24.11.2020

Куда обратиться для проверки работы тсж. Аудиторская проверка тсж. Среди других обязанностей названы


Добрый день.

Обращайтесь к администрации ТСЖ.

В соответствии со ст.143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества
собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники
помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими
документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и
расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет,
аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов
товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на
голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме
решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам,
поставленным на голосование, при проведении общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного
голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего
собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

Для осуществления прав члена тсж и обеспечения возможности постоянного контроля за его деятельностью необходимы следующие шаги получить устав тсж и установить порядок ознакомления с документами тсж, а также наличие у членов товарищества возможности принять решение о проведении аудиторской проверки. в случае, если такие положения в уставе тсж отсутствуют – инициировать проведение
общего собрания тсж, в повестку дня которого будет включен вопрос об изменении устава (в устав будут включены приведенные выше положения). на общем собрании принять решение о внесении изменений в устав и зарегистрировать такие изменения в установленном порядке. ознакомиться с финансовыми документами тсж, и в случае необходимости инициировать собрание членов тсж в целях рассмотрения вопроса о привлечении аудитора, либо провести за свой счет инициативный аудит на основании новых положений устава. по результатам аудита сделать выводы о фактической достоверности отчетности, после чего возможно направление мотивированного заявления в государственные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц, а также предъявление иска о возмещении убытков.

Кроме того, Вы вправе подать соответствующие заявления в органы прокуратуры
, органы государственной жилищной инспекции, органы налоговой службы, органы защиты прав потребителей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 на
сайте публикуются сведения о финансово-хозяйственной деятельности УК в
том числе: - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
управляющей организации, ТСЖ, ЖК (годовую бухгалтерскую отчетность, в
том числе бухгалтерский баланс и приложения к нему). Сведения
размещаются в виде копий, заверенных подписью руководителя управляющей
организации и печатью этой организации, а при размещении в сети Интернет
- в виде электронной копии документов с обязательным отображением
подписей и печатей;

Методика аудита некоммерческих организаций – товариществ собственников жилья должна разрабатываться аудиторской организацией для систематизации подходов к организации проверки. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита и других некоммерческих организаций в сфере ЖКХ. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту в сфере ЖКХ.

Структурно методика включает в себя несколько разделов (рис. 16.1). В разд. I методики представлен подготовительный этап, в разд. II – "Сбор информации и аудиторских доказательств, систематизация материалов проверки" описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики, методические подходы к сбору аудиторских доказательств, разд. III раскрывает подходы к оценке результатов аудита.

Рис. 16.1.

В ходе подготовительного этапа наряду с выполнением обычных для любой проверки работ по составлению плана, программы, письма согласия о проведении проверки, составления и подписания договора выполняются работы, которые отличаются в зависимости от того, какая проверка – первичная или повторная. При первичной проверке следует провести предварительную оценку деятельности, согласовать условия проверки. При повторной проверке необходимо ознакомиться с материалами предыдущей проверки, оценить, как проведены исправления и внедрены рекомендации аудитора. Источниками информации являются сметы текущего и прошедшего периода, расчеты доходов и расходов, регистры аналитического учета, аналитические регистры, отчетность, нормативные акты.

Особый раздел проверки – проверка обоснованности смет доходов и расходов товариществ собственников жилья и их выполнения . При расчете доходов от реализации услуг используют муниципальные тарифы.

Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности образуется экономия средств примерно в размере 10% годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это около 800 000 руб. Аудитору следует дать заключение об оптимальности установления платы для собственников жилья, эффективности использования временно свободных средств. В частности, необходимо установить, приносят ли доход временно свободные средства, где они хранятся, оптимальны ли условия для их хранения и обеспечения доходности.

В ходе проверки смет ТСЖ аудиторы как независимые профессионалы проверяют бухгалтерскую отчетность, осуществляют экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, проводят консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.

Особый раздел проверки составляет аудит доходных источников ТСЖ, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ состоят:

  • из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов ТСЖ;
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг;
  • доходов от хозяйственной деятельности;
  • прочих поступлений.

Аудитору следует проверить законность осуществляемой ТОК предпринимательской деятельности. Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ вправе вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом законодательством РФ установлены ограничения на предпринимательскую деятельность отдельных видов НКО. В частности, перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, закрыт и включает в себя:

  • обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • сдачу в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

Аудитор проверяет и точность налогообложения прибыли, так как ТСЖ является плательщиком налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. С этой целью целесообразно квалифицировать перечисленные выше виды доходов для целей налогообложения прибыли. Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрен ряд доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, таких как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Аудитору следует проверить точность отнесения к целевым поступления на содержание товарищества и ведение ею уставной деятельности доходов ТСЖ. В частности, к не учитываемой при налогообложении прибыли могут быть отнесены вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, что взносы должны быть осуществлены в соответствии с законодательством РФ. Аудитор устанавливает, все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ (собственниками помещений в многоквартирном доме), являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. С этой целью целесообразно проверить правильность оформления вступительных и иных взносов членов ТСЖ, обязательных платежей. Несмотря на то что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, так как перечень целевых поступлений закрытый и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.

Аудитору следует проверить обоснованность внесения членами ТСЖ обязательных платежей и взносов, установленных органами управления ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, которые могут быть классифицированы как обязательные платежи, взносы, но не как вступительные или членские взносы. Требуется установить порядок формирования и размер таких платежей и взносов членов ТСЖ, определяется ли он органами управления ТСЖ в соответствии с его уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ). Плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг.

Из законодательного определения ТСЖ следует, что ТСЖ создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, поэтому ТСЖ оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по его управлению и эксплуатации. Если в многоквартирном доме есть собственники помещений, которые не пожелают вступить в ТСЖ, то с ними закон обязывает товарищество заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме (н. 2 ст. 138 ЖК РФ). В соответствии с этими договорами собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Такие поступления можно однозначно квалифицировать как выручку от оказания услуг ТСЖ. Более того, указанные платежи для организаций – собственников помещений в доме будут являться расходами по оплате эксплуатационных, коммунальных услуг, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом их нельзя учесть на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ как целевые членские взносы в НКО.

Аудитор должен осуществить проверку элементов обязательных платежей членов ТСЖ с точки зрения налогообложения доходов ТСЖ по входящим в него элементам (плата за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги). При этом аудитору следует иметь в виду, что услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются теми видами хозяйственной деятельности, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ разрешено вести ТСЖ. Поэтому признание дохода ТСЖ в виде платы за содержание и ремонт в качестве налогооблагаемой выручки от реализации представляется правомерным и справедливым. Но при этом ТСЖ вправе учитывать в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества, что и следует проверить аудитору.

При проверке платы за коммунальные услуги следует иметь в виду, что ТСЖ, созданное для обеспечения эксплуатации дома, само не предоставляет коммунальные услуги, а заключает с коммунальными организациями договоры в интересах собственников помещений и является лишь посредником в передаче денег организациям ЖКХ, которые оказывают коммунальные услуги жильцам. Товарищество оплачивает эти услуги из средств, поступающих на расчетный счет в виде коммунальных платежей, действуя на условиях представительства. Аудитору следует выяснить, отражено ли в уставных документах, что ТСЖ занимается именно сбором и направлением денежных средств на обслуживание дома, а не оказанием коммунальных услуг. Так как ТСЖ не оказывает услуг, то не возникает доход, подлежащий налогообложению. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Выступая лишь транзитной организацией, ТСЖ не получает экономической выгоды.

Следует проверить объемы денежных средств, взимаемых с жильцов на основании счетов, выставленных организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги. При это надо иметь в виду, что если взимание средств осуществляется в размере фактически потребленных жильцами указанных услуг, то эти суммы не учитываются в составе доходов ТСЖ для целей налогообложения прибыли. Однако в случае превышения взимаемых с жильцов средств над суммами фактически использованных ими коммунальных услуг, равно как при использовании указанных средств на иные цели, названные средства рассматриваются в качестве дохода ТСЖ.

Функциями ТСЖ являются планирование, организация и проведение капитального ремонта многоквартирного дома, в связи с этим при проведении проверки отчетности следует проаудировать точность формирования резерва на проведение ремонта многоквартирного дома, установить порядок планирования и расходования средств. Аудитор должен установить, составляется ли смета на капитальный ремонт, как регулируется порядок образования резервного фонда на ремонт, имеется ли решение общего собрания членов ТСЖ, к компетенции которого отнесены данные вопросы в соответствии с жилищным кодексом (пп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Расходы на формирование резерва под предстоящий ремонт дома не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как затраты на ремонт дома могут быть учтены только после фактического их осуществления на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Особый раздел проверки составляет аудит доходов от сдачи общего имущества в аренду, внаем и их использование. Товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме (пп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ). Следует иметь в виду, что эти доходы относятся к внереализационным (п. 4 ст. 250 НК РФ) и подлежат налогообложению.

Следующим разделом проверки должны стать вопросы проверки налогов. Особый статус ТСЖ обусловливает специфику обложения НДС. Возникновение объекта обложения этим налогом зависит от квалификации деятельности ТСЖ в качестве оказания услуг. Управление домом, содержание, ремонт общего имущества квалифицируются как оказание услуг, что вызывает обязанность исчисления и уплаты НДС.

При проверке НДФЛ следует иметь в виду, что товарищества, от которых налогоплательщики получили доходы, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ.

Если товарищество нанимает физические лица по трудовым и гражданско-правовым договорам, то следует проверить правильность обложения налогом данных выплат. В частности, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые за счет членских взносов, платежей жильцов, подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Аудиту следует установить наличие зарегистрированных на ТСЖ транспортных средств, проверить точность обложения их транспортным налогом.

Товарищество собственников жилья не является собственником жилого фонда многоквартирного дома, так как квартиры принадлежат их собственникам, поэтому правовые основания начисления ТСЖ налога на имущество отсутствуют.

Кроме того, ТСЖ вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если уровень доходов не превысит установленный уровень.

Аудитор должен выделить среди доходных статей бюджета ТСЖ облагаемые и не облагаемые налогом на прибыль поступления. Следует иметь в виду, что налогоплательщик – некоммерческая организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы, относимые п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, если данные поступления получены безвозмездно, носят целевой характер, используются ТСЖ по целевому назначению. Причем целевые поступления должны быть использованы либо на содержание данной ТСЖ, либо на ведение его уставной деятельности.

Важным условием освобождения целевых поступлений от налогообложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, что следует проверить в ходе аудита. Если при проверке аудитор обнаружил нарушение хотя бы одного из названных выше условий, то доход, полученный налогоплательщиком, не относится к целевым поступлениям и должен быть включен в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

На заключительном этапе устанавливается наличие аудиторских доказательств по всем этапам аудита, формируется мнение аудиторской организации о достоверности отчетности, осуществляется подготовка аудиторского заключения для клиента, письма о результатах проведения проверки.

При наличии ошибок в пределах уровня существенности аудиторская фирма принимает решение о выдаче модифицированного условно-положительного аудиторского заключения. В случае если уровень выявленных ошибок превышает объявленный в плане уровень существенности, то аудитору рекомендуется составлять отрицательное аудиторское заключение с приведением в нем фактов, которые привели к такому выводу (нарушение законодательства, невыполнение правлением возложенных на него задач по управлению и содержанию многоквартирного дома и др.). Оформление отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества может быть при неполном представлении документов и бухгалтерских данных по аудируемому периоду.

Аудитору необходимо представить доказательства, что товариществу не грозит банкротство или другие серьезные обстоятельства, которые являются несовместимыми с продолжением его деятельности. Проверку следует проводить в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица".

Специфика каждого мероприятия методики закреплена в стандарте "Цели и основные принципы, связанные с аудитом отчетности товарищества собственников жилья".

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской фирмой понимания ТСЖ. В ходе планирования целесообразно не только составить типовой план и программу проверки, но и определить специфические проблемы, которые следует разрешить в ходе проверки, такие как: соблюдение законодательства по социальным гарантиям жителям, особенно по категории социально незащищенных (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам); учет, налогообложение целевых средств; использование экономических возможностей товарищества по формированию дополнительных источников для финансирования уставной деятельности товарищества за счет доходов от сдачи имущества, земли, стен, крыши в аренду; точность налоговых расчетов; защита имущественных и налоговых льгот, предоставляемых законодательством РФ.

Выборные органы управления ТСЖ несут ответственность за точность и обоснованность информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, налоговых расчетах. Помимо требования о необходимости исполнения законодательства по учету, налогам, правление товарищества обязано выполнять уставные требования по защите имущественных интересов собственников жилья, представлять собранию собственников подробный отчет о своей деятельности, подтвержденный аудитором.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство ТСЖ от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций, предусмотренных уставом товарищества, что регламентируется стандартом аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов".

Положения Закона № 307-ФЗ об ответственности аудиторской организации за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества в соответствии с уровнем существенности целесообразно дополнить требованием о необходимости выражения объективного мнения о выполнении требований устава товарищества по защите законных имущественных интересов собственников жилья.

Деятельность жилищной инспекции заключается в рассмотрении жалоб и заявлений граждан и решении их вопросов и проблем. Статья поможет разобраться в функциях и полномочиях ГЖН, узнать как избежать отзыва лицензии из-за возможных нарушений и что делать, если жители подают жалобу в жилинспекцию на управляющую компанию.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Каждое территориальное управление жилищной инспекции наделено полномочиями выполнять свои функции относительно определенного субъекта федерации.

К примеру, государственный орган в Новосибирской области исполняет свои обязанности только на данной территории. По аналогии осуществляется деятельность и в других регионах России.

Законодательная база , которую использует инспекция при выполнении своих обязанностей, довольно обширна. В первую очередь она руководствуется:

  • Конституцией РФ.
  • Гражданским кодексом.
  • Жилищным кодексом.
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Также муниципальные и городские инспекции придерживаются ведомственных положений и актов.

Вышеуказанные законы содержат в себе задачи, права, обязанности и полномочия государственной жилищной инспекции.

Данная служба обязана:

  • своевременно выявить и пресечь нарушения законодательства;
  • защитить права потребителей на получение коммунальных услуг.
  • Осуществление государственного жилищного надзора: что нужно знать при управлении МКД

Основные функции жилищной инспекции

Государственная жилищная инспекция является самостоятельным структурным подразделением системы органов исполнительной власти. Ее главная задача заключается в осуществлении контроля за соблюдением и обеспечении интересов и прав граждан в процессе предоставления населению услуг, которые должны соответствовать всем нормам и требованиям стандарта качества. Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда.

Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему.

Жилищная инспекция наделена полномочиями, согласно законодательным актам РФ, в которых прописаны способы и формы осуществления контроля.

Главная государственная инспекция выполняет ряд функций :

  • организует и координирует деятельность ГЖИ, направленную на контроль за надлежащим ремонтом, эксплуатацией и содержанием жилищного фонда;
  • анализирует статистические данные, результаты плановых проверок и другие материалы;
  • подготавливает, основываясь на них, предложения по оптимизации использования объектов ЖКХ. Также ГЖИ стимулирует население принять участие в управлении жилфондом с целью улучшения его содержания, сохранности и ремонта.

Основные функции и полномочия государственной жилищной инспекции включают в себя:

  • реализацию указов высших органов власти в сфере жилищных вопросов;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов ЖКХ в соответствии с установленными нормами;
  • признание жилого дома непригодным для использования и проживания;
  • прием заявлений на управление многоэтажными зданиями и предоставление услуг по капитальному ремонту;
  • регулярный надзор за состоянием жилых домов;
  • контроль за перечислением платежей в бюджет;
  • прием населения и их заявлений.

В полномочия государственной жилищной инспекции входит включение в список на улучшение жилищных условий тех граждан, чьи дома находятся в аварийном состоянии.

Исполнение прямых обязанностей ГЖИ контролируется со стороны службы Главного управления государственной жилищной инспекции. Существуют специально разработанные критерии для всесторонней оценки деятельности данной организации. В первую очередь отмечают выполнение мероприятий по плану, предоставленному вышестоящей инстанцией, а также количество жалоб граждан.

По окончании проверки обязательно фиксируют выявленные нарушения. При этом устраняется тот вариант, при котором управляющие компании, обслуживающие большую часть жилых домов, окажутся в убытке.

Каковы права жилищной инспекции

Наряду с полномочиями жилищная инспекция наделена следующими правами :

  • проведение обследования объектов ЖКХ;
  • требование о предоставлении необходимой для выполнения своих функций информации от юридических и физических лиц, а также предпринимателей;
  • выдача предписания с указанием нарушений нормативов жилищного законодательства;
  • составление административных протоколов;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика;
  • заключение различных контрактов на поставку необходимых продуктов;
  • проведение разъяснительной работы с гражданами.

Население должно понимать, что специалисты инспекции реализуют свои права как самостоятельно, так и с его помощью. Наглядным образом это демонстрирует рассмотрение обращений и жалоб жильцов.

Жилищная инспекция наделена не только правами и полномочиями, но и рядом обязанностей , к которым относятся:

  • наблюдение и контроль за выполнением жилищными фондами своих функций, таких как ремонт, содержание и возобновление домов;
  • разработка алгоритма действий и планов, направленных на повышение качества и уровня обслуживания зданий.

Также в полномочия жилищной инспекции входит контроль за:

  • эксплуатацией объектов ЖКХ и придомовых территорий;
  • состоянием зданий и инженерного оснащения;
  • осуществлением своевременного капитального ремонта и обслуживанием технических устройств;
  • нормами потребления определенных коммунальных услуг гражданами;
  • проведением периодических работ, направленных на оптимизацию эксплуатации коммунального оборудования;
  • экономным потреблением ресурсов;
  • своевременным предоставлением необходимой информации собственникам квартир;
  • надлежащим состоянием помещений и их пригодностью для нормальной жизнедеятельности.

Любой гражданин имеет право на самостоятельное обращение с тем или иным запросом в жилищную инспекцию. Для это нужно только написать заявление, а затем отправить его по почте или на электронный адрес вышеуказанной организации.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний и ТСЖ

Жилищная инспекция обладает достаточно широкими полномочиями. К ней нередко обращаются граждане с жалобами на то, что их управляющая компания не выполняет свои обязанности надлежащим образом.

Подчеркнем, что ГЖИ проводит проверки как плановые, так и по просьбе жильцов многоквартирных домов. Деятельность данных служб направлена на осуществление контроля и наведение порядка посредством инспектирования. Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией.

Необходимо юридически грамотно составлять письменные заявления, в которых должна быть указана конкретная проблема, а не абстрактное рассуждение на тему беспорядков в сфере ЖКХ.

Выделяют следующие виды полномочий жилищной инспекции:

  • контроль за надлежащим исполнением УК своих обязанностей по использованию жилищного фонда и проведению своевременного ремонта в многоквартирных домах;
  • проверка документов, их всесторонний анализ, а также предоставление рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности;
  • контроль за осуществлением и финансированием ремонтных работ многоквартирных домов и их элементов, таких как крыша, подвал, фасад, фундамент и т. д.

Также жилищная инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за:

  • состоянием многоквартирного здания;
  • придомовой территорией;
  • техническим состоянием дома;
  • инженерными коммуникациями;
  • соблюдением сроков, отведенных на проведение тех или иных работ;
  • соблюдением правил противопожарной безопасности;
  • обоснованностью требований оплаты коммунальных услуг;
  • соблюдением санитарных норм проживания.

В полномочия жилищной инспекции также входит проведение административной работы, направленной на правовое обеспечение определенных технических процедур, а именно:

  • признание состояния многоквартирного дома аварийным;
  • предоставление субсидий на проведение капитального ремонта;
  • перевод статуса помещения в нежилое;
  • работа с договорами подряда и субподряда;
  • контроль за осуществлением работ с их последующей приемкой и т. д.

В любой ситуации, когда управляющая компания выполнила свои обязанности ненадлежащим образом либо вовсе не исполнила, собственники многоквартирного дома имеют право обратиться в жилищную инспекцию.

На основании постановления Правительства от 11 июня 2013 г. №493 полномочия жилищной инспекции существенно расширились. Теперь данная служба также ответственна за разрешение всех вопросов, связанных с платежами.

Более того, на базе жилищной инспекции создается лицензионная комиссия, которая экзаменует руководителей управляющих компаний на предмет их профессиональных знаний. Далее УК подвергается проверке на соответствие необходимым требованиям. Если отклонений не было выявлено, тогда управляющей компании выдают лицензию, позволяющую вести трудовую деятельность. Жилищная компания наделена полномочиями осуществлять контроль за качеством управления МКД. Если будут выявлены какие-либо нарушения, тот или иной многоквартирный дом исключат из реестра лицензии. В таком случае указанный объект будет передан другой управляющей компании. Если количество исключенных домов будет увеличиваться, тогда УК лишат лицензии на право управления.

В том случае, когда в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, жилищная инспекция обладает небходимыми полномочиями, чтобы выдвинуть требования об их устранении. Если обнаружен факт административного правонарушения, тогда составляют соответствующий протокол и принимают меры, направленные на разрешение возникшей ситуации. Когда управляющая компания не выполняет предписания жилищной инспекции, тогда нарушителям грозит серьезный штраф или профессиональная дисквалификация. Наказание также может носить уголовный характер. Во всяком случае, инспектор обязан предоставить материалы в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения либо самостоятельно обратиться в суд с целью защиты прав жильцов многоквартирных домов.

  • Правовое совершенствование основ государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля

Мнение эксперта

Для эффективного использования инструмента лицензирования необходимо четко видеть конечные цели государственного жилищного контроля

Н. А. Васютин ,

президент Ассоциации компаний ЖКХ содействия развитию жилищного контроля

Действующее законодательство ЖКХ наделило жилищную инспекцию серьезными полномочиями, а именно: лицензировать деятельность по управлению МКД. Так, ГЖИ субъектов, расположенных на территории России, осуществляют всесторонний контроль за УК, ведущими свою трудовую деятельность.

Для того чтобы вышеуказанная инстанция с максимальной эффективностью реализовывала свои полномочия, нужно четко определить цели и задачи государственного жилищного надзора. В первую очередь следует навести порядок в жилфонде страны, а также обеспечить неукоснительное соблюдение требований жилищного законодательства со стороны всех участников данных взаимоотношений. Для того чтобы достигнуть вышеперечисленных целей, необходимо постоянно контролировать текущую ситуацию.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1115 от 29 октября 2014 г., в полномочия жилищной инспекции входит периодический мониторинг эксплуатации многоквартирных домов, а также поддержание их состояния, независимо от формы собственности. Полученную информацию каждый год предоставляют в орган субъекта Федерации для последующего обобщения и анализа, затем передают в соответствующую инстанцию исполнительной власти.

Ассоциация контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКН) каждый квартал анализирует и делает выводы об эффективности деятельности инспекций, расположенных на территории РФ. Она осуществляет сбор, обновление и анализ необходимой информации о текущей ситуации в регионах, оказывая, таким образом, практическую помощь жилищным инспекциям в выполнении их обязанностей.

Полномочия, возложенные на ГЖИ, крайне важны и зачастую требуют незамедлительного и адекватного реагирования на возникающие проблемы. В связи с этим АСЖКН публикует в журнале результаты проделанной работы по лицензированию и привлекает общественность к содействию для максимально эффективного урегулирования данного процесса. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями государственных инспекций, где есть подробное описание текущего состояния регионального жилищного фонда, и содержатся сведения о том, как вышеуказанная служба выполняет свои обязанности.

Так, благодаря опубликованной информации, органы муниципальной и государственной власти, а также общественность объединяются в одно целое. Такой принцип работы способствует формированию продуктивного взаимодействия между всеми участниками этой системы и, соответственно, улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг в стране.

  • О работе органов государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации

Полномочия жилищной инспекции в отношении жителей и их жалоб

Зачастую решить спорный вопрос или проблему между управляющей компанией и собственниками квартир возможно только посредством написания жалобы в соответствующую инстанцию.

Обычно граждане направляют заявление в инспекцию только в той ситуации, когда неоднократные обращения в УК или ТСЖ остались без ответа, а возникшие проблемы так и не были решены.

В этом случае необходимо составить жалобу в письменной форме, где вкратце описывается причина обращения, какие конкретно пункты жилищного законодательства были нарушены.

Прежде чем обратиться в органы государственного жилищного надзора, собственнику необходимо собрать документальные доказательства того, что он неоднократно предъявлял жалобы в обслуживающую управляющую компанию, но там его запросы были проигнорированы.

В качестве подтверждения можно предоставить заявление с входящим номером организации, выписку от операторов телефонной компании и т. д. Сегодня каждая обслуживающая УК записывает входящие разговоры, поэтому можно указать только точное время звонка.

Жалобу в жилищную инспекцию составляют в двух экземплярах, один из которых остается в приемной указанной организации, а в другом секретарь фиксирует дату обращения и входящий номер, а также подпись лица, принявшего это заявление, и возвращает его гражданину, предъявляющему запрос.

Жильцы могут обращаться в жилищную инспекцию с жалобами на УК, ТСЖ и даже соседей:

  • Жалоба на управляющую компанию

Жилищная инспекция наделена полномочиями, направленными на урегулирование отношений между населением и УК. При составлении заявления гражданин обязан предоставить в жилищную инспекцию неоспоримые доказательства того, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, оставила запрос без внимания. К таким документам относятся:

  • бланк жалобы, предоставленный в управляющую компанию, который был ею проигнорирован;
  • вещественные доказательства, например фотографии, видеозапись, подтверждающие тот факт, что УК нарушила жилищный кодекс.

При этом жильцы могут быть недовольны как неверными начислениями платежей за предоставляемые коммунальные услуги, безосновательными требованиями дополнительных финансовых расходов на ремонт и т. д., так и безразличным отношением УК к выполнению своих обязанностей, к примеру, когда не вывозится мусор, не произведен ремонт..

Жильцы также имеют право обратиться в жилищную инспекцию, если собственники квартир или арендаторы не соблюдают правила проживания в МКД, к примеру загромождают жилые территории, используют недвижимость с коммерческой целью либо нарушают права соседей на сон и отдых.

Решение подобных вопросов входит не только в полномочия инспекции государственного жилищного надзора, также можно обращаться с жалобами в такие инстанции, как:

  • Роспотребнадзор.
  • Городская администрация.
  • Участковый.

Если вопрос так и останется нерешенным, тогда итоговыми контрольными инстанциями являются прокуратура и суд, которые также наделены соответствующими полномочиями для решения данных проблем. Жильцы имеют полное право обращаться с жалобами во все вышеперечисленные службы.

Тем не менее, если у вас не будет достаточно доказательств и фактов подтверждения бездействия управляющей компании, то обращаться в суд или прокуратуру бессмысленно.

  • Жалоба на ТСЖ

ТСЖ означает товарищество собственников жилья. Руководящие органы данной организации представлены:

  • председателем;
  • правлением;
  • ревизионной комиссией;
  • собранием жильцов.

Прежде чем обратиться с заявлением в инспекцию государственного жилищного надзора на бездействие представителя власти ТСЖ, собственники квартир могут постараться решить возникшую проблему внутри организации:

  • для начала обратитесь со своим запросом к председателю ТСЖ;
  • если заявление будет проигнорировано, тогда к правлению или ревизионной комиссии;
  • каждое заявление и жалобу необходимо оформить в письменном виде, поскольку данные документы будут выступать в качестве основания для проведения разбирательств жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, судом и прокуратурой;
  • жильцы имеют право на обращение во все вышеперечисленные инстанции одновременно, тем не менее целесообразнее сначала найти механизмы воздействия на ТСЖ в органе надзора;
  • жалобу составляют по общему шаблону: указывают данные о товариществе, о бездействующих лицах и о сути возникшей проблемы;
  • автор заявления должен предоставить проигнорированную жалобу и другие вещественные доказательства;
  • если жильцы пишут коллективное заявление, тогда необходимо предоставить подписи участников ТСЖ или проживающих на данной территории лиц, недовольных работой представителей товарищества.
  • Жалоба на соседей

Как правило, жильцы сначала пишут жалобу на соседей в УК или ТСЖ. Но если со стороны данных организаций никаких мер предпринято не было, тогда собственники квартир обращаются с претензиями в инспекцию государственного жилищного надзора, которая наделена соответствующими полномочиями для решения данного вопроса.

В зависимости от типа правонарушения, совершенного соседями, следует обращаться в ту или иную инстанцию.

Например:

  • когда в квартире стоит шум от 30 децибел в дневное время и от 40 – в ночное, тогда жильцу необходимо обратиться к участковому;
  • если сосед не соблюдает санитарные нормы, у него развелись тараканы либо он содержит большое количество кошек и собак, пренебрегая надлежащим уходом за ними, следует написать заявление в Роспотребнадзор либо СЭС;
  • в том случае, когда кто-то из собственников квартир занимает места общего пользования или загромождает входы другим жильцам, обращайтесь в инспекцию.

Тем не менее вовсе не обязательно соблюдать данную иерархию. Если соседи ведут себя неподобающим образом, нарушая жилищное законодательство, собственники квартир могут напрямую обратиться в жилищную инспекцию, которая наделена всеми полномочиями для урегулирования этого вопроса.

Если возникнет необходимость, документация будет передана в соответствующие инстанции, которые произведут проверку.

Полномочия жилищной инспекции в отношении ТСЖ и УК в ходе проверок

Если управляющая компания ненадлежащим образом содержит общее имущество собственников квартир жилого дома, то в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ данное правонарушение является поводом для привлечения этой организации к административной ответственности. Для должностного лица размер штрафа в данном случае составит от 4 000 до 5 000 руб., а для юридического – от 40 000 до 50 000 руб.

В процессе проверки специалисты жилищной инспекции наделены полномочиями фиксировать выявленные нарушения, не выясняя причин их возникновения. Представители УК должны иметь четкое понимание, виновны ли они в ненадлежащем содержании данного многоквартирного дома.

В соответствии с общими правилами договор управления должен включать в себя перечень услуг, направленных на сохранение и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, порядок его изменения, а также размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Вышеперечисленные моменты должны быть предварительно согласованы на общем собрании. Важно понимать, что, даже если в перечне не указаны те или иные услуги, которые тем не менее были утверждены собственниками квартир и являются неотъемлемой частью нормативно-правовых актов, это не освобождает управляющую компанию от их выполнения. Этот вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10. Толкование данных правовых норм является общеобязательным.

Вышеуказанное Постановление подтверждает, что перечень всех текущих, сезонных и неотложных работ и услуг является предусмотренным в договоре, поскольку соответствует обязательным условиям содержания многоквартирного дома.

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТСЖ

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст. 66 - 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья?

Понятие ТСЖ раскрывается в ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией. Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества. То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере. Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится:

    • вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ;
    • обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
    • обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
    • принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
    • представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТСЖ

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании. При этом число собственников жилых помещений, проголосовавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных "товарищей" на правонарушения.

Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проголосовавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания.

Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья "Гранд", что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп. 914, 915, 916, 917, количество лиц, проголосовавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).

Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов голосования, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам "товарищей".

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ...

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут.

То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.

А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?

Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться.

Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше. Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество "за" и "против" создания ТСЖ.

Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

ПРОКУРОРЫ ПРОТИВ ТСЖ

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.

Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.

Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания.

В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проголосовали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проголосовали более 50% собственников жилых помещений.

В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в голосовании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания.

Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 - 48, 136 и 146 ЖК РФ.

По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.

Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ.

То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.

После получения ключей собственникам жилья в многоквартирном доме предстоит выбрать управляющую организацию. Последняя призвана следить за порядком в здании, решать какие-либо важные вопросы. Наиболее популярной формой правления сегодня считается ТСЖ.

Товарищество собственников формируют непосредственно владельцы квартир. Каждый из них вправе знать, как и на что расходуются денежные средства членами правления ТСЖ. На данный вопрос призвана ответить независимая инспекция – аудит. Рассмотрим подробнее, как проверить деятельность объединения.

Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.

Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:

  1. Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
  2. Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
  3. Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.

Кто вправе проводить аудит

Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.

Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия

Представляет собой орган, в состав которого входят некоторые жильцы многоквартирного дома. При этом последние не должны быть задействованы в качестве членов правления ТСЖ.

Упоминание об указанной организации можно встретить в ст. 150 Жилищного Кодекса страны. По закону, комиссия не имеет права корректировать решения, принятые правлением товарищества. В ее обязанности входит ревизия и надзор за деятельностью .

Прокуратура

Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.

Методы контроля

Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.

Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:

  • Отчеты бухгалтерского отдела.
  • Результаты последней проведенной инвентаризации.
  • Отчеты по выполненным работам.

Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.

Выявление кражи

Вопрос о том, как проверить ТСЖ на воровство, является довольно актуальным. Желающий добиться правды может:

  • обратиться с жалобой в Прокуратуру;
  • провести самостоятельную проверку.

Юридически неподкованные жильцы вправе нанять специалистов, грамотная работа которых позволит выявить тех, кто ворует.

Осуществление проверки

Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:

  • Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
  • Проверяет списки инвентаризации.
  • Делает запрос сведений по бухгалтерии.

Собственно, цель проверяющей комиссии – обнаружить случаи незаконной растраты денежного фонда. Превышение должностных полномочий членами правления так же не останется без внимания. Иногда для получения информации достаточно побеседовать с жильцами дома.

Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.

Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.

Стоимость проверки

Нельзя назвать конкретную стоимость аудиторской проверки. Услуги комиссии оплачиваются в каждом случае индивидуально, исходя из имеющегося объема работы.

Зачастую капитал ТСЖ не превышает порог в 20 млн. руб. К тому же товарищество не может перейти на специфическую систему уплаты налогов. Стоимость аудита при таких условиях варьируется в пределах 25-70 тыс. руб. Более конкретную цифру назовут в выбранной компании.

Работа счетной комиссии

Счетная комиссия представляет собой орган, который на каждом проводимом собрании ТСЖ подсчитывает, сколько жильцов проголосовало. Ее образование может быть предусмотрено уставом товарищества. Если речь идет о заочном голосовании, члены счетной комиссии проводят поквартирный опрос.

Если возникли подозрения относительно работы членов правления ТСЖ, стоит позаботиться о тщательной проверке. Она может быть проведена как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. Оба варианта регламентированы действующим законодательством.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство