22.12.2020

Что такое хозяйство страны — Гипермаркет знаний. Какими важнейшими показателями оценивается уровень развития хозяйства? Экономического развития страны оценивать уровень


Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

— многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется , т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономическое развитие и его уровень

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и .

Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

Так. в России в 90-е гг. трансформация сопровождалась резким сокращением производства, деградацией экономической структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция, Австралия и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.); наименее развитые (в основном государства Тропической Африки). Россия по одним показателям может быть отнесена к развитым, по другим — к развивающимся государствам.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми располагают разные страны, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

  • ВВП/НД на душу населения;
  • структура экономики;

ВВП/НД на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. В 2002 г. НД на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составлял 51 060 долл., что более чем в 100 раз превосходит НД на душу населения в самой бедной стране — Сьерра-Леоне (490) и даже выше, чем в США (35 060), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России НД надушу населения в том же году составил 7820 долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой.

В некоторых развивающихся странах (например, в Кувейте) показатель ВВП/НД на душу населения достаточно высокий, однако отраслевая структура экономики не соответствует современным требованиям. Для развитых стран характерна низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора, высокая доля вторичного сектора (прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры, жилищно-коммерческого сектора). Отраслевая структура экономики России характерна, скорее, для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). В 2001 г. индекс в России составил 0,779, что было немногим выше среднемирового значения и по-прежнему ниже, чем в 1985 г. (0,811), хотя и выше, чем в 1995 г. (0,776). В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был ниже 0,6, опускаясь даже до 0,275 (Сьерра-Леоне).

Уровень экономического развития страны, определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве

Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран позволяет оценивать уровень экономического развития конкретного государства не с какой-то одной точки зрения, а всесторонне. Для этого используют несколько основных показателей и критериев, в частности:

  • абсолютный и относительный ();
  • и доход на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве — понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные коррективы в состав основных показателей.

Длительное время в отечественной литературе практиковалось деление мира на две противоположные социально-экономические системы (ранее — даже на два лагеря) — мировую капиталистическую систему хозяйства и мировую социалистическую систему хозяйства. Соответственно, в рамках международного разделения труда рассматривались международное социалистическое разделение труда и международное капиталистическое разделение труда, а в рамках мирового рынка — мировой капиталистический рынок и мировой социалистический рынок (при понимании того, однако, что существует и единое мировое хозяйство, и всемирное разделение труда). Одновременно все страны мира делились на три группы: развитые капиталистические, развивающиеся и социалистические государства. Такая группировка имела ярко выраженную идеологическую окраску, вытекала из блоковой политики противостояния и двухполюсного вйдения мира, хотя и имела определенную объективную основу. С распадом социалистической системы и СССР как единого государства стал более объективным подход, используемый в Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН, объединившей все мировое сообщество, была принята группировка стран без употребления идеологических терминов:

  • с рыночной экономикой;
  • и территории;
  • страны с централизованной плановой экономикой.

На рубеже 90-х годов, когда в большинстве социалистических стран начались коренные социально-экономические и политические преобразования, в изданиях ООН вместо группы стран с централизованной плановой экономикой были выделены две группы: страны Восточной Европы (включая СССР), которые получили название стран с переходной экономикой, и социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Монголия). Югославию, Кубу и Лаос статистика ООН относит к группе развивающихся стран.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода надушу населения.

Такой подход используют ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем душевого дохода. В 2005 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов — не более 755 долл., ниже среднего — от 756 до 2995 долл., выше среднего — от 9265 долл.

При другом подходе определяют роль страны в мировом вос- 11роизводственном процессе.

Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в науч- но-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую грань между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган) и Тайвань, а также Бразилию, Аргентину по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно относятся пока к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы запаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% от уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Развитые страны характеризуются двумя главными особенностями — относительно равномерным распределением доходов и относительно равномерным хозяйственным освоением территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение се достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны расходы и на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны условно можно подразделить на три группы.

Первую образует семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция. Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не только размерами территории и численностью населения, но и важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. К числу этих стран, безусловно, можно отнести и Россию и говорить уже о «большой восьмерке».

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру европейские государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях между странами первой группы. Отдельные страны рассматриваемой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем этим странам присущи свои особенности.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государства и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы страны. Используя эти критерии, можно выделить пять фупп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу составляют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: высокий доход надушу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. Так, доходы от продажи нефти в Кувейте составляют 95% доходной части бюджета, а в Саудовской Аравии — 80%. На каждого гражданина Кувейта в 2005 г. приходилось 7000 нефтедолларов. Для сравнения: в США на каждого гражданина приходится в среднем 90 нефтедолларов, а в России — 11,3.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП надушу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно- ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления надушу населения (ВВП надушу населения — около 300-500 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

В последнюю, пятую группу входят наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Одни из них не имеют выхода к морю, а другие — слабо связаны с внешним миром. В этой группе стран чрезвычайно низкий доход надушу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой

С начала 1990-х годов к этой группе относят страны Восточной Европы и бывшего СССР. Они обладают значительным экономическим потенциалом и последние 10-15 лет заняты переходом (трансформацией) от авторитарных политических режимов к плюрализму, многопартийности и демократии, от централизованно управляемой экономики к рыночному ведению хозяйства.

Немало общего прослеживается в путях исторического и социально-экономического развития этих стран, особенно во второй половине XX в. После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. В большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысила 10%. Однако административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, огромные военные расходы привели к замедлению темпов экономического роста и роста производительности груда.

Следствием этого были отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что такая нерыночная модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР, оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному поворочу в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Группа стран с переходной экономикой состоит из 27 государств и производит около 23% мирового ВВП. Все эти страны развиваются по пути догоняющего развития и с разным успехом осуществляют либо заканчивают переход к рыночной экономике. Часть стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония) практически достигли уровня развитых стран с рыночной экономикой, вступили в Европейский союз, ввели единую европейскую валюту евро. Другие страны ЦВЕ, такие как Болгария и Румыния, хотя и вступили в ЕС, по своим экономическим показателям еще далеки от развитых индустриальных стран. Бывшие республики Югославии находятся на разных этапах перехода в силу сложившихся военных событий и гражданских волнений на протяжении последних 15 лет.

В республиках СНГ переход осуществляется также с разной скоростью. Более всего отстают Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. А Казахстан и Украина, наоборот, проводят постепенно экономические реформы. В то же время нельзя не отмстить решающую роль политических влияний на ход экономических реформ в постсоветских странах. Волна так называемых цветных революций, прошедших на Украине, в Грузии, Киргизии в связи с борьбой национальных элит за власть, резко ухудшила экономическое положение этих стран, замедлила ход экономических реформ, несмотря на активную помощь западных заинтересованных сторон.

Таким образом, в странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: ли- берализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.

Начало реформ пришлось на 1990-е годы и в большинстве переходных экономик привело к финансовым кризисам и экономическим спадам. В большинстве стран СНГ объем ВВП на протяжении 10 лет (с 1990 по 1999 г.) сократился примерно на 40%. Наибольший спад — до 60% — наблюдался в странах с межрегиональными конфликтами и гражданскими волнениями: Молдавии, Таджикистане, Армении. В странах ЦВЕ падение экономики продолжалось не более двух-четырех лет, ВВП сократился примерно на 15-20%.

С начала XXI в. практически во всех странах с переходной экономикой темпы экономического роста заметно выросли и составили 6-8% в год, что превосходит темпы роста ВВП в развитых индустриальных странах. В ходе трансформации социально-экономической системы страны СНГ заложили фундамент рыночной экономики новой политической системы. При этом сохраняются существенные различия в экономическом положении отдельных стран. Экономики этих стран стали значительно более открытыми, увеличилась доля внешней торговли в ВВП этих стран, выросли иностранные инвестиции на их территории, однако при общем росте объема внешнеэкономических связей объем взаимной торговли стран СНГ сократился.

В конце первого десятилетия XXI в. можно констатировать фактическое завершение перехода постсоциалистических стран ЦВЕ, за исключением Белоруссии и Туркмении, от однопартийной системы и плановой экономики к многопартийной демократии и рыночной экономике. Таким образом, парадигма переходного периода практически реализована.

Однако процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., сушест- венно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.

Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях

Экономика России — неотъемленная часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. се экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза, единого народно-хозяйственного комплекса с высокой степенью интеграции и единым управлением.

Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, на принципах автаркии; внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике расширяется — первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией.

Вплоть до середины 80-х годов включение СССР в мирохозяйственные отношения строилось в значительной степени на идеологической основе, на базе противоборства двух социально-экономических систем и военного противостояния двух сверхдержав (СССР и США) и двух военных блоков (Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора — НАТО).

Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них — техническое и технологическое отставание. Научно-техничсская революция, которая привела к коренной перестройке экономики развитых стран и мировой экономики в целом в 70-80-е годы, как бы обошла стороной экономику СССР (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса) и его партнеров по СЭВ. Между тем экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился.

Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.

С 1992 г. Россия (Российская Федерация) выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию правопреемником и продолжателем распавшегося СССР. Она заняла место СССР в международных организациях, включая ООН и Совет Безопасности, признала все международные договоры и соглашения, подписанные СССР, и взяла на себя установленные ими права и обязанности. Россия унаследовала статус великой державы, в том числе с военной точки зрения, включая обладание ядерным оружием.

Расширилось участие России в международных экономических организациях, поскольку она вступила в ведущие международные финансовые организации — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и ряд других. Установлены связи России с интеграционными межгосударственными объединениями, в том числе Европейским союзом, она стала полноценным членом «большой восьмерки», завершается процесс для вступления во Всемирную торговую организацию.

В то же время по важнейшим экономическим показателям место России в мировой экономике значительно ниже, чем обеспечивает ее потенциал.

Мало кому нравится жить в слабо развитой стране, ведь из этого следует низкий уровень жизни. Я сама много раз хотела уехать куда подальше. Главное - чтобы жизнь стала слаще и легче. Но тогда возникает вопрос: что будет со страной, если все уедут? Кто будет заниматься хозяйством, с уровнем развития которого напрямую связано развитие государства?

Уровень развития хозяйства - что за зверь

В этом вопросе нет ничего сложного, ведь что такое хозяйство мы прекрасно знаем. Это совокупность всех богатств страны (неважно, добытых из недр земли или созданных руками человека), которые население может использовать и использует на благо государства, стремясь улучшить свою жизнь на родине. Но как же понять, когда уровень развития хороший, а когда упал ниже плинтуса? Да, ответ «почувствовать всё на своей шкуре» в какой-то степени правильный, но доводить ситуацию до этого не стоит, ведь есть определённые показатели, по которым можно просчитать развитость хозяйства на отдельном участке территории.


Какие показатели влияют на развитость хозяйства

Главный показатель для страны - ВВП, он же валовой внутренний продукт. Это как раз то значение, которое можно везде записывать жирным шрифтом. Считается он чаще всего на единицу населения, и чем цифра выше, тем более развитой считается страна.
Кроме этого, есть ещё несколько важнейших показателей:

  • производительность труда (определяется тем, сколько продукта создаётся за определённую единицу времени, и чем выше значение, тем лучше);
  • трудоёмкость (говоря по-простому, это производительность наоборот - время, потраченное на производство одной единицы продукции, в идеале этот показатель должен быть как можно ниже);
  • значение валового национального продукта;
  • общий уровень жизни населения страны (в странах с хорошо развитым хозяйством он будет существенно выше).

От того, насколько развито хозяйство в стране, напрямую зависит её экономика, а от последней, в свою очередь, уровень жизни людей. От уровня жизни - количество населения, способного развивать хозяйство. Получается замкнутый круг.

Для оценки уровня экономического развития страны, определения места страны в международном сообществе используется метод сравнений, основанный на сопоставлении соответствующих систем показателей. Многие страны используют при сравнении уровень развития США.
При сопоставлении уровня экономического развития стран применяется следующая система показателей: ВВП, ВНП и НД - их общий объем и расчеты на душу населения, структура национальной экономики, производство основных видов продукции на душу населения, уровень и качество жизни населения, показатели экономической эффективности. Однако эта система по мере развития национальных экономик может изменяться.
Важнейшими группами показателей являются следующие.
Общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД. При их сопоставлении необходимо соблюдать следующие условия: во-первых, сопоставляемые показатели должны быть приведены к одному году или к одному и тому же периоду; во- вторых, их необходимо привести к единой валюте с учетом покупательской способности национальных валют, т.е. по паритетам их покупательской способности (ППС) и с учетом товарной структуры ВВП, т.е. с учетом потребительских расходов семей, капиталовложений (рыночных, платных товаров и услуг), социальных услуг государства и прочих текущих государственных расходов (военных и гражданских, т.е. нерыночных товаров и услуг). Если при сопоставлении эти условия не соблюдаются, то не отражается реальная картина развития страны.
Отраслевая структура национальной экономики. Ее анализ проводится по ВВП, подсчитанному по отраслям. При сопоставлении уровня развития по отраслевой структуре изучаются соотношения между материальным и нематериальным производством, отраслями и крупными хозяйственными комплексами. Здесь важное значение имеют удельный вес машиностроения, химической промышленности, т.е. отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также удельный вес топливно-энергетического, агропромышленного, строительного, оборонного и других комплексов.
Производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики (например, производство электроэнергии, выплавка стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений и др.)gt; а также удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования (стиральных машинах, телевизорах, холодильниках и т.д.).
Уровень жизни населения. Оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление (личных потребительских расходов). Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тысяч населения, доля расходов на образование в ВВП; а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тысяч населения, число больничных коек на 1 тысячу населения, обеспеченность жильем и т.д.). В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП для измерения социально-экономического развития страны. Он позво71я:ет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений. ИРЧП представляет собой интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жизни - реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (ППС). Величина ИРЧП колеблется от 0 до 1, где 0 - min, а 1 - шах. Если ИРЧП равен 0,5 и меньше - он оценивается как низкий; от 0,5 до 0,8 - средний и от 0,8 до 1 - высокий.
Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. К ним относятся: производительность труда, капиталоемкость единицы ВВП и конкретного вида продукции, фондоотдача единицы основных фондов, материалоемкость единицы ВВП или единицы продукции и т.д. Повышение эффективности производства - главное требование к государственному регулированию экономики и важнейшая качественная характеристика производства, отражающая уровень развития производительных сил и степень обеспечения потребностей общества.
Как экономическая категория эффективность функционирования экономики отражает отношения по поводу достижения желаемого результата и произведенными при этом затратами. Именно эффективность в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования всех видов ресурсов, вовлеченных в процесс производства.
Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных предпринимательских проектов. При оценке эффективности национальной экономики в целом как макроэкономической системы следует исходить из двух важнейших составляющих: экономической эффективности и социальной приемлемости. Это говорит о том, что выбор эффективной стратегии устойчивого экономического развития должен основываться на реальной ресурсной базе Республики Беларусь и приносить экономическую выгоду всему обществу. В конечном счете оценка эффективности функционирования белорусской экономики должна быть связана с динамикой благосостояния народа, основанной на последовательном подъеме производительных сил республики.
При этом производительные силы республики следует рассматривать в широком их понимании - не только как рабочую силу, средства труда и предметы труда, а как весь производственный потенциал страны, включая научно-творческий потенциал, технологические инновации, предпринимательский ресурс, организационно-структурные факторы и т.д.
Отражая качественные характеристики общественного производства, эффективность выражается в количественных показателях, например, как отношение достигнутого результата к соответствующим затратам или ресурсам. Показатели могут быть представлены в абсолютном и относительном выражении. Оценку эффективности производства необходимо проводить не по одному какому-либо показателю, а по их комплексу, так как на эффективность производства влияет ряд факторов, и только применение системы дополняющих друг друга показателей позволяет сделать правильные выводы об уровне эффективности.
Совокупность многочисленных показателей эффективности общественного производства может быть представлена через соответствующие группы показателей.
Во-первых, они могут быть ресурсными или затратными. Например, производительность труда, фондоотдача, рентабельность производственных фондов - показатели ресурсные: в их знаменателе отражены ресурсы (численность работающих, основные производственные фонды, основные и оборотные производственные фонды). А такие показатели, как затраты на рубль товарной продукции, материалоемкость товарной продукции, являются показателями затратными. Обе группы показателей правомерны, но не равноценны и не могут быть сведены одна к другой. Во-вторых, применяемые показатели могут отражать совокупные затраты, например, издержки производства на один рубль ВВП, НД, либо использование конкретного ресурса (энергоемкость, металлоемкость). В-третьих, они могут отличаться друг от друга по методике построения: уровневые, темповые, приростные. В-четвертых, они могут быть абсолютными и относительными. И, в-пятых, - натуральными и стоимостными.
Все эти показатели применяются в отношении рассматриваемого объекта - народного хозяйства в целом, отрасли, министерства, фирмы, предприятия. Выбор того или иного показателя зависит от поставленных целей и решаемых задач, а также от конкретного объекта, эффективность которого рассчитывается.
Повышение эффективности общественного производства направлено на получение лучшего конечного результата на уровне всего народного хозяйства. В наиболее обобщенной форме конечный результат общественного производства в количественном и качественном отношении характеризуют темпы роста ВВП на душу населения.
Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели:

  • производительность труда (по народному хозяйству в целом, по отдельным отраслям, по видам производства);
  • фондоотдача;
  • материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.
Агрегированный же показатель, характеризующий эффективность функционирования национальной экономики в целом, пока не разработан в силу определенных трудностей сведения воедино многочисленных и равноправных показателей, характеризующих ту или иную сторону общественного производства. Попытки его создания сводятся к сопоставлению совокупных результатов труда за год (ВВП, ВНП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, произведенными в соответствующем году.
Производительность общественного труда (Пт) является важнейшим показателем эффективности общественного производства и отражает как эффективность живого труда, так и
экономию общественного труда, овеществленного в средствах производства. Она исчисляется как отношение произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) к численности работников, занятых в отраслях народного хозяйства (Ч):
я
™ ц
Рост производительности общественного труда является основным фактором роста общественного производства, национального дохода, роста народного благосостояния, решения социальных проблем развития общества. Индекс роста (снижения) производительности исчисляется как соотношение ВВП в расчете на одного работающего в сфер производства товаров и услуг в соответствующем периоде по сравнению с предыдущим.
Доля прироста валового внутреннего продукта (АВВП) в результате повышения производительности труда определяется по формуле:
х 100
где АЧ - темп прироста численности работников; Ад - темп
прироста валового внутреннего продукта.
На уровне отраслей (предприятий) производительность труда можно рассчитывать как отношение валовой добавленной стоимости к среднесписочной численности работающих.
Динамика производительности труда определяется изменением двух составляющих ее элементов - объемом производства и численностью промышленно-производственного персонала. В свою очередь, каждый из этих элементов определяется воздействием целой группы факторов, действующих, как правило, разнонаправленно. Наибольшее влияние на производительность оказывают следующие группы факторов:
  • технический уровень производства (техника, технология);
  • организация производства и труда, качество рабочей силы;
  • управление производством;
  • структурные сдвиги в производстве;
  • перераспределение ресурсов капитала в стране;
  • изменение спроса и др.
Проблема роста производительности труда - главная проблема сегодняшнего дня для Республики Беларусь. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы весь прирост валового внутреннего продукта в этот период предполагается обеспечить за счет роста производительности труда. Весь прирост производительности труда за отмеченное пятилетие должен составить 45-50%. Более 60% общего прироста предусматривается обеспечить за счет освоения прогрессивных ресурсосберегающих технологий в промышленном и строительном комплексах, создания новых эффективных рабочих мест, внедрения современных технологических процессов переработки и хранения сельхозпродукции, малооперационных технологий в легкой и местной промышленности. Долю ручного труда предполагается сократить почти в два раза.
Фондоотдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях и рассчитывается по формуле:
где Фо - фондоотдача, V - валовой внутренний продукт (добавленная стоимость); Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Фондоотдача является наиболее слабым звеном экономической эффективности и наиболее весомой частью недоиспользованного потенциала общественного производства Республики Беларусь. На протяжении ряда лет она имеет явно выраженную тенденцию к снижению. Безусловно, повышение фондоотдачи не всегда обязательно и возможно. Фондоотдача складывается под влиянием ряда факторов, имеющих разнонаправленный характер. Например, удорожание зданий, сооружений, оборудования с целью создания лучших условий и безопасности труда, использования новых прогрессивных технологических процессов всегда будет тормозом к росту фондоотдачи. Однако задача здесь будет состоять в том, чтобы добиваться ее решения за счет других факторов.
В республике сформировался относительно мощный производственный потенциал, представленный основными производственными фондами, однако значительная его часть физически и морально устарела. В связи с этим важнейшей проблемой современного этапа развития национальной экономики является обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов на новой технической основе.
Материалоемкость, рассчитанная на народнохозяйственном уровне, характеризует уровень материальных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии) соответственно на единицу ВВП, а на уровне отдельных отраслей или предприятий - эффективность использования предметов труда.
Расчет материалоемкости на уровне народного хозяйства осуществляется по формуле:
где Ме - материалоемкость; М - стоимость использованных сырья и материалов, топлива, энергии, материалов и полуфабрикатов и т.д.
Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используются показатели энергоемкости и металлоемкости ВВП.
Энергоемкость представляет собой показатель, характеризующий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов внутри страны на единицу ВВП соответственно.
Металлоемкость - это показатель, характеризующий уровень затрат металла на единицу ВВП соответственно.
Всемирная экономия материальных ресурсов является одним из важнейших признаков интенсивного развития экономики. Для Республики Беларусь эта проблема весьма актуальна. Это связано с тем, что большинство отраслей промышленности республики работает в основном на привезенных сырье, материалах, топливе. За счет ввоза отрасль обеспечивает 90% своей потребности в нефти, 100% - в природном газе и каменном угле, 100% - в хлопке, около 75% - в прокате черных металлов, до 90% - в трубах стальных, 79% - в целлюлозе, около 60% - в цементе, 89% - в растительном масле, 69% - в сахаре.
В этих условиях обеспечение материальными ресурсами отраслей народного хозяйства должно развиваться по следующим направлениям:
  1. формирование экономически эффективных связей как со стороны СНГ, так и другими государствами Европы и Азии;
  2. всемирное ресурсосбережение;
  3. последовательная структурная перестройка экономики.
Последние два направления имеют особое значение для обеспечения относительной сырьевой независимости республики.
Для решения проблемы ресурсосбережения на государственном уровне выработан комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов. Общереспубликанские программы («Энергосбережение», «Ресурсосбережение») объединяют мероприятия по снижению материалоемкости продукции, рациональному использованию отходов и т.д., а также предусматривают их организационно-экономическое обеспечение. Они охватывают специальные методы управления и стимулирования материалосберегающей деятельности. Так, в соответствии с программой «Ресурсосбережение» предусматриваются разработка и освоение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых изделий и материалов на основе использования вторичных ресурсов и отходов производства. В рамках программы «Энергосбережение» намечены создание новых энергосберегающих технологий и оборудования, выпуск теплонасосных установок для утилизации вторичных энергоресурсов и газораспределительного оборудования для сушки с одновременной утилизацией отходящих газов.
Ресурсосберегающая деятельность должна также обеспечиваться государственным регулированием потребления важнейших ресурсов путем ограничения их удельных расходов, рационального применения заменителей дефицитных ресурсов, а также стимулирования ресурсосбережения посредством льготного кредитования и налогообложения, через финансирование, дифференцированную систему амортизационных отчислений, систему ценообразования и т.д.
По оценке специалистов, потребление материальных и топливно-энергетических ресурсов в республике можно на 20-25% снизить, но достигнуть этого уровня можно лишь поэтапно в течение 10-15 лет. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предполагается снижение материалоемкости товаров и услуг за пятилетие на 6-7%, энергоемкости ВВП - на 20-25%. Основой снижения должны стать разработка и внедрение материа- ло- и энергосберегающих технологий, ориентированных на оптимальное использование сырья и материалов.

Группа характеристик, отображающая особенности протекающих в государстве процессов, они показывают состояние экономики в разных временных промежутках - прошлом, настоящем и будущем.

Экономические показатели страны

Распознать приближение негативных изменений в финансовой сфере страны помогают различные показатели экономики. В зависимости от вида их расчет осуществляется еженедельно, ежемесячно, каждый квартал и год. Среди множества экономических характеристик стоит рассмотреть самые распространенные:
  • Национальный доход. Это величина, являющаяся макроэкономическим параметром, отображает доход граждан страны за определенный промежуток времени.
  • ВНП. Валовый национальный продукт — стоимость объема выпускаемой продукции и оказываемых услуг, относящихся к национальной экономике (как внутри государства, так и за рубежом).
  • Индекс конкурентоспособности. Он служит для определения перспектив национальной экономики.
  • ВВП (валовый внутренний продукт). Он показывает общую стоимость всех услуг и товаров, произведенных на территории страны за определенный промежуток времени.
  • Уровень роста экономики. Расчет этой величины, которая публикуется ежемесячно, основывается на ВВП. Она отображает рост или замедление экономики.
  • Уровень безработицы. Этот показатель не всегда является достоверным. Ведь часть населения страны трудоустраивается неофициально.
  • Строительство жилья, реализация недвижимости. Чем больше эта величина, тем лучше для страны. В России в последние годы темпы возведения новых объектов увеличиваются. Такая ситуация оказывает благотворное влияние на национальную экономику.
  • Национальное богатство. Эта величина за определенный промежуток времени отображает все блага общества и страны в целом. При вычислении показателя учитываются человеческие и природные ресурсы, социально-производственный капитал.

Виды экономических показателей

Эксперты делят показатели экономики на несколько обширных групп. В зависимости от масштабов оценки величины бывают: локальными, то есть они касаются отдельного хозяйствующего субъекта и отраслевыми (отображают состояние определенной сферы деятельности). В эту же группу относятся мировые экономические показатели и характеристики государственного уровня (ВВП, ВНП, национальные доходы и т.д.).

Вторая категория — относительные и абсолютные показатели, которые позволяют проанализировать изменения в экономике, составить прогнозы, используя разные величины. В зависимости от вида экономические показатели делятся на агрегированные и простые.

Экономические показатели для организации

Анализ экономических показателей коммерческих предприятий очень важен, он позволяет определить прибыльность и эффективность деятельности организаций. Для расчетов используются разные показатели, среди наиболее распространенных можно отметить коэффициенты: срочной и текущей ликвидности, деловой активности, платежеспособности и рентабельности.

Вывод

Положительная динамика показателей экономики говорит о том, что в стране наблюдается экономический рост. Эксперты подсчитали, что темпы роста в пределах 4% в год являются наиболее благоприятными. При таких показателях кризис государству не грозит, можно наращивать потенциал, принимать меры по улучшению жизни значительной части населения.

© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство