11.08.2020

Уровень экономического развития монголии кратко. Контрольная работа анализ экономики монголии. Финансовая система монголии


За 1970-2018 гг. ВВП Монголии в текущих ценах вырос на 12.8 млрд. долл. (в 65.6 раз) до 13.0 млрд. долл.; изменение произошло на 0.29 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.8 млн., а также на 12.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 4 012.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Монголии был на уровне 0.27 млрд. долл. или 9.1%. Среднегодовой прирост ВВП Монголии в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире увеличилась на 0.0094%. Доля в Азии выросла на 0.0024%. Минимум ВВП был в 1970 году (0.20 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2018 году (13.0 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. ВВП на душу населения в Монголии повысился на 4 012.0 долларов (в 26.9 раз) до 4 167.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 83.6 долларов или 7.1%.

Изменение ВВП Монголии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=0.23x-461.8 , где y - расчетное значение ВВП Монголии, x - год. Коэффициент корреляции = 0.815. Коэффициент детерминации = 0.665.

ВВП Монголии, 1970

ВВП Монголии в 1970 году был равен 0.20 млрд. долл., занимал 143е место в мире и был на уровне ВВП Маврикия (0.21 млрд. долл.), ВВП Арубы (0.20 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.0058%.

В 1970 году был равен 155.0 долларов, занимал 156е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Коморах (163.0 долларов), ВВП на душу населения на Мадагаскаре (160.0 долларов), ВВП на душу населения в Палестине (158.0 долларов), ВВП на душу населения в Афганистане (157.0 долларов), ВВП на душу населения в Центральной Африканской Республике (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Уганде (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Того (145.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 769.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) на 99.8%. ВВП на душу населения в Монголии был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) на 38.4%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 100%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 100%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 99.9%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 97%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 94.6%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 94.4%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 92.3%, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) на 91.3%.

Потенциал ВВП Монголии в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП Монголии был бы 6.5 млрд. долл., что в 33.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов), ВВП Монголии был бы 1.2 млрд. долл., что в 6.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (331.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.42 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (247.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.32 млрд. долл., что на 59.4% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 2018

ВВП Монголии в 2018 году составлял 13.0 млрд. долл., занимал 136е место в мире и был на уровне ВВП Мадагаскара (13.9 млрд. долл.), ВВП Брунея (13.6 млрд. долл.), ВВП Экваториальной Гвинеи (13.3 млрд. долл.), ВВП Никарагуа (13.1 млрд. долл.), ВВП Нигера (12.8 млрд. долл.), ВВП Армении (12.4 млрд. долл.), ВВП Багам (12.4 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.015%.

ВВП на душу населения в Монголии в 2018 году был равен 4 167.0 долларов, занимал 129е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Иордании (4 264.0 долларов), ВВП на душу населения в Шри Ланке (4 245.0 долларов), ВВП на душу населения в Армении (4 237.0 долларов), ВВП на душу населения в Самоа (4 216.0 долларов), ВВП на душу населения в Алжире (4 136.0 долларов), ВВП на душу населения в Тувалу (4 079.0 долларов), ВВП на душу населения в Сальвадоре (4 064.0 долларов), ВВП на душу населения на Маршаловых островах (4 029.0 долларов), ВВП на душу населения в Индонезии (3 906.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов) на 7 063.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая ВВП России (1 660.5 млрд. долл.) на 99.2%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов) на 63.9%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (20 580.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Китая (13 608.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Великобритании (2 855.3 млрд. долл.) на 99.5%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов) на 93.4%, ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 91.3%, ВВП на душу населения в Великобритании (42 889.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 89.3%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Потенциал ВВП Монголии в 2018 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов), ВВП Монголии был бы 196.6 млрд. долл., что в 15.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (12 914.0 долларов), ВВП Монголии был бы 40.3 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Монголии был бы 36.0 млрд. долл., что в 2.8 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов), ВВП Монголии был бы 35.1 млрд. долл., что в 2.7 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (7 006.0 долларов), ВВП Монголии был бы 21.9 млрд. долл., что на 68.1% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 1970-2018
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Монголии, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 0.20 155.0 0.20 0.0058 0.038 0.060
1971 0.22 166.0 0.21 4.7 0.0058 0.038 0.059
1972 0.24 174.0 0.21 3.6 0.0054 0.034 0.051
1973 0.27 194.0 0.23 8.9 0.0051 0.030 0.044
1974 0.31 214.0 0.24 4.2 0.0052 0.028 0.045
1975 0.36 242.0 0.26 6.5 0.0054 0.030 0.048
1976 0.39 258.0 0.27 3.9 0.0054 0.029 0.048
1977 0.45 288.0 0.29 7.8 0.0055 0.028 0.046
1978 0.52 322.0 0.31 7.5 0.0054 0.026 0.039
1979 0.58 355.0 0.33 4.3 0.0053 0.026 0.040
1980 0.68 401.0 0.35 6.4 0.0055 0.027 0.043
1981 0.80 464.0 0.38 8.4 0.0064 0.029 0.048
1982 0.92 520.0 0.41 8.3 0.0074 0.035 0.058
1983 1.0 557.0 0.43 5.8 0.0079 0.036 0.059
1984 1.1 596.0 0.46 5.9 0.0084 0.038 0.061
1985 1.2 633.0 0.48 5.7 0.0090 0.042 0.063
1986 1.4 687.0 0.53 9.4 0.0087 0.038 0.052
1987 1.4 708.0 0.55 3.5 0.0081 0.034 0.045
1988 1.6 750.0 0.58 5.1 0.0079 0.031 0.040
1989 1.7 792.0 0.60 4.2 0.0082 0.032 0.042
1990 1.7 785.0 0.58 -2.5 0.0075 0.031 0.042
1991 1.6 726.0 0.53 -9.2 0.0067 0.026 0.035
1992 1.5 664.0 0.48 -9.5 0.0058 0.022 0.029
1993 1.5 654.0 0.47 -3.0 0.0056 0.020 0.025
1994 1.5 678.0 0.48 2.3 0.0055 0.019 0.024
1995 1.7 730.0 0.51 6.3 0.0054 0.018 0.023
1996 1.6 691.0 0.52 2.4 0.0050 0.018 0.024
1997 1.4 613.0 0.54 4.0 0.0045 0.016 0.022
1998 1.3 560.0 0.56 3.5 0.0042 0.017 0.022
1999 1.2 519.0 0.58 3.2 0.0038 0.014 0.019
2000 1.3 550.0 0.58 1.1 0.0039 0.014 0.018
2001 1.5 608.0 0.60 3.0 0.0044 0.017 0.022
2002 1.6 663.0 0.63 4.7 0.0047 0.018 0.024
2003 1.8 749.0 0.67 7.0 0.0047 0.018 0.025
2004 2.3 925.0 0.74 10.6 0.0053 0.020 0.029
2005 2.9 1 158.0 0.80 7.3 0.0061 0.024 0.034
2006 4.0 1 548.0 0.86 8.6 0.0077 0.029 0.044
2007 4.9 1 895.0 0.95 10.2 0.0084 0.032 0.050
2008 6.5 2 481.0 1.0 8.9 0.010 0.037 0.057
2009 5.3 1 992.0 1.0 -1.3 0.0088 0.030 0.045
2010 7.2 2 650.0 1.1 6.4 0.011 0.034 0.053
2011 10.4 3 770.0 1.3 17.3 0.014 0.043 0.066
2012 12.3 4 368.0 1.4 12.3 0.016 0.048 0.073
2013 12.6 4 385.0 1.6 11.6 0.016 0.048 0.074
2014 12.2 4 182.0 1.7 7.9 0.015 0.045 0.069
2015 11.7 3 947.0 1.8 2.4 0.016 0.044 0.066
2016 11.2 3 695.0 1.8 2.0 0.015 0.040 0.060
2017 11.4 3 717.0 1.9 5.2 0.014 0.039 0.058
2018 13.0 4 167.0 2.0 6.7 0.015 0.041 0.061

Picture. ВВП Монголии, 1970-2018

Picture. ВВП на душу населения в Монголии, 1970-2018

Picture. Рост ВВП в Монголии, 1970-2018

ВВП Монголии по расходам

ВВП Монголии по расходам, %, 1970-2018
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2018
Потребительские расходы 76.0 79.6 90.0 91.3 67.9 59.1
в т.ч. Расходы домохозяйств 57.2 60.5 68.3 76.9 55.2 47.5
Государственные расходы 18.8 19.1 21.7 14.3 12.7 11.6

февраля 25, 2015

Монголия (Mongolia)

Экономика страны:: Монголия (Mongolia)


Экономика - краткий обзор:
Деловая активность в Монголии традиционно была основана на пасении и сельском хозяйстве - обширные минеральные депозиты Монголии, однако, привлекли зарубежных инвесторов. Страна держит медь, золото, уголь, молибден, флюорит, уран, олово, и вольфрамовые депозиты, которые составляют значительную часть правительственных доходов и прямых иностранных инвестиций. Советская помощь, в ее одной трети высоты ВВП, исчезла почти быстро в 1990 и 1991 во время демонтажа СССР. Следующее десятилетие видело, что Монголия вынесла и глубокий спад, из-за политического бездействия и стихийные бедствия, так же как экономический рост, из-за охвата реформы, экономики свободного рынка и обширной приватизации прежде государственный сектор экономики. Серьезные зимы и летняя засуха в 2000-02 привели к массивному вымиранию домашнего скота и нулевому или отрицательному росту ВВП. Это было составлено падающими ценами за основной экспорт сектора Монголии и широкую оппозицию к приватизации. Рост составлял в среднем почти 9 % ежегодно в 2004-08 в значительной степени из-за высоких медных цен и нового золотого производства. В 2008 Монголия испытала высокий рост инфляции с ежегодной инфляцией, достигающей почти 30 % - самый высокий рост инфляции за более чем десятилетие. К концу 2008, поскольку страна начала чувствовать эффекты глобального финансового кризиса, падающие товарные цены помогли понизить инфляцию, но также и уменьшенные правительственные доходы и вызванные сокращения расходов. В начале 2009, Международный валютный фонд достиг Резервной Договоренности за $236 миллионов с Монголией, и страна начала перемещаться из кризиса, хотя банковский сектор остается непостоянным. В октябре 2009 правительство принимало долгожданный закон по инвестиционному соглашению развить Oyu Монголии Tolgoi мой, полагавший быть одним из самых больших в мире неиспользованных медных депозитов. Экономика Монголии продолжает быть в большой степени под влиянием ее соседей. Монголия покупает 95 % своих нефтепродуктов и значительное количество электроэнергии из России, оставляя это уязвимый для повышений цен. Торговля с Китаем представляет больше чем половину полной внешней торговли Монголии - Китай получает о двух третях экспорта Монголии. Денежные переводы от работающих за границей монголов являются значительными, но наступили к экономическому кризису; отмывание денег является возрастающим беспокойством. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 и стремится расширить ее участие в экономическом региональном и торговые режимы.

ВВП (по паритету покупательной способности):
$9,36 миллиардов (оценка 2009 года)

Примечание:

ВВП (официальный обменный курс):
$4,203 миллиарда (оценка 2009 года)

ВВП - реальные темпы роста (с учётом инфляции):
-1.6 % (оценка 2009 года)

ВВП - На душу населения (PPP):
3 100$ (оценка 2009 года)

Примечание:
данные находятся в 2009 долларах США

Структура ВВП по секторам экономики:

с/х:
21.2 %

промышленность:
29.5 %

сфера услуг:
49.3 % (оценка 2009 года)

Трудовые ресурсы:
1.068 миллионов (2008)

Трудовые ресурсы по секторам экономики:

с/х:
34 %

промышленность:
5 %

сфера услуг:
61 % (2008)

Уровень безработицы:
2.8 % (2008)

Доля населения, живущего за чертой бедности:
36.1 % (2004)

Домашний доход или потребление акцией процента:
10% (1-
ый дециль) самых низкодоходных домохозяйств:
2.9 %
10% (10-
ый дециль) самых высокодоходных домохозяйств:
24.9 % (2005)

Распределение доходов домохозяйств - индекс Джини:
32.8 (2002)

Размер бюджета:

доходы:
$1,38 миллиарда

расходы:
$1,6 миллиарда (2009)

Рост инфляции (розничные цены):
4.2 % (оценка 2009 года)

Базовая ставка кредита (прайм-рейт) у коммерческих банков:
21.67 % (31 декабря 2009 оценка.)

Запас узких денег:
$451,4 миллиона (31 декабря 2009)
$510,7 миллионов (31 декабря 2008)

Запас широких денег:
$1,996 миллиарда (31 декабря 2009)
$1,791 миллиарда (31 декабря 2008)

Сельскохозяйственная продукция:
пшеница, ячмень, овощи, зерновые культуры фуража; овцы, козы, рогатый скот, верблюды, лошади

Доминирующие отрасли экономики промышленности:
строительные и строительные материалы; добывая (уголь, медь, молибден, флюорит, олово, вольфрам, и золото); нефть; еда и напитки; обрабатывая продуктов животного происхождения, кашемирового и естественного производства волокна

Темпы роста промышленного производства:
3 % (оценка 2006 года)

Электричество - объем производства:
4.03 миллиарда кВтч (2009)

Электричество - объем потребления:
3.439 миллиарда кВтч (2009)

Электричество - объем экспорта:
21.2 миллион кВтч (2009)

Электричесвто - объем импорта:
186.1 миллион кВтч (2009)

Нефть - объем добычи:
5 100 баррелей/дни (2009)

Нефть - объем потребления:
16 000 баррелей/дней (оценка 2009 года)

Нефть - объем экспорта:
5 300 баррелей/дни (оценка 2009 года)

Нефть - объем импорта:
0 баррелей/дни (2009)

Нефть - доказала запасы:
Баррель NA

Природный газ - объем добычи:

Природный газ - объем потребления:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Природный газ - объем экспорта:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Природный газ - объем импорта:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Баланс текущего счета:
- $228,7 миллионов (оценка 2009 года)

Объем экспорта:
$1,902 миллиарда (2009)

Объем экспорта - предметы потребления:
медь, одеяние, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, скрывается, флюорит, другие цветные металлы, уголь

Объем экспорта - партнеры:
Китай 78.52 %, Канада 9.46 %, Россия 3.02 % (2009)

Объем импорта:
$2,131 миллиарда (2009)

Объем импорта - предметы потребления:
машина и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, индустриальные товары народного потребления, химикаты, строительные материалы, сахар, чай

Объем импорта - партнеры:
Китай 35.99 %, Россия 31.56 %, Южная Корея 7.08 %, Япония 4.8 % (2009)

Внешний долг:
$1,86 миллиарда (2009)

Запас прямых иностранных инвестиций - дома:
$NA

Запас прямых иностранных инвестиций - за границей:
$NA

Обменные курсы:
togrog/tugriks (MNT) за доллар США - 1 442.8 (2009), 1 267.51 (2008), 1 170 (2007), 1 165 (2006), 1 205 (2005)

Деньги

Достаточно сказать, что с 2000 по 2014 год ВВП Монголии вырос более чем в 10 раз, с 1,1 млрд. до 11,7 млрд. долларов. В кризисный 2009 год экономика страны упала на 1,1%, а уже в 2011 году выросла на 17,5%. В последние годы темпы роста начали замедляться, но все равно продолжали оставаться впечатляющими. Так в 2014 рост составил 9,1%.

Разумеется, это эффект не просто низкой, но сверхнизкой базы. Долгое время Монголия входила в малопочетный топ самых бедных стран мира. В 2000 году ВВП страны на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) равнялся 3,3 тысяч $. Для сравнения: Китай в том же году имел ВВП по ППС на душу населения равный 2,8 тысяч $, Южная Корея — 16,4 тысяч $, Россия — 10,4 тысяч $, США — 36,4 тысяч $.

Реальными соседями Монголии были такие «великие» страны, как Йемен, Боливия, Конго, Туркмения и т.п.

К 2014 году ВВП Монголии по ППС достиг 11,8 тысяч $, Китая — тех же 11,8 тысяч $, Южной Кореи — 35,2 тысяч $, России — 24,8 тысяч $, США — 54,6 тысяч $.

Теперь Монголия соседствует с Тунисом, Египтом, Перу, Иорданией.

За 15 лет нация прорубила окно если и не в Европу, то, по крайней мере, в лигу цивилизованных стран. Это историческое достижение. Без преувеличений.

Монгольское экономическое чудо имеет рентный характер. К середине нулевых вялотекущий экспорт кашемира и кож утратил актуальность на фоне бума разработки уникальных горнорудных месторождений на юге страны. Уголь, медь, золото, редкоземы — все это пошло на продажу и стало приносить впечатляющий доход. При менее чем трехмиллионном населении Монголия имеет только разведанных запасов ценных ресурсов на 2,75 триллиона $.

Таким образом, при благоприятном стечении обстоятельство Монголию ждет судьба Кувейта, ОАО и Катара, где малочисленное местное население буквально утопает в деньгах, полученных от экспорта сырья.

Впрочем, уголь и медь — это все же не нефть, а Улан-Батор — далеко не Дубай. Цены на продукцию горнорудной промышленности волатильны и очень зависят от баланса спроса и предложения. Сейчас на рынке наблюдается избыток предложения, а вот со спросом беда — Китай, являющийся главным импортером монгольских углей, ощутимо замедляется. Падение цен уже сказалось на экономике Монголии, прогноз роста ВВП на 2015 год не превышает 5-7%.

Надо понимать, что для Монголии Китай — и спаситель и губитель в одном лице. На сегодняшний день 87-89% монгольского экспорта приходится на КНР. Чудовищный перекос. Роль энергетического придатка Китайской империи не устраивает значительную часть монгольских элит. Ситуацию осложняет тот факт, что исторически китайцы и монголы относятся друг к другу весьма прохладно — китайцы веками воевали с кочевыми народами северных степей.

В тоже время Китай является не только главным рынком сбыта для монгольской продукции, но и ключевым инвестором. Власти страны прорабатывают планы строительства сети магистральных авто и ж/д дорог, образующих между Китаем, Монголией, Россией и странами Средней Азии единый транспортный коридор, по сути являющийся современным аналогом Великого шелкового пути. У Монголии нет десятков миллиардов долларов, необходимых для постройки такой дорожной сети. Зато они есть у КНР.

Другая проблема Монголии — отсутствие выхода к мировому океану. И здесь опять не обойтись без Китая, который предоставляет Монголии транзит к собственным портам в Желтом море.

На границе Монголии и Китая уже несколько лет успешно действует Особая экономическая зона. Здесь наблюдается подъем легкой промышленности.

Приведем пример: на границе с монгольской стороны строится завод по производству велосипедов. Значительная часть инвестиций приходится на Китай, рабочие живут на китайской стороне и каждое утро переходят границу, чтобы попасть к станкам. В итоге китайский завод выпускает велосипеды с лейблом «made in Mongolia», что позволяет продавать их на западных рынках по сниженным налоговым ставкам. Завод находится в совместной собственности китайских и монгольских компаний, что делает подобную бизнес-схему крайне выгодной для всех участников процесса.

При этом монгольский истеблишмент постепенно приходит к пониманию, что рентная экономика, ориентированная на Китай, — не панацея от всех бед. В последние годы предпринимаются попытки диверсифицировать народное хозяйство. Галопирующими темпами развивается рынок недвижимости, торговля, сфера услуг. Улан-Батор образца 2015 года похож на гигантский муравейник: в поле, с нуля возводятся целые спальные районы и огромные торгово-развлекательные молы.

Местные бизнесмены грезят идеей превратить Улан-Батор в мировой финансовый центр уровня Сингапура, Гонконга и Шанхая. Пока это только смелые мечты, но определенные подвижки в этом направлении видны уже сейчас. Так в самом центре Улан-Батора высится красивая высотка с гордой вывеской: «International commercial centre». Этим дело не ограничивается — в стране принято либеральное законодательство, максимально защищающее право частной собственности и бизнес в целом. Прибавим к этому мягкий налоговый и таможенный режим, и получим потенциал заманчивой полуофшорной страны в самом центре Азии.

Власть

Монголия — действующая парламентская демократия. Для столь бедной азиатской страны это удивительно, учитывая, что все ближайшие соседи исповедуют авторитарные модели. В Монголии проходят свободные всеобщие выборы, власть регулярно сменяется, а Великий государственный Хурал осуществляет реальный контроль над исполнительной властью. Для понимания: правительство страны формирует именно Хурал, он же обладает правом вето по всем ключевым вопросам.

Ядро политической жизни — постоянное противостояние двух крупнейших политических партий: социалистической МНРП и либеральной ДПМ. В стране время от времени случаются парламентские кризисы, порой преходящие в открытые столкновения. Тем не менее, каким-то образом местной элите удается сохранить хрупкий баланс сил. С некоторыми оговорками можно заключить, что сейчас у власти в стране находятся рыночники-прогрессисты, настроенные на решительные реформы и дальнейшую интеграцию страны в реку мирового капитализма.

И все же, говоря о развитии Монголии, политические риски трудно переоценить. Всеобщие прямые выборы в бедной аграрной стране чреваты приходом к власти популистов, социалистов и националистов. Местный потомок КПСС — МНРП — регулярно выигрывает выборы и претендует на доминирование в политическом поле.

Сегодня в Монголии на повестке дня масштабная конституционная реформа, которая, по задумке демократов, должна привести страну к некоему подобию германской политической модели с сильным премьер-министром, номинальным президентом и де-факто двухпартийным парламентом. Успех или провал этих амбициозных начинаний во многом определит политический ландшафт Монголии на ближайшие годы.

На пути реформ монгольские прогрессисты не пытаются заново изобрести колесо. Они просто берут лучшие мировые образчики, и пытаются воплотить их с поправкой на монгольские реалии. В стране разворачивается довольно успешная компания по борьбе с коррупцией. В 2014 году Монголия заняла 80 место в международном рейтинге восприятия коррупции Transparency International, обогнав по этому показателю Индию (85 место), Китай (100 место) и конечно же Россию (136 место). В не таком уж далеком 2011 году Монголия находилась на 120 месте в рейтинге. Как говорится, почувствуйте разницу.

В Монголии принят крайне жесткий закон против незаконного обогащения чиновников. Каждый слуга государев обязан публиковать в Интернете не только декларацию о доходах, но и о расходах. Официальному декларированию подлежат любые покупки стоимостью более 3 млн. тугриков (около 1,5 тыс. $).

Новые государственные здания в Монголии, включая, например, и мэрию Улан-Батора, строятся из стекла. Демонстрация прозрачности госаппарата.

Хотя до полной победы над коррупцией еще далеко. В Монголии процветает клановость, семейственность. Укоренена и трудна для понимая иностранцами традиция взяток и «подарков».

В Монголии силен национализм. Очевидный и легко объяснимый культ Чингисхана в сочетании с все еще крайне низким уровнем жизни и архаичным сознанием сельского населения зачастую дает взрывной эффект.

Кроме всего прочего, Монголия испытывает очень своеобразную вариацию Веймарского синдрома. В каждом музее или сувенирной лавке страны на почетном месте висит карта, где стрелочками показано, кого, как и в каком году завоевали монголы. В частных разговорах с монгольскими политиками и бизнесменами рефреном звучит невысказанная тоска по величию, утраченному потомками Тимуджина.

Миф о Великой Монголии от Средиземного моря до Тихого океана, безусловно, является одной из определяющих черт местного этноса и национального сознания.

Будущее

Монголия — страна с большими проблемами. Жестокий климат, отсутствие выхода к морям, малограмотное и малочисленное местное население, высокая зависимость от рентных доходов и благорасположения Китая, непобежденная коррупция, поднимающий голову воинственный национализм…

Перечислять беды и угрозы можно долго. Но все это отступает перед ветром перемен, перед видом нации, которая поднимается с колен. Не по телевизору, а на самом деле.

Ты приезжаешь в Улан-Батор, ожидая увидеть большую деревню с юртами и отарами овец, пасущимися в центре города, а видишь потрясающе колоритный, стремительно разрастающийся мегаполис с высотками из стекла и бетона, пятизвездочными отелями и улицами по восемь полос.

В Монголии чувствуется дыхание свободы, привнесенное животворящим движением мировых капиталов и политической волей местных реформаторов. Это не фигура речи. Простой пример: бюджет Монголии оплачивает 100% обучения, если их студент поступил в ТОП-20 мировых университетов, и 50% — если в ТОП-100. При выделении дотации ставится только одно условие, согласно которому по окончанию обучения гражданин Монголии обязан вернуться на родину и отработать здесь как минимум три года. Из этого правила есть исключение — студент может остаться жить за границей, если ему предложат высокий пост в западной компании.

Такая политика дает эффект. Еще пять-семь лет назад в Монголии насчитывалось всего несколько десятков студентов с припиской к зарубежным ВУЗам, а сегодня — тысячи. Так действующий премьер-министр страны Чимэдийн Сайханбилэг получил образование в вашингтонском университете Джорджа Вашингтона, что само по себе говорит о многом.

Образование в Монголии рассматривается, как доходная инвестиция, служащая для приумножения ВВП или повышения престижа страны в глазах мировых держав. Разумный и очень современный подход.

А что же Россия? А ничего. «Великий северный сосед» откровенно проспал монгольский экономический и гуманитарный бум.

В ОЭЗ на границе с Китаем строятся заводы и дороги, а в ОЭЗ в районе Кяхты и Алтанбулага ветер гоняет мусор и пустынные колючки. КНР покупает у Монголии все — от угля до мяса, а Россия даже не может наладить импорт баранины в приграничные Улан-Удэ и Читу. У них рынок, а у нас — импортозамещение.

СССР забирал 98% экспорта Монголии, сегодня Китай забирает 87%.

Монгольское поколение 40+ поголовно говорит по-русски практически без акцента, а поколение 20+ учит английский, китайский, корейский, и смотрит на русских, как на заезжую диковинку.

Еще вначале нулевых монгольская армия рассекала в советских фуражках с автоматами Калашникова, а сейчас по Красной площади парадом проходят части спецназа, вооруженные и снаряженные по американскому образцу.

Отмена визового режима между Россией и Монголией — абсолютно необходимая и правильная мера. Но отменять визы надо было не сейчас, а еще десять лет назад. Возможно, тогда дрейф Монголии в сторону Китая и стран АТР был бы не столь однобоким.

Впрочем, отмена виз плодотворна в любом случае. Нет никаких сомнений, что уже через год-два в Улан-Баторе будет рисских не меньше, чем тех же корейцев или индусов. Привлекательность страны для иностранных инвестиций очевидна и тем более актуальна на фоне все ухудшающейся экономической и политической ситуации внутри самой России. Пока русские еще слабо информированы о состоянии дел в современной Монголии, но при открытой границе эта ситуация будет быстро меняться.

Монголы говорят, что их страна лежит под «вечным синим небом». И сегодня это небо открыто для всех.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Экономика Монголия

Экономика — краткий обзор:

Экономическая активность в Монголии традиционно основана на скотоводстве и сельском хозяйстве.

Монголия обширные месторождения полезных ископаемых.

Страна проводит медь, золото, угль, молибден, шпат, уран, олово, вольфрам, на долю добывающей и перерабатывающей промышленности приходится большая часть прямых иностранных инвестиций и государственных доходов.

Суровые зимы и летние засухи в 2000-2002 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП.

В 2004-2008 рост ВВП составлял около 9%, в значительной степени из-за высоких цен на медь и открытия новых золота.

В 2008 году зафиксирован уровень инфляции почти 30% — самый высокий уровень инфляции в течение десятилетия.

В начале 2009 года Международный валютный фонд выделил $ 236 млн. по программе «стэнд-бай”, и страна начала выходить из кризиса, хотя в банковском секторе остается некоторая нестабильность.

В октябре 2009 года правительство приняло долгожданное законодательство по разработке Ою Толгой — одного из крупнейших в мире месторождений меди.

Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии — Китай получает около двух третей экспорта Монголии.

Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.

Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.

3100 долл. США (2009 г.)

4030 млн. кВт · ч (2009)

5100 баррелей / день (2009)

5300 баррелей / день (2009 год)

— $ 228 700 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 93

— $ 710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 1902 млн. (2009)

Место страны в мире: 130

$ 2539 млн. (2008)

Экспорт — товары:

медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь

Экспорт — партнеры:

Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)

Импорт:

$ 2131 млн. (2009)

Место страны в мире: 150

$ 3224 млн. (2008)

Импорт — товары:

машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай




© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство