11.06.2021

Негосударственный пенсионный фонд риски. Как проверить, в безопасности ли ваши деньги


У россиян пока есть много возможностей для выбора негосударственного пенсионного фонда. Но делать это нужно осознанно и ответственно

Фото: Fotolia/Photobank

Ноябрь и декабрь - традиционно самые активные месяцы, когда россияне спешат выбрать пенсионный фонд, которому можно доверить свои накопления. В этом году заявления на перевод пенсии подали уже около 4,7 млн человек. Но как не ошибиться с выбором фонда? На что нужно обращать внимание?

«Молчуны» больше не молчат

В активах ВЭБа сейчас около 1,8 трлн рублей пенсионных накоплений, против 2,4 трлн рублей, которые скопились на счетах негосударственных пенсионных фондов. Судя по скорости, с которой граждане бегут от государства, пенсионная копилка государственной УК продолжит «худеть». В этом году уже более 2,6 млн «молчунов» решили забрать свои деньги у ВЭБа.

Будущих пенсионеров не останавливают ни риски смены государственной УК на частные фонды, ни потеря доходности. 99% переходов из ВЭБа в НПФ были досрочными. В прошлом году из-за досрочных переходов они потеряли около 27 млрд рублей, рассказывал в августе первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Цехомский. А всего граждане забрали из ВЭБа свыше 240 млрд рублей пенсионных накоплений.

Но так ли уж неправы россияне, когда решают сменить управляющего своей пенсией, невзирая на риски потери заработанного дохода? Участники рынка связывают рост переходов в частные НПФ с активностью агентов-посредников, однако есть и другие причины. В частности, любой мало-мальски осведомленный в пенсионной системе человек знает, что, в отличие от пенсий ПФР, накопления в НПФ могут наследоваться. Понятно, что многие предпочитают в случае чего передать деньги родственникам, а не дарить их государству.

Еще одна причина: после того как Минфин обнародовал новую концепцию пенсионной системы (система индивидуального пенсионного капитала. Пока не утверждена), при которой отчисления на будущую пенсию граждане должны делать самостоятельно, возник вопрос, что будет с деньгами «молчунов». Идея трансформировать их в пенсионные баллы явно не нашла поддержки у населения. Ведь что такое баллы ПФР и как от них зависит реальный размер будущей пенсии, не возьмется объяснить ни один эксперт. Кроме того, новые отчисления в рамках системы индивидуального пенсионного капитала, по замыслу авторов программы, должны поступать в фонд, в котором уже находятся накопления конкретного гражданина. Отчисления тех, кто не выбрал НПФ, будут попадать в случайно выбранный фонд.

Получается, что, по сути, у граждан осталось совсем немного времени, чтобы определиться с выбором НПФ, в который перевести накопления и в который будут поступать отчисления по ИПК. По замыслу Минфина и ЦБ, заработать новая пенсионная система должна с 2019 года. Правда, успеют ли вовремя принять нужный закон - большой вопрос.

В любом случае, решать, что делать с будущей пенсией, нужно поскорее.

Критерии выбора: доходность и крупный акционер важнее географии и личных связей

Чтобы помочь сделать правильный выбор, Банки.ру решил опросить тех, кто профессионально занимается управлением пенсионными деньгами, - НПФ и УК. Участников рынка попросили расставить в порядке приоритета следующие критерии выбора фонда :

- доходность инвестирования;

- размер активов фонда;

- наличие крупного акционера;

- финансовые показатели: прибыль и проч.;

- субъективная оценка надежности фонда,;

- наличие дополнительных сервисов;

- бонусы от агента;

- наличие/отсутствие негативной информации о фонде в СМИ;

- личное знакомство с менеджментом фонда;

- географическая близость к месту жительства;

- возможная потеря инвестиционного дохода.

Участники рынка также имели возможность вписать свой критерий, которого нет в списке, но по каким-то причинам они считают его важным. Всего было опрошено 20 крупнейших пенсионных фондов и управляющих компаний.

И вот что получилось. В числе наиболее важных критериев, которые необходимо учитывать при выборе фонда, более половины опрошенных экспертов указали доходность инвестирования, возможную потерю инвестиционного дохода и наличие крупного акционера. Последний критерий, по мнению многих участников рынка, - свидетельство надежности фонда.

По словам генерального директора НПФ ВТБ Ларисы Горчаковской, «если акционером является, например, крупный государственный банк, это будет являться дополнительной гарантией надежности». Кроме того, указывает она, будущему пенсионеру нужно четко понимать, где и как фонд принимает документы на выплату пенсий. Чтобы потом для оформления пенсии не пришлось ехать через всю страну в единственный офис выбранного фонда.

Доходность, которую показывает выбранный НПФ, как отмечает большинство опрошенных нами участников рынка, необходимо смотреть на достаточно длительном горизонте - как минимум несколько лет. Генеральный директор НПФ «Лукойл-Гарант» Денис Рудоманенко говорит, что, учитывая длительность процесса формирования накопительной пенсии, клиентам обязательно стоит смотреть на накопленную доходность. На то, какие результаты показывает ваш фонд на оптимальном для оценки периоде - минимум в течение 8-10 лет. «Доходность за один или два года не является показательной оценкой эффективности фонда, управляющего вашей пенсией», - считает он.

Доходность портфеля пенсионных накоплений крупнейших фондов в 2016 году*

Доходность инвестирования, %

Кол-во клиентов

Пенсионные накопления (тыс. рублей, рыночная стоимость)

«Промагрофонд»

«Газфонд Пенсионные накопления»

«КИТ Финанс»

«Согласие»

НПФ Сбербанка

«Сафмар»

«НПФ Электроэнергетики»

«Лукойл-Гарант»

«Доверие»

«Будущее»

* В рэнкинг вошли фонды, число застрахованных лиц в которых превышает 1 млн человек.

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости . Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.

Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Важно! Одним из важных обязанностей таких организаций – раскрытие информации о своей деятельности. Речь идет как о предоставлении доступа гражданам к информации об их накоплениях и результатах инвестирования, так и о раскрытии финансовых показателей деятельности.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Внимание! Этим же законом предусматривается обязательное требование в части получения фондом на осуществление им подобной деятельности специального разрешения – лицензии. Выдается она регуляторов в этой сфере – Центральный Банком.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Важно! Деятельность фондов застрахована, в связи с чем гражданину гарантируется, что скопленные им деньги не пропадут.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.

Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

Плюсы Минусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют их При смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государством В случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда) Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаях Длительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

  • надежность по оценкам рейтинговых агентств;
  • количество вкладчиков и договоров с застрахованными гражданами;
  • доходность;
  • источники инвестирования;
  • уровень доверия к учредителям;
  • наличие офиса поблизости к застрахованному;
  • удобство использования личного кабинета на сайте компании и др.

Справка! Государство не составляет , лишь Центральный Банк публикует ежегодный отчет об их деятельности, в котором, в числе прочего, фигурирует информация о результатах инвестирования пенсионных накоплений.

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

В случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.

Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Инвестирование в свое будущее – основа мотивации для инвестора. Особенно это касается долгосрочных стратегий, связанных с пенсионным капиталом. Тема негосударственных пенсионных фондов уже не раз поднималась на блоге. Но с тех пор как я опубликовал статью о , на рынке многое поменялось. Правила игры в этом секторе так часто пересматриваются, что оценка будущего инвестиционного результата требует постоянного обновления. В сегодняшнем обзоре, опираясь на новые данные, разберем следующие вопросы:

  • Какие проблемы накопились в пенсионной системе;
  • НПФ или ПФР: что выбрать;
  • Чего ожидать от пенсионной системы.

Проблемы в пенсионной системе

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Государственная система пенсионного страхования – проблема, возникшая не сегодня. Количество трудоспособного населения сокращается, а иждивенцев преклонного возраста растет. В России ситуация усугубляется недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. Я допускаю обстановку, при которой поступлений в пенсионный фонд может не хватить для выплат. Характерный случай: в 2017 году правительство предпочло сэкономить порядка 150 млрд руб., заменив индексацию пенсий одноразовой выплатой пяти тысяч рублей. В экономическом прогнозе ВЭБа уже заложено повышение пенсионного возраста с 2020 года. Судя по плачевному состоянию пенсионного бюджета, этот прогноз с большой вероятностью сбудется. К такому решению подталкивает и демографическая ситуация со стареющим населением. Прежде чем анализировать проблему, вспомним, что такое НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, которое занимается накоплением и управлением пенсионными активами. НПФ распоряжается средствами вкладчиков в установленных законодательством рамках. За управление деньгами НПФ получает вознаграждение в размере 8–15% от инвестиционного дохода. Более 90% всех пенсионных накоплений, не считая ПФР, приходится на топ-15 крупнейших НПФ.

Напомню, что будущая пенсия с 2002 года делится на 2 части: страховую и . Из 22% отчислений работодателя с ФОТ (фонда оплаты труда):

  • 16% идет в страховую часть, на текущие выплаты пенсий через ПФР;
  • 6% — в накопительную часть, которая аккумулируется на лицевом счете застрахованного.

По умолчанию накопительная часть направляется в ПФР, где ею распоряжается Управляющая компания ВЭБ (Внешэкономбанк). Гражданину дается право выбрать УК в рамках того же ПФР или перевести накопительную часть в негосударственный фонд.

До конца 2015 года каждый застрахованный должен был сделать выбор:

  1. Ничего не предпринимать и стать «молчуном», то есть, согласиться с тем, что накопительная часть объединяется со страховой в ПФР. ВЭБ вкладывает деньги в консервативные бумаги – , акции «голубых фишек» ипотечные портфели.
  2. Перевести накопительную часть в частный НПФ. Такой выбор сделали около 35% работающих россиян. Этот процент год от года увеличивается.

В 2014 году был введен мораторий на накопительную часть, который будет действовать как минимум до 2020 года. Из-за этого НПФ лишились значительной части поступлений. Согласно отчетности (АСВ) 34 НПФ ушли с рынка и остались должны кредиторам и будущим пенсионерам 96 млрд рублей. 30 находятся в процессе ликвидации, из них 5 имеют признаки преднамеренного . То есть, помимо политики государства, на эффективность пенсионной системы повлияла недобросовестность менеджмента некоторых фондов. На момент написания статьи, на рынке осталось 66 действующих фондов с лицензией. Это в два раза меньше, чем в 2012 году.

НПФ или ПФР: что выбрать

Большинство из вас уже определились с выбором способа накопления. Мне остается дать несколько рекомендаций применительно к сегодняшнему состоянию пенсионной системы. Но сначала сравним ПФР и НПФ по двум основным критериям:

Доходность

По итогам 2016 года, который считающегося сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11%. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53%. В 1 полугодии 2017 доходность ВЭБа опустилась до 8.8% годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет. В силу низкой в 2017—2018 годах, и частным и государственному пенсионному фонду, скорее всего, удастся опередить её.

Риски

С точки зрения государственных гарантий, ПФР выглядит менее рискованной инвестицией. С другой стороны, с 2015 года НПФ имеют возможность вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц, аналог АСВ. 38 НПФ являются членами Агентства Страхования Вкладов. Но, в случае банкротства, частный пенсионный фонд может лишиться аккредитации. Накопленные средства будут возмещены за счет страховых выплат и переведены в ПФР. В то же время нельзя не учитывать факторы, которые подрывают доверие граждан к государству:

  • длящаяся уже 4 года заморозка накопительной части;
  • непрозрачность реформирования пенсионной системы;
  • перевод учета накоплений в ПФР из денежной формы в балльную.

В случае, когда накопительная часть в результате заморозки присоединяется к страховой, речь об инвестировании не идет в принципе. Накопления индексируются в соответствии с уровнем инфляции только виртуально. Внешне это выглядит лучше, чем возможные убытки НПФ, особенно в периоды экономической рецессии. Противники накопительной системы (например, вице-премьер Ольга Голодец) говорят о рисках банкротства НПФ. Однако в условиях, когда правительство почти ежегодно меняет принципы формирования пенсионных сбережений, риски остаться «молчуном» едва ли меньше. Особенно беспокоит то, что сегодня никто не может сказать, сколько будут стоить накопленные на счете баллы в момент выхода на пенсию.

Аргументы в пользу негосударственного пенсионного фонда

  1. Чем дальше, тем больше делается очевидным, что финансовая модель ПФР постепенно себя изживает. Денег у государства становится все меньше, индексирование не покрывает обесценивания пенсий.
  2. Беспрерывно меняющиеся правила учета пенсионных отчислений в ПФР преподносят новые сюрпризы.
  3. В условиях экономического роста, который рано или поздно возобновится, рентабельность НПФ перекрывает инфляцию и превосходит показатели ПФР. Но на горизонте 10 лет частные фонды пока обгоняют государственный ПФР по накопленной доходности: НПФ – от 80 до 100%; УК ВЭБ – от 50% по базовому портфелю (госбумаги) до 80% по расширенному портфелю.

Еще один аргумент в пользу НПФ – обещанная реализация в 2019 году идеи (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК, о котором я писал полгода назад, отложена на неопределенное время. Но велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.

Слабые стороны НПФ

  1. Риск банкротства НПФ, особенно небольших частных фондов.
  2. Доходность некоторых НПФ проигрывает инфляции. Основной причиной убытков стали вложения в ценные бумаги Открытия и Бинбанка.
  3. Переход из одного НПФ в другой ранее, чем через 5 лет ведет к потере начисленного инвестиционного дохода. Кстати, в 2017 году около 2 млн граждан поменяли один фонд на другой. Их потери составили 33 млрд рублей.

Главная причина ухода бывших «молчунов» в негосударственные пенсионные фонды – тотальное недоверие государственной пенсионной системе. Конечно, играет свою роль активность агентов, привлекающих в клиентов. Но ни уговорами, ни обманом невозможно добиться таких результатов. Частным структурам люди в целом не доверяют. Но на государство полагаются еще меньше. Чего стоят только заморозка накопительной пенсии и перевод на балльную систему учета денег на лицевых счетах. Правила игры меняются чуть ли не ежегодно, что создает почву для обоснованных опасений. Рассчитывать на то, что государство наконец-то проведет пенсионную реформу «как надо» и к выходу на заслуженный отдых вы получите достойные выплаты, не приходится. Спасение для большинства из нас в одном: грамотно и эффективно инвестируйте часть своего сегодняшнего дохода. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше.

Чего ожидать от пенсионной системы

По статистике почти 65% отдало предпочтение ПФР, то есть проигнорировало происходящие изменения. Однако ситуация приобретает другой оборот, и только в 2017 году 2.9 млн россиян («молчунов») перевели свои накопления из государственного ПФР в НПФ. Общая сумма накоплений в НПФ достигла 2.7 трлн руб. Вернулось в обратном направлении только 76.7 тыс. Цифры кажутся огромными, но годом ранее было подано в 2 раза больше заявлений. Основную часть клиентов привлекли пенсионные фонды, принадлежащие госбанкам. Лидером среди них со значительным отрывом является НПФ Сбербанка (52% заявлений). Их частные конкуренты, наоборот, несут потери. Происходящее вписывается в общий процесс передела рынка в пользу госбанков.

Очевидно, будет продолжено укрупнение и огосударствление индустрии пенсионных фондов. Этот процесс повторяет то, что происходит в банковской системе. Например, стало известно, что под брендом принадлежащего государству «Открытия» в 2018 году будут объединены НПФ Лукойл-Гарант, НПФ РГС, НПФ Электроэнергетики. Объединенные активы фонда составят 570 млрд рублей. Ищет покупателя и крупнейший НПФ «Будущее».

Что делать, если вы еще не определились в выборе НПФ или засомневались в его устойчивости? Критерии предпочтения НПФ схожи с правилами , или страховой компании.

  • Смотрим информацию в СМИ о репутацию фонда и его учредителей;
  • Возраст (дату создания);
  • Объем привлеченных средств, средний чек, количество застрахованных лиц;
  • Доходность или убыток за последние несколько лет, в сравнении с другими НПФ;
  • Прозрачность деятельности фонда, т. е. наличие информации в публичном доступе;
  • Принадлежность к крупным финансовым группам, в том числе госбанкам;
  • Рейтинг фонда, присвоенный ведущими агентствами.

Найти и сравнить данные можно на сайте самого фонда или на сайте , который опирается на статистику Федеральной службы по финансовым рискам. Ресурсы, на которых можно проверить рейтинги по надежности, доходности, количеству застрахованных лиц: http://npf.investfunds.ru/ratings/, https://raexpert.ru/ratings/npf/, http://www.pensiamarket.ru/, . На последнем из указанных сайтов удобно получить информацию о вашей будущей пенсии по номеру СНИЛС.

Для перехода с ПФР в НПФ нужно заключить с НПФ договор доверительного управления и подать в территориальный орган ПФР заявление о переходе в выбранный вами НПФ. Для возврата в ПФР нужно сделать все то же самое, только заполнить бланк другого заявления и дождаться, пока ПФР его рассмотрит. Переход в ПФР занимает гораздо больше времени.

  • Не спешите менять один НПФ на другой из-за 1-2% доходности. Не факт, что они окупят потерю накопленного инвестиционного дохода.
  • Не «ведитесь» на заманчивые предложения агентов. Все мы сталкивались с агрессивным навязыванием перехода в НПФ в банках и от пенсионных брокеров.
  • Избегайте контактов с явными мошенниками, которые делают даже поквартирные обходы доверчивых граждан под видом работников пенсионного фонда.

Заключение

Мой совет инвесторам: не полагайтесь исключительно на милость государства и добросовестность владельцев пенсионных фондов. У вас есть много инвестиционных инструментов для того, чтобы заранее побеспокоиться о достойном качестве жизни после окончания трудовой карьеры. Неправильно думать, что пенсия еще не скоро и что еще есть много времени для принятия решения.

А в каком фонде находятся ваша накопительная часть пенсии? Как вы оцениваете перспективы пенсионной реформы в России?

НПФ в настоящее время занимают существенное место не только в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), но и обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом основным источником роста для НПФ стал именно сегмент ОПС. По оценке «ЭкспертРа» за 2011 год объем накоплений под управлением НПФ увеличился в 2,5 раза с 155 млрд руб. до 393 млрд руб., что составило 36% пенсионного рынка, а размер клиентской базы вырос на 4 млн человек (прирост составил 51,8%) и достиг 11,87 млн человек. По прогнозу «Эксперта РА», к концу 2012 года по объему сегмент ОПС догонит НПО, а собственное имущество НПФ увеличится на 20%, и превысит 1,4 трлн. рублей.

Особенности деятельности НПФ таковы, что некоторые ее аспекты не поддаются строгой регламентации в рамках законодательства, в частности из-за негосударственного характера этих организаций. Характерной чертой для НПФ выступает весьма продолжительный срок сотрудничества с застрахованными лицами и участниками, что предусматривает планирование деятельности в условиях неопределенности и зависимости от многих факторов. Эта неопределенность допускает исключительно вероятностный подход к планированию. Из этого следует, что для деятельности НПФ характерен ряд нестандартных рисков, с которыми сталкиваются в своей работе только страховые компании, но приобретающие для НПФ, как некоммерческих организаций, определенное своеобразие.

Таким образом, ввиду неоспоримой социальной значимости НПФ и их важнейшей роли в пенсионной системе, особое значение должно уделяться финансовой устойчивости фондов, защите интересов участников и застрахованных лиц, а фактор гарантий и обеспечения надежности должен иметь высший приоритет.

Наличие значительного числа рисков в пенсионной системе является одной из причин, ограничивающих развитие НПФ в России. Этот факт, в свою очередь, сказывается и на эффективности использования потенциала НПФ. Поскольку с помощью привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику и использования их в полной мере, НПФ могли бы играть еще более заметную роль на финансовом рынке страны и стать одним из факторов его стабилизации и развития.

Все потенциальные риски, с которыми могут столкнуться НПФ, можно отнести к двум группам. Во-первых, НПФ подвергаются воздействию внутренних рисков, которые напрямую обусловлены эффективностью управления и особенностями функционирования НПФ. Во-вторых, это внешние риски, независящие непосредственно от деятельности НПФ. Управление данной группой рисков является сферой деятельности государства. Под государственным контролем находятся политический и экономический курсы страны, формирование законодательства по негосударственному пенсионному страхованию, система налогообложения.

Внутренние риски носят индивидуальный характер и складываются из риска управления активами, риска управления пассивами и риска административного управления. Риск управления активами включает в себя инвестиционный риск, который безусловно является ключевым внутренним риском для отрасли НПФ, а также риск непоступления пенсионных взносов.

Инвестиционные риски подразумевают риск недостижения заданной доходности, желательно не ниже уровня инфляции, и риск снижения текущей ликвидности. Данный риск может привести к невыполнению прямых обязательств фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Как известно, самый тонкий момент инвестирования пенсионных средств -- это баланс между доходностью и риском. Однако для пенсионных средств ограничение риска гораздо приоритетнее, чем для каких-либо других портфелей.

В системе ОПС НПФ инвестирует средства пенсионных накоплений, размещение которых строго регламентировано и возможно лишь через неаффилированные к НПФ управляющие компании (УК) на основании договора доверительного управления. В рамках деятельности по НПО НПФ формируют средства пенсионных резервов. Согласно действующему законодательству НПФ разрешено размещать свои пенсионные резервы самостоятельно, либо через УК. Практика взаимодействия НПФ и УК в области контроля инвестиций сводится к двум форматам. Первый формат предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками. В результате фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК. При этом фонд проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль исполнения переданной в управляющую компанию инвестиционной декларации. Подобная схема взаимодействия требует от НПФ существенных материальных затрат, что объясняет ее низкую распространенность на российском пенсионном рынке. Большинство фондов при передаче средств в управление УК идут по пути наименьшего сопротивления. Они полностью передают управляющим весь процесс инвестирования, в редких случаях проводя с УК совместные инвестиционные комитеты.

Существенной проблемой, с которой сталкивается НПФ, является отбор наиболее эффективных управляющих компаний. Существуют различные методики таких оценок, большинство из которых основаны на доходности за прошлые периоды и комбинации формальных характеристик УК (стаж работы, численность персонала, размер средств под управлением). С 2011 года, национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) осуществляет формирование отраслевого стандарта по риск-менеджменту, в котором будут прописаны меры по общей организации управления рисками в фонде, а также контролю рыночных, кредитных и операционных рисков. Развитие стандартизации на пенсионном рынке тесно связано с проблемой контроля инвестиционных рисков.

НПФ, имеющие отдельное подразделение управления финансовыми рисками и самостоятельно разрабатывающие инвестиционную стратегию, на основании стандарта получают возможность усовершенствовать процесс инвестирования в соответствии с ведущими практиками риск-менеджмента на рынке. Большая же часть НПФ, полностью передающая УК весь инвестиционный процесс, приобретает материалы для аудита систем риск-менеджмента УК, с которыми они планируют сотрудничать.

Сейчас менее чем у половины УК рынка доверительного управления присутствуют специализированные подразделения системы риск-менеджмента. Стандарт будет включать значительный список требований к организации, включающий обязательное присутствие обособленного подразделения по риск-менеджменту, к наличию методик и регламентам, применяемым в процессе управления рисками, а также порядку их обновления, и к сотрудникам подразделения, ответственного за управление рисками. Таким образом, УК для сохранения клиентской базы НПФ следует уже сейчас приступать к реорганизации с целью создания элементов системы риск-менеджмента.

Такой строгий подход к выбору УК со стороны НПФ явится стимулом усиления конкуренции среди УК, и будет способствовать повышению их эффективности и надежности. С другой стороны, введение стандарта приведет к дальнейшей консолидации УК в пенсионном сегменте, который в текущий период характеризуется чрезвычайно высоким уровнем кэптивности и весьма неравномерным распределением пенсионных активов. Все это будет содействовать более прозрачному сотрудничеству УК и НПФ.

Выявлены две группы ограничений, действующих при инвестировании УК пенсионных накоплений: структурные, касающиеся перечня объектов и их доли в структуре инвестиционного портфеля, и организационные, состоящие в требованиях, предъявляемых к активу для включения его в состав инвестиционного портфеля и эмитентам ценных бумаг, в которые допускается инвестирование пенсионных накоплений. Таким образом, составление инвестиционной декларации и инвестирование пенсионных накоплений осуществляется УК под влиянием достаточно большого количества не всегда обоснованных ограничений. По сути, это означает, что НПФ функционирует в определенных рамках, самым непосредственным образом определяющих границы совершенствования деятельности по управлению пенсионными накоплениями.

Вследствие права застрахованных лиц ежегодно выбирать способ управления накопительной частью пенсии, появляется возможность изъятия у управляющей компании части средств, находящихся в доверительном управлении. Этот факт ограничивает инвестирование пенсионных накоплений в недооцененные по результатам фундаментального анализа ценные бумаги, а также в инфраструктурные проекты, вложения в которые, несомненно, способствовали бы росту эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Представляется, что совершенствование деятельности по доверительному управлению пенсионными накоплениями сопряжено с необходимостью минимизировать отрицательное влияние данного фактора на УК.

Таким образом, у НПФ отсутствует разрешение на самостоятельное размещение средств пенсионных накоплений и существенно сокращена возможность независимого вложения средств пенсионных резервов. Можно сделать вывод, что процесс инвестирования пенсионных активов в сущности не контролируется фондами целиком, и, следовательно, данные ограничения сдерживают способность НПФ препятствовать в полной мере инвестиционным рискам, которые являются наиболее распространенными в пенсионной системе.

Вторым видом риска в управлении активами выступает риск непоступления пенсионных взносов вкладчика. Данный вид риска может спровоцировать ситуацию отклонения в отрицательную сторону доходности инвестирования, принятую в актуарных расчетах задания, что может повлечь за собой невыполнение фондом своих обязательств по начислению средств на пенсионные счета, а также платежеспособности фонда при выплате пенсий.

Риски НПФ при управлении пассивами не настолько очевидны, а последствия реализации этих рисков обычно проявляются в долгосрочной перспективе. Риск управления резервами и иными пассивами заключается прежде всего в риске ошибок оценки имеющихся пенсионных обязательств и риске ошибок формирования новых обязательств. При расчете необходимой величины пенсионных резервов используется актуарная оценка, основанная на принципе эквивалентности размеров пенсионных резервов и пенсионных обязательств НПФ. Для осуществления оценки размера пенсионных обязательств как правило применяется математическое ожидание совокупности предстоящих пенсионных выплат, дисконтированных к моменту расчета. Эта величина рассчитывается с учетом актуарных предположений, а именно прогноза динамики ставки доходности инвестиций и таблиц смертности населения. Очевидно, что создание верного актуарного прогноза динамики ставки доходности инвестиций на длительный срок, подразумевающий действие пенсионных договоров, в условиях нестабильной экономики является весьма трудновыполнимой задачей. Следует также отметить тот факт, что таблицы смертности разрабатывались на основе данных о продолжительности жизни по стране в целом. Однако, показатели продолжительности жизни для контингента участников конкретного фонда могут заметно отличаться от усредненных данных. Для НПФ рациональнее бы было использовать таблицы смертности, разработанные для конкретных регионов или для категории лиц определенной профессии, поскольку большинство фондов являются корпоративными организациями.

Таким образом, неточность в оценке пенсионных обязательств может быть вызвана вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчетов, ошибок при разработке или в работе компьютерных программ, ошибок в исходных данных, а именно искаженных сведениях о половой принадлежности участников и дате их рождения, или, как отмечалось выше, неправильного задания актуарных предложений (актуарной доходности и таблиц смертности) при проведении расчетов. В указанных случаях можно получить неверное представление об обязательствах фонда.

Особой разновидностью риска управления пассивами является риск превышения реальной суммы пенсионных выплат над ее средней расчетной оценкой. Он возникает, как правило, под влиянием колебаний смертности участников НПФ. Так даже при использовании теоретически адекватных актуарных предположений применения одного только математического ожидания дисконтированных пенсионных выплат для оценки необходимой величины пенсионных резервов недостаточно в силу случайного, вероятностного характера потока пенсионных выплат. При этом чем больше участников имеется у НПФ, тем меньшим будет отношение величины возможного отклонения суммы выплат к ее средней оценке. Это обстоятельство делает крупные пенсионные фонды более надежными по сравнению с мелкими.

Еще одним существенным внутренним риском в деятельности НПФ представляется риск административного управления. К этой категории могут быть отнесены риск неквалифицированного управления фондом, риск кризиса учредителей и партнеров, а также различные операционные риски, связанные с неверной организационной структурой, методологией, персоналом, ошибками программного обеспечения и технических средств.

Следует заметить, что риск недобросовестного или неквалифицированного управления фондом и операционные риски были в большей степени характерны для первого этапа становления НПФ, когда ряд фондов организовывали по принципу финансовых пирамид. Риск партнерства заключается в возможности финансовых потерь вследствие невыполнения обязательств контрагентами. Сотрудничество НПФ законодательно закреплено со многими финансовыми партнерами (управляющие компании, банки, спецдепозитарии). Безусловно, от выбора НПФ финансового партнера зависят результаты деятельности. Этот вид риска также уменьшается по мере развития системы негосударственного пенсионного страхования, поскольку непосредственно связан с развитием деловой репутации и накоплением опыта работы финансовых институтов на рынке пенсионных услуг.

Кризис главных учредителей может обозначиться в период финансового упадка в экономике. Тем не менее, вероятность таких кризисов совсем невелика и для НПФ не представляет значительной угрозы. Поскольку законодательство запрещает НПФ инвестировать в проекты учредителей более 10% инвестиционного портфеля своих пенсионных резервов.

Не стоит забывать о том, что большинство рисков, с которыми сталкивается НПФ в своей деятельности, не зависят от самого фонда, и ответственность за часть из них лежит на государстве, а часть обусловлена общемировым состоянием экономики. Внешние риски складываются из риска изменения законодательства, демографического риска, а, кроме того, риска кризиса фондового рынка и экономического кризиса.

Законодательная база пенсионной реформы непрерывно совершенствуется, в нее вносятся поправки и дополнения. За годы проведения реформы законодательство неоднократно менялось. При этом, практика показывает, что для успеха пенсионной реформы крайне важными являются последовательность, детальная разработанность и минимум изменений в программе после принятия законодательной базы. Сегодня реформирование накопительной составляющей пенсионной системы не является способом ее выживания, т.е. вынужденным, но она нуждается в совершенствовании.

Для обеспечения устойчивого развития системы НПФ в современных условиях необходимо создание профильного ведомства, отвечающего за регулирование отрасли и имеющего право законодательной инициативы. В настоящее время НПФ, по сути, контролируется Министерством здравоохранения и социального развития (непосредственно вопросы пенсионного обеспечения), Министерством финансов (инвестиционная деятельность), Министерством экономического развития (стратегические вопросы) и ФСФР России (лицензирование и оперативный надзор). Следовательно, утверждение законодательных изменений о НПФ, подразумевает согласование позиций этих органов государственной власти, что ведет к значительной пролонгации процесса принятия необходимых законодательных решений.

В 2012 году производятся первые выплаты по ОПС. Закон о выплатах накопительной части пенсии был принят Государственной Думой в конце 2011 года, однако он требует существенной доработки и принятия дополнительных нормативных актов. В доработке законодательства должны принимать участие все четыре ведомства, из чего следует, что существует высокая вероятность неготовности нормативной базы к положенному времени и риск срыва сроков выплат пенсий по закону. А проблемы с выплатой первых пенсий могут нанести серьёзный удар по репутации НПФ. Наличие единого профильного регулятора отрасли способствовало бы предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке выплатного закона.

Споры по поводу целесообразности введения единого регулятора в пенсионном сегменте ведутся уже давно. Однако в последнее время управляющие НПФ преимущественно высказываются за его создание. Так, по итогам интерактивного опроса, проведенного рейтинговым агентством ЭкспертРА, в рамках IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка», подавляющее большинство руководителей пенсионных фондов (88%) были уверены, что для гармоничного развития пенсионному рынку необходим единый регулятор. При этом большинство участников интерактивного опроса считают, что профильным регулятором должна стать ФСФР или отдельный орган при ФСФР (67%) .

Демографический риск в деятельности НПФ обусловлен изменениями в состоянии демографической ситуации. Заметно нарастает численность населения пенсионного возраста. По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится соотношение между населением в рабочем и в пенсионном возрасте. К 2050 году, согласно прогнозам ООН, это соотношение снизится почти в 2,5 раза. Если посмотреть на 100-летнюю динамику с 1950 по 2050 год, можно заметить, что число пенсионеров на одного работника возросло в пять раз. По данным Росстата за 2011 год средняя продолжительность жизни в России составила 69 лет. Вместе с тем наблюдается тенденция неуклонного повышения продолжительности жизни в следствие улучшения ее качества и условий труда. К примеру, средняя продолжительность жизни женщины в РФ с 1940 года выросла на 44% с 42 до 74 лет. Ясно, что в таких условиях механизм пенсионной системы не может действовать без серьезных изменений. Поэтому в настоящее время встал вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ. Это обстоятельство в свою очередь может существенно отразиться на деятельности НПФ.

Необходимо учитывать перечисленные риски, а также принимать во внимание возможность возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.

НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

НПФ является некоммерческой организацией, в задачи которой входит социальное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Людям, доверившим свою пенсию негосударственному фонду, можно отслеживать все отчеты фирмы на сайте. Вся работа негосударственного пенсионного фонда строго проверяется, вряд ли они смогут что-то утаить.

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.

Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.

Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Так как ПФ России не может дать даже 6 % доходности в отличие от некоммерческих организаций. Но и эту сумму инфляция поглотит, поэтому деньги на счетах со временем обесцениваются, где бы ни хранились. Все же расскажу о плюсах и минусах перевода накопительной части.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

По объемам накоплений, числу вкладчиков во всех рейтингах лидирует Сбербанк.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство