29.11.2020

Главная цель антимонопольной политики. Антимонопольная политика. Государственная антимонопольная политика


Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя, поскольку отсутствует возможность выбора.

Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключение), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти за надзором за его исполнением.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 году, затем в США – закон Шермана, широко известный как «хартия экономической свободы» (1890 г.). В соответствие с этим законом создание монополии – преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 $ (впоследствии он был повышен до 50 000 $) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся в 1914, 1936, 1959 гг. Антимонопольные законы странах Европы были приняты законы в 30-х годах (Бельгия – 1935; Нидерланды 1935; Дания 1937 г.).

Монополизацией местного или общенационального рынка США считается обычно доля, равная либо превышающая 60%. Рыночная доля, равна 90-100%, считается в США полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей подлежит либо безусловной ликвидации, либо ставится под жесткий контроль государства.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т.п.



При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителе, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен, определенную пользу – особенно в нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий. В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективнее изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист гигант, представляющие целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕС России», Министерство путей сообщения – это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведение МПС находятся инфраструктура – железной дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ заключается в развитие конкуренции в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрешение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста в несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого их двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1. либо концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

2. либо переплетение ведущей фирмы с конкурентами (создание картелей, системы участий, личная уния (когда одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами)).

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

Российские монополисты сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации :

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Тем не менее, импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Закон «О естественных монополиях».

Государственная регулирующая деятельность в России сосредоточена на регулировании монополистических цен . Государство устанавливает цены или их предельные уровни на продукты естественных монополий.

Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий . На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пресечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

Монополия- ситуация на рынке, на котором действует одна фирма в условиях отсутствия значимых конкурентов, выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей. Антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Выделяют 2 типа методов антимонопольной политики:

Прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. К ним относятся:

- «потолок цен» - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то); - предельный темп роста цен; - предельный уровень нормы прибыли.

Косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике. К ним относятся:

Поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); - предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; - открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Существует 2 вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий В отличии от естественной искусственная монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Еще по теме Антимонопольная политика: виды, методы воздействия:

  1. 3.2. Государственные методы регулирования бизнеса в кризисной ситуации
  2. ПРОМЫШЛЕННАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
  4. СВОЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  5. Вопрос 9. Финансовая политика. Цели, задачи и типы финансовой политики. Современная финансовая политика РФ
  6. 16.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика основы методологии и. методы регулирования экономики; функции государства в смешанной экономике; система государственного регулирования экономики

Антимонопольное регулирование - это целенаправлен­ная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направ­ленная на создание и поддержание честной конкуренции.

Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потре­бителя и производителя, реализуется через комплекс экономи­ческих , административных и законодательных мер . Цели и направления антимонопольного регулирования общие в боль­шинстве стран мира:

    обеспечение и сохранение конкуренции;

    контроль над хозяйствующими субъектами-монополи­стами;

    контроль за процессами концентрации капитала (слия­ния, поглощения и т.п.);

    защита интересов потребителя;

    защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычай­ными или повседневными , запретительными или ограничитель­ными , поощрительными и другими. Основные меры антимонопольного регулирования :

    Изучение рынка. Определение индекса Герфинделя, который показывает концентрацию рынка и степень власти над ценой. Оценивается доля фирмы на рынке (доля в общем объеме продаж в % = S), определяется количество фирм в отрасли; Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все эти данные суммируются. Если общий показатель меньше 20%, значит монополии нет. Для России этот показатель меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - наличие монополии.

    Используется дифференцированный подход. Остается только то, что выгодно, т.е. естественные монополии.

    Жесткий контроль за процессом слияния методом административного контроля цены и качества.

    Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационного механизма через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии.

    Демонополизация и либерализация цен.

    Развитие и укрепление рыночной структуры, которая может противостоять монополии: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощение лицензирования.

    Разгосударствление – денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот.

    Принятие специального закона «об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках».

Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением , т.е. с противоза­конными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

Антимонопольное регулирование в различных странах име­ет свои отличия и акценты, что связано с особенностями разви­тия и функционирования национальных экономик.

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

Рыночные отношения на территории России еще пока на стадии своего активного становления. Правительство постоянно сталкивается с большим количеством трудностей, с препятствиями и противоречиями, которые накладывают негативный отпечаток на эффективность антимонопольного законодательства. На территории РФ работает Министерство по антимонопольной политике - структура антимонопольного регулирования, которая систематически модернизируется и совершенствуется. В связи с тем, что монополии постоянно проявляют активное стремление к экономической власти, со стороны государства необходимо часто предпринимать пресекающие меры.

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги , которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами .
  • На монополии устанавливается государственная собственность .
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Россия на пути борьбы с монополиями

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью. В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы. Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования. Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики. Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом. Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг. Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя. На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию. Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий. Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным. Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием. Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги. Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах. Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка. Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:


Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, распоряжениями и указами Президента и Правительства РФ. ФАС также осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, которые работают во всех субъектах страны. Их деятельность направлена на сохранение единого экономического пространства России и имеют централизованное подчинение ФАС. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физ. лица, а также ИП должны по требованию ФАС предоставить все необходимые документы, сведения и иную информацию, которая нужна для осуществления ФАС ее легальной деятельности.Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная ФАС при осуществлении своей деятельности, не подлежит разглашению, исключением является случаи, установленные ФЗ. За разглашение данной информации, сотрудники ФАС несут административную и уголовную ответственность, а причиненный вред подлежат возмещению из казны РФ.Отсутствие конкуренции порождает возникновение монополий, которые ведут совсем обратным процессам. Комплекс мер и действий государства, которые направлены на ограничение монопольной деятельности и обеспечение свободной конкуренции называется антимонопольная политика государства. Антимонопольная политика - это основное направление деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

Обеспечение и развитие конкуренции;

Контроль над хозяйствующими монополиями;

Контроль за процессом концентрации капитала;

Защита интересов потребителей;

Защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:


Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

Создание условий для развития национальной экономики.

Государственная антимонопольная политика в общем охватывает круг задач, которые направленны на развитие экономики, развитие конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечение эффективной занятости населения. Также поддерживает участие антимонопольных органов в выборе экономической политики государства, методов и направлений, которые должны оказать значимое влияние на конкурентную структуру рынка и финансово-хозяйственную деятельность рыночных субъектов.Антимонопольная политика действует практически во многих странах мира. Не смотря на, что характер и содержание антимонопольной политики разных странах имеют свои особенности, общими основами для всех стран является: охрана и поощрение конкуренции, контролирование деятельности фирм, занимающими положение на рынке, контролирование цен, защита интересов потребителей товаров и услуг, защита интересов и помощь развитию среднего и малого бизнеса.Отсутствие антимонопольной политики в некоторых странах, объясняется разными факторами. Например: такие страны не могут себе позволить такую программу из-за больших затрат и усилий. Антимонопольное политика чаще всего отсутствует в небольших экономиках. Можно предположить, что такие малые экономики, в отличии от крупных, не в состоянии противодействовать появлению крупных по местным масштабам хозяйств. В основном это страны Африки и Ближнего Востока.

Говоря об эволюции антимонопольной политики, можно заметить, что менялась оценка полезности как конкуренции, так и монополии. Выделяют 2 этапа: время господства особо жестокого отношения к монополистическим явлениям, и время, связанное с тенденцией осмысления и рассмотрения взаимосвязи монополии и конкуренции с точки зрения повышения эффективности экономики. То есть принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечивать своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.В связи с рассматриваемым вопросом интересна проблема ограничения конкуренции или государственной поддержки монополистических структур. Во-первых, нередко государство стимулирует развитие определенных видов деятельности, ограничивающих конкуренцию. Во-вторых, оказывает прямую поддержку монополистическим структурам, если монополия рассматривается как экономически целесообразная. Для реализации этих направлений государство принимает разные законодательные акты, регулирующие цены в определенной отрасли, вмешивается в розничную торговлю с целью фиксации единых розничных цен на определенные товары и использует мировой опыт для решения поставленных задач. Демонополизация – это постоянная функция и основное направление деятельности государства в рыночной экономике.Государственные органы используют различные способы и методы для борьбы с монополией. Основными приемами направленные на демонополизацию являются: контроль слияний фирм, которые работают в одной отрасли.

Слияние компаний - это ситуация на рынке, когда один субъект рынка приобретает акции или долю другого. В результате второе предприятие становится составной частью первой. Горизонтальное слияние – сговор конкурирующих компаний о единых фиксированных ценах, о разделении рынка. Вертикального слияния представляет объединение поэтапно связанных производств. Слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю. Жестким наказанием из-за участия в горизонтальном или вертикальном слиянии является расформирование компании. Конгломератные слияния – это объединение предприятий из разных отраслей. Такое слияние обычно разрешаются. Например: если компания отрасли металлургии или нефтяная компания приобретает фирму по производству молочных продуктов, их состояние в результате слияния в соответствующих отраслях практически не меняются. Чаще всего под контроль попадают крупные компании, занимающие большую долю на рынке, близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, после проведения анализа возможных изменений на рынке. Проводят проверку территориальных и товарных границ рынка, изменение концентрации до и после слияния, изменение цен. Для обоснования слияния фирмы должны предоставить расчеты, которые показывают понижение цен или фиксацию. Но нет гарантии в повышении цен через некоторое время.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

Установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

Неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

Предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

Кроме регулирования цен у государства есть возможность ограничения доходности естественных монополий через фискальную, таможенную, кредитную политику; регулировать отношения собственности на основе контрольного пакета акций, национализации, изменения правовой формы деятельности; внедрения конкуренции на рынок естественной монополии, если она экономически оправдана. Например: в отрасли природного газа монопольным видом деятельности является газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа является рынком с достаточно высокой конкуренцией. На железнодорожном транспорте монопольный видом деятельности является сама перевозка, а прокладка путей, эксплуатация дороги остаются вполне конкурентными.Поэтому задача государства заключается в стимулировании новых компаний в освоении новых отраслей рынка; снижение барьеров входа на рынок, потому что польза эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует убытки общества от злоупотребления монопольной властью.Монополии представляют собой огромную проблему для экономики любой страны. Монополии России во многом отличаются от других стран, потому что они унаследованы от социалистической эпохи монополизма. Следовательно, проведение антимонопольной политики в нашей стране требует индивидуального подхода и двойных усилий. В начале 1990-х годов монополизация наряду с другими государственными проблемами стала на пути экономического развития России. Было понятно, что без принятия соответствующих мер против монополизма не возможен переход к рыночной экономике, где наличие конкуренция является одним из основных аспектов. Данная проблема была не только чисто экономического характера, она равномерно становилось политической и общественной угрозой. В создании благоприятных условий для конкуренции и стабилизации разрушенной экономики, решающую роль сыграла антимонопольная политика государства.В современных условиях рыночной экономики, роль и значение антимонопольной политики плане экономического развития государства очень велико. Также следует отметить, что от эффективности и правильности данной политики, зависит благосостояние и жизнь рядовых граждан страны, поскольку в главную очередь последствия сказывается на них. В настоящее время антимонопольная политика активно развивается как России, так и по всему миру. Этот факт определяет важность государственного регулирования рыночных субъектов. В последнее время огромные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования. Но нужно признать, что не зависимости от наличия правого поля и государственного правового органа российская антимонопольная политика нуждается в серьезной корректировке. В широком смысле государственная антимонопольная политика, рассматривает без малого весь комплекс решений, направленных на экономическое развитие, повышение конкурентоспособности на рынке продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Особое место в экономике России занимают естественные монополии. Потому что у нас большие площади территорий, разные климатические условия, разнообразие природных ресурсов, численность населения. В последнее время, как мы все уже заметили, российской и региональной прессе все больше фактов борьбы монополистов и потребителей. Основные отрасли - это электроэнергия, газоснабжение и нефтеперерабатывающая отрасль. Соответственно антимонопольная политика должна совершенствоваться как в отношении искусственных монополий, так и в естественных.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство