30.06.2020

Федеральный закон о долевом участии в строительстве. Почему новый закон о долевом строительстве грозит коллапсом на рынке жилья Закон о долевом строительстве


Так, правительством РФ устанавливаются обязательные требования к организации и проведению госконтроля (надзора) в области долевого строительства. Функции по контролю за долевым строительством возлагаются только на органы регионального государственного стройнадзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для этих целей, говорится в пояснительной записке к проекту закона о внесении изменений в федеральный закон об участии в долевом строительстве (214-ФЗ), передает АГН «Москва» .

Минстрой РФ планируется наделить полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа по контролю за долевым строительством. Порядок согласования устанавливается правительством РФ.

Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства должен уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимость о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве.

В документе уточняется, что будет отказано в регистрации договора участия в долевом строительстве (ДДУ) до получения уведомления об исправлении несоответствий.

Законопроект устанавливает запрет на такие способы привлечения средств граждан для строительства жилья , как выпуск специальных облигаций, жилищных сертификатов и участие граждан в жилищно-строительных (ЖСК) и жилищно-накопительных кооперативах. За исключением ЖСК, осуществляющих строительство на участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности.

При этом застройщики обязаны раскрывать информацию о бенефициарах, которые вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции застройщика.

Также планируется установить солидарную ответственность владельцев-застройщиков за убытки, причиненные дольщикам.

Кроме того, законопроект уточняет момент снятия ограничений со счета застройщика, в качестве которого предлагается установить момент ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности хотя бы в отношении одного объекта долевого строительства.

Согласно проекту ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», предусматривается усиление административной ответственности в случаях, если должностные лица, осуществляющие госконтроль в области долевого строительства, нарушают требования законодательства РФ.

Незаконное использование юрлицом в своем наименовании слов «специализированный застройщик» либо образованных на их основе словосочетаний влечет наложение административного штрафа на юрлиц в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Если орган регионального госконтроля в области долевого строительства необоснованно принял решение о выдаче заключения о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям или об отказе в выдаче ЗОС, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Также предлагается наказывать штрафом должностных лиц в размере 30 тыс. руб. и юридических лиц в сумме 200 тыс. руб. за неразмещение информации в единой информсистеме жилищного строительства или нарушение установленного порядка, способов или сроков размещения информации. Штраф предусмотрен также за размещение сведений не в полном объеме или заведомо искаженных.

Совершение такого правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за подобное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридических лиц - 300 тыс. руб.

Информационная служба портала Стройкомплекса

Новации в долевом строительстве стали одной из центральных тем обсуждения на круглых столах и конференциях о строительстве, прошедших в ходе .

Банкротство за рубль

Застройщики уже третий месяц переваривают изменения 214-ФЗ, которые способны сильно строительного мироздания. Пакет столь обширен, что юристы до сих пор анализируют последствия применения новых норм на практике. Их оценки впечатляют.

Так, вице-президент по правовым вопросам ГК «ЮИТ» Федор Цуринов указывает, что ряд норм могут поставить любого застройщика вне закона и привести к краху проекта, причем абсолютно по формальным причинам.

Законы и последствия Обширный пакет поправок в 214-ФЗ возродил к жизни позабытый было жанр «плач Ярославны». Его активно используют застройщики. >> Одно из новых требований - полное отсутствие у застройщика любой налоговой задолженности: она в течение всего периода строительства дома должна равняться нулю. Даже при появлении недоимки в размере одного рубля (к примеру, в случае технического сбоя в базе УФНС) по новой букве закона застройщик признается не соответствующим требованиям закона (пункт 7 части 2 статьи 3 214-ФЗ).

Далее ситуация будет развиваться следующим образом. Контролирующий орган (в Петербурге - комитет по строительству) обязан по новому закону в течение одного рабочего дня уведомить Росреестр. Это ведомство автоматически прекратит регистрировать новые ДДУ и уведомит всех уже зарегистрированных дольщиков о том, что их застройщик утратил право привлекать средства. У дольщиков в этом случае появляется право расторгнуть ДДУ и потребовать назад свои деньги с процентами.

«Вы можете себе представить реакцию дольщика, который получает такое уведомление от самого Росреестра? Он сразу бежит к застройщику вытаскивать свои деньги. Это означает только одно: банкротство компании и крах проекта на пустом месте. Вот лишь один из примеров того, как написан этот закон», - говорит эксперт.

Впрочем, в новой версии обнаружился и плюс для застройщика: количество избыточных требований к проектным декларациям существенно уменьшилось. Теперь нет нужды подробно описывать каждую квартиру в будущем доме, инженерные элементы и прочие позиции, превратившие проектную декларацию в многостраничный том.

«Застройщику будет проще ее составлять, а потребитель в состоянии будет в ней разобраться. Но это единственный положительный момент, который нам удалось отыскать в 218-ФЗ», - говорит Федор Цуринов.

Что исправят

Главные бои за долевку впереди. Кулуарные дискуссии давно ведутся, а первые официальные обсуждения возможных корректировок пройдут в середине октября, в рамках рабочей группы при Совете Федерации. Напомним, что Минстрой уже согласился выслушать строителей и , правда, пока речь идет о технических правках.

Главная интрига грядущих дискуссий - в какой мере законодатель готов услышать и разделить плач строителей

Как замечает председатель совета Межрегионального объединения организаций специального строительства, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Михаил Викторов, пока авторы 218-ФЗ признали ошибочность только одной нормы - «один застройщик - одно разрешение на строительство».

«Это очень противоречивая норма, так как в принципе закон направлен на определенную централизацию в строительстве. После 1 июля малых и средних компаний на рынке не будет: многие застройщики в регионах сейчас пересматривают свои стратегии вплоть до закрытия своего бизнеса. Одновременно дается огромный шанс крупным технологичным компаниям. Но при этом закон заставляет их дробиться на десятки, если не сотни юридических лиц», - объясняет Михаил Викторов.

По его словам, спорное положение будут корректировать в привязке к элементам планировочной структуры. То есть одному застройщику могут разрешить получать несколько разрешений на строительство, как минимум в пределах одного квартала, в рамках проекта планировки территории. В том числе это даст возможность тратить деньги дольщиков на строительство инфраструктуры за пределами одного участка.

По поводу других спорных положений - непонятно. Хотя многие финансовые требования разрушают сложившуюся структуру расходов застройщика и значительно их увеличивают. К примеру, неизвестно, как быть с затратами на покупку земли, изыскания, проектирование, инженерию и пр., - девелоперов лишили возможности компенсировать эти работы за счет средств дольщиков. При этом затраты строителей в регионах на «упаковку» участка довольно существенны и сильно разнятся. По словам Михаила Викторова, у калининградских застройщиков на эти цели уходит до 8-9% от общей стоимости проекта, а в московском регионе - до 30%.

Многие ограничения участников рынка вводят в ступор. Такова обязанность класть на банковский депозит 10% собственных средств. «Неясно, это разовая демонстрация финансовых возможностей и потом деньги можно будет тратить на проект, или этот депозит неснижаемый. Точных разъяснений на этот счет до сих пор нет», - отмечает Михаил Викторов.

Почем гарантии

Как подчеркивает заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Олег Островский, помимо существующих контролеров на строительном рынке появляются два новых. Это банки, которые будут следить за целевым расходованием долевых средств, и компенсационный фонд, который наряду с широкими финансовыми полномочиями получит возможность контролировать ход строительства объектов и финансировать в случае необходимости их достройку. «Это пойдет на благо дольщикам. Компенсационный фонд - более серьезная защита дольщиков, чем страхование гражданской ответственности», - уверен он.

Правда, в отношении новой структуры, которая начнет собирать средства с застройщиков чуть ли не с ноября, остается по-прежнему много вопросов и сомнений. Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга Олег Бритов уверен, что без создания региональных филиалов фонду не обойтись. «С одним расчетным счетом в Москве фонд полноценно работать не сможет. Кроме того, нужно создавать отделы андеррайтинга - без этого риски всех участников фонда увеличиваются в разы», - говорит он.

«С учетом того, что в России зарегистрировано 300 тысяч строительных компаний, запуск механизма андеррайтинга - оценки рисков - слишком дорогое удовольствие. По моим прогнозам, уже в следующем году размер отчислений в фонд будет установлен на уровне 3%. При самых пессимистичных раскладах эксперты называют цифру в 6-7%. Это уже уровень банковских гарантий, банковского попечительства», - говорит генеральный директор СК «Респект» Александр Артамонов.

Напомним, что размер взносов застройщиков в фонд пока определен в размере 1,2% от цены каждого договора долевого участия. Власти обещают менять эту ставку не чаще раза в год.

Есть в законе и альтернативный механизм.

«Эскроу-счета - это будущее первичного рынка с точки зрения прогрессивности и безопасности сделок», - утверждает начальник центра ипотечного кредитования филиала ВТБ 24 в Санкт-Петербурге Татьяна Хоботова.

По ее словам, деньги дольщика на эскроу-счетах будут защищены и в случае отзыва у банка лицензии. Уже в 2018 году законодатели пропишут, что размещенные на эскроу-счетах средства не будут входить в конкурсную массу при санации банка в случае его банкротства. И дольщик сможет получать свои деньги в полном объеме, а не 1,4 млн руб. по страховке АСВ.

Впрочем, от эскроу-схемы, означающей полный переход проекта на заемные деньги, застройщики пока открещиваются. Руководитель проектов компании «Норд Вест Девелопмент» Владимир Грибков представил расчеты, как меняется структура финансирования одного и того же инвестпроекта при разных схемах, в том числе при применении проектного финансирования с использованием эскроу-счетов.

«При проектном финансировании по ставке 15% прибыль застройщика снижается в десять раз. А чтобы получить такую же рентабельность проекта, как и при использовании средств дольщиков, ставки по кредитам должны быть на уровне 4,5-4,7%. Или нужно поднимать продажную стоимость жилья минимум на 15%», - говорит Владимир Грибков.

Некоторые эксперты уверены, что в новых условиях банки сумеют значительно расширить свое присутствие на строительном рынке, так как застройщикам будет выгоднее включать их в состав своих акционеров - в этом случае проектное финансирование обойдется в разы дешевле.

А может, без долевки?

Интересно, что на прошедшем форуме прозвучало немало высказываний и о вреде долевки.

«Каждый год в 214-ФЗ вносятся изменения и правки. Но нельзя бесконечно улучшать то, что с самого начала не работает. Продажа квартиры в строящемся доме - это улыбка чеширского кота», - говорит заведующий кафедрой менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергей Максимов.

Настроены решительно главным образом чиновники, перед которыми стоит задача остановить увеличивающийся в кризис вал проблемных объектов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин заявил, что эти поправки «выстраданные» - в стране уже 1200 вызывающих опасения объектов, где приобрели жилье 130 тысяч граждан.

А власти Ленобласти вовсе предлагают отказаться от долевого строительства. Вице-губернатор 47-го региона Михаил Москвин на открытии Всероссийского жилищного конгресса призвал застройщиков огласить условия, при которых застройщики смогут продавать квартиры только в готовых домах, а также необходимые для этого меры поддержки от властей Ленобласти.

Отклика на этот призыв, судя по всему, областные чиновники так и не дождались. И на днях выступили с инициативой внесения в уже распухший от корректировок 214-ФЗ. Наряду с мерами по более эффективному решению проблем недостроев (новые критерии проблемных объектов, ускоренная процедура банкротств, которую смогут запускать сами власти и т. д.) чиновники хотят предложить рынку нового контролера - уже в виде госбанков. Те должны будут не только следить за расходом средств дольщиков, но и осуществлять полный контроль за ходом строительства.

Как показывает практика, 214-ФЗ выдержит не одну переписку. Но застройщикам слишком часто стали намекать, что, может, им и впрямь лучше обойтись без средств дольщиков.

Текст: Александр Смирнов Фото: Алексей Александронок

Сравнение сегодняшней ситуации на рынке недвижимости с кризисом 2014-2015 годов, когда после снижения цен на нефть стоимость новостроек перестала расти, а в реальном выражении и вовсе начала снижаться - абсолютно неуместно. Так считает руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл ХОЛОПИК (на фото). И доказывает это.

После снижения цен на нефть 10 марта 2020 года и последующего роста курса доллара с 64 до 80 руб. многие аналитики начали прогнозировать снижение цен на новостройки, проводя аналогию с ситуацией после обрушения цен на нефть в 2014 году. Такая аналогия абсолютно неуместна и даже некомпетентна. Объясняю почему.

Цены на любые товары, в том числе и на квартиры в новостройках, растут или падают под влиянием соотношения спроса и предложения. Если под воздействием непредвиденных факторов спрос на жилье в многоквартирных домах значительно превышает предложение, цены растут, поскольку при среднем цикле строительства дома в 2-2,5 года девелоперы не могут обеспечить быстрый вывод на рынок необходимых объемов жилья. Напротив, если спрос резко падает, застройщикам приходится продавать квартиры со скидками - их бизнес-модель не позволяет им держать жилье на балансе до того момента, пока спрос оживится и цены вновь подрастут.

Чтобы лучше понять, почему шесть лет назад после падения нефтяных котировок стоимость недвижимости в реальном выражении стала проседать и почему после нынешнего нефтяного обвала этого не произойдет - предлагаю сравнить условия на рынке тогда и сейчас.

Рост рынка недвижимости и падение цен на нефть в 2014 году

К 2014 году в условиях благополучной макроэкономической ситуации, на фоне развития ипотеки, роста зарплат и, как следствие, повышения доступности жилья - застройщики существенно нарастили объемы строительства. В 2012 году по договорам участия в долевом строительстве было продано 440 тыс. квартир, 2013 году - 541 тыс., в 2014 году - 763 тыс. (+73% за два года). Этот рекорд не побит до сих пор: в 2018 году продажи по ДДУ составили 710 тыс., а по итогам 2019-го - 697 тыс.

Однако в конце 2014-го - начале 2015 года цена на нефть снизилась со $110 за баррель сначала до 70, а затем до $55 за баррель. Параллельно курс доллара вырос с 34 до 70 руб. Девальвация национальной валюты и снижение зарплат не могли не сказаться на покупательной способности населения. Платежеспособный спрос сжался, и застройщики не смогли больше поднимать цены на жилье. Цены установились на равновесном уровне, постепенно снижаясь в реальном выражении.

В тот момент паники на рынке недвижимости удалось избежать во многом благодаря грамотной денежно-кредитной политике Банка России, который для сдерживания инфляции в декабре 2014 года поднял ключевую ставку до 17%, а также установил жесткое «бюджетное правило». Именно благодаря этому Россия сейчас имеет многотриллионную «кубышку» как для выполнения социальных обязательств, так и для реализации дополнительных программ субсидирования, если потребуется.

В период после кризиса 2014 года выдачу ипотеки на новостройки поддержала специальная государственная программа субсидирования ставок под 12%, запущенная в марте 2015 года. За время ее действия до декабря 2016 года было выдано 514 тыс. кредитов на 929 млрд руб., что составило около 37% всех ипотечных кредитов, выданных за этот период. Почти треть объема жилья (25,7 млн кв. м), проданного на первичном рынке за это время, была приобретена по программе. Она оказалась крайне эффективной: каждый рубль бюджетных средств привлек в жилищное строительство 100 руб. внебюджетных инвестиций, из которых 37 руб. пришлись на средства населения. Это оказало поддержку как спросу со стороны граждан, так и девелоперам.

Результатом кризиса стало оздоровление отрасли: обанкротились порядка 600 застройщиков - преимущественно те игроки, которые изначально запускали недостаточно качественные проекты с непросчитанной экономикой. В то же время своего рода платой за это оздоровление отчасти стало появление масштабной проблемы «обманутых дольщиков», решение которой является приоритетной и на сегодняшний момент.

Новый подъем рынка недвижимости и новое нефтяное пике

В 2017 году рост номинальных цен на жилье возобновился, так как они подошли вплотную к себестоимости и стали расти вместе с инфляцией и начинающимся ростом зарплат. По данным Росстата в 2019 году рост номинальных цен составил 8,0% (+4,8% с поправкой на инфляцию).

Учитывая их снижение в реальном выражении в 2015-2017 годах примерно на 13%, нынешний восстановительный рост - положительная новость. Это повышает инвестиционную привлекательность рынка недвижимости для застройщиков. Следует отметить, что в четвертом квартале 2019 года цены на жилье в реальном выражении были все еще на 25% ниже уровня начала 2013 года - в то время как накопленный рост реальных зарплат составил 21%, а с учетом снижения ипотечных ставок с 12,5% до 8,7% доступность жилья для населения выросла с примерно 37% до 47%.

Изменение цен на новостройки в России в 2013-2019 гг. (в % к 2012 г.)

0){var bigDiv=this.getElementsByTagName("div"),bigImg=this.getElementsByTagName("img"),srcImg=this.getElementsByTagName("img");if(bigDiv.style.display=="none"){bigImg.src=srcImg.src;bigDiv.style.display="block";if(bigImg.width/srcImg.width



Источник: Росстат

Не помешала восстановлению рынка жилья, вопреки прогнозам многих скептиков, и масштабная реформа отрасли, осуществленная в прошлом году. С 1 июля 2019 года произошел переход на новую модель финансирования жилищного строительства, которая подразумевает использование счетов эскроу. Граждане-участники долевого строительства получили полную гарантию сохранности своих средств. По данным опроса ВЦИОМ, более 80% респондентов положительно оценивают реформу. Доля семей, готовых приобрести жилье на этапе строительства, возросла на треть, а доля семей, готовых приобрести квартиру на раннем этапе строительства (подготовка строительной площадки, земляные и фундаментные работы), - более чем в два раза. Можно констатировать, что переход прошел успешно. По итогам 2019 года ввод жилья увеличился на 6% и составил 80,3 млн кв. м - позитивная динамика зафиксирована впервые с 2015 года. При этом до момента адаптации отрасли к новой схеме выход на рынок новых проектов несколько замедлился.

Падение цен на нефть 10 марта 2020 года не приведет к стагнации рынка. Во-первых, в отличие от ситуации шестилетней давности, объем предложения не превышает возможности спроса: на 18 марта в стройке, по данным ресурса наш.дом.рф, находилось 100,6 млн кв. м жилья. В текущем году ожидается ввод того же объема жилья, что и в 2019 году. Адаптируясь к новым правилам жилищного финансирования в условиях рекордно низких ставок на ипотеку, девелоперы могут повременить с вводом жилья, что дает им возможность переждать турбулентность на рынке и не продавать жилье в новых проектах себе в убыток.

Во-вторых, резкого сжатия платежеспособного спроса на этот раз не произойдет. Маловероятно, что Центральный Банк пойдет на резкое увеличение ставки, как в прошлый раз. В сообщении его пресс-службы от 13 марта говорится, что текущее ослабление рубля «является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором» - и, напротив, существуют значимые дезинфляционные факторы среднесрочного характера. Повышение ключевой ставки возможно на небольшую величину и на короткое время, а значит, ипотека останется доступной.

Более того, скоро заработают новые механизмы выплаты материнского капитала, предусматривающие существенный рост сумм таких выплат. Значительный объем этих сумм выльется на рынок новостроек, что подстегнет спрос. Положительное воздействие на спрос оказывают и сразу несколько действующих сейчас ипотечных программ с господдержкой. В рамках «Семейной ипотеки» семьи с двумя и более детьми получают кредиты на новостройки по ставке 6% и ниже - в январе 2020 года по программе было выдано более 30% всей ипотеки на первичном рынке. С декабря 2019 года запущена программа «Дальневосточной ипотеки», позволяющая молодым семьям или обладателям «дальневосточного гектара» брать кредит под 2%. В феврале по этой программе было выдано 3,4 тыс. кредитов на сумму около 11,7 млрд руб. Успешно работает программа выплат 450 тыс. руб. многодетным семьям на погашение части ипотечного кредита, оператором которой является ДОМ.РФ: одобрено уже около 40 тыс. заявок, сумма к выплате - более 17 млрд руб.

Все эти меры господдержки не зависят от колебаний на рынке и будут выполнены в полном объеме. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что продажи новостроек не только не уменьшатся, но скорее всего, вырастут в ближайшее время. К 2021-2022 году это приведет к значительному увеличению проектов в стройке.

Но, как бы то ни было, стагнации рынка жилищного строительства в будущем не предвидится. Учитывая то, что ипотечные ставки сейчас находятся на исторических минимумах, если вы нашли подходящую квартиру - смело решайтесь на покупку. Жилье - слишком важный актив, чтобы решение о его покупке зависело от краткосрочной экономической конъюнктуры. При снижении ставок по ипотеке кредит всегда можно рефинансировать.

Другие публикации

МОСКВА, 1 января — РИА Недвижимость. Как помочь обманутым дольщикам, как обанкротить застройщика и сколько раз за год его можно проверить, а также платить или не платить по счетам за ЖКХ — эти и другие вопросы активно обсуждались в этом году на рынке недвижимости. Сайт РИА Недвижимость решил выяснить, какие изменения в законодательстве о недвижимости ждут россиян в 2018 году.

Строительство — дело благородное

Как известно, риск — дело благородное, а строительство многоквартирных домов правительство РФ своим постановлением отнесло к категории высокого риска.

С 1 января 2018 года региональные госстройнадзоры должны применять риск-ориентированный подход. "В рамках этого подхода все объекты строительства будут разделены на 3 категории: "высокорисковые", "со значительным риском" и "умереннорисковые". Разделение зависит от значения объекта и от того, насколько часто застройщик не соблюдает строительные требования", — рассказал юрист московской коллегии адвокатов "Арбат" Вадим Башир-Заде.

По его словам, многоквартирные жилые дома попадают в категорию "высокорисковых" объектов. А значит, в отношении застройщиков многоквартирных домов будут проводиться не более 12 проверок за весь период строительства. Однако их количество может быть увеличено до 24, если застройщик в течение года три или более раза будет привлечен к административной ответственности за правонарушения в строительной сфере, или если сроки строительства сдвинулись более чем на полгода.

"Это позволит эффективно и на наиболее ранней стадии определять недобросовестных застройщиков, тем самым минимизируя количество обманутых дольщиков", — рассказал агентству юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Тамази Мстоян. Он также добавил, что помимо многоквартирных домов, в категорию высокого риска входят общественные здания и сооружения, мосты, эстакады и прочее.

Застройщиков обанкротят по-новому

С 1 января вступают в силу и поправки в законодательство о банкротстве застройщиков (127-ФЗ от 26 октября 2002 года).

Ключевым изменением является сокращение общего срока проведения процедуры банкротства застройщика за счет отмены процедур финансового оздоровления и наблюдения. По отношению к ним будут применяться только процедуры внешнего наблюдения и конкурсного производства, рассказал Мстоян.

"Основной принцип — руководить застройщиком-банкротом теперь будет профессиональный руководитель, имевший опыт в строительной сфере, под чутким взором Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства", — добавил юрист банкротной практики МКА "Арбат" Алексей Симоненко.

Законом определен также и статус участника долевого строительства: им является гражданин, который имеет требования к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, который заключен в соответствии с 214-ФЗ, говорит Мстоян.

Однако, теперь в случае банкротства застройщика, если вы купили популярные на данный момент апартаменты (нежилые помещения), то вы их можете не дождаться. Закон о банкротстве защищает лишь права приобретателей жилых помещений, то есть для личных нужд, а нежилые помещения, по мнению законодателя, таковыми не являются, поясняет Симоненко.

Вместе с тем, закон расширяет перечень гарантий, обеспечивающих права дольщиков при банкротстве застройщика. При необходимости достроить объекты долевого строительства мероприятия по завершению строительства будут финансироваться из средств компенсационного фонда или из кредитных средств, предоставленных застройщику компенсационным фондом или третьими лицами. Средства компенсационного фонда формируются за счет взносов застройщиков, которые они обязаны вносить в размере 1,2% от суммы договоров, заключенных с дольщиками, рассказывает Мстоян.

"Кроме того, дольщики имеют право на получение денежного возмещения из компенсационного фонда. Также по выбору дольщиков они могут потребовать передачи им объекта незавершенного строительства (если объект не достроен), передачи им жилых помещений (если объект уже достроен), привлечения иного застройщика для строительства. Такие решения принимаются 3/4 голосов собрания дольщиков", — добавил он.

Как рассказывает Симоненко, раньше любой дольщик, услышав страшное "застройщик — банкрот", не знал, что делать и спешно искал юристов. "Теперь дольщику ходить в суд не надо, он ждёт лишь письма от конкурсного управляющего (нового руководителя застройщика — банкрота) и сообщает ему о своем праве и желании быть кредитором, а в итоге получить долгожданную квартиру", — говорит он.

Однако юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" отмечает, что эти меры влекут за собой повышенную финансовую нагрузку на застройщиков и увеличивают их ответственность перед дольщиками и государством. На практике это может в среднесрочной перспективе привести к удорожанию жилья для дольщиков и укрупнение игроков на рынке, добавляет эксперт.

Субсидирование ипотеки до 6% семьям

Президент РФ Владимир Путин в конце ноября предложил субсидировать ипотеку свыше 6% семьям после рождения второго ребенка при покупке жилья на первичном рынке на три года. В случае рождения третьего ребенка срок субсидирования составит 5 лет. Срок действия самой программы субсидирования продлится до конца 2022 года.

Субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых с 2018 года родится второй или третий ребенок, почти в два раза сократит их процентные расходы; программой при этом смогут воспользоваться примерно 5% семей, подсчитал для РИА Новости главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

В 2018 году законодателем планируется закрепить в законе о долевом участии дополнительные гарантии для самих дольщиков и усилить ответственность застройщиков перед ними, однако это находится еще на стадии обсуждения, говорит Мстоян.

Как добавляет Симоненко, по готовящемуся вступить в силу закону уставный капитал всех застройщиков теперь должен составлять не менее 40 миллионов рублей, что уберет с рынка индивидуальных предпринимателей и фирмы однодневки. Застройщик должен иметь опыт не менее трех лет участия в строительстве многоквартирных домов общей площадью не менее 10 тысяч квадратных метров в совокупности. Появляется принцип "один застройщик — 1 разрешение на строительство", то есть застройщик не вправе одновременно осуществлять строительство многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости по нескольким разрешениям на строительство и вправе привлекать деньги дольщиков только для строительства многоквартирных домов, указанных в одном разрешении.

Также у застройщика не должно быть обязательств перед третьими лицами по кредитам, займам, ссудам, а по иным обязательствам они не должны превышать 1% от стоимости строительства, добавляет эксперт.

"Основная цель всех нововведений в сфере долевого строительства (как уже принятых, так и планируемых законопроектов) это максимально защитить дольщиков от рисков обмана со сроками строительства в частности и строительства домов в целом, а также сделать работу застройщиков более открытой и профессиональной", — сказал Мстоян.

Симоненко добавляет, что эти меры могут привести к росту себестоимости строительства и монополизации рынка крупными застройщиками, которым не всегда могут быть интересны малые города.

Система ГИС ЖКХ

С 1 января 2018 года для управляющих организаций, которые не вносят информацию в ГИС ЖКХ, введут крупные штрафы, рассказал Юрист МКА "Арбат" Вадим Башир-Заде.

Граждане, которые проживают в многоквартирных домах, вправе будут не оплачивать счета за ЖКХ, если информация о них отсутствует в национальной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ запущена летом 2016 года. С 1 июля 2017 года поставщики услуг должны в обязательном порядке предоставлять информацию о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, а банки — сведения о совершенных коммунальных платежах.

С 2017 года в ней публикуется информация для граждан о начислениях за коммунальные услуги, а также о домах и приборах учета, кроме городов федерального значения, где система в полном объеме будет доступна с 2019 года. В системе размещены сведения о тарифах на оплату коммунальных ресурсов, о размерах взносов за капитальный ремонт домов, информация о льготах по оплате услуг ЖКХ, пояснил Мстоян.

"Однако это не значит, что гражданин может вообще не оплачивать счета за коммунальные услуги: как только информация появится в системе, у него автоматически появляется обязанность по оплате. Таким образом, данное нововведение не освобождает граждан от необходимости оплачивать счета, а лишь предотвращает начисление им штрафа за просрочку платежа", — добавил он.

Также власти планируют ввести предоплату по расчету за коммунальные услуги с системой скидок и льгот гражданам, которые перейдут на такие расчеты, и оборудовать жилые дома системами автоматизированного сбора и передачи показаний приборов учёта, но законодательство об этом еще не разработано, добавил юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры".

Информационный портал «Единый реестр застройщиков» на своем сайте разместил публикацию, в которой перечислены принятые законодателем положения 214-ФЗ1, других федеральных законов в части долевого строительства, которые на дату выхода публикации не вступили в силу, а также положения законопроекта №322981-7, направленного на выполнение поручений Президента РФ Владимира Путина от 5 ноября 2017 года по реформированию системы финансирования жилищного строительства.

I. ПОЛОЖЕНИЯ 304-ФЗ

Тема 1. Способ направления проектной декларации в контролирующий орган
Суть нормы :
Застройщик обязан направлять проектную декларацию в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
Изменения в проектную декларацию направляются застройщиком в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте, определенном Минстроем России (часть 6 статьи 19 214-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 5 статьи 6 304-ФЗ. Вступает в силу с даты обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России.
Комментарий
Обязанность застройщика по использованию электронной формы проектной декларации для ее направления в контролирующий орган возникает после выполнения двух условий в совокупности:
1) Минстрой России должен издать нормативный правовой акт, определяющий сайт, на котором застройщик обязан заполнять электронную форму проектной декларации для ее направлении в контролирующий орган (часть 2 статьи 19 214-ФЗ);
2) Минстрой России или владелец соответствующего сайта должны оповестить застройщиков и контролирующие органы о дате наличия технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы (часть 5 статьи 6 304-ФЗ).
Следует обратить внимание, что техническая возможность должна обеспечивать отработку трех сценариев:
1) первичное направление проектной декларации;
2) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную по форме, установленной приказом Минстроя России от 20 декабря 2016 г. № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
3) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную в произвольной форме, т.е. заполненную и опубликованную до установления требований к форме проектной декларации.
Последствия несоблюдения
Проектные декларации, направленные в контролирующий орган в бумажной форме после возникновения технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы, не будут считаться направленными в контролирующий орган. По таким проектным декларациям контролирующий орган не будет выдавать заключения.

Тема 2. Требования к лицам, участвующим в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Руководитель, главный бухгалтер, кандидаты на указанные должности, бенефициары не могут:
иметь отдельные виды судимости (пункт 1 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
иметь не истекший срок административного наказания в виде дисквалификации (пункт 2 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) привлеченными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица (пункт 3 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
исполнять ранее (менее трех лет назад) функции единоличного исполнительного органа юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 4 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) бенефициаром юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 5 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ).
Дата вступления в силу

Комментарий
О соответствии бенефициаров застройщика предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан уведомлять контролирующий орган при направлении проектной декларации (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
О соответствии руководителя застройщика, главного бухгалтера и бенефициаров предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан указывать в проектной декларации, если проектная декларация заполняется в отношении объекта, разрешение на строительство которого выдано 1 июля 2018 года и позднее (пункт 8 части 2 статьи 3, пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ, часть 3 статьи 25 218-ФЗ).


В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 3 214-ФЗ несоответствие указанных лиц застройщика предъявляемым к ним требованиям означает отсутствие у застройщика прав на привлечение средств дольщиков. Однако данное положение согласно части 3 статьи 25 218-ФЗ не применяется, если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года.
Тема 3. Обязанность застройщика уведомлять контролирующий орган об изменениях в составе лиц, участвующих в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Застройщик обязан уведомить не позднее 3-х рабочих дней контролирующий орган (часть 2 статьи 3.2 214-ФЗ):
о прекращении полномочий руководителя застройщика;
об избрании (назначении) нового руководителя застройщика;
об образовании временного единоличного исполнительного органа.
Одновременно с уведомлением застройщик обязан представить в контролирующий орган информацию о соответствии указанных лиц предъявляемым к ним требованиям части 3 статьи 3.2 214-ФЗ.
Дата вступления в силу : определена частью 4 статьи 25 218-ФЗ.

Последствия несоблюдения требований
Не установлена.
Часть 3 статьи 14.28 КоАП предусматривает административную ответственность застройщика за непредставление застройщиком в контролирующий орган отчетности. Уведомления не является видом отчетности.

Тема 4. Обязанность застройщиков по размещению информации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС)
Суть нормы :
Застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС ту же информацию, которую обязаны размещать на своем официальном сайте (часть 4 статьи 23.3 214-ФЗ):
аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выданные застройщику в отношении объектов капитального строительства, в строительстве которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации (пункт 1 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
информацию о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:
1) разрешение на строительство (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
2) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
3) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
4) проектную декларацию (пункт 3 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
5) заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 214-ФЗ (пункт 4 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
6) сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, если такие отчисления были осуществлены (пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
7) сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона N 214-ФЗ, если застройщик выбрал способ привлечения денежных средств участников долевого строительства - эскроу-счета(пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
8) проекты (проект) договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (пункт 5 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
9) договоры поручительства с застройщиком, заключенные застройщиком в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона N 214-ФЗ, если такие договоры заключены (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
10) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) (пункт 8 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Дата вступления в силу
Комментарий
Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства определяется Минстроем России (пункт 3.3 части 3 сатьи 23 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
За неисполнение указанной обязанности возможно привлечение застройщика к административной ответственности:
по статье 14.8 КоАП за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
по статье 14.28 КоАП за предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Тема 5. Обязанность контролирующих органов по размещению информации в ЕИСЖС
Суть нормы :
Контролирующие органы обязаны размещать в ЕИСЖС информацию о (часть 5 статьи 23.3 214-ФЗ):
лицах контролирующего органа, уполномоченных на осуществление контроля;
выданных заключениях о соответствии, либо мотивированный отказ в выдаче таких заключений;
проведенных проверках деятельности застройщика;
предписаниях застройщику;
вступивших в законную силу постановлениях о привлечении застройщика и его должностных лиц к административной ответственности.
Дата вступления в силу : определена частью 6 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлено
Тема 6. Банкротство застройщика (изменения внесены в 127-ФЗ)
Суть норм :
дополнительные требования к конкурсным управляющим (части 2.1-2.3, 2.5 статьи 201.1 127-ФЗ);
обязанность застройщика письменно сообщать дольщикам о банкротстве при (часть 7 статьи 201.1 127-ФЗ):
1) заключении ДДУ;
2) принятии денежных средств по ранее заключенным ДДУ;
включение в реестр требований кредиторов осуществляет конкурсный управляющий (до 01.01.2018 - Арбитражный суд) (статья 201.4 127-ФЗ);
запрет на расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком (часть 1 статьи 201.3 127-ФЗ);
приоритет дольщику по 214-ФЗ, если в отношении одного жилого помещения имеются требования нескольких дольщиков (часть 8.1 статьи 201.11 127-ФЗ);
возможность проведения собрания дольщиков в форме заочного голосования - если их более 500 (статья 201.12 127-ФЗ);
запрет на включение юридических лиц в реестр требований о передаче жилого помещения (часть 1статья 201.12-1 127-ФЗ);
запрет применения процедур «наблюдение», «финансовое оздоровление» (часть 2.7 статьи 201.1 127-ФЗ);
регламентация вопросов Фонда:
1) к Фонду, осуществившему выплату, переходит право требования по ДДУ (часть 6 статьи 201.12-1 127-ФЗ);
2) оспаривание Фондом сделок застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 3.1 статьи 201.1 127-ФЗ);
3) возможность инициирования Фондом процедуры банкротства застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 2.6 статьи 201.1 127-ФЗ).
вопросы погашения требований дольщиков путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному ЖСК (часть 3 статьи 201.12-1 127-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 2 статьи 25 218-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 25 218-ФЗ новые положения 127-ФЗ распространяются на дела о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 года

Тема 7. Дополнительные признаки понятия «застройщик»
Суть нормы :
Вводятся дополнительные признаки понятия «застройщик», включающие требования к опыту осуществления деятельности по строительству многоквартирных домов, наименованию организации, организационно-правовой форме (пункт 1 статьи 2 214-ФЗ).

Признаки понятия «застройщик» до 1.07 с 1.07
Опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов в качестве застройщика и (или) технического заказчика и (или) генерального подрядчика. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 000 м2 многоквартирных домов. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие в наименовании «специализированный застройщик» Х +
Единственно возможная организационно-правовая форма – хозяйственное общество Х +
Юридическое лицо + +
Обладает правами на землю + +
Имеет разрешение на строительство + +
Привлекает денежные средства участников долевого строительства + +

Дата вступления в силу : определена частью 3 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлены.
Закон не содержит норм, о том, что при нарушении указанных требований контролирующий орган отказывает застройщику в выдаче заключения о соответствии (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), либо о том, что нарушающий указанные требования застройщик не имеет право привлекать средства участников долевого строительства (статья 3 214-ФЗ). Вместе с тем, согласно первого абзаца части 2 статьи 3 214-ФЗ право на привлечение средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик. Организация, не соответствующая указанным требованиям, застройщиком не является. По совокупности норм можно сделать вывод о том, что организация, не соответствующая указанным требованиям, не вправе осуществлять привлечение средств участников долевого строительства.
Тема 8. Дополнительные требования, которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства
Суть норм :
Устанавливаются требования:
один застройщик - одно разрешение на строительство (часть 1.1 статьи 3 214-ФЗ);
наличия положительного заключения экспертизы проектной документации (пункт 1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к размеру собственных средств вместо требований к уставному капиталу (пункт 1.1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к минимальному размеру денежных средств на расчетном счете (пункт 1.2 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к максимальному размеру обязательств застройщика, не связанных с разрешением на строительство (пункт 1.5 части 2 статьи 3 214-ФЗ).
Вводятся запреты:
на наличие задолженности по налогам в каком либо размере (пункт 7 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство (пункт 1.3 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на выпуск облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций (пункт 1.4 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством (пункты 1.6, 1.7 части 2 статьи 3 214-ФЗ)
Сфера действия требований расширяется на случай привлечения средств участников долевого строительства – юридических лиц.


Требования которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства до 1.07 с 1.07
Застройщик вправе осуществлять строительство по одному разрешению на строительство Х +
Наличие экспертизы проектной документации Х +
Требования к собственным средствам (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Требования к уставному капиталу + Х
Требования к размеру денежных средств на расчетном счете на дату направления проектной декларации в контролирующий орган (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Обязательства застройщика, не связанные с разрешением на строительство, не должны превышать 1% от стоимости строительства Х +
Допустимая задолженность по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (% от балансовой стоимости активов) до 25% 0%
Отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство Х +
Отсутствие выпуска облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций Х +
Отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством Х +
Отсутствие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков и пр. + +
Не проводится ликвидации, нет приостановления, процедур банкротства + +
Требования к лицам, принимающим участие в управлении + +
Требования распространяются на привлечение средств граждан + +
Требования распространяются на привлечение средств юридических лиц Х +

Комментарий
Требование наличия во всех случаях положительного заключения экспертизы проектной документации вступает в противоречие с нормами части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, определяющими случаи, когда экспертиза проектной документации не проводится. По данному вопросу ожидаются разъяснения.

Последствия несоблюдения требований
Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в выдаче заключения контролирующего органа (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство». Нарушение этого требования не входит в число оснований для отказа в выдаче заключения контролирующего органа.
Застройщики, не удовлетворяющие любому из указанных требований, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов (части 1.1 и 2.2 статьи 3 214-ФЗ).
Установление контролирующим органом факта несоответствия застройщика указанным требованиям, за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство», влечет обязанность контролирующего органа направить в Росреестр уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства (часть 2.5 статьи 3 214-ФЗ). При получении уведомления Росреестр обязан приостановить регистрацию ДДУ (пункт 55 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и уведомить всех участников долевого строительства о том, что застройщик лишён права привлекать денежные средства граждан (часть 7 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
За незаконное привлечение средств граждан в нарушение законодательства о долевом строительстве предусмотрена уголовная ответственность согласно статье 200.3 УК Российской Федерации.
Тема 9. Изменения в сфере целевого использования средств дольщиков
Суть норм :
Устанавливаются предельные размеры:
административных расходов8 застройщика (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
авансовых платежей (часть 4 статьи 18 214-ФЗ);
Вводится запрет на:
осуществление иных видов деятельности (часть 6 статьи 18 214-ФЗ);
привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство (пункт 1 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
выпуск ценных бумаг, кроме акций (пункт 4 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
приобретение ценных бумаг (пункт 6 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
совершение сделок, не связанных со строительством (пункт 8 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ).

Расходование средств дольщиков:
запрещается на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):

2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу;
разрешается на:
1) оплату услуг уполномоченного банка (пункт 13 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов (пункт 14 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд (пункт 15 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму (пункт 16 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
5) оплату труда (пункт 17 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика (пункт 18 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций (пункт 19 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
8) оплату административных расходов (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ).
Котловой принцип использования средств дольщиков при строительстве нескольких объектов разрешается только в рамках одного разрешения на строительство вместо границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона (пункт 1 части 1 статьи 18 214-ФЗ).

Целевое использование средств дольщиков до 1.07 с 1.07
Административные расходы застройщика не могут превышать 10% от стоимости строительства Х +
Совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30% стоимости строительства Х +
Запрет на:
1) осуществление иных видов деятельности;
2) привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство;
3) выпуск ценных бумаг, кроме акций;
4) совершение сделок, не связанных со строительством;
5) создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ;
6) участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций
Х +
Запрет на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):
1) приобретение земельного участка, прав на земельный участок;
2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу
Х +
Расходы на:
1) оплату услуг уполномоченного банка;
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов;
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму;
5) оплату труда;
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика;
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций;
8) оплату административных расходов.
Х +
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона + Х
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках одного разрешения на строительства Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о целевом использовании средств дольщиков не установлено.
Сделки, совершенные с нарушением требования целевого использования средств дольщиков, могут быть признаны недействительными по искам (часть 9 статьи 18 214-ФЗ):
1) застройщика;
2) учредителей застройщика;
3) кредиторов застройщика;
4) контролирующего органа;
5) фонда защиты дольщиков.
Введен банковский контроль. При выявлении нецелевых платежей уполномоченный банк информирует об этом контролирующий орган и Фонд защиты дольщиков (часть 3 статьи 18.2 214-ФЗ).
Тема 10. Банковское сопровождение
Суть норм :
Вводится понятие «уполномоченный банк» - банк, соответствующий критериям, установленным Правительством Российской Федерации. Банк России ежемесячно размещает перечень уполномоченных банков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3 статьи 2 214-ФЗ).
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
Застройщику запрещается иметь более одного расчетного счета (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
По каждому платежу застройщика осуществляется специальный банковский контроль (часть 2 статьи 18.2 214-ФЗ).
Остаток средств после завершения проекта застройщик может использовать по своему усмотрению только после исполнения обязательств по передаче квартир всем участниками долевого строительства (часть 8 статьи 18 214-ФЗ).

Банковское сопровождение до 1.07 с 1.07
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке Х +
Застройщик вправе иметь только один расчетный счет Х +
По каждому платежу осуществляется специальный банковский контроль соответствия этого платежа содержанию обосновывающих документов (проверяются договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.) Х +
Целевое использование средств вплоть до полного исполнения обязательств перед дольщиками Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о количестве и месте размещения счетов застройщика не установлено. Предполагается, что уполномоченный банк будет предпринимать какие-то меры при выявлении платежей генподрядчику или техническому заказчику на счет, размещенный в ином банке. Однако закон не содержит норм, обязывающих банк отказывать в осуществлении платежей на такие счета или уведомлять контролирующие органы и Фонд защиты дольщиков о таких случаях.
Предполагается, что банки, не имеющие статуса «уполномоченный банк», не будут открывать счета организации, если в ее наименовании используются слова «специализированный застройщик». Однако прямого запрета таким банкам открывать счета специализированным застройщикам закон не содержит.
Закон не содержит обязанности уполномоченного банка отказывать застройщику в осуществлении платежа, если не представлены обосновывающие документы, либо платеж не соответствует установленным ограничениям по целевому использованию.
Тема 11. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации на сайте и в ЕИСЖС
Суть норм :
Застройщик обязан размещать на сайте годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Эту же информацию застройщик обязан размещать в ЕИСЖС (часть 4 сатьи 23.3 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
Указаны в теме № 4.
Тема 12. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации в проектной декларации
Суть норм :
В проектной декларации застройщик обязан дополнительно указывать:
сведения о введенных в эксплуатацию в течении предшествующих трех лет проектах строительства основного и дочерних обществ (пункт 4 части 1 статьи 20 214-ФЗ);
сведения о соответствии лиц, принимающих участие в управлении застройщика, установленным требованиям (пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ).


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство