22.11.2019

106 счет в казенном учреждении. Бюджетный учет: ставим на баланс основное средство, приобретенное за счет двух разных источников финансирования


Государственному казенному учреждению (далее - ГКУ) в декабре 2016 года на праве оперативного управления распоряжением Минземимущества передано нежилое помещение. Помещение не зарегистрировано и учитывается на забалансовом счете 01. В декабре 2017 года от ГКУ "Х" актом передано оборудование, установленное в ходе ремонта в этом здании. Имущество передано безвозмездно, так как Министерством строительства были выделены деньги на капитальный ремонт и покупку данного оборудования ГКУ "Х".
Учреждению предоставляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 (извещение не предоставляется). Данным актом казенному учреждению передаются вложения в основные средства (счет 106 31) по четырем позициям: пульт контроля и управления охранно-пожарный, прибор приемно-контрольный охранной сигнализации, являющиеся частями ОПС, ящик ВРУ, мини-АТС. В разделе 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов указывается, что был проведен капитальный ремонт помещений здания с приобретением оборудования, инвентаря.
ГКУ и ГКУ "Х" подведомственны разным государственным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета.
Какими проводками учесть безвозмездно переданное оборудование, если ящик ВРУ идет как неотделимое дооборудование, то есть увеличивает первоначальную стоимость нежилого помещения, находящегося на забалансовом счете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездная передача казенному учреждению капитальных вложений в основные средства от иного казенного учреждения, подведомственного другому ГРБС одного уровня бюджета, отражается в бюджетном учете на счете 1 106 31 000 в корреспонденции со счетом 1 401 10 180.
Основания для увеличения стоимости нежилого помещения, учитываемого на забалансовом счете 01 до регистрации в отношении него в установленном порядке права оперативного управления, отсутствуют.

Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что когда речь идет о передаче имущества между учреждениями одного уровня бюджета бюджетной системы РФ, казенное учреждение отражает принятие показателей по счету бюджетного учета, на котором объекты нефинансовых активов были учтены передающей стороной. То есть если казенному учреждению передаются вложения в основные средства - иное движимое имущество, учитываемое у передающей стороны на момент передачи на счете 0 106 31 000, то оно принимается к учету принимающей стороной так же на счете 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения". Данный вывод объясняется тем, что коды корреспондирующих счетов у передающей и принимающей сторон, отражаемые в графе 9 Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) при приеме-передаче активов, должны быть идентичными. Расхождения в части кодов КОСГУ по увеличению (уменьшению) активов в Справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) не допускается, так как не позволяет корректно сформировать соответствующему пользователю консолидированную бюджетную отчетность (п. 1.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Соответственно, безвозмездная передача на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) казенному учреждению вложений в основные средства - иное движимое имущество (пульт контроля и управления охранно-пожарный и прибор приемно-контрольный охранной сигнализации, являющиеся частями ОПС, Ящик ВРУ, Мини АТС) от иного казенного учреждения, подведомственного другому ГРБС того же бюджета бюджетной системы РФ, отражается в бюджетном учете в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 32 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
В дальнейшем вложения в иное движимое имущество, отраженные казенным учреждением на счете 0 106 31 000, принимаются к учету на счет 0 101 00 000 на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н).
При принятии данного решения Комиссия должна руководствоваться положениями п.п. 38, 39, 41, Инструкции N 157н.
При этом отметим, что согласно Инструкции N 157н внутренние сигнализационные сети входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование таких систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники.
Таким образом, смонтированная в помещении ОПС не принимается к учету в качестве объекта основного средства. Ее наличие отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов помещения (ф. 0504031). В качестве самостоятельных инвентарных объектов к учету принимаются оконечные устройства, удовлетворяющие критериям отнесения к основным средствам, перечисленным в п.п. 38, 39, 41, Инструкции N 157н.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации казенному учреждению следует принять в качестве вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения все четыре позиции, обозначенные в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). В бюджетном учете при этом отражаются следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КДБ 1 401 10 180
- отражено принятие к учету полученных нефинансовых активов по Акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
2. Дебет КРБ 1 101 3Х 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
- отражено принятие к учету объектов, являющихся основными средствами в соответствии с решением Комиссии.
2. Инструкции N 157н предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий, приводящих к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объекта нефинансовых активов. Это модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение. При этом должно выполняться условие улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ), балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) данные мероприятия в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.
В свою очередь, ремонт не увеличивает стоимость объектов нефинансовых активов. Однако в случае возникновения в результате произведенных работ объектов нефинансовых активов, передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов производится с применением счета 1 106 00 000 ( Минфина России от 01.09.2014 N 02-02-07/43705).
Таким образом, для увеличения первоначальной (балансовой) стоимости помещения у казенного учреждения должны быть соответствующие основания: Извещение (ф. 0504805) и документы, подтверждающие проведение работ по дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению. Кроме того, Извещением (ф. 0504805) должны передаваться капитальные вложения, учтенные на счете 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения".
Наряду с этим, если Комиссией учреждения принимается решение о том, что установка ящика ВРУ является дооборудованием помещения, то капитальные вложения, принятые казенным учреждением по Акту и учтенные на счете 0 106 31 000, могут быть переведены на счет 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения". На данном счете они будут учитываться до тех пор, пока на помещение в установленном порядке не будет зарегистрировано право оперативного управления и оно не будет принято к балансовому учету на счет 0 101 12 000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения". Следовательно, стоимость нежилого помещения может быть увеличена на сумму дооборудования только после принятия его к балансовому учету. При этом основания для увеличения стоимости нежилого помещения, учитываемого на забалансовом счете 01 до регистрации в отношении него в установленном порядке права оперативного управления, у принимающей стороны отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Начиная с версии 2.0.17, в типовой конфигурации БГУ2 предусмотрена возможность ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций методом начисления в соответствии с нормами главы 25 НК РФ с целью автоматического расчета налоговой базы и суммы налога и составления налоговой декларации в соответствии с законодательством РФ. План счетов налогового учета по налогу на прибыль Для ведения налогового учета в плане счетов (ЕПСБУ) типовой конфигурации БГУ2 применяются забалансовые счета налогового учета с префиксом «Н»: Н01-Н99, НКВ, НПВ (рис.1). Для ведения налогового учета в БГУ2 применяются такие же счета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия». Поэтому номера счетов налогового учета с префиксом «Н» соответствуют номерам коммерческого плана счетов, утвержденного приказом Минфина Росси н.

Поступление материалов в 1с.

Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.


Итоги Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок. Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».

Соотношение 106 счета и 101

На счете Н99 «Прибыли и убытки» формируется финансовый результат по приносящей доход деятельности и налоговая база по налогу на прибыль. Забалансовые счета НПВ, Н69, Н70 используются только в качестве корреспондирующих счетов в проводках с другими счетами налогового учета. На счетах НПВ, Н69, Н70 не ведется полноценный учет: не отражаются все «дебеты» и «кредиты», остаток по ним «обнуляется» в конце года.


Получить полный текст Корреспондирующие счета НПВ, Н69, Н70 и аналитика необходимы для отражения причины признания доходов и расходов в налоговом учете. Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета Для автоматического отражения хозяйственных операций в налоговом учете установлено соответствие счетов НУ счетам БУ с учетом дополнительных реквизитов (см. табл. 1). Таблица 1.

Приобретаем активы за счет разных источников финансирования

Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов - 1–17-й разряды. Отметим, что в бюджетном учете в соответствии с приказом № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения:

  • за счет бюджета (код 1);
  • за счет средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные внебюджетные доходы. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл.


II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5).

Коды счетов бюджетного учета в 2016 году

КБК состоит из 20 разрядов, из которых 4–20-й переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений (либо 1–17-й разряды КБК - на место 1–17-го разрядов счета для финансовых органов), как упоминалось выше. В таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов. Таблица 2 Номер разряда КБК (кода расходов) 1–3 4–5 6–7 8–2 13–17 18 19 20 Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов Программная (непрограммная) статья Направление расходов Группа Подгруппа Элемент Приложение 9 к указаниям № 65н Приложение 2 к указаниям № 65н Приложение 10.1 к указаниям № 65н Приложение 3 к указаниям № 65н Новшеством в кодировке счетов бюджетного учета в 2016 году является то, что из структуры КБК исключена классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Применение счета 106.31

После этого нажимаете кнопку «Заполнить документ» и устанавливаете количество готовой продукции. Проводки, сформированные документом Вторая ситуация — продукция изготавливается не для собственного использования, а для дальнейшей реализации. Списание в данном случае производится на счет 109.61 Документ формирует следующие проводки: Затем вводим документ «Выпуск продукции» Создаем документ и заполняем табличную часть вручную: выбираем номенклатуру-продукцию, указываем количество и плановую стоимость.
Проводки, сформированные документом: Следующий документ в разделе – «Инвентаризация незавершенного производства» Этот документ определяет остатки на счете 109.61 на конец месяца в разрезе номенклатурных позиций и КЭК.
ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н - бюджетными;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н - казенными.

Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н). В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация.

Счет 106 в налоговом учете это

Внимание

Если в конце месяца не введен документ «Инвентаризация незавершенного производства», то при заполнении документа «Закрытие производственных счетов» программа считает, что остатки на счете 109.61 должны быть равны нулю. Оправдывая своё название, следующий документ в разделе предназначен для закрытия производственных счетов. А документ «Распределение общих производственных затрат» нужен для формирования проводок по распределению общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных (109.81) расходов.


Также в данном разделе есть несколько удобных отчетов, в которых можно посмотреть, как рассчиталась себестоимость продукции, и как распределились затраты. Это основные моменты посхеме учетапроизводственных операций в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред.
Оприходование материалов осуществляется в сумме их фактической стоимости с помощью документов:
  • Покупка материалов (Материальные запасы - Поступление) - для материальных запасов приобретенных у поставщиков или через подотчетных лиц.
  • Поступление материалов прочее (Материальные запасы - Поступление) - по всем основаниям, кроме покупки.

Документы почти идентичны. Документ Покупка материалов. В документе Покупка материалов можно выбрать только 2 операции:

Если не выбран КФО 1 - Бюджет, то становится активным флажок Принять НДС к вычету, позволяющий при проведении сформировать корреспонденции по учету НДС (Д-т Счет НДС, К-т Счет кредита) на сумму НДС.

Инфо

Раздел лицевого счета - выбрать раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство. При проведении документа 1С откроет новый документ для заполнения, либо предварительно появится диалоговое окно: Налоговый учет поступления материалов. Если в документе выбран КФО 2 и материалы сразу поступают на счет 105.хх, при проведении будут сформированы проводки по налоговому учету.


Д Н10 (Н41, Н43), К НПВ Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав Счет дебета налогового учета определяется счетом дебета бухгалтерского учета. Соответствие такое:
  • 105.х7 - Н43 - продукция
  • 105.х8 - Н41 - товары
  • для прочих - Н10 - прочие МЗ

После проведения документа по кнопке можно распечатать Приходный ордер ф.0504207: Документ Принятие к учету материалов.

Флажок Поступление материалов на счет 106 в документе Покупка материалов позволяет отнести поступающие НФА на дебет счета 106.хП (Покупка) Вложения в материальные запасы. На счете формируется фактическая стоимость, а затем с помощью документа Принятие к учету материалов НФА данного вида принимаются к учету на счет 105.хх. Можно внести этот документ на основании документа Покупка материалов: С помощью документа Услуги сторонних организаций можно отразить, к примеру, расходы на доставку, установив в счете дебета 106.ЗП.

Корреспонденция в данном случае будет - Д 106.ЗП, К 302.34. После того, как фактическая стоимость на счете сформирована, допустимо приступить к принятию к учету. Проводка - Д 105.36, К 106.ЗП. Теперь при проведении документа поле Сумма отражает накопленные затраты организации на приобретение материальных запасов.

По счетам аналитического учета бюджетного учреждения счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы", за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", при формировании остатков на начало текущего финансового года в 5-17 разрядах номеров счетов отражаются нули.
Что подлежит отражению (нули или код вида расходов) при операции по поступлению материальных запасов на счет 0 105 00 000 (или по поступлению основных средств на счет 0 101 00 000) с 01.01.2017 в 15-17 разрядах номеров счетов? Что подлежит отражению (нули или код вида расходов) при списании материальных запасов с остатков на 01.01.2017 со счета 0 105 00 000 (в 5-17 разрядах номеров счета которого отражены нули) на счет 0 109 00 000 в 15-17 разрядах номеров счетов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отражении в текущем году в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по поступлению (выбытию) объектов нефинансовых активов, отнесенных, в частности, к основным средствам и материальным запасам, при формировании 15-17 разрядов счетов 0 101 00 000 "Основные средства", 0 105 00 000 "Материальные запасы" могут быть указаны нули, если иное не предусмотрено положениями учетной политики бюджетного учреждения и (или) требованиями целевого назначения выделенных средств.
Номер счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" формируется в общеустановленном порядке с указанием в 15-17 разрядах кода вида расходов.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при формировании номеров счетов бухгалтерского учета используют коды бюджетной классификации в соответствии с требованиями:
- п.п. 21, 21.2 "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- п. 2.1 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
В соответствии с Инструкции N 174н по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы", за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути", при формировании остатков на начало года в 5-17 разрядах номеров счетов отражаются нули.
Изменениями, внесенными в N 174н Минфина России от 16.11.2016 N 209н и применяющимися уже при формировании показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2016 год, предусмотрены аналогичные положения относительно ведения учета на счетах аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" в течение года, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. Аналогичные разъяснения относительно формирования 5-17 разрядов счетов аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" ранее давали специалисты финансового ведомства (смотрите Минфина России от 15.07.2016 N 02-07-10/41780).
Соответственно, в 2017 году при формировании бюджетным учреждением 15-17 разрядов счетов аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы", за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути", могут быть указаны нули, если иное не предусмотрено положениями учетной политики учреждения и (или) требованиями целевого назначения выделенных средств.
Таким образом, при отражении в текущем году в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по поступлению (выбытию) объектов нефинансовых активов, отнесенных, в частности, к основным средствам и материальным запасам, при формировании 15-17 разрядов счетов 0 101 00 000 "Основные средства", 0 105 00 000 "Материальные запасы" могут быть указаны нули, если иное не предусмотрено положениями учетной политики бюджетного учреждения и (или) требованиями целевого назначения выделенных средств.
Положения N 157н и N 174н не содержат каких-либо исключений по вопросу порядка формирования 15-17 разрядов счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" - номер данного счета должен формироваться в общеустановленном порядке с указанием в 15-17 разрядах кода вида расходов.
Факт того, что в 5-17 разрядах номеров счетов учета основных средств и материальных запасов указаны нули при их списании на себестоимость изготавливаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на порядок формирования счета 0 109 00 000 не влияет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Представим ситуацию: учреждению необходимо приобрести актив, но бюджетных средств на его покупку недостаточно и руководство принимает решение недостающую сумму доплатить за счет средств от приносящей доход деятельности. Допускает ли законодательство приобретение активов за счет разных источников финансирования? Как правильно оприходовать такой актив, избежав ошибок в бухгалтерском и налоговом учете? В настоящей статье на эти вопросы отвечает , консультант «Бухгалтерии Онлайн» по вопросам бюджетного учета.

Можно ли купить ОС за счет разных источников финансирования?

Бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. А вот погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо. По сути это будет нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ), которое повлечет ответственность по статье 15.14 КоАП РФ. То есть штраф для должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Типичная ошибка

Как известно, номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов и включает в себя источник финансирования. На первый взгляд, принятие к учету объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, необходимо отразить на нескольких счетах бюджетного учета. Однако такой подход недопустим, поскольку приведет к многочисленным ошибкам в учете.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Пример 1

Бюджетное учреждение приобретает многофункциональное устройство стоимостью 15 800 рублей, в том числе НДС — 2 410,17 рублей.

Из бюджетных средств выплачено 10 000 руб., остальная часть приобретенного актива оплачена за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 5 800 руб. Предположим, что налогом на добавленную стоимость внебюджетная деятельность учреждения не облагается.

Порядок отражения операций в бюджетном учете:

3. Отражены затраты по оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности:

4. Отражены затраты по приобретению оборудования за счет бюджетных средств:

Внимание! Следующая бухгалтерская проводка неверна:

Оприходовано многофункциональное устройство:
Дт 1 101 34 310 Кт 1 106 31 410 — 10 000 рублей
Дт 2 101 34 310 Кт 2 106 31 410 — 5 800 рублей.

Какие же проблемы могут возникнуть вследствие отражения объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, на нескольких счетах бюджетного учета? Такой учет приведет к ошибкам при начислении амортизации, проведении инвентаризации и переоценки, при внутреннем перемещении и списании такого объекта.

Отразите порядок в учетной политике

На первый взгляд, самый простой выход — не приобретать основные средства за счет нескольких источников, поскольку это вносит излишнюю путаницу в учет. Но такой подход не всегда приемлем. Если для покупки основного средства недостаточно бюджетных средств, учреждение может привлечь средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности.

Попробуем разобраться, как это сделать.

Итак, учреждение принимает решение приобрести объект основного средства за счет двух разных источников финансирования.

Поскольку действующим законодательством не определено, как оприходовать актив в такой ситуации, необходимо разработать и утвердить порядок учета таких операций в учетной политике учреждения. Например, так:

«При оплате объектов основных средств за счет нескольких источников финансирования (бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности) принятие к учету таких объектов производить следующим способом…»

Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у Главного распорядителя.

На практике известны два способа учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования.

Способ № 1: перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную

Самый распространенный способ учета основных средств, приобретенных за счет разных источников основан на переводе нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную. Порядок такого перевода приведен в письме Минфина России от 25.05.06 № 02-14-10A/1354. Правда, там речь идет не о частичном финансировании, а о переводе основных средств, которые приобретены за счет средств от коммерческой деятельности, в состав активов, используемых в основной деятельности. Однако такой методологический подход позволяет корректно списывать расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Необходимо отметить, что бухгалтерские записи приведены в письме на основании уже недействующей Инструкцией по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н). Поэтому при составлении бухгалтерских записей для современного государственного учреждения необходимо использовать действующую Инструкцию по бухгалтерскому учету, на основании которой работает учреждение (Инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений, Инструкция по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, либо для автономных учреждений).

Пример 2

Порядок отражения операций в бюджетном учете будет следующий:

1. Отражена оплата за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 302 31 830 Кт 2 201 11 610 — 5 800 рублей

2. Отражена оплата за счет бюджетных средств:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 304 05 310 — 10 000 рублей

3. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 106 31 310 Кт 2 302 31 730 — 5 800 рублей

4. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет бюджетных средств:
Дт 1 106 31 310 Кт 1 302 31 730 — 10 000 рублей

5. Произведен перевод расходов с внебюджетной деятельности на бюджетную:
Дт 2 401 20 241 Кт 2 106 31 410 — 5 800 рублей

6. Отражены затраты по поступлению основных средств за счет внебюджетных средств и доходы бюджета:
Дт 1 106 31 310 Кт 1 401 10 180 — 5 800 рублей

7. Оприходовано многофункциональное устройство:

Обратите внимание: при принятии всей уплаченной за основное средство суммы на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС, поэтому основное средство принимается к учету по стоимости, включающей соответствующие суммы НДС.

Способ № 2: перевод источника финансирования

При переводе источника финансирования суммы задолженности учреждения перед поставщиками ОС (а также перед поставщиками и подрядчиками сопутствующих работ и услуг) отражаются на счетах бюджетного учета по основной деятельности.

Далее средства по приносящей доход деятельности списываются. Причем, в данном случае применение счета 2 401 20 241 (безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям) будет неправомерным. Списание следует оформлять через счет учета прочих расходов.

Пример 3

Условия совпадают с условиями примера 1.

1. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет бюджетных средств:
Дт 1 106 31 310 Кт 302 31 730 — 15 800 рублей

2. Оприходовано оборудование:
Дт 1 101 34 310 Кт 1 106 31 410 — 15 800 рублей

3. Отражена частичная оплата оборудования за счет бюджетных средств:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 304 05 310 — 10 000 рублей

4. Оформление перевода источника финансирования:
Дт 2 401 20 290 КТ 2 201 11 610 — 5 800 рублей
Дт 1 201 11 510 КТ 1 401 10 180 — 5 800 рублей

5. Перечислена оставшаяся сумма задолженности за многофункциональное устройство:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 201 11 610 — 5 800 рублей.

Поскольку денежные средства не являются объектом обложения НДС, то при таком способе учета налог начислять не надо (ст. 146 НК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, если основное средство планируется использовать в основной деятельности, то затраты на его покупку, понесенные в рамках приносящей доход деятельности в налоговом учете не отражаются. Такой вывод следует из положений главы 25 НК РФ.

Какой способ выбрать?

Некоторые эксперты и консультанты по бюджетному учету склоняются к тому, что второй способ более рационален и безопасен (с точки зрения рисков допущения ошибок в налоговом учете). Такой способ учета основных средств подразумевает именно оформление перевода источников финансирования, а не материальных активов.

Однако, на наш взгляд, более правильным и понятным как для бухгалтеров, так и для контролирующих органов будет именно первый способ (перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную). Ведь второй способ подразумевает списание денежных средств с лицевого счета учреждения без оправдательных документов. А это противоречит требованиям законодательства, и контролирующие органы могут расценить такую операцию как неправомерный расход.

Отражение в 1С

Рассмотрим оформление операций с объектом основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, в программе 1С исходя из данных примера № 2.

Операции 1,2 оформляются документами «Заявка на кассовый расход»; операции 3,4 — «Покупка ОС».

Операции 5,6 — не типичные, поэтому оформляются документами «Операция бухгалтерская», в результате заполнения которых (форма по ОКУД 0504833). Данные записи можно ввести в одном документе.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство