24.11.2023

Инновации и структурные сдвиги в экономике. Основные направления структурных преобразований в Российской Федерации Структурные сдвиги в экономике виды экономических структур


I. ЭКОНОМИКА

38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике :
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

Это комплекс изменений в соотношениях между крупными отраслями,

подразделениями сфер производства. Структурные сдвиги происходят в рыночной экономике непрерывно.

Основные направления структурных сдвигов в 20 веке:

1) уменьшение доли отраслей материального производства в экономике (ВНП –

валовый национальный продукт,

  • 2) в сфере промышленности возникает блок наукоемких отраслей, доля традиционных отраслей падает (добывающие отрасли, металлургия,
  • 3) увеличение доли в экономике сферы услуг: медицина, образование,
  • 4) 60-гг – «зеленая» революция – переход с/х с мануфактурной стадии к

крупному машинному производству,

5) переход экономики на фондосберегающий тип развития. Рельсы интенсивного развития (сберегаются и рабочая сила, и капитал)

Условия реализации простого производства (Маркса)

Реализация в условиях простого воспроизводства предполагает, что:

1) товары обоих подразделений найдут сбыт; 2) будут приобретены средства производства, требующиеся для возмещения постоянного капитала в обоих подразделениях; 3) работники обоих подразделений смогут приобрести необходимые им средства существования, чтобы иметь возможность воспроизвести свою рабочую силу, а предприниматели обоих подразделений - истратить полученную ими прибыль на покупку средств существования и предметов роскоши;4) в результате всех актов обмена величина прилагаемого к производству капитала остается прежней, неизменной.

В соответствии с названными условиями совокупный общественный продукт годового труда схематично распределяется следующим образом:

I. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000, II. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000.

В этой схеме используются следующие обозначения: I - продукты первого подразделения, инвестиционные товары; II - продукты второго подразделения, потребительские товары. Цифры, характеризующие стоимостные характеристики совокупного общественного продукта, условные. На данной ступени анализа Маркс абстрагируется от различий между основным и оборотным капиталом. Весь постоянный капитал в обоих подразделениях рассматривается как потребленный в течение года, его стоимость целиком включается в стоимость совокупного общественного продукта.ы

Очевидно, что для возобновления нового цикла производства необходимо реализовать v + m первого подразделения, т. е. ту его часть, которая является вещественным носителем стоимости переменного капитала и прибавочной стоимости, но представлена в виде средств производства. С другой стороны, необходимо иметь предметы потребления как для наемных работников, так и для предпринимателей этого подразделения. Но все они находятся в отраслях второго подразделения, которые, в свою очередь, нуждаются в средствах производства для начала второго цикла. Следовательно, процесс воспроизводства предполагает в качестве обязательного условия обмен между двумя подразделениями. Причем этот обмен не может быть произвольным.

Для удобства понимания пропорций обмена целесообразно предположить, что в данной экономической системе действуют только два предпринимателя, один из которых производит средства производства, второй - предметы потребления. В этом случае становится совершенно ясно, что первый предприниматель должен продать второму средств производства на 2000 единиц, чтобы закупить у него на эту сумму предметов потребления для себя и своих работников. Средства производства на 4000 единиц ему нужны для возобновления своего производства.

Второй предприниматель нуждается в реализации произведенных предметов потребления тоже не больше и не меньше, чем на сумму 2000 единиц, так как на 1000 единиц он должен оставить продукты для собственного потребления (500 единиц) и для оплаты труда наемных работников. При всех других соотношениях будут наблюдаться диспропорции, т. е. неравновесие общественного производства.

Таким образом, марксистский анализ приводит к следующим выводам об условиях равновесия простого воспроизводства. Основным условием простого воспроизводства является равенство

I (v + m) = II (c).

Кроме того, простое воспроизводство предполагает, что совокупная стоимость инвестиционных товаров равна стоимости постоянного капитала обоих подразделений:

I (c + v + m) = I (c) + II (c),

а стоимость потребительских товаров равна стоимости доходов наемных работников и предпринимателей обоих подразделений:

II (c + v + m) = I (v + m) + II (v + m).

Последняя формула означает, что национальный доход в условиях простого воспроизводства должен быть равен по стоимости продукту второго подразделения.

сложившаяся в России, является недостаточно эффективной. Необходимость быстрого реформирования системы социальной защиты связана и с демографической ситуацией в России. В условиях старения населения возрастает нагрузка на работающее население. В условиях сегодняшней экономической ситуации это будет означать невозможность решения многих социальных задач по поддержанию уровня жизни в стране. Только устойчивый экономический рост позволит создать эффективную систему социальной защиты, решить проблемы бедности, нищеты, создать достойный уровень жизни в стране. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса в стране; класса, который является основой экономической и политической стабильности.

80. Структурные сдвиги в экономике

Промышленная структура экономки в Советском Союзе за свое время существования приобрела деформированный вид. В развитии советской экономики был взят курс на преимущественный рост производства средств производства над средствами потребления. Это означало, что в экономике производилось очень много тяжелого оборудования, станков, машин, вооружения и относительно мало товаров народного потребления. Такое явление в экономике было обусловлено законом преимущественного роста производства средств производства для средств производства над ростом средств производства для средств потребления. Авторство этого «закона» принадлежит В. И. Ленину. Неосторожно сказанное 23-летним В. Ульяновым слово «закон» стало законом всей практики централизованного планирования в СССР и других соцстранах. Ничего подобного не было и не могло быть в странах с рыночной экономикой. Ленинский закон, применимый лишь на стадии снижения технического уровня, на деле означал беспощадное «ресурсопожирание» и выполнял лишь идеологическую функцию – оправдывал милитаризацию экономики в СССР. Советской экономике была характерна концентрация и централизация производства, что тоже было обусловлено коммунистической идеологией. Ленинский закон о преимуществе крупных хозяйств над мелкими способствовал проведению индустриализации, созданию колхозов и совхозов. Однако, как показывает практика, такого закона не существует. История капиталистической экономики – это история поиска оптимального сочетания разных форм, типов и размеров производства, бизнеса и капитала. Об этом же повествует и теория средних и предельных издержек производства.

Множество малых и средних предприятий создает необходимый уровень разнообразия экономической системы, не достигнув которого, она, по словам известного кибернетика Эшби, переходит в состояние энтропии, перестает быть устойчивой, теряет способность к развитию и саморазвитию. Но на начальном этапе, в первые пятилетки народного хозяйства, крупные деформации в экономике, конечно же, способствовали экономическому рывку, обусловили военностратегическую безопасность страны, прорывы в науке и технике, выход в космос и пр. Но все это достигалось чрезмерными усилиями и непомерными затратами − миллионами человеческих жизней, судеб и безвозвратно упущенными возможностями. 111

Со временем закрытость советского общества от внешнего мира объективно привела к закономерному отставанию. В 60-х годах ХХ века в СССР

началось падение темпов экономического роста, обусловленное структурными диспропорциями. В стране наблюдался непомерный рост бюрократического аппарата управления народным хозяйством, что вело к резкому росту трансакционных издержек. Гонка вооружений между СССР и США поглощала все больше и больше ресурсов. Достижение военного паритета в холодной войне сдерживало рост жизненного уровня советских граждан. Советский Союз в силу тотальной закрытости и идеологических установок закономерно шел мимо революционных преобразований в информационных технологиях. Отрицательную роль в Советском Союзе сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие народного хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства в стране возникли еще в 70-е г. ХХ в., когда экстенсивный путь расширенного воспроизводства стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов роста национального дохода. Если среднегодовые темпы прироста НД в 1966-1970 гг. составили 7,8%, то в 1986-1990 гг. – 1, 3%. Все это и многое другое (например, падение мировых цен на нефть) обусловило крах системы, основанной на структурных диспропорциях в системе управления, производства, распределения и потребления.

Для решения огромного числа проблем в экономике и обществе необходимо было проводить кардинальные реформы по устранению структурных перекосов. Первый этап этих реформ − этап переосмысления, характеризовался проведением идеологических, политических реформ в СССР (М.С. Горбачев). Второй этап – начало рыночных реформ. Этап слома и перестройки всей государственной системы (Б. Н. Ельцин). Третий этап – дальнейшее реформирование и экономический рост (В. В. Путин и Д. А. Медведев).

За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов:

1) институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности (институт частной собственности, предпринимательство, налоговая система, банковская система, биржи и пр.);

2) вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении ВВП более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте в сфере услуг.

Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Институциональная трансформация предопределяет веще- ственно-структурные перемены, но эффект в виде роста экономики проявляется не сразу. Так, признаки роста в Российской экономике проявились лишь через несколько лет после начала реформ. За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше

– отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности,

которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышлен112 ности и повышение доли добываю-

щей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций. Российский кризис 1998 г., спровоцированный финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии и падением мировых цен на нефть, подвел черту под начальным периодом реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. Девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса привела к эффекту импортозамещения (отказу от импортных товаров в силу их дороговизны и замене их на отечественные), дала толчок экономическому росту ряда отраслей отечественной промышленности, не выдерживавших ранее конкуренции с импортными товарами. В 2000 году темпы роста ВВП в российской экономике составили 10%. В последующие периоды эти темпы роста снизились. Устойчивый рост мировых цен на нефть позволил увеличить доходную часть государственного бюджета и свести его в 2000-2003 гг. с профицитом (когда доходная часть превышает расходную), чего не наблюдалось за все предшествующие годы реформ. Однако многие проблемы по-прежнему ждут своего решения. Необходимо свести уровень инфляции до естественного уровня 3-5% в год. На начал ьном этапе находятся пенсионная, медицинская и военная реформы, не завершены реформы в налоговой сфере и в банковском секторе. Ждет своего реформирования жи- лищно-коммунальное хозяйство и другие естественные монополии. Сохраняется так называемый фрагментарный характер российской экономики. Различные сектора и отрасли развиваются в автономном режиме, слабо связанны друг с другом. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешний рынок; инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; велико различие в темпах экономического развития по регионам.

Сложившаяся в России ситуация характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновников, препятствующих осуществлению рыночных реформ, высоким уровнем коррупции и взяточничества на всех уровнях власти, отсутствием развитых начал гражданского общества. Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования рынка в России. Необходимо проведение промышленной политики государства. Ее долгосрочная цель – структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту в середине-конце первого десятилетия XXI века. Именно экономический рост, являющийся следствием структурной сбалансированности, позволит сформировать основы социальной рыночной экономики в России и повысить качество жизни всех россиян.

81. Формирование открытой экономики

Национальное хозяйство каждой страны включено в мировое экономическое пространство. Характер мирового хозяйства оказывает все большее влияние на национальную экономику стран мира. В свою очередь, мировая экономика развивается по особым принципам, имеет проблемы, отличные от проблем национального хозяйства.

Еще в середине ХХ века национальные экономики стран оставались достаточно обособленными субъектами международных экономических отношений. Экономическое развитие стран зависело преимущественно от внутренних факторов. Однако в последнее время национальные экономики пришли к такой структуре взаимной организации, которая выглядит как органически целостное мировое хозяйство. Национальные экономики буквально «вросли» друг в друга во всех сферах экономической жизни. Возникла глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран мира.

Выделяют следующие предпосылки глобализации.

1. Возрастание объемов и разнообразия международных перемещений товаров и услуг.

2. Углубление процесса международного разделения труда: страны разделились на выпускающие капиталоемкую (например, электроника, информационные продукты), трудоёмкую (некоторые виды сельскохозяйственной продукции) и ресурсоемкую (вывозящие сырьё – нефть, газ и т. д.) продукцию.

3. Развитие новых видов транспорта (авиационного, автомобильного и др.), сокративших стоимость международных перевозок.

4. Переворот в средствах телекоммуникаций (самым значительным явлением считается быстрое развитие всемирной сети Internet, количество пользователей которой в 1995 году составило 23 млн., а к концу 2000 года около 140 млн. человек).

5. Ускорение процесса передачи производительных технологий и возможности заимствования зарубежного опыта экономической деятельности.

6. Мощное развитие мировых финансовых рынков.

Таким образом, мировое хозяйство превращается в «целостный глобальный организм», связанный уже не просто международным разделением труда, но и всемирным производственно-сбытовыми структурами, планетарной финансовой системой и информационной сетью. В такой ситуации все страны мира вовлечены в процесс международных экономических отношений. Нет такого национального хозяйства, которое не было бы интегрировано в мировую экономику. Другое дело, что страны различаются по степени открытости экономики. Открытая экономика – это национальная экономика, вовлеченная в мировое хозяйство, реализующая преимущества международного разделения труда и использующая различные формы международных экономических отношений. Степень открытости экономики определяется показателями либерализации внешнеэкономической деятельности, объемом экспорта в целом, и на душу населения. Одним из главных порождений глобализации является деятельность

транснациональных корпораций (ТНК) – компаний, осуществляющих основ-

ную часть своих экономических операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы.

Транснациональные корпорации – это: технологические лидеры мирового производства; активные конкуренты в области доступа к иностранным природным ресурсам; наиболее мобильные предприниматели в борьбе за новые, в том числе иностранные, рынки сбыта. В мировой экономике насчитывается около 40 тыс. ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. Они контролируют около 50% мирового промышленного производства; 90% мирового рынка пшеницы, кукурузы, лесоматериалов; 85% рынка меди; 80% рынка чая; владеют 80% всех патентов и лицензий. Таким образом, получается, что только часть всего мирового хозяйства функционирует в условиях национального рыночного механизма, а часть в большей или меньшей степени контролируется ТНК. Экономическая мощь крупных ТНК сравнима с бюджетами средних государств. Это позволяет корпорациям навязывать свою волю многим странам.

Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов. Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и т. д. По уровню экономического развития Россия находится на одном из последних среди индустриальных стран мест, особенно по среднедушевому объему ВВП. В то же время Россия соответствует критериям промышленно развитой страны по таким показателям, как уровень урбанизации и грамотности населения, отраслевой структуре ВВП и занятости. Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций). Перемены, произошедшие во внешней торговле Российской Федерации, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Ею сейчас занимаются сотни тысяч хозяйствующих субъектов. Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики: насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста.

Российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ: дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила; внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран; значительные масштабы свободных производственных площадей; наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей. Наибольшее значение имеет реализация сравнительных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях. Передовые в научно-техническом отношении сектора (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, программное обеспечение и др.), обладающие уникальными технологиями, могут выполнять роль экспортного лидера. Расширение производства наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке115 продукции способствовало бы подъ-

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики.

Структурная перестройка экономики развитых стран происходила в весьма сжатые исторические сроки - одно, два десятилетия. Причина этого - значительное ускорение темпов развития НТП, новейшие формы и методы организации и управления инновационными процессами, выросшие возможности адаптации различных сфер национальных хозяйств к нововведениям. Структурная перестройка хозяйства и повышение эффективности его функционирования в этих странах сопровождались неуклонным усилением роли и значения нематериальных элементов производственных ресурсов - научных знаний, информации, квалификации, активно дополняющих и опосредующих материальные элементы (сырьевые, энергетические, технико-технологические).

Главные направления и конечные цели государственной промышленной политики в странах с современной высокоразвитой экономикой во многом совпадают. Однако формы и методы ее проведения в разных странах различны. Так, в США структурная политика, проводимая государством, не имеет строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов, ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственных мер по регулированию экономических процессов.

Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Специфика структурной перестройки в России состоит в следующем:

  • во-первых, исходным пунктом этой перестройки выступает структура экономики, сложившаяся в условиях распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающая глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации производства и обращения;
  • во-вторых, действие самих по себе рыночных сил может привести и привело к формированию ущербной структуры экономики, характеризующейся потребительским характером, а значит, низким уровнем накопления и инвестиций, а также преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей, первичных ресурсов при упадке обрабатывающей промышленности, что означает утрату Россией позиций в ряде развитых индустриальных стран;
  • в-третьих, структурная перестройка разворачивается на фоне высокой криминализации экономики, в том числе кредитно- финансовой сферы. Это затрудняет процесс выздоровления экономики.

Возможны две полярные модели структурной перестройки, в которых по-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации.

Первая характерна для Китая с превалирующими процессами позитивной адаптации, т.е. ростом объемов производства (10-15% ежегодно), инвестиций, экспорта, повышением уровня реальных доходов населения.

Другая модель характерна для России и стран, ранее входивших в СССР и СЭВ, с доминирующими процессами негативной адаптации, среди которых особенно важен спад производства. К отраслям с набольшим падением производства относится машиностроение. Главной причиной сокращения машиностроительного производства явилось резкое падение инвестиционной активности в экономике, связанное прежде всего с сильными инфляционными процессами. Резко сократилось производство потребительских товаров в результате снижения платежеспособного спроса населения на начальном этапе реформ, а также их низкого качества. В результате стремительный рост импортной продукции в структуре продаж.

В структурных изменениях, которые происходят в экономике России в настоящее время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продуктов) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.

Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.

Продолжается процесс изменений в стоимостной структуре воспроизводства в результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда и амортизации и неестественно (в условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.

В условиях разбалансированности современной российской экономики произошел массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы в сферу обращения возник современный банковский сектор, привлекающий дешевые средства предприятий для последующего использования их в намного более прибыльных спекулятивных операциях.

Концентрация денежной массы в сфере обращения капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой эластичностью спроса на деньги в сфере обращения в зависимости от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства - сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег в реальном выражении.

Закономерный результат такой макроэкономической политики - последовательное сокращение денежной массы в экономике.

Фактически объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз - до 10-12% ВВП по сравнению с 70-80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать потребностям сферы обращения в оборотном капитале и населения в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.

О завершении процесса масштабного перетока денег из производственной в сферу обращения капитала свидетельствует и резкое (более чем вдвое) снижение в 1996 г. рентабельности в промышленности - до 10% по сравнению с более чем 50%-ной ставкой на ссудном рынке.

В переходной экономике необходима также структурная перестройка собственности.

Мы уже знаем, что для рыночной экономики характерна следующая структура собственности:

  • ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
  • за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
  • существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Специфика перераспределения собственности в российских условиях заключается в борьбе за контрольный (50% + одна голосующая акция) пакет, дающий право контроля всей собственности (по принципу - все, что меньше 50%, равно нулю, все, что больше, - 100). Как следствие, вторичный рынок кооперативных акций работает только на консолидацию пакетов.

Характерным примером структурной перестройки собственности стало создание (по инициативе в основном коммерческих банков и с разрешения правительства) крупных ФПГ (финансово-промышленных групп). Это связано с процессом выведения значительной части госсобственности из-под непосредственного государственного управления при сохранении значительного государственного контроля. В течение двух лет правительством было создано 28 ФПГ, объединяющих 450 промышленных предприятий, банков, страховых компаний. На роль центрального звена ФПГ выдвигаются крупные коммерческие банки, которые рассматриваются в качестве структур, способных более эффективно (по сравнению с государством) управлять промышленными предприятиями, а также создавать в рамках альянса инвестиционную инфраструктуру.

Процесс рыночной адаптации субъектов реального сектора экономики отражает сущность реструктуризации экономики на микро- и макроуровнях.

Реструктуризация предприятия - это широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.

Реструктуризация может проводиться двумя принципиально различными путями, которые используются в ходе рыночных реформ в странах с переходной экономикой.

Первый - проблемы реструктуризации могут решаться индивидуально на каждом предприятии, преимущественно с помощью целенаправленного подбора стратегических инвесторов, способных предоставить необходимый капитал и привнести современный опыт управления.

Второй - реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности), проводимых быстро и комплексно. При этом поиск окончательных эффективных собственников переадресуется рынкам капиталов.

Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационным и финансовым.

Организационная реструктуризация - это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрированное и монополизированное хозяйство.

Финансовая реструктуризация - это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.

Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства.

Структурные сдвиги в экономике - это изменения в структуре экономической системы под воздействием различных экономических и внеэкономических факторов, процессов управления экономической системой. Прогрессивными структурными сдвигами следует считать те, которые приводят в конечном счете к повышению долгосрочной эффективности экономической системы.

Исходя из цели, которую общество стремится достигнуть в процессе функционирования экономической структуры, можно принять следующие показатели ее эффективности:

1) степень удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей;

2) рост валового внутреннего продукта и национального дохода;

3) формирование оптимальных отраслевых и региональных пропорций воспроизводства;

4) увеличение прибыльности и рентабельности работы предприятий.

Конечной целью всяких структурных сдвигов является удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и реализация соответствующих интересов . В то же время сама система потребностей неоднородна: ее составными частями являются материальные, духовные, социальные потребности. В условиях товарно-денежных отношений степень удовлетворения потребностей зависит от целой системы промежуточных показателей:

· на макроэкономическом уровне – это увеличение доли страны в мировой экономике, повышение темпов экономического роста ВВП и национального дохода, оптимизация структуры его распределения, потребления и накопления, формирование оптимальной структуры воспроизводства, основных народнохозяйственных пропорций;

· на мезоуровне - это оптимизация отраслевой и региональной структур экономики в плане ликвидации аномальных диспропорций, а также структурных асимметрий, порождающих дезинтеграционные процессы;

· на микроуровне - это увеличение прибыльности и рентабельности работы отдельных предприятий (фирм), оптимизация их производственной, организационной, технологической и управленческой структур.

Конечный и промежуточные показатели эффективности экономической структуры находятся в противоречивом взаимодействии, так как не всегда рост физического и стоимостного объема валового внутреннего продукта соответствует улучшению качества структуры экономики и адекватному улучшению структуры удовлетворения потребностей и реализации интересов хозяйственных субъектов.

Таким образом, понятие эффективности структурных сдвигов в экономике несколько отличается от показателей эффективности ее структуры. Отражая динамическую составляющую структурного развития, оно показывает, насколько быстро структурные сдвиги достигают цели, т.е. приводят структуру размещения производственных ресурсов в соответствие со структурой изменяющихся потребностей при минимуме затрат на их осуществление. Математически данный показатель можно представить в виде:

Эс= Мs / I ´ 100%

где Эс - эффективность структурных сдвигов в экономике;

Мs - масса структурного сдвига в стоимостном выражении;

I - затраты на осуществление структурного сдвига.

Милитаризация

Милитаризация - подчинение экономической и общественной жизни государства (государств) целям подготовки к войне; перенесение методов военной организации в область гражданских отношений.

Многие считают данные процесс пагубным для развития стран. Но военный потенциал, его создание, поддержание в надлежащем состоянии и использование – неизбежность для все еще разделенного по классовым, расовым, религиозным, экономическим и многим другим признакам человечеств.

Милитаризация экономики оказывает существенное воздействие на общественное воспроизводство. Военная продукция участвует в воспроизводстве производственных отношений.
Милитаризация экономики сопровождается также изъятием больших сельскохозяйственных площадей под военные базы, полигоны, аэродромы и другие военные объекты. США, например, только на территории иностранных государств занимают для этих целей 31 млн. акров земли. В ФРГ изъято под военные объекты 4 млн. га земли.

Милитаризация экономики капиталистических стран ведет к резкому сокращению расходов на социальные нужды, к росту налогообложения, инфляции, ухудшению материального положения трудящихся, что еще больше обостряет все присущие капитализму экономические, социальные и политические противоречия. В странах НАТО постоянно расширяются масштабы финансирования милитаристских приготовлений. Страны, входящие в НАТО, ежегодно увеличивают военные расходы на 3 % в реальном исчислении.

В результате милитаризации экономики в некоторых отраслях промышленности наблюдается увеличение производства, а на ряде товарных рынков - превышение спроса над предложением, рост курса акций, повышение цен, то есть улучшение конъюнктуры. Однако эти тенденции характеризуются крайней неустойчивостью. Систематическое изъятие из процесса воспроизводства значительной части продукции ведет к сужению масштабов расширенного воспроизводства, развитию инфляции и ухудшению общехозяйственной конъюнктуры.

Если оценивать уровень милитаризации хозяйств по величине доли ВВП, расходуемого на создание вооружений и содержание вооруженных сил, то она остается довольно высокой в ведущих странах, колеблясь в пределах 1-4% (США - 3,8%, Япония - 1%). Наикрупнейшие средства на военные цели расходуются в США - около 300 миллиардов долл., что наиболее чем в 5 раз превосходит расходы КНР и в семь раз - расходы Франции, Германии.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство