31.12.2023

Автоматизированная информационная система налог. Основные программные элементы АИС «Налог. материалы правовой практики налоговых органов и т. д


Автоматизированная система ФНС, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Развитие системы

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей - в такую сумму в ФНС оценивают работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище.

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента - компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей будут приниматься до 17 августа 2017 года, а подведение итогов намечено на 22 августа. Победителю предстоит осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям может составить 1,78 млрд рублей.

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» - 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов 35 тыс., остальные 96 тыс. - пользователи децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе: в 2017 году планируется объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемый срок публикации извещения - II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Ведутся работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов .

Основная площадка для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне , резервная площадка - московский ЦОД. В 2017 году запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition , Microsoft SQL Server 2005 и , ОС Solaris 10 , AIX 7.1 , MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7 .

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0 , компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6 -8, Prognoz Platform , «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003 , 2007 и 2010.

ПАК машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata . В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700 , проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

ПАК машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве .

2016

В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам и IBM FileNet на базе открытого ПО ().

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.

При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.

Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства. В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Для работы с АИС "Плательщики сбора" требуется компьютер со следующей конфигурацией:

  • Операционная система Windows XP (SP3)/2003/7/8/10. Рекомендуемая ОС - Windows 7 x64.
  • 32-разрядный (x86) или 64-разрядный (x64) процессор с тактовой частотой 1.5 гигагерц (ГГц) или выше;
  • Минимум 3 гигабайта (ГБ) (для 32-разрядной системы) или 4 ГБ (для 64-разрядной системы) оперативной памяти (ОЗУ);
  • Минимум 15 гигабайт (ГБ) доступного (свободного) пространства на жестком диске
  • Допустимо использование HTTP прокси, поддерживающего пропуск TLS/SSL трафика (прокси-сервер должен поддерживать операцию CONNECT).

Для тех случаев, когда в АИС "Плательщики сбора" будут загружаться списки большого объема (от 1 миллиона граждан), перед началом работы необходимо изменить стандартные настройки в приложении.
Для этого:

  1. Убедиться, что приложение не запущено.
  2. В каталоге установки приложения (например, c:\Program Files (x86)\Expenses Payers Registry\) открыть в блокноте файл expensesPayers*.ini (в случае с конфигурацией для работы с регистром населения такой файл будет называться expensesPayersRegistry.ini)
  3. В открытом файле изменить значение -Xmx256m на -Xmx1024m . Тем самым максимальный доступный объем памяти для приложения будет определен как 1024 МБ (1 ГБ).
  4. Сохранить файл конфигурации и закрыть.
  5. Запустить приложение.

«АИС Плательщики сбора» для головной организации:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers Head 0.11.0.exe)
  • ExpensesPayersHead-0.11.0.zip)

АИС «Плательщики сбора» для головных организаций с возможностью работы с регистром населения:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers Registry 0.11.0.exe)
  • Архив для локального обновления (ExpensesPayersRegistry-0.11.0.zip)

АИС «Плательщики сбора» для подчиненной организации:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers 0.11.0.exe)
  • Архив для локального обновления (ExpensesPayers-0.11.0.zip)

Изменения в версии 0.11.0:

  • Реализован перенос списков граждан из предыдущих отчетных периодов в текущий.
    1. Переносятся только те периоды участия в финансирования гос.расходов, у которых период предыдущего отчетного периода заканчивался датой 31.12.2015. При этом начало периода становится 01.01.2016.
    2. Сумма ГПД, если была указана в предыдущем периоде, то в текущий не переносится.
  • Реализован предварительный просмотр записей общего объединенного списка граждан с указанием информации о наименовании логического списка, в котором находится запись.
  • Реализована возможность редактирования записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность поиска ФИО и идентификационному номеру записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность выбора сортировки записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность выбора сортировки записей списка граждан.
  • Доработан функционал работы со списками граждан в соответствии с изменениями формата суммы ГПД.
    1. Также будут внесены изменения на стороне портала, принимающего списки граждан, и функционала ручной загрузки списков инспектором.
    2. Отметим, что для успешной отправки\загрузки списков граждан на портал (либо при обмене между разными конфигурациями приложения) суммы в списках 2016 и более года должны быть указаны в деноминированных денежных еденицах. Для этого необходимо обновить версию ПО до актуальной и при наличии списков за 2016 год, сформированных в предыдущих версиях ПО и содержащих записи о гражданах с указанной суммой ГПД, убедиться в их корректности.
Более подробное описание нового функционала добавлено в руководство пользователей.

Изменения в версии 0.10.0:

  • По запросу Минтруда в конфигурациях для подчиненной и головной организации реализована возможность формирования протоколов для контроля ввода сведений.
    Протокол может быть сформирован в двух вариантах:
    1. В разрезе имеющихся списков за выбранный год. Будет отображена информация о количестве записей в каждом из списков.
    2. В разрезе организаций, подавших сведения. В этом случае будет отражена информация о количестве записей, созданных каждой организацией.
  • Добавлена проверка при запуске приложения, не находится ли база данных в заблокированном состоянии.
  • В случае, если база заблокирована, пользователю отображается сообщение с возможностью разблокировать базу (ошибка возникала у ГУ "УМЦ Минсельхозпрода", письмо от 12.04.2016).

Изменения в версии 0.9.0:

  1. Расширен аудит операций в отношении справочника организаций. Добавлен тип события «Редактирование справочника организаций», в разрезе которого логируются добавление, редактирование и удаление организации в справочнике.
  2. В справочник организаций добавился признак, отражающий факт выполнения выгрузки организации в составе справочника для подчиненной организации. Для тех организаций, которые были выгружены, запрещено массовое удаление (такие организации можно удалять только в режиме единичного выделения). Также при попытке удаления выгруженной организации пользователю отображается подробное разъяснение о возможных последствиях данной операции.
  3. В момент выгрузки списка граждан добавлена проверка на наличие записей о гражданах, введенных организациями, которые были впоследствии удалены из справочника. В этом случае выгрузка блокируется и создается протокол (в виде текстового файла), в котором отражены некорректные записи о гражданах. Выгрузку можно будет выполнить после того, как пользователь скорректирует все записи, указанные в протоколе.
  4. В момент загрузки списка граждан, если в нем обнаруживаются признаки использования организаций, которые были удалены из справочника, выводится подробное разъяснение возможных причин для пользователя.
  5. Расширено логирование, а также добавлена детальная информация об ошибках, связанных с построением цепочки сертификатов при использовании ЭЦП.

Справочно: обновление выполнять в соответствии с главой 4 «Обновление приложения» «Руководства пользователя».

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Автоматизированная информационная система (АИС) «НАЛОГ» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «НАЛОГ» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «НАЛОГ» можно сформулировать следующим образом:

1. Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

2. Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

3. Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

4. Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

5. Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

6. Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

7. Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

8. Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

9. Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Одной из приоритетных задач налоговой полиции является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИСналоговой полиции, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС.


В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы, и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи.

Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой полиции относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «НАЛОГ» лежит концепция жизненного цикла программных систем.

На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:

· оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки,

· возможность функционирования в различных операционных средах,

· возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами,

· перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других.

АИС Налог-3 - автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Разъяснение

АИС Налог-3 - это автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ), которая используется для служебных целей ФНС РФ. Благодаря АИС Налог-3 налоговики имеют возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") было утверждено Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@.

Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")"

В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М.В.МИШУСТИН

Утверждено

приказом ФНС России

Слайд 1. Автоматизированная информационная система «Налог»

представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, исполь зования новых информационных технологий.

АИС «Налог» позволяет расширить решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» :

Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

Совершенствование оперативности работы и повышение про- изводительности труда налоговых инспекторов.

Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за-конодательства.

Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

Информирование администрации различных уровней о по-ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

Сокращение объема бумажного документооборота.

Слайд 2. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Слайд 3. Единая централизованная система налоговых органов

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

методическая, ревизионная и правовая деятельность .

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. В этой подсистеме осуществляются , обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

аналитическая деятельность территориальных инспекций.

Аналитическая деятельность включает в анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

внутриведомственные задачи .

К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.

Слайд 6. Состав функциональных подсистем для местного уровня

· регистрации налогоплательщиков;

· камеральной проверки;

· ведение карточек расчетов (НП) с бюджетом;

· анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ФХД) НП;

· выездной документальной проверки;

· ведение нормативно – правовой документации;

· внутриведомственных задач;

· обработки документов физических лиц.

Подсистема регистрации НП связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

Слайд 7. С остав функциональных подсистем на примере муниципального уровня

регистрация предприятий;

камеральная проверка;

ведение лицевых карточек предприятий;

анализ состояния предприятия;

документальная проверка.

Слайд 8. АРМ

АРМ «Администратор» обеспечивает :

Защиту от несанкционированного доступа в систему;

Разделение функций пользователей системы;

Контроль и восстановление целостности информации, храня-щейся в базе данных;

Настройку программы в соответствии с параметрами налого-вой инспекции и средой функционирования;

Корректировку нормативно-справочной информации в соот-ветствии с особенностями налогообложения граждан в данном

Регионе и на основании изменений в законодательстве.

АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает :

Постановку на налоговый учет;

Снятие с налогового учета;

Присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;

Составление выходных документов по запросам пользователей.

АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:

Формирование операций бухгалтерского учета;

Ввод платежей по налогам;

Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

Формирование выходных документов по лицевым счетам и

Статистической отчетности.

Слайд 9. Обеспечивающие подсистемы

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в сис- теме налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой тех- нических средств обработки информации, основу которых состав- ляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными, автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых ор ганов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно- образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого- выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой служ- бы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей соз-дания системы; всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др.

Слайд 10. Обеспечивающие подсистемы АИС «Налог»

В настоящее время техническую основу информатизации в Федеральной налоговой службе составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и в некоторых типа UNIX. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access Informix, Oracle. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Слайд 11. Функциональные возможности АРМ

АРМ «Регистрация предприятий»

АРМ «Камеральная проверка»

АРМ «КРСБ НП»

АРМ « ФХД НП»

АРМ позволяет реализовать следующие основные функциональные возможности :

- отбор налогоплательщиков для формирования плана выездных проверок на основе анализа ФХД;

Формирование различных документов (решений, требований и т. д.), используемых налоговыми органами в процессе проведения проверки на основе анализа ФХД;

Автоматизированный расчет пеней и штрафных санкций с учетом данных КРСБ налогоплательщиков в случае выявления нарушений налогового законодательства;

- учет сведений по проведенным встречным проверкам;

- автоматическое формирование различных форм отчетности налогового органа в соответствии с приказами ФНС;

- формирование ФПД для передачи сведений на вышестоящий уровень в соответствии с приказами ФНС.

Слайд 12. Информационное обеспечение автоматизированной налоговой системы

Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.

Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы :

1) по месту составления:

входные (поступающие в инспекции);

выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

регламентированные - документы, для которых определен срок исполнения и представления;

· нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

Слайд 13. Единая система классификации АИС «Налог»

АИС «Налог» должна использовать Единую систему классификации и кодирования информации , которая строится на основе применения:

общероссийских классификаторов :

· стран мира (ОКСМ);

· экономических районов (ОКЭР);

· объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

· органов государственного управления (СООГУ);

· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

· видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

· валют (ОКБ);

· единиц измерений (СОЕЙ);

· лицензируемых видов деятельности (ЛВД);

· налоговых деклараций (НД) и др.

ведомственных классификаторов :

· форм собственности (КФС);

· организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

· доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

· типовых банковских счетов (КБС);

· банков (КБ);

· налоговых органов (НО);

· регистрирующих органов и др.

системных классификаторов :

· типов документов о регистрациях категорий земель, типов собственности, видов бюджета, типов налогов, групп банкротов и др.;

· типов объектов налогообложения (КОН);

· налоговых льгот (КНЛ);

· типов льгот по налогам (КТНЛ);

· штрафных санкций (КШС);

· идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

· системы обозначения государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Слайд 14. Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН – физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС ,

где ТТ – код территории административно – территориального деления России;

NN – код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ – собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС – символ (контрольное число).

Слайд 15. Информация, направляемая органами представительной власти в ФНС

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу следующую информацию:

· распоряжения;

· законодательные акты о введении местных налогов;

· сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Слайд 16.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен-ность.

финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Слайд 17.

Федеральная налоговая служба делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Региональные органы Федеральной налоговой службы представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитно-финансовым органам, органам госстатистики, МВД.

Слайд 18. Выходная информация

Перечень выходных форм:

· Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом).

· Баланс расчетов плательщика.

· Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика.

· Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Слайд 19. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение формирует ин-формационную среду для удовлетворения разнообразных профес-сиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных.

Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных мас- сивах содержится следующая информация:

Данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

Результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

итоги контрольной работы налоговых органов;

материалы правовой практики налоговых органов и т. д.

В постоянных массивах содержатся:

тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра- вительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной нало- говой службы;

тексты организационно-методических документов;

классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

данные Государственного реестра предприятий и учетные дан- ные налогоплательщиков;

нормативно-справочная информация финансового, матери- ально-технического обеспечения, учета и движения кадров .

Слайд 20. Базы данных

Базы данных состоят из массивов.

Структурирование данных в информацион-ные массивы БД должно осуществляться согласно следующим тре-бованиям :

Объединения в единую БД данных, характеризующихся об-щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес-сов деятельности налоговых органов;

Полноты и достаточности обеспечения информацией должно-стных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры дан- ных, содержащихся во входных документах;

организации данных в информационные структуры и управ- ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимо- сти между различными базами данных;

организации данных в БД с учетом существующих информа- ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри на- логовых органов;

обеспечения информационной совместимости с данными, по- ступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Слайд 21. Профессиональные БД в налоговых органах

Функциональный и информационный состав БД зависит от спе-цифики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К про фессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:

исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламенти- рованным отчетным формам;

оперативных данных по налоговым поступлениям;

писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому за конодательству;

производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

документов внутреннего пользования различного назначения и т. д.

Слайд 22. Порядок действия налоговых органов

Налоговый действует в следующем порядке :

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

· подтверждает подлинность электронной подписи налогоплательщика;

· формирует квитанцию о приеме отчетности в электронном виде (т. е. заверяет полученную отчетность электронной подписью налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

· проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

· направляет налогоплательщику протокол входного контроля.

Слайд 23. Защита информации при представлении отчетности

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер.

Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Слайд 24. Преимущества электронной системы

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

· экономию времени, затрачиваемого на представление отчетности, так как отпадает необходимость поездки в налоговую инспекцию и стояния в очередях;

· расширение временных рамок сдачи отчетности – файлы можно отправить в любой час (круглосуточно) и любой (без выходных) до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

· сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля. Налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения и проверкой актуальности версии заполняемой формы;

· гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

· исключение технических ошибок (данные проходят входной контроль и автоматически разносятся по лицевым счетам) и повышение оперативности обработки информации;

· оперативное обновление форм отчетности по электронной почте.

Слайд 25. Система «Консультант Плюс»

«Консультант » – это знаний , которая необходима и налоговым инспекторам, и бухгалтерам.

Программа включает блоки :

· для работы с законодательством «Консультант + », вносятся все актуальные изменения в актах;

· «Консультант + Российское законодательство» – все нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету и налогообложению

· Консультант «Бухгалтер» версия «Проф» – корреспонденция счетов, нормативные документы для бухгалтера, консультации в режиме вопрос-ответ по применению законодательства.

Слайд 26.

Значительное место в информационном обеспече- нии АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы.

Для их функционирования создают базы данных :

по законодательным и нормативным актам по налогообло-жению;

инструктивных и методических материалов;

по общеправовым вопросам.

Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:

Подсистема «Регистрация предприятий» - наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;

Подсистема «Камеральная проверка» - результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;

подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» - данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;

Подсистема «Документальная проверка» - номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявлен-ных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) нало-гов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.

Слайд 27. Состав комплекса «Спринтер»

В состав комплекса «Спринтер» входят:

программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», пред- назначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налого- вой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие 7.7» или ввода этих документов вручную;

клиентская программа электронной почты « DiPost », обеспечи- вающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сооб- щениями между рабочими местами и серверами электронной почты;

модуль контроля и визуализации « Box Changer », который обес- печивает выходной контроль файлов отчетности и возмож- ность их просмотра налогоплательщиками;

программа «Референт», которая предоставляет налогопла- тельщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоко-лах входного контроля;

программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.

Слайд 28.

Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: » и поставляется в специали- зированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в ин-спекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики.

Программа решает следующие задачи :

формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;

подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;

формирование анкетных данных застрахованных лиц и инди- видуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отде- ления ПФР;

ведение налоговых карточек физических лиц, получающих до- ходы на предприятии;

ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;

формирование «Справки о доходах физического лица» для вы- дачи на руки физическим лицам.

Слайд 29.

Состояние АИС «Налог» в целом можно характеризовать следующим :

· информационные технологии в федеральной налоговой службе России развиваются в направлении создания единой системы на основе взаимосвязи рабочих процессов и информационного сервиса с использованием передового опыта зарубежных стран;

· созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;

· унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования способствует устойчивости информационной системе Федеральной службы РФ;

· четкое и тесное партнерство между методологическими подразделениями и IT-службами – эффективности налоговой системы;

· система телекоммуникации является важным звеном системы налоговых органов;

· организация защиты информации основывается на базе технологических решений и рекомендаций Службы специальной связи и Гостехкомиссии;

· в рамках реализации работ 2-го Проекта модернизации налоговых органов ФНС РФ:

– продолжены работы по развитию таких подсистем автоматизированной информационной системы для межрайонных инспекций по централизованной обработке данных, как: система подготовки и обмена налоговой информации (СПОНИ), система обработки налоговой информации (СОНИ); начаты работы по созданию подсистемы обслуживания налоговых инспекций (СОИМНС).

– во многих территориальных инспекциях ФНС РФ осуществляется внедрение программного комплекса местного уровня ( “клиент-сервер”).

Слайд 30.

Слайд 31.

Слайд 32.

Слайд 33.


Слайд 34.

Слайд 35.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова иерархическая структура системы органов налоговой служ-бы РФ?

2.Охарактеризуйте функции, выполняемые органами налоговой службы низового уровня.

3.В чем состоят цели функционирования АИС «Налог»?

4.Опишите структуру АИС «Налог». Перечислите состав обеспечи-вающей части.

5.Каков состав функциональной части АИС «Налог»?

6.Покажите на примере налоговых инспекций и районов по-рядок реализации задач функциональных подсистем АИС «Налог».

7.Дайте АРМ. Перечислите состав АРМ, организуемых в налоговых инспекциях.

8. состав внемашинного обеспечения АИС «Налог»?

9.Какие классификаторы используются в налоговой системе?

10. Перечислите состав внутримашинного обеспечения АИС «Налог».


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство