27.06.2020

Лицензия на проведение страховой деятельности выдается страховщику. Условия лицензирования страховой деятельности. Данный закон содержит


Лицензирование является важным аспектом деятельности страховщиков в части определения их правоспособности. Статья 49 ГК РФ, говоря о правоспособности юридического лица отмечает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься определенным видом деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает не с момента регистрации (по общему правилу), а с момента получения специального разрешения (лицензии).

Законодательство РФ относит страховую деятельность (а именно, деятельность по страхования, перестрахованию, взаимному страхованию) к разряду лицензируемой.

Регулирование лицензирования осуществляет ст. 32 закона «Об организации страхового дела в РФ», которая классифицирует выдаваемые лицензии в зависимости от категории страховщика. Так, страховым организациям выдаются лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, добровольного имущественного страхования, вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Перестраховочным организациям выдаются лицензии на осуществление перестрахования, а обществу взаимного страхования - на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных законом, в форме обязательного страхования.

Лицензирование деятельности страховщиков происходит на основании документов, предоставление которых необходимо в соответствии с пунктами 3-8 ст. 32. Данные нормы содержат требования, а также перечни документов, предъявляемых соискателями на осуществление конкретного вида страхования, которые являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. Например, законом об ОСАГО установлено, что лицензию может получить только страховщик, имеющий опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев не менее двух лет.

Если соискатели не соблюдают требования по оформлению документов, установленные в п. 7 ст. 32 закона «Об организации страхового дела», то органы страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляют уведомление об устранении нарушений в тридцатидневный срок. В противном случае все представленные документы возвращаются соискателю лицензии.

Срок, в течение которого орган страхового надзора должен принять решение о выдаче лицензии (или об отказе в выдаче лицензии), составляет тридцать дней. При этом на нем лежит обязанность уведомить соискателя лицензии о принятии решения в течение пяти рабочих дней.

Лицензия на осуществление страховой детальности подписывается руководителем органа страхового надзора, заверяется гербовой печатью и должна отвечать требованиям, представленным в п. 14 ст. 32 рассматриваемого закона РФ.

Решение об отказе в выдаче лицензии принимается при установлении обстоятельств, при которых уполномоченный государственный орган не вправе выдавать лицензии. Совокупность данных условий условно можно разделить на две группы: неустранимые и преодолимые. В этой связи и отказ управомоченного органа может быть, соответственно, окончательным и отлагательным.

Почти все условия, перечисленные в ст. 32.3 закона «Об организации страхового дела», соискатель лицензии на осуществление страховой деятельности может преодолеть. По существу, единственным примером неустранимого препятствия является несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии (пп. 9 п. 1 ст. 32.3).

Это условие непреодолимо, поскольку закон «Об организации страхового дела» предъявляет строгие требования для поддержания финансовой устойчивости страховщиков, а именно наличие сформированных страховых резервов и собственных средств.

Несмотря на то, что федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность прекращения производства по делу о признании юридического лица банкротом практически на любой стадии, невозможность осуществления таким лицом страховой деятельности определена уже наличием возбужденного арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве). Так, арбитражный суд рассматривает полученное заявление о признании должника банкротом на предмет его обоснованности, а именно устанавливает наличие признаков банкротства, которые перечислены в п. 2 ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть не способно удовлетворить денежные требования кредиторов.

Другие обстоятельства, предусмотренные ст. 32.3 Закона РФ № 4015-1, могут быть устранены посредством принятия решения самим соискателем лицензии. К ним, в частности, относятся следующие основания:

Использование обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела. Данное требование связано с тем, что дублирование средств индивидуализации юридических лиц согласно гражданскому законодательству не допускается. Исключение составляют только зависимые и дочерние общества;

Наличие у соискателя лицензии на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 осуществляются страховыми организациями;

Несоответствие представленных соискателем документов требованиям закона «Об организации страхового дела» и принятым в соответствии с ним нормативных актов органов страхового надзора. Данное основание названо одним из самых распространенных, поскольку реализуется в нескольких формах, а именно, в виде представления неполного комплекта документов, а также предоставление документов с ошибками;

Несоответствие устава требованиям страхового законодательства;

Наличие в документах недостоверной ин6формации;

Несоответствие руководителя, главного бухгалтера и ряда иных должностных лиц страховщика квалификационным и иным требованиям, которые предъявляются к ним законодательством РФ;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о непредоставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 рассматриваемого закона.

При этом необходимо отметить, что последние два обстоятельства касаются только тех страховщиков, которые претендуют на получение лицензий, указанных в абзацах со второго по шестой пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона № 4015-1.

При этом, не смотря на детальное регулирование, с лицензиями страховых организаций возникает множество трудностей. В частности, возникает проблема с возобновлением отозванных лицензий, о чем будет сказано далее.

Помимо этого, жесткий характер регламентирования лицензирования негативно сказывается на совокупности прав участников страховых правоотношений, в том числе и потому, что нарушения страхового законодательства и меры воздействия в виде отзыва лицензии часто несоразмерны.

Таким образом, лицензия является необходимым элементом правоспособности страховщиков, однако процедура ее получения требует более гибкого и эффективного подхода.

Лицензирование деятельности в области страхования способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков, а также полностью исключает появление на рынке фирм-однодневок, которые будут незаконно присваивать денежные средства клиентов.

Каждая страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности.

Более того, содержание данной лицензии должно быть доступно всем потенциальным страхователям.

При этом каждый потенциальный страхователь перед заключением договора страхования может проверить наличие или отсутствие лицензии у страховщика, а также информацию об ограничении или приостановлении деятельности лицензии в вестнике Банка России.

Каким законом регулируется лицензирование и кто осуществляет надзор

Лицензированием страховой деятельности называется выдача разрешения (лицензии) для работы в области страхования. Без лицензии организация не имеет права осуществлять страхование на территории РФ.

Регулируется лицензирование деятельности по страхованию Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

Данный закон содержит:

  • основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;
  • основания и порядок выдачи лицензий;
  • права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;
  • основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;
  • основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.

Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России , который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Выдаются лицензии страховым организациям, перестраховщикам, обществам взаимного страхования, а также страховым брокерам.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям , которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Требования также предъявляются и к организационно-правовой форме соискателей лицензии.

Особое внимание необходимо уделять образованию, опыту работы и профессиональным качествам лиц, занимающих руководящие посты в страховой компании (генеральный директор, главный бухгалтер и т. п.), поскольку в Законе обозначены строгие требования к данным сотрудникам. Несоблюдение требований ведет к отказу в выдаче лицензии .

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии страховой организации требования также предъявляются к учредителям или акционерам страховой организации. Доля иностранного капитала в уставном капитале страховой организации не должна быть больше 49 %.

Какие сведения можно получить ознакомившись с лицензией

Реестр лицензий ведется службой Банка России по финансовым рынкам и публикуется на сайте ЦБ РФ .

В лицензии должна содержаться следующая информация:

Ограничения действия и приостановление лицензии

В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии .

Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования , предусмотренным в лицензии.

При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ.Б

Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений.
Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае не устранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

После отзыва лицензии страховая компания должна в течение полугода предоставить всю бухгалтерскую отчетность, оригинал лицензии, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности по страхованию, документы, подтверждающие наличие или отсутствие требований страхователей или выгодоприобретателей и прочих контрагентов организации.

В течение шести месяцев организация обязана осуществить выплаты по страховым случаям и расторгнуть договоры со всеми страхователями. Также организация должна прекратить свое членство во всех некоммерческих организациях.

Сообщение об отзыве у организации или предпринимателя лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

В результате действия строгих правил количество субъектов, осуществляющих страховую деятельность, в России постепенно уменьшается.

С одной стороны, это является плюсом, поскольку уходят все ненадежные игроки страхового рынка . С другой, это минус, поскольку конкуренция среди игроков страхового рынка уменьшается и создается угроза монополистического сговора крупных игроков.

Основная заслуга строгих требований законодательства в области лицензирования страховой деятельности в РФ заключается в том, что раскрываются эффективные инструменты воздействия на субъектов страхового рынка в случае нарушения законодательства в области страхования.

Видеосюжет о приостановлении лицензии

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

2. Лицензия выдается:

1) страховой организации на осуществление:

добровольного страхования жизни;

добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

добровольного имущественного страхования;

вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

3. Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

3) устав соискателя лицензии;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, а также об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора соискателя лицензии;

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) сведения о лицах, указанных в статье 32.1 настоящего Закона, с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора (сведения о лицах, назначенных на должности заместителя лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя и главного бухгалтера филиала страховой организации, и сведения об актуарии страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, представляются при наличии указанных должностей в штате соискателя лицензии);

8) документы (согласно перечню , установленному нормативными актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения имущества, вносимого учредителями (акционерами, участниками) соискателя лицензии в уставный капитал;

9) положение о внутреннем аудите;

10) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае, если данное требование установлено законом);

11) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам);

4. Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в подпунктах 3 - 11 пункта 3 настоящей статьи и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

5. Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав общества взаимного страхования;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, назначении внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита);

5) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности директора общества и членов правления, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера, а также сведения об актуарии с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании", Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора;

6) положение о внутреннем аудите;

7) сведения о членах общества взаимного страхования с указанием их имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования.

6. Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии - юридического лица;

4) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности руководителей (лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа), членов коллегиального исполнительного органа страхового брокера - юридического лица, сведения о страховом брокере - индивидуальном предпринимателе, сведения о главном бухгалтере страхового брокера с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора;

5) банковскую гарантию на сумму не менее трех миллионов рублей или документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, в соответствии с абзацем шестым пункта 6 статьи 8 настоящего Закона.

7. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляют в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение юридического лица - иностранного инвестора о его участии в создании страховой организации на территории Российской Федерации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица - учредителя (акционера, участника);

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, на его участие в уставном капитале страховой организации на территории Российской Федерации либо заключение данного контрольного органа или лица, правомочного оказывать юридические услуги на территории страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, об отсутствии в соответствии с законодательством этой страны необходимости получения такого согласия;

4) копия лицензии (специального разрешения) страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор;

5) бухгалтерская (финансовая) отчетность юридического лица - иностранного инвестора за последние пять лет его деятельности, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом юридического лица - иностранного инвестора, и подтверждающая, что юридическое лицо - иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны, где оно учреждено, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период (при наличии).

8. Нормативным актом органа страхового надзора устанавливаются требования к сведениям, документам и (или) типовые формы документов в отношении документов, указанных в подпунктах 1 , , , , и 12 пункта 3 , подпунктах 1 , , 7 пункта 5 , подпунктах 1 , 4 пункта 6 настоящей статьи, а также порядок и способы представления в орган страхового надзора документов, предусмотренных пунктами 3 , 5 - 7 настоящей статьи.

Орган страхового надзора с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о соискателе лицензии, его учредителях (акционерах, участниках, членах), содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

9. Определенные в настоящей статье перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов требованиям, установленным настоящим Законом и (или) нормативными актами органа страхового надзора, и (или) представления соискателем лицензии документов, которые указаны в настоящей статье, не в полном объеме орган страхового надзора направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения выявленных нарушений, оформления документов надлежащим образом с исчерпывающим перечнем недостающих либо неверно оформленных документов и о приостановлении срока принятия решения не более чем на тридцать рабочих дней. В случае непредставления соискателем лицензии в течение указанного в таком уведомлении срока надлежащим образом оформленных документов ранее представленное соискателем лицензии заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в орган страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей и оформленных надлежащим образом.

Орган страхового надзора уведомляет соискателя лицензии о принятом решении о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

11. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.

Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования.

Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1. заявление о предоставлении лицензии;
  • 2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • 3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • 4. положение о формировании страховых резервов;
  • 5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.

В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.

Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования.

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется предоставление следующих документов:

  • - сведения о страховом актуарии;
  • - правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • - расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования.

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

  • 2) устав общества взаимного страхования;
  • 3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
  • 4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
  • 5) положение о формировании страховых резервов;
  • 6) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.

Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.

Лицензирование на осуществление брокерской деятельности.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • 3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
  • 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя.

Существуют виды деятельности, для которых требуется получать лицензию. Страховой бизнес является таким сегментом предоставления услуг, где задействованы интересы государства, бизнесмена и страхователей, поэтому заключать договора страховки нелицензированным СК запрещено.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Пройдя по любому городу можно обнаружить не одну страховую контору, но важно при выборе ответственного страховщика понять имеет ли он лицензию на предоставление определенных услуг.

Лицензированием страховой деятельности на территории РФ занимается Федеральный орган власти по страховому надзору, который должен быть убежден, что поставщик услуг не намерен обманывать своих клиентов и будет добросовестно выполнять свои обязательства.

Определения

Страховая компания – это организация, с которой может заключить договор как физическое, так и юридическое лицо. К услугам СК относиться обеспечение гарантиями компенсации при наступлении какой-либо ситуации.

Лицензия – разрешение от государства на ведение деятельности по предоставлению страховых услуг. В лицензии четко обозначено, какие договора имеет право составлять страховщик со своими клиентами. Лицензия это документ, который может иметь срок действия.

Законодательство

Все нюансы, касаемые лицензирования страховой деятельности по предоставлению медицинской страховки, прописаны в Постановлении Правительства №1227 от 31.12.2010 г. «о лицензировании страховых мед. учреждений».

Какую информацию содержит

О том, имеет ли страховщик лицензию, можно узнать двумя способами:

  1. Запросить нужный документ в конторе страховщика.
  2. Зайти на сайт ЦБ РФ и ознакомиться с информацией о выданных лицензиях страховым компаниям в регионе.

Если страховщик без проблем предоставил по первому же требованию клиента бланк лицензии, то можно из нее узнать следующую информацию:

  1. Официальное наименование организации.
  2. Каким органом была выдана лицензия.
  3. Юридический адрес конторы.
  4. ИНН/ОГРН страховщика.
  5. Какие услуги вправе предоставлять СК.
  6. Дата, от которой было принято решение о лицензировании.
  7. Число, до которого разрешительный документ действует.
  8. Номер, который был присвоен лицензии и числовое значение, под которым страховщик находится в реестре ЦБ РФ.

Приостановление действия

Получение лицензии не означает, что страховщик имеет право страховать что угодно и кого угодно. В документе строго прописаны все разрешенные виды деятельности.

Если лицензированное учреждение нарушает свои обязанности, то разрешительный документ может быть:

  1. Ограничен.
  2. Приостановлен.
  3. Изъят.

Ограничение действия лицензии означает то, что страховщик может продолжать свою деятельность, но только не по тем видам услуг, которые предоставлялись с нарушениями.

Приостановление действия лицензии говорит о невозможности заключать какие-либо договора до момента, пока все выявленные контролирующими органами нарушения не будут исправлены.

Лишить лицензии СК совсем могут по нескольким причинам:

  1. При не исправлении нарушений, приведших к приостановлению действия.
  2. При обнаружении нарушений более одного раза за год.
  3. Если после получения лицензии контора так и не начала работать в течение двенадцати месяцев.
  4. По заявлению самого страховщика.

Все действия, связанные с приостановками, возобновлениями и пр., печатаются в специальной рубрике «Вестник» на официальном сайте Центрального Банка.

Если было подано заявление на изъятие лицензии самим страховщиком, то наступает ряд некоторых обязательств, которые он должен исполнить в течение шестимесячного срока:

  1. Погасить все обязательства перед своими страхователями или же расторгнуть с ними договор по решению о ликвидации СК.
  2. Предоставить документы, показывающие отсутствие каких-либо долгов или иных обязательств перед кем бы то ни было.
  3. Передать лицензирующим органам всю бухгалтерскую документацию.
  4. Подготовить бумаги о снятии компании с учета в налоговых органах.

Порядок действий при лицензировании страховой деятельности

Мероприятия, которые необходимо совершить с целью получения лицензии, просты:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо или предпринимательство. В уставных документах должна быть информация о планировании проводить страховую деятельность.
  2. Подготовить пакет документов для лицензирующих органов.
  3. Написать заявление в органы по страховому надзору о желании получить разрешительный бланк.
  4. В случае одобрения от Федеральных структур, получить на руки заветную лицензию.

Пакет документов

Лицензирование осуществляется в отношении лиц, которые пройдут проверку на добросовестность и ответственность и первым испытанием для страховщика станет сбор документации для органов страхового надзора.

В перечень документов входит:

  1. Заявление, подаваемое в лицензирующие органы.
  2. Документы, доказывающие регистрацию страховщика в ФНС.
  3. Устав и протокол с собрания учредителей о желании получить лицензию и поручении определенному лицу ведение дел по оформлению.
  4. Если страховщиком является акционерное общество, то потребуются документы о каждом из лиц, вложивших деньги в компанию.
  5. Сведения о зачислении на счет СК необходимого уставного капитала, а также бумаги, указывающие на источник доходов людей, вложивших средства в стартовый бюджет.
  6. Заключение о проведенной аудиторской проверке.

Какие могут возникнуть сложности

Начинающие бизнесмены, отрывшие страховое агентство должны быть готовы к тому, что просто за красивые глаза лицензию на ведение дел не выдают.

Процесс лицензирования основывается на сборе довольно объемного пакета документов и выполнении условий, которым должен соответствовать страховщик.

Чтобы максимально упростить и ускорить механизм выдачи лицензии потребуется:

  1. Посетить юриста и досконально разъяснить, что должен указать страховщик в регистрационных бумагах для ведения той, деятельности на которую он нацелен.
  2. Узнать максимально подробный список документации, которую потребуется подготовить.
  3. Позаботиться о том, чтобы на момент подачи бумаг на счету компании был уставной капитал.
  4. Подготовить все сведения о доходах людей, внесших вклад в стартовый бюджет.
  5. Провести аудит фирмы до подачи документов на лицензию и устранить выявленные нарушения в кротчайшие сроки.

Разновидность

Перед тем как озадачивать структуру по страховому надзору проверкой документов, необходимо определиться каким видом страхования будет заниматься страховщик.

Разновидностей немного, всего четыре:

  1. Страховая компания.
  2. Перестраховочные структуры.
  3. Общества по взаимному страхованию.
  4. Страховой брокер.

Также следует указать, что помимо различия вида лицензии бывает и классификация и по сроку действия разрешительного бланка. Выдают либо бессрочные лицензии, либо те, которые потребуется время от времени продлевать.

Каким требованиям должен отвечать получатель

Чтобы стать лицензированным поставщиков услуг по страхованию необходимо соблюсти некоторые условия до подачи документов в Федеральные органы.

Также регулярно будут проходить проверки в СК, а это значит, что расслабляться после получения заветного документа не стоит. Необходимо постоянно в полном порядке содержать бухгалтерию и текущую документацию фирмы.

Уставной капитал

Основное требование, без которого никто не выдаст лицензию – это зачисление на счет страховщика уставного капитала в размере, утвержденном законодательно.

Для начала деятельности страховой компании нужно иметь на счету не менее 120 миллионов рублей.

Если в перечень услуг страховщика входит и страховка жизни, то к уставному бюджету требования иные, его размер не должен быть меньше 240 миллионов рублей.

Вести перестраховочную деятельность весьма дорого, для начала дел потребуется иметь 480 миллионов рублей.

Есть вид деятельности, который и не требует сотен миллионов на счету – это деятельность по заключению договоров на обязательное медицинское обслуживание. Уставной капитал по такому виду работы равен 60 миллионам.

Квалификация руководства

К руководящему составу страховой компании лицензирующие органы также весьма придирчивы.

Так, например, лицензия не будет получена, если:

  1. Генеральный директор не имеет высшего образования и не проработал минимум два года на руководящем посту в сфере страхования.
  2. Главбух не имеет специализированного высшего образования, не отработал по специальности пять лет, два года из которых в страховом бизнесе.
  3. Аудитор фирмы обязан иметь также должное образование и опыт работы не меньший двухлетнему периоду.

Также не выдадут разрешение на заключение страховых договоров, если выяснится, что кто-то из руководящего состава ранее работал в фирмах, у которых лицензию забрали или был осужден за финансовые махинации.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство