08.03.2020

Почему сфере обороны нужен именно военный экономист-финансист? Лучший генерал армии - женщина-экономист


Автор обосновывает необходимость военно-экономически обоснованного обеспечения сфер национальной обороны и национальной безопасности , для чего требуется возрождение и совершенствование профилированной подготовки кадров для этих сфер.

Почему надо восстановить штатную должность военного экономиста-финансиста ? Это не простой вопрос, не о погонах, а о голове.

История знает разные способы и формы финансово-экономического обеспечения обороны . В России обязанность даточным солдатам «корм и одежду давать », бывшую прежде делом помещиков, к началу XVIII века полностью взяло на себя государство, вследствие чего резко возросли его расходы. В 1701 г. они составили 2,5 млн рублей, из которых на армию и флот ушло 78 %. Петр I привлекал войска к взиманию подушной подати, которая поступала в государственную казну. На полученные из нее деньги полки «своим попечением» заготовляли все им необходимое. Хозяйственные хлопоты отнимали много сил и времени, отвлекали войска от ратного дела, тем не менее, избежать их невозможно, но можно минимизировать, повышая эффективность. Со временем совершенствовались военно-хозяйственные связи, военные финансы, появились военные финансисты-экономисты , численность и доля которых по понятным причинам увеличивалась. Но теперь эту штатную категорию решили упразднить, якобы ради экономии. По ведомству, вроде получается экономия, но по стране, даже по бюджету – нет ее, а дело обеспечения обороны ухудшается. Уже по этим причинам надо исправить ошибку.

Но есть и другой очень важный аргумент, ставший на современном этапе новым, не просто дополнительным, а судьбоносным. Для понимания сути военных финансов и вытекающей из неё роли военных финансово-экономических кадров , конечно же, правильно опираться на исторический опыт, особенно на тот, который преподала Великая Отечественная война, о чем совершенно справедливо говорят ветераны. К этому непременно надо добавить новые аргументы и выдвинуть их на первый план. Это связано с происшедшими на современном этапе изменениями, которые должным образом еще не вполне осознаны и недостаточно учитываются при решении кардинальных вопросов обеспечения обороноспособности страны и сложнейших проблем, вызванных невоенными, но столь же судьбоносными новыми, так называемыми мягкими угрозами национальной безопасности . Их преодоление предполагает кардинальное повышение роли, количества и качества экономистов-финансистов, при чем особенно в верхних эшелонах систем национальной обороны и безопасности.

Предназначение и структура военных финансов и финансов национальной безопасности предопределяют их стратегическую роль, которая проявлялась все отчетливее по мере развития военного дела и всей системы национальной безопасности и сегодня выступила на первый план при решении вопросов стратегического уровня. Какие системы безопасности надо создавать, как они (и ассигнования на них) должны соотноситься, исходя из уровня и степени угроз, какие образцы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и в каком количестве нужно создавать, как следует совершенствовать систему подготовки профилированных кадров, какие фундаментальные и прикладные научные исследования нужно вести? При решении этих и многих других вопросов требуется военно-экономический подход, но военно-экономическое мышление еще чуждо многим офицерам, ибо на прежних этапах еще не столь остро ощущалась необходимость в нем, в том числе и в высших звеньях военной системы. Полагались на мудрость военачальника и помощь ему со стороны генштаба. Но масштабы и сложность стратегических проблем возросли уже до такой степени, что для их своевременного решения нужны многочисленные научные организации в вооруженных силах и в функциональных структурах системы национальной безопасности, способные военно-экономически обоснованно решать их. Причем, военачальники, принимающие решения, нуждаются в функционально-экономических знаниях, а экономисты – в знаниях объективных закономерностей военного дела.

Но вместо того, чтобы повышать военно-экономическую подготовку офицерских кадров в последнее десятилетие шел противоположный процесс, дошло до ликвидации Военной финансово-экономической академии и Военного финансово-экономического училища. И войсковое звено лишается нужных ему военных финансово-экономических кадров, и высшие звенья военной системы, включая мозг армии, оказывается без интеллектуальной военно-экономической составляющей. О какой же умной военной экономике и военной стратегии без военно-экономического обоснования можно мечтать?

Экономист-финансист становится все в большей степени военным стратегом, а военный деятель, хочет он этого или нет, вынужден мыслить не только военными категориями, но и военно-экономическими, пронизавшими все военное дело и выражающими особенности военной сферы. Основной смысл военно-экономического мышления и деятельности – достижение искомого функционального, (а именно – ВОЕННОГО ) результата с возможно меньшими затратами. Это трудно понимается, многовековые стереотипы, сформировавшиеся в нашем мозгу, упорно сопротивляются. Когда речь заходит об экономике в условиях рынка, на ум приходят мысли о доходе, о его увеличении, об экономии, а также о всевозможных ухищрениях. Если ограничиваться этим, то будет то, что у нас получалось в недавнее время. Ситуация, вследствие наконец-то принятых умных решений, стала меняться к лучшему, но еще пока медленно. Все дело в деньгах и кадрах, в количестве первых и качестве вторых.

Первое, даже в трудных кризисных условиях, стало получаться и, если захотеть и быть военно-экономически грамотным и способным, то можно найти полное решение проблемы. Но если говорить о кадровом вопросе, то обыденный здравый смысл подсказывает такое компромиссное решение: в мирное время во многих случаях в низовых звеньях вооруженных сил выдачу денег военнослужащим, выполнение расчетных функций можно поручить гражданским финансистам, получить кажущуюся в ведомственном смысле экономию на военных расходах (будто гражданский финансист жив святым духом), а вот во время большой войны нужны военные финансисты, то есть люди, способные выполнять свои финансовые обязанности в тяжелейших условиях войны, будучи в то же время и полноценными воинами. Да, пожалуй, каждый согласится с тем, что в условиях войны они должны быть военнослужащими. Но встает вопрос, где их взять, если вдруг завтра опять вероломно и без предупреждения нападут на нас. Уж теперь-то есть ответ на этот вопрос – не надо отрекаться от горького нашего опыта, вполне проверенного теперь и другими странами-жертвами американских агрессий во второй половине прошлого и в начале нынешнего века.

Но это полвопроса, этого мало, обыденное мышление ведь вообще довольно далеко отстоит от новых военно-стратегических проблем. Ведь как раз в мирное время решается вопрос, требующий научно обоснованного стратегического военно-экономического подхода . Требуется ясно ответить на такие вопросы: какие противодействующие структуры надо создавать, чтобы предотвратить войну, а если ее все же развяжут, то, какие средства вооружения и способы ведения войны потребуются, следовательно, каким должно быть военное финансирование мирного времени, адекватное предвидению новых войн и их требований. Решение подобных вопросов в Генеральном штабе, главкоматах, НИИ и центрах под силу только специалистам высшей военно-финансовой квалификации. Тут уж мобилизацией и чрезвычайными мерами не обойтись. Нужна заблаговременная научно-исследовательская и повседневная поведенческая военно-экономическая культура. Она, еще не развившись в должной мере, соответствующей современному этапу, стала утрачиваться вообще без академического военно-экономического финансового ВУЗа и ряда других учреждений, создающих и поддерживающих ее. Уже образовавшийся и все углубляющийся в этом отношении провал чреват не только упущениями и недостатками, но и неотвратимой катастрофой.

Если всерьез подумать об этом, станет ясно, что именно в период мира особенно нужен военный экономист-финансист, военный не только по форме, но и по сути, то есть обладающий военными знаниями, и, особенно, знаниями, нужными для выработки и принятия стратегических решений в верхних эшелонах управления. Зачем же ликвидированы военные экономисты-финансисты в Генеральном штабе, штабах, управлениях, а так же и другие военно-экономические структуры, даже военпреды, необходимость которых еще триста лет назад объяснял Петру I , что подтвердил и весь последующий военно-экономический опыт? И пошли воровство, откаты, а затем провалы и, если не изменить положения, неизбежна катастрофа.

Кстати, полезно узнать и не только ради истории, что еще рекомендовал Петру I И.Т. Посошков наш первый военный экономист . Мы еще не раз обратимся к нему.

Что же касается в военной экономике узко экономической стороны (после того, как решена ее главная стратегическая задача – что считать), то она теперь двоякого плана. Во-первых – исчислить величину общественно-необходимых расходов на достижение требующегося военного результата и путей их минимизации; во-вторых – решить вопросы военно-экономической безопасности, то есть безопасности самой военной экономики, достаточности ее мощи и способности реализовать военно-экономический потенциал, что предполагает ее функционирование на основе познанных объективных законов. Очень кратко остановимся на выяснении ее ключевого элемента - подготовки высококвалифицированных кадров.

Первая сторона частично более-менее понятна как калькуляция . Это всегда было, есть и сейчас, причем, от бухгалтерских счет и механических калькуляторов перешли к более совершенным электронным средствам. Научились много быстрее и точнее считать. Но что надо считать – вот в чем главный вопрос. Военная история отвечает на него не однозначно: один корифей военного дела воспевает число, многократное превосходство на главном направлении, другой побеждает не числом, а умением чудо-богатырей, прославляя при этом глазомер, быстроту и натиск. Подумайте об этом: с численностью войск на порядок меньше, чем у противника – и непременно победа, Так учил и делал А.В. Суворов!

А о чем говорят сегодня, какие показатели, соотношения, объективные законы и критерии, приемы и способы надо познавать и считать? Ведь не для дохода же создают вооруженные силы, а для победы в войне, которая позволяет достигнуть поставленной военно-политической цели, или предотвращения войны, что может быть высшей целью. Видимо, надо считать военный и политический результат войны, операции, боя – состоявшихся или планируемых, предотвращенных или необходимых для их предотвращения. Причем речь идет о вариантах наиболее приемлемых решений. А решения могут быть самые разные и применительно к нашим вооруженным силам, и к вероятному противнику. Такого рода задачи всегда стояли перед государем, умным военачальником и толковыми командирами разных рангов, хотя не всегда они осознавались и формулировались в именно такой постановке. Говорят о мудрости, о военной хитрости, о разных способах и стилях ведения войны, боев, операций… А ведь цели войн, масштабы и структуры вооруженных сил, их боевая мощь, потенциалы государств, не говоря уж о количестве и качестве воинов в каждом государстве и в каждой воинской части, подразделении различны. Когда-то можно было командиру ограничиваться более-менее компактным штабом, который помогал решать поставленные задачи с возможно меньшими потерями. Но военное дело усложнялось, штабы разрастались, появлялись всевозможные научно-исследовательские центры.

В упомянутой «Книге о скудости и богатстве » Петру I уже предлагался расчет, как можно сравнительно небольшим, но вооруженным новейшим оружием и укомплектованным мастерами военного дела войском за прежнюю сумму расходов добиться значительно более высоких военных и политических результатов. С тех пор прошло 290 лет. Как все усложнилось. Родились многие военные науки, в том числе военная экономика и военные финансы. Но смысл того, о чем задумывался первый русский экономист-финансист , заложивший основы военно-экономического анализа, сегодня основательнее осознается многими политическими и военными деятелями, хотя и не всеми. Случаются и такие, кому нет до этого дела. Их не называют мудрыми, но, к сожалению, им и не воздают должного по сомнительным «заслугам» в больших делах. Правда, в истории России был в позапрошлом веке суровый суд над интендантством . А вот в прошлом веке была величайшая всемирно-историческая победа и большие успехи в обеспечении военной безопасности в послевоенный период, связанные, не в последнюю очередь, с успешной военно-экономической и финансовой политикой и деятельностью руководства. К сожалению этого не скажешь о деятелях конца прошлого и начала нынешнего века. Пора сделать назревшие выводы на будущее о военно-экономическом подходе в делах обороны и безопасности и более полно и энергично проводить их в жизнь.

И опять невольно вспоминаются многие советы государю. Правда, вспоминается и его просьба: «да не явится мое имя ненавистным и завистливым людям, паче же ябедникам и обидникам и любителям неправду, понеже … не попустят мне на свете ни малого времени жить, прекратят мне живот мой». К сожалению так и вышло. Жестокие были времена. Практически сразу после смерти Петра I Посошков был арестован и 1 февраля 1726 г. скончался в Петропавловской крепости. Читая сейчас его «Книгу о скудости и богатстве », нельзя удержаться от того, чтобы напомнить хоть вкратце советы Посошкова тем, кому положено знать о них, но им все недосуг. Поможем им, да и другим полезно.

Воинство, как и другие социальные группы, имеет четкое определенное место в системе общественного разделения труда, оно должно быть обеспечено пищей, одеждой и другими видами довольствия , иметь на вооружении лучшее оружие, мастерски владеть им, как и всеми премудростями военного искусства. Поэтому нельзя отвлекать служивых от ратного дела, надлежит заботиться о том, чтобы «солдаты всегда б у ружья своего управлялись, чтобы они никогда в земляной работе не утрудилися и томны б не были, но всегда б они были бодры и опасны, и к бою готовы на всякий час».

Особую ценность в военно-экономическом наследии имеет разработанная им система конкретных мер, ориентирующая оборонное строительство на повышение его эффективности. Она включает в себя обеспечение армии высококачественным оружием, комплектование войск хорошо обученными воинами и искусными командирами, а также дифференцированную (в зависимости от воинского мастерства) систему оплаты труда воинов.

«О ружье первое попечение надобно иметь, чтоб оно было добро и остро и к обороне надежно, а затем уж и без умения нельзя быть». Как этого добиться? Он дает четкие рекомендации технического и организационно-хозяйственного характера. Например, предлагает установить обязательное клеймение оружия, чтобы по клейму можно было узнать и через десять лет, какой мастер изготовил некачественное ружье, саблю, копье или другой вид оружия, и наказать виновного; учредить то, что теперь называют военной приемкой: «А принимать бы всякое ружье с опыту и за верным свидетельством. И кои дозорщик кое ружье будет досматривать, и на том бы ружье положил он свое дозорное клеймо, чтоб знать было, коего ружья кой дозорщик достоверивал. И естли в чьем дозоре явитца какая винность, и за то и дозорщику запрещение ж бы какое положить».

Настойчиво и всесторонне обосновывал автор необходимость дифференциации оплаты воинского труда, имея в виду стимулирование стремления воинов к овладению воинским мастерством, повышение социального престижа воинской службы, «Рядовому солдату, в год жалованья 16 рублев, а тем, которые будут из фузеи с руки в 20 саженях по шапке бить без погрешения, то таковым, видится, мочно дать и по 20 рублев на год, дабы на то смотря, и иные острились на такое умение, а тем, кто без промаха бьет по подвижной цели, платить по 25 рублев».

Посошков стал предтечей военно-экономического анализа . Он обстоятельно рассчитал затраты на армию при существовавшем порядке ее подготовки и содержания, сопоставив их с затратами и результатами, которые будут связаны с реализацией предложенных им рекомендаций по комплектованию, подготовке и содержанию войск. Скрупулезно исчислив денежное и хлебное жалованье , расходы на оружие, боеприпасы и другие нужды, он сделал расчеты на содержание войск на месяц и три месяца. Сопоставляя стоимость простой пехоты численностью в 50 тыс. человек при существовавших тогда нормах снабжения со стоимостью войска всего из 20 тыс. самых умелых стрельцов, оплачиваемых по более высоким нормам, он вел речь о профессиональной армии, которая «заменила б у дела за 100 тыс. неумеющих». Тут мы видим, весьма наглядные и научно обоснованные примеры военно-экономического анализа конкретных вариантов военного строительства, предложенные 300 лет назад.

Наконец, в его работах содержатся глубокие теоретические рассуждения и конкретные рекомендации государю по вопросам укрепления могущества страны, ее духовной, военной, экономической и социальной мощи, соображения о правовом устройстве, гармонизации интересов различных слоев общества и об общегосударственном (царском) интересе.

Так, рассуждая о внешней торговле он считает, что иностранные конкуренты «они хощут Российское царство пригнать ко оскудению. И издеваяся над нами, въместо материалных товаров возят к нам разные питья… Да привозят к нам стекляную посуду, чтоб нам, купив, розбить да бросить. А нам есть ли заводов пять-шесть построить, то бы все их государьства стекляною посудою наполнить можем». Управителям надлежит смотреть, «чтобы непотребнаго и непрочнаго ничего из-за моря и из-за рубежей в Русь не покупали, но покупали б такие вещи, кои прочны и коих в Руси у нас не обретается или без коих пробыть не мочно».

Он утверждает, что «крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей и от помещичья насилия и от небрежения их». Следует «царские поборы установить в соответствии с земельными наделами и собирать их в удобное время (дабы помещики не требовали ничего лишнего с крестьян), о рациональном устройстве дворов в селениях, о лесонасаждениях, о рыбоводстве. «Крестьянское богатство - богатство царственное, а нищета крестьянская - оскудение царственное».

Лейтмотив главы «О царском интересе » - введение разумного количества налогов и сборов. «Худой тот збор, аще кто царю казну собирает, а людей разоряет». Рассуждая о рачительном ведении государственного хозяйства, автор приводит факты небрежного хранения в городах и в армии сбруи, хлеба и иных полковых припасов, бесхозяйственности при заготовке леса для кораблестроения, изготовления некачественных канатов из пеньки; говорит о питейной прибыли, о чеканке денег, экономии денежного металла.

Много и других содержательных мыслей можно найти в трудах оригинального и глубокого мыслителя России Ивана Тихоновича Посошкова. Представитель простого народа, истинный самородок, ценность которого со временем не уменьшается, а возрастает, - он оставил такое наследие, которое в дни преобразований, в дни раздумий о судьбах Отечества - нынешней и будущей - вооружают теоретиков и практиков военного строительства проверенной временем системой координат и способами достижения поставленной цели. Но что до этого высокопосаженным невеждам?! Их надо просто пересадить в другое место.

Сегодня рассматриваемая проблема существенно усложнилась особенно в связи с необходимостью оптимизации системы национальной безопасности, в которой военная безопасность выступает лишь как одна из ее многих подсистем, хотя и наиболее важная и крупная. Но ведь надо понимать, что, например, угроза наркотизации населения – это столь же судьбоносная угроза, как и ядерная зима, только растянутая во времени. Все более устрашают демографическая, сырьевая, энергетическая, наконец, космические и финансово-экономические угрозы национальной и глобальной безопасности . Но ведь человечество живет в условиях ограниченности ресурсов, что делает столь острой экономическую проблему вообще. Особенно остро встает проблема оптимизации структуры национальной безопасности. Об этом очень убедительно говорится в , и других ученых, приводятся многочисленные примеры того, как обострились старые и появились многие новые судьбоносные угрозы национальной безопасности, соответственно развились новые виды борьбы с ними, которые отдельные исследователи называют войнами: экономическими, валютными, идеологическими, информационными, психологическими и т.д.

Заметим в связи с этим, что в военной литературе ведется полемика по вопросу о невоенных войнах , порой с намеком на новую парадигму науки. На наш взгляд, законное стремление привлечь внимание к вопросам противодействия многим очень актуальным угрозам безопасности приводит некоторых авторов к смешению фундаментальных понятий, например, о войне и невоенных формах борьбы, о сути войны и других форм борьбы, об их соотношении, в частности о соотношении войны и политики. Ставится, казалось бы, давно решенный вопрос - является ли война продолжением политики и, для ослабления шока, - всегда ли. Не уходя далеко от темы данной статьи, коснемся некоторых связанных с этим моментов.

Следует согласиться с теми, кто считает, что не целесообразно отождествлять с войной различные не военные формы противоборства. На мой взгляд, это преждевременно нарушает методологию формирования категориальных аппаратов существующих парадигм общественных наук. В настоящее время работающий категориальный аппарат вбирает в себя категории давно уже реально состоявшегося процесса раздвоения экономики по функциональному признаку на экономику благосостояния и экономику безопасности. Последняя включает подсистемы экономической, политической, военной, пограничной, экологической, космической и других видов безопасности , адекватно реальным угрозам. Каждая подсистема своеобразна по многим параметрам и вряд ли целесообразно ту или иную из них по какому-нибудь показателю, например, по степени угрозы, как-то приближать к военной подсистеме и деятельность соответствующей подсистемы противоборства называть войной, например, войной экономик , идеологий, политик и т.д. Это мало что даст для углубления познания, уточнения оценки, достижения адекватности и повышения эффективности создаваемых подсистем нейтрализации угроз. Все эти подсистемы характеризуются своими целями, способами и средствами ведения противоборства, но только военной подсистеме присуща война с ее законами, а не военным подсистемам – свои особенные виды борьбы с их особенными законами: экономическая, политическая, идеологическая и т.д. Какая из угроз наиболее опасна? Надо решать этот вопрос. Ответ может быть только один – та, которая недопонята, недооценена и ей не противопоставлена адекватная и достаточная по мощи противодействия подсистема безопасности. Поскольку все эти подсистемы своеобразны и предполагают соответствующее их сути познание, организацию, финансирование, ресурсное обеспечение и т.д., то приобретает особую остроту проблема достаточности каждой из них, оптимизации общей структуры экономики национальной безопасности, приоритетности в ней тех или других из многочисленных подструктур. Решение этих проблем коренится в познании общих и специфических законов каждой подсистемы, в том числе военной, а не в отождествлении с нею.

При этом подчеркнем: квалифицированное решение стратегических и тактических проблем безопасности всех видов возможно только при наличии широко профилированной системы подготовки кадров, в том числе экономистов-финансистов, для всех функциональных сфер национальной безопасности. Кстати, для многих функциональных сфер подготовка таких кадров велась в военных и гражданских вузах и ведется, несмотря на ликвидацию ее в МО РФ. Пора исправить допущенные ошибки в этом отношении и развить существовавшую систему подготовки кадров применительно к велениям современности для всех областей функционально-экономического обеспечения национальной безопасности. Именно такой подход соответствует духу движения к новым парадигмам наук, к высокой эффективности во всех сферах жизнедеятельности по обеспечению благосостояния, обороны и безопасности. Полностью разделяю мнение президента АВН генерала армии Гареева М.А.: «Совершенно ненормально, что в РАН нет специального отделения по оборонным проблемам. Интересы дела требуют, чтобы такое отделение было создано и системно занималось бы исследованием современного характера войн и путей более экономичной и эффективной организации обороны страны с учетом многовекторного и более сложного характера угроз для безопасности страны, установив более тесное взаимодействие с Академией военных наук и РАРАН.

Пожаров Александр Иванович д.э.н., профессор. действительный член Академии военных наук и Академии проблем военной экономики и финансов, капитан 1 ранга в отставке. сайт

Литература :
1. И.Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве.- С-Пб «Наука» 2004, С. 9
2. См., например, С.Ф.Викулов. Экономика войны и война экономик: ведение в проблему.// Вестник Академии военных наук №3 2015. Кстати заметим нечеткость позиции автора: «можно считать, что в настоящее время ведется… война, которую можно и нужно назвать финансово-экономической. В качестве синонима можно использовать термин «экономическое противоборство». Такой точки зрения придерживается ряд политологов, в т.ч. А.Дугин, который считает, что «Мы имеем дело с новыми формами войны.» с. 29. А каково мнение автора по этому методологическому вопросу?
3. Вестник Академии военных наук №3.2013, с.7.

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

Военные финансы входят в единую военно-экономическую систему, которая формируется при образовании, распределении и применении цены военной продукции, создании соответствующей деятельности в отдельных субъектах, что в конечном итоге обеспечивает безопасность страны. Деятельность в этой сфере осуществляют военные финансисты.

Недавняя история

Когда на должность Министра обороны был назначен А. Сердюков, он назвал одним из главных приоритетов работы реформу в управлении финансами и экономики, в рамках которой были упразднены военные финансовые службы. Считалось, что благодаря безналичным расчетам и отсутствию бухгалтерий коррупция в ВЧ будет сведена к минимуму.

В тот период стали заводиться уголовные дела на тех, кто занимал самые высокие должности в армии. Резонансным стало дело с генералом Георгием Олейником, которого обвинили в растрате 323 миллионов долларов. Настоящей «золотой жилой» для финансистов стала и война в Чечне, где от офицерских выплат им доставалось до 50% денежных средств. Резонансные дела появлялись в разных округах страны.

Таким образом, на тот момент реформирование считалось вынужденной и необходимой мерой, однако, должного эффекта так и не было достигнуто. В центральном аппарате для государственных служащих выделяли премии, размер которых доходил до нескольких сотен тысяч рублей, что подчас превышало годовой офицерский оклад. После того, как прежнего Министра сменил С. Шойгу, было принято решение о поэтапном восстановлении финансовых служб, при котором планировалось вернуть до 800 должностей с финансовыми ВУС.

Подготовка военных финансистов

В отличие от ВФЭУ, который был упразднен в нулевые годы, Ярославская Военная финансово-экономическая академия продолжает свою деятельность и по сей день. Именно здесь желающие могут получить ВУС для осуществления финансово-экономической службы в РФ в будущем. Академия готовит офицеров для работы в Минобороны, других властных структурах, где существует военная служба, отделения полевых учреждений ЦБ, строительных и промышленных организаций ВС РФ.

Стандартный период обучения составляет 5 лет на очной форме, но по некоторым специальностям можно учиться заочно и меньший период. Чтобы поступить в военный ВУЗ, и получить специальность «военный экономист», нужно соответствовать определенным критериям, а именно:

  • быть гражданином РФ;
  • возраст должен составлять от 16-ти до 22-х лет (при не прохождении срочной службы);
  • до 24-х лет (для контрактников за исключением офицеров);
  • иметь документ о полном среднем, профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Не будут рассматриваться кандидаты, которые указаны в абз.4 и 5 ст.34 ФЗ «О », то есть следующие лица:

  • не соответствующие требованиям согласно ФЗ;
  • осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • имеющие судимость;
  • являющиеся подозреваемыми в совершении преступления на стадии следственных действий.

Особенности будущей профессии

В связи с реформами прошлых лет сотни офицеров были выведены за штаты. Многие специалисты считают, что возродить систему непросто. В то же время, скорее всего, будет учтен опыт прошлых лет, и наладятся институты по предотвращению растраты государственных денег, а также усилится работа контрольных органов.

Гигантский лайнер, ревя двигателями, отрывается от полосы военной базы неподалеку от голландского городка Эйндховен. В брюхе воздушного грузовика - три ударных вертолета Apache. Через восемь часов шасси самолета коснутся бетона аэродрома в Кабуле. Но летчики общаются на русском языке, а на хвосте самолета - российский триколор: технику афганскому контингенту НАТО везет самолет авиакомпании «Волга-Днепр» со штаб-квартирой в Ульяновске.

Хозяин компании - российский предприниматель Алексей Исайкин. Рейс в Кабул обошелся заказчику минимум в $200 000. Рейс грузового Boeing 747 на то же расстояние принес бы в два раза меньший доход. Дело в том, что в авиакомпании Исайкина летают Ан-124 «Руслан», крупнейшие из когда-либо серийно выпускавшихся грузовых самолетов. Всего у Исайкина их десять. Они составляют костяк флота «Волги-Днепр», третьей в России по выручке авиакомпании. Ее оборот в 2008 году превысил $1,4 млрд. И это несмотря на кризис в российской авиаиндустрии. В чем секрет?

*Глядя на отрывающийся от земли громадный белый Ан-124, трудно поверить, что работа над этой машиной началась более полувека назад. Советским военным понадобился военно-транспортный самолет, способный поднять в воздух любой из имеющихся на вооружении Советской армии образцов сухопутной военной техники. Спустя 15 лет из ворот Киевского авиационного завода ОКБ О. К. Антонова впервые выкатилась махина Ан-124 «Руслан».

Самолет собирали в Киеве и на авиазаводе в Ульяновске - по четыре-пять штук в год. Лайнер установил несколько мировых рекордов: по грузоподъемности, высоте и дальности перевозки грузов. Но для дряхлеющей экономики СССР цена 70 млн рублей за самолет (Ту-154 обходился в 4,5 млн рублей) была неподъемной. Уже в 1989 году было принято решение о прекращении производства «Русланов». В армиях наследников СССР, России и Украины, для воздушных гигантов не было ни задач, ни денег на поддержание летной годности. Если кого и беспокоило исчезновение спроса на самолет, то руководителей Ульяновского авиазавода, в самое голодное время 1990-х оставшегося без заказов. Свертывание производства Ан-124 - «пример кампанейского подхода к конверсии», - гремел на заводских партсобраниях заместитель начальника военной приемки завода подполковник Алексей Исайкин.

*Исайкин приехал в Ульяновск в 1984 году молодым специалистом. В обязанности его на заводе входил контроль ценообразования при производстве Ан-124. «Все, что мерялось деньгами, проходило через меня», - вспоминает он. Партсобрания партсобраниями, а в 1990 году он, как и другие руководители завода, отлично понимал, что на внутреннем рынке покупателей для самолета нет, на внешнем - тем более. Родилась идея самим создать покупателя этих военных машин - гражданскую авиакомпанию для перевозки тяжелых грузов. «Пришло понимание, что самолет, созданный, по легенде, для перевозки народно-хозяйственных грузов в районы Крайнего Севера, действительно может по этой легенде работать», - вспоминает Исайкин, устроившись на заднем сиденье своего Mercedes S-класса , который везет его в московский офис компании со встречи с главой международной транспортной ассоциации IATA.

*В 1991 году премьер-министр СССР Николай Рыжков поставил визу на постановлении о создании авиакомпании «Волга-Днепр», Алексей Исайкин был назначен председателем правления. Почему именно он? «Я думаю, это было как в кооперативе - все занимались всем, - рассказывает Сергей Недорослев, глава группы компаний «Каскол», долгое время владевший крупным пакетом акций «Волги-Днепр». - И, как в каждом кооперативе, вскоре нашелся человек, способный администрировать. Исайкин постепенно перетянул на себя лидерство». Сам Исайкин утверждает, что выбился наверх потому, что смог решиться на уход со стабильной работы, а другие - нет. В состав рабочей группы по созданию авиакомпании входил, например, начальник Исайкина Николай Качалов, глава военной приемки завода. Однако он долго не решался снять погоны, а когда ушел в отставку, во главе компании уже стоял Исайкин. Не рискнул бросить «основное» место работы и другой «отец-основатель» «Волги-Днепр» - главный инженер завода Валерий Савотченко.

Учредителями авиакомпании стали Ульяновский авиазавод, киевское КБ им. О. К. Антонова (в названии компании обыгрывается ее ульяновско-киевское происхождение), Минобороны, «Аэрофлот» и Автовазбанк. Минобороны дало в аренду несколько турбовинтовых грузовиков Ан-12 с экипажами, чтобы «Волга-Днепр» смогла немедленно начать полеты. А в июне 1991 года в парк авиакомпании поступил первый «Руслан» из числа заводских машин.

Однако подходящий самолет - это еще далеко не гарантия успеха. Между тем уже в 1991 году «Волга-Днепр» перевезла, например, американский зенитный ракетный комплекс Patriot из Шатеро (Франция) в Дубай (ОАЭ). Каким образом только что созданная компания из провинциального Ульяновска была допущена к перевозке американской военной техники?

В 1985 году Ан-124 представили широкой публике на авиасалоне Ле Бурже. «Качественная работа», «исключительно простой самолет», - написал по итогам премьеры Flight International, авиационный журнал номер один в мире. Для британской грузовой авиакомпании Heavy Lift появление русского гиганта стало неприятным сюрпризом. До сих пор туша четырехмоторного британского транспортника Belfast с гигантской буквой H на киле гарантировала ей всеобщее внимание. Теперь Майклу Хейзлу и Грэхему Пирсу, управляющим Heavy Lift, оставалось только, цокая языками, осматривать советского исполина. Belfast мог перевозить за раз 40 т груза, Ан-124 - все 120 т. О такой машине, как Ан-124, англичане могли только мечтать.

Неудивительно, что вскоре после падения железного занавеса, осенью 1990 года Хейзл и Пирс сошли по трапу самолета в далеком Ульяновске. Встречала их делегация во главе с первым секретарем горкома. Англичане провели на заводе несколько дней, общаясь с Качаловым, Исайкиным и другими организаторами «Волги-Днепр». Переговоры закончились созданием СП Heavy Lift - Volga Dnepr.

Стороны внесли в уставный капитал СП по £1. HeavyLift с каждого полета получала фиксированную комиссию, «Волга-Днепр» - компенсацию за предоставленные самолеты. В городе Станстеде неподалеку от Лондона был организован центр управления перевозками и служба продаж. Если по итогам 1992-го, первого года полноценного функционирования «Волги-Днепр», выручка компании составила $31 млн, то к 1999-му она достигла $102 млн. Однако в следующем году партнеры расстались.

Исайкину все время были нужны деньги: военный по своему происхождению, Ан-124 требовал постоянных инвестиций в адаптацию к гражданским требованиям. Летный ресурс, одна из ключевых эксплуатационных характеристик самолета, был заложен при его создании в объеме 2000 часов. При коммерческой, а не военной эксплуатации Ан-124 использует этот ресурс за два года. Каждое разрешение на продление ресурса от разработчика, киевского КБ им. Антонова, обходилось в несколько миллионов долларов. Большие средства уходили на увеличение парка, который к 2000 году вырос до восьми «Русланов». Средняя цена последних машин, по информации Forbes, составляла около $15 млн.

Платить $5–6 млн комиссионных в год Heavy Lift Исайкину было жалко. Он хотел, чтобы партнеры не только получали деньги, но и инвестировали в развитие бизнеса. Англичане были не против, но требовали доли не в СП, а в самой авиакомпании. В итоге Исайкин решил пойти на разрыв.

Он серьезно рисковал. Грэхем Пирс был лично знаком с главами Boeing, Northrop Grumman, Lockheed Martin и других корпораций, дававших заказы на перевозку грузов. «У них будут проблемы. Наше имя много значит для военных и других крупных корпораций» , - пророчил Пирс после известия о закрытии СП с «Волгой-Днепр».

Но и у Исайкина были козыри. К концу 1990-х центр управления полетами в Станстеде был укомплектован российскими диспетчерами и сейлз-менеджерами, причем последние уже успели освоиться на рынке и наладить связи с заказчиками. Еще в середине 1990-х компания наняла в пресс-секретари англичанина с опытом работы в Flight International. «Это был серьезный шаг, позволивший компании сразу увеличить присутствие в отраслевых и специализированных СМИ», - говорит один из бывших топ-менеджеров «Волги-Днепр». Была разработана следующая элегантная схема. Экипажам раздали фотоаппараты и велели снимать погрузку и разгрузку. Ведущие авиационные издания с удовольствием публиковали фотографии погрузки негабаритных грузов гигантским русским самолетом. Большая их часть выполнялась через передний люк, и тогда на фото была видна надпись Volga-Dnepr, выведенная на нижней части носового обтекателя всех самолетов компании.

Первые месяцы «автономного плавания» тем не менее были провальными, продажи упали более чем в два раза. Однако затем дела пошли в гору. Прежде всего, изменилась ситуация на рынке. США и их союзники начали военные операции в Афганистане и Ираке. Тяжелые грузовые самолеты оказались в дефиците. «Британские и американские С-17 (ближайший западный аналог Ан-124, но с меньшей грузоподъемностью. - Forbes) эксплуатируются с рекордным напряжением, командование ВВС США постоянно жалуется на нехватку военно-транспортной авиации», - говорит Михаил Барабанов, редактор издания Moscow Defense Brief.

Исайкин в полной мере воспользовался открывшимися возможностями. «Волга-Днепр» стала первой частной компанией, начавшей рейсы в Афганистан после свержения талибов в 2001 году. Удалось удержать и гражданских заказчиков, с которыми «Волга-Днепр» начала работать при посредничестве Heavy Lift. В 2008 году чартерные грузовые перевозки принесли «Волге-Днепр» около $1 млрд. Heavy Lift пережила банкротство, смену собственников, а затем вместе со своим флотом из нескольких дряхлых грузовых самолетов и вовсе перебралась в Австралию.

*Сейчас «Волга-Днепр» - это более 2500 человек персонала, офисы в десятках городов по всему миру. В прошлом году компания перевезла более 250 000 т грузов и выполнила около 10 000 рейсов. Ниша Ан-124 на мировом рынке - перевозка всего того, что в самолеты меньшего размера просто не влезает. Примеры? 125-тонный химический реактор. Линия по разливу Coca-Cоla весом 81 т. Макет космического корабля для съемок фильма «Звездные войны» общим весом 100 т. Каждая такая перевозка - сложная техническая операция и требует скрупулезных расчетов. «Это как утюг нести в бумаге», - описывает Исайкин перевозку грузов на Ан-124. Зачастую альтернативы небесным тяжеловозам просто нет. British Petroleum начала нефтедобычу в гористом районе Колумбии, в 500 км от ближайшего морского порта? «Волга-Днепр» готова перебросить необходимое оборудование через местный аэропорт. В рамках этого контракта компания Исайкина выполнила 128 рейсов и перевезла более 10 000 т оборудования. Ан-124 сформировали новый сегмент авиационного рынка, любит повторять Исайкин.

Порядка 90% доходов компания получает от обслуживания зарубежных клиентов. Две трети перевозок заказывают государственные организации, прежде всего военные. Остальное - грузы для авиастроительных и нефтедобывающих корпораций, промышленное оборудование.

Один из основных источников получения контрактов - тендеры на авиаперевозки, которые проводят ООН и военные ведомства различных стран. У компании Исайкина есть и несколько собственных центров продаж - в Англии, США, Китае и России. Кроме того, «Волга-Днепр» заключила генеральные агентские соглашения с несколькими компаниями, которые продают летные часы Ан-124 в различных регионах мира и для клиентов из разных отраслей. Наконец, служба продаж «Волги-Днепр» постоянно контактирует с грузовыми брокерами по всему миру, которые, зная возможности Ан-124, выставляют компании заявки на перевозку грузов.

Но вот что любопытно: если парк Ан-124 «Волги-Днепр» вырос с 2000-го по 2010 год лишь на две единицы, до десяти штук, то выручка, которую они приносят компании, - более чем в семь раз. Как такое стало возможным?

Конечно, в последнее десятилетие рынок грузовых перевозок был разогрет операциями США и их союзников в Ираке и Афганистане. Ан-124 стали летать гораздо больше. Свою роль сыграл и стремительный рост цен на топливо. Но есть и другое объяснение: монополизация рынка. Сейчас во всем мире в эксплуатации 46 «Русланов», 22 из них - у российских ВВС. Двумя самолетами владеет Ливия, одним - правительство Объединенных Арабских Эмиратов. У «коммерсантов» находится 21 машина. Из них 10 самолетов у «Волги-Днепр» и 7 - у «Авиалиний Антонова», структурного подразделения киевского КБ им. Антонова. До недавнего времени киевляне были конкурентами Исайкина. Однако пять лет назад «антоновцы» и «Волга-Днепр» создали два СП. Одно для продаж услуг перевозки грузов Ан-124 по военным контрактам, другое - по гражданским. И теперь значительная часть продаж перевозок воздушными супергрузовиками осуществляется из «одного окна» (из $1,4 млрд выручки «Волги-Днепр» за 2008 год $180 млн пришлось на «украинские» Ан-124).

Результат? Десять лет назад летный час Ан-124 обходился заказчику в среднем в $14 000, а в 2008 году - уже в $24 000–44 000. Ставки грузового авиационного фрахта в мире за это время выросли лишь на 30%.

*Бизнес «Волги-Днепр» построен на эксплуатации самолета c уникальными характеристиками, позволившего ей практически монополизировать рынок воздушных перевозок крупных грузов. Но спокойной жизни этой авиакомпании отмерено не так уж много. Максимально возможный срок жизни самолета - 40 лет, дальше продлевать ресурс будет невозможно. Но стоит завести речь о том, что «Волга-Днепр» - «компания одного самолета», Исайкин резко протестует.

Последние несколько лет, сохраняя должность президента «Волги-Днепр», он возглавляет и непосредственно руководит ее дочерней компанией Air Bridge Cargo (ABC). ABC принадлежат восемь грузовых Boeing 747 - это самолеты с характерным «горбатым» профилем, переоборудованные из пассажирских лайнеров. Их грузоподъемность более 100 т, но в отличие от Ан-124 загружать грузы в Boeing можно лишь через бортовой люк. Обычно такие самолеты используют на регулярных рейсах и грузы возят в стандартных контейнерах. Создание ABC и покупка Boeing - это попытка Алексея Исайкина придать «Волге-Днепр» черты классической грузовой авиакомпании. Удалась ли она?

Зарабатывать на Boeing оказалось гораздо сложнее, чем на «Русланах», признает Исайкин. Если на рынке перевозок Ан-124 у «Волги-Днепр» практически нет конкурентов, то регулярные перевозки на Boeing 747 выполняют десятки авиакомпаний. Рецепт успеха здесь - найти оптимальное соотношение между ценой перевозки, маршрутом и типом эксплуатируемых самолетов и вклиниться в один из мощных грузовых потоков, например между Китаем и Европой. Ан-124 «Волги-Днепр» в среднем летают около 1000 часов в год, а Boeing приносит прибыль, только если проводит в воздухе 5000 и более часов в год, то есть самолеты должны постоянно «висеть» в воздухе. В 2008 году выручка ABC составила $450 млн.

«Это бизнес с очень низкой маржой и очень большими оборотами. И это опасно. Обороты могут упасть, например из-за кризиса, а у тебя очень большие постоянные издержки. У нас [с Исайкиным] были большие дискуссии по этому вопросу», - говорит Сергей Недорослев. Пока, впрочем, Исайкину удается справляться. В кризисный 2009 год ABC открыла несколько рейсов из Китая в Европу. Исайкин сократил штаты и уменьшил количество предоставляемых клиентам услуг. В результате удалось снизить цены и резко увеличить объемы перевозок - на 20% в 2009 году. Исайкин даже взял в ноябре в лизинг еще один Boeing. А с лета прошлого года, говорит Исайкин, ABC начала работать с прибылью.

И тем не менее хозяин «Волги-Днепр» тратит массу времени на то, чтобы лоббировать возобновление производства Ан-124. В ноябре прошлого года Дмитрий Медведев, будучи на совещании в Ульяновске, заявил о том, что такое решение принято. В декабре 2009 года президент поручил правительству обеспечить развертывание производства модернизированной версии Ан-124 в Ульяновске и закупку 20 машин для Российской армии. Наряду с военными будут строиться и машины для «Волги-Днепр». Если цена, говорит Исайкин, составит $150–160 млн, то при текущей стоимости фрахта и сроке эксплуатации 40 лет покупка такого самолета окупится. Впрочем, есть и другой взгляд на ситуацию.

«Возможности этого самолета излишни для внутренних военных перевозок, а широкомасштабные военные действия на другом конце мира Россия не ведет и, видимо, вести не будет», - говорит военный эксперт Михаил Барабанов. С его точки зрения, решение о производстве Ан-124 для ВВС является «чисто политическим» и принято лишь для того, чтобы появились основания для государственного субсидирования производства Ан-124 в интересах коммерческих перевозчиков, то есть «Волги-Днепр». Действовать это решение будет лишь до тех пор, пока не иссякнет лоббистский потенциал Исайкина.

Что будет, если строительство Ан-124 так и не начнется? «Наша экспертиза известна всему миру. Мы умеем делать деньги на грузовиках. Если не будет Ан-124, значит будем привлекать что-то другое. Появятся дирижабли - будем летать на них», - говорит хозяин «Волги-Днепр». Времени у него навалом: построенные в последние годы СССР Ан-124 способны летать еще 15–20 лет. И вряд ли за это время кто-то посягнет на его монополию.

Созданный в 1918 году Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики наряду с реализацией таких важных для молодого государства вопросов, как финансирование фронтов, контроль за использованием ассигнований Красной армией, организация работы полевых казначейств, также обеспечивал формирование системы подготовки военных финансистов.

“ За годы своей деятельности Военный финансово-экономический факультет выпустил 7500 офицеров ”

Высшая военная финансово-хозяйственная школа при Реввоенсовете Республики стала первым военно-учебным заведением, перед которым ставилась задача дать слушателям финансово-экономическое образование, необходимое для работы по финансированию войск, а также подготовить специалистов, способных вести научную работу по финансово-экономическим и хозяйственно-административным вопросам в армии и на флоте.

В октябре 1938 года были переведены на обучение по программам подготовки начальника финансовой части полка две роты курсантов Ярославского военно-хозяйственного училища, которые стали фундаментом формирования в 1941-м Военно-финансового училища Красной армии (с 1 сентября 1974 года Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии А. В. Хрулева).

Пополнение кадров финансовой службы в годы Великой Отечественной войны осуществлялось по различным направлениям: продолжалась подготовка в военно-учебных заведениях, созданных до войны; была создана целая сеть краткосрочных курсов по подготовке начальствующего состава финансовых органов; за счет гражданских специалистов, имевших опыт работы в финансово-учетных органах.

Среди специалистов из народного хозяйства, призванных и направленных в годы Великой Отечественной войны в финансовые органы армии и флота, были и выпускники финансово-экономических учебных заведений – как правило, опытные специалисты, которые также внесли большой вклад в решение финансово-экономических задач. Многие из них остались на военной службе и после войны.

Среди гражданских вузов, выпускники которых служили в финансовых органах армии и флота, – Московский кредитно-экономический институт, Ленинградский финансово-экономический институт и другие.

Война подвергала жесткой проверке готовность Вооруженных Сил к любой обстановке, пригодность всех систем военной экономики и финансов. Деятельность военных финансистов в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена советским правительством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

При решении сложнейших экономических проблем послевоенного периода очень важно было развивать наиболее эффективные и экономически оправданные методы хозяйствования и активизировать влияние финансово-экономических и кредитно-экономических рычагов на ускорение темпов восстановления народного хозяйства.

В связи с повышением требований к кадрам финансистов в новых условиях в стране было открыто около десятка финансовых, финансово-экономических и кредитно-экономических вузов, целая сеть специальных техникумов.

В условиях реорганизации и перевооружения армии и флота в мирное время необходимо было использовать на полную мощность не только контрольные рычаги финансов, но и их созидательные возможности, усилить их влияние на все совершаемые экономические и военно-экономические процессы. Это оказалось очень важным, так как экономика Вооруженных Сил в тот период была представлена мощной производственной сферой (капитальное строительство, промышленное и сельскохозяйственное производство, военная торговля), большой численностью Вооруженных Сил с новыми задачами в области боевой готовности.

Итогом тщательного анализа сложившейся ситуации и новых задач перед руководящим составом финансовой службы стало решение о создании на базе Московского финансового института (ныне Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Военного факультета, которое было принято 20 сентября 1947 года совместным приказом Министерства Вооруженных Сил и Министерства высшего образования.

Военному факультету была поставлена задача по подготовке офицерских кадров с соответствующим образованием для комплектования финансовых органов соединений, военных округов, групп войск и флотов, главных и центральных управлений, которых в то время катастрофически не хватало. Военная и специальная подготовка слушателей была возложена на кафедры факультета, а ведение всех видов учебных занятий по общественным, общественно-экономическим и финансовым дисциплинам – на Московский финансовый институт.

В 1976 году Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте приступил к подготовке специалистов с высшим военным образованием. При разработке новых учебных планов и программ использовался уже накопленный опыт, основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижения преемственности между учебными процессами Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А. В. Хрулева и факультетом.

Была выстроена стройная двухуровневая система подготовки специалистов финансовой службы с высшим военным образованием.

За годы своей деятельности Военный финансово-экономический факультет выпустил 7500 офицеров, свыше 10 тысяч офицеров на базе факультета прошли различные курсы усовершенствования финансово-экономических знаний.

В результате проведенных преобразований в системе военного финансово-экономического образования в 1999–2010 годах подготовка военных финансистов была возложена на Военный университет.

Сегодня офицеры, курсанты и профессорско-преподавательский состав финансово-экономического факультета Военного университета свято чтят славные традиции курсантов и слушателей вузов предшественников: Ярославского финансового училища и Военного финансово-экономического факультета.

Современная финансово-экономическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации представлена выпускниками практически всех финансово-экономических вузов СССР и России, среди которых особое место принадлежит Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербургскому государственному экономическому университету и Военному университету.

В рядах финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации специалисты высокого уровня, которые не только имеют чисто финансовые и широкие экономические знания, позволяющие более глубоко вникать в систему финансирования войск и во всю систему экономических связей по поставкам вооружения и военной техники и их эксплуатации, но и обладают знаниями структуры Вооруженных Сил, знают их предназначение, систему комплектования, всестороннего обеспечения всеми видами довольствия. Современные специалисты финансово-экономической службы по праву носят высокое звание военных финансистов – «Часовых государственной казны».

С уверенностью можно сказать, что Военный финансово-экономический факультет внес неоценимый вклад в формирование человеческого капитала военной финансово-экономической службы. Выпускники вуза наряду с другими военными финансистами сыграли значительную военно-экономическую роль в решении задач финансового обеспечения послевоенной перестройки Вооруженных Сил Российской Федерации и ее экономики в соответствии с новыми вызовами международной обстановки, обеспечения ракетно-ядерного перевооружения армии и флота, формирования достойного ответа нашим противникам, решения социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Научно-педагогический коллектив Военного финансово-экономического факультета разработал научные обоснования проблем, которые мы решаем и сейчас, а изданная литература – это для нас, работающих над решением вопросов финансового обеспечения армии и флота в новых условиях, основа, из которой мы черпаем идеи и практические советы.

В настоящее время финансово-экономическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации успешно решает поставленные задачи по своевременному и полному финансовому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации в различной обстановке, с учетом предъявляемых президентом Российской Федерации требований по рациональному использованию выделенных ассигнований.

В этих целях Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает исполнение бюджета на основе казначейских технологий, а также новых управленческих решений по контролю за реализацией государственного оборонного заказа во взаимодействии с банковским сектором экономики.

Появление в 2015 году в календаре памятных дат Дня финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации можно по праву считать государственным признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности страны, свидетельством высокой государственной оценки заслуг специалистов финансово-экономической службы, а также данью уважения к нашим ветеранам.

Сохранение кадрового потенциала для нас очень важно.

Знания военных финансистов, в том числе и выпускников Военного факультета, являются для нас востребованными на важных направлениях и участках финансово-экономической деятельности, и сегодня этот опыт мы с благодарностью берем «на вооружение».

Как известно, ни один институт общества или военной организации государства не может развиваться без преемственности, и мы благодарны ветеранским коллективам нашей службы, которые держат с нами прочные связи и вносят в нашу работу так необходимые сегодня черты предшествующих поколений, патриотизма и любви к нашей профессии.

И сегодня, используя все ценное, накопленное предшественниками, военные финансисты честно и добросовестно выполняют свой служебный долг.

В этот памятный день от всей души поздравляю с 70-летием Военного финансово-экономического факультета всех ветеранов из числа командования, профессорско-преподавательского и научного состава факультета, военных финансистов и всех выпускников Военного финансово-экономического факультета.

Желаю всем крепкого здоровья, счастья, радости и благополучия.

Новых вам успехов и свершений на благо нашей Родины!


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство