22.11.2019

Власть как необходимое условие существования семьи


В любой социальной системе, в том числе и в семье, в явном или неявном виде существует феномен власти. Наличие данного феномена как необходимого условия бытия всех социальных систем не отрицается большинством представителей гуманитарных областей научного знания. Исключение в данном случае представляют лишь сторонники анархических идей. Однако в вопросе о генетической природе и сущности власти ученые резко расходятся в своих взглядах. В дальнейшем автор будет исходить из достаточно распространенной точки зрения, согласно которой всякая власть является в первую очередь ладом, то есть порядком. Для подтверждения данного утверждения можно привести не только философские и социальные, но и филологические аргументы. Этимологически в русском языке само слово «власть» происходит не от слова «воля». Корень в данном случае - «лад», что в наиболее ярком виде проявляется в таком белорусском слове как «улада»

Итак, любая власть - это в первую очередь лад, то есть порядок. Порядок в данном случае означает, что все субъекты некоего социума должны занимать определенное место в его структуре. Причем, наиболее важным для социальных систем является не одноуровнево-горизонтальный, а иерархическивертикальный порядок. Таким образом, именно наличие ярко выраженной иерархии является необходимым условием существования любой устойчивой социальной системы. Конечно, в определенном смысле будет верным утверждение о том, что сама такая система в своем развитии выстраивает некоторую социально-иерархическую лестницу, но в еще большей степени истинным является утверждение о порядке как первичном, необходимом онтологическом условии построения устойчивого социума. В семье как специфической социальной системе феномен власти наряду с общими родовыми свойствами имеет и ряд своих видовых особенностей. Во-первых, в основе построения традиционной семейной иерархической лестницы лежат не социальные, а преимущественно физиологические критерии, такие как пол и возраст. Ученые зачастую проводят аналогию между семьей и государством.

Приняв данное сравнение в качестве исходной точки для дальнейших рассуждений, можно прийти к выводу о том, что иерархические отношения в семье аналогичны подобного рода отношениям в такой форме государственного управления как монархия. Как известно в монархиях (по крайней мере, в большинстве из них) существует феномен наследственности высшей власти, причем такая наследственность осуществляется не по социальным, а по чисто физиологическим критериям. Носителем этой власти человек становится не в результате так называемых «свободных демократических выборов», а только лишь благодаря факту своего рождения. Точно также, традиционно в большинстве семей главой семьи мог стать только лишь мужчина, являющийся отцом данного семейства, то есть верховенство семейной власти было жестко детерминировано возрастными и физиологическими особенностями его носителя. Конечно, указанному феномену можно придать и некоторое социальное объяснение, однако оно также будет тесно взаимосвязано с психо-физиологическими особенностями полов. Дело в том, что результаты многочисленных современных исследований в гендерной области свидетельствуют о наличии феномена совершенно различного восприятия мужчиной и женщиной любого значимого для них социального объекта. Для мужчины в первую очередь этот объект представляет собой некую органическую социальную целостность, в рамках которой личностные отношения между элементами социума (то есть конкретными людьми) носят хотя и значимый, но второстепенный, вспомогательный характер.

Для женщины же, напротив, социум воспринимается преимущественно не как нечто надиндивидуальное, а в качестве совокупности личностных отношений членов социума между собой. Естественно, что человек должен строить свою жизнь не на основе советов из Вашингтона или Брюсселя, а опираясь в первую очередь на объективные законы бытия. Таким образом, применительно к теме нашего исследования, можно прийти к выводу о том, что мужская роль в семье в основном должна выражаться в деятельности по изменению (а также и сохранению) всей системы семейных отношений, а женское влияние в наиболее позитивной форме может реализовываться в процессе личностных взаимосвязей отдельных членов семьи. Вот почему некоторое неравенство полов в семье не является проявлением гендерной дискриминации. Тем более не является оно и ограничением для реализации женщиной своего потенциального «Я». На наш взгляд, напротив, именно благодаря существования этого иерархического неравенства женщине предоставляются наиболее благоприятные возможности реализовать данное «Я» внутри семьи. Во-вторых, важнейшей специфической особенностью проявления лада в семейных отношениях является существования любви между всеми членами семьи.

Таким образом, подлинный лад представляет собой не просто любой порядок, основанный, например, на чисто формальных принципах, а некую органическую гармонию имеющую любовь в качестве своего первоисточника. Недаром наши предки называли любимых «ладою». Отметим, что известный ирландский мыслитель К.С. Льюис считал именно любовь одним из исходных и естественных законов всего человеческого бытия. «Человек, - полагал он, - не может не подчиняться тем законам, которые он разделяет с другими телами и организмами. Но тот закон, который присущ только человеческой природе и который не распространяется на животных, растения или на неорганические тела, - такой закон человек может нарушить по своему выбору. Этот закон назвали "естественным", потому что люди думают, что каждый человек знает его инстинктивно и поэтому никого не надо учить ему» . Конечно, для существования некоторых иерархических социальных систем наличие любви между ее субъектами не является необходимым условием. Но для семьи любовь действительно необходима. В противном же случае семейный порядок будет устанавливаться с помощью тоталитарного насилия, и держаться на всеобщем страхе. Причем в данном случае принципиально не имеет никакого значения: осуществляется это насилие с помощью грубой физической силы, или посредством обмана. Нами уже отмечено наличие сущностной аналогии между семьей и государством.

Вот почему так важна в данном случае мысль выдающегося русского философа ХХ века И.А. Ильина, считавшего, что любое государство может существовать либо в виде корпорации, либо в виде учреждения. По его мнению, корпоративное государство строится «снизу вверх», а учрежденческое, напротив, «сверху вниз». Конечно, речь в данном случае идет о крайнем проявлении принципа государственного устройства. Причем такие крайности ведут к состоянию онтологической болезни этого устройства. «Государство в своем здоровом осуществлении, - подчеркивал Ильин, - всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится - и сверху и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления.

Есть государственные дела, в которых уместно и полезно корпоративное самоуправление; и есть такие дела, в которых оно решительно неуместно и недопустимо» . Соответственно и любая семья в своем здоровом осуществлении должна быть построена на принципах и корпорации, и учреждения. Именно любовь между всеми ее членами служит тем самым началом, которое, с одной стороны, не позволит абсолютизировать корпоративные принципы и привести семью к состоянию непрерывной всеобщей конкуренции, а с другой стороны будет препятствовать превращению семейной иерархии в абсолютную диктатуру главы семьи над остальными ее членами.

Литература

1.Льюис, К.С. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. - Москва, 1992.

2. Ильин, И.А. Что есть государство - корпорация или учреждение // Собр. соч. в 10 т, т. 2, кн. 2. - Москва, 1993.

План-конспект открытого итогово-обобщающего занятия по дисциплине «Обществознание» по разделу «Экономика»
Цели: целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие, и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения; уяснение основных характеристик экономических систем; совершенствование умения анализировать, сравнивать и обобщать; продолжение работы над развитием способностей учащихся к интегрирующему мышлению, которое помогает им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира, а значит, облегчает поиск своего места в нем.Тип урока: итогово-обобщающий урок, семинар.
Основные понятия: экономика, экономические системы, частная собственность.
Организация работы: работа участников семинара включает 5 основных частей, содержащих различные виды деятельности:
Выбор темы, вопроса.
Организационно-методическая подготовка работы.
Самостоятельная подготовка учащихся к работе.
Собственно работа.
Обобщение результатов работы.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, которая включает в себя экономику предприятий, отраслей, страны, а также финансы, денежное обращение и т. д. Экономическая сфера - главная системообразующая сфера, которая непосредственно влияет на все сферы в жизни общества. В этой сфере происходит удовлетворение человека и общества материальными благами: питанием, одеждой, жилищем.
Для экономического процветания очень важен высокий уровень экономического образования, ибо благосостояние и ypoвень экономического образования связаны друг с другом.
Само слово «экономика» имеет два значения:
- способ хозяйствования или организация деятельности людей, направленной на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества;
- это наука, которая исследует законы, по которым люди взаимодействуют в процессе ведения хозяйства.
II. Обучающиеся делятся на группы. Проводятся 3 тура. По итогам каждого тура выставляются баллы всей группе.
1 тур. Устный опрос, актуализация знаний.
Экономика – это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).
Потребность – это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая выражается желанием её удовлетворения.
Экономические блага – это товары и услуги.
Социальная среда хозяйствования человека – это условия, в которых, во– первых, развиваются отношения собственности (частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному творческому и более результативному труду); во–вторых, формируется уровень развития государственных и общественных организаций.
Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте.
Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда.
Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Экономическая деятельность – это любая деятельность субъектов экономики, направленная на получение экономической выгоды.
Экономическая система – способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов: что производить, как производить, для кого производить.
Потребительский бюджет это баланс денежных доходов и расходов семьи, он характеризует уровень жизни различных слоев населения.
Уровень жизни это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития.
Прожиточный минимум это уровень доходов, обеспечивающий приобретение материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения.
Потребительская корзина минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Рабочая сила - это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды, работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Заработная плата - это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.
Номинальная заработная плата - это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег.
Безработица такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
Бюджет – это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
2 тур. Каждая группа занимается рассмотрением определенной проблемы: дать наиболее полную характеристику моделям экономики (традиционная, командная, рыночная модели)
l-я группа: Традиционная модель экономики (докапиталистическая; феодальная).
2-я группа: Рыночная модель экономики (капиталистическая).
3-я группа: Командная модель экономики (социалистическая).
Каждая из групп получает рабочие листы, в которых отвечают на следующие вопросы:


Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Способ координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государств.

По каким моделям и когда шло развитие России?
В ходе совместной творческой работы происходит нанизывание идей, положений, фактов, характеризующих экономическую сферу.
Модели экономики
1. Традиционная экономическая система: земля и капитал находятся в общинной собственности. Ресурсы распределяются в соответствии с традициями. Традиционные занятия. Основные экономические вопросы не стоят. Экономическая система неэффективна.
2. Рыночная экономическая система: земля и капитал находятся в частной собственности. Ресурсы распределяются рыночными механизмами. Главные вопросы решает сам производитель, действуя по законам рынка.
Преимуществами этой системы являются: частная хозяйственная инициатива, предприимчивость, основанные на праве частной собственности и на рыночной организации распределения органических ресурсов.
З. Командная, или плановая, экономика: такая экономика, при которой земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики решает также государство, а именно определенные государственные организации, органы управления.
В плановой системе люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Все, что дает государство, оно сначала забирает.
Командная экономическая система была внедрена и в период ее расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли.
Вопрос ко всем группам после выполнения задания:
По каким моделям и когда шло развитие России?
3 тур. Работа с документами.
Каждая группа получает документ и выполняет задание.
1) Чтение документа.
2) Ответы на вопросы.
Оценивается наиболее полные ответы студентов.
III. Итоги урока.
Студенты осознанно делают выводы на основе проделанной роботы.
В ы в о д: в наше время существуют различные экономические системы. В экономике современной России можно наблюдать элементы командной, рыночной и даже традиционной модели. Тем не менее в общем экономика современной России признана рыночной.
Выбор, утверждение, осуществление той или иной экономической модели зависят от многих факторов (от исторической, политической, социально-экономической ситуации в стране и в мире, от природных, географических ресурсов, от особенностей национальной культуры, менталитета народа и т. д.).
Приложение 1
Документ
О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А.Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты... Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддержи конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и... расширение производства общественных благ особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере... Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
Задания к документу:
Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению ученого, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
А.Н. Прохоровский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.
Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики.
Почему, по мнению экономиста, наличие демократического общества выступает условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это.
Приложение 2
Документ
Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».
В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования... По показателю доли безработных в общей численности экономически активнoгo населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
Задания к документу:
Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.
Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве... к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.
Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.
Приложение 3
Документ
Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского ученого-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода... В этом случае его доход получается исключительно от его труда... Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть это та, которая идет на непосредственное потребление...
Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблен на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью... Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблен на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.
...Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своем обладании, а из второго расставаясь с ним.
…Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.
Задания к документу:
С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?
Какая часть доходов является капиталом? Чем оборотный капитал отличается от основного?
Ученый полагал, что «устойчивый по рядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала
Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.
Приложение 4
Задание № 1
_______________________ экономика.
Вид собственности на экономические ресурсы.
____________________________________________________________________________________________________________
Способ решения главных экономических вопросов:
Что производить?

Как производить?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для кого производить?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что координирует хозяйственную деятельность людей, фирм, государств.____________________________________________________________________________________________________
Страны, в которых получила развитие та или иная модель экономики.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список подгруппы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок по обществознанию на тему «Человек в системе экономических отношений»
Цель: познакомиться с основными показателями рационального поведения субъектов экономических отношений.
Предмет: обществознание.

Класс: 11.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение (с элементами беседы) программного материала.
Выгодна ли потребителю конкуренция производителей? Почему люди пользуются кредитом? Хорошо ли жить в долг? Как сделать, чтобы наши расходы не превышали доходы?
Данный параграф завершает главу «Человек и экономика», опираясь на предыдущий материал и в определённой мере обобщая его.

Из материалов §1 вы узнали об основных видах деятельности человека в экономике – производстве, распределении, обмене, потреблении. Производство является основой экономики, средством решения её главной задачи – создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Поэтому выполнение человеком роли производителя было предметом рассмотрения практически всех параграфов главы. В решении ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов активно участвуют не только производители, но и потребители.

Приступая к рассмотрению правил рационального поведения, которыми пользуются основные участники экономики, постараемся уделить потребителю значительно больше внимания.

Напомним, что означает вести себя рационально. Рациональное поведение – это, прежде всего, продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Рациональное поведение потребителя
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

Потребители – это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация, в целом государство.

Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишён свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Вспомните многообразные потребности человека: физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности. Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах – на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации – на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определённые знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Потребитель – одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создаёт спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силён на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать? Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего, изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продаётся с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку.

Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определённую последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке.

Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников. Основными источниками дохода потребителя являются заработная плата, социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы (например, на туристическую путёвку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, учёные сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821-1896) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10-15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счётом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Ещё один надёжный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, - это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растёт число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и её потребителям.

Страхование означает защиту вас от возможного ущерба путём периодических взносов страховым компаниям, которые выплачивают вам денежное возмещение в случае такого ущерба. Рассмотрим это положение на конкретном примере.

Предположим, вы летом живёте и отдыхаете в посёлке, застроенном однотипными садовыми домиками. Средняя цена домика 120 тыс. р. Из практики прошлых лет известно, что в среднем один раз в год пожар уничтожает один дом. Это позволяет страховой компании подсчитать, сколько денег потребуется заплатить пострадавшему в случае пожара (в нашем случае до 120 тыс. р.), и добавить к ним некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль (например, ещё 30 тыс.). Полученная общая сумма (150 тыс. р.) делится между всеми владельцами домиков, и каждый вносит свою долю, или страховой взнос, в общий фонд (если владельцев 100 человек, то каждый платит по 1,5 тыс. р.). В случае пожара владелец сгоревшего домика получит от страховой компании компенсацию (в размере до 120 тыс. р.), а компания – прибыль. Таким образом, разделение риска возможного ущерба с другими людьми за счёт страхования даёт потребителю возможность защитить себя от финансовых потерь.

Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надёжности, процента на доход, ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).
Рациональное поведение производителя
Производители – это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике – получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объёма продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объём выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определённого результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объём производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счёт улучшения их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объёма выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объём производства за тот же промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И, наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объёма продукции. Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с её производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Учёный Бруклинского института (США) Эдвард Денисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объёмов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счёт технического прогресса, 19% - за счёт затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счёт роста образовательной и профессиональной подготовки работников.
III. Практические выводы.


  1. Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Советуем планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивайте предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.

  2. Целесообразно по возможности откладывать часть своего дохода в качестве сбережений. Немаловажно разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать их росту. Следует помнить, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.

  3. При выборе вида сбережений важно накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский депозит, ценные бумаги, инвестиции). Это поможет убедиться в компетентности и надёжности тех, кому вы хотите доверить свои деньги.

  4. В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства (если вы этим займётесь) поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

IV. Документ.
Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского учёного-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода… В этом случае его доход получается исключительно от его труда… Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть – это та, которая идёт на непосредственное потребление…

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблён на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью… Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблён на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

…Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своём обладании, а из второго – расставаясь с ним.

…Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.
Вопросы и задания к документу


  1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?

  2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.

  3. Какая часть доходов является капиталами?

  4. Учёный полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.

  5. Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

V. Вопросы для самопроверки.


  1. Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?

  2. Можно ли защитить свои доходы от инфляции? Если да, то каким образом?

  3. Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?

  4. Какие факторы влияют на производительность труда?

  5. Посредством каких способов можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

VI. Задания.


  1. Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.

  2. По данным обследования американских предприятий, использование группового (бригадного) метода организации труда (изготовление бригадой изделия от начала до конца) позволило увеличить производительность от 60 до 600%. Объясните причины произошедшего. Назовите факторы, влияющие на производительность труда работника.

  3. В экономическом развитии России заметна тенденция к уменьшению количества материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переходу к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, сферы досуга. Обсудите эту тенденцию в социально-экономических процессах и объясните её влияние на структуру и поведение потребителей.

  4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

VII. Мысли мудрых.
«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».
Э. Сервус (р. 1948), русский литератор
VIII. Краткие выводы к главе.


  1. Экономика как наука изучает использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей. Экономическая деятельность направлена на решение ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов. Рациональное поведение основных субъектов экономики – производителей и потребителей – одно из условий успешного решения этой проблемы. Применение для измерения экономической деятельности различных показателей позволяет получать представление о состоянии, качестве и результатах экономических процессов в обществе.

  2. Экономический рост – важнейший критерий прогресса экономики и общества, его темпы позволяют судить об уровне и качестве жизни людей. Сократить разрыв между богатыми и бедными странами возможно, если последние осознают цели и способы экономического развития, необходимость изменений в хозяйственной жизни и структуре экономики. При анализе факторов и путей достижения экономического роста, а также прогнозировании экономических процессов важно учитывать циклический характер развития современной рыночной экономики.

  3. Рынок является важным регулятором экономических процессов в обществе. Экономические законы рынка, конкуренция способствуют повышению эффективности производства, рациональному использованию ограниченных ресурсов. Современная экономика – социально ориентированная смешанная экономика, в которой одновременно используются государственный и рыночный механизмы регулирования экономической жизни.

  4. Свободное предпринимательство – важный фактор эффективного развития экономики и общественного производства. Государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и социальных условий для поддержки и развития предпринимательской деятельности граждан. Успеху предпринимателя способствует наличие и рациональное использование различных источников финансирования бизнеса, знание основ менеджмента и маркетинга.

  5. Государство выполняет важные экономические функции в современном обществе, осуществляя воздействие на экономические процессы в целях обеспечения стабильного развития экономики, её эффективности и достижения экономического роста. Для этого оно использует, в частности, методы фискальной и монетарной политики, перераспределяя произведённый в стране общественный продукт и национальный доход, снижая негативные последствия инфляции. Значительна роль государства в тех сферах, где рыночный механизм проявляет свою несостоятельность: регулирование занятости населения и борьба с безработицей, производство общественных благ, компенсация внешних эффектов, социальная защита населения.

  6. Отдельные страны связаны друг с другом системой международных экономических отношений. Объединению стран в единое мировое хозяйство наряду с другими факторами содействует международная торговля. Государство использует различные методы её регулирования, применяя политику протекционизма или свободной торговли. В настоящее время переход многих стран к открытой рыночной экономике способствует усилению политики свободной торговли и углублению процесса глобализации мировой экономики.

IX. Вопросы для итогового повторения.


  1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

  2. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономики и общества?

  3. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

  4. Как сделать производство эффективным?

  5. Что необходимо для успеха в бизнесе?

  6. Какие экономические задачи решает современное государство?

  7. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

  8. Зачем экономике рынок труда?

  9. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

  10. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

X. Заключительная часть.


  1. Оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание: читать §11 «Человек в системе экономических отношений» (сс. 125-134); письменно ответить на вопросы итогового повторения (с. 136).

Документ.

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского учёного-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода… В этом случае его доход получается исключительно от его труда… Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть – это та, которая идёт на непосредственное потребление…

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблён на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью… Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблён на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

…Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своём обладании, а из второго – расставаясь с ним.

…Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

Вопросы и задания к документу

1) С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?

3) Какая часть доходов является капиталами?

4) Учёный полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.

  1. Возможность потребителя максимально удовлетворить I свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивайте предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.
  2. По возможности откладывайте часть своего дохода в качестве сбережений. Старайтесь разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать их росту. Помните, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.
  1. При выборе вида сбережений старайтесь накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский кредит, ценные бумаги, инвестиции). Это поможет вам убедиться в компетентности и надежности тех, кому вы хотите доверить свои деньги.
  2. В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

Документ

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского ученого-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

    Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода... В этом случае его доход получается исключительно от его труда... Если лее данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть - это та, которая идет на непосредственное потребление...

    Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблен на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью... Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблен на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

    Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своем обладании, а из второго - расставаясь с ним.

    Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

Вопросы и задания к документу

  1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?
  2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.
  3. Какая часть доходов является капиталом? Чем оборотный капитал отличается от основного?
  4. Ученый полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.
  5. Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?
  2. Можно ли защитить свои доходы от инфляции? Если да, то каким образом?
  3. Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?
  4. Какие факторы влияют на производительность труда?
  5. Посредством каких способов можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Задания

  1. Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.
  2. По данным обследования американских предприятий использование группового (бригадного) метода организации труда (изготовление бригадой изделия от начала до конца) позволило увеличить производительность от 60 до 600%. Объясните причины произошедшего. Назовите факторы, влияющие на производительность труда работника.
  3. В экономическом развитии России заметна тенденция к уменьшению количества материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переходу к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, сферы досуга. Обсудите эту тенденцию в социально-экономических процессах и объясните ее влияние на структуру расходов и поведение потребителей.
  4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

Мысли мудрых

«Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».

Э. Севрус (р. 1948), русский литератор


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство