23.12.2021

Закон «Об отмене подушной и преобразовании оброчной податей. Зарождение налоговой системы в России: подушная подать Почему отменили подушную подать


Для термина «Оклад» см. также другие значения.

Для термина «Подушная подать» см. также другие значения.

Поду́шная подать (также поду́шный оклад , поду́шный нало́г ) - форма налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. Существовал в Древнем Риме под названием «capitatio». В большинстве стран потерял распространение к началу XX века в связи с введением подоходного налога.

В России подушная подать была введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия). Налогом облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Устанавливались также неодинаковые ставки для различных категорий податного сословия: государственные крестьяне платили больше, чем крепостные.

В Российской Империи

Для сбора денег на содержание регулярной армии, указ Петра I от 26 ноября 1718 года потребовал в течение года провести перепись населения мужского пола (собрать «сказки»), и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полковогоштаба положа средний оклад». Перепись была закончена лишь к началу 1722 года, удалось насчитать около пяти миллионов «душ».

Первая ставка налога составила 80 копеек с души в год, в дальнейшем снизилась до 74 копеек, затем до 70 копеек в год в связи с улучшением охвата населения переписями. Раскольники платили обложение в двойном размере (до 1782 года), отсюда их народное название «двоедане». Первоначально купцы также были обложены податью, но уже в 1775 году она была заменена процентным сбором с объявленного капитала.

В дальнейшем инфляция и увеличенные расходы государства привели к повышению подати до 1 рубля в 1794 году. К 1867 году размер подати зависел от местности и составлял от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

В XVIII веке подушная подать составляла 50 % государственных доходов, в дальнейшем эта доля снижалась по мере развития косвенного налогообложения.

В 1866 году, за исключением Бессарабии и Сибири, подать прекратили собирать с мещан и цеховых.

Сложности со сбором подати и огромные недоимки привели к тому, что с 1 января 1887 года подушная подать, как всероссийский налог, прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири (до 1897 года).

Примечания

Ссылки

Литература

  • Руковский И. П., Историко-статистические сведения о подушных податях, в сборнике: Тр. Комиссии для пересмотра системы податей и сборов, т. 1, СПБ, 1866.
  • Троицкий С. М., Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в., М., 1966.
  • П. Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в.».
  • В. Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства в России» («Русская мысль», 1886).
  • M. Алексеенко, «Действующее законодательство о прямых налогах» (СПб., 1879)
  • И. Руковский, «Историко-статистические сведения о подушных податях» (в «Трудах Комиссии для пересмотра системы податей и сборов» т. I.
  • В. Яроцкий, «Отмена подушной подати и связанные с этим реформы» («Труды Вольно-экономического общества», 1886 г., № 6 и 7.

См. также

Ссылки

Подушная подать

Подушная подать – это налог, который ввел Петр 1, заменив им налог на тяглые дворы. Подать значительно расширяла число людей, которые должны были ее платить, в результате чего достигалась главная цель царя – увеличить поступление денег в казну. Подушную подать платило порядка 5,8 миллионов человек, а ее величина составляла 74 и120 копеек (в зависимости от сословия, к которому принадлежал человек).

Предпосылки реформы

Петр 1 известен тем, что создавал налоги буквально на все. Часто можно услышать шутку, что в петровскую эпоху не платили, разве что только за воздух. Это действительно так.

Подушная подать: история этого явления в России

Любимое детище царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, возместить которые в начале царствования было нечем. Например, в 1710 году было собрано налогов на 3,1 миллиона рублей, но общий расход казны составлял 3,8 миллиона, из которых 2,7-2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного отличаются) шли на армию и флот.

Денег не хватало и Петр ввел даже специальную должность – Прибыльщик. Прибыльщики это люди, которые выполняли всего 1 функцию – искали средства обогащения казны. Если говорить более простыми словами – они придумывали новые налоги, как самое простое средство получения денег.

Суть подати

До 1724 года в России по тяглым дворам . Они по наличию земли и крестьян, в результате чего рассчитывалась величина налога. Петр 1, который искал всевозможные пути пополнения казны, заменил этот налог подушной податью . То есть теперь налог платили с каждого человека. Для этих целей в 1718 году была проведена перепись населения, которая зафиксировала в стране порядка 5,8 миллиона жителей. Реально это цифра была больше, поскольку многих прятали от переписчиков, чтобы в последствии платить меньше денег. При переписи впервые записывали не только жителей, на которых было тягло, но и классы, которые раньше были свободными (вольные люди, гулящие люди, холопы).

Начиная с 1724 года были установлены следующие размеры подушной подати:

  • 70 копеек с каждого человека вне зависимости от его возраста.
  • 1,2 рубля с тех, кто не состоял в крестьянской зависимости.

Фактически была установлена (неофициально, конечно) цена свободы – 40 копеек.

Подушная подать существенно увеличила поступления в бюджет. В 1725 году было собрано всего порядка 9 миллионов рублей налогов, в то время, как в середине царствования Петра в основном собирали порядка 3 миллионов рублей.

ЛЕКЦИЯ XXXVIII

Император Александр III. – Отношение к нему общества до вступления его на престол. – Его действительные взгляды. – Первые шаги императора Александра III. – Борьба двух направлений в высших правящих сферах. – Совещание 8 марта 1881 г. – Колебания. – Катков и Аксаков. – Агитация Победоносцева. – Манифест 29 апреля 1881 г. – Отставка Лорис-Меликова и некоторых других министров. – Министерство Н. П. Игнатьева. – Его программа. – Меры к улучшению экономического положения народа. – Обязательный выкуп. – Дворянская агитация. – Сведущие люди. – Понижение выкупных платежей. – Политика Бунге. – Отмена подушной подати. – Введение податной инспекции.

Личность Александра III

Император Александр III был, как известно, вторым сыном императора Александра II. Старшим его сыном был цесаревич Николай Александрович, который умер от чахотки в 1865 г., уже будучи взрослым молодым человеком. Александр Александрович поэтому не предназначался к царствованию и воспитывался как обыкновенный великий князь, которому предстоит главным образом военная карьера. Поэтому до 1865 г. никаких мер к тому, чтобы подготовить его к делу правления великой страной, принимаемо не было, и только когда умер старший его брат, стали заботиться о том, чтобы расширить полученное им до тех пор образование. Был приглашен более или менее удовлетворительный состав профессоров, среди которых одно из важных мест занимал известный наш историк С. М. Соловьев, а еще раньше приглашен был и тот К. П. Победоносцев, который впоследствии, в царствование Александра III, сыграл такую видную реакционную роль. Тогда Победоносцев не считался реакционером; он, напротив, принимал в свое время ближайшее участие в разработке судебной реформы, и, несомненно, был одним из самых блестящих русских профессоров-цивилистов; его курс гражданского права очень долго признавался – да признается и до сих пор – одним из классических пособий этого рода. Были приглашены и другие профессора более или менее прогрессивного направления, но, тем не менее, никакого либерального настроения, либеральных заветов и принципов от этого преподавания у молодого цесаревича не сложилось. По своему личному и семейному быту он представлялся довольно оригинальным лицом в придворных сферах. Женился он очень рано на невесте своего покойного брата, датской принцессе Дагмаре, и, женившись, повел жизнь частного человека; очень скоро он приобрел репутацию хорошего семьянина, скромного и не любящего пышной придворной обстановки человека; занимался на досуге в своем тесном кругу музыкой и русской историей. Русскую историю он любил особенно, и, между прочим, ему обязано своим возникновением нынешнее императорское Русское историческое общество, которого он был первым председателем.

Отчасти благодаря такой обстановке жизни цесаревича Александра и еще более благодаря тому, что общество очень мало имело о нем сведений, создалась легенда о нем как о весьма либеральном человеке.

Но, как мы уже видели, за несколько месяцев до своего воцарения цесаревич Александр Александрович, наоборот, проявил себя определенным консерватором и не обещал никакого сочувствия каким бы то ни было преобразованиям в либеральном духе. С таким настроением он и вступил на престол.

Первые акты царствования Александра III

2 марта 1881 г., принимая членов Государственного совета и высших чинов двора, приносивших присягу, император Александр III заявил, однако, что, вступая в трудный момент на престол своего отца, он надеется следовать во всем его заветам и политике. Таким образом, этот первый шаг обещал как будто либеральное и гуманное царствование. Затем в циркулярной депеше от 4 марта, разосланной представителям России при иностранных державах, было объявлено, что государь император, вступая в столь трудное время на прародительский престол, желает сохранить мир со всеми державами и особенно свое внимание сосредоточить на внутренних делах и на тех социально-экономических задачах, которые выдвигаются новым временем. И эта депеша также производила на общество благоприятное впечатление.

Между тем возник вопрос, как быть с докладом относительно предложенных реформ, которые должны были быть начаты открытием проектированных Лорис-Меликовым комиссий. Доклад этот был одобрен покойным императором Александром II утром 1 марта, в тот самый день, когда он был убит. Императору Александру III было известно, что покойный государь приказал на 4 марта собрать в Зимнем дворце особое совещание с тем, чтобы обсудить, опубликовывать ли правительственное сообщение об открытии комиссий или не опубликовывать, причем самый вопрос об открытии комиссий считался во всяком, случае уже решенным.

Лорис-Меликов в своем докладе, естественно, представил новому государю этот вопрос как своего рода завещание, оставшееся от покойного императора, и император Александр III в первую минуту так на это и посмотрел, принимая состоявшееся ранее решение о созыве комиссий как завещание отца, и притом завещание, кладущее, несомненно, последнюю черту на общий характер его царствования, царствования, в котором были произведены самые важные преобразования новейшего времени, коснувшиеся быта всех сословий России и всего ее социального и гражданского строя.

Однако по вопросу о том, публиковать или нет об этом решении в особом правительственном сообщении, император Александр III решил созвать специальное совещание, собственно, заседание Совета министров, дополненного только графом С. Г. Строгановым, который сделался уже давно признанным главой придворной консервативной партии. 8 марта совещание это состоялось в Зимнем дворце, и тотчас же на нем обнаружилась борьба двух противоположных, враждебных, исключающих друг друга направлений – одного прогрессивного, во главе которого стоял Лорис-Меликов и к которому принадлежали из числа министров министр финансов А. А. Абаза и в особенности военный министр Д. А. Милютин, а также и великий князь Константин Николаевич, в то время глава морского ведомства и председатель Государственного совета. Противоположное направление – направление ярко реакционное – представлялось прежде всего К. П. Победоносцевым, бывшим еще незадолго перед этим членом той верховной распорядительной комиссии, которая руководима была Лорис-Меликовым в 1880 г. По представлению же Лорис-Меликова Победоносцев был назначен и обер-прокурором Святейшего Синода вместо гр. Д. А. Толстого в апреле того же 1880 г. Победоносцев, читавший ранее лекции Александру Александровичу и его старшему брату, пользовался его особым доверием. До вступления на престол императора Александра III он не считался, однако, как уже сказано, представителем ярко реакционного течения, потому что являлся одним из составителей Судебных Уставов Александра II. Тем не менее в 1881 г. именно он явился главой реакционного направления в описываемом совещании, и по его предложению был туда приглашен и граф Строганов, который в этом случае и явился главной ему поддержкой.

К этим двум лицам присоединился бывший министр внутренних дел Маков, совершенно ничтожный человек, а промежуточную позицию заняли двое остальных великих князей, участвовавших в совещании, Владимир Александрович и Михаил Николаевич, и из министров – министр юстиции Д.Н. Набоков, который склонен был к либеральному курсу, но нерешительно поддерживал Лорис-Меликова, и, наконец, председатель Комитета министров, граф Валуев, который сам, как вы видели, выступал с quasi-конституционными предложениями в 1880 г., но из ненависти к великому князю Константину Николаевичу и Лорис-Меликову и так как теперь обсуждался проект не его, Валуева, а Лорис-Меликова, то он поддерживал его весьма слабо.

В этом совещании вновь обнаружилось, в сущности говоря, довольно ясно, что император Александр III совершенно сочувствует тем речам реакционеров, которые тут были произнесены, и очень несочувственно относится к тем заявлениям, которые были сделаны со стороны либеральной части совещания, особенно ярко это сказалось по поводу заявления, сделанного Д. А. Милютиным, который очень сильно поддерживал выступление Лорис-Меликова, настаивая на необходимости пойти навстречу общественному мнению страны, указывая на то, что опубликование предложенного правительственного сообщения даст сразу симпатичный для общества тон прогрессивности новому царствованию, и в то же время доказывая, что в обсуждаемом докладе Лорис-Меликова не содержится никаких элементов конституции и ограничения самодержавия, а на этом именно пункте и сосредоточились, главным образом, нападки представителей противоположного направления, реакционеров, которые старались доказать, что вся эта мера направлена к конституции, пагубной для России. Строганов уверял, что при введении подобного строя, подобного «парламента», пойдут в ход «шалопаи», которые захватят в свои руки власть, а Победоносцев говорил, что это будет окончательным завершением режима тех «говорилен», как он выражался, которые уже проведены в жизнь в предшествующее царствование в виде земских учреждений, новых судов и органов разнузданной печати, которые, по его мнению, ничего не стоили, предлагаемая же Лорис-Меликовым комиссия будет «верховной говорильней», которая подготовит гибель России. Свою речь Победоносцев и начал крайне возбужденным тоном, утверждая, что, как поляки кричали в свое время finis Poloniae [конец Польше], так и тут надо, сказать finis Russiae [конец России]. Император Александр III тут же, между прочим, сослался на определенные советы императора Вильгельма I, с которыми тот обращался по этому поводу к его покойному отцу, и заявил, что Вильгельм указывал на опасность конституционного режима в России, потому что до него дошли смутные слухи о том, что что-то готовится, и что, если есть еще возможность, то советовал отступить, а если этой возможности уже нет, то конституцию дать по возможности урезанную. Кроме того, император Александр III ссылался и на датских министров, которые указывали ему на дурное влияние конституционных учреждений в Дании.

Однако как ни очевидно проявлялись здесь вновь ультраконсервативные взгляды Александра и склонность прислушиваться к советам русских и иностранных реакционеров, тем не менее здесь не было постановлено определенного решения по существу дела, как не было постановлено и опубликовать обсуждавшееся сообщение, и оно так и не было опубликовано, хотя мысль о нем и не была еще формально отвергнута .

Отставка Лорис-Меликова

Колебания продолжались и дальше. С одной стороны, они зависели от того, что императора Александра III смущала та мысль, что тут замешано как бы завещание его покойного отца, его предсмертная воля, которой император не решался прямо противодействовать; с другой стороны, его смущали те слухи, которые до него доходили о настроении общества и даже народа. Ему передавали приближенные к нему лица, что простой народ смущен толками о том, что после смерти Царя-Освободителя может быть восстановлено крепостное право; ему говорили придворные либералы, такие, как флигель-адъютант граф П. П. Шувалов, стремившийся направить дело в сторону конституции, что общественное мнение в стране чрезвычайно приподнято и что единственной мерой для успокоения возбужденного общества является объявление новым правительством либерального курса . Несмотря на свои собственные консервативные убеждения, император Александр III был настолько смущен этим заявлением, что продолжал колебаться и даже как будто обнаруживал иногда склонность последовать этим либеральным советам. Победоносцев со своей стороны старался всячески разуверить императора Александра в наличности и силе того прогрессивного настроения общества, на которое ему указывали либералы придворных кругов.

В этом отношении Победоносцев нашел опору в московских публицистах, Каткове и отчасти Аксакове, на которых он мог указать царю как на весьма влиятельных представителей общественного мнения страны, небезызвестных и самому императору Александру. Катков в это время был уже вполне определенным представителем крайней реакции и писал тогда в своих «Московских ведомостях», что революционное движение несомненно идет не извне и не изнутри страны, а что оно «свило себе гнездо в преддверии власти», метя в бюрократические сферы – в гр. Лорис-Меликова и других представителей либерального направления в правительстве и при дворе.

Ив. Аксаков в это время, не будучи, в сущности, реакционером, был, однако, чрезвычайно потрясен самим актом 1 марта. Вскоре после этого события он явился в Петербург и произнес громовую речь в Славянском обществе не только против революционеров, но и вообще против всякого западного либерализма, в духе не только славянофильском, но и в значительной мере реакционном. При таком его настроении он тоже явился хорошей опорой для Победоносцева, который спешил указать императору Александру, что вот главные представители московской печати, являвшиеся в глазах государя выразителями общественного мнения страны, показывают, что никакого стремления к конституционному строю у благомыслящей, по крайней мере, части общества вовсе нет. Этим Победоносцев тем легче попадал в цель, что император Александр III и сам был очень склонен к такому заключению, так как оно совпадало с его собственными симпатиями.

В результате Победоносцев успел получить от императора поручение составить в соответственном духе манифест, по секрету от остальных министров, и государь решился 28 апреля его подписать. Таким образом, 29 апреля 1881 г. совершенным сюрпризом для Лорис-Меликова и других министров явился этот знаменательный акт, долженствовавший положить предел продолжавшимся до того времени колебаниям.

В манифесте этом было, между прочим, сказано:

«Посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».

Эти слова в манифесте 29 апреля 1881 г., естественно, рассматривались как определенное указание свыше на то, что ни о какой конституции думать не следует и что принцип самодержавия ставится на будущее время определенно во главу угла правительственного режима.

Как только этот манифест стал известен, перед самым его опубликованием, Лорис-Меликову, то он сейчас же решил подать в отставку, а вместе с Лорис-Меликовым подали в отставку министр финансов А. А. Абаза и военный министр Д.А. Милютин, который играл такую выдающуюся роль в правительственных сферах при покойном императоре Александре II. Когда император Александр III спросил Милютина, что же он теперь намерен делать, то Милютин, как говорили в то время, будто бы ответил, что из Петербурга уедет и будет писать историю своего государя...

Начало министерства Николая Игнатьева

Из очередного хода всех этих обстоятельств можно заключить, что к 29 апреля решительную победу одержало реакционное направление над прогрессивным. Однако же на самом деле это было не вполне еще так: хотя представители прогрессивного направления и потерпели несомненное поражение, но, в сущности говоря, власть не перешла еще в руки реакционеров. Это можно видеть из того выбора, который был сделан государем для замены ушедших министров и из той программы, которая была намечена в манифесте непосредственно после только что приведенной мною фразы.

На места ушедших министров были назначены не реакционеры: министром внутренних дел был назначен Н. П. Игнатьев, заявлявший себя в то время поборником славянофильских идей и вместе с И. С. Аксаковым мечтавший, как он это потом довольно определенно и выразил, о созыве земского собора, совещательного, конечно, характера. Затем, на пост министра финансов вместо Абазы был назначен его товарищ Н. Х. Бунге, который являлся человеком хотя, в общем смысле слова, пожалуй, и консервативного образа мыслей, но вместе с тем бывший искренним сторонником и участником реформ 60-х годов, заявивший себя человеком с определенными демократическими взглядами, стремившимся, во всяком случае, к возможному облегчению участи народных масс, так что в общем он также далеко не мог считаться реакционером.

Наконец, вместо министра народного просвещения А. А. Сабурова, который подал в отставку несколько раньше в связи с тем скандалом, который был ему устроен революционерами на университетском акте 8 февраля, был назначен вовсе не реакционно настроенный человек, барон Николаи, который стал тотчас же весьма определенно проводить головнинскую политику, возобновленную его предшественником Сабуровым, и деятельно боролся с Победоносцевым.

В манифесте 29 апреля наряду с фразой о неограниченном самодержавии было определенно выражено полное уважение великим реформам минувшего царствования и сказано было, что эти реформы не только будут укрепляемы и поддерживаемы, но и развиваемы дальше. Следовательно, в общем манифест этот опять-таки не означал еще безусловно реакционного направления. И это еще ярче было подчеркнуто циркуляром нового министра внутренних дел в самый день его назначения – 6 мая 1881 г. Здесь Игнатьев указывал, что правительство примет меры к установлению живого общения правительства со страной, живого участия местных деятелей в государственных делах в исполнение высочайших предначертаний. Это опять-таки знаменовало намерение найти известную, правда, очень скромную, форму участия представителей общества в центральной государственной деятельности, т. е. приблизительно то же самое, что хотел в этом отношении сделать и Лорис-Меликов.

Затем в циркуляре указывалось, что права земских и городских учреждений останутся неприкосновенными и будут даже восстановлены в прежнем объеме, на основах Положения 1864 г. Наконец, указывалось, что крестьянство, которое предостерегалось здесь, кстати, от прислушивания ко всяким ложным толкам, будет предметом особого внимания со стороны правительства, причем крестьянам будут не только гарантированы все ранее дарованные права и свободы, но и приняты будут меры к облегчению тех тяжестей, которые на крестьянах лежали, главным образом податных, к удовлетворению их нужд, земельных в особенности, и к улучшению сельского общественного устройства и управления.

Таким образом, вы видите, что в этом циркуляре Игнатьева как будто воспринимались и намечались к исполнению все намерения Лорис-Меликова, все те меры улучшения экономического положения народа, которые тот обещал провести. Вместе с тем те сенаторы, которые были отправлены ревизовать губернии, теперь ожидались с тем, чтобы результаты их ревизий положить в основу предполагаемых преобразований. Мы, действительно, видим, что очень скоро, именно через месяц после издания этого циркуляра, граф Игнатьев как будто и начал осуществлять обещанное им живое участие представителей местного общества в правительственных делах, потому что в июне 1881 г. была уже созвана первая сессия так названных тогда «сведущих людей» с мест, причем хотя эти сведущие люди и не были избраны земствами, а приглашены самим правительством, но надо сказать, что они были избраны им из среды прогрессивных элементов земства, и многие выдающиеся земцы, вроде кн. Васильчикова, Колюпанова и других, были приглашены в состав этой сессии. Им были предложены на обсуждение не какие-нибудь пустые вопросы, а вопросы, которые действительно ставились тогдашнею жизнью на очередь и имели весьма серьезное значение для широких народных масс. Так, первой сессии сведущих людей был предложен вопрос о понижении выкупных платежей; второй сессии был предложен вопрос об урегулировании переселений, которые являлись одним из главных паллиативных средств для поправления положения крестьян в малоземельных местностях, и, кроме того, питейный вопрос, который являлся также очень важным, так как, во-первых, представлялся вопросом о сокращении пьянства, а с другой стороны, это был существенный вопрос государственного бюджета, так как от питейного дела казна получала огромную часть своих доходов.

Меры Александра III по облегчению положения крестьян

Вопрос об обязательном выкупе крестьянских наделов

Вместе с тем получили движение и дальнейшую разработку в самих правительственных местах и вообще вопросы об улучшении положения народных масс, выдвинутые печатью в 70-х годах и признанные подлежащими неотложному разрешению в эпоху «диктатуры сердца». Среди них в первую очередь стал вопрос об обязательном выкупе, т. е. вопрос о замене еще существовавших до тех пор оброков «временнообязанных» крестьян обязательным для помещиков выкупом. Тогда шесть седьмых всех имений были уже на выкупе, а одна седьмая, которая выражалась в 1400 тыс. душ крестьян, платила помещикам оброки, и их уплата могла продолжаться без срока. В самом Положении 19 февраля, как вы помните, была статья, которая указывала, что через 20 лет может быть пересмотрен вопрос о размерах оброков «временнообязанных» крестьян и, разумеется, не в смысле их сокращения, так как предполагалось, что оброки зависят от доходности земли, которая должна была с течением времени повышаться. Между тем правительство, которому уже известна была после исследований 70-х годов несоразмерность этих оброков с доходами и чрезвычайное обременение народных масс всякого рода податями, решилось, наконец, провести некоторые облегчения крестьян в этом отношении.

При Лорис-Меликове вопрос об обязательном выкупе быстро пошел в ход; в январе 1881 г. состоялось заседание Государственного совета, в котором вопрос этот был принципиально решен в положительном смысле; именно, сперва в соединенных департаментах экономии и законов решено было установить обязательный выкуп крестьянских оброков в тех имениях, которые не приступили еще к выкупу добровольному, а затем и в общем собрании Государственного совета тот же вопрос был решен положительно.

Здесь необходимо отметить, что именно по этому вопросу впервые в начале 80-х годов мы сталкиваемся с начавшейся реакционной дворянской агитацией, которая, как только были затронуты существенные материальные интересы дворянства, немедленно пробудилась. Первым голосом со стороны этой реакции, раздавшимся в общем собрании Государственного совета, был голос бывшего министра внутренних дел Тимашева, который являлся еще и в эпоху крестьянской реформы ярым крепостником и который здесь выступил с заявлением, что в этом обязательном выкупе он усматривает нарушение священных прав собственности, тем более что помещикам предполагалось выдавать выкупную ссуду в размере лишь 80% той суммы, которая должна была бы выдаваться, если бы выкуп совершался по добровольному соглашению. Тимашев кончил свою речь такими словами:

«Да не будет упрека впоследствии в том, что в Государственном совете не нашлось ни единого голоса в защиту собственности, в защиту права, которое защищено ныне действующим Положением 19 февраля и которое предполагаемой министром финансов мерой будет поколеблено!»

На эту выходку, однако, ему тогда же очень удачно ответил министр финансов Абаза, указав, что генерал-адъютант Тимашев, вероятно, забыл свою прежнюю позицию, когда двадцать лет тому назад он являлся врагом Положения 19 февраля, пока оно не сделалось законом, и когда он именно был в числе тех, которые усматривали в самом Положении 19 февраля меру, колеблющую собственность. Теперь же он, Тимашев, очевидно, отказавшись от прежнего своего заблуждения, указывает, что это Положение защищает интересы собственности; очевидно, он и теперь делает такую же ошибку, когда уверяет, что престиж собственности будет поколеблен введением обязательного выкупа.

Но, несмотря на единогласное решение Государственного совета, конечно, утвержденное и императором Александром III, все-таки дворянская агитация началась, и очень скоро она выразилась в постановлениях некоторых дворянских собраний (тамбовского, московского и др.), которые указывали на несправедливость по отношению к помещикам этой меры. Они утверждали, что у помещиков как бы одна пятая часть той выкупной суммы, которая должна бы им причитаться по капитализации крестьянских оброчных платежей, будет отнята совершенно произвольно. Эти заявления дворянства подействовали на императора Александра III, и хотя Игнатьев очень стойко поддерживал в этом случае решение Государственного совета, доказывая, что, собственно говоря, нет никакой рациональности в том, что дворянство заявляет, и что те помещики, которые уже перевели своих крестьян на выкуп почти повсеместно без добровольных сделок с крестьянами, а по одностороннему требованию владельцев и, следовательно, также без крестьянских доплат, тоже потеряли пятую часть причитавшейся им выкупной суммы; те же помещики, которые до сих пор не вошли в добровольную сделку с крестьянами, как раз дольше других пользовались высокими оброками и, следовательно, меньше других заслуживают поддержки со стороны правительства, но император Александр III, согласившийся на издание закона, который и вышел 28 декабря 1881 г., тем не менее продолжал и после издания его прислушиваться к жалобам, раздававшимся в среде реакционного дворянства. Между прочим, ему было доставлено пространное письмо графа А. А. Бобринского, губернского предводителя петербургского дворянства, который прямо утверждал, что дворянство, в сущности, ограблено и что правительство, если желает восстановить справедливость, должно из государственных средств не только выдать дворянству удержанную по закону 28 декабря 1881 г. пятую часть выкупной суммы, которая, кстати сказать, по расчету Рейтерна, представляла около 44 млн. руб., но что оно должно выдать вознаграждение также и тем помещикам, которые еще раньше перевели своих крестьян на выкуп по собственному желанию с лишением одной пятой или одной четвёртой выкупного вознаграждения. Однако после нового рассмотрения вопроса это письмо осталось без последствий, и та дворянская агитация, которая в это время только еще начиналась, на этот раз не привела к цели .

Таким образом, уже при новых министрах Игнатьеве и Бунге вопрос этот был разрешен довольно благополучно. Затем началась целая серия новых законоположений, которые в литературе известны под именем реформ Бунге, хотя значительная часть их была подготовлена еще в эпоху «диктатуры сердца».

Понижение выкупных платежей

На первом плане стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже раньше перешли на выкуп, т. е. вопрос о понижении выкупных платежей. Этот вопрос, как уже сказано, отдан был на решение тем «сведущим людям», которые собрались впервые в июне 1881 г. Надо сказать, что правительство представило по этому вопросу собранию «сведущих людей» детально разработанный проект: оно полагало жертвовать ежегодно 9 млн. руб. из общей суммы выкупных платежей; причем это общее понижение в 9 млн. руб. оно полагало разделить между отдельными губерниями таким образом, что на первый план поставлены были наиболее обремененные 23 губернии, из числа которых особенно большая сумма назначалась на губернии нечерноземные и в то же время непромышленные, где крестьяне были в особенно тяжелом положении, так как там и земля была плоха, и заработков не было. Наибольшую сумму предполагалось, совершенно справедливо, ассигновать на Смоленскую губернию. В общем из этих 9 млн. руб. на указанные 23 губернии намечено было отделить около 7,5 млн. руб., а остальные 1,5 млн. руб. предполагалось распределить между остальными губерниями.

«Сведущие люди» все отнеслись к этому предложению сочувственно; большинство, однако же, не вполне согласилось с правительством, признав представленные правительством статистические данные недостаточно точными; указывая на необходимость общего понижения платежей во всей России, совещание предлагало все выкупные платежи повсеместно понизить на 1 руб. с каждого надела, а затем уже сверх того произвести специальное понижение платежей в тех местностях, которые особенно были переобременены ими, и на это специальное понижение ассигновать сумму в 5 млн. руб., считая, таким образом, общую сумму понижения выкупных платежей не в9 млн., а в 12 млн. руб.

Правительство согласилось с этим мнением, и в вышеупомянутый закон 28 декабря 1881 г. на основании именно этого заключения «сведущих людей» было включено также и постановление о понижении всех выкупных платежей на 1 рубль повсеместно, а затем ассигновано еще 5 млн. руб. на дополнительное специальное понижение в тех губерниях, которые заслуживали особого внимания, причем предварительное обсуждение вопроса о самом распределении этих 5 млн. руб. между отдельными губерниями было предоставлено земствам. При этом надо заметить, что в некоторых губерниях, очень немногочисленных, впрочем, опять раздались реакционные голоса со стороны дворянства, хотя понижение выкупных платежей делалось не за его счет, а за счет казны или, точнее говоря, за счет выкупной операции за прошлые годы, ибо вычислено было, что выкупная операция в общем шла для казны так удачно, что скопились большие прибыли, и в главном выкупном учреждении оказалось до 14 млн. руб. излишков еще на 1 января 1885 г., за покрытием всех расходов по операции. Из этих-то излишков и оказалось возможным осуществить признанное необходимым понижение выкупных платежей. Несмотря на это, в симбирском губернском земском собрании тогда впервые раздался голос одного (впоследствии сыгравшего крупную роль в истории русской реакции) дворянина – А.П. Пазухина, который пытался тогда убедить симбирское земское собрание сказать, что симбирское крестьянство ни в каком понижении платежей не нуждается. Однако все же и здесь было признано, что и для Симбирской губернии следует принять специальное (ничтожное) понижение, которое было предположено правительством.

Отмена подушной подати

Следующей реформой, которая была проведена при Бунге, была отмена подушной подати. Вы помните, какую важность этот вопрос имел, по общему признанию, еще начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.

Теперь, когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. Надо сказать, что Бунге являлся в сфере финансовой политики в тесном смысле продолжателем Рейтерна; а именно, он являлся его продолжателем в стремлении поднять курс нашего рубля и утвердить равновесие бюджета прежде всего. Отсюда, конечно, у него важное значение получили и протекционизм в таможенной политике, и экономия в расходах отдельных ведомств; впрочем, в отношении этой последней надо признать, что удавалась она ему плохо, потому что он не был настолько влиятелен, чтобы обуздывать аппетиты других министерств, и кроме того, ему приходилось вести государственное хозяйство в тяжелые годы, наступившие после войны, когда результаты ее вконец расстроили то, что было сделано Рейтерном для поддержания курса кредитного рубля.

Несмотря на это и уже в прямую противоположность Рейтерну Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми пожертвованиями для казны. В этом отношении он продолжал политику Лорис-Меликова и Абазы, изворачиваясь с большим или меньшим искусством в своем, несомненно, весьма трудном положении и принимая иногда поневоле и противоречивые меры. Так, при отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета в то время. Ведь подушная подать давала бюджету около 40 млн. руб. ежегодно, следовательно, поступиться такой суммой при общих еще скромных размерах тогдашнего бюджета было довольно затруднительно, а между тем Бунге хорошо понимал и несправедливость этой подати, и все те тяжелые правовые последствия для населения, которые из нее возникли. Ведь вы помните, что вследствие именно существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц, а эта круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий.

Николай Христофорович Бунге. Портрет работы И. Тюрина, 1887

Поэтому вопрос об отмене подушной подати был вопросом большой важности и в отношении правового положения народа. Бунге это прекрасно понимал и деятельно стремился непременно так или иначе разрешить этот вопрос; когда же перед ним встала задача, чем же заменить подушную подать, как покрыть ежегодный убыток в доходах в 40 млн. руб., то он решился часть этого убытка покрыть усилением налога на спирт, т. е. налога, который, в сущности говоря, падал на наиболее пьющие слои того же податного населения, остальную же часть убытка ему приходилось взять уже прямо с того же податного населения, только разложив ее на слои крестьянства, более обеспеченные и менее обремененные податями.

Бунге так откровенно и хотел поставить дело, увеличив оброчную подать государственных крестьян, но в Государственном совете высказаны были опасения, что это может вызвать неблагоприятное впечатление в народе и что лучше поэтому прикрыть как-нибудь сущность дела. В качестве прикрытия был изобретен способ, который едва ли можно признать удачным; а именно, было внезапно признано необходимым перевести государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, т. е. заставить выкупать свою землю тех крестьян, которые, в сущности, платили под названием оброчной подати простую поземельную подать. В этом случае Государственный совет внезапно стал на ту точку зрения, что надо сделать их «полными собственниками» своих наделов, какими они, в сущности говоря, не стали и после выкупа; но под этим «благовидным» предлогом признано было возможным повысить их подати за землю, и они были повышены в общем на 45%, и это повышение пошло на покрытие убытка от уничтожения подушной подати, что, конечно, явилось большим минусом в деле осуществления податной реформы. Надо сказать еще, что эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: именно в два срока – с 1 января 1883 и 1 января 1884 г. подушная подать была сложена только с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей она была сложена только с 1 января 1886 г.

Наряду с этим следует упомянуть серьезную попытку Бунге произвести значительное упорядочение в самом взимании податей, которое до тех пор производилось полицией с применением тяжелых и безобразных форм взыскания, причем часто распродавалось самое необходимое в крестьянском быту имущество и нередко крестьянам приходилось до получения нового урожая продавать для внесения податей хлеб на корню. Таким образом, самая уплата податей разоряла то население, от которого зависело и благосостояние государства. Бунге как ученый финансист и экономист хорошо понимал бессмысленность этого порядка и поэтому настоял, чтобы были введены податные инспекторы, на которых и возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы.


Отчет об этом совещании, записанный очень подробно одним из его участников, был напечатан в журнале «Былое» за 1906 г., в № 1, стр. 189– 194, затем перепечатан полностью в книге В. Я. Богучарского «Из истории политической борьбы». М., 1912, стр. 259 и след.

О роли гр. Шувалова и других его единомышленников в это время см. в той же книге г. Богучарского и в целом ряде статей, вызванных появлением этой книги, перечень которых мы приводим в библиографии царствования Александра III, напечатанной в конце этой части «Курса».

Вся эта история подробно рассказана по документам в интересной статье г. Кованько «Освобождение крестьян и обязательный выкуп» в июньской книжке «Русской мысли» за 1912 г.

Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнениюГосударственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.


Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

С кем связана отмена подушной подати?

Каковы последствия отмены подушной подати?

Введение подушной подати в России связано с именем Петра Первого. Однако подобная форма налога существовала задолго до ее появления в нашей стране, на территории Древнего Рима, позднее - во многих европейских государствах, и была отменена в конце 19 столетия после введения новой подоходной формы налога.

В 1724 году в России была завершена поголовная перепись населения, в которую не вошли духовные лица и дворяне. По результатам данного мероприятия и был определен налог, который отныне должен был выплачиваться всеми мужчинами страны, включая новорожденных детей и престарелых. Подушная подать - это особая форма налога, взимаемого с определенных жителей страны в пользу государственной казны. Следует напомнить, что подобный налог (подать или тягло) существовал на Руси уже с 15 века, от его уплаты также освобождались служители церквей и высшие привилегированные сословия.

Осенью 1718 года император потребовал собрать ревизские «сказки», то есть провести перепись всего мужского населения страны. «Сказками» в то время назывались специальные документы, в которых и отражались результаты проведения переписи. В данном документе указывались владельца определенного двора и членов его семьи отчество, возраст). Составлением ревизских «сказок» в городской местности занимались представители управы города, в сельской - старосты, помещики либо их управляющие. Ревизские «сказки» подлежали обязательному уточнению, в периоды между их сбором проводилась фиксация отсутствия или присутствия лица на месте его жительства. Если лицо отсутствовало, указывалась причина (смерть, побег, служба в армии). Все уточнения относились к последующему после сбора «сказок» году. Говоря простым языком, человек мог умереть, а его семья обязана была выплатить за него подать на следующий год после смерти. Подобная система проведения переписи позволяла государству повышать собираемость налога и неплохо наживаться на так называемых «мертвых душах».

Начатая в 1718 году перепись была окончена лишь к 1724 году, в результате ее проведения было насчитано около пяти миллионов человек (душ). Некоторые историки считают, что подушная подать, введенная Петром Первым, имела только одну цель - сбор денежных средств с населения на содержание действующей российской армии. Первая ставка данного налога равнялась 80 копейкам в год с одного члена семьи (мужчины), в последующие годы она снизилась до 74 копеек. Старообрядцы платили двойную ставку подушной подати до 1782 года, за счет чего простое население окрестило их «двоеданами». До 1775 года купеческое сословие было обязано платить налог наравне с остальными, затем специально для них были введены процентные сборы с имеющегося в собственности капитала.

Постепенное увеличение расходов государства не могло не сказаться на размере налога, взимаемого с простого населения страны. К 1794 году подушная подать выросла до одного рубля. С середины 19 века размер налога стал полностью зависеть от места проживания его плательщика. Жители городов обязаны были ежегодно платить государству подать в размере 2 рублей 61 копейки. Подушная подать селян составила к этому времени 1 рубль 15 копеек.

На протяжении нескольких десятилетий подобный вид налога являлся основным источником доходов государства. С введением (надбавка к цене за товар или услугу) его значимость для поддержания государственной казны значительно снизилась. В 1863 году был прекращен сбор подушной подати с мещан (низшего городского сословия) и цеховых (ремесленников, мастеров, их учеников и помощников) практически на всей территории Российской Империи (за исключением Сибири и Бессарабии).

Большие задолженности населения перед государством, сложность со сбором налога привели к тому, что в 1887 году подушная подать в России перестала существовать. Исключением стала Сибирь, где данный налог взимался с населения вплоть до начала двадцатого столетия.

Налоги в России

Для того чтобы разобраться в том, что такое подушная подать, необходимо совершить экскурс в историю налогообложения в России. Ни одно государство не может существовать без налогов. Поэтому на Руси со времен образования раннефеодального государства князь собирал дань с подвластных территорий сначала полюдьем, а затем повозом. При этом дань собиралась с дыма, то есть от каждого дома, как хозяйственной единицы. Подворная подать оставалась основной до монголо-татарского ига, когда баскаки провели перепись населения и каждого жителя мужского пола обложили данью. Кроме этого прямого налога существовало большое количество косвенных. Становление единого централизованного государства привело к установлению и целостной налоговой системы, единицей обложения выступала земля. При Иване Грозном реформа большой сохи установила размеры подати в зависимости от владельца и количества земли. Федор Алексеевич, сводный брат Петра Великого, вернулся к подворному налогообложению.

Введение взымания подати с каждого мужчины (подушная) стало следствием финансового кризиса в стране при Петре I, в условиях активной внешней политики, которая требовала крупных вложений. Северная война, длившаяся 21 год, создала современную Россию. Армия, флот, европейское образование, Санкт-Петербург и многие другие достижения Петровской эпохи были бы невозможны без огромных средств, вложенных государством. Изначально государь использовал традиционную налоговую систему поземельного обложения, но денег не хватало. Были привлечены прибыльщики, которые придумывали многочисленные косвенные налоги, начиная от гербовой печати и заканчивая бородами. Но и это не решило проблему. Тогда была предложена подушная подать, то есть налог личный, с каждого мужчины. Стоит отметить, что проведенная перепись населения не установила точное количество мужского населения крестьянства, цифры колебались от 5 до 6 миллионов. Подушная подать распространилась на все возрасты мужского населения, независимо от трудоспособности. Размер налога формировался в зависимости от нужд государства на содержание армии и другие расходы.

Общая требуемая сумма делилась на количество населения, получался размер налога. Это нововведение поставило крестьянство на грань выживания. Вскоре этот вид налога был распространен и на городское население, и даже на купцов.

Отмена подушной подати

Сложилось так, что с течением времени подушная подать перестала взиматься с купцов, затем с мещан, и только крестьяне продолжали тянуть это тягло. Вместе с вопросом отмены крепостного права встала проблема отмены подушной подати, как дискриминационной по отношению к крестьянству. Александр Освободитель создавал комитеты по рассмотрению данного вопроса, но решить ничего не успел. Уже его сын и наследник, Александр III в 1885-1887 годах заменил подушное налогообложение различными косвенными налогами.

Итоги

Итак, подушная подать - это налог, взимаемый с каждого человека, независимо от его дохода или имущества. В России введен в 1724 году. В чистом виде существовал недолго. Уже начиная с Екатерины Великой, каждая крестьянская община получала сумму налога на весь мир, и само общество определяло, кто и сколько должен заплатить, учитывая состояние хозяйства, размер земли и так далее. Это спасало от несправедливой уравниловки в налогообложении многодетных и неимущих с зажиточными, земельными. Долгое время этот налог показывал неравноправное положение крестьянства по отношению к другим сословиям. Отменен Александром III.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство