25.10.2019

Политика четырех модернизаций. Последствия реформ в сельском хозяйстве


Персоны, 15 января любят поиграть на нервах . Но не из-за того, что они эгоистичны, совсем наоборот, беспокоятся о статусе окружающих людей. Считают, что лучше всего совершать поступки и принимать решения в соответствии со здравым смыслом, чем считаться с чувствами, подсказками сердца. Их проблема в том, что они слишком практичны, реалистичны, просты, замкнуты.

Козерог 15 января не пустит слезу, не будет признаваться в настоящих желаниях . С их уст сложно вытянуть «Спасибо» или «простите». Привыкли добивать конфликт спокойствием, ведут себя так, будто им параллельно, что происходит. Но в душе взрывается лава. Это способствует тому, что на тех, у кого день рождения 15 января говорят, что легкомысленные, безответственные. На самом деле такой знак зодиака 15 января упертый, но чуткий . Вы можете утверждать, что людям 15 января легко живется, ведь они не высказывают свои претензии по поводу происходящего.

Мы подобрали список знаменитостей, 15 января. Актриса из сериала «Воронины» Екатерина Волкова; Актер Валерий Баринов; Режиссёр, сценарист Евгений Вестник; продюсер Дориан Мисси.

Характер Козерогов, родившихся 15 января

Не меняйтесь, ваше «я» придает образу индивидуальности, особенности. Привносите что-то новое, интересное в жизнь, но оставайтесь с доброй душой.

  • Камни, которые обладают энергией Земли. Сапфир, янтарь, жемчуг, рубин.
  • Кстати, если вести речь о цветовой гамме, то ни один колер из семи, вам не помешает, ровняйтесь на оттенки радуги. Неблагоприятные – бордовый, черный.
  • Лучшая совместимость – Рак, Рыбы, Весы.

Стоит помнить, что гороскопы составляются на статистической информации, поэтому принимать абсолютно все без разбора, близко к сердцу не стоит, но некоторых советов нужно придерживаться.

К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-поли­тического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка » и маоистская «культурная революция ». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием », которое от­бросило страну назад, поставив народное хозяй­ство на грань краха. Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности.

В конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Базисом для практической разработки рефор­маторских идей Дэн Сяопина стал утвержден­ный в середине 70-х годов курс «четырех мо­дернизаций », который преследовал цель преоб­разования в четырех областях - сельском хозяй­стве, промышленности, армии, науке и технике. Политика «четырех модернизаций » отражала материальное содержание реформы. Суть идей­но-политической линии представляли «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна .

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созы­ва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по ини­циативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ве­дение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР

Таким образом, основными средствами осу­ществления модернизации объявлялись рефор­мы и политика «открытости ». Реформы были направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производ­ственные отношения не становились тормозя­щим фактором для развития страны. А политика «открытости» была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно при­влекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая. Целью социалистической модернизации ста­ло выведение Китая к середине XXI века на уро­вень среднеразвитых государств по производ­ству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путем модернизации стал ускоренный рост эко­номического потенциала, его качественное об­новление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, ис­ходя из того, что наука есть главная производи­тельная сила.

Лишь после создания необходимых полити­ческих условий, Дэн Сяопину удалось присту­пить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации. Экономическая ре­форма, согласно теории Дэн Сяопина, невозмож­на без реформы политической системы.

КПК как правящей партии и как гаранту обе­спечения социально-политической стабильно­сти, уделялось особое место и в реформирова­нии политической системы, и в целом в процессе модернизации, без чего не представлялось воз­можным успешное проведение курса социали­стической модернизации. Огромное значение в реформировании политической системы при­давалось превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона», то есть разработке всесторонней зако­нодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь.

На III пленуме ЦК КПК четырнадцатого со­зыва в 1993 г. руководством КПК во главе с Дэн Сяопином был совершен теоретический «про­рыв », объявивший о соединении рыночной эко­номики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина » на начальной стадии со­циализма. Она была объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретиче­ским достижением после «идей Мао Цзэдуна », «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Поиски путей модернизации в Китае начались от индустриализации через проведе­ние курса «четырех модернизаций », который охватывал все главные сферы материального существования государства, к всеобъемлющей модернизации как политико-административной, так и материальной, и духовной основ жизнедея­тельности китайского народа. Эволюция теории модернизации КНР связана с постепенным уве­личением экономической свободы при одновре­менном совершенствовании механизма управ­ления с помощью внедрения в него отдельных элементов демократизации и взращивании со­временной цивилизованной культурной среды. Но неизменным главным условием проведения политики модернизации КНР на всех ее этапах остается монополия КПК на власть.

Дэн Сяопин во всем придерживался принципа «исходить из практики» (именно поэтому в со­браниях его сочинений нет объемных теоретиче­ских трудов). Главной задачей политики модер­низации КНР он считал подъем производитель­ных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов, осуществляе­мых через механизм рыночных отношений. От­сюда - отказ от «народных коммун » и введение семейного подряда в деревне, отмена уравни­ловки и внедрение принципа распределения по труду, многообразие форм собственности в эко­номике города и деревни, выдвижение установ­ки на рациональность достижения зажиточности первоначально определенной частью населения и регионов, отход от чрезмерной централизации власти, курс на всестороннее развитие науки и техники как главной производительной силы, широкая экономическая, внешнеполитическая и культурная интеграция с внешним миром.

Другое направление реформы связано с по­степенным расширением представительной де­мократии в рамках системы собраний народных представителей и, возможно, активизации де­ятельности исторически сложившейся за годы существования КНР системы многопартийно­го сотрудничества. Но в любом случае все это пока не затрагивает монополии КПК на власть во избежание дестабилизации, чреватой возник­новением неконтролируемых политических про­цессов, угрожающих развалом страны. Поэтому особое значение придается укреплению правя­щей партии и приспособлению форм и методов ее деятельности и идеологической платформы к требованиям современной действительности.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Дэн Сяопина , преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производи­тельных сил, усилению мощи страны, повыше­нию уровня жизни населения.

За четверть века валовой внутренний продукт Китая увеличился в шесть раз, личное потребле­ние на каждого жителя - в три с половиной раза. Китай сегодня - это быстро развивающаяся страна с современной промышленностью, раз­витой наукой и культурой.

За счёт чего мог произойти такой рывок в раз­витии некогда отсталой страны? Руководство страны считает, что это стало возможным благо­даря модели социализма с китайской специфи­кой, у истоков которой стояли решения 3-го Пле­нума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года и лежащая в их основе теория Дэн Сяопина.

Теория Дэн Сяопина и стала обобщением опыта строительства китайского социализма. Её называют по-разному: «теорией социализма с китайской спецификой», «китайским марксиз­мом», «ценным духовным достоянием» КПК и народа.

Разработка Дэн Сяопином теории социализма с китайской спецификой была непосредственно связана с преодолением левого и правого укло­нов в партии, способных, по его мнению, «угро­бить социализм».

Считая левых «главной опасностью », он вы­ступил против их антинаучного тезиса о том, что «лучше бедный социализм, чем богатый капита­лизм ».

Дэн Сяопин предложил также отказаться и от установки левых, делающей «упор на классовую борьбу ». Он считал, что при создании социализ­ма, особенно в отсталой стране, надо делать упор на экономическое развитие и последовательное осуществление социалистической модерниза­ции, т. е. ускоренно развивать сельское хозяй­ство, промышленность, науку, совершенствовать социалистическую демократию и законность.

Дэн Сяопин разработал и осуществил модель перехода от плановой экономики к рыночной, от­вечающую китайским реалиям. При трех сфор­мулированных им критериях целесообразности удалось максимально снизить социальную цену реформ, не углубить, а сократить поляризацию общества, сохраняя при этом стимулы для роста производительных сил.

На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.

Реформы в сельском хозяйстве

Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяо­пина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйст­венных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Бы­ло решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществ­ляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:

а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;

б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;

в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;

г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;

д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.

К тому времени на весь Китай распространилась система произ­водственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им дава­лись задания; после сдачи установленного количества продукции се­мья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.

Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные орга­ны ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допу­скалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.

Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользова­ния и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Фор­мально права частной собственности на землю нет в Китае по сию по­ру; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.

Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного про­изводства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутрен­него обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.

Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объяс­няет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом ма­териальное благосостояние сельского населения значительно возрос­ло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).

Повышение эффективности производства усугубило проблему из­быточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше про­блем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальны­ми услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной про­дукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остро­ту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свы­ше 150 млн. человек излишней рабочей силы.

Модернизация промышленности

Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требова­лось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные прин­ципы, развить конкуренцию, «открыться миру».

Важно было сохранить социальное благополучие населения, пере­жить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологи­ей; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.

В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие поло­жения:

а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;

б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен­
ную самостоятельность предприятий и регионов;

в) использовать возможности мелких частных предприятий;

г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось

в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприя­тия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.

Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.

Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересован­ность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свобод­ные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.

В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директора­ми государственных предприятий стали заключаться контракты; в слу­чае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добро­вольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, эконо­мическая подготовленность.

С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это рас­пространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количе­стве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.

Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.

Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые админист­ративные образования стали своего рода анклавами рыночной эконо­мики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностран­ной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих про­дукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зо­ны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно рос­ло, охватывая все новые регионы.

Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иност­ранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.

Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.

Модернизация науки и техники

Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интел­лигенции и образованным людям. Более того, образование стало глав­ным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.

Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заве­дений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных сту­дентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рас­суждения в расчет не приняли.

Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нане­сенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.

Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе ие­роглифической письменности на фонетическую основу. Это расши­рило бы возможности получения технического образования, способ­ствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются ди­алекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая пись­менность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетичес­ком отношении единства в языке нет.

Модернизация обороны

Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расхо­дов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по срав­нению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение чис­ленности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.

Началась конверсия военной промышленности: предприятия ста­ли переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.

В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.

Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.

В последние годы армия превратилась в огромную самостоятель­ную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фаб­рики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно перехо­дили на полное самообеспечение, не требуя средств из государствен­ного бюджета.

III. Трудности на пути реформ

Сопротивление преобразованиям в Китае оказывалось с самого нача­ла реформ. Против реформ выступали, прежде всего, левые в руко­водстве КПК, активисты партии, во-вторых, недовольство проявля­ла армия.

С начала 1980-х гг. в КНР проводится массовая борьба со взяточ­ничеством, тысячи ганьбу были арестованы и преданы суду. Началось сокращение аппарата, его численность в то время уже превысила 20 млн. человек. В сентябре 1982 г. сопротивление в рядах КПК суще­ственно ослабло в результате решения XII съезда о создании комис­сий советников в партии, под этим предлогом удалось избавиться от многих поклонников «социализма».

Новые кадры отличались молодостью, профессионализмом; в пар­тию стали вовлекать интеллигенцию, образованных людей. Шло раз­деление партийных и государственных функций в аппарате.

В армейской среде недовольство объясняется резким сокращением государственных расходов на военные нужды с 1979 г. и изменением всей военной концепции в Китае. Лидером сопротивления стал ми­нистр обороны, престарелый Е. Цзянин, - он был смещен. Массовые сокращения в армии начались с октября 1982 г.: увольнялись неком­петентные офицеры и политработники, шло общее сокращение чис­ленности войск.

По мере продвижения к рыночной экономике общество станови­лось все более независимым от властей: значительная часть населения трудилась в частном секторе, крестьянство также не чувствовало осо­бой нужды в сельских партийных организациях. Было ясно, что по­степенно складываются предпосылки для изменений в политической сфере. Это подвигло адептов старого на новую попытку перейти в на­ступление и спасти «социализм». Было решено воспользоваться соци­альным недовольством определенных слоев.

В результате реформ не только ускорился экономический рост, но и произошло социальное расслоение, увеличилась безработица и возрос­ла инфляция. К 1986 г. темпы экономического развития замедлились. Девальвация, проведенная в 1987 г., вызвала резкий рост цен, потому что почти половина товаров уже продавалась по рыночным ценам.

В ноябре 1987 г. на XIII съезде КПК сняли с должности руководите­ля партии Ху Яобана, обвиненного в «либерализме». Его преемником стал Чжао Цзыян, а новым премьером Госсовета избран Ли Пэн. Оживи­лись дискуссии о реформе политической системы. Ширилась критика коммунистов, громче звучали требования об отмене цензуры, упразд­нении единоличной власти КПК, о дальнейшем развитии демократии. Казалось бы, курс правительства стал более либеральным. Дэн Сяопин на какое-то время отошел в тень. Недовольство коррупцией было все­общим.

Весной 1989 г. умер Ху Яобан. Его похороны в Пекине послужили поводом для массовых демонстраций студентов и молодежи. К ним присоединились недовольные рабочие и интеллигенция, произошли волнения в 80 крупных городах. В этот критический момент Чжао Цзыян находился в зарубежной поездке, но после возвращения он стал проявлять сочувствие демонстрантам, в то время как в официаль­ных изданиях они подверглись гневным нападкам.

В этот момент как раз состоялся визит М.С. Горбачева в Пекин, в официальную резиденцию китайских лидеров его пришлось доставлять вертолетом. Визит был скомкан. Студенческие беспорядки на площади Тяньаньмэнь продолжались, там собралась толпа студентов численностью около 1 млн. человек. Собравшиеся требовали проведе­ния политических реформ.

20 мая 1989 г. в Пекине введено чрезвычайное положение. 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин дал приказ разогнать демонстрантов. Была приме­нена сила: людей расстреливали из тяжелых пулеметов и давили тан­ками; погибли сотни человек, среди них десятки журналистов, в том числе и иностранные. Проведены аресты диссидентов. Но в других городах, например в Шанхае, удалось избежать беспорядков.

Последовали и кадровые перестановки: снят Чжао Цзыян, на его место назначен Цзян Цзэминь, выходец из Шанхая. Реформы рыноч­ной экономики были приостановлены. Вновь оживились противники перемен, стали поговаривать об «откате назад», в стране оживились подозрения в отношении «новых китайцев».

Правительства всех стран мира выразили свое возмущение распра­вой над демонстрантами, но оно длилось недолго. Конгресс США ввел санкции против КНР в связи с нарушением прав человека и да­же отложил на год предоставление этой стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло.

Вскоре США в неофициальном порядке провели с китайцами пе­реговоры об урегулировании ситуации. Президент США Д. Буш при­нял меры по ограничению санкций, а режим наибольшего благопри­ятствования для КНР был восстановлен.

Китай стал слишком влиятельным государством в мире, чтобы к нему можно было применять какие-либо санкции. Это явилось косвенным подтверждением успеха реформ, но то, что они застопорились, остава­лось несомненным фактом. И неизвестно было, когда они возобновятся.

Общество в Китае стало более независимым от властей, вот почему на повестку дня выдвинулся вопрос о проведении политических преобразо­ваний. Вместе с тем это могло бы привести к ослаблению центральной власти в Китае, а крушение режима коммунистов обернуться анархией.

Выводы

1. Отказ Китая от «строительства социализма» стал результатом сложного сочетания внутренних и внешних факторов. Решающей предпосылкой все же было изменение политического климата в обществе, в КПК и ее руководстве, хотя это и не привело к смене политического режима.

2. При проведении преобразований в Китае руководствовались рядом принци­пов: все реформы шли сверху, под контролем центра, корректировались с уче­том социальных последствий. При этом сохранялась видимость прежнего курса «на социализм», чтобы не раздражать часть людей, приверженных прежним идеалам.

3. Результатом реформ в Китае стало внедрение рыночных элементов в китай­скую экономику, она все больше отходила от прежней, централизованно уп­равляемой. Это вело к тому, что общество становилось более независимым от коммунистической идеологии и властей, создавались предпосылки для ус­транения политической диктатуры.

4. По мере углубления реформ во второй половине 1980-х гг. сопротивление сто­ронников «социализма» возрастало. Обострялись и социальные проблемы, усилилась поляризация общества. Требования о проведении изменений в поли­тической сфере были решительно пресечены в июне 1989 г.; дальнейшие ре­формы в Китае приостановлены.


ЛЕКЦИЯ 29

Китай в конце XX в.

I. Возобновление преобразований в 1992 г.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались «леваки».

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 г. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он все еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 г. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление «леваков» было легко сломлено.

В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему:

1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2.С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй - за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции!

19 февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин - «отец реформ». Однако к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора».

Государственные предприятия давали лишь У 3 валового внутреннего продукта, но зато поглощали львиную долю капиталовложений и госу­дарственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 г. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминем. Во время трагических событий в Пекине в июне 1989 г. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют «царь эконо­мики», за границей - «китайский Людвиг Эрхард» (отец германского «экономического чуда» 1950-1960-х гг.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата, поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

В программе «четырех модернизаций» сельское хозяйство поставлено на первое место.
Но это отнюдь не означает, что пекинское руководство намерено сосредоточить на его подъеме все силы.
Первоначально было намечено «в основном осуществить механизацию сельского хозяйства» в 1980 г. 4, увеличить парк обычных тракторов на 70% и садово-огородных на 36% . Для Китая это был бы, конечно, серьезный шаг вперед, хотя и он не ликвидирует отсталость. Однако планы подверглись пересмотру. Хотя в коммюнике декабрьского пленума ЦК КПК о механизации сельского хозяйства прямо не говорилось, «Жэньминь жибао» в начале февраля 1979 г. объявила, что он «выдвинул новый курс и ряд политических установок» по этому вопросу: вместо сплошной механизации сельскохозяйственного производства ограничиться созданием так называемых «товарных баз», тогда как в преобладающем числе районов останутся «полумеханизация и ручной труд».
В китайской деревне наблюдаются явления, свидетельствующие о дальнейшем размывании коллективной собственности, ее дроблении. Проводится распределение производственных заданий по звеньям, которое на практике выливается в распределение между ними участков земли, инвентаря, тяглового скота и даже общественных фондов зерна. Звенья превращаются в основную хозрасчетную едишшу вместо бригад.

Эта мера, которая по замыслу ее авторов должна поднять трудовую активность на селе, рассматривается на местах как первый шаг, за которым последовало распределение земли и производственных заданий по дворам.
Летом 1978 г. на страницах китайской печати развернулась кампания за «облегчение бремени земледельцев», которая приоткрыла картину притеснений китайского крестьянства. У «народных коммун» и бригад безвозмездно изымаются денежные средства, людские и материальные ресурсы. Вопреки конституции КНР допускается самоуправство в вопросе о приусадебных участках.

Крестьян принуждают вносить обязательные вклады в сберегательные кассы, и они вынуждены продавать скот, продовольствие и общественное имущество бригад. Их произвольно подвергают штрафам деньгами и зерном за неявку на собрания, невыполнение заданий по госзакупкам, невыход на. работу по болезни, неприменение противозачаточных средств и т. п., причем удерживается даже продовольствие, выдаваемое для питания. Кадровые работники, в том числе секретари парткомов, оскорбляют человеческое достоинство крестьян, занимаются рукопрнклалством, калечат людей.
Бывали случаи, что их доводили до потери рассудка и даже до самоубийств. В конце 1978 г. «Жэньминь жибао» в передовой статье писала, что указание «об облегчении бремени крестьян» все еще не выполняется. Журнал «Хунци» в феврале 1979 г. подтверждал, что некоторые кадровые работники «подавляют демократию, игнорируют законы, используя данные им народом власть и положение, избивают и оскорбляют людей, вводят массы в заблуждение, наносят удары в отместку, подвергают незаконным арестам».


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство