30.06.2020

Учетная политика общественного фонда. Типовая учетная политика некоммерческой организации. Методика составления учетной политики некоммерческой организации


  1. Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    составе

  2. Пример учетной политики для организации с УСН

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Пример учетной политики для организации с УСН

    Нематериальных активов"). 17. туристические путевки, приобретенные для реализации, учитывать на забалансовом счете 004 как комиссионный товар. 18. при продаже (отпуске) товаров их стоимость (в разрезе той либо иной группы) списывается по себестои...

  3. Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Е условие применения каждой формы. - в приложении 4 указать наименование документа, дату представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  4. Приказ по учетной политике

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ по учетной политике

    Мит основных средств не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. п. 5 пбу 6/01 "учет осно...

  5. Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Е условие применения каждой формы. - в приложении3 указать наименование документов,дату их представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  6. Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Документы делопроизводства предприятия → Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Я, товары для детей, продукты питания, другие виды деятельности, продукции и работ, по которым необходим раздельный учет (например, облагаемые налогом на прибыль, на добавленную стоимость и спецналогом по разным ставкам, не облагаемые указанными налогами и...

  7. Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности. 6. намерения прекратить какой -либо из видов деятельно-сти нет. 7. тсж не передает и не принимает материальные ценно-сти в залог. 8. бухгалт...

  8. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 г. с.-петербург 27 мая 1995 г. приказ n 1. кравченко сергея николаевича - б...

  9. Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа увольнения по п. 3 ст. 33 гор. москва 27 марта 1996 г. приказ n 1. морозову надежду алексеевну - товаров...

  10. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 кзот г. москва 05.01.96 г. приказ n 1. михайлова виктора степановича - водит...

  11. Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Документы делопроизводства предприятия → Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Муниципальная общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школы № » приказ 05.10.2013 № 121/с г. мирск об изменении структуры штатного расписания в связи с...

  12. Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    приложение nо. 10 к положению от 30 марта 1996 г. nо. 37 условный пример расчета суммы средств, подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права вн...

  13. Образец. Приказ руководителя предприятия о приеме на работу по контракту на примере главного бухгалтера в устав вносятся следующие изменения и дополнения: в п.1.1. необходимо указать, кто является учредителем. например: московское общество "дети земли" является городским отделением всероссийского общества "дети земли". московское общество о...

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели ее создания и организационно - правовая форма, масштабы, структура, сфера деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.

Вначале, напомним, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), сменивший Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Для справки: Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
- садоводческие некоммерческие товарищества;
- огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее - НКО) как:
- дачные некоммерческие товарищества;
- садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
То есть одной из задач Закона N 217-ФЗ можно считать сокращение организационных форм НКО в данной сфере до двух основных, учитывающих предназначение земельных участков.

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Аналогичное определение НКО содержится и в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Согласен с таким определением НКО и Минфин России в Письме от 08.05.2019 г. N 03-11-11/33481 .
Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме:
потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
общественных движений;
ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

Для справки: как уже было отмечено, с 01.01.2019 г. в связи с поправками, внесенными Законом N 217-ФЗ , из перечня организационно-правовых форм НКО исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы и введены две формы некоммерческих организаций - садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономных некоммерческих организаций;
религиозных организаций;
публично-правовых компаний;
адвокатских палат;
адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
государственных корпораций;
нотариальных палат.

Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной организации.

Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя общественного объединения.

При этом утверждается:

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Обращаем Ваше внимание на то, что такую систему можно сформировать только определив концептуальную основу учета, то есть то представление, понимание целей учета, исходя из которого, будет формироваться .

Предлагаемая концепция состоит в том, что приняв за основу систему бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утрачивает силу с 1 октября 2005 года), адаптировать ее к утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», дополнить с учетом специфики деятельности некоммерческих организаций, и в конечном итоге получить схематически завершенную методику учета. Основным преимуществом такого подхода является использование базовой модели, ориентированной на учет движения целевых средств. То есть, отражение всех операций в учете смоделировано с точки зрения полноты и своевременного отражения формирования и использования таких средств.

Система бюджетного учета предусматривает наличие нескольких субсчетов для учета расходования средств:

200 расходы по смете;

210 расходы к распределению;

220 расходы по предпринимательской деятельности.

Данные субсчета в бюджетном плане счетов аналогичны счетам финансово-хозяйственной деятельности организаций номер 20 «Основное производство» , 25 «Общепроизводственные расходы» , и 23 «Вспомогательные производства» .

Наибольший интерес вызывает бюджетный субсчет 210 «Расходы к распределению». В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». На этом субсчете учитываются расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно за счет того или иного источника финансирования. В конце отчетного периода эти суммы распределяются пропорционально занимаемым площадям, численности контингента или источникам финансирования.

Типичной ситуацией, когда необходимо применение такого счета, является ситуация при оплате за аренду помещений при наличии предпринимательской деятельности у некоммерческих организаций. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов распределения затрат некоммерческих организаций при наличии предпринимательской деятельности, все чаще в литературе проводится аналогия с бюджетными организациями.

Итак, используя методику учета затрат, определенную для бюджетных учреждений и план счетов для хозрасчетных организаций, расходы к распределению в учете некоммерческих организаций следует отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» .

Отрицательные разницы:

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

· регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

· добровольные имущественные взносы и пожертвования;

· выручка от реализации товаров, работ, услуг;

· дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

· доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

· другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

Кассовый метод учета поступлений денежных средств,

Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

Если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;

Если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 8

Формирование учетной политики экономического субъекта является одним из основных сложных вопросов организации бухгалтерского учета, в том числе и для некоммерческих организаций (НКО).

В современных условиях реформирования российского законодательства присутствует достаточная и полноценная нормативно-правовая база, определяющая существование НКО, в том числе порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Тем не менее нормативное регулирование бухгалтерского учета НКО несовершенно. Эта проблема поднимается достаточно давно. Так, Н.Т. Лабынцев и Л.В. Егорова писали, что все положения по бухгалтерскому учету разработаны только для коммерческих организаций и практически стопроцентно не подходят для НКО. По мнению авторов, данное высказывание не совсем верно.

В настоящее время бухгалтер НКО при формировании учетной политики должен ориентироваться на следующие документы:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (утв. Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).

При этом необходимо помнить, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 8 предназначены в большей степени для формирования учетной политики коммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ не содержится определения учетной политики, однако присутствует ее упоминание.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности.

Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В табл. 1 представлен анализ понятия "учетная политика организации" в нормативных документах, проведенный Т.Ю. Дружиловской и Т.Н. Коршуновой .

Таблица 1

Определение понятия "учетная политика" в российских бухгалтерских стандартах

N
п/п
Название нормативного документа Определение понятия
"учетная политика"
1 Федеральный закон от 06.12.2011
N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Определяет понятие "учетная

не раскрывает экономического
содержания способов
2 Положение по ведению
бухгалтерского учета и
Не содержит определения понятия
"учетная политика", но включает
перечень тех аспектов, которые
должны утверждаться при принятии
учетной политики
3 ПБУ 1/2008 "Учетная политика
организации"
Определяет понятие "учетная
политика" через понятие "способы
ведения бухгалтерского учета", но
перечень раскрываемых способов
не является исчерпывающим и
отличается от перечня Положения
по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ
4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации", ПБУ 5/01 "Учет
материально-производственных
запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных
средств", ПБУ 9/99 "Доходы
организации", ПБУ 10/99 "Расходы
организации", ПБУ 14/2007 "Учет
нематериальных активов", ПБУ 18/02
"Учет расчетов по налогу
на прибыль организаций", ПБУ 19/02
"Учет финансовых вложений",
ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных
значений", ПБУ 22/2010
"Исправление ошибок
в бухгалтерском учете и
отчетности", ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении денежных средств"
Включают понятие "учетная
политика", но не приводят его
определения

Как отмечают Т.Ю. Дружиловская и Т.Н. Коршунова, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ включает перечень способов, которые должны быть утверждены при принятии организацией учетной политики:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета .

К способам ведения бухгалтерского учета в ПБУ 1/2008 относятся способы:

  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • организации документооборота;
  • инвентаризации;
  • применения счетов бухгалтерского учета;
  • организации регистров бухгалтерского учета;
  • обработки информации.

Таким образом, в отличие от Закона о бухгалтерском учете в ПБУ 1/2008 не только приводится определение понятия "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но и раскрываются сами эти способы. Сравнивая приведенный в ПБУ 1/2008 перечень способов ведения бухгалтерского учета с тем перечнем, который должен утверждаться при формировании учетной политики согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, нельзя не признать, что эти перечни не совпадают. Оценивая оба перечня, следует обратить внимание, что ни тот ни другой не охватывают всех аспектов ведения учета, которые должны включаться в учетную политику .

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 не раскрывает содержания принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 МСФО (IAS) 8 регламентирует, что "когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО" .

Таким образом, при формировании учетной политики экономического субъекта, в том числе и НКО, лицо, ответственное за ее формирование, должно исходить из своего профессионального суждения и видения основ некоммерческой деятельности. Так, по мнению авторов, верно следующее утверждение Н.Т Лабынцева и Л.В. Егоровой: "Выбранные бухгалтером некоммерческой организации способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности" .

В настоящее время в экономической литературе различными авторами предлагается большое количество разнообразных вариантов по составлению учетной политики экономических субъектов, в том числе и НКО. Стоит отметить, что до сих пор нет единой методики, поэтому каждый экономический субъект волен самостоятельно разработать положения, включаемые в учетную политику организации.

Кроме того, нет и однозначного понимания того, что такое учетная политика для экономического субъекта. Один нормативно-правовой документ или совокупность документов, объединяемых под общим названием "учетная политика экономического субъекта", т.е. совокупность внутренних для экономического субъекта стандартов ведения бухгалтерского учета? По нашему мнению, учетная политика - это совокупность внутренних стандартов ведения бухгалтерского учета, в которых подробно рассмотрены и обоснованы способы и методы ведения бухгалтерского учета.

Однако, применяя для формирования учетной политики принцип экономности, необходимо отметить, что для экономических субъектов, имеющих малые размеры (критерии отнесения экономических субъектов к субъектам, имеющим малые размеры, не определяются в данной статье, так как это требует дальнейших исследований), разработка нескольких нормативных документов может быть необоснованной. Поэтому для такого рода субъектов учетная политика может быть представлена исключительно одним документом, как это и делается в практике большинства организаций, в том числе и НКО. В дальнейшем как для одного документа, так и для комплекса документов, определяющих выбранные НКО способы ведения бухгалтерского учета, будем использовать понятие "учетная политика".

Учетная политика НКО утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, при этом утверждаются следующие ее разделы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Последовательность изложения указанных разделов устанавливается НКО самостоятельно исходя из логического представления нормативного документа (документов) и профессионального мнения лица, ответственного за составление учетной политики.

Заслуживает внимания последовательность составления учетной политики, которая изложена Н.Т. Лабынцевым и Л.В. Егоровой , предпринявшими попытку составить собственную методику, опираясь на результаты работы других экономистов. Данная методика приведена в табл. 2 (с учетом нашей авторской переработки в соответствии с действующими в настоящее время законодательными и нормативными документами).

Таблица 2

Методика составления учетной политики некоммерческой организации

N
п/п
Составляющая
часть учетной
политики
Содержание
1 Организационная
часть
Общая информация об организации, включающая указание
ее формы, вида и целей уставной деятельности, наличие
структурных подразделений и дочерних организаций.
Структура управления организацией.
Механизм контроля за результатами ее уставной
деятельности.
Методика распределения косвенных затрат.
Источники финансирования.
Структура доходов.
Структура расходов.
Оценка деятельности.
Изменения политики
2 Часть,
определяющая
бухгалтерские
стандарты
некоммерческой
организации
Рабочий план счетов.
Формы первичных учетных документов.
Методика ведения раздельного учета.
Порядок проведения инвентаризации активов и
обязательств.
Методы оценки активов и обязательств.
Правила документооборота.
Порядок контроля за хозяйственными операциями.
Порядок учета основных средств и нематериальных
активов.
Методики износа основных средств и нематериальных
активов.
Учет продаж.
Учет оказанных услуг в рамках уставной деятельности.
Учет оплаты труда.
Расчеты с подотчетными лицами.
Нормы командировочных расходов.
Ведение кассовых операций.
Учет банковских операций.
Учет членских, вступительных, спонсорских взносов и
других целевых средств.
Учет пожертвований (анонимных и личных).
Направления распределения прибыли.
Учет коммерческих доходов и расходов.
Исчисление себестоимости.
Другие решения, необходимые для организации
бухгалтерского учета
3 Часть,
определяющая
учет для целей
налогообложения
некоммерческой
организации
Порядок формирования сумм доходов и расходов.
Порядок определения доли расходов в текущем периоде.
Порядок создания резервов.
Суммы задолженностей бюджету по налогу на прибыль
организаций.
Перечень лиц, ответственных за ведение налогового
учета, за его организацию, за график
документооборота.
Формы первичных документов.
Регистры налогового учета

Представленная методика достаточно полно отражает специфику формирования учетной политики НКО и может успешно ими применяться.

При формировании учетной политики НКО необходимо учитывать, что отдельные положения по бухгалтерскому учету могут не применяться для целей ведения бухгалтерского учета. В табл. 3 представлена характеристика возможности применения положений по бухгалтерскому учету в НКО.

Таблица 3

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

N
п/п
Наименование
положения по
бухгалтерскому
учету
Возможность
применения
Характеристика пункта
1 ПБУ 1/2008
"Учетная политика
организации"
Применяется для
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
2 ПБУ 2/2008 "Учет
договоров
строительного
подряда"
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
3 ПБУ 3/2006 "Учет
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
4 ПБУ 4/99
"Бухгалтерская
отчетность
организации"
Применяется для
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
5 ПБУ 5/01 "Учет
материально-
производственных
запасов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
6 ПБУ 6/01 "Учет
основных средств"
Предусмотрена
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. "б" и "в" настоящего
пункта (пп. "б" - объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. "в" - организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
7 ПБУ 7/98 "События
после отчетной
даты"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
8 ПБУ 8/2010
"Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы"
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства -
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
9 ПБУ 9/99 "Доходы
организации"
Применяется в части
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
10 ПБУ 10/99 "Расходы
организации"
Применяется в части
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
11 ПБУ 11/2008
"Информация
о связанных
сторонах"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
12 ПБУ 12/2010
"Информация
по сегментам"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
13 ПБУ 13/2000 "Учет
государственной
помощи"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
14 ПБУ 14/2007 "Учет
нематериальных
активов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
15 ПБУ 15/2008 "Учет
расходов по займам
и кредитам"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
16 ПБУ 16/02
"Информация
по прекращаемой
деятельности"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
17 ПБУ 17/02 "Учет
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
18 ПБУ 18/02 "Учет
расчетов по налогу
на прибыль
организаций"
В учетной политике
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
19 ПБУ 19/02 "Учет
финансовых
вложений"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
20 ПБУ 20/03
"Информация
об участии
в совместной
деятельности"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
21 ПБУ 21/2008
"Изменения
оценочных
значений"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
22 ПБУ 22/2010
"Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
23 ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении
денежных средств"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
-
24 ПБУ 24/2011 "Учет
затрат на освоение
природных
ресурсов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

По нашему мнению, помимо специфики деятельности НКО на выбор и обоснование учетной политики влияние оказывают следующие факторы:

  • организационно-правовая форма;
  • виды и масштабы деятельности организации;
  • стратегия развития (долгосрочные перспективы развития организации и т.п.);
  • уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т.п.);
  • масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
  • уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.

Для НКО особое значение имеет организация раздельного учета расходов и доходов. Под раздельным учетом доходов и расходов понимается раздельный учет формирования источников финансирования текущей деятельности и формирование доходов от предпринимательской деятельности НКО и расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете НКО. Много вопросов и споров возникает и при отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования . Какие-либо положения по указанному вопросу не разработаны. Как отмечает в своей статье Л.В. Гусарова, неоднократно предпринимались попытки создания стандартов для НКО . В этой связи необходимо отметить, что реализовать какие-либо рекомендации данного участка учета возможно только в учетной политике НКО, учитывая специфику разработок ведущих экономистов и ученых. Данная область (объект) бухгалтерского учета НКО требует дальнейшей проработки.

Для формирования раздела учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности, по нашему мнению, необходимо руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Аналогичной позиции придерживается и Л.В. Гусарова .

Грамотное разделение учета в учетной политике позволит формировать достоверную информацию как для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для целей налогообложения.

Таким образом, учетная политика для НКО должна представлять собой совокупность принципов, методов, способов, приемов учета, которые могут варьироваться, отражая специфику деятельности конкретной НКО. Формирование учетной политики НКО имеет свою специфику, так как наряду с основной некоммерческой деятельностью она включает и коммерческую (предпринимательскую, приносящую доход деятельность). Все это следует грамотно, с учетом принципа профессиональной компетентности раскрывать в учетной политике НКО.

Список литературы

  1. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20.
  2. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 46.
  3. Лабынцев Н.Т., Егорова Л.В. Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. N 7.
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки": Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ.
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
  7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
  8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений" (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008): Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
  10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/03): Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н.
  11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02): Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н.
  12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010): Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н.
  13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010): Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
  14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011): Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н.
  15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010): Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
  16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
  17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
  18. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
  19. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000): Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
  20. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008): Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
  21. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011): Приказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н.
  22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01): Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
  23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
  24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01): Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
  25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
  26. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
  27. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
  28. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02): Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
  29. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  30. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
  31. Трушицына А.Ю. Формирование, изменение и раскрытие учетной политики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7.

О.В.Котлячков

кафедры бухгалтерского учета,

финансов и аудита

Ижевская государственная

сельскохозяйственная академия

Н.В.Котлячкова

кафедры международных

экономических отношений и права

Удмуртский государственный университет

Н.Л.Денисова

Главный бухгалтер

Некоммерческого партнерства

"Удмуртский территориальный

институт профессиональных бухгалтеров"

» от 21.11.96 и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 01.01.2001 г. № 000н).

1.2. Учетная политика НП – это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной деятельности.

1.3. На бухгалтерский учет и отчетность НП распространяется режим УСН.

2. Организация бухгалтерского учета в НП:

2.1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в НП и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор.

2.2. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Главный бухгалтер.

2.3. Своевременное предоставление полной и достоверной отчетности осуществляет Главный бухгалтер.

2.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором и подчиняется ему непосредственно.

2.5. В случае разногласий между Генеральным директором и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

3. Право подписи первичных учетных документов имеют:

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

При реорганизации или ликвидации НП.

4.4 Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, ее состав определяется приказом Генерального директора.

5.Оценка имущества и обязательств НП:

5.1 Оценка имущества и обязательств НП производится в суммах, округленных до целого рубля.

7.1 . Малоценные активы, отвечающие критериям основных средств, отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством в составе материально-производственных запасов;

7.2. Лимит стоимости, в рамках которого малоценные активы признаются материально-производственными запасами установить стоимостью не более 20.000 рублей;

7.3. Изменение стоимости основных средств, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, производить без проведения переоценки в добровольном порядке;

7.4. Формирование остаточной стоимости основных средств, при выбытии, производить на отдельном субсчете счета 01.

7.5. По объектам основных средств амортизацию не начислять в соответствии с действующим законодательством.

Обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом производить с применением забалансового счета 010 «Износ основных средств».

Срок полезного использования определять исходя из ожидаемого срока использования объекта, его физического износа .

8. Отчетность НП:

8.1. Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря года.

8.2. Отчетность НП утверждается в предусмотренном уставом порядке в сроки:

для годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года,

9.Нормы по некоторым расходам:

Суточные 500 руб. в день;

Проживание и аренда помещение по фактическим затратам, но не более 1500 руб. за сутки.

9.2.Представительские расходы производятся согласно утвержденной смете доходов и расходов.

10.Контроль за хозяйственными операциями:

10.1.Текущий и оперативный контроль за хозяйственными операциями осуществляет Главный бухгалтер и Генеральный директор.

10.2.Проверка бухгалтерского учета и отчетности НП производится в соответствии с законодательством и Уставом НП.

10.3.Контроль бухгалтерского учета и отчетности НП проводится во время ежегодной аудиторской проверки.

11.Заключительные положения:

11.1.Изменения данного положения и вступление их в силу происходят в соответствии с законодательством.

11.2.Дополнения приложений к данному Положению могут вноситься приказами Генерального директора.

11.3.Изменения и дополнения в данное Положение могут вноситься также для устранения ошибок и упущений.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство