25.11.2019

На финансирование страховой части трудовой. Формирование страховой пенсии. Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии


С 01.01.2014 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечисляются в ПФР единым платежом без разбивки на страховую и накопительную части (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). О накопительных взносах в Пенсионный фонд в 2016 год расскажем в нашей консультации.

Обязательные накопительные взносы

В 2014 — 2018 годах для организаций и ИП, производящих выплаты физическим лицам и не имеющих право на пониженные тарифы, применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2016 году установлена в размере 796 000 рублей (Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265).

Перечисленную единым платежным документом сумму страховых взносов ПФР распределяет на страховую и накопительную части трудовой пенсии работника самостоятельно с учетом выбранного таким работником варианта пенсионного обеспечения.

Если страхователь погашает задолженность по накопительным взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, то уплачивать эту сумму необходимо отдельным от страховой части платежным поручением по следующим КБК:

Добровольные накопительные взносы в ПФР

В 2016 году работодатель может перечислять средства на накопительную часть пенсии работников:

  • за счет собственных средств, если такая обязанность предусмотрена приказом работодателя или трудовым (коллективным) договором (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ);
  • за счет средств самих работников на основании их заявлений (

В начале декабря 2012 года сразу несколько федеральных законов внесли изменения в законодательство РФ о страховых взносах. Поправки вступили в силу с 1 января 2013 года, но часть из них начнет действовать с 1 января 2014 года. В настоящей статье специалисты 1С:ИТС рассматривают основные положения, касающиеся изменений в тарифах взносов на пенсионное страхование, на «травматизм», действующие в отношении страхователей-работодателей, а также изменения в порядке исчисления страховых взносов для самозанятых лиц.

Страховые взносы в ПФР

Наиболее значимые изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ в действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим их подробнее.

Общие тарифы пенсионных взносов

Поменялся порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников 1967 г. р. и младше, между страховой и накопительной частью пенсии.

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные на 2013 и последующие годы для отдельных категорий страхователей, имеющих право на их применение в соответствии с законодательством РФ

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 г.р. и старше

Для лиц 1967 г.р. и моложе

Для лиц 1967 г.р. и моложе

В п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21 %, из них:

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

6 % - индивидуальная часть тарифа

21 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

19 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

В п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

14 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014 и последующие годы

14 % - индивидуальная часть

12 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

от 23.08.1996 № 127-ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (изменения внесены в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

8 % - индивидуальная часть

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014-2017 годы

8 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

13 % - индивидуальная часть

11 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

20 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

18 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

В п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21,6 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

15,6 %, из них:

5,6 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

23,2 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

21,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

При этом для работников 1967 г. р. и младше тариф установлен в случае, если они не распорядились своими накоплениями.

В отношении работников 1967 г. р. и младше, которые распорядились своими накоплениями, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ устанавливаются отдельные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов на 2014 и последующие годы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении работников 1967 г.р. и младше, которые распорядились своими накоплениями

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Сельхозтоваропроизводители и пр. организации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; плательщики ЕСХН; плательщики, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы; общественные организаций инвалидов; организации с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных организаций инвалидов с численностью не менее 50 %, долей зарплаты инвалидов в ФОТ - не менее 25 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (изменения внесены пп. «а» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 21 %

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (изменения внесены пп. «б» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год и последующие - 14 %

8 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий (изменения внесены пп. «в» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014-2017 годы - 8 %

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2018 год - 13 %

7 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2019 год - 20 %

14 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Страхователи, осуществляющие производство и выпуск в эфир и (или) издание СМИ, в т. ч. в электронном виде, исключая рекламные и эротические СМИ (изменения внесены пп. «д» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 23,2 %

17,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Взносы для временно пребывающих на территории РФ иностранцев

Изменения коснулись перечня застрахованных лиц, а именно - временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми заключаются срочные трудовые договоры.

Ранее пенсионные взносы платились с вознаграждений этой категории работников, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Начиная с 1 января 2013 года страховые взносы на выплаты этим лицам необходимо начислять, если с ними заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Исходя из формулировки, приведенной в новом пункте 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ , можно сделать вывод, что не важно, со сколькими работодателями и на какой срок были у временно пребывающего на территории РФ иностранца (лица без гражданства) заключены срочные трудовые договоры. Если общая продолжительность работы по всем трудовым договорам такого лица составляет шесть месяцев и больше, то в отношении него пенсионные взносы уплачиваются. Взносы на выплаты данной категории работников начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения этих лиц (в 2013-2015 гг. - 22 %, начиная с 2016 года - 26 %).

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование

С 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы (п. 11 ст. 3 и п. 5 ст. 6 Закона № 243-ФЗ). Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа.

Размеры перечисляемых средств установлены новыми и 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ):

1) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (занятые на подземных работах и работах с вредными условиями труда и в горячих цехах):


2) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в остальных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ :


При этом ограничение предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что дополнительные страховые взносы на пенсионное страхование начисляются на все суммы, выплачиваемые работникам.

Работодатель освобождается от уплаты дополнительных пенсионных взносов по результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным законом (п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов «на травматизм»

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013-2015 гг. не повышаются и остаются на уровне, определенном в статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 Закона № 228-ФЗ). В перечень лиц, которые имеют право платить страховые взносы «на травматизм» в размере 60 процентов от основного тарифа, добавлены предприниматели, выплачивающие вознаграждения работникам инвалидами I, II, или III группы.

Тарифы страховых взносов для самозанятых лиц

  • прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские и иные подобные учреждения РФ.

Отсутствие деятельности в этом случае необходимо подтверждать документами, которыми, например, могут быть выписка об отсутствии движений по лицевым счетам (если они есть), документ об отсутствии кассовых операций и т. п.

Если в течение указанных выше периодов деятельность все же велась, то взносы уплачиваются в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев «занятости».

Навигация по статье

Принципы ОПС основаны на введенной и позволяют:

  • учитывать поступление страховых платежей на лицевом счете каждого застрахованного лица;
  • фиксировать данные о месте его работы и продолжительности трудовой деятельности;
  • определять количество накопленных пенсионных баллов для расчета будущей пенсии.

Выплаты в системе ОПС осуществляются при наступлении страхового случая , т.е. , .

Ключевыми участниками системы ОПС являются сами застрахованные лица, страхователи и страховщики.

Страхователи являются непосредственными плательщиками страховых взносов. В роли таких участников ОПС могут выступать:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (ИП);
  • физические лица, уплачивающие взносы за себя и за других лиц;
  • самозанятое население (нотариусы, адвокаты и др.)
  • в части страховой пенсии: Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • в части накопительной пенсии: различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Главным администратором здесь конечно же является ПФР, так как он управляет всеми пенсионными средствами в системе ОПС.

Взносы на ОПС - что это?

Все денежные средства, поступающие в ФНС (до 2017 года - в ПФР), учитываются на граждан согласно действующей системе индивидуального (персонифицированного) учета по номеру (зеленой ламинированной карточке).

Страховые взносы на ОПС - это суммы, начисленные со всех выплат и иных вознаграждений в пользу работника и уплаченные работодателем в соответствии с законодательством. Эти взносы представляют собой будущие пенсии данных сотрудников и составляют пенсионные выплаты нынешних получателей пенсий.

Распределение взносов осуществляется согласно действующим нормативам и выбранному гражданином .

Непосредственное перечисление денежных сумм осуществляет страхователь , выполняющий две важные функции:

  • за своих сотрудников ;
  • собственные платежи за себя .

Что касается граждан - застрахованных лиц , получивших страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, то к ним относятся:

  • граждане РФ;
  • постоянно или временно проживающие на территории нашей страны иностранцы;
  • лица без гражданства.

Кто уплачивает взносы за работника?

Работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы с заработной платы своих работников. Однако не все четко представляют два основных момента: начисляются они из фонда оплаты труда сотрудника до вычета всех налогов, а перечисляются непосредственно страхователем из собственных средств .

Плательщиками взносов за своих сотрудников являются:

  • организации, имеющие наемных работников;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), включая глав фермерских хозяйств, имеющие в своем подчинении сотрудников;
  • лица, не являющиеся ИП, но производящие уплату вознаграждений физлицам.

Большинство застрахованных лиц, за которых страхователи платят взносы, работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера.

Если страхователь относится к нескольким категориям, то перечисление платежей он осуществляет по нескольким основаниям.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2019 году

При начислении взносов на ОПС важно определить предельную величину заработной платы, с которой и происходит уплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. Максимальный уровень взносооблагаемой базы определяется правительством каждый год, в 2019 году он равен 1021000 рублей (в 2017 году - 876 тыс. руб.).

Размер тарифов зависит от следующих параметров:

  • категории страхователя;
  • возраста сотрудника;
  • от суммы дохода, начисленного сотруднику в течение года.

Особые тарифы предусмотрены для страхователей, имеющих льготные рабочие места. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии таких мест ограничение предельной базы не действует.

Сумма (тариф) страхового взноса на обязательное пенсионное страхование

Каждый из нас, являясь застрахованным лицом, формирует свои пенсионные права и свою . Для этого наши работодатели перечисляют 22% с нашей зарплаты ежемесячно на наши индивидуальные счета.

Распределяться этот тариф может двумя способами в зависимости от выбранного варианта пенсионного обеспечения:

  1. В первом случае, индивидуальный тариф в размере 16% полностью пойдет на , а солидарный тариф - 6% обеспечит выплату фиксированной части пенсии нынешним ее получателям.
  2. Другой случай относится к гражданам 1967 года рождения и моложе, которые могли выбрать до 2016 года , и молодым сотрудникам, имеющим право такого выбора в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности. Для всех них индивидуальный тариф составит 10% на формирование страховой выплаты и 6 % на накопительную, солидарный тариф при этом остается неизменным.

Такой основной тариф в предусмотрен для плательщиков, применяющих общую систему налогообложения.

Дополнительные взносы в Пенсионный фонд (при вредных условиях труда)

С 2013 года для работодателей, имеющих вредные и опасные для жизни и здоровья рабочие места, были введены дополнительные тарифы. Они применяются в отношении всех выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на таких видах работ.

  • при наличии специальной оценки доп. тариф страховых взносов будет установлен на основании принятого класса опасности, причем чем опаснее условия труда (самый опасный - 4 класс, оптимальный - 1 класс), тем выше тариф платежа;
  • при отсутствии спецоценки тариф взносов равен 9% для работ по Списку 1 и 6% - по Списку 2 и «малым» спискам.

Оценка условий труда проводится работодателем не реже одного раза в пять лет.

Пониженный тариф страховых взносов

Тариф страховых взносов ниже общеустановленных 22% применяется к следующим категориям плательщиков:

Пониженный тариф Категории плательщиков
20%
  • в отношении ИП, применяющих патентную систему налогообложения и производящих выплаты сотрудникам;
  • организации и ИП, применяющие упрощенное налогообложение (УСН);
  • аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на осуществление фарм. Деятельности;
  • некоммерческие организации с УСН в области научных исследований, образования, здравоохранения, культуры;
  • благотворительные организации с УСН;
14% организации - участники проекта «Сколково»
8%
  • организации и ИП, осуществляющие технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах;
  • предприятия, действующие в области информационных технологий;
  • хозяйственные общества и партнерства, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями
6%
  • страхователи, действующие в свободной экономической зоне Крыма и Севастополя;
  • страхователи, зарегистрированные на территориях опережающего экономического развития;
  • работодатели, имеющие постоянную регистрацию в свободном порту Владивостока

Плательщики таких льготных категорий освобождены от уплаты взносов при превышении величины взносооблагаемой базы.

Страховые взносы в 2019 году для ИП за себя

Страхователи, зарегистрированные в качестве , получают доход от своей деятельности без начисления зарплаты самому себе. В связи с этим предусмотрен особый порядок уплаты ими страховых взносов независимо от наличия дохода от предпринимаемой деятельности в текущем году.

Размер платежа устанавливается в соответствии с уровне дохода предпринимателя за год:

  • если он ниже 300 тысяч рублей , то применяется фиксированный размер - 26% годовой суммы МРОТ;
  • если он выше 300 тысяч рублей , то к фиксированной сумме необходимо будет доплатить 1% с суммы превышающего дохода.

Стоит отметить, что с 2019 года изменяется принцип определения размера страхового взноса для самозанятых лиц. Ранее тариф взносов привязывали к МРОТ, однако сейчас он устанавливается в фиксированной величине - 26545 рублей в 2019 году .

Когда освобождаются от уплаты?

Кроме особого порядка расчета страховых платежей по ОПС для ИП за себя, для них предусмотрено освобождение от уплаты взносов за определенные периоды, в течение которых предпринимателями не осуществлялась соответствующая деятельность . Такая мера предусмотрена и для .

К льготным периодам относятся:

  1. служба в армии по призыву;
  2. уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  3. уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или 80-летним гражданином;
  4. проживание с супругом-военнослужащим в течение не более 5 лет в местах, где отсутствует возможность трудоустройства;
  5. проживание не более 5 лет за границей с супругом - работником дипломатического представительства РФ.

Перечисленные периоды засчитываются в страховой стаж наравне с периодами, в течение которых производилась уплата взносов.

Порядок и сроки уплаты средств в Пенсионный фонд

Перечисление платежей осуществляется каждый месяц. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за предыдущий месяц необходимо уплатить:

  • не позднее 15 числа в случае подачи документов в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа в случае электронного документооборота.

Если последний день такого срока приходится на выходной или праздничный день, то уплату можно произвести в ближайший рабочий день.

Для предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, предусмотрена возможность выбора периодичности перечисления платежей раз в квартал или в конце финансового года.

Следует помнить, что начисленные, но не уплаченные в срок страховые взносы на ОПС подлежат взысканию как недоимка.

База для начисления платежей определяется в отношении каждого сотрудника в конце каждого календарного месяца нарастающим итогом с начала года . Для работников, устроившихся в организацию в течение календарного года, база определяется с месяца принятия на работу.

Непосредственная уплата взносов осуществляется путем направления в банк расчетного документа, где должны быть указаны соответствующие коды бюджетной классификации (КБК). Взносы на ОПС уплачиваются без деления на страховую и накопительную части.

Физические лица могут также бесплатно производить уплату взносов через отделения почтовой связи.

Стоит обратить внимание, что согласно введенному с 2015 года правилу, сумма, рассчитанная для перечисления, должна определяться точно в рублях и копейках .

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство