13.07.2020

Модели учета в международной практике. Международные модели бухгалтерского учета. Список использованной литературы


Применяется в Великобритании; Австралии; Канаде; Кипре; Нидерландах; США. Для нее характерна ориентация бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов предприятия. Данная модель возможна в странах с высокоразвитым рынком ценных бумаг, с высоким профессиональным уровнем бухгалтеров, с большим количеством крупных корпораций. Эта модель очень гибкая, регламентируется не государственными органами, а стандартами, которые разрабатывают профессиональные организации бухгалтеров.

Континентальная

Ее используют Европейские страны с развитой рыночной экономикой: Австралия; Греция; Египет; Италия; Франция; Германия; Швейцария; Швеция; Япония и д.р. Для нее характерны следующие элементы:

– подробная юридическая регламентация бухгалтерского учета и отчетности

– ориентация учета и отчетности на интересы налоговых органов

– большая зависимость от банковского кредитования

Эта модель отличается жесткой регламентацией бухгалтерского учета на государственном уровне.

Латиноамериканская

Аргентина; Бразилия; Перу; Чили и д.р.

Учет и отчетность этих стран ориентирована на требования государственного планирования. Государственные органы оказывают влияние на унификацию отчетности компаний. Относительная экономическая отсталость этих стран ставит налоговые требования преобладающими.

Во исполне­ние Программы реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетнос­ти, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998г. №382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерс­кого учета в период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института про­фессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были сформулированы принципы построения российской системы бух­галтерского учета в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Цель реформы: привести национальную систему в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Задачи реформы:

1. Построить систему стандартов учета и отчетности.

2. Обеспечить взаимоувязку системы бухгалтерского учета в России с МСФО.

3. Оказать методическую помощь организациям по трансформации их бухгалтерского учета.

Чтобы достичь этих задач, нужно:

– усовершенствовать законодательство РФ по бухгалтерскому учету;

– сформировать систему национальных стандартов;

– подготовить высокопрофессиональных бухгалтеров;

– активно работать в международных организациях, перенимать их опыт.

На сегодняшнем этапе наблюдаются следующие тенденции трансформации учетного процесса.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО) И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ

1. Характеристика существующих моделей бухгалтерского учета.

2. Порядок разработки и внедрения МСФО.

3. Использование МСФО в российской учетной системе.

1. Характеристика существующих моделей бухгалтерского учета

В мире существует большое количество моделей учета. Их различия вызваны как историческими, политическими, экономическими и географическими условиями в которых функционируют предприятия разных стран.

Так, в странах с большим количеством инвесторов и кредиторов, состав которых достаточно разнообразен, а владельцы компаний всё более отделяются от оперативного управления, финансово-учётная информация является важнейшим источником данных о благосостоянии компании. В этих странах (Великобритания, США) финансовая отчётность нацелена на информационные потребности инвесторов, кредиторов и отличается значительной аналитичностью. В других странах (Швейцария, Германия, Япония) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть потребностей бизнеса. Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений формируется в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. В этом случае отчётность нацелена на защиту интересов банков кредиторов. Финансовая отчётность здесь менее детализирована и составлена с учётом принципов консерватизма в оценке активов. В странах, где правительства играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, (Франция, Швеция) бухгалтерский учёт ориентирован на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать жёстким стандартам в области учёта и отчётности.

Бухгалтерская система страны может зависеть от её международных социально-экономических отношений. Учётные технологии экспортируются и импортируются. Так США оказывают значительное влияние на учётную практику Канады, благодаря географической близости и тесным экономическим связям. Также американские учётные стандарты широко используются в Японии, что объясняется экспансией японского капитала в Америку. Значительное влияние на развитие теории и практики учёта в своих бывших колониях оказывает Великобритания (митрополия). Среди них Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Индия и др.

Существует подход, согласно которому все страны, в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на практику ведения учёта делятся на две группы:

    имеющие разветвлённый кодекс законов

    имеющие законодательство общеправовой ориентации

В первом случае законы носят жёстко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний - «Вы должны». Учётные стандарты возводятся в ранг государственных законов, а процедуры ведения учёта при этом детализируются и достаточно жёстко регламентируются. Главная задача бухгалтерского учёта в этих странах – исчисление государственных налогов и контроль за полной их уплатой. В числе этих стран – Аргентина, Франция, Германия (в соответствии со ст. 71 Конституции РФ правила бухгалтерского учета устанавливаются государством).

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений - «Вы не должны». Законы такого типа как бы указывают на пределы, в рамках которых действует предприятие. Учётные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются профессиональными организациями бухгалтеров. Эти стандарты более гибкие и подвержены влиянию различных новаций.

С учетом всех условий влияющих на систему учета в разных странных выделяют 4 модели бухгалтерского учета.

Британо-Американская – основана на удовлетворении информационных потребностей мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Для неё характерна максимальная степень и качество раскрытия информации, а также сравнительно невысокая степень государственного вмешательства. Эту модель используют Великобритания, США, Нидерланды.

Континентальная модель – основными инвесторами выступают банки. Этой модели придерживаются большинство стран Европы – Франция, Германия, Дания и т.д., а также Япония. Бизнес этих стран тесно связан с банками, которые удовлетворяют основные финансовые запросы компаний. Бухгалтерский учёт регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью.

Южноамериканская модель – чётко сориентирована на потребности государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая унифицированность и меньшая сложность отчетности, а также развитые механизмы учета инфляции. Используется в странах южного континента Америки – Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай и др.

Исламская модель – используется такими странами, как Турция, Иран, Пакистан и др. Они строят свои законодательные системы под влиянием богословских идей. Так, поскольку в Коране запрещено ростовщичество, отчётная документация не может показывать механизм финансовой внереализационной прибыли. При этом ресурсы и долги компаний учитываются по рыночным ценам.

Континентальная модель

Родоначальниками этой модели считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестиций осуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансовая отчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участников рынка ценных бумаг. В континентальной модели значительное влияние на порядок составления отчётности оказывают государственные органы. Это можно объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном страны с этой моделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки. Россия относится к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на наш бухучёт оказали Германия и Франция.

Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

К примеру, система регулирования бухгалтерского учета и аудита во Франции существенно отличается от британо-американской модели.

Фундаментом системы учета и аудита во Франции служит Коммерческий кодекс (Code de Commerce), законодательно закрепляющий необходимость ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. Ключевым звеном этой системы является Национальный бухгалтерский кодекс (National Accounting Code, более известен как Plan comptable general). Этот основополагающий документ содержит более 400 страниц и включает единый план счетов бухгалтерского учета. Кодекс во Франции выполняет те же функции, что стандарты в Великобритании, его задачи тесно связаны с задачами национальной статистики и налогообложения. Разработка этого документа и необходимых методологических указаний к нему была возложена на созданный в 1947 г. при Министерстве финансов Франции Национальный совет по бухгалтерскому учету (Conseil national de la comptabilite - CNC), имевший статус правительственного агентства.

Германия имеет давние традиции бухгалтерского дела, оказавшие влияние на формирование учета в дореволюционной России. Законодательной основой учета и отчетности в Германии является Торговый кодекс, который наряду с другими вопросами регулирует вопросы составления отчетности; в нем детально рассматриваются правила, касающиеся содержания и составления баланса и отчета о прибылях и убытках. В Германии действует единый план счетов, на основе которого разработаны отраслевые планы для промышленности, торговли, организаций финансовой сферы.

Огромное влияние на учет и отчетность в Германии оказывает налоговое законодательство, практически запрещающее пользование налоговыми льготами, если они не нашли отражения в бухгалтерском учете.

В связи с отсутствием в Германии официально сформулированных общепринятых бухгалтерских принципов многие спорные вопросы отчетности и учетных данных решаются в суде. Выработкой рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности, не имеющих обязательного характера, но тем не менее принимаемых во внимание при разработке законодательства, занимается Институт бухгалтеров (Institut der Wirtschaftspufer), созданный в 1931 г.

Если попытаться ранжировать различные немецкие источники, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то по значимости можно выделить следующие группы документов:

1) коммерческие нормативные акты;

2) налоговое законодательство;

3) налоговые инструкции;

4) материалы учетной практики;

В немецком законодательстве гораздо большее внимание уделяется информации о деятельности компаний, т.е. отчетности, чем организации учета. В книге Й. Бетге "Балансоведение" приводится следующее определение отчетности: "Отчетность есть отражение вверенного капитала в том смысле, что внешние пользователи отчетности, так же как и ее составитель, получают настолько полное, ясное и релевантное представление о хозяйственной деятельности организации, что могут составить собственное суждение об управляемом имуществе и полученном с его помощью результате".

Так же Италия по праву считается родиной бухгалтерского учета, поскольку еще в конце XV в. францисканский монах-математик Лука Пачоли сформулировал принципы двойной записи в своем "Трактате о счетах и записях", опубликованном в Венеции в 1494 г. Однако в дальнейшем лидерство Италии в развитии бухгалтерского учета было утрачено.

Законодательной основой итальянской системы учета является Гражданский кодекс, а также указы Президента Республики и приказы Министерства финансов, содержащие в том числе рекомендации профессиональных организаций.

В Италии действует профессиональная организация - Национальный совет специалистов по коммерции и бухгалтерскому учету (Consiglio Nazionale dei Dottori Commercialisti e dei Ragionaieri - CNDCR), издающая учетные стандарты, отличающиеся очень широким трактованием. Тем не менее, эти стандарты используются Итальянской национальной комиссией по биржам - CONSOB (Commissione Nazionale per le Societa e la Borsa - аналог американской SEC). Эта Комиссия оказывает влияние на представление отчетности акционерными компаниями, акции которых котируются на фондовой бирже.

В Нидерландах, как и в Великобритании, на бухгалтерский учет и отчетность большое влияние оказали законодательство о компаниях и профессиональные организации, а не налоговое законодательство или требования фондового рынка. До принятия в 1970 г. Закона об отчетности организаций вопросы ведения учета и составления отчетности в Нидерландах практически законодательно не регулировались. Положения данного Закона позднее были включены в Гражданский кодекс и в дальнейшем приведены в соответствие с директивами ЕС. По указанию правительства (1970 г.) был создан издающий указания по бухгалтерскому учету Совет по годовой отчетности, в состав которого были включены и работодатели и наемные работники, а также специалисты по бухгалтерскому учету.

Компании не должны в обязательном порядке следовать его указаниям, которые расцениваются лишь как мнения влиятельной частной группы, а аудиторы не обязаны констатировать факты несоблюдения рекомендаций Совета.

Налоговое законодательство, как и требования фондовой биржи, оказывает лишь косвенное влияние на бухгалтерский учет в Нидерландах.

Латиноамериканская модель

За исключением Бразилии, государственным языком которой является португальский, эти страны объединяет общий язык - испанский, а также общее прошлое. Основным отличием этой модели от вышеописанных является перманентная корректировка влияния учетных данных на темпы инфляции. Учет инфляции ведется в латиноамериканских странах традиционно, а Аргентина, Бразилия, Уругвай и Чили ввели нормы учета инфляции и национальное законодательство. В этих странах в качестве основного корректировочного индекса используется официальный индекс общего уровня цен, на базе которого пересчитываются данные об акционерном капитале и основных (внеоборотных) средствах, товарно-материальные запасы переоцениваются по восстановительной стоимости. Обязательства в иностранной валюте пересчитываются по курсу валют на конец отчетного года.

В целом учет ориентирован на потребности государственных налоговых и плановых органов, а методики учета, используемые на предприятиях, достаточно унифицированы.

Государственные органы в этих странах практически регламентируют методику учета. Профессиональные организации бухгалтеров не оказывают какого-либо существенного влияния на методологию и практику учета.

Южноамериканскую модель используют: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Таким образом, в странах с похожими социально-экономическими условиями и системы учёта имеют много общего.

В США, Великобритании, Нидерландах используется «британо-американская» модель учета, которая ориентирована на нужды инвесторов и кредиторов фирмы. С технической точки зрения она наиболее либеральна - каждая фирма формирует план счетов самостоятельно, отсутствует единая утвержденная нумерация счетов. Вместе с тем, существуют общие требования к организации бухгалтерского учета, описываемые системой «общепринятых принципов бухгалтерского учета» (generally accepted accounting principles -- GAAP). Такие требования вырабатываются профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

Во Франции, Германии, Японии и некоторых других странах применяется «континентальная модель», ориентированная на нужды налоговых органов. Она более формализована, поскольку опирается на единый утвержденный государством план счетов.

В странах с высокими темпами инфляции используется «латиноамериканская модель», для которой характерна постоянная корректировка показателей на темпы инфляции.

Учетные системы разных стран существенно отличаются. Причинами таких различий являются как социально-экономические, так и политические и даже географические факторы. В качестве социально-экономических причин можно выделить характер развития рынков капитала, количество инвесторов и кредиторов, участие в международных рынках капитала, уровень инфляции, размеры и организационную структуру предприятий, общий уровень образования, типы законодательных систем. Традиционно, в Германии и Великобритании рынки ценных бумаг получили широкое развитие, основными поставщиками капитала для компаний выступает большое количество мелких инвесторов, которым требуется постоянная и полная информация о деятельности фирм, которую они получают с помощью финансовой отчетности. В Германии и Франции потребности компаний в капитале удовлетворяются, в основном, небольшим количеством крупных банков, которые имеют доступ к дополнительной (помимо содержащейся в отчетности) информации о деятельности предприятий. Во Франции и Швеции большую роль в экономике и, соответственно, в финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию системы учета и отчетности на удовлетворение требований государственных органов. Одним из критериев деления может быть и уровень инфляции: страны, таким образом, подразделяются на имеющие высокий и низкий уровень инфляции. К первым относятся, прежде всего, страны Южной Америки. Для того чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была полезна для пользователей, она должна быть скорректирована на индексы инфляции. Для стран с низким уровнем инфляции такая проблема не актуальна. В силу высокого уровня развития экономики в Великобритании, Нидерландах, Германии и других развитых странах предприятия этих стран отличаются достаточно крупными размерами, сложной организационной структурой и высоким уровнем образования сотрудников. Это приводит к сложности учетной информации, которая адекватно отражает существующую экономическую реальность и адекватно воспринимается пользователями. В слаборазвитых странах учетные системы достаточно просты, по причине небольшого размера предприятий и невысокого уровня общего образования.


Рисунок 1- Схема основных характеристик классических моделей бухгалтерского учета

Историческое развитие законодательных систем также оказало большое влияние на системы учета. Страны, обычно, делят на две большие группы: страны-законодатели (code-law countries; legalistic orientation) и страны-незаконодатели (common-law countries; non-legalistic orientation). Первые отличаются предписательностью законов по принципу: «разрешено то, что разрешено». В силу этого, учетные правила жестко регламентированы и определяются законодательством. К таким странам относятся, например, Германия, Франция, Австрия и другие. Для стран-незаконодателей характерен разрешительный подход по принципу: «разрешено то, что не запрещено». Соответственно, учетные системы отличаются большей многовариантностью и гибкостью, имеют, как правило, очерченные рамки, в которых предприятиям предоставлена свобода выбора. Учетные правила или стандарты определяются не законодательством, а разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров. Такой подход используется в Великобритании, Франции и ряде других стран.

Учетные системы могут быть экспортированы так же, как и любые другие товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географической близостью.

Таким образом, учетные системы различных стран отличаются многообразием. Однако, можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. (При этом не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.) Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, согласно которой выделяются:

1. Британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).

2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.).

3. Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).

2. БРИТАНО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ УЧЕТА

Основными характеристиками первой модели являются ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации. Вторая модель отличается наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизмом учетной практики. И, наконец, основной особенностью третьей модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного регулирования.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров, гибкие учетные стандарты (их разрабатывают на основе накопленного опыта, доводов и т.д.). В основе этой модели – система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено). Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действий. Распространена в США, Англии, Голландии и т.д. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совет является независимым. Независимость обеспечивается тем, что наблюдение за деятельностью Совета осуществляется Фондом финансового учета. Помимо Совета сформирован Совет по стандартам учета в государственных учреждениях. Параллельно с этим Советом регулированием учетной практики занимается правительственная организация Комиссия по ценным бумагам и биржам (представление и защита интересов инвесторов в соответствии с законом о ценных бумагах).

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

3. КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО УЧЕТА

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Континентальная по сути своей консервативная модель, сформированная на классических принципах бухгалтерского учета, с государственным регулированием, ориентацией на требования налогового учета и движением капитала через банковскую систему. Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Постепенно страны, вошедшие в общий рынок, добьются свободы передвижения товаров, рабочей силы и т.д. Вторичное законодательство формируется европейской комиссией. Она формирует ряд документов. Директивы:

1.четвертая директива ЕС в 1978 г. принята, и она предлагает рекомендации по формированию годовой отчетности акционерных общественных коммандитных обществ, ООО. Особенность:

Предлагается 4 варианта баланса и 2 варианта отчета о прибылях и убытка;

Даются правила оценки отдельных видов имущества;

Баланс и отчет о прибылях и убытках дополняется отчетом о финансовом положении компании;

2.седьмая директива ЕС. Регламентирует составление свободной консолидируемой отчетности.

4.система международных стандартов.

Комитет по международным стандартам — орган, возглавляющий процесс разработки стандартов (1974 г)

В настоящий момента функционируют порядка 40 стандартов, кот. Регламентируют различные аспекты учета и отчетности.
Целый ряд стандартов направлен на стандартизацию учет основных средств, нематериальных активов, инвестиционную деятельность. Они почти полностью покрыты соответствующими ПБУ.

Целая группа стандартов посвящена учету законов организации, учету выручки.

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета. Цель регулирования бухгалтерского учета наиболее точно и полно сформулирована международной группой экспертов ООН: обеспечение доступной и сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, предоставление правдивого и объективного финансового положения, доходов и убытков в финансовой отчетности.

В большинстве стран регулирования бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности (принципы бухгалтерского учета, методы оценки, круг информации в отчетности и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., Прогресс, 1986.

    Иванов Ю.В. Основы национального счетоводства. М., 2003.

    Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., Финансы и статистика, 1995

    Сеславинский И. Азбука бухгалтерии. – М., Московский рабочий, 1962.

    Соколов Я. В. Лука Пачоли и его время: становление и развитие учета. М., 1983.

    Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М., 2003.

    Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001.

    Хендриксен Э.С., М.Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    Цыганков К.Ю. Очерки истории бухгалтерского учета: Происхождение двойной бухгалтерии: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

Международные модели бухгалтерского учета Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Национальные принципы, регулирующие ведение учета, сущест-венно различаются. Но можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению системы учета, при-чем не существует двух государств, где правила учета были бы абсолютно тождественны.

Необходимость в классификации моделей бухгалтерского учета заключается в следующем:

Классификация оказывает содействие более точному определе-нию сходств и различий между странами и системами бухгалтерского учета;

Классификация оказывает содействие выбору системы, кото-рая наиболее подходит стране;

Классификация предоставляет возможность выбрать страну-пример для формирования системы бухгалтерского учета определенного типа.

Наиболее обобщенными моделями классификации бухгалтерско-го учета являются:

1. Британо-американская (англосаксонская) модель ориентируе-тся на информационные запросы инвесторов. Для функционирова-ния этой модели в стране должен быть развитый фондовый рынок, а компании не имеют права завысить инвестиционную привлека-тельность (прибыль). Для этой модели нехарактерна твердая рег-ламентация учета. Эта модель в большинстве стран предполагает использование принципов учета по первоначальной стоимости.

Большинство промышленных предприятий стран англосаксон-ской группы используют постоянную систему учета запасов, кото-рая базируется на беспрерывном их учете (то есть все текущие изменения запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции отображаются на счетах соответствующих запасов).

В основу выделения счетов для учета затрат предприятия в этой системе положен функциональный признак. Для этого применяются счета «Производство», «Производственные накладные затраты», «Затраты на сбыт» и «Общие административные затраты». На первых двух счетах отображаются затраты, связанные с производ-ством. Прямые производственные затраты отображаются непосред-ственно на счете «Производство», а косвенные накапливаются на счете «Производственные накладные затраты», а в конце отчетного периода списываются на счет «Производство» и распределяются между объектами калькулирования.

Затраты подразделений, которые осуществляют непроизводствен-ные функции (управление, сбыт и т. п.), не включаются в произ-водственную себестоимость продукции. Эти затраты списываются на счет финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Данная модель характерна для таких стран как США, Канада, Нидерланды, Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Ма-лайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Трини-дад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.

2. Континентальная (франко-германская, или европейская) мо-дель характерна для стран Европы, в которых существуют тесные связи компаний с банками и государством. Этим странам присуща жесткая налоговая политика, поэтому система бухгалтерского учета характеризуется значительной консервативностью.

В континентальной модели значительное влияние на порядок со-ставления отчетности оказывают государственные органы. Это моле-но объяснить приоритетностью задачи государства по сбору нало-гов. В основном страны с этой моделью также руководствуются прин-ципом неизменности первоначальной оценки. Для этой модели учета характерным является выделение двух автономных систем счетов соответственно для целей финансового и управленческого учета.

В системе счетов финансового учета осуществляется периодичес-кий учет запасов, затраты группируются по элементам (материалы, зарплата, амортизация и т. п.), а моделями доходы - по видам деятельности (основная, финансовая, чрезвычайная), отображаются расчеты с дебиторами и кредиторами, определяется общий фи-нансовый результат.

В системе счетов управленческого учета ведется постоянный учет запасов, осуществляется калькулирование себестоимости продукции и учет по центрам ответственности, определяется финансовый ре-зультат основной деятельности предприятия.

Счета финансового и управленческого учета не корреспондируют между собой. Взаимосвязь между ними достигается с помощью спе-циальных (отображающих) счетов («Отображенные запасы», «Ото-браженные закупки», «Отображенные затраты» и т. п.). На эти счета бессистемно (без бухгалтерских записей) переносятся данные финансового учета об элементах затрат и запасах, которые потом перегруппировываются для целей управленческого учета.

Данная модель характерна для таких стран как Австрия, Испа-ния, Италия, Дания, Франция, Германия, Япония, Швейцария, Швеция, Египет, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Порту-галия, Россия, Бельгия, Алжир, Ангола, Буркина-Фасо.

3. Южноамериканская модель . Ключевое воздействие на становле-ние бухучета в южноамериканских странах оказали инфляционные процессы. Поэтому отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки показателей отчетности с учетом из-менения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка от-четности ориентирована на потребности государства по исполне-нию доходной части бюджета.

Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Бо-ливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Помимо перечисленных моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, спе-циалисты выделяют исламскую модель, которая развивалась под сильным влиянием мусульманской религии.

Исламская модель развивается под влиянием богословских идей, в соответствии с которыми запрещается получение финансовых ди-видендов ради собственных прибылей (Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан).


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство