12.01.2022

Методические рекомендации методические рекомендации по учету шумового загрязнения в составе территориальных комплексных схем охраны среды городов. Методы снижения шумового воздействия Каковы преимущества и недостатки шумозащитных земляных валов


1

Настоящая работа посвящена оценке шумового загрязнения территории жилого квартала, размещенного в Ленинградской области, Тосненском районе, дер. Федоровское, ул. Почтовая, 1, от рабочего процесса строительства спортивного зала, примыкающего к зданию существующей школы. Авторами проведена количественная и качественная оценка акустических характеристик шумящего оборудования во время производства строительных работ, указанных выше, путем теоретических расчетов и путем компьютерного моделирования и оптимизации, согласно действующему в России санитарному нормированию по шуму. Проведена оценка существующих уровней звука в объектах защиты. Выявлено превышение нормативно допустимых значений ожидаемыми уровнями звука в объектах защиты. Разработан научно обоснованный перечень мероприятий по защите от шума обследованных объектов с учетом эффективности шумозащиты.

шумовая характеристика

источник шума

строительная площадка

компьютерное моделирование

защита от шума

1. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/Росавтотранс. Утверждены протоколом концерна «Росавтотранс» от «07» августа 1991 г. № 3.

2. ООО «ЦЭБ ГА». Расчетное и инструментальное зонирование территории «жилого квартала с развитой инфраструктурой», с общей площадью земельного участка 38,177 га, расположенных по адресу: г. Москва, поселение воскресенское, д. Язово, находящаяся в зоне ответственности аэродрома Остафьево (авиационный шум), г. Москва, 2015. – 52 с.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. СанПиН 2.2.3.1384-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 июня 2003 г.

4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

5. СНиП 23-03-2003. Защита от шума.

Настоящая работа посвящена оценке шумового загрязнения территории жилого квартала, размещенного в Ленинградской области, Тосненском районе, дер. Федоровское, ул. Почтовая, 1, от рабочего процесса строительства спортивного зала, примыкающего к зданию существующей школы. К территории реконструируемого здания школы прилегают площадки отдыха микрорайона и территория детского сада.

Цель исследования

Установление соответствия нормам акустических условий пребывания людей на территориях, прилегающих к жилым домам и на площадках отдыха, находящихся в зоне шумового воздействия от строительного процесса реконструкции здания школы.

Материалы и методы исследования

Задачи создания акустически безопасных условий проживания населения на селитебных территориях шумозащитными мероприятиями решались на основе системного подхода. Аналитические исследования проводились с использованием методов прикладной акустики, математической статистики и компьютерного моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» в актуализированной редакции 2011 г. расчету и оценке транспортного шума подлежат как максимальные уровни звука L Aмакс (в дБА), так и эквивалентные уровни звука L Aэкв (в дБА), создаваемые в нашем случае эксплуатацией строительной техники вблизи территории жилой застройки.

Нормирование установлено для регламентированных интервалов дневного и ночного времени суток. Регламентируемыми интервалами времени являются 16 часов дневного времени (с 7-00 до 23-00) и 8 часов ночного времени суток (с 23-00 до 7-00). Основными источниками шума на стройплощадке представлены единичные грузовые автомобили (автокран МАЗ 333702 и грузовые автомобили типа КамАЗ), которые движутся с малыми скоростями.

Таблица 1

Нормируемые уровни по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (табл. 3) для защищаемых территорий площадок отдыха

При оценке шума на местности санитарно-гигиеническими требованиями регламентируются предельно допустимые уровни шума как в помещениях объектов защиты, на прилегающих к жилым домам территориях, так и на площадках отдыха. В табл. 1. приведены критерии нормирования шума на территории и площадках отдыха .

В соответствии с примечанием 2 табл. 1 СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» , допустимые уровни шума от внешних источников в жилых помещениях установлены при условии обеспечения нормативного воздухообмена и должны выполняться при условии открытых форточек или иных устройств, обеспечивающих приток и вытяжку воздуха. Известно, что окно в режиме проветривания обладает звукоизоляцией 10 дБА.

Разработка мероприятий по защите от внешнего шума территории жилого квартала связана с необходимостью предварительного проведения специальных акустических расчетов. Установлено:

1. Шумовой режим исследуемой территории и находящихся на ней помещений жилых и других зданий определяется раздельным действием линейного источника (подъездные пути для автотранспорта на стройплощадке), а также единичных точечных излучателей звука (стоянка автокрана по захваткам). Определяемые значения показателей такого шума численно представлены для расчетной точки на местности (рис. 2-3).

2. Также могут быть различные локальные (точечные) источники, такие как установки для контактной сварки, бытовой шум и т.д.

3. В качестве мест размещения расчетных точек нами выбраны три (рис. 2-3):

РТ1 - территория детского дошкольного учреждения;

РТ2 - территория, прилегающая к ближайшему жилому дому;

РТ3 - территория самой школы (ближайшая к стройплощадке).

Рассмотрим методики определения шумовых характеристик работающего автомобильного крана и движущихся грузовых автомобилей.

1. Шумовую характеристику работающего автомобильного крана принято определять по результатам натурных измерений (см. п. 1 табл. 2).

2. Эквивалентный уровень шума транспортного потока L Аэкв, дБА определяется по формуле

L Аэкв = 10 lgQ + 8,41gP + 13,3 lgV + 9,2, (1)

где Q - интенсивность транспортного потока, авт/ч;

Р - доля грузового транспорта в потоке, %;

V - средняя скорость потока автомобилей, км/ч.

Для расчета эквивалентного уровня звука, создаваемого автомобилем при движении по территории предприятия (согласно требованиям ОНТП 01-91 ), принято:

Для автотранспорта: Q = 1 авт/ч, Р = 100 %, V = 10 км/ч. Таким образом, эквивалентный уровень звука составит L Аэкв ~ 39,ЗдБА.

Максимальным уровнем звука при скорости 60 км/час характеризуется грузовой автотранспорт КамАЗ - 89дБА.

При движении по территории со скоростью, не превышающей 10 км/час, максимальный уровень звука составит:

L Амакс = L Амакс 60 + 30 lgV/Vo, (2)

где L Амакс60 - табличное значение максимального уровня звука при скорости 60 км/ч, 89 дБА;

V - реальная (допустимая) скорость движения автомобилей по стройплощадке - 10 км/час. Тогда максимальный уровень звука будет равен:

L Амакс = 89 + 30 lg 10/60 = 66 дБА.

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при движении автотранспорта составят соответственно L Амакс = 66дБА и L Аэкв = 39,ЗдБА.

В табл. 2 представлены шумовые характеристики источников, принятые в расчете.

Таблица 2

Шумовые характеристики источников

Источник шума

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах среднегеометрических частот, Гц

L A экв, дБА

Шум работающего автокрана на базе МАЗ

Шум при движении автотранспорта

по строительной

площадке

Рис. 1. Схема определения уровней звука в объектах защиты теоретическим расчетом

Методика оценки шумового режима исследуемых объектов картографическими методами

Уровень звука (дБА), либо звукового давления (дБ), создаваемый единичным точечным излучателем в однородной среде для свободного звукового поля L R , в расчетных точках, находящихся на расстоянии R i (м) от его акустического центра, можно определить по соотношению:

L Ri = L pi + 10lgФ - 20lgR i /R 0 - - 10lgΩ + L отр. - ΔL экр. (3)

Здесь Ф и Ω - соответственно фактор направленности излучателя, который для равнонаправленных источников принят Ф = 1, и полный пространственный угол акустического излучения в открытое пространство, ограниченное поверхностью земли, составляет Ω = 2π, R 0 = 7,5 м.

В настоящей расчетной модели использовано предположение о соответствии дифракционной картины (рис. 1), получаемой расчетным методом вблизи плоских поверхностей (фасадов) жилых зданий для излучателя с фиксированной звуковой частотой 1,0 КГц, той, что получается в допущениях геометрической акустики энергетической теории звука. Таким образом, в использованной в настоящем исследовании расчетной модели величина λ принята равной 0,34 м для f = 1,0 КГц, 0,17 м для f = 2,0 КГц и т.д.

Энергетическое суммирование уровней звука всех источников внешнего шума в расчетных точках на территории прилегающей застройки выполнено с применением соотношения

L Σ = 10lg Σ10 0,1LRi . (4)

Здесь L Σ - суммарное значение складываемых уровней звукового давления (дБ) либо уровней звука (дБА) в расчетной точке;

L Ri - величины абсолютных значений каждого из складываемых уровней звукового давления (дБ), либо уровней звука (дБА), создаваемых в расчетной точке (РТ) реальными (ИШ) и мнимыми (ИШ / , ИШ // ,…) источниками.

Приведенные выше соотношения реализованы в виде специальной программы для ПЭВМ «AcousticLab». С ее помощью выполнена оценка, составлен прогноз и проведена визуализация шумового режима исследуемых объектов защиты. Оценочные модели представлены в виде карт звуковых полей соответственно, с учетом действия автомобильного источника внешнего шума следующим образом. Данная программа используется при зонировании территорий вокруг аэропортов Москвы .

В табл. 3 представлен анализ шумового загрязнения рассматриваемой территории жилой застройки с учетом картографической оценки шумового режима стройплощадки, изображенной на рис. 2 и рис. 3.

Анализ результатов табл. 3 позволил сделать следующие выводы:

В ближайшей к источнику шума (ИШ1) расчетной точке (РТ1) до шумозащиты величина превышения санитарной нормы составляет 2,5 дБА;

Наибольшее превышение нормы до шумозащиты наблюдается в расчетной точке РТ3 и составляет 9,2 дБА.

Рис. 2. Оценка шумового режима жилого квартала по эквивалентным уровням звука при выполнении монтажных работ автокраном МАЗ 333702 в дневное время суток (до шумозащиты). Стоянка крана в центре строительной площадки

Таблица 3

Анализ шумового режима в расчетных точках (РТ1-РТ2) до и после шумозащиты

Примечание. В скобках представлены величины превышения санитарной нормы (55 дБА) со знаком «-».

Рис. 3. Оценка шумового режима жилого квартала по эквивалентным уровням звука при выполнении монтажных работ автокраном МАЗ 333702 в дневное время суток (после шумозащиты - установка ограждения высотой 5 метров). Стоянка крана максимально удалена от здания школы

Разработка специальных шумозащитных мероприятий

В качестве шумозащитных мероприятий рассмотрим следующие два:

1) устройство шумозащитного экрана вокруг стройплощадки;

2) установка строгого регламента производства шумных работ.

1. Для устранения установленного превышения нормативных уровней эквивалентного шума предлагается вместо временного ограждения территории стройплощадки высотой 2,0 м установить шумозащитный экран. Конструктивно шумозащитный экран возможно выполнить из листового металла толщиной не менее 1 мм с облицовкой внутренних поверхностей пористым материалом (пенопластом, монтажной пеной и т.д.), а также из деревянных конструкций с толщиной доски не менее 25 мм (при отсутствии щелей между досок облицовка пористым материалом не требуется).

С помощью компьютерной модели установлено:

а) минимальная высота экрана при работе автокрана в течение всей рабочей смены составит 5,0 метров;

б) наиболее неблагоприятное положения крана в точке, обозначенной на рис. 3 символом ИШ 3.

Дополнительные шумозащитные мероприятия.

2. По второй группе шумозащитных мероприятий с целью снижения шумового воздействия в процессе выполнения работ необходимо:

Сокращать продолжительность работ в дневное время суток шумного оборудования (при работе крана по 40 минут в течение каждого часа рабочей смены эквивалентный уровень шума может снизиться до 1,2 дБА); более подробно и с расчетами данное мероприятие рассмотрено ниже по тексту;

Уменьшить передачу вибрации через грунт наличием акустических швов на стройплощадке с засыпкой их упругим материалом (такой акустический шов может быть устроен под предлагаемым шумозащитным экраном в виде траншеи под фундамент экрана);

С помощью организационно-технических мероприятий исключить работу строительной техники в ночное время суток (обязательно );

Использовать звукоизолирующие кожухи для машин, удобных для внедрения при эксплуатации;

Использовать настилы из деревянных площадок, под которыми устанавливаются амортизаторы в виде пневматической подушки (обычно автомобильная камера). Для фиксации положения площадка крепится к полу ремнями;

Размещать складские и другие функциональные помещения на строительной площадке с учетом акустического зонирования для тихих зон;

Подкладывать резиновые коврики (габариты 21x350x350 мм) под железобетонные фундаменты и под лапы строительных машин по мере возможности и их целесообразности.

При сокращении продолжительности работы автокрана (организация работ без монтажа и разгрузки), т.е. работа не более 40 минут в течение каждого часа всей рабочей смены (за 8-часовую рабочую смену работа не более 320 минут, т.е. 5 часов и 20 минут) высота экрана может быть снижена до 4,0 метров, так как суммарный эквивалентный уровень шума от работы автокрана снизится на 1,2 дБА, а акустическая эффективность экрана для РТ 2 при размещении источника шума в наихудшем положении - ИШ 3 (рис. 3) снизится в среднем на 4,0 дБА. Результаты данных расчетов представлены в табл. 4.

Заключение

Полученные результаты позволили определить влияние технологического процесса строительства на шумовое загрязнение указанного объекта защиты.

Проведенный анализ полученных результатов такого исследования позволил установить следующее:

1. Шумовой режим исследуемой территории и находящихся на ней помещений жилых и других зданий определяется раздельным действием линейного источника - подъездные пути для автотранспорта на стройплощадке, а также единичных точечных излучателей звука (стоянка автокрана по захваткам). Также могут быть различные локальные (точечные) источники, такие как установки для контактной сварки, бытовой шум и т.д.

2. Принятые в работе исходные граничные условия, обусловили необходимость проведения оценки неблагоприятного внешнего воздействия источников шума на объекты защиты, размещенные на территории исследуемого жилого комплекса.

3. В результате составленного прогноза установлено следующее:

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при движении автотранспорта составят соответственно L Амакс = 66 дБА и L Аэкв = 39,З дБА;

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при работе автокрана составят соответственно L Амакс = 79,0 дБА и L Аэкв = 78,0 дБА;

В качестве основного шумозащитного мероприятия рекомендовано устройство шумозащитного экрана по контуру ограждения стройплощадки из плит Paroc толщиной 100 мм и высотой 5,0 м при постоянной работе крана, и высотой 4,0 м при сокращении до 45 минут в течение часа на протяжении всей рабочей смены непосредственного монтажа или разгрузки (варианты конструкции экрана указаны ниже по тексту);

Особо следует отметить тот факт, что наличие шумозащитного экрана позволит защитить прилегающую территорию застройки от всех внутренних локальных источников шума, включая биогенный шум, вызванный бытовыми процессами во время перерывов в работе всего персонала стройки.

Таблица 4

Анализ шумового режима в расчетных точках (РТ1-РТ3) после шумозащитного мероприятия - регламента производства шумных работ

Примечание. В расчете учтено снижение эквивалентного уровня звука на 1,2 дБА при сокращении работы автокрана до 40 минут в течение каждого часа рабочей смены и снижение акустической эффективности шумозащитного экрана на 4,0 дБА при уменьшении высоты с 5 до 4 метров.

Учитывая тот факт, что звукоизоляция преград (акустических экранов) должна быть более 20 дБА (для того чтобы шум, прошедший сквозь преграду, не складывался энергетически с шумом, прошедшим, огибая кромку экрана, - эффект дифракции), мы рекомендуем применить плиты Paroc толщиной 100 мм.

Конструктивно шумозащитный экран возможно выполнить из листового металла толщиной не менее 1 мм с облицовкой внутренних поверхностей пористым материалом (пенопластом, монтажной пеной и т.д.), а также из деревянных конструкций с толщиной доски не менее 25 мм (при отсутствии щелей между досками облицовка пористым материалом не требуется).

Требование п. 6.5 о том, что «машины и агрегаты, создающие шум при работе, следует эксплуатировать таким образом, чтобы уровни звука на рабочих местах, на участках и на территории строительной площадки не превышали допустимых величин, указанных в санитарных нормах», позволит утверждать: если на рабочих местах стройплощадки не будет уровней шума выше 80 дБА, на территории прилегающей жилой застройки не будет превышения уровней шума при устройстве ограждения высотой 4 метра по всему периметру.

Библиографическая ссылка

Захаров Ю.И., Саньков П.Н., Захаров В.Ю., Ткач Н.А. УЧЕТ ФАКТОРА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 32-38;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35153 (дата обращения: 30.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ослабление шума на пути его распространения обеспечивается комплексом строительно-акустических мероприятий. К ним относятся рациональные планировочные решения (прежде всего удаление источников шума на надлежащее расстояние от объектов), звукоизоляция, звукопоглощение и звукоотражение шума.

Мероприятия по ослаблению шума нужно предусматривать уже на стадии проектирования генеральных планов городов, промышленных предприятий и планировки помещений в отдельных зданиях. Так, недопустимо размещать объекты, требующие защиты от шума (жилые здания, лабораторно-конструкторские корпуса, вычислительные центры, административные здания и т. п.), в непосредственной близости от шумных цехов и агрегатов (испытательных боксов авиационных двигателей, газотурбинных установок, компрессорных станций и т. д.). Самые шумные объекты следует объединять в отдельные комплексы. При планировке помещений внутри зданий предусматривают максимально возможное удаление тихих помещений от помещений с интенсивными источниками шума.

Для ослабления шума, проникающего в изолированные помещения, необходимо: применять для перекрытия, стен, перегородок, цельных и остекленных дверей и окон материалы и конструкции, обеспечивающие надлежащую звукоизоляцию; использовать звукопоглощающую облицовку потолка и стен или искусственные звукопоглотители в изолированных помещениях; обеспечивать акустическую виброизоляцию агрегатов, расположенных в том же здании; применять звукоизоляционные и вибродемпфирующие покрытия на поверхности трубопроводов, проходящих в помещении; использовать глушители в системах механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

Машинное помещение лифтов недопустимо располагать непосредственно над и под жилыми помещениями, а также рядом с ними. Шахты лифтов не должны прилегать к стенам жилых комнат. Кухни, ванные, санузлы следует объединять в отдельные блоки, прилегающие к стенам лестничных клеток или к таким же блокам соседних помещений, и отделять от жилых помещений коридором, тамбуром или холлом.

Запрещены монтаж трубопроводов и санитарных приборов на ограждающих конструкциях жилых комнат, а также размещение рядом с ними ванных комнат и канализационных стояков.

Во всех общественных, а иногда и в жилых зданиях применяют вентиляционные системы, иногда -- системы кондиционирования воздуха и воздушного отопления с механическим оборудованием, могут создавать значительный шум.

Для ослабления шума, распространяющегося по каналам систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, следует использовать специальные глушители (трубчатые, сотовые, пластинчатые и камерные со звукопоглощающим материалом), а также облицованные изнутри звукопоглощающим материалом воздуховоды и сгоны (рисунок 1) . Тип и размер глушителя выбирают в зависимости от необходимого уровня шума, допустимой скорости потока воздуха и местных условий.

Звукоизоляцией помещений от воздушного шума называют ослабление звуковой энергии в процессе передачи ее через ограждение. Чаще всего звукоизоляционными ограждениями являются стены, перегородки, окна, двери, перекрытия.

В настоящее время многослойные конструкции применяют в строительной практике все чаще. В ряде случаев они дают возможность получить значительную дополнительную изоляцию по сравнению с однослойными конструкциями такой же массы (до 12--15 дБ).

В перекрытиях для обеспечения нормативной изоляции ударного и воздушного шума делают пол на упругой основе (плавающий пол) или используют мягкие рулонные покрытия. Стыки между внутренними ограждающими конструкциями, а также между ними и другими примыкающими конструкциями должны быть оборудованы таким образом, чтобы в процессе эксплуатации не возникали трещины и щели, ослабляющие изоляцию (рисунок 2).

Рисунок 1. Вентиляционные глушители (схемы):

а --- трубчатый; б -- пластинчатый; в -- сотовый;

г -- цилиндрический.

Для повышения звукоизоляции применяют также двойные двери с тамбуром. Притворы дверей снабжают упругими прокладками. Стены в тамбуре целесообразно облицовывать звукопоглощающим материалом. Открываться двери должны в разные стороны.

Двойные окна лучше изолируют от воздушного шума (до 30 дБ), чем спаренные (20--22 дБ).

Рис. 2.

а -- плавающие полы на сплошной гибкой основе (1 -- покрытие пола; 2 -- плита сборной или монолитной стяжки; 3 -- звукоизоляционная гибкая прокладка; 4 -- несущая часть перекрытия; 5 -- плинтус; б -- плавающий пол на ленточных или искусственных прокладках; в -- перекрытие со звукоизоляционными материалами (1 -- мягкий рулонный пол; 2 -- перекрытие; 3 -- плинтус)

В последнее время широко применяют "звукоизоляционные вентиляционные окна", которые обеспечивают высокую звукоизоляцию и одновременно позволяют проветривать помещение. Это две глухие рамы, расположенные на расстоянии 100 мм и более одна от другой, со звукоизоляционной облицовкой по контуру. Используют стекла различной толщины или в одной раме пакет из двух стекол. В стене под окном оборудуют отверстие, в котором устанавливают коробку в виде глушителя с небольшим вентилятором, обеспечивающим приток воздуха в помещение.

Звукопоглощающие конструкции предназначены для поглощения звука. К ним относятся звукопоглощающая облицовка ограждающих поверхностей помещений и искусственные звукопоглотители. Звукопоглощающие конструкции находят очень широкое применение.

Чаще всего используют звукопоглощающую облицовку: в учебных, спортивных, зрелищных и других зданиях, чтобы создать наилучшие акустические условия для восприятия речи и музыки; в производственных цехах, конторах и других помещениях общественного назначения (машинописные бюро, машиносчетные станции, административные помещения, рестораны, залы ожидания вокзалов и аэровокзалов, магазины, столовые, банки, отделения связи и др.); в помещениях коридорного типа (школы, больницы, гостиницы и т. п.) для предупреждения распространения шума.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к звукопоглощающим конструкциям, состоят, прежде всего, в том, что они не должны ухудшать гигиенические условия вследствие осыпания волокон или частиц материала, способствовать накоплению пыли. Легкость очистки от пыли звукопоглощающих конструкций приобретает особое значение в зданиях как с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями (больницы), так и с повышенным выделением пыли (большинство промышленных предприятий).

Эффективность звукопоглощающей облицовки в шумных помещениях зависит от акустических характеристик помещения, характеристик выбранных конструкций, способа их размещения, расположения источников шума, размеров помещения и локализации расчетных точек. Обычно она не превышает 6--8 дБ.

Мероприятия по борьбе с городским шумом можно разделить на две группы: архитектурно-планировочные и строительно-акустические.

Снижение шума на пути его распространения от источника к жилой застройке предполагает рациональные проектирование плана автомобильной дороги, поперечных профилей и использование полосы отвода.

В этом случае при невозможности обеспечения буферной зоны от автомобильных дорог до застройки, учитывая требования санитарных норм, можно выделить следующие варианты снижения транспортного шума (рисунок 3, а-к):

Рисунок 3. Схемы защиты жилой застройки от транспортного шума.

а--шумозащитный барьер на полосе отвода автомобильной дороги;

б--сочетание шумозащитного барьера на полосе отвода и барьера, расположенного на разделительной полосе (при малой ширине разделительной полосы он совмещается с ограждениями);

в--подпорная стенка со стороны, расположенной близко к застройке;

г--зеленые насаждения в пределах буферной зоны;

д--защитные грунтовые валы;

е --дорога в выемке в пределах населенных пунктов;

ж--дорога на эстакаде с устройством на разделительной полосе и по краям шумозащитных барьеров из прозрачного пластика. Пространство под эстакадой может быть использовано для стоянки автомобилей. Для лучшей защиты можно возвести невысокий грунтовой вал;

з--галерея с естественным освещением;

и--открытая в противоположную от застройки зону галерея с использованием пространства над галереей для стоянки автомобилей н дополнительной защиты от шума зелеными насаждениями;

к--тоннель с полной изоляцией от транспортного шума и использованием пространства над тоннелем для местного движения.

Могут быть использованы различные административные меры. К ним относятся: перераспределение движения транспортных потоков улицами города; ограничение движения в разное время суток по тем или иным направлениям; изменение состава транспортных средств (например, запрет использования на некоторых улицах города грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями) и т. п.

При разработке проектов планировки и застройки городов для защиты от шума можно использовать как природные условия (рельеф местности и зеленые насаждения), так и специальные сооружения (экраны вблизи транспортных магистралей). Можно применять также рациональные приемы зонирования территории по условиям шумового режима для тех или иных видов зданий, участков и площадок для отдыха, хозяйственно-бытовых нужд и т. п. шум транспорт снижение население

Рассмотрим возможные варианты защиты от шума в городах. В первую очередь с целью защиты от шума при проектировании городов и других населенных пунктов необходимо четко разделить территорию по ее функциональному использованию на зоны: селитебную, промышленную (производственную), коммунально-складскую и внешнего транспорта. Промышленные (производственные) и коммунально-складские зоны, рассчитанные на большие грузопотоки по транспортным магистралям, располагают так, чтобы они не пересекали селитебную зону и не вклинивались в нее.

Для защиты от шума при проектировании системы внешнего транспорта нужно предусматривать в городах объездные железнодорожные линии (для пропускания транзитных поездов за пределами города), размещать сортировочные станции за пределами населенных пунктов, а технические станции и парки резервного подвижного состава, железнодорожные линии для грузовых перевозок и подъездные пути -- за пределами селитебной территории; отделять новые железнодорожные линии и станции во время нового строительства от жилой застройки городов и других населенных пунктов СЗЗ; соблюдать надлежащее расстояние от границ аэропортов, заводских, военных аэродромов до границ жилой застройки

При проектировании улично-дорожной сети должны быть предусмотрены максимально возможные укрупнения Межмагистральных территорий, уменьшение количества перекрестков и других транспортных узлов, устройство плавных криволинейных соединений дорог. На территории жилых районов необходимо ограничивать сквозное движение транспорта.

Функциональное зонирование территорий микрорайонов следует осуществлять с учетом необходимости размещения жилой застройки и детских дошкольных заведений в зонах, наиболее удаленных от источников шума, транспортных магистралей, автостоянок, гаражей, трансформаторных подстанций и др. В зонах, прилегающих к источникам шума, можно строить здания, в которых допускаются более высокие уровни звука. Это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные предприятия, административно-хозяйственные и общественные учреждения. Торговые центры и блоки обслуживания обычно строят на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей в виде единого комплекса.

Если жилую застройку необходимо разместить на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно использовать специальные типы шумозащищенных жилых зданий. В зависимости от условий инсоляции рекомендуют строить: шумозащищенные жилые дома, архитектурно-планировочные решения которых характеризуются ориентацией в сторону источников шума окон вспомогательных помещений и не более одной жилой комнаты без спальных мест многокомнатных квартир; шумозащищенные жилые дома с повышенными звукоизоляционными свойствами внешних ограждающих конструкций, ориентированных на источники шума и со встроенными системами приточной вентиляции.

Для обеспечения санитарных норм в квартирах и на территории микрорайонов нужно использовать композиционные приемы группировки шумозащищенных зданий, основанные на создании замкнутого пространства. При расположении жилой застройки вдоль транспортных магистралей не следует прибегать к композиционным приемам группировки жилых зданий, которые основываются на раскрытии пространства в сторону проезжей части.

Если архитектурно-планировочные мероприятия (разрывы, приемы застройки и т. д.) не обеспечивают надлежащего шумового режима в зданиях и на территории жилого микрорайона, а также с целью экономии территории, необходимой для соблюдения территориальных разрывов с транспортными магистралями, целесообразно применять строительно-акустические методы: шу-мозащитные сооружения и устройства, экраны, шумозащитные полосы озеленения, а для жилых зданий также конструкции оконных проемов с повышенной звукоизоляцией.

В качестве экранов можно использовать различные здания и сооружения: здания с пониженными требованиями к шумовому режиму; шумозащищенные жилые здания; искусственные или естественные элементы рельефа (выемки, овраги, земляные валы, насыпи, курганы) и стенки (придорожные подпорные, ограждающие и шумозащитные). Шумозащитные экраны целесообразно размещать как можно ближе к источнику шума.

Здания с пониженными требованиями к шумовому режиму (предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные; общественные и культурно-просветительные, административно-хозяйственные учреждения) и шумозащищенные жилые здания следует размещать вдоль источников шума в виде фронтальной, по возможности непрерывной, застройки. Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту (конференц-зал, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т. п.) следует возводить на противоположной от источников шума стороне. Отделяют их от магистрали коридорами, фойе, залами, кафе и буфетами, вспомогательными помещениями.

Как дополнительное средство для защиты от шума можно использовать специальные шумозащитные полосы зеленых насаждений. Формируют несколько полос с разрывами между ними, равными высоте деревьев. Ширина полосы должна быть не менее 5 м, а высота деревьев -- не менее 5--8 м. На шумозащитных полосах кроны деревьев должны плотно смыкаться между собой.

Нормирование шума

Нормирование шума ведется в двух направлениях: гигиеническое нормирование и нормирование шумовых характеристик машин и оборудования (технологическое).

Действующие в настоящее время нормы шума на рабочих местах регламентируются СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и ГОСТ 12.1.003. «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».

В соответствии с СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–32–2002 предельно допустимые уровни шума нормируются по двум категориям норм шума: ПДУ шума на рабочих местах; ПДУ шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах

Для ориентировочной оценки шума принимают уровень звука, определяемый по так называемой шкале А шумомера в децибелах – дБА.

Указанные документы устанавливают допустимые уровни шума в рабочих помещениях различного назначения. При этом зоны с уровнем звука выше 80 дБА считаются опасными, их необходимо обозначать специальными знаками, работающих в этих зонах снабжать средствами индивидуальной защиты.

Максимальный уровень звука для колеблющегося и прерывистого шума не должен превышать 110 дБА. В зонах с уровнем звукового давления свыше 135 дБА запрещается даже кратковременное пребывание людей.

На различное производственное оборудование и машины стандартами установлены предельные уровни шумовых характеристик (станки, компрессоры, ткацкое и др. оборудование).

Действуют также и стандарты, устанавливающие методы определения шумовых характеристик.

Стандартами установлено, чтобы в технической документации указывались шумовые характеристики машин.

Борьба с шумом на производстве осуществляется комплексно и включает меры технологического, санитарно-технического, лечебно-профилактического характера.

Классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029–80 ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация», СНиП II–12–77 «Защита от шума», которые предусматривают защиту от шума следующими строительно-акустическими методами:

а) звукоизоляция ограждающих конструкций, уплотнение притворов окон, дверей, ворот и т.п., устройство звукоизолированных кабин для персонала; укрытие источников шума в кожухи;



б) установка в помещениях на пути распространения шума звукопоглощающих конструкций и экранов;

в) применение глушителей аэродинамического шума в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах; звукопоглощающих облицовок в воздушных трактах вентиляционных систем;

г) создание шумозащитных зон в различных местах нахождения людей, использование экранов и зеленых насаждений.

Защита работающих от шума может осуществляться как коллективными средствами и методами, так и индивидуальными средствами.

Основные методы защиты от шума:

1. Снижение шума в источнике

Причины: механические, аэродинамические, гидродинамические и электромагнитные явления, обусловленные конструкцией и характером работы машин, неточностями в изготовлении и т.д.

Для снижения шума в источнике используется:

Замена ударных механизмов безударными;

Использование малошумных соединений;

Замена металлических деталей пластмассовыми;

Замена подшипников качения на подшипники скольжения

Изменение режимов работы;

Смазка и т.д.

Это наиболее эффективные мероприятия, т.к. борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной.

2. изменение направленности излучения шума

Соответствующая ориентация установок по отношению к рабочим местам или жилым домам.

Этот способ применяется в том случае, когда работающее устройство (машина, агрегат, установка) направленно излучает шум. Примером такого устройства может служить труба для сброса в атмосферу сжатого воздуха в сторону, противоположную рабочему месту.

Для поддержания нормативного шумового режима в жилых районах борьба с шумом должна проводиться по основным трем направлениям:

В источнике шума - инженерно-техническими и организационно-административными методами;

По пути распространения шума - градостроительными и строительно-акустическими методами;

В объекте шумозащиты - конструктивно-строительными методами.
Внешними по отношению к селитебной территории г. Нягань являются железнодорожный транспорт, воздушный транспорт и потоки транзитного транспорта.

Шум от железнодорожного транспорта возникает при движении поездов и обработке их на сортировочных станциях. Уровни шума зависят от скорости движения, нагрузки вагонов, общего технического состояния составов, пути и т.д.

С учетом разветвления в районе станции эквивалентный уровень создаваемого шума (с учетом количества пар поездов) составляет 80 дБА. Снижение уровня шума до нормативной величины достигается на расстоянии 180-200 м.

С целью снижения уровня шума предусматривается создание санитарно-защитной зоны вдоль железнодорожного полотна с шумоза-щитным озеленением, ликвидация целого ряда подъездных путей.

Удаленный от города на 10 км аэропорт не оказывает влияние на общий шумовой фон.

Транзитные грузовые потоки направлены, в основном, на обходную дорогу, и также не оказывают влияние на общий шумовой фон.

Основным источником внутригородского шума является магистральная сеть города.

Расчет шумовых характеристик транспортных потоков должны проводиться в соответствии СниП 11-12-77 «Защита от шума».

Уровень звука Lатер, в дБА в расчетной точке на территории защищаемого от шума объекта определяется по формуле:

LАтер = LАэкв – Lарас - L-Аэкр - L-Азел

(в соответствии с СниП 11-12-77 «Защита от шума» п. 10.7) Проектом предусматриваются следующие градостроительные мероприятия:

Функциональное деление транспортных магистралей;

Назначение ширины улиц в соответствии с принятой классификацией улично-дорожной сети;

Перераспределение транспортных потоков в связи с созданием улиц с односторонним движением, улиц-дублеров, обходной магистрали;

Озеленение примагистральных территорий, создание шумозащитных зеленых полос и другие.

Укрупнение межмагистральных территорий и рациональное распределение транспортных нагрузок на улично-дорожную сеть может уменьшить шум в среднем на 8 дБА.

Устройство улиц-дублеров приводит к снижению шума на перегонах на 5-10 дБА, а на перекрестках на 8-25 дБА.

Организация транспортного движения позволяет снизить уровень транспортного шума на 2-10 дБА, а регулирование состава транспортных потоков и применение автоматических систем регулирования на 10-15 дБА.

В зависимости от конструкции посадок зеленых насаждений эффективность шумозащиты составляет 3-15 дБА, а использование шумозащитных экранов 5-25 дБА.

Жилые здания, применяемые в качестве шумовых барьеров, должны иметь высокие звукоизоляционные качества наружных ограждающих

конструкций и, в первую очередь, окон, которые могут снижать уровень звука на 18-45 дБА.

Размеры санитарно-защитных зон от трансформаторов до жилых домов рассчитаны с учетом количества и мощности трансформаторов при напряжении ПС 110-220 кВ. (200-250 м).

Применение комплекса шумозащитных мер позволяет улучшить акустический режим в жилых помещениях.

ЗАЩИТА ОТ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ

Для защиты населения от неблагоприятного воздействия электромагнитного поля, создаваемого ВЛ, необходимо организовать санитарно-защитную зону. Величина зоны для линий электропередач 110 кВ совпадает с размером технической зоны, т.е. равна 5 м, для ВЛ - 330 кВ -20 м.

Принимая во внимание, что напряженность поля в зданиях может быть снижена за счет планировочных решений, применения специальных строительных конструкций, представляется возможным для рационального использования санитарно-защитной зоны от телерадиоцентра разделить ее территорию на зону строгого «строительного» режима и зону «ограничения».

Зона «строгого» режима включает техническую территорию радиопередающего объекта.

Зона «ограничений» может быть использована под городскую застройку при условии, что комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня напряженности поля (рациональная планировка, приме­нение специальных строительных конструкций, радиотехнические способы) позволит обеспечить в жилых и других помещениях рекомендуемый предельно-допустимый уровень напряженности поля.

Шумозащитные заборы

Для всех населенных пунктов, которые расположены близко к автомобильным трассам или железнодорожным линиям, привычна проблема высокого уровня шума. В этой ситуации владельцы усадеб вынуждены спасаться от громкого шума при помощи всех возможных способов. Чаще всего высокий глухой забор - это еще не достаточно для того, чтобы защитить Ваш дом и участок, по этой причине приходится прибегать к дополнительным мерам - привлекать специальные конструкции и материалы. Одним из вариантов создания шумозащитного забора являются многослойные панели. Внешние их поверхности представлены металлическими профнастилами, а между ними расположен пеноизол или плиты из минеральной ваты. Такая панель одновременно выполняет две функции - отражает и одновременно поглощает звук, то есть является полноценной шумозащитной системой. В готовом виде панель не продается, ее уже на месте собирают представители фирм, которые специализируются на строительстве заборов. Высоту ограждения рассчитывают по определенной схеме: между точкой верхушки конька крыши, а также предполагаемой наивысшей точкой расположения грузовиков на дороге проводят воображаемую линию, которая должна перекрываться забором. Верхнюю часть конструкции обязательно оборудуют звукоотбойником.

Во втором варианте создают звукоотражающую поверхность из камня. В этом случае основа каменного забора может быть выполнена из пенобетона, а вот облицовка выполняется из камня - либо искусственного, либо натурального. Камень укладывается неровно с имитацией сланцевых поверхностей. Чем больше у стены мелких и частых неровностей, тем больше она рассеивает шума.

В последнем варианте используется поликарбонатный лист толщиной больше восьми миллиметров. Помимо прочности этот материал характеризуется достаточно неплохим звукопоглощающим свойством. Если Вы желаете создать более интересную с декоративной точки зрения конструкцию, то Вы можете комбинировать поликарбонат с древесиной.

Шумозащитные мероприятия

Решение следует искать путем предварительного анализа акустического режима примагистральных территорий, оценки существующих и прогнозных шумовых характеристик магистрали и акустического воздействия на здания первого фронта застройки, а также разработки шумозащитных мероприятий, обеспечивающих нормативный акустический режим. В реальных условиях реконструкции магистральных улиц практически невозможно обеспечить допустимые уровни шума на примагистральной территории многоэтажной жилой застройки, поэтому основной акцент должен быть сделан на шумозащиту жилых помещений и сохранение жилищного фонда. При этом шумозащитные мероприятия могут составить весьма существенную долю в смете проекта реконструкции городской автомагистрали.

Акустический расчет территорий планируемых магистралей ещё на этапе проектирования позволяет минимизировать затраты на шумозащитные мероприятия. Известные методики акустического расчета территорий по СНиП II-12-77 «Защита от шума» и «Руководству по учету в проектах планировки застройки городов требований снижения уровней шума» предполагают графоаналитический расчет шумовой характеристики магистрали с построением карт шума. Современные компьютерные технологии позволяют использовать эффективные методики численного расчета шумового загрязнения городской застройки. Они предполагают численное моделирование процесса распространения шума, что является трудоемкой в вычислительном плане задачей. Альтернативой является подход, основанный надискретизации исследуемой области и энергетическом суммировании шума в исследуемых точках с использованием GIS. Для некоторой выбранной точки на территории производится суммирование энергии от дискретных точечных источников. Автомагистраль является линейным источником шума и представляется как совокупность точечных источников. В расчете распространения энергии шума учитывается эффект затухания в зависимости от расстояния, а также дифракция и отражение звука, т.е. влияние источников, не находящихся в области прямой видимости. Данный подход потенциально ведет к некоторому снижению точности вычислений из-за дискретизации. Однако этот недостаток компенсируется тем, что все расчеты можно проводить средствами самой GIS, и это позволяет совместить решение транспортной и планировочной задач с оценкой влияния шумового загрязнения.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство