вести к новой большой войне.

В случае начала боевых действий контроль за энергоресурсами уже будет главной целью, в этом конфликте будет подниматься вопрос контроля за всем Ближним Востоком.

Важность месторождения Блок 9 для Ливана с Израилем трудно переоценить. Никогда прежде они не получали таких возможностей. И правительство обеих стран готово «загрызть» любого за него.

Например, ещё в сентябре прошлого года израильские военные провели ряд учений, которые имитировали столкновение с «Хезболлой», включая имитацию захвата южного Ливана. А история с переносом посольства США в Израиле в Иерусалим лишь подлила масло в огонь. Видимо поняв, что у Палестины и Хамас банально нет возможностей и ресурсов противостоять Израилю, поэтому последнему нашли другого противника. Объективно остаётся лишь одна страна, способная удержать ситуацию от взрыва. Страна, направившая одну из самых крупных своих энергетических компаний в Ливан и планирующая заключить межгосударственное соглашение о военной кооперации с этой страной – Россия.

Экономика войны - экономическая отрасль, которая занимается вопросами оборонной промышленности и военного дела. Военная экономика - одна из учебных дисциплин, которая изучает закономерности в экономическом обеспечении военной отрасли и является основной частью всей военной науки.

Экономика в период войны - это хозяйственная деятельность страны в период ведения военных действий. Особенности - перевод экономики страны на «военные рельсы», активное производство военной техники и снабжения нужд армии, непосредственное влияние политики на хозяйственную деятельность страны, максимальное использование природных и экономических ресурсов в военных целях.

Экономика в период войны , как правило, характеризуется ростом производства в промышленной сфере с одной стороны и уроном для сельского хозяйства с другой. На фоне занятости предприятий и людей в военном секторе появляется острый дефицит различных товаров, в том числе и продуктов питания.

Сущность экономики войны

Развитие экономического потенциала напрямую связано с усилением военных позиций государства, его способности, быстро реагировать на агрессию и перестраивать экономику на покрытие потребностей вооруженных сил в любое время (как мирное, так и военное).

Суть военной экономики заключается в формировании мощной оборонной промышленности на территории страны, активизации производственных мощностей, определении географического расположения оборонных предприятий, а также налаживании между ними связей для полноценного функционирования всех «ветвей». Военная экономика работает на освоение новых технологий в сфере военного производства, подготовку энергетических ресурсов, развитие основных сфер жизнедеятельности страны (энергетики, сельского хозяйства, государственной связи, транспорта и так далее).

В мирное время военная экономика существует наравне с гражданской. Это значит, что военные предприятия могут выпускать саму различную продукцию - как военного, так и бытового назначения. К примеру, в сфере военного обеспечения фабрика может производить военную и гражданскую одежду и обувь.

Экономика войны подчиняется рынку, что обуславливает ее зависимость от спроса и предложения. Но наравне с этим у военных предприятий всегда есть один большой заказчик - система военной организации, отвечающая за обороноспособность страны.

Экономика войны и ее структура

В период войны экономика стран-участниц приспосабливается к текущей ситуации и направляется исключительно на покрытие нужд защитников страны. В частности, функциональную структуру экономики войны может разбить на три условных сектора:

1. Изготовление военной продукции.
2. Изготовление специальных средств, необходимых для дальнейшего производства военной продукции.
3. Изготовление необходимого оборудования длю людей, которые работают в секторе военного производства.

Подобная структура отличает военную экономику от других направлений хозяйственной деятельности в обычной жизни. В период войны страна производит почти весь ассортимент военной продукции, который используется армией, как для ведения военных действий, так и в мирных целях.

Все товары военного производства можно условно разделить на несколько групп:

1. Оружие для ведения боевых действий, оборудование для вооруженного противостояния, а также специальная боевая техника. Такое производство является основой для достижения победы в войне.

2. Продукция, которая необходима для личного состава армии и обеспечения его жизнедеятельности. К таковому можно отнести предметы обмундирования, снаряжение, медицинские препараты, продукты питания и так далее. Особое место занимают средства для ведения вооруженного противостояния. Для их производства требуется привлечение людей, имеющих высокую квалификацию, а также обеспечение максимальных производственных мощностей.

Даже в мирное время тенденция на увеличение ассортимента товаров военного назначения остается в силе. Каждая сильная страна должна быть готова к нападению, что стимулирует «закулисную» гонку вооружений. При этом наименование продукции военного назначения, количество и качество производимой техники постоянно меняется. Самое страшное, что ведется активная гонка ядерных вооружений, которая сегодня только набирает оборотов.

Во многих странах мира на фоне жизни в мирных условиях заметна тенденция к снижению численности вооруженных сил, сокращению бюджетов на военные расходы, уменьшению объемов производимой продукции военного назначения. Особое внимание уделяется разработке более технологичных вооружений, способных эффективней противостоять врагу с минимальным использованием человеческих ресурсов.

Законы экономики войны

С самого начала боевых действий хозяйственная деятельность страны направляется только в военное русло. При этом итоговый результат войны во многом зависит от соблюдения основных законов:

1. В войне выигрывает тот, у кого используются более современные виды оружия и боевой техники. Разница в эффективности вооружения часто оказывает решающую роль в вопросе победителя. История показала, что в большинстве случаев армия с эффективным и более современным оружием побеждала своих оппонентов. К такому выводу пришел еще Ф. Энгельс. Он утверждал, что в войне побеждает производитель более эффективных орудий насилия. А здесь как раз главную роль отыгрывает военная экономика и ее слаженость.

2. Второй закон - закон производства в прибавочной экономике. Суть проста. В экономике войны определенная часть бюджета должна выделяться на укрепление обороноспособности страны. Здесь важно перестроить экономику таким образом, чтобы укрепление обороны было не в ущерб производству товаров военного назначения, то есть оружия и боевых машины.

3. Еще один закон - качественная взаимосвязь различных секторов экономики. Его смысл - соблюдение количественно-качественных пропорций. Если увеличиваются масштабы производства какой-либо продукции, то в остальных секторах должны происходить аналогичные изменения. Сроки реализации этого закона могут быть различными, но чем быстрее перестраивается экономика и налаживается взаимосвязь, тем эффективнее ведутся боевые действия и тем больше шансов на победу.

Экономика СССР в годы второй мировой войны

Для достижения победы в войне СССР пришлось приложить поистине титанические усилия, как в сфере экономики, так и относительно человеческих ресурсов. Инженеры, крестьяне, рабочие, конструктора и прочие специалисты - все работали на решение одной главной задачи. Только полная мобилизация позволила обеспечить полное и безоговорочное поражение фашистской Германии.

До начала войны экономика СССР была одной из самых крупных. Первое место в Европе по добыче "черного золота", развитие новых отраслей промышленности, первоме место по добыче синтетического каучика, руды и маргнаца. На тот период доля СССР в мировой экономике (промышленном производстве) составляла почти 10%.


Снижение экономического потенциала, перенос нескольких тысяч предприятий в восточной части страны, большие разрушения в народном хозяйстве и огромные человеческие жертвы - все это привело к сильному сокращению производства в стране. Уже к концу 1941 года объем ВВП уменьшится почти в два раза. В таких условиях руководству СССР приходилось принимать жесткие меры для укрепления тыла и массово проводить мобилизацию людей. Гражданское население буквально «выхватывали» из мирной жизни и отправляли на фронт.

В 1942 году началась массовая мобилизация среди сельских жителей. При этом брали абсолютно всех - в том числе подростков и женщин. Уже к концу 1942 года больше 60% в сфере сельского хозяйства было задействовано более 60% женщин. Возникла острая проблема квалификации кадров. В тех предприятиях, которые были перенесены, оставалось не более трети специалистов и рабочих.

В 1941 году началась реализация планов по обучению и подготовке кадров. За небольшой период было подготовлено почти 4,5 миллиона человек. Но несмотря на эти усилия, численность людей, задействованных в производстве, все равно снижалась. В 1940 году на заводах работало около 34 миллионов человек. В то время, как в 1942 году этот показатель снизился до уровня 18,5 миллионов.

Основной задачей ставилось полное обеспечение армии военной техникой, обмундированием, оружием. Активизировался выпуск боевых самолетов, танковых машин новых типов, новых боеприпасов. Инженера объединили все усилия, чтобы обеспечить армию наиболее качественной и дееспособной техникой. Но этого все равно не хватало. В конце 1941 года потребности флота и армии были удовлетворены только на 70%. Основной проблемой была острая нехватка стали, которая нужна была для производства самолетов и боевой техники.

Из-за переноса многих заводов пришлось изменить технологию производства на многих предприятиях. При этом ведущую роль взял на себя Урал, где концентрировался практически весь оборонных сектор страны. Из-за потери Донбасса появился острый дефицит угля.

Серьезный урон в годы Второй мировой войны понесло и сельское хозяйство. Объем заготовки зерновых культур к концу 1941 года резко снизился. Основными поставщиками продукции стали юго-восточные и восточные районы страны. В частности, ведущую роль взяли на себя Средняя Азия, Казахстан, Сибирь, Поволжье и прочие. Уже к 1942 году титанические усилия СССР позволили наладить эффективную экономику войны, где все работало эффективно и слаженно. Уже в 1943 году начался резкий рост производства.

Этот же период можно охарактеризовать, как переломный для государственного бюджета страны, грузооборота в транспортной сфере, продуктовых сферах деятельности. В 1943 году началось активное перевооружение флота и армии, появилось новое вооружение и техника. В распоряжении армии поставляются новые образы артиллерии, оружия, авиации, брони.

1944 год - кульминация всей военной экономики страны. Уровень тяжелой промышленности достиг небывалых высот. При этом увеличение мощностей объяснялось восстановлением старых и строительством новых заводов в тех районах, которые были освобождены от фашистской Германии. Уже в 1943 году удалось существенно увеличить объем продукции сельского хозяйства, был налажен товарооборот, увеличились капиталовложения.

Одну из главных ролей в производстве стали играть восточные регионы СССР. Налаживался выпуск металла в южной и центральной части. В 1945 году результаты плавления стали выросли почти вдвое, если сравнивать с 1943 годом. Выросло производство цветных металлов, стали, проката, возросла добыча угля.

Но, несмотря на некоторые успехи в промышленности, потери в войне были колоссальными - разрушено более полутора тысяч городов, уничтожены десятки тысяч деревень, выведены из строя более тысячи шахт, взорвано более трех тысяч заводов и фабрик, уничтожено около 65 тычяч километров ж/д путей. Все это не считая огромные потери человеческих ресурсов

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство