29.10.2019

Инструкция для автономных учреждений 183н. Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений. С подотчетными лицами


Комментарий

Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н , п. 115 Инструкции № 183н).

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бухгалтерского учета:

Дебет Х 401 10 174 Кредит Х 205 ХХ 660, Х 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством (п. 152 Инструкции № 174н , п. 180 Инструкции № 183н). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) данные по счету 0 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 53 Инструкции № 33н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений дополнены забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Они обобщены в таблице.

Код синтетического счета объекта учета

Разряды номера счета

Примечание

101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00

Раздел, подраздел

0 401 20 241, 0 401 20 242,

106 00, 107 00, 109 00

Раздел, подраздел

Раздел, подраздел

Раздел, подраздел

Аналогичная структура у корреспондирующих счетов

0 401 20 241, 0 401 20 242,

Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества

Иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств

Раздел, подраздел

По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Аналогичная структура у корреспондирующего счета

Раздел, подраздел

По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)

С 1 января 2017 г. вступил в силу п. 21.1 Инструкции № 157н , согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений в разрядах 1 – 4 включает код раздела, код подраздела расходов бюджета. Это правило распространяется на все счета.

Таким образом, с 01.01.2017 в разрядах 1 – 4 номеров счетов 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 указываются коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, а в разрядах 5 – 17 – нули. Это справедливо как для нефинансовых активов, которые числились на балансе до 1 января 2017 г., так и для поступающих в текущем году.

Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых инструкциями № 174н и 183н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает финансовый орган, учредитель, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.

Счет бюджетного учета

Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета)

наименование

старая редакция Инструкции

новая редакция Инструкции

Расчеты по компенсации затрат

Расчеты по суммам принудительного изъятия

Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий)

Расчеты с прочими дебиторами

Расчеты по НДС по авансам уплаченным

Расчеты с прочими кредиторами

Основные средства

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 12 Инструкции № 174н в новой редакции):

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации

Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств

Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации

Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации

Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации

Списана амортизация ликвидируемой части основного средства

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. В инструкции № 174н , 183н такое уточнение внесено не было, но оно содержится в п. 7 Инструкции № 162н.

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости

Списана амортизация, начисленная на объект основных средств

Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества

Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Обратите внимание, согласно приложению 2 к Инструкции № 162н в новой редакции в разрядах 1 – 17 номера счета 0 209 30 000 теперь допускается указывать код КРБ, очевидно, в случае компенсации затрат учреждения.

Финансовый результат

Бухгалтерская запись

Пункт инструкции

Примечание

дебет счета

кредит счета

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Начислен доход в размере субсидии на выполнение задания

Запись делается, если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на этот же год.

Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей в течение года)

Начислен доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания, предоставляемой в очередном финансовом году

Запись делается если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на очередной финансовый год. Запись может быть отражена как событие после отчетной даты.

Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей)

Признан доходами текущего периода ранее начисленный доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания

Остаток субсидии возвращается, если задание не выполнено в полном объеме

Отражена задолженность по неиспользованным остаткам субсидии на иные цели (цели бюджетных инвестиций)

В части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем

Отражена задолженность в части возврата остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах

Если остаток средств не перечислялся в доход бюджета

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованной субсидии на иные цели, на капитальные вложения в случае выявления по результатам последующего финансового контроля нарушений использования субсидии

Возврат остатка субсидии текущего года

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций)

Возврат остатка субсидии прошлых лет

При отражении в учете субсидий учреждения также могут использовать разъяснения, данные в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 (в части, не противоречащей действующим редакциям инструкций).

Санкционирование расходов

Бухгалтерская отчетность

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, показатели по строке 171 отражаются со знаком "минус";
  • данные по счету 18 (строка 180) показываются в разрезе итоговых сумм по доходам в части выбытий по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет (строка 181), расходам (с учетом возвратов расходов текущего года) и выплатам по источникам финансирования дефицита средств учреждения (строки 182, 183). Отрицательные значения по счету 18 не допускаются.

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строкой 300 для отражения данных по забалансовому счету 40.

). В графе 1 разд. 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности – дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503769) по следующим правилам:

Номер счета бухгалтерского учета

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

0 205 00 000 "Расчеты по доходам"

0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"

0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"

0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС"

0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами"

0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"

0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"

0 304 02 000 "Расчеты с депонентами"

0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"

0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"

Если по расчетам показатели в графах 2 – 14 не формировались (имеют нулевое значение), графа 1 не заполняется.

Раздел 3 "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности" Сведений (ф. 0503769) исключен.

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений . Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2019 год особых изменений нет.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов . Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности . Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием , они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов :

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н . На 2019 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н , ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на . До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий ;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» . Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000 . В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Комментарий

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов автономных учреждений и Инструкции № 183н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 238н (далее – Приказ № 238н) вступил в силу 30.01.2018.

Изменения в план счетов

Из плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:

  • 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
  • 215 51 "Вложения в управляющие компании".

Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.

Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления". Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).

Приказом № 238н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 3 Инструкции № 183н). Они обобщены в таблице.

Код синтетического
счета объекта учета
Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
207 00 раздел, подраздел нули 640 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения.

209 81 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
210 05 раздел, подраздел нули* 510 КОСГУ Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы).
301 00 раздел, подраздел нули 810 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения.

* Очевидно, в тексте п. 3 Инструкции № 183н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.

Обратите внимание, в п. 2.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), было внесено изменение, согласно которому в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00 "Денежные средства учреждения" ставятся нули. Ранее в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.

В пункт 3 Инструкции № 183н аналогичная корректировка не внесена. По нашему мнению, в целях сопоставимости показателей автономные учреждения также должны указывать нули в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00. Косвенно это подтверждает наличие нулей в разрядах 1 – 17 номера счета 209 81 "Расчеты по недостачам денежных средств".

Учет нефинансовых активов

Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 183н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 183н).

Пункт 53 Инструкции № 183н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).

Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 000, 0 106 21 000, 0 106 22 000, 0 106 24 000, 0 106 31 000, 0 106 32 000, 0 106 34 000, 0 106 41 000, 0 106 42 000, 0 106 44 000 и дебету счетов:

  • 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
  • 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.

В отличие от п. 53 Инструкции № 174н в аналогичном пункте для автономных учреждений не исключены абзацы, которые определяют корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:

  • уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.

Налицо несогласованность отражения одних и тех же операций в инструкциях для бюджетных и автономных учреждений. Очевидно, до внесения Минфином России уточнений автономные учреждения должны применять положения п. 53 Инструкции № 183н в действующей редакции.

Расчеты с подотчетными лицами

Пункт 109 Инструкции № 183н дополнен корреспонденциями счетов для списания с балансового учета задолженности перед подотчетными лицами, не востребованной кредиторами. Операция отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". Одновременно списанная кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".

Финансовый результат

Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Пункт
Инструкции
№ 183н
Примечание
дебет счета кредит счета
1 Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем 4 205 31 560 4 401 40 130 186

Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии.

Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130.

Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130.

Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии).

Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание.

2 Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания 4 401 40 130 4 401 10 130 186 Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии).
3 Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания 4 205 31 560 4 401 10 130 96, 178 Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии.
4 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания 4 401 10 130 4 303 05 730 178

Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ).

Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю.

Пункт 97 Инструкции № 183н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет автономного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.

Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 183н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:

  • Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 116 Инструкции № 183н);
  • Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 115 Инструкции № 183н).

Корреспонденция из п. 115 Инструкции № 183н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 115 Инструкции № 183н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений.

Санкционирование расходов

В новой редакции п. 196 Инструкции № 183н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 183н.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство