11.08.2020

Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке. Погрузо-разгрузочные работы в строительстве, их организация и пути повышения эффективности Погрузочно разгрузочные работы на строительной площадке


→ Cтроительные работы

Погрузочные и разгрузочные работы


К числу грузов, погрузка и разгрузка которых осуществляется преимущественно вручную, относятся тарно-штучные строительные грузы. При этом портится большое количество строительных материалов.

Основными направлениями развития народного хозяйства и повышения эффективности транспортных и по-грузочно-разгрузочных работ в строительстве предусматривается: – значительно улучшить структуру парка транспортных расширить производственную базу, обеспечивающую поддержание транспортных средств в исправном состоянии; – улучшить структуру и организацию управления строительным транспортом в целях массового внедрения централизованных перевозок; – совершенствовать методы механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; – создать сеть механизированных складов цемента, внедрить инвентарные металлические силосы для приобъектных складов; – развить перевозки строительных материалов с применением контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.

Перевозка мелкоштучных грузов и кирпича с обязательным применением контейнеров, пакетов и поддонов позволит почти полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции на автотранспорте, сократить непроизводительные расходы и число грузчиков, занятых на этих операциях.

В строительстве должен найти широкое применение специализированный автотранспорт повышенной производительности с обогревом кабины водителя и разогревом двигателя. Для строительства в труднодоступных районах целесообразно расширить применение вертолетов.

В целях сокращения тяжелого физического труда на погрузочно-разгрузочных работах и повышения выработки рабочих намечается: – значительно увеличить применение универсальных погрузчиков взамен использования на погрузочно-разгрузочных работах экскаваторов;
внедрить наиболее прогрессивные пневмоколесные погрузчики с комплектами сменного рабочего оборудования, позволяющими расширить возможности применения погрузчиков; – значительно расширить применение захватных устройств и другой оснастки к различным видам кранов (башенных, пневмоколесных, гусеничных и др.).

В целях механизации работ по внутриобъектному транспортированию материалов целесообразно применять мототележки грузоподъемностью 0,3-1 т и другие машины. Особое внимание должно быть обращено на создание и внедрение средств для транспортирования материалов по перекрытиям сооружаемых зданий.

Погрузочно-разгрузочные средства. В процессе транспортирования строительных грузов наиболее трудоемкими операциями являются погрузка и разгрузка. Механи- , зация последних осуществляется путем использования1 саморазгружающихся таранспортных средств (автосамосвалов, полувагонов-хопперов, думпкаров и т. п.) и специальных погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений.

В настоящее время для производства погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках используются краны, одноковшовые экскаваторы, автопогрузчики, универсальные одноковшовые погрузчики, погрузчики и разгрузчики непрерывного действия (многоковшовые), механические и пневматические разгрузчики и др.

На погрузке и выгрузке сборных железобетонных изделий, металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах и контейнерах, широко используют специальные погрузочно-разгрузочные краны и обычные краны, предназначенные для строительно-монтажных работ (кран-балки, краны мостовые, козловые, кабельные, башенные, стреловые на пневмо-колесном и гусеничном ходу, автокраны и др.). Краны могут быть использованы также для погрузки и выгрузки щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов. Для этих целей они оборудуются специальными захватными приспособлениями и грейферами.

Вилочный автопогрузчик - погрузочно-разгрузочная машина общего назначения, предназначен для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ преимущественно на площадках с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом; в качестве сменного оборудования могут служить ковш, зажимы для штучных грузов, крановая стрела и другие приспособления. Выпускаются такие машины грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т.

Универсальные одноковшовыесамоход-ные погрузчики оборудуются ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др.

Одноковшовые погрузчики выпускаются с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад»

В городском строительства универсальные погрузчики могут быть использованы для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ.
Грузоподъемность погрузчиков 0,3; 0,5; 0,8; 1,25; 2; 3,2 и 5 т.

Погрузчики непрерывного действия (многоковшовые) предназначаются для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган-питатель и ковшовый элеватор или транспортер. Такие машины выпускаются нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.).

Механические разгрузчики (скребковые лопаты) применяются для выгрузки из вагонов и барж цемента, извести, песка, гравия и т.д. Для разгрузки цемента и других порошкообразных материалов целесообразнее использовать пневматические (всасывающие) разгрузчики, исключающие возможность пыления разгружаемого материала.

Доставка цемента, извести и гипса на объекты строительства должна осуществляться автоцементовозами с автоматической загрузкой их из бункерных складов и пневматической выгрузкой у потребителя.

В целях сокращения затрат на погрузочно-разгрузочные работы необходимо мелкоштучные материалы доставлять на объекты в контейнерах или на поддонах с разгрузкой механизированным способом и подачей непосредственно на рабочее место без дополнительной перегрузки.

Принципы организации работы автотранспорта.

В строительстве применяют 2 схемы транспортных перевозок:

– МАЯТНИКОВАЯ (используют автомобили с неотцепными звеньями, в этом случае тягочи простаивают у мест разгрузки и загрузки; схема применима при наличии складов);

При перевозке по маятниковой схеме используют ав­томобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Тяга­чи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Маятниковая схема автотранс­портных перевозок эффективна при наличии приобъект­ных складов или при массовом строительстве сооруже­ний, состоящих из одинаковых конструктивных элемен­тов. В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

– ЧЕЛНОЧНАЯ (тягач работает с несколькими прицепами, лучше 3-мя (1 – на заводе, 2 – на площадке, 3 – в пути). Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени (5.–.7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.

При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строя­щимися зданиями. Наибольшее распространение получи­ла схема работы седельного тягача с тремя полуприце­пами, когда один прицеп находится под погрузкой (на­пример, на заводе сборного железобетона), другой – под разгрузкой на строительной площадке, а третий – в пути.

Доставка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:

1. работающие независимо от транспортных средств (специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.)

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.


Погрузчики (IV.9) в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняется около 15 % всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

А) Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. IV.9, а -в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2;3;4;6и 10 т.

В) Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. IV.9, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.

С) Автопогрузчики (рис. IV.9, д) в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.

2. являющиеся частью конструкции транспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.).

К. саморазгружающимся транспортным средствам , помимо автосамосвалов и цементовозов, относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.

В зависимости от способа доставки грузы делятся на штучные, насыпные и наливные. Все они в свою очередь подразделяются на другие виды:
штучные - на мелкоштучные (массой до 50 кг) - деревянные и металлические изделия, кровельные и теплоизоляционные материалы, пакеты, тарно-штучные и т. д.; строительные конструкции - панели, фермы, блоки (сантехкабины, лифтовые шахты); металлопрокат - стержневая , уголок, швеллер; и плети труб; контейнеры и пакеты; комплекты грузов (штучные грузы, подобранные на технологический этап); длинномерные; технологическое оборудование и строительные машины (при перевозке на объекты); лесные - круглый лес, ;
насыпные - на навалочные ( , нерудные материалы) и глыбообразные (скальная порода, бутовый камень); пористые заполнители для бетонов ( , термолит, аглопорит); порошкообразные и пылевидные материалы (цемент, известь, зола, минеральный порошок); наливные - на воду; полужидкие грузы (бетонные и растворные смеси); битум и мастики (разогретые до 200°С); вяжущий груз - горячий асфальт; известковое молоко; жидкое топливо.

Наиболее эффективной формой материально-технического обеспечения (МТО) строящихся объектов является комплектация - комплектная поставка материалов, изделий и конструкций в заданные сроки, подчиняющая систему МТО технологическому ритму поточного индустриального строительства. Комплектная доставка грузов на строительную площадку заранее рассчитывается и готовится службой управления производственно-технологической комплектации (УПТК,).

Различают три основных вида комплектов: технологический, поставочный и транспортный. Технологический комплект - набор материальных ресурсов, необходимых при возведении объекта или его части (этаж, секция, захватка), поставочный комплект - часть технологическоо комплекта, поставляемая на строительную площадку в порядке очередности по срокам, транспортный комплект-часть поставочного комплекта, доставляемого на строительную площадку за один рейс, с учетом технологической последовательности возведения объекта.

В целях совершенствования складирования грузов в УПТК и на объекте, а также для повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ при комплектовании широко используют контейнеры и пакеты. Контейнер - это инвентарная специальная тара многоразового использования под массовые штучные строительные материалы и изделия, приспособленная для механизированной погрузки, выгрузки, кратковременного хранения грузов. По грузоподъемности контейнеры делятся на малотоннажные (0,625 и 1,25 т), среднетоннажные (2,5 и 5 т) и крупнотоннажные (10, 20 и 30 т). Пакет - это укрупненные партии штучных грузов (доски, столярные изделия, кирпич). Пакетированные грузы перевозят на поддонах, которые по своей конструкции делятся на плоские, стоечные и ящичные.

Кроме рассмотренных выше преимуществ комплектация обеспечивает: централизованную доставку материальных ресурсов непосредственно на строительный объект; совершенствование складирования и погрузочно-разгрузочных работ; сокращение до минимума запасов материалов на строительной площадке; ликвидацию промежуточных складов материалов во всех звеньях строительных организаций; высокую производительность труда.

Погрузочно-разгрузочные работы в настоящее время продолжают оставаться весьма трудоемкими, на них занято около 10% всех рабочих в строительстве. Для снижения трудоемкости этих работ их следует выполнять в строгом соответствии с ППР, где отражаются объемы перевозок грузов по номенклатуре и срокам, организация складского хозяйства на объекте, расположение и оснащение пунктов разгрузки строительных грузов, порядок разгрузки и складирования основных грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием (бетонное, щебеночное, дощатое) и с соблюдением . Допускается выполнение работ на спланированных грунтовых площадках, способных воспринимать расчетную (по проекту) нагрузку от складируемых грузов, автотранспортных средств и подъемно-транспортных машин.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть максимально механизировано. Уровень механизации определяется коэффициентом
где Q - количество груза, погруженного или выгруженного механизированным способом 20бщ - общее количество погруженного или вы. груженного груза.

В строительстве используется большое количество специализированных погрузочно-разгрузочных машин. По принципу действия они разделяются на машины и установки циклического, непрерывного и пневматического действия, а также машины, предназначенные для работы с сыпучими материалами на железнодорожном транспорте:
машины циклического действия - используются при работах с сыпучими грузами: , оборудованные прямой лопатой, драглайном, погрузочными ковшами или специальным погрузочным оборудованием; экскаваторы-планировщики; одноковшовые универсальные погрузчики; электропогрузчики; специальные погрузчики и разгрузчики; к машинам циклического действия применяемым для работы со штучными грузами, относятся различные виды стреловых самоходных кранов; обычного исполнения и краны-погрузчики; козловые краны-погрузчики, лесопогрузчики, электроштабелеры, тали электрические;
машины непрерывного действия - предназначены для черпания, транспортирования и погрузки сыпучих и мелкоштучных грузов непрерывным потоком: многоковшовые погрузчики; конвейеры (ленточные, ковшовые ленточные, элеваторы, шнеки);
машины пневматического действия - используются для грузовой переработки порошкообразных и пылевидных строительных материалов: пневматические разгрузчики всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия; пневматические винтовые подъемники и насосы; камерные и струйные насосы; аэрационные установки; пневматические донные и баковые разгружатели;
машины и установки для разгрузки железнодорожных вагонов и платформ с сыпучим грузом: различные виды разгрузочных машин, работающих на конвейерном принципе погрузки и транспортирования груза; машины и установки восстановления сыпучести смерзшихся материалов на основе рыхления (виброрыхлители, виброударного действия, бурофрезерные рыхлители) и резания; машины по очистке полувагонов; люкоподъемники; маневровые устройства (для передвижения вагонов вдоль разгрузочных фронтов).

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.

Для обеспечения безопасных условий труда при погрузоч-но-разгрузочных работах необходимо, в первую очередь, максимально механизировать трудоемкие процессы, оснастив все пункты разгрузки вспомогательными грузоподъемными устройствами и приспособлениями.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76* и требованиями СНиП Ш-4-80, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Необходимо также соблюдать ГОСТ 12.3.020—80 и ведомственные правила.
Погружают и выгружают материалы на оборудованных площадках или пунктах, которые систематически очищают от мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда. Проходы и рабочие места посыпают песком или шлаком. Ночью площадки хорошо освещают.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Механизированный способ ведения работ обязателен при весе грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Механизированным способом, как правило, необходимо погружать и разгружать пылевидные материалы (цемент, известь, гипс). При малом объеме пылящих материалов в исключительных случаях разрешается работать вручную, но обязательно в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запреща ется разгружать цемент ручным способом при температуре + 40 °С н выше.
Во время погрузки сборных железобетонных конструкций их очищают от снега, льда, грунта, в случае необходимости выправляют монтажные петли.
Все погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов следует осуществлять под руководством административно-технического, который обязан инструктировать грузчиков и обучать их безопасным приемами работ, а также обеспечить исправными механизмами и приспоблениями. Всех рабочих, поступающих в строительные организации в качестве грузчиков, в течение трех месяцев обучают безопасным методам труда по 6...8-часовой программе; получившим положительные оценки выдают удостоверения на право ведения по-грузочно-разгрузочных работ. Грузчик выполняет только ту работу, которая записана в его наряде.
Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивают специальным инвентарем и инструментом, отвечающим требованиям безопасности их производства. Во время выполнения таких работ с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта необходимо соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при по-грузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС, и Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
При подаче состава на складские подъездные пути скорость движения не должна превышать 10 км/ч. Платформы и вагоны, стоящие на путях погрузки и разгрузки, должны быть сцеплены, заторможены и закреплены тормозными башмаками или подкладками. Пребывание людей на железнодорожных путях запрещается.
Открывать люки полувагонов, двери вагонов и борта платформ необходимо специальными рычагами, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза, борта люка. Не разрешается находиться в полувагоне с открытыми люками при разгрузке сыпучих и мелкоштучных материалов.
К работам разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, следует находиться за ее полотном, чтобы избежать ушиба грузом. При открывании борта платформы рабочие должны стоять у его концов. Оставлять борт закрытым на один крюк категорически запрещается. Для проезда тележек и перехода грузчиков из вагона в вагон применяют мостики шириной 1 м, изготовляемые из досок толщиной 0,05 м, скрепленных снизу железными или деревянными планками через 0,5 м. Для закрепления за дверной рельс вагона мостики оборудованы крюками.
На погрузочно-разгрузочных работах используют слеги, катальные доски, носилки и переносные лестницы. Их изготовляют из здоровой древесины, а продольные бруски — из цельного материала.
На канатах, применяемых на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть бирки с указанием допускаемой нагрузки. Пользоваться неисправным такелажем, инструментами и приспособлениями запрещается.
Погрузка и выгрузка мешков, ящиков, бочек. При разгрузке грузов в мешках (например, цемент) допускается укладка их по высоте в шесть рядов. Но если необходимо выше, то после шестого ряда делают прокладку из досок. Поднимать груз выше седьмого ряда разрешается только по сходням с набитыми на них поперечными планками, на 10-й ряд — с помощью подменного рабочего. Грузы в вагонах или пакгаузах следует укладывать в устойчивые штабеля.
Во время погрузки и разгрузки бочек, барабанов, круглого леса, труб применяют слеги и покаты, которые изготовляют из древесины твердых пород диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной 4...6 м. К верхним концам слег крепят крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм; нижние концы слег клинообразной формы должны быть окованы металлом. Парные слеги и покаты скрепляют между собой двумя-тремя поперечными стяжками.
Катно-бочковые грузы в большинстве случаев при весе до 35 кг выгружают и погружают вручную перекатыванием, если полы вагона и склада находятся на одном уровне, и по слегам с помощью веревок, если полы вагона и склада на разных уровнях.
В вагонах грузы укладывают рядами с прокладкой досок. Бочки с жидкими грузами укладывают пробкой вверх.
Рабочим запрещается переносить катно-бочковые грузы на спине, независимо от их веса, и находиться впереди скатываемого груза. Место рабочих — по бокам перемещаемого груза. Во избежание ранения рук о предметы, находящиеся на пути перекатываемого груза, запрещается перекатывать его толканием за края. Кислоты и другие грузы разрешается выгружать в специальные пакгаузы, пол которых находится на одном уровне с полом вагона. У места работы должна быть вода для немедленной промывки места, обожженного кислотой или щелочью. Если во время погрузочно-разгрузочных работ разбилась тара с кислотой или едким веществом, рабочие в противогазах нейтрализуют их известковым молоком, а это место посыпают песком и осторожно убирают смесь лопатой.
Погрузка и разгрузка каменных материалов. Камни весом до 50 кг переносят носилками или перевозят тачками. Камни большого веса грузят и разгружают кранами и другими механическими устройствами. При разгрузке тяжелых камней из вагонов или платформ запрещается сталкивать их руками. Следует пользоваться ломами, сталкивая груз по трапу или катку.
Выгрузка лесоматериалов. При выгрузке бревен из вагонов необходимо придерживаться такой последовательности: стойки со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпирают рычагами, после чего разрезают верхнюю увязку у всех этих стоек, срезают среднюю увязку со стороны выгрузки у средних стоек, вынимают их и заменяют стойками длиной 1,5 м; устанавливают две пары слег со стороны выгрузки, одну пару — на выгружаемые бревна, а вторую — на платформу; спиливают две оставшиеся со стороны выгрузки стойки до уровня второго сверху ряда бревен; выгружают верхний ряд бревен, для чего двое рабочих, находящиеся на платформе, при помощи ломов согласованными одновременными движениями сваливают бревно за бревном на слеги. Каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее и рабочий, находящийся внизу, подал условный сигнал.
В отдельных случаях бревна перевозят на платформах без прокладок, тогда их выгружают следующим образом. Со стороны выгрузки открывают борт платформы и устанавливают слеги, рубят одну крайнюю стойку и срезают среднюю проволочную увязку. Конец отрубленной стойки выбирают из стоечного гнезда платформы и заменяют специальной стойкой, скрепляемой легкой увязкой с противоположной. После замены таким же образом второй крайней стойки и удаления средних открывают предохранительные стаканы, тогда рабочие, находящиеся с боковой стороны платформы, при помощи веревок, привязанных к рычагам стакана, откидывают предохранители, и бревна под напором штабеля разваливаются.
При выгрузке пиломатериалов также строго соблюдают правила безопасной работы. Перед загрузкой надо позаботиться о том, чтобы крайние стойки с обеих сторон платформы подпирались подпорными рычагами, после чего среднюю снимают и срезают примерно на полметра крайние. Разгрузив часть платформы, подпорки-рычаги передвигают ниже и снова срезают крайние стойки. И так до полной разгрузки платформы. Во избежание обвала груза выгрузку надо выполнять горизонтальными рядами.
Контейнеры, рольганги, электрокары и аккумуляторные погрузчики. В целях обеспечения безопасности ведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается ставить груженые или порожние контейнеры в два яруса на наклонной плоскости, а также поднимать краном с захватом менее чем за четыре конца. Наклонные и винтовые спуски в целях безопасности ограждают с боков по всей длине, чтобы исключить возможность выпадения груза.
При эксплуатации аккумуляторных погрузчиков и электрокаров запрещается курить и зажигать огонь около заряжающих аккумуляторных батарей, прикасаться к оголенным токо-ведущим частям. Машинисту при подъеме или опускании груза необходимо внимательно осматривать место разгрузки и соблюдать правила инструкции движения. Пути движения электрокаров и погрузчиков всегда должны быть освещены.
Для перевозки грузов широко применяют автомобильный транспорт. Каждый автомобиль перед выпуском на работу должен быть технически освидетельствован. К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили, снабженные декументами ГАИ.
При укладке в кузов автомобиля или прицепа груза навалом его необходимо размещать в кузове не выше бортов, штучный, уложенный выше уровня бортов, следует увязывать прочными веревками или мягкими канатами.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принять меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом равномерно размещают по всей площадке кузова автомобиля, а штучные грузы — чтобы исключить возможность произвольного смещения их в пути. Прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотным приспособлением (турникетом), погрузочная высота которого должна быть на одном уровне с полом автомобиля.
Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе I м от бровки естественного откоса. Загрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается. Погрузка грузов в бортовые автомобили навалом допускается только до уровня бортов кузова.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с обитыми войлоком выемками по диаметру баллонов.
Взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы перевозят в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке, и органами надзора.
Поднятые кузова автомобилей-самосвалов рабочие, находясь на земле, очищают скребками или лопатами с удлиненной рукояткой.
Не разрешается перевозить длинномерные груяы на автомобилях-самосвалах, в том числе и с прицепами.
Перемещение грузов вручную. При ручной погрузке и разгрузке лесоматериалов необходимо применять прочные слеги, лебедки, ломы и другие приспособления. Не рекомендуется погружать и разгружать катучие грузы ручным способом. Однако в строительных организациях в исключительных случаях эти работы разрешается вести вручную. При этом рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находиться сбоку от поднимаемого или опускаемого груза, который необходимо поддерживать канатом с противоположной стороны. Не разрешается находиться сзади поднимаемого или спереди опускаемого груза.
Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы переносят только специальными захватами в виде стальных клещей. Переносить их на черенках лопат п ломах запрещается. Предельный вес груза, который можно переносить по горизонтальной поверхности, кг:

Для мужчин старше 18 лет............ 50
Для женщин » » » ............ 15
Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет..... 16,6
То же, женского пола............... 10,25

Подъем грузов вручную на высоту более 3 м не допускается.
Кислоты, каустики разгружают и погружают только в стеклянной таре, помещенной в плетеные корзины. Запрещается переносить бутылки с кислотами, баллоны с газами на спине или плечах. Последние первозят только в тележках или переносят вручную двое рабочих в плетеных корзинах на специально оборудованных носилках.
Хранение материалов. Легковоспламеняющиеся и горючие материалы необходимо хранить в специальных помещениях в закрытой таре (бочках, бидонах) с герметически закрывающимися крышками или пробками.
Ядовитые вещества хранят в отдельных помещениях, удаленных от жилья, а также от мест ведения каких-либо работ. Места их хранения следует ограждать, вывешивая предупреждающие надписи как внутри помещения, так и снаружи. Пустую тару из-под ядовитых и легковоспламеняющихся веществ нужно хранить в специально отведенных местах.
Различные кислоты хранят в специальной таре (оплетенных бутылях) в закрытых помещениях. На каждой бутылке должна быть бирка с названием кислоты и указанием ее концентрации.
Не разрешается хранить на строительной площадке негашеную известь, гашеную хранят в известковых ямах, закрытых щитами из досок, с люками и ограждениями высотой до 1 м или в специальной таре.
Взрывчатые вещества следует хранить, использовать и учитывать в соответствии с действующей «Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов».
Динитрофенол и динитрофенолят натрия следует хранить во влажном состоянии в плотно закрываемых бочках.
Баллоны со сжатыми газами и кислородом хранят в специальных закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников открытого пламени.
Хранение в одном помещении барабанов с карбидом кальция и баллонов с кислородом, баллонов с ацетиленом или коксовым газом запрещается.
Строительно-монтажные пистолеты и патроны к ним хранят на складе в отдельно опечатываемых (пломбируемых) стальных шкафах.
Складирование специальных строительных материалов. Организация правильного хранения и размещения материалов как на складах, так и на строительных площадках имеет большое значение для нормального и безопасного ведения всех строительных работ. На территории, отведенной для складирования, строительные материалы размещают так, чтобы они не закрывали окон, дверей, пожарных проездов.
Материалы завозят на стройплощадку в небольшом количестве. Размещают их так, чтобы проходы между штабелями были не менее 1 м, ширина проездов устанавливается в зависимости от габаритов транспортных средств.
Кирпич, доставляемый без контейнеров, укладывают в клетки плашмя высотой 25 рядов, а на ребро— 13 рядов. Кирпич в контейнерах складывают в один ряд, а в пакетах на поддонах — в два яруса.
Бутовый камень, асбестоцемент ные и гипсолитовые плиты укладывают штабелями на высоту 1 м. Жслсзнобетонные ригели, перемычки и колонны штабелируют высотой до 2 м с деревянными прокладками между рядами. Железобетонные плиты перекрытий и настилы укладывают штабелями до 10...12 рядов, но не выше 2,5 м. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов штабелируют с прокладками не более четырех рядов высотой до 2,5 м. Длинномерные строительные материалы (стальные балки, трубы больших диаметров) укладывают высотой 1,2 м с прокладками между рядами и укрепляют упорами, чтобы не раскатывались.
Сыпучие пылевидные материалы (цемент, гипс, алебастр, мел) хранят на складах или под навесами в мешках, которые укладывают штабелями до 3 м по высоте. При укладке штабелей выше 1,5 м необходимо устраивать удобные стремянки с перилами. Если сыпучие материалы поступают не в мешках, их хранят навалом в закрытых ларях на стройплощадке, а на складах — в бункерах. Закрома делают размером 1X1 м. Загрузочные отверстия бункеров (силосов) при глубине бункера 1,5 м и более следует закрывать решетками. Песок, гравий и щебень хранят насыпью с учетом угла естественного откоса или устраивают прочные подпорные стенки.
Круглый лес (бревна) укладывают штабелями высотой 2 м с прокладками между рядами. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон устраивают упоры в виде стоек с подкосами. Доски укладывают штабелями или клетками. Их можно укладывать параллельно друг другу с прокладками через пять рядов высотой не более половины ширины штабеля. Направление укладки досок можно менять после каждого ряда, достигая высоты не более ширины штабеля. Бочки со строительными материалами складывают не более чем в два ряда по высоте с прокладками, а в лежачем положении — с прокладками и падежными упорами, чтобы они не раскатывались.
Радиаторы укладывают: отдельные секции штабелями высотой не более 1 м, а в собранном виде — в один ряд.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство