27.11.2023

Исследователи выделяют следующие группы сторонников теории глобализации. Основные концепции глобализации. Теория глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра


Глобализация экономики

Тема 5

Власов М. П.

конспект лекций по дисциплине Мировая экономика

«Интеграционные процессы в мировой экономике»

1. Глобализация экономики ……………………….……………………………. 22. Региональная экономическая интеграция …………………………………. 233. Классификация стран …………………………..…………………….……... 35Литература ……………………………………………………………………... 52

Санкт-Петербург 2013


Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявля­ется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в международ­ную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции ра­бочей силы, масштабов влияния многонациональных корпораций, стандартизация технологий, быстрое распространение изменений и новых идей служат показателями того, что общества и страны ста­новятся все более интегрированными.

Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В эко­номике она находит отражение в следующих процессах:

§ международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом ВМП;

§ происходит значительный рост международного движения капитала, особенно ПИИ;

§ наблюдается ослабление экономических барьеров между стра­нами и их суверенитета в связи сростом международных со­глашений, ведущих к созданию международных организаций;

§ происходит развитие глобальной финансовой системы;

§ растет доля мировой экономики, находящейся под контро­лем многонациональных корпораций;

§ в осуществлении международных сделок увеличивается роль таких международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, МВФ;

§ углубление международного разделения труда в форме фраг­ментации производства ведет к росту использования много­национальными предприятиями новых методов ведения биз­неса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд).

В области культуры глобализация отражается в росте междуна­родного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и ту­ризма, в увеличении популярности национальной кухни отдель­ных стран мира в других странах.

Глобализация проявляется также в развитии глобальной телекоммуникационной инфраструктуры и трансграничной передаче информации благодаря использованию таких технологий, как ин­тернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих гло­бальное применение, в формировании и развитии всеобщих цен­ностей, в развитии международных судебных инстанций.

Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих пози­ции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и поли­тики в следующих направлениях:



§ смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный;

§ уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ;

§ содействует объединению государственных и частных субъ­ектов, стремящихся к удовлетворению потребностей обще­ства;

§ способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевид­ны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглаше­ний привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверен­ных государств к глобальным элитам, к подрыву национального су­веренитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к ро­сту неравенства в распределении доходов между странами и между различными социальными группами внутри стран.

Глобализация - это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глоба­лизация» и отрицают объективность этого процесса. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального ка­питализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна, посвященных изучению исторически сложившихся обществен­но-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо поли­тико-правового образования (государства), она опирается на еди­ное разделение труда, допуская при этом сосуществование многооб­разных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, осно­ванное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства - капитали­стической мировой экономики - к другой глобальной системе, характеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система вклю­чает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет воен­ные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферийные территории специализируются на трудоемком производстве, ос­нованном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем пери­ферийные; они имеют более диверсифицированные экономики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Сре­диземноморская Европа- «квазипериферией», а Восточная Ев­ропа и часть Азии - «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; быв­шие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «пе­риферию», а остальные независимые государства - «квазиперифе­рию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особен­ность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая сис­тема берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в За­падной Европе привел к технологическим инновациям и росту ры­ночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок Для торговли с отдаленными территориями стимулировали евро­пейцев отправляться в другие части земного шара. Военное пре­восходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало на­коплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы ус­тановили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и мало­квалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способство­вали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим про­изводителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопас­ность торговых путей. В определенные промежутки времени неко­торые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания - в середине XIX в., США - в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в цент­ральных областях.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происхо­дят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ве­дут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремле­нием к прибыли, в результате расширения капиталистических рын­ков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически воз­никающие кризисы посредством освоения новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризи­са, ведущего к такому историческому переходу, однако направле­ние перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу проти­воречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровож­дающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках.

Теория всемирной культуры . В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не пред­ставляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее осно­вателя американского социолога Р. Робертсона связывают появле­ние термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит не­сколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участ­ники процесса осознают и какое значение придают жизни в «гло­бальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отно­шений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что находит отра­жение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к един­ству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к пе­риоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с по­явления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870-1920-е гг. В насто­ящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказывает­ся подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гумани­тарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, оспаривание. Сто­ронники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобаль­ный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм - направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация - это процесс, посредством которого трансна­циональные идеи и институты приобретают особые формы в опре­деленных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и про­цессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей.

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимо­действия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социаль­ной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм - это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего чело­вечества ценности и принципы, например всеобщие права челове­ка. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значе­ние общего, а конкретный опыт - частного; например, такое уни­версальное понятие, как государственный суверенитет, воплоща­ется в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­мой глобализацией и формированием глобальной культурной поли­тики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной сторо­ны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий - с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индиви­дами, гражданским обществом, правительствами, международны­ми организациями) и управляют их поведением. Эти системы нахо­дят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разно­образном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализа­ция обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистиче­ские ценности, сформировавшиеся в Европе в XV-XIX вв.: про­гресс, личная независимость и права, государственный суверени­тет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в ми­ровом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплоща­ющееся во многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсемест­ное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях при­водит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убеж­денность населения в том, что правление в стране опирается на об­щечеловеческие ценности и принципы, действия государства от­личаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы обще­ственного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв меж­ду общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование гло­бальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых мож­но отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в не­драх самой капиталистической системы, которая содержит транс­национальные механизмы в экономической, политической и куль­турно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области - капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологиче­ской - идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарны­ми общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­ладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (напри­мер, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опира­ющиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматри­ваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недо­оценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным фак­торам глобализации, теория всемирного правления - политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический ас­пекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической систе­ме - капиталистической.

Теория глобализации



Введение

Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины

Теоретические подходы к проблеме глобализации

Противоречивость процесса глобализации

Заключение

Литература


Введение


Ускоренное развитие коммуникаций в 90-е годы создало широкий круг принципиально новых возможностей для получения информации и влияния с ее помощью, мобильности и повышения качества «человеческого потенциала». Тем самым оно предоставило гражданам развитых и, в меньшей степени, успешно развивающихся стран качественно новые «степени свободы». В сочетании с исчезновением удушающего страха перед уничтожением в глобальной ядерной катастрофе и демократизацией бывших социалистических стран это создало принципиально новую общественную атмосферу, основой которой, как и общественных атмосфер всех великих революций, стало кардинальное усиление независимости личности.

Первый кризис глобальной экономики (1997-1999 годы) не просто убедительно и непосредственно доказал человечеству качественно возросшую по сравнению даже с первой половиной 90-х годов (не говоря уже о периоде биполярного мирового устройства) взаимосвязанность и взаимозависимость различных стран и регионов Земли. Его главным значением, как представляется, стало осознание неоднозначности влияния коммуникативного бума первой половины 90-х годов на общественные отношения - как на уровне международных отношений, так и внутри отдельных обществ.

До него общественное сознание человечества (то есть прежде всего развитых стран) было очаровано процессом расширения коммуникаций и воспринимало его с некритическим энтузиазмом, доходящим до восприятия его как абсолютного блага и ожидания от него автоматического устранения всех основных экономических и социальных проблем, - примерно так же, как до Первой Мировой войны оно относилось к техническому прогрессу.

Подобно тому, как катаклизмы ХХ века показали, что в среднесрочном плане технический прогресс отнюдь не обязательно ведет к общественному прогрессу, первый кризис глобальной экономики убедил человечество в том, что кардинальное облегчение и повышение интенсивности коммуникаций способны не только улучшать, но и качественно осложнять социально-экономическую ситуацию как в отдельных странах, так и в мире в целом.

Так как человечество склонно давать новое имя каждому новому явлению (вместо более логичного и экономного наполнения новым смыслом старых понятий), эти грандиозные и во многом драматические перемены не могли не отразиться на терминологии.

«Коммуникационный бум», сблизивший человечество и превративший его (в пределах развитых обществ и элит успешных развивающихся стран) в единое целое, породил понятие «глобализация». Кризис же 1997-1999 годов, поставив его в центр весьма нетривиальных дискуссий о перспективах всей цивилизации и отдельных стран, сделал его едва ли не наиболее популярным термином.

К сожалению, он не избежал печальной судьбы большинства других модных слов: почти каждый использующий их вкладывает в них свой собственный, особый и только ему ведомый смысл, как правило, мало задумываясь о том, что слово должно иметь и общеупотребительное значение.

В результате дискуссии о глобализации в целом ряде случаев приобретают прискорбный характер не менее «бессмысленного и беспощадного», чем русский бунт, традиционного русского интеллигентского спора. Его участники, используя одни и те же термины, наполняют их каждый своим собственным содержанием и говорят не об общем предмете обсуждения, но каждый о своем. При этом логика, мотивация и мысли собеседника интересуют их не сами по себе, но лишь как аргументы для подкрепления своей собственной позиции и очернения оппонентов. (Стоит отметить, что этими же пороками, часто даже в еще больших масштабах, страдают и международные дискуссии, особенно когда они затрагивают вопросы политики, идеологии или конкретные интересы даже безупречно цивилизованных и демократичных участников).

Другой особенностью споров подобного рода является их обманчивая конструктивность. После того, как участники с удовольствием «спустили пар», с жаром поговорив каждый о своем, в конце дискуссии они очень легко приходят к тому, что на самом деле должно было быть сделано задолго до начала не то что обсуждения, но даже размышления, - к взаимному согласованию терминов. Убедившись в том, что под одними и теми же словами они понимали совершенно разные понятия (и что, следовательно, оппоненты отнюдь не являются такими злонамеренными идиотами, какими казались на всем протяжении дискуссии), ее участники с облегчением фиксируют это различие. Затем они расходятся с чувством выполненного перед историей и наукой долга, глубоко удовлетворенные достижением высшей, но, увы, совершенно не приспособленной для достижения каких-либо реальных целей, российской национальной ценности - «примирения и согласия». При этом в большинстве случаев они даже и не вспоминают о подлинной цели затеянной ими дискуссии - поиске истины,,.

Эта классическая картина в полной мере проявляется и при обсуждении процессов глобализации (особенно с учетом утраты колоссального объема знаний, накопленных нашим обществом, и падением общего уровня реального образования и культуры).


1. Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины


Наиболее часто понятие «глобализация» используется в современной литературе, да и в обыденной жизни, для придания наукообразности простому и незатейливому, хотя и никогда не теряющему актуальности понятию «наше время». Для распознания подобных подходов, маскируемых зачастую весьма изощренно, выработан незатейливый, но достаточно эффективный тест. Он сводится к предложению авторам соответствующих материалов или организаторам научных конференций одной из перечня заведомо нелепых, но наукообразных тем. Автору, например, приходилось четырежды за два с половиной года отказываться от участия в научных мероприятиях, организаторы которых принимали, причем порой с энтузиазмом, его предложение выступить на тему «Влияние процессов глобализации на динамику гравитационной постоянной». Вторым по распространенности подходом к определению глобализации представляется простое отождествление ее с конкретными наборами технических атрибутов (обычно Интернетом и, как правило, глобальным телевидением) и анекдотов. Для данного подхода классическим является, например, такое определение глобализации: «это когда английская принцесса со своим арабским любовником на немецкой машине с датским мотором и испанским водителем, опившимся шотландского виски, гибнет в Париже, спасаясь от итальянских папарацци». При всей несерьезности своей формы это определение, концентрируя внимание на вавилонском смешении географических и национальных признаков, вплотную подводит нас к сути глобализации - к интеграции.

Вместе с тем простое отождествление этих понятий представляется неправомерным. Глобализация представляет собой совершенно особый, современный и, по всей вероятности, высший этап интеграции.

Несмотря на моду, понятие «глобализация» имеет свой собственный, определенный и даже наиболее распространенный в настоящее время (хотя и слишком часто воспринимаемый и понимаемый «по умолчанию») смысл.

Глобализация - это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Наиболее наглядным выражением сути этого явления служит общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации по любому поводу.

Следует сразу же предупредить, что, несмотря на значительные темпы развития и всемирные масштабы, несмотря на глубину и наглядность преобразований, глобализация все еще находится на начальном этапе своего развития. Она не только не принесла еще все свои плоды - эти плоды, как правило, еще только начинают вызревать и содержатся в сегодняшних процессах «в зародыше».

Поэтому многие черты глобализации (например, «закрывающие технологии», обеспечивающие качественный рост эффективности и разрушающие традиционные производства) существуют пока что не только не как доминанта, но лишь, как только проявляющаяся тенденция, а то и вовсе как настоятельная потребность общественного развития. Данная работа, стараясь избежать соскальзывания в область фантазии, ограничивается лишь теми действительными проявлениями глобализации, которые успели приобрести значимый характер уже в настоящее время.

При знакомстве с ними, как уже было отмечено выше, наибольшее впечатление производят такие яркие явления, как глобальное телевидение, «финансовое цунами» спекулятивных капиталов, сметающее и воздвигающее национальные экономики, первый кризис глобальной экономики 1997-99 годов, разгул международного терроризма, грозящего стать эффективным политическим и даже экономическим инструментом, и, наконец, вершина всего - Интернет, виртуальная реальность, интерактивность. Однако внешние атрибуты и инструменты глобализации не должны заслонять главного - влияния новых, на современном этапе развития информационных технологий на общество и, шире, на человечество в целом.

Согласно общему правилу, новая технология открывает новый этап в развитии человечества тогда и только тогда, когда ей оказывается по силам качественно изменить общественные отношения. Именно этим паровая машина отличается от посудомоечной, конвейер - от трубопровода, а персональный компьютер - от мобильного телефона: их распространение заставило огромные массы людей взаимодействовать друг с другом новыми, качественно отличающимися от предшествующих способами.

Таким образом, глобализация может быть признана новым этапом в развитии человечества, а не новым наименованием интеграции и, соответственно, рядовым проявлением мании величия нашего поколения, только если будет установлено, что ее технологические атрибуты качественно изменили доминирующие общественные отношения.

Представляется, что такое изменение произошло.

Основные технологические атрибуты глобализации - компьютер и порожденные им новые информационные технологии. Именно эти технологии объединили развитую часть мира в единую коммуникативную систему, создав единое финансово-информационное пространство, являющееся критерием глобализации.

Однако сегодня ясно: этот критерий носит лишь внешний, формальный, количественный характер. Влияние информационных технологий на общественные отношения проявились через формирование единого финансово-информационного пространства лишь наиболее наглядным, но отнюдь не наиболее значимым образом.

Главное в глобализации - не фейерверк поражающих воображение (и, соответственно, карман расслабившихся зрителей) открытий и технологий, но изменениесамогопредметачеловеческого труда. Современные информационные технологии сделали наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эффективным бизнесом не преобразование окружающей среды, мертвых вещей, которое оставалось единственным образом действия человечества с момента его появления (и благодаря которому оно, собственно говоря, и сформировалось как человечество), но преобразование живого человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного.

Строго говоря, преобразование сознания - не новость. Пропаганда применяется едва ли не всеми государствами мира, и не только тоталитарными, на протяжении всего существования человечества. Она является необходимым и неотъемлемым инструментом самого процесса управления (в том числе и негосударственного).

Однако в силу огромных затрат, а также длительной и неоднозначной окупаемости пропаганда, как и инфраструктурные инвестиции (в данном случае речь, правда, идет о социально-психологической, образующей «дух нации», а не транспортной или иной материальной инфраструктуре общества), до последнего времени носила строго некоммерческий характер.

Современные информационные технологии кардинально изменили ситуацию. Совместив навыки рекламы, достижения психологии, лингвистики и математики с качественно новыми коммуникативными возможностями и общим усилением воздействия на органы чувств человека, они не только качественно повысили эффективность пропагандистских технологий, превратив их в технологии формирования сознания, но и удешевили и упростили их до такой степени, что они стали практически общедоступными.

В результате, если первичным формированием нашего сознания по-прежнему занимаются «семья и школа» (то есть семья и общество), то его изменение оказывается делом не национального и даже не некоего зловещего «мирового» правительства, но практически каждого фабриканта собачьих консервов.

Ведь предприниматель, так и не взявшийся за формирование сознания своих потребителей в последние 10-12 лет, сегодня, скорее всего, уже лишился их. Как правило, он давно уже вытеснен из бизнеса, в котором на всех уровнях просто нечего делать без интенсивного применения эффективных и дешевых технологий формирования сознания. Традиционный маркетинг, приспосабливающий товар к предпочтениям потребителя, исключительно эффективно дополняется этими новыми технологиями, приспосабливающими потребителей к уже имеющемуся товару.

Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес отнюдь не является частным вопросом коммерции. Ведь в современном рыночном мире сделать тот или иной вид общедоступной деятельности наиболее коммерчески эффективным значит в кратчайшие сроки сделать его наиболее распространенным.

Стремительное распространение современных информационных технологий изменило сам характер человеческого развития и обеспечило революционную переориентацию усилий человечества: оно впервые за всю свою историю начало экологично концентрироваться на изменении уже не окружающей среды, но самого себя.

Наиболее глубокой причиной этой революционной переориентации, скорее всего, стало приближение растущей антропогенной нагрузки на биосферу к некоему критическому уровню, вызвавшее стихийную корректировку характера развития человечества - на уровне не его самого, но всего планетарного организма Земли.

Технологии, при помощи которых человечество изменяет себя, по аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на изменение окружающей среды, - high-tech - получили название high-hume . Первоначально они использовались только для обозначения технологий формирования сознания, но перспективы генной инженерии и биотехнологий в целом позволяют трактовать эту категорию расширительно, включая в нее все технологии непосредственного изменения человека, в том числе и традиционные - такие, как, например, образование, медицина, физические тренировки и обычные социальные технологии,,.

Подводя предварительный итог, непосредственным предметом изучения глобализации как таковой, как самостоятельного явления служит влияние породивших и поддерживающих ее технологий, на современном этапе преимущественно информационных, на общественные отношения, понимаемые как отношения внутри общества, так и между различными человеческими обществами.


2. Теоретические подходы к проблеме глобализации


В зависимости от того, что ставиться во главу угла при объяснении процесса глобализации можно выделить различные подходы к изучению данного феномена.

Рассмотрим наиболее известные из них.

Так, Архуна Аппадураи представил процесс глобализации в виде пяти «мировых культурных потоков» или «пространств» - СМИ, этнофактора, технофактора, финансового фактора, идеологического фактора. Важно отметить, что каждый из них имеет результатом ослабление связей гражданина со своим государством.

Медиапространство - резкое возрастание возможностей человечества в плане сбора, обработки, хранения и передачи информации; усиление воздействия информационных технологий на все сферы человеческой деятельности; распространение потоков и «ландшафтов» электронных образов, являющихся строительными блоками стереотипов поведения, потребления и развлечения; формирование «общности транснациональных представлений и чувств» (world culture) на основе совершенствования компьютерной техники, развития электронных СМИ, информационных технологий, включая Интернет-технологии.

Этнопространство - повышение мобильности этнофактора и выплеск миграционных потоков на глобальный уровень; это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей. За период с 1950 по 1998 год Западная Европа приняла более 20 млн. иммигрантов, а США, Канада и страны Латинской Америки - 34 млн.

Технопространство - интенсивное перемещение передовых и устаревших, информационных и механических технологий через государственные границы.

Финансовое пространство - усиление экономических обменов (деятельность ТНК, разбухание инвестиций, проводка громадных денежных сумм через валютные рынки, заключение транснациональных спекулятивных сделок, осуществление прав собственности за пределами «своего» государства; опережение финансовой экономикой реальной экономики: масса прямых зарубежных инвестиций растет в три раза быстрее, чем мировая торговля, объем сделок на валютных и финансовых рынках примерно в пятьдесят раз превышает объем международной торговли и т.д.

Идеологическое пространство - создание идеологий и контр идеологий, рождающихся из встречи западных ценностей эпохи Просвещения и «периферийных» культур, возрождение чувства этнической идентичности, религиозного фундаментализма, рост национализма, усиление роли «панидеологических» потоков, столкновения на почве религий, идеологий, языка, культур, ценностей; распространение в мировом масштабе западных (прежде всего - американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга; формирование идеологии «глобализма», стремящейся обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США. Как отмечает Алексей Богатуров, «глобализация - это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах».

Говоря о глобальном взаимодействии в широком смысле, Джозеф Най и Роберт Кохэн отмечают его проявления в движении информации, денег, предметов, людей и других материальных и нематериальных объектов через государственные границы.

При этом они выделяют четыре основных типа глобального взаимодействия:

) сообщения, движения информации, включая передачу верований, идей и доктрин;

) транспорт, передвижение материальных объектов, включая вооружение, частную собственность и товары;

) финансы, передвижение денег и кредитов;

) путешествия, передвижение людей

Также оправдано выделение криминального типа глобального взаимодействия (криминального пространства), проявляющегося в интенсификации нелегальных транснациональных потоков, интернациональном характере организованной преступности (международный терроризм, всякого рода незаконная торговля, незаконная миграция, контрабанда наркотиков и оружия, радиоактивных и токсичных отходов и т.д.).

Выше говорилось о растущей проницаемости межгосударственных границ вследствие принципиально иного информационного и технологического уровня развития мира. Хотя вопрос о «прозрачности» границ остается дискуссионным, Питер Катценштейн, Роберт Кохэн, Стивен Краснер полагают, что суть глобализации являет собой процесс повышения уровней трансграничных передвижений или нарастающей транспарентности границ<#"justify">3. Противоречивость процесса глобализации

глобализация регионализация конвергенция

В последнее время все большее число исследователей подчеркивает, что глобализация - это сложный процесс, представляющий собой тождество и различие универсализма и тенденций, проявлений противоположной направленности. К их числу относятся:

«регионализм» - усиление внутригосударственных регионов;

«регионализация» - возникновение разделительных линий между региональными группировками государств, укрепляющих свои позиции в контексте глобализации; обособление прибыльных и неприбыльных зон, не совпадающих с географическими границами национальных государств; в результате все больше властных функций и полномочий от их правительств передается властям транс- и субнациональных регионов, которые становятся строительным материалом новой политической карты мира в интересах глобальных корпораций.

«автономизация» - возрождение национальных, этнических, местнических центров притяжения внутри стран, регионов, цивилизаций;

«традиционализм» - отрицание абстрактной концепции современности; возрождение обскурантизма и национализма ; прославление архаики и забытых культурных фетишей;

«партикуляризм» - вытеснение интересов гражданского общества частными интересами граждан, реализуемых в искусственно стимулируемых потребительских моделях поведения; подмена гражданской позиции потребительскими формами самоидентификации (Б. Барбер);

- «локализация» - консолидация этнических и цивилизационных образований, проводящих политику «культурной изоляции»; стремление к самосохранению различных культурных ареалов с их «партикуляристскими» системами ценностей (трайбализм, фундаментализм, национализм, фашизм, социализм, коммунизм, коммунитаризм, феминизм, экологизм и т.д.); культурный плюрализм, постоянно нарушаемый притязаниями на исключительность отдельных форм социальной идентификации и т.д.<#"justify">Заключение


Таким образом, в заключении хотелось бы отметить следующее.

Как свидетельствуют объективные факты, современный мир переступил порог новой стадии своего развития. Для ее обозначения стали употреблять понятие глобализации, хотя почти сразу же большинству употреблявших его ученых стал ясен весьма условный характер соотнесения этого термина с тем, что в действительности происходило и продолжает происходить на Земле.

Проблема глобализации попала в фокус внимания многих исследователей. Приводились различные обоснования возникновения и развития данного процесса.

Однако современные обществоведы, и в целом обществоведение оказались не готовыми к необходимому уровню осмысления происходивших и продолжающих иметь место перемен планетарного и всечеловеческого масштабов. Ученые и сама наука оказались практически без каких-либо серьезных заделов и наработок, которые позволили бы более или менее свободно ориентироваться в тенденциях и приоритетах катастрофически быстро меняющегося мира.

И все же, независимо от точки зрения на конфигурацию современного мира, большинство исследователей подчеркивают, что в конце ХХ века мир начинает переживать некий критический период, который определяется как бифуркация, переходный возраст, эпоха перелома, неопределенности. Г. Киссинджер писал в этой связи, что мир и его составные части никогда ранее не изменялись так быстро, глобально и глубоко.

Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой:

) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего - политической, экономической и культурной;

) формирование глобальной структуры политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему.

Проявления глобализации: в политической сфере:

) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп («Большая семерка»), континентальных или региональных объединений (Европейское сообщество), всемирных международных организаций (ООН);

) возникновение контуров будущего всемирного правительства (Европейский парламент, Интерпол);

) растущая политическая однородность мирового сообщества (демократизация общественно-политической жизни).

В экономической сфере:

) усиление значения наднациональной координации и интеграции (ЕС, ОПЕК), региональных и мировых экономических соглашений;

) глобальное разделение труда;

) возрастание роли многонациональных и транснациональных корпораций (ТНК) («Нисан», «Тойота», «Пепси-Кола»);

) становление универсального, единого экономического механизма, охватывающего весь мир;

) молниеносность, с какой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.

В сфере культуры:

) превращение планеты в «мировую деревню» (М. Маклуэн), когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара;

) приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рокконцерты);

) унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, «мыльные оперы»);

) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции);

) появление языка международного общения - английского;

) повсеместное распространение унифицированных компьютерных технологий, интернет;

) «размывание» местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа.


Литература


1.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М., 2004.

2.Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. М., 2001.

3.В. Иноземцев «Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис». «Проблемы теории и практики управления», №3, 1999.

4.Г. Киссинджер «Нужна ли Америке внешняя политика?» М., «Ладомир», 2002.

5.Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Отв. ред. А.И. Неклесса. М., 2002.

6.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.

Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

Най Дж.С., Кохэн Р.О. Транснациональные отношения и мировая политика // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. М., 2002.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002.

Шенаев В.Н. Глобализация - объективный мировой процесс // Многоликая Европа: пути развития. М., 2002.

11.Шумилов М.М. Концептуальные основы глобализации// CREDO NEWтеоретический журнал, №1, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глоба­лизация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, ре­лигиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Однако обилие мнений, подходов и оценок не означает, что раскрыты все аспекты и стороны этого фундамен­тального вопроса, что дальше его изучать не следует. Скорее, напротив, он ждет основательной проработки.

Сегодня это уже не только, а может быть, и не столько модная тема, сколь­ко предмет для глубоких и обстоятельных размышлений. Кажется, период неумеренного восхищения авангардными технологиями и интернет-культу­рой прошел. Наступило время серьезно разобраться в положительных и от­рицательных сторонах информационной эпохи, определиться с той системой социальных и политических координат, которые задают тон и ритм повсед­невной жизни людей, направляют ход истории, а самое главное для нас - будущее России, вектор происходящих в ней процессов, ее место в мировом сообществе, роль в интеграционных процессах, которые охватили букваль­но все страны мира.

Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окон­чательного мнения, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо пол­ный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в исто­рии человечества, не имеющая прецедента в истории.

Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком слу­чае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация - всемирно-исторический процесс. Определение

«исторический» указывает на хронологическую, или диахронную, составля­ющую процесса глобализации. Определение «всемирное» показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.

Зарождение глобалистского видения мира, или, как его еще называют, мироисторического видения, более точно может указать время появления глобализма как особого взгляда на мир, способа мышления, как некоего ал­горитма, при помощи которого люди раньше пытались и сейчас пытаются решать жизненно важные проблемы. В связи с этим целесообразно разли­чать два среза, два понимания глобализма: глобализм как онтологическое явление, глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносео­логический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих сто­летий формировавшийся теоретической мыслью, соединился с онтологи­ческим, означающим, что для глобализма созданы необходимые институ­циональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.


Глобализация - сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, соци­альных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ 9 . Его итог - гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспри­нимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как геоэкономи­ка, геополитика и геокультура. Для социальных отношений пока еще не при­думано специального термина, видимо, из-за их неоднородности. Однако чаще всего по отношению к ним используется термин «глобальное социаль­ное неравенство». Он указывает, что глобализация влечет за собой совершен­но разные последствия: одни страны становятся еще богаче, другие - еще беднее.

Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культур­ных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуаль­ных моделей поведения, политических режимов, экономических институ­тов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся граж­данами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами, учатся жить и работать в мире без границ.

Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стирают­ся традиционные границы, и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом. Вместе с тем глобализа­ция - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частно­сти, относится угроза термоядерной катастрофы, тесно связанная с угрозой ядерной войны и техногенными катастрофами. Все это дополняется истоще­нием традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов

9 Akindele S.T., Gidado Т.О., Olaopo O.R. Globalisation, Its Implications and Consequences for Africa (2002). - http://www.scholars.nus.edu.sg/landow/post/africa/akindele lb. html.

энергии. Нерешенность этой проблемы ведет к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продо­вольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит пробле­ма изменения климата на планете, что может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь соотносится с демо­графической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубо­ким противоречием: в развивающихся странах интенсивно растет население, а в развитых странах происходит демо­графический спад, что порождает ог­ ромные трудности для экономическо­го и социального развития. Одновре­менно обостряется проблема Север-Юг, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами третьего мира. Все боль­шее значение приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. резко обострилась проблема борьбы с международ­ным терроризмом.

Сегодня специалисты ООН определили три первоочередные глобальные проблемы для всего человечества:

♦ климатические изменения, вызванные деятельностью человека;

♦ исчезновение биологических видов;

♦ продолжающийся рост народонаселения и потребления.

Четвертой глобальной проблемой можно считать бедность. Именно в бед­ных странах быстрее всего растет население и крайне ограничены запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то же время именно отставшие в техническом развитии страны про­должают интенсивно вырубать леса и загрязнять природу.

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разно­родную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, на­чиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимися сравнитель­но недавно национальными государствами. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.

Нынешнее общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический ла­герь), коалиции правящих групп («большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные орга­низации (ООН). Уже очевидны контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола. Увеличивается значение региональ­ных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разде­ление труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпо­раций, доход которых нередко превышает доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на события.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Сред­ства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню».

Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за гра­ницей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других народов. Формируется единый (или по крайней мере общепринятый) разговорный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же про­граммы по всему свету. Западная массовая культура становится универсаль­ной, а местные традиции размываются.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенден­ция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории становятся лишь дополнением к мировой. В глоба-лизованном мире история протекает иначе, у нее новые приоритеты, движу­щие силы, механизмы и направления. Глобализация подрывает основы «ос­тровного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

В современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделе­нию труда. При этом большая часть продукции, потребляемой на Западе, производится в других частях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

“Мир для России:

каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать”

(Краткое изложение открытой части аналитического доклада)

сентябрь 1999 г.

Резюме.................................................................................................................2

I. Распространение информационных технологий

    Информационные технологии: деньги теряют значение.......................3

О значении различий в скорости технологического времени.............5

1.2. Новые ресурсы для новых технологий.....................................................7

    Обесценение “старых” технологий..........................................................8

II. Некоторые последствия глобализации рынков

  1. Глобализация конкуренции - глобализация монополий.........................9
  2. “Евро”: замалчивание угрозы и разрушительный эгоизм....................10
  3. Перспективы глобализации финансовой конкуренции:

замедление технологического прогресса............................................11

III. Глобальной конкуренции - глобальное регулирование

  1. Что объединит мир в “экономическую ООН”?.....................................13
  2. Новое поколение ТНК: “ветер богов”....................................................14
  3. Цена глобального регулирования...........................................................15

Делягин Михаил Геннадьевич , 1968 г.р., д.э.н..

В 1990-93гг. - эксперт Группы экспертов Б.Ельцина, с 1994 - главный аналитик Аналитического управления Президента России, с 1996 - референт помощника Президента России. С марта 1997 - советник вице-премьера - Министра внутренних дел, с июня 1997 - советник первого вице-премьера Б.Немцова. Покинув правительство за день до событий 17 августа, создал Институт проблем глобализации. В начале октября 1998 года, после прихода правительства Примакова, возвращен на активную государственную службу.

Более 300 публикаций (в том числе в США, Германии, Франции, Китае, Индии, Египте и т.д.), 4 монографии, причем последняя - “Экономика неплатежей” - выдержала в 1996-97 гг. 3 издания.

РЕЗЮМЕ

1. Развитие информационных технологий привело к:

  • возникновению “метатехнологий”, применение которых делает для применяющей их стороны принципиально невозможной конкуренцию с разработчиком этих технологий;
  • переориентации технологий с формирования нужных материальных предметов на формирование нужного типа сознания и культуры (переход от “high-tech’а” к “high-humе’у”);
  • ускорению развития информационных технологий до такой степени, что для наиболее передовых из них “короткие”, спекулятивные вложения оказываются производительными;
  • относительному обесценению традиционных технологий;
  • возникновению “информационного” общества, в котором деньги уступают свое значение технологиям.

2. Основные перспективы технологического развития человечества:

  • углубление и приобретение непреодолимого характера разрывами между развитыми и остальными странами, а также развитыми странами, создающими новые технологии, и остальными развитыми странами;
  • обособление работников информационных технологий во внутреннее “информационное сообщество”, его сосредоточение в развитых странах; постепенная концентрация “информационного сообщества” мира, а с ним и мирового прогресса, в “наиболее развитых” странах;
  • прекращение прогресса за пределами развитых стран; социальная и финансовая деградация развивающихся стран;
  • возможное резкое замедление прогресса в результате глобального финансового кризиса и деструктивной конкуренции между США и Европейским валютным союзом.

3. Формирование глобальных монополий идет:

  • на глобальных рынках отдельных финансовых инструментов;
  • в ходе интеграции этих рынков (снижения “цены перехода” между ними до пренебрежимого уровня) по мере развития информационных технологий - в виде формирования единой глобальной монополии.

Эти процессы уже в ближайшие годы потребуют создания механизма наднационального регулирования глобальных монополий, которое будет носить болезненный характер.

Все развитие человечества, в том числе в области экономики, определяется сегодня и будет определяться в ближайшее десятилетие достижением нового качественного уровня сразу двумя фундаментальными процессами: развитием новых технологий, в первую очередь информационных, и опирающейся на него быстрой глобализацией конкуренции, в первую очередь на финансовых рынках.

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Информационные технологии: деньги теряют значение

Развитие технологий привело в середине 90-х годов к фактическому созданию наиболее развитой частью человечества того самого “информационного общества”, о котором на протяжении последних десятилетий говорили так много, что перестали воспринимать его всерьез.

Реалии его функционирования, причинно-следственные связи и конкурентный потенциал в силу интеллектуального и технологического разрыва мало доступны для восприятия теми, кто находится за его пределами.

Важнейшим проявлением качественного технологического рывка, приведшего к возникновению информационного общества, и одновременно одним из его существенных черт является появление и стремительное распространение так называемых “мета-технологий”.

Специфика этого типа технологий в том, что сам факт их применения делает для применяющей их стороны принципиально невозможной всякую серьезную конкуренцию с разработчиком этих технологий. Это своего рода плата за допуск к более высокой эффективности, обеспечиваемой этими технологиями, ранее встречавшаяся лишь в дилерских и лицензионных системах. Современные передовые технологии в явной или неявной форме ставят пользователя в положение лицензиата.

Наиболее наглядные примеры метатехнологий:

  • сетевой компьютер: рассредоточение его памяти в сети дает разработчику всю информацию пользователя и позволяет первому вмешиваться в деятельность последнего или даже управлять ей (принцип внешнего управления включенного в сеть компьютера уже реализован);
  • современные технологии связи, позволяющие перехватывать все телефонные сообщения на территории всего мира; в ближайшее время станет возможна полная компьютерная обработка всего объема этих сообщений и перехват всех сообщений в сети “Интернет”;
  • различные организационные технологии ; их основные подгруппы:
  • технологии управления , в том числе организации деятельности корпорации: ориентированные на культуру и систему ценностей страны-разработчика, они снижают конкурентоспособность корпораций, представляющих другие культуры; следует отметить, что в общем случае распространение в обществе чужеродного типа культуры, не интегрирующейся с культурой этого общества и поэтому не столько обогащающей ее, сколько остающейся обособленной от нее, ослабляет конкурентоспособность данного общества ;
  • технологии формирования массового сознания : постоянная адаптация последнего к формам воздействия на него вызывает объективную необходимость постоянного же обновления этих форм; без получения обновленных технологий, которые появляются сначала в стране-лидере, а уже затем тиражируются в остальных странах, массовое сознание обществ, использовавших эти технологии воздействия на него, начнет выходить из-под контроля государства.

Сегодня именно эти технологии из-за своей наибольшей производительности стали господствующими. Именно они, стремительно распространившись буквально в последние годы, стали технологической составляющей информационного общества: говоря о нем с точки зрения технологий, мы, возможно, не отдавая себе отчет и не зная об их особенностях, имеем в виду в первую очередь именно метатехнологии.

Вполне естественно, что переход от создания новых технологий к их распространению и возникновению таким образом информационного общества наиболее концентрированно выразил лидер этого процесса - У.Гейтс. Он указал, что главным фактором развития информационных технологий, в отличие еще от прошлого, 1997 года, становится не их собственное совершенствование, но комплексное применение уже имеющихся технических решений для обеспечения “информационной прозрачности” всех стран - “прозрачности”, насколько можно понять, вполне односторонней для стран, создающих метатехнологии, и служащей обеспечению их глобальных конкурентных преимуществ.

Однако значение распространения информационных технологий отнюдь не ограничивается возникновением метатехнологий и надежным обеспечением интеллектуального, психологического и технологического лидерства их создателей. Помимо обеспечения глобальной информационной прозрачности, наиболее важной чертой информационных технологий является возможность (в 1999 году, вероятно, еще потенциальная) глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания .

Дело в том, что, в отличие от традиционных “материальных” технологий, продуктом которых является товар, продуктом информационных технологий волей-неволей является определенное состояние человеческого сознания, в том числе массового. Более того: значительная часть информационных технологий изначально предназначена именно для такой перестройки сознания, имея ее в качестве главной цели воздействия.

Влиять на сознание оказалось намного эффективней, чем на материал. Связанные с таким влиянием технологии уже получили название “high-hume” в противовес традиционному “high-tech’у”. Если раньше технологии были направлены на материю, то теперь они перенацеливаются на общественное сознание, общественную культуру. Помимо высочайшей производительности, технологии “high-hume” отличаются еще и высочайшей изменчивостью, то есть максимальной скоростью прогресса.

В наше время понятие «глобализация» стало необычайно популярным. Оно прочно заняло свое место в учебниках по международным экономическим отношениям.

Глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран к экономической активности за пределами своих границ (см. рис. 39.1). На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности фирм за пределы внутреннего рынка.

Материальной основой процесса глобализации в международной экономике является интернационализация производства и капитала. Интернационализация? это результат развития международного разделения труда, т. е. развития общественного характера производства в международном масштабе. С середины XX в. интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции. В это время происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства, и рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства.

Рис. 39.1. Глобальные экономические проблемы

Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже невыгодно иметь только «свое производство». Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретают рынок природных ресурсов, рынок труда, рынок капиталов. Таким образом, глобализация мирохозяйственных процессов характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем.

Глобализация? далеко не новое явление. Процесс глобализации стал развиваться в XVI?XVII вв., когда появились первые колониальные империи: испанская, португальская, голландская, английская, французская и т. д. Таким образом, причины современного процесса глобализации надо искать в колониальной политике «великих колониальных держав»: Испании, Португалии, Голландии, Англии, Франции, Италии, Германии, США и Японии. После того как господство колониальных империй закончилось полным распадом, в 1961 г. с политической карты исчезли страны-колонии? начался новый этап в колонизации освободившихся стран. Этот этап получил название «неоколониализм». Хотя в основе лежит слово «колониализм», однако с 1971 г. в международных документах слово «колония» не употребляется. Используется новая классификация? не политическая, а экономическая: 1) высокоиндустриальные страны (США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, отчасти ЮАР; 2) новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, специальные экономические зоны Китая; 3) страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы, СНГ, Россия, Китай с его особым социалистическим укладом). Все остальные страны? это развивающиеся страны, или, как говорили в 70-х гг., ? страны «третьего мира». Таких стран? 40. Их население составляет 1,5 млрд. человек, или четвертая часть жителей земного шара. В основном? это бывшие колонии. Они получили политическую независимость, однако экономически все они зависимы от своих бывших метрополий.

Если посмотреть современными глазами на отношения между странами, то можно выделить следующие моменты:

1. Раньше товарные и финансовые потоки перемещались преимущественно в пределах колониальных империй и зон их влияния, причем экономические отношения между ними имели второстепенное значение, ныне же все независимые государства стали субъектами международных экономических отношений.

2. Изменилась структура товарного оборота: в нем сокращается доля сырья за счет возрастания удельного веса обработанных изделий и быстрого роста торговли услугами; непрерывно расширяются объемы обмена технологиями.

3. Хотя чистые потоки капитала остаются ниже уровня конца XIX в., однако их валовые объемы выросли: увеличилось число стран-инвесторов, расширяется международное финансирование. Изменилась и сфера приложения капитала, все большая часть которого перетекает в обрабатывающую промышленность и услуги.

4. Изменились и формы ведения торговли: в ней быстро возрастала доля операций внутри транснациональных корпораций (ТНК). Эта торговля в известной степени носит автономный характер, так как она развивается в соответствии с общей долгосрочной стратегией материнской компании, ведется по назначенным ценам и потому меньше подвержена конъюнктурным изменениям.

Суммируя данные особенности, можно выделить два этапа глобализации.

На первом этапе процессы глобализации в мировом экономическом пространстве происходили преимущественно в пределах колониальных империй и зон их влияния. На втором (нынешнем) этапе глобализации мирохозяйственные связи превращаются в основной фактор расширенного воспроизводства как отдельных национальных экономических комплексов, так и всей мировой экономики в целом. Этот этап был подготовлен целым рядом новых процессов в мировой экономике. В их числе такие, как значительное технологическое совершенствование транспорта и связи, их удешевление, унификация законодательства, прежде всего налогового, устранение или ослабление после «холодной войны» политических и экономических барьеров на пути международной торговли, уменьшение числа стран с неконвертируемой валютой вследствие улучшения ситуации в мировой экономике со второй половины 80-х гг. XX в., устойчивое снижение таможенных тарифов. Все эти факторы привели к росту стоимости мирового экспорта в 1990?2000 гг. в 2,5 раза, а всего за послевоенный период объем мировой торговли вырос в 12 раз.

На рубеже двух тысячелетий можно говорить о том, что с экономической сцены уходят локальные системы, которые раньше развивались как самостоятельные и самодостаточные системы. Предполагается, что грядет всеобщая глобализация. Она основывается на интернационализированном производстве с целью решения глобальных экономических проблем (см. рис. 39.1).

Глобализация в 80?90-х гг. XX в. довольно успешно развивалась. Предполагается, что беспрепятственное движение товаров, услуг и капитала приведет к повышению эффективности мирового производства, в том числе к росту его технической и технологической оснащенности, к снижению недоиспользования материальных и человеческих ресурсов, а также к повышению и «модернизации» потребления. Однако это далеко не однозначный процесс.

Плюсы и минусы глобализации. По мере развития процесса глобализации мировой экономики и возрастания взаимозависимости экономик отдельных стран, расширения обмена товарами, услугами, капиталами, информацией возникают новые проблемы. По сложившемуся мнению, глобализация укрепляет в первую очередь позиции индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества. Реальная практика показывает, что глобализация мировой экономики? это возможность для высокоразвитых стран, прежде всего для США, извлечь для себя выгоду от глобализации.

В то же время другое отношение? к глобализации в развивающемся мире. Далеко не все страны могут получать выгоды от глобализации. Многие развивающиеся страны лишь в весьма малой степени участвуют в процессах глобализации, в основном опосредованно, через демонстрационный эффект, обмен информацией и т. д.

Конечно, глобализация мировой экономики создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех стран, которые отстали в своем развитии, но полны желания поправить свое положение. Однако развертывание этого процесса в рамках нынешнего международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение бедных и отсталых государств, ставит под угрозу дальнейшую модернизацию и социальные изменения в большинстве развивающихся стран, особенно в афро-азиатском регионе. Дело в том, что глобализация ослабляет экономическую роль национального государства, и оно не может контролировать процессы, происходящие вне его границ. Ему отводятся функции по поощрению предпринимательства, развитию людских ресурсов и поддержанию инфраструктуры. Результатом такого подхода может стать ослабление влияния государства на структурную политику, источники пополнения бюджета, вывоз капитала, занятость и т. п.

Следует отметить, что глобализация сопровождается взлетом неолиберальной идеологии с ее стандартным набором лозунгов о преимуществах свободы. При этом под свободой подразумевается освобождение рыночных отношений от любых оков, включая государственное регулирование и даже государственные границы, сведение государства к аппарату, обслуживающему частный бизнес. Сейчас наступает эпоха возрождения неолиберализма? идеологии, утверждающей, что глобализация? общее благо.

Но на Востоке традиционно государство всегда было очень сильным, часто в ущерб другим частным институтам. И сейчас оно выполняет несколько важных функций, например, регулирует демографический рост и ведет борьбу с безработицей и нищетой, обеспечивает взаимодействие различных социально-экономических укладов для поддержания своей внутренней стабильности, ускоряет заимствование достижений НТП. Особенно важна функция государства по сдерживанию экономической экспансии извне, так как глобализация может навсегда превратить эти страны в объекты нового неоколониализма. Поэтому ослабление роли государства? не в интересах развивающихся стран.

Принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что тем не менее формирование глобальной экономики? неизбежный процесс. На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики. Глобальная международная экономика становится новой реальностью, подчиняющейся новым закономерностям, которые предстоит изучать и осознанно использовать.

Чрезвычайно сильное влияние на ход глобализации, по-видимому, окажет позиция таких крупных стран, как Китай, Индия, Бразилия и др.

С одной стороны, эти страны являются среднеразвитыми, а с другой? претендуют (с определенными основаниями) на статус великих держав. В то же время они пытаются сохранять определенную дистанцию от Запада. Вот почему они поддерживают далеко не все направления глобализации


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство