08.03.2020

Тыл вооружённых сил ссср. Структура денежных фондов воинской части. Финансовые отношения, возникающие в процессе деятельности воинской части


Родился в селе Курмыш Горьковской области. Отец, лейтенант, погиб на фронте в феврале 1943 года в Курской области. После 4-го класса в 1944 году зачислен воспитанником в ГСВУ. Участник Парада Победы в Москве.

В 1950-1952 годы - курсант Тамбовского военно-финансового училища. Шесть лет служил в Румынии (зав. делопроизводством-казначей танкоремонтной базы, начальник финансового довольствия дивизионной автомобильной школы). В составе 33-й гвардейской механизированной дивизии в 1956 году участвовал в боевых действиях советских войск в Венгрии. С 1958 по 1962 год - слушатель Военного факультета при Московском финансовом институте. С 1962 по 1969 год - инспектор-ревизор, затем заместитель начальника финансового отдела 10-й отдельной армии ПВО (г. Архангельск). С 1969 по 1984 год служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР на должностях старшего офицера, старшего офицера- инспектора, начальника группы, заместителя начальника отдела сводного финансового планирования и финансирования армии и флота Центрального финансового управления Министерства обороны СССР. С 1984 по 1987 год - начальник финансовой службы Северной группы войск. Одновременно - член советско-польской смешанной комиссии по урегулированию вопросов и претензий, связанных с пребыванием советских войск на территории Польши, а также - член партийной комиссии Политуправления группы войск. С 1987 по 1988 год - начальник управления сводного финансового планирования армии и флота Центрального финансового управления МО СССР. С 1 ноября 1988 года уволен в запас в звании полковника. Продолжает работать главным специалистом валютно-экономического отдела Главного управления военного бюджета финансирования Министерства обороны Российской Федерации (бывшее - ЦФУ МО СССР). За время службы в Советской Армии награжден орденом Красной Звезды, 19 советскими и иностранными медалями.

После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

“ Для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины ”

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.

Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

“ В горячих точках приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками ”

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

Василий Воробьев ,
генерал-полковник, доктор экономических наук, экс-начальник Главного управления военного бюджета и финансирования ВС РФ

В родах войск видов ВС Союза и отдельных родах войск .

Тыл Вооружённых сил СССР - силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР .

Начало созданию провиантских органов в русской армии положил указ Петра I от 18 февраля (1 марта по новому стилю) 1700 года, учреждающий в военном ведомстве должность генерал-провианта, на которую был назначен окольничий Семён Языков. Этим указом генерал/провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» (впоследствии получивший название Военного (иногда его называют ещё «Комиссариатским»), на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство её снабжением - на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь , в роте - цирюльник (фельдшер).

В последующем система тылового обеспечения Русской императорской армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе тыла Вооруженных сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.

В ходе Великой Отечественной войны сложился хорошо организованный и технически оснащённый Тыл ВС, который успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централизованный тыл. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) свыше 10 млн т. боеприпасов, 16 млн т. горючего, ок. 40 млн т. продовольствия и фуража. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т., воздушным - ок. 140 млн т. материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомобильных дорог, железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации оборудовано более 6 тысяч аэродромов. Военно-медицинская служба и лечебные учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.

Состав

Управление и штаб тыла;
  • Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР);
  • Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР) ;
  • Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);
  • Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);
  • Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
  • Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);
  • Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) - в/ч 25968;
  • Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) - в/ч 92407;
  • Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) - в/ч 01990;
  • Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;
  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;
  • Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;
  • Управление сельского хозяйства.

Высшие учебные заведения

  • Академии
    1. Военная ордена Ленина академия тыла и транспорта (Ленинград)
  • Командные
    1. Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (Балашиха)
  • Тыла
    1. Вольское высшее военное ордена Красной Звезды училище тыла имени Ленинского комсомола
    2. Горьковское высшее военное училище тыла имени Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна
  • Инженерные
    1. Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого

Центральное финансовое управление МО СССР

  1. Военный финансово-экономический факультет при

Главное военно-медицинское управление МО СССР

  1. Военно-медицинская ордена Ленина, Краснознамённая академия имени С. М. Кирова (Ленинград)
  2. Военно-медицинский факультет при
  3. Военно-медицинский факультет при
  4. Военно-медицинский факультет при
  5. Военно-ветеринарный факультет при

Главное автомобильное управление МО СССР

  • Командные
    1. Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище имени Верховного Совета Узбекской ССР
    2. Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище
  • Инженерные
    1. Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище имени Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова

Главное управление железнодорожных войск МО СССР

  1. Ленинградское высшее ордена Ленина, Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе

Военные кафедры при ВУЗах

Военные кафедры при ВУЗах:

  • и так далее.

Начальники

Органы военного управления

  • Управление и Штаб тыла;
    • Главные и центральные управления.

Знаки различия и отличия

Нарукавные знаки

Нарукавные знаки спецвойскам и спецслужбам носились только категорией прапорщики , сержанты и солдаты срочной службы и сверхсрочной службы и курсантами военных ВУЗов на шинелях , на парадно-выходной, и повседневной форме одежды. На полевой, рабочей (подменной) форме одежды ношение нарукавных знаков было не предусмотрено.

Нагрудные знаки

Нагрудные знаки в Тыла ВС СССР были двух типов отличия и различия.

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и в течение 2-х часового лекционного занятия мы изучим:

Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

Всего на изучение темы № 1 учебным планом отводится: 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельная работа.

Вопрос № 1. Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы

Сегодня мы начинаем изучение нового блока учебной дисциплины «Военная подготовка», который называется «Финансы и бюджетный учет казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». По сути этот блок вобрал в себя две военно-специальные дисциплины: «Финансово-экономическое обеспечение воинской части» и «Бюджетный учет и отчетность воинской части».

Всего на изучение второго блока планом ученого процесса предусмотрено 112 учебных часов.

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Финансово-экономическое обеспечение воинской части». Изучение этой дисциплины базируется на законодательной базе Российской Федерации с учетом особенностей, имеющих место в Министерстве обороны Российской Федерации.

Глубокая и качественная отработка всех учебных вопросов изучаемой дисциплины позволит вам в дальнейшем на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности по должностному предназначению.

Финансовый аспект материального содержания армии- одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни. В финансах мы находим ключ к пониманию истории».

В соответствии с Конституцией РФ одной из основных функций государства является национальная безопасность.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, является Президент Российской Федерации, а непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ.



В условиях действия товарно-денежных отношений укомплектовать Вооруженные Силы личным составом, обеспечить их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, предоставить им необходимые услуги возможно при наличии соответствующих финансовых ресурсов. В Федеральном законе «Об обороне» определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В 2011 году на Министерство обороны Российской Федерации приходилось 92 % расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», а в 2012 и 2013 годах по данному разделу, - 95 %. В структуре раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: их доля в общем объеме расходов по разделу возрастет с 73 % в 2011 году до 78 % в 2013 году.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

Министерство обороны разрабатывает предложения для включения потребностей Вооруженных Сил в бюджетных ассигнованиях в проекты перспективного финансового плана Российской Федерации и федерального бюджета на очередной финансовый год, активно участвует при рассмотрении проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации.

После рассмотрения в Государственной Думе в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Министерстве обороны начинается планирование использования бюджетных ассигнований, т.е. их внутрисистемное распределение между видами и родами войск Вооруженных Сил, военными округами (флотами) и т.д. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета доводятся лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение бюджетного года Министерство финансов финансирует Министерство обороны (доводит объемы финансирования).

При получении объемов финансирования от Министерства финансов в Министерстве обороны организуется финансирование (доведение объемов финансирования) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей.

При наличии лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования начинается расходование бюджетных средств.

Во всей структуре Министерства обороны возникает необходимость учитывать денежные средства (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования), осуществлять контроль за их использованием, отчитываться за них, а в низовом звене, кроме того, получать и хранить наличные деньги. Совокупность всех этих работ объединяется в понятии финансовое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение в Вооруженных Силах – система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в денежных средствах.

Элементы финансово-экономического обеспечения:

1. Финансовое планирование и финансирование.

2. Истребование, получение и хранение денежных средств.

3. Экономное и строго целесообразное расходование денежных средств.

4. Бюджетный учет денежных средств.

5. Отчетность об израсходовании денежных средств.

6. Контроль за использованием денежных средств.

Финансово-экономическая служба в Вооруженных Силах – система органов, осуществляющих финансовое обеспечение войск (сил), а также финансирование мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны.

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано еще в XVI в. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие - ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему Особого приказа (который занимался денежным снабжением армии) были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени началась деятельность специальных органов военного управления, занимавшихся материальным и финансовым обеспечением армии и флота.

На должность генерал-комиссара, первым был назначен Яков Федорович Долгоруков, или как тогда его называли в народе «ревнитель казны» – заслужил такое звание за честность и неподкупность. Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

Немного позже появилась Ревизион-коллегия, которая ведала всеми счетами расходов и доходов. В ее состав входили шесть департаментов, два из которых занимались проверкой документов военной коллегии. Именно им представляли «счетные выписки» с отчетом о том, сколько и куда было потрачено денег. Если у чиновников появлялись сомнения в законности трат, они могли потребовать на ревизию все книги и расходные документы. И если обнаруживались нарушения – меры, применяемые к растратчику, были самыми строгими, например ссылка в Сибирь или смертная казнь.

Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время». Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле.

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению.

Начало образования советской финансовой системы было положено 26 октября 1917 года решением 2-го Всероссийского съезда Советов о создании Народного комиссариата финансов республики. Первым народным комиссаром финансов был назначен И.И. Скворцов-Степанов, его заместителем – В.Р. Менжинский. Реально Наркомат финансов в составе нового правительства возглавил В.Р. Менжинский, который вскоре был назначен наркомом.

В начале декабря 1917 года Коллегией народных комиссаров по военным делам было принято решение об образовании Финансового отдела Народного комиссариата по военным делам, который 9 декабря 1917 года возглавил М.В. Лезгинцев. В январе 1918 года Финансовый отдел Народного комиссариата по военным делам взял под контроль финансирование фронтов кредитами военного фонда, а с февраля 1918 года – операции по текущим счетам всех довольствующих управлений Военного министерства.

В марте 1918 года все функции отдела финансов Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-крестьянской Красной Армии были переданы Финансовому отделу Народного комиссариата по военным делам.

Таким образом, к середине 1918 года обозначилась тенденция к централизации финансирования, которая пошла по пути концентрации ресурсов, предназначенных для фронтов, в одних руках, при сохранении смет в центральных довольствующих управлениях. Эти меры были очень важны в условиях недостатка денежных средств, попыток сорвать финансирование действующей армии со стороны враждебно настроенных работников в различных органах системы обеспечения. Финансирование же военных округов центральные управления проводили самостоятельно.

Следующим важным периодом для финансовой службы была Великая Отечественная война.

Всего за годы войны через финансовую службу НКО было израсходовано более 50% государственного бюджета. И то, что финансовая система государства выстояла, а конечные результаты этих огромных государственных расходов оказались, говоря сегодняшним языком, в высшей степени эффективными, является огромной заслугой военных финансистов.

За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учета, системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Изменения в государственном и политическом строе, приоритетах государственного и военного строительства, достижения в экономическом развитии, военные успехи и неудачи России и другие исторические события оказывали непосредственное влияние на организацию и развитие финансового обеспечения армии и флота. Военная финансово-экономическая служба выдержала испытания временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

Органы финансово-экономической службы в зависимости от подчиненности и выполняемых функций подразделяются на:

распорядители средств (Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, управления финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации);

финансово-экономические органы казенных учреждений (военно-медицинских учреждений, военно-учебных заведений), т.е. получателей бюджетных средств.

Вопрос № 2. Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления - Революционный военный совет Республики (РВСР). Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. №135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

Неоднократно менялись названия, и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

апрель 1921 г. - Военно-финансовое управление Красной Армии;

июль 1921 г. - Главное военно-финансовое управление Красной Армии;

август 1923 г. - Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;

ноябрь 1923 г. - Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;

март 1924 г. - Военно-финансовое управление РККА;

декабрь 1927 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июль 1928 г. - Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;

март 1931 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июнь 1931 г. - Финансовое управление РККА;

июнь 1934 г. - Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;

сентябрь 1940 г. - Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;

июнь 1943 г. - Финансовое управление Красной Армии;

июль 1946 г. - Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;

февраль 1950 г. - Финансовое управление Военного министерства СССР;

март 1953 г. - Финансовое управление Министерства обороны СССР;

май 1955 г. - Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО РФ);

октябрь 1991 г. - Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;

март 1992 г. - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ);

октябрь 2001 г. - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Глав ФЭУ МО РФ).

январь 2004 г. образована Служба экономики и финансов МО РФ (приказ МО РФ от 05.01.05 № 10).

Основное предназначение Службы экономики и финансов МО РФ - реализация в Вооруженных Силах экономической политики государства и единой государственной и финансовой политики, организация финансового обеспечения строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, руководство финансово-экономической деятельностью, организация решения задач материального и социального обеспечения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, членов их семей и гражданского персонала.

Основной и главной задачей Службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Служба в установленном порядке осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Задача финансового обеспечения войск и сил решается через нижестоящие финансово-экономические органы.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство