04.05.2020

Федеральные стандарты бухгалтерской отчетности устанавливают. Рсбу (российские стандарты бухгалтерского учета). Влияние изменений курсов иностранных валют


О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные до 26.07.2019, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ФЗ от 26.07.2019 N 247-ФЗ).

4. Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Комментарий

Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.

Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.

(п. 3 ст. 3) определяет:

"Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета."

Относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить . Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил "Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.". Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты. Новые стандарты бухгалтерского учета и изменения в уже существующие вступят в силу с 2018 по 2020 годы.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Национальные бухгалтерские стандарты

В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.

Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.

Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  • – название и номер ПБУ;
  • общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
  • – определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
  • – оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
  • – порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
  • – раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.

Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).

Основные задачи, объекты и принципы бухгалтерского учета (правила, допущения и требования)

Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.

Главная цель бухгалтерского учета-.

  • – формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
  • – анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятие управленческих решений.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности

Стандарт

Наименование

Стандарт

Наименование

Стандарты, устанавливающие структуру отчетов

"Представление финансовой отчетности"

  • 2. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н

"Отчет о движении денежных средств"

"Промежуточная финансовая отчетность"

  • 1. "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 2. Проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете"

"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках"

  • 1. ПБУ 1/2008.
  • 2. ПБУ 22/2010
  • 1. "Учетная политика организации".
  • 2. "Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение

"Основные средства"

  • 1. "Учет основных средств".
  • 2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"

" Нематериальные активы"

"Учет нематериальных активов"

"Обесценение активов"

Отдельные

  • 1. 11БУ6/01.
  • 2. ПБУ 14/2007

"Учет основных средств".

"Учет нематериальных активов"

"Учет материально-производственных запасов"

  • 1. Глава 34 ГК.
  • 2. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)"

Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль

"Выручка"

"Доходы организации"

"Налоги на прибыль"

"Учет расчетов по налогу на прибыль"

"Прибыль на акцию"

Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию"

Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности

"Объединение предприятий"

  • 1. "Учет нематериальных активов".
  • 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
  • 3. Часть первая ГК

"Консолидированная

отчетность"

  • 1. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
  • 2. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"

"Операционные сегменты"

"Информация по сегментам"

Прочие стандарты

"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

"Первое применение МСФО"

В России отсутствует аналог данного стандарта

"События после отчетной даты"

"События после отчетной даты"

"Вознаграждения работникам"

Следует руководствоваться нормами "ГК и НК

"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

"Учет государственной помощи"

"Влияние изменений обменных курсов валют"

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

"Затраты по займам"

"Учет расходов по займам и кредитам"

"Раскрытие информации о связанных сторонах"

"Информация о связанных сторонах"

"Учет и отчетность по пенсионным планам"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

"Инвестиции в ассоциированные предприятия"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности"

"Финансовые инструменты: представление информации"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"

"Резервы, условные обязательства и условные активы"

"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

"Финансовые инструменты: признание и оценка"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК

"Инвестиционное имущество"

  • 1. ПБУ6/01.
  • 2. ПБУ 2/2008

"Учет основных средств".

"Учет договоров строительного подряда"

"Сельское хозяйство"

В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств

"Платеж, основанный на акциях"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК

"Договоры страхования"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК

"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"

"Учет затрат на освоение природных ресурсов"

"Финансовые инструменты: раскрытие информации".

"Финансовые инструменты"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г.

№ 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве")

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31)

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Частично информация об участии в других организациях раскрывается:

  • 1) в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н;
  • 2) федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

"Определение справедливой стоимости"

В России отсутствует аналог данного стандарта

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:

  • формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ;
  • – контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
  • – выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
  • – контроль оплаты труда работникам предприятия;
  • – своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • – точный и своевременный учет финансовых результатов (прибылей, убытков);
  • – правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
  • – своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, перед банком, поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями, учредителями и другими контрагентами;
  • – своевременное истребование дебиторской задолженности;
  • – получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.

Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:

  • 1) объектов, составляющих хозяйственную деятельность организации;
  • 2) объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации.

К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.

Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.

Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.

Хозяйственные процессы делятся:

  • 1) на процесс заготовления (приобретения), в ходе которого приобретаются материально-производственные запасы, необходимые для обеспечения производственного процесса;
  • 2) процесс производства, в ходе которого производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
  • 3) процесс реализации, в ходе которого формируется конечный финансовый результат организации (прибыль или убыток).

Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.

Результатом реализации является прибыль или убыток.

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:

  • 1) счета и двойная запись. Бухгалтерские счета – специальные регистры, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме;
  • 2) документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Надлежаще оформленные и принятые к учету документы сдаются в архив. Путь прохождения документа от даты выписки до даты сдачи в архив называют документооборотом. Документооборот организации определяется в соответствии с графиком документооборота, утверждаемым руководителем предприятия;
  • 3) оценка имущества и обязательств – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Активы организации, как правило, отражаются по себестоимости их приобретения и заготовления, а обязательства – в сумме фактически образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой подтверждена документально и вытекает из соглашений между сторонами сделки;
  • 4) инвентаризация – проверка фактического наличия материально-производственных запасов, внеоборотных активов, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. С помощью инвентаризации обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета. Также с помощью инвентаризации обеспечивается тождество данных аналитического и синтетического учета, так как при отсутствии инвентаризации возникли бы существенные различия между данными бухгалтерского учета и отчетности с фактическим состоянием дел на предприятии. Обязательность проведения инвентаризации дисциплинирует материально-ответственных лиц, ответственных за хранение и выдачу материально-товарных ценностей и денежных средств. Поэтому имеет огромное контрольное значение для предприятия и способствует сбережению его ресурсов;
  • 5) калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Одним из важнейших показателей деятельности организации является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции называют калькулированием. Различают плановую, нормативную и фактическую калькуляцию. Бухгалтерией, как правило, рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Но при этом в учетных регистрах используют также и нормативную, и плановую себестоимость. Использование нормативной и плановой себестоимости, как правило, используется бухгалтерией для целей анализа и управления;
  • 6) баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный (истекший) период. С помощью финансовой отчетности предприятие отчитывается перед заинтересованными пользователями о результатах работы за истекший период.

Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.

В России началась в 2015 г. Тогда Минфин утвердил программу их разработки приказом № 64н. К 2016 г. работа была завершена. В настоящее время в программу включено 29 стандартов бухгалтерского учета. Согласно распоряжению ведомства, они должны вступать в силу поэтапно с 1 января 2018 г. Внедрение в практику должно завершиться к 2020 г. Вместе с этим будут вноситься корректировки в действующие законы, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, прочие нормативные документы.

Организации государственного сектора

Для этих субъектов разработаны специальные стандарты бухгалтерского учета. Все они объединены в "Концептуальные основы бухучета и отчетности". Этот документ закрепляет:

  • Ключевые способы ведения документации.
  • Объекты бухучета, правила их признания, оценки.
  • Общий порядок формирования сведений, отражаемых в отчетности, качественные характеристики информации.
  • Принципы подготовки документации.
  • Основные требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.

Организациям госсектора надлежит применять эти стандарты бухгалтерского учета с 1 янв. 2018 г. При этом отчетность за 2017 г. формируется по прежним правилам.

Что осталось без изменений?

В стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора включены отдельные положения, содержащиеся в разделе 1 Инструкции № 157н. В частности без изменений остались:

  • Круг субъектов учета.
  • Правила формирования плана счетов.
  • Методы учета (начисления, двойной записи, признания расходов и доходов).
  • Требований к составлению и хранению первичной документации и регистров.
  • Порядок документооборота.
  • Требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.

Корректировка формулировок

Отдельные принципы излагаются в новых стандартах и четче, чем в существующих инструкциях. Речь, в частности, о допущении временной определенности. Она означает, что признание объектов осуществляется в периоде, в котором имели место факты хозяйственной деятельности предприятия, вследствие которых они возникли или изменились, вне зависимости от списания или поступления денег.

Кроме того, более четкую формулировку получило определение существенных сведений. Данные признаются таковыми, если их пропуск или искажение может повлиять на решение учредителей или иных заинтересованных лиц, которое принимается ими на основании информации из бухгалтерских документов. Существенность сведений зависит от уровня влияния их отсутствия или искажения. Единый количественный критерий оценки этого показателя отсутствует. В этой связи степень существенности определяется в каждом случае индивидуально.

Классификация отчетности

В стандарты для организаций госсектора включены отдельные положения из первых разделов Инструкций, утвержденных приказами Минфина № 33н и 191н. В них конкретизируются перечень субъектов отчетности, правила камеральной проверки, внесения корректировок в сведения, закрепленные в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".

Кроме того, закреплена классификация отчетности. Согласно стандарту бухгалтерского учета, она разделяется на:

  • Общую и консолидированную (по степени обобщения данных и порядку их формирования).
  • Общего и специального назначения (по степени раскрытия сведений).

Эта классификация определена и в действующих сегодня нормативных актах. Однако в Стандарте присутствует полное ее описание.

Объекты учета

В новом Стандарте учета для организаций госсектора раскрываются определения обязательств, активов (чистых в том числе), расхода, дохода.

Активом признается имущество (включая денежные средства в наличной и безналичной формах):

  • Принадлежащее учреждению либо находящееся у организации в пользовании.
  • Контролируемое в результате совершения хозяйственных операций.
  • Имеющее полезный потенциал и способное приносить экономическую выгоду.

В признаках актива использованы новые термины. Одним из таких понятий является полезный потенциал. Им считается пригодность актива к использованию в деятельности организации, для обмена, погашения обязательств. При этом эксплуатация имущества не всегда должна сопровождаться получением денег. В отношении актива достаточно, чтобы оно служило для реализации организацией своих задач и достижения целей. Соответственно, объект обладает определенными потребительскими качествами.

Предстоящими экономическими выгодами считаются поступления денег или их эквивалентов вследствие использования актива. К примеру, это могут быть арендные платежи.

Наличие контроля у учреждения над активом говорит о праве организации использовать объект (временно в том числе) для извлечения будущей экономической выгоды или полезного потенциала, возможности регулировать или исключить доступ сторонних субъектов к нему.

Международные стандарты бухгалтерского учета

Для обеспечения единства признания, оценки, раскрытия сведений о финансово-хозяйственных операциях на мировом рынке были разработаны МСФО. Международные стандарты бухгалтерского учета обеспечивают сопоставимость финансовой документации между предприятиями и доступность сведений для внешних пользователей.

МСФО позволяют существенно сократить издержки экономических субъектов по подготовке отчетности. Это особенно важно для компаний, имеющих разветвленную сеть представительств в разных странах. Вместе с тем предприятия, использующие международные стандарты, существенно снижают расходы по привлечению капитала.

Рыночная стоимость капитала зависит от рисков и перспектив отдачи. Отдельные риски обуславливаются спецификой деятельности предприятия. Однако многие из них связаны с недостатком сведений об эффективности капиталовложений. Причиной этому является отсутствие стандартизированной отчетности. МСФО решает эту проблему. Именно поэтому многие страны стремятся внедрить международные стандарты в свою практику.

Открытость информации привлекает больше инвесторов. Они, в свою очередь, готовы получать меньшую прибыль, понимая, что большая прозрачность данных обеспечивает существенное снижение рисков.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство