11.02.2022

Ифнс проверка решений о приостановлении операций. Приостановление операций по счетам в банке. Несданные налоговые декларации: что делать в случае блокировки счета


Налоговые правонарушения грозят компании не только штрафными санкциями, но и заморозкой расчетных счетов. Последнее обстоятельство может негативно сказаться на деятельности организации и на ее взаимоотношениях с контрагентами. Поэтому финансовому руководителю компании важно понимать причины и порядок блокировки счетов.

Основания приостановления операций

Приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и регулируется статьями 76 и 101 Налогового кодекса РФ. Приостановление операций означает прекращение банком только расходных операций по счету, на весь приход счет продолжает работать. Соответствующее решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В настоящее время ст. 76 НК РФ регламентирует приостановление операций по счетам в случаях неисполнения требования об уплате налога, пеней или штрафа, а также непредставления налоговой декларации. Однако на практике нередки ситуации, когда инспекторы замораживают счета компаний и по другим основаниям, в частности:

  • непредставление документов при проведении камеральной или выездной налоговых проверок;
  • непредставление деклараций по налогам, которые организация не должна уплачивать (например, транспортного, земельного налога при отсутствии объектов налогообложения);
  • отсутствие компании по юридическому адресу или нахождение по адресу массовой регистрации;
  • неверное заполнение платежного поручения, ошибки в налоговой декларации.

Иногда истинные причины приостановления операций становятся ясны только во время визита в налоговую инспекцию. Так, это могут быть подозрение на наличие номинального директора, утеря документов, низкие зарплаты работников, негласное указание блокировать счета сдающих отчетность по почте и т.д. Иными словами, никто не застрахован от ареста расчетного счета при появлении малейшего нарушения.

Организация должна иметь в виду, что приостановление расходных операций по счету не распространяется также на платежи первой очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Так, при недостаточности средств на счете в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, во вторую очередь - суммы на оплату труда и выходных пособий. Но это касается только случаев, когда подобные платежи будут иметь место.

Вынесение и отмена решения о приостановлении

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке возможно только после вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ), а при непредставлении деклараций - в течение 10 дней по истечении установленного срока их представления (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Копия решения передается организации под расписку или иным способом, который позволяет подтвердить дату получения документа.

Налоговый кодекс предусматривает два способа передачи банку оригинала решения о приостановлении операций по счетам: на бумажном носителе или в электронном виде. Банк обязан зафиксировать время и дату получения решения в уведомлении о вручении или в расписке о получении. С этого момента вплоть до отмены решения банк должен приостановить операции по счету компании-нарушителя.

В случае, если блокировка счета происходит по причине недоимки, инспекция направляет в банк два документа: решение о приостановлении операций по счету и поручение на списание и перечисление необходимых сумм в бюджет (пункты 2 и 8 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на счете достаточно, то, исполнив поручение налогового органа и перечислив взыскиваемые суммы в бюджет, банк сообщает об этом в инспекцию. После этого налоговый орган выносит решение об отмене приостановления операций по счетам компании. Сделать это он должен не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (п. 8 ст. 76 НК РФ). Если же счет был заморожен из-за того, что не сдана налоговая декларация, то приостановление операций по счету отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления декларации налогоплательщиком.

На практике проблема состоит в том, что получить решение инспекции об отмене блокировки счета весьма непросто.

Так, решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке должно быть вручено представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направлено в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Но приостановка операций по счетам нередко используется не как обеспечительная мера, а как способ давления на налогоплательщика. Понятно, что у налоговых органов нет особого интереса в быстрой разблокировке счета. Поэтому инспектор может найти «веские» причины, чтобы оттянуть или совсем не отправлять решение об отмене по электронной почте.

Мнение эксперта
Ирина Кушнарева , налоговый аналитик «ИФД КапиталЪ»

Операции по расчетным счетам компаний налоговые органы нередко приостанавливают неправомерно. На практике самым распространенным поводом блокировки счета является «неполучение» инспекцией налоговой декларации, отправленной по почте или в электронном виде. Причем инспекция приводит различные аргументы: плохая работа почты, утеря деклараций, слишком большое количество почтовых отправлений и нехватка кадров для их разбора и поиска соответствующих деклараций.

Еще одним доводом налогового органа может стать факт, что распечатку со специализированной компьютерной программы сняли только в конце дня и «не заметили», что компания уже сдала электронные налоговые декларации.

В таких случаях налогоплательщику следует помнить, что заблокировать счет инспекция может только в случае опоздания с подачей декларации более чем на 10 рабочих дней (п. 3 ст. 76 НК РФ). Если такая ситуация все же возникла, то нужно как можно быстрее принести в налоговые органы копии отправленных по почте деклараций, а также все почтовые квитанции, описи и уведомления с отметками о дате отправки. На основании этих документов налоговые органы обязаны в течение одного рабочего дня отменить свое решение и разблокировать расчетный счет.

Заполнять налоговую декларацию заново нельзя: в этом случае налоговые органы даже не станут разбираться, и уж тем более искать первоначально сданную декларацию. Как следствие, с организации будет взыскан штраф за несвоевременно поданную декларацию (ст. 119 НК РФ).

Еще одной популярной причиной блокировки расчетного счета является непредставление компанией документов (помимо налоговой декларации) в ходе проведения камеральной проверки.

В этом случае закон на стороне компании: налоговые органы имеют право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Перечень ситуаций, дающих инспекциям такое право, ограничен ст. 76 НК РФ.

Непредставление документов (за исключением налоговой декларации) в ней не значится. Поэтому компания имеет полное право обратиться в налоговый орган с просьбой разблокировать расчетный счет или же направить на имя руководителя инспекции заявление о превышении тем или иным инспектором служебных полномочий и с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

Что касается вручения решения об отмене представителю банка, то вряд ли кредитная организация озаботится получением такого документа, какой бы степени важности ни был обслуживаемый клиент. Поэтому трудно ожидать, что банк направит своего представителя в инспекцию за решением, хотя бывают и исключения.

Вместе с тем у компаний есть надежда на более быстрое получение документа об отмене приостановки операций на счетах. Так, в конце прошлого года вышел приказ ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/824@, согласно которому налоговые органы могут направлять в банки свои решения не только в электронном виде, но и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Финансовое ведомство не возражает против такого способа доставки решений, о чем свидетельствует письмо Минфина России от 31.05.07 № 03-02-07/1-265. Однако очевидно, что о высокой оперативности доставки почтовой корреспонденции также говорить не приходится.

Копия решения об отмене приостановки операции должна быть вручена инспекцией самой организации (ее представителю) в том же порядке, что и решение о приостановлении операций - под расписку или иным способом, позволяющим подтвердить получение. При этом оригинал решения об отмене организации не предоставляется - у инспекции нет ни права, ни обязанности выдавать его в такой ситуации. Даже если представители налогоплательщика самостоятельно привезут в банк копию решения об отмене, то это не спасет компанию и не ускорит процесс: банк не имеет права разблокировать счет иначе как на основании оригинала решения (письма Минфина России от 31.05.07 № 03-02-07/1-266).

Получается, что даже после списания в бюджет всей суммы недоимки компания не сможет в полной мере пользоваться счетом ровно до тех пор, пока банк не получит решение инспекции об отмене решения. В таких случаях рекомендуется попытаться получить от банка доверенность на имя работника компании на получение в налоговой инспекции оригинала решения об отмене блокировки расчетного счета.

Какую сумму можно заморозить

Когда не сдана налоговая декларация, блокируются все расходные операции компании (письмо Минфина России от 17.04.07 № 03-02-07/1-182).

В отношении недоимки правила несколько иные: расходные операции прекращаются в пределах суммы недоимки, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ). И вновь практика вносит свои коррективы. Так, организация вполне может иметь не один расчетный счет, а несколько. В свою очередь, налоговая инспекция, принимая решение о приостановке операций, не знает о том, какие остатки имеет фирма на расчетных счетах. Поэтому инспекция направляет решение о приостановке операций во все банки, в которых у организации открыты счета. Только получив решение, не позднее следующего дня банк должен сообщить инспекции об остатках денежных средств на приостановленных счетах компании.

Данная ситуация опасна возможностью одновременного списания недоимки со всех имеющихся у фирмы счетов. Чтобы этого не произошло, организации рекомендуется подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке, указав, на каких счетах имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога (п. 9 ст. 76 НК РФ).

К заявлению следует приложить выписки банков, подтверждающие величину остатков на счетах. Если компания все оформит верно, то инспекция будет обязана в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения сумм недоимки (письмо Минфина России от 15.06.07 № 03-02-07/1-295). Ну а если все же организация опоздала, и сумма задолженности была списана более чем с одного счета, не остается ничего иного, как зачесть или возвращать эти суммы из бюджета.

Отметим, что если средств на счете больше, чем сумма недоимки, то превышение компания вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 21.06.07 № 03-02-07/1-304).

Может возникнуть вопрос: какая сумма должна быть заблокирована, если приостанавливаются операции по валютному счету? Представители финансового ведомства дали свои разъяснения и по этому поводу (письмо Минфина России от 28.03.07 № 03-02-07/1-140). Так, взыскание налога с валютных счетов организации производится в сумме, эквивалентной сумме в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты.

При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет банку поручение осуществить продажу валюты организации не позднее следующего дня.

Ответственность банка

За нарушение требований налоговой инспекции и несвоевременное приостановление операций по счетам компании банку грозит ответственность. Согласно письму Минфина России от 26.04.07 № 03-02-07/1-206 за подобное нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ). А вот в отношении убытков, понесенных налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам, банк ответственности не несет (п. 10 ст. 76 НК РФ).

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не имеет права открывать такой компании новые счета. Если кредитная организация все же сделает это, то ей грозит штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ).

Приостановление операций по счетам может привести к серьезным убыткам налогоплательщиков, ведь не исключены нарушения договорных обязательств перед контрагентами, а значит, и штрафные санкции по контрактам.

Безусловно, приостановление операций по счетам - весьма действенная обеспечительная мера. Но чтобы снизить риск ее использования как инструмента давления на налогоплательщика, законодателю следовало бы как минимум предусмотреть более оперативный механизм отмены решения о приостановке операций. Ведь именно с этим связаны многие негативные последствия для компаний.

Реформирование налоговой системы связано в числе прочего с совершенствованием порядка приостановления . Очередные изменения налогового законодательства, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, затронули в том числе ст. 76 Налогового кодекса РФ, устанавливающую порядок блокировки банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу.

К сожалению, на практике блокировка счета из обеспечительной меры нередко превращается в меру карательную, приостановление операций по счету может использоваться налоговыми органами для воздействия на налогоплательщиков в целях, отнюдь не оговоренных налоговым законодательством, а борьба с налоговыми нарушениями превращается в борьбу с налогоплательщиками. Совершенствование законодательства в этой области имеет большое значение и для банков, которые невольно оказываются втянутыми в эту борьбу. Вынужденные подчиняться указаниям налоговых инспекторов, они ставят своих клиентов отнюдь не в лучшее положение, блокируя, к примеру, все их счета, указанные в решении налогового органа.
В течение июля - августа налогоплательщики традиционно ждут очередных изменений в налоговое законодательство. Не стал исключением и текущий год. 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). Среди многочисленных поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ в НК РФ, остановимся на тех из них, которые затрагивают вопросы блокировки банковских счетов по инициативе налоговых органов.

Приостановление операций по счету до вынесения решения о взыскании налога

Напомним, что ст. 76 НК РФ предусматривает два случая, когда налоговый орган может приостановить операции по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банке:
- неисполнение требований налогового органа об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ;
- непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении срока ее представлени я.
Однако существует еще одна норма: в п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) для обеспечения исполнения такого решения инспекция вправе принять обеспечительные меры. К таким мерам относится в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое должно производиться в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. В то же время в п. 2 ст. 76 НК РФ сказано, что налоговый орган до применения указанных обеспечительных мер должен вынести решение о взыскании налога, а это невозможно до тех пор, пока не вступило в силу решение о привлечении к ответственности и налогоплательщиком не выполнено требование об уплате налога.
В связи с этим возникает вопрос: может ли инспекция приостановить операции по счетам налогоплательщика до принятия решения о взыскании налога в целях исполнения решения, вынесенного по результатам проверки?
Четкий ответ на него в законодательстве до недавнего времени отсутствовал, правоприменительная практика также не была однозначной: часть судов приходили к выводу о том, что приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога правомерно. Обосновывалось это тем, что п. 2 ст. 76 НК РФ не применяется, если операции по счету приостанавливаются в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 101 НК РФ, поэтому приостановление операций по счету налогоплательщика возможно и до выставления требования об уплате налога.

Однако существовала и другая позиция: в соответствии со ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно, если уже принято решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога неправомерно.

С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в п. 1 ст. 76 НК РФ, эта проблема "двоякого толкования" потеряла актуальность. Согласно новой редакции данной нормы приостановление операций по счетам в банке в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. В п. 13 ст. 101 НК РФ теперь говорится о том, что копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Возможности действовать "в обход" заблокированного счета сокращаются

Необходимо иметь в виду, что если в решении налогового органа указано несколько счетов налогоплательщика, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету . Как следует из Письма Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459, банк не может самостоятельно принимать решение о приостановлении операций только по одному или нескольким из указанных в решении счетов даже при наличии достаточного остатка денежных средств на каком-либо из них (Решение о приостановлении операций не распространяется на депозитные счета банковского вклада и ссудные счета по кредитному договору (см. Письмо Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497)).

Кроме того, согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не вправе открывать организации и новые счета, если в отношении ее получено решение о блокировке счета. Более того, согласно официальной позиции финансовых органов банк не вправе открывать налогоплательщику новые счета даже в том случае, если решение о приостановлении операций вынесено в отношении ранее закрытых счетов (см. Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517).
Теперь требования к налогоплательщикам еще больше ужесточаются: согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 7 ст. 76 НК РФ, банк обязан приостановить операции по счетам организации, даже если после принятия решения о блокировке изменились название компании и реквизиты счета. Указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившего свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
Получается, что для осуществления расчетных операций организации остается лишь одно - попробовать открыть счет в другом банке.

Изменения в процедуре разблокировки счета

Согласно п. 7 ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются до тех пор, пока банк не получит от налоговой инспекции решение об отмене данной меры .
Однако теперь появятся исключения из общего правила об обязательности решения налоговой инспекции о разблокировке: п. 9.1 ст. 76 НК РФ гласит, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не НК РФ. Например, ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве. Подобные последствия предусматривает Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (п. 1 ст. 63) и с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 126).

Важный для налогоплательщиков момент заключается в сокращении сроков разблокировки счета, на котором находится денежная сумма, превышающая сумму, взыскиваемую по решению налогового органа.
Законодательство предусматривает право налогоплательщика при наличии у него нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения недоимки отменить приостановление операций по некоторым из счетов, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность. Согласно п. 9 ст. 76 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию заявление об отмене блокировки счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика в части превышения взыскиваемой суммы денежных средств.
Однако если налогоплательщик не представил доказательств наличия денежных средств на счете, налоговики могут обратиться в банк с запросом о балансе данного счета. Тогда срок будет исчисляться с момента получения налоговой инспекцией информации из кредитной организации. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банк отвечает на такие запросы в течение пяти рабочих дней. Согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 9 ст. 76 НК РФ, теперь этот срок сокращен: сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

Начисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расчетного счета, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, обосновав свои требования. При этом прекращение расходных операций по счету может иметь место в течение длительного времени и стать серьезной проблемой для любой организации, поскольку затрудняет ее взаимодействие с контрагентами. Однако доказать, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции налогоплательщику были причинены убытки, на практике бывает довольно непросто. Примеры положительных для налогоплательщиков решений встречаются довольно редко: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 N А26-10592/2005-15 организации удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов ей пришлось потратить незапланированные денежные средства на открытие нового расчетного счета. Но подобную судебную практику можно считать скорее исключением. В связи с этим большое значение приобретает законодательно установленная ответственность налоговых органов за неправомерные действия по блокировке счета.
Так, уже с 1 января 2010 г. действует положение п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы должны уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения.
Согласно Письму Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 проценты за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам в банке должны включаться в доходы налогоплательщика на момент фактического получения, поскольку в целях налога на прибыль не учитываются лишь проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Как видно, ст. 76 НК РФ в этом перечне отсутствует.

С 1 января 2011 г. проценты будут начисляться также за незаконную блокировку счета: с этого момента п. 9.2 ст. 76 дополняется новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Во всех этих случаях проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, а процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.

Начисление пеней на недоимку

Необходимо отметить, что далеко не все изменения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков положительное значение. Так, ранее п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривал, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках. Теперь данное правило изменено. С вступлением в силу поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ, если операции по счетам в банке были приостановлены по решению налогового органа, то на сумму недоимки, возникшей в результате такого приостановления, начисляются пени. Если же решение о приостановлении расходных операций было принято судом, то пеней не будет.
Ранее данная норма по-разному трактовалась судами. Со ссылкой на п. 1 ст. 76 НК РФ, которым установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, отдельные суды признавали начисление пеней на недоимку при приостановлении операций по счетам правомерным (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-5524/2009 и от 27.11.2008 N А42-1912/2008, ФАС Уральского округа от 27.04.2010 N Ф09-2769/10-С3). Налогоплательщик не представил доказательств того, что приостановление операций по его счетам повлекло несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Суд указал, что само по себе наличие решений инспекции о приостановлении операций по счетам в банке не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплатить пени.

Хотя существовали и решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении от 16.11.2009 N А55-16626/2008 ФАС Поволжского округа, руководствуясь п. 3 ст. 75 НК РФ, указал на то, что было произведено неправомерное начисление пеней на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика в банке. В решении суда отмечено, что инспекция не доказала, что налогоплательщик осуществлял хозяйственную деятельность за периоды начисления пеней и мог погасить недоимку. Аналогичные выводы содержит и Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009.
Новая редакция анализируемой нормы позволяет сделать однозначный вывод и снять указанные противоречия. Таким образом, принятие Закона N 229-ФЗ способствует прояснению ряда спорных ситуаций, связанных с блокировкой расчетных счетов.

В закладки

Меня зовут Татьяна, я владелец консалтингового центра Профдело и налоговый консультант, специализируюсь на работе с IT и DIGITAL.

Прокатилась волна приостановок операций по счетам законопослушных ИП онлайн-банками. Вангую, что приостановки продолжатся, их будет больше, роптаний, статей и постов в соцсетях еще больше.

Проблемы не только у ИП, но и у ООО. Лютуют чаще онлайн-банки, потому что не входят в топ-11 и рискуют лицензией больше. Что делать, если приостановили операции, расскажу пошагово.

Действие 0. Предоставьте подтверждающие документы четко по списку в полном объеме

Если часть документов из запрошенного списка к вам не применима, письменно поясните банку, почему. Предоставьте письменные пояснения по деятельности вашей ООО или ИП, особенно если знаете за что конкретно приостановили счет.

Не пишите "отписки" - пишите честно и полно, если нечего скрывать. Если есть что скрывать - посоветуйтесь с налоговым консультантом, что лучше написать, и как подать ситуацию.

Почему этот этап я назвала "действие 0". Предоставить запрошенное нужно правильно, на автомате, по умолчанию. Даже не думайте о том, чтобы не предоставить документы или предоставить неполный пакет - перечеркнете себе перспективы.

Отвечаем на запрос банка правильно:

  • получите письменный запрос на предоставление документов и сведений;
  • соберите полный комплект запрашиваемых документов;
  • на каждый отсутствующий документ дайте подробное пояснение в сопроводительном письме;
  • предоставьте запрашиваемые сведения письменно в сопроводительном письме;
  • составьте опись переданного, включите в него сопроводительное письмо;
  • ответьте на запрос письменно по каналам дистанционного банковского обслуживания (по интернет-банку);
  • по запросу банка привезите запрашиваемое лично в отделение, при этом себе оставьте второй экземпляр описи с отметкой о принятии (дата, фио, подпись, должность того кто принял, штамп бака по возможности);
  • ответьте на дополнительные вопросы, которые комплаенс задает письменно или в чате;
  • предоставьте дополнительно запрошенные документы или сведения;

Если ответ не поступил через 3 рабочих дня, официально поинтересуйтесь о результатах рассмотрения дела.

Дополнение от Георгий Панков: Важно, что банк имеет право самостоятельно приостановить операции по счету только на срок до 5 рабочих дней (п. 10 ст. 7 закона 115-ФЗ). Блокировка на более длительный срок возможна только по постановлению Росфинмониторинга или решению суда. Если по истечении 5 (пяти) рабочих дней постановление Росфинмониторинга не поступило, банк обязан возобновить операции по счету по распоряжению клиента.

Действие 1. Выясните, сколько денег на остатке, и готовы ли вы ими пожертвовать

Что начинают делать законопослушные предприниматели и владельцы малого бизнеса после того как узнают о приостановке? - Ругаются с банком в чатике и пишут гневные посты в соцсетях. Это не поможет забрать деньги.

Узнайте остаток и решите, значим ли он для вашего бюджета. Если там 100 рублей, ими можно пожертвовать и продолжить дальше возмущаться в публичном пространстве. Если там более миллиона рублей - скорее всего вы захотите их вернуть.

Действие 2. Открыть расчетный счет в другом банке

Законом не запрещено открывать несколько открытых счетов в разных банках. Выбирайте надежный крупный банк из трех: Сбер, Райффайзен, ВТБ, - они меньше придираются. Да, придется пожертвовать онлайн-удобством, зато сохраните финансы.

Почему я рекомендую открыть второй счет именно на этом этапе? - Так как вас заподозрили в отмывании (нарушении 115-ФЗ), то с большой вероятностью скоро подадут о вашем ИП или ООО инфу в черный список ЦБ РФ, и счет будет открыть либо сложно, либо невозможно. Это парализует коммерческую деятельность на долгий срок.

Действие 3. Оцените шансы на возврат денег

Перечитайте договор с банком - какую комиссию берут с остатка средств, если закрывают счет по 115-ФЗ. Обычно это от 10 до 25%.

Изучите свою деятельность, или обратитесь к налоговому консультанту для изучения - действительно ли вы ведете деятельность с повышенным риском.

Критерии для проверки:

  • Вынимаете много денег на личную карту (более 200-300 тысяч рублей в месяц, даже если это предусмотрено тарифом и банк списывает за это хорошие комиссионные).
  • Снимаете наличные в больших размерах (более 100 тысяч рублей в месяц).
  • Деньги на счету не "залеживаются", вы сразу же перечисляете их дальше или снимаете.
  • Применяете патент или ведете агентскую деятельность, и налоги составляют менее 0.9% от дебетового оборота по счету (дебетовый оборот по выписке - это расход, вы можете сами распечатать и проверить).
  • Приходят платежи с НДС, а уходят без НДС, и суммы НДС к уплате маленькие.
  • Используете в работе сервисы, которые замечены в уклонении от уплаты налогов или в помощи в уклонении (сервисы приема платежей через терминалы, сервисы уклонения от уплаты зарплатных налогов и пр.)

Нашли, что действительно у банка есть причины вас не любить - ваша задача как можно быстрее забрать все свои деньги, чтобы не попасть на высокую комиссию. При заблокированном дистанционном обслуживании принесите платежку на перевод средств поставщику, либо на налоги, либо на другой свой счёт.

Если всё плохо, поставщику и на другой свой счет может не пройти, а вот уплату налогов не имеют права не исполнить. Если причин для приостановки не нашли, но счет не разблокировали через 2 дня после получения банком ответа - бегите. Счет скорее всего не разблокируют.

Действие 4. Два варианта развития событий

Вариант а. Деньги вывести не удалось, счет заблокирован по 115-ФЗ, банк снял комиссию 10-15-25%

До суда нужно оформить письменную претензию, в которой изложить требования. Претензия направляется на адрес банка почтой заказным письмом. Второй экземпляр остается у вас. Также претензию можно передать лично, получив на втором экземпляре отметку о принятии. Если ответ на претензию вас не удовлетворит, направляйте вторую. На этом этапе вы уже должны работать с адвокатом, который будет защищать ваши интересы в суде.

В суде аргументы будут следующими:

  • Согласно договору с банком комиссия взимается при непредоставлении или неполном предоставлении документов. Вы обязанность исполнили полностью.
  • Иные сведения банком запрошены не были. Если были - вы их предоставили исчерпывающе.
  • В вашей деятельности нет признаков отмывания или терроризма, и данные, представленные в банк, это доказывают.
  • Законодательством не предусмотрена повышенная комиссия в случае закрытия счета по инициативе банка по 115-ФЗ.

В первой инстанции может не удастся выиграть, не отчаивайтесь. ООО выиграло суд в аппеляции (во второй инстанции). Подробнее в Постановлении АС Московского округа от 13.08.2018 года по делу №А40-192833/2017.

Вариант б. Деньги удалось спасти, вывели их в другой банк

Отдохните пару дней, а затем срочно искореняйте те причины, которые привели ситуацию к приостановке или блокировке. Если причины не искоренить, блокировки продолжатся.

Самое сложное предстоит тем, кто платит мало налогов на патенте или на агентских договорах - у таких предпринимателей будут проблемы постоянно, пока не ослабнет политика ЦБ РФ.

Рассмотрите возможность платить больше (хотя бы 1% с оборота). Если это не сильно вас разорит, сделайте это. Включите эту "жертву" в стоимость ваших услуг - поднимите немножко цены.

Если платить налоги по норме никак не возможно - ищите знакомых в руководстве банка. Рассмотрите небольшой местный банк, который войдет в ваше положение и не станет блокировать счет.

Если осуществляете рискованные операции по моментальному переводу денег себе, другим физлицам или снятие наличных - дайте деньгам отлежаться.

Лучше перевести финансы себе на карту и оттуда снять, чем снимать напрямую со счета ИП или тем более ООО. Заведите несколько карт в разных банках, чтобы не отслеживалось, сколько снимаете наличных в терминалах.

Если обнаружили другие препятствия - обсудите этот вопрос с компетентным налоговым консультантом и разработайте меры, которые защитят бизнес от блокировки.

Ситуации, в которых приостанавливают операции

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Основания для приостановления всех расходных операций

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно - приостановлению каких-либо расходных операций.

Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

Условия для приостановления

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Обязанности банка

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников - не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы - это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет - восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Решения об отмене решений

Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:

  • при непредставлении декларации плательщиком - в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
  • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа - в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
  • при отсутствии электронной связи с налоговым органом - в течение рабочего дня после налаживания связи.

Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно - не позднее следующего дня.

Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.

Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.

Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.

Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.

Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

  • арест счета;
  • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств.

Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

  • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
  • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
  • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229).

Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

  1. На основании решения фискального органа.
  2. Банками (финансовыми организациями):
    • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
    • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229).

Может ли налоговая заблокировать счет юридического лица в банке, причины блокирования

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

  • не уплачены обязательные платежи и (или) штрафные санкции за их неуплату;
  • по результатам камеральной или выездной проверки фискальным органом взыскивается задолженность (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Порядок блокирования счета

Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.

Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:

  • прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
  • сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
  • если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
  • освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.

ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.

Частичное блокирование счета налоговыми органами

Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:

  1. Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

    Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  2. В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета налоговыми органами

Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:

  1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
    Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.

ВАЖНО! Приведенный перечень исчерпывающий. Иные основания блокирования счета (несвоевременная сдача финансовой отчетности или устаревшая форма налоговой декларации) являются незаконными (постановление 11-го ААС от 24.02.2011 № А65-22703/2010).

Как разблокировать заблокированный налоговой счет в банке

Банк заблокировал счет юридического лица - что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:

  • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
  • представить декларацию;
  • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
  • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
  • подать запрошенные документы;
  • обеспечить явку представителя;
  • представить данные по НДФЛ.

Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.

Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.

Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:

  • решение о блокировании счета принято в отсутствие ограничения в распоряжении имуществом (постановление 1-го ААС от 30.04.2015 по делу № А11-11149/2014);
  • инспекция нарушила сроки и/или не уведомила налогоплательщика о блокировке (постановление ФАС МО от 04.07.2013 по делу № А40-82853/12-20-447);
  • у инспекции отсутствовали правовые основания для блокировки, т. е. ею были допущены материально-правовые нарушения (определение ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию

Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.

То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:

  • Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
  • Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).

Счета, которые не могут быть подвергнуты блокированию

Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:

  • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
  • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет - порядок открытия и изменения .
  • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).

  • Использующимся для осуществления деятельности простого товарищества (совместной деятельности). Средства на таком счете являются собственностью участников совместной деятельности, а не налогоплательщика (постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А68-9966/2008-5/18).
  • Открытым на основании ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением.

Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.

Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

Как узнать (проверить), не заблокирован ли счет в банке

Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России...» (https://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.

ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).

Арест счета судебным приставом-исполнителем

Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

Арест денежных средств на счете применяется:

  • Для исполнения определения суда о применении мер по обеспечению иска. Исполнительный лист, выданный на основании такого определения, может быть предъявлен заинтересованной стороной в ССП для исполнения.
    ВАЖНО! Арест, наложенный судебным приставом во исполнение определения суда об аресте денежных средств должника, может быть снят только судом.
  • Как обеспечительная мера в рамках исполнительного производства. Решение о применении ареста принимается или приставом самостоятельно, или по заявлению взыскателя (п. 2 ст. 30 закона № 229). Мера направлена на понуждение должника к исполнению исполнительного документа (п. 1 ст. 64 закона № 229).
  • Как мера принудительного исполнения. Если долг не погашен добровольно, судебный пристав направляет в финансовую организацию постановление о перечислении денег со счета должника на депозитный счет подразделения. Когда средств на счете должника недостаточно, финансовая организация обязана исполнять постановление судебного пристава по мере поступления денег на этот счет (п. 9 ст. 70 закона № 229).

Как разблокировать счет в банке, заблокированный приставами

Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.

Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:

  • представить судебному приставу документы, подтверждающие оплату долга в полном размере;
  • подать ходатайство об окончании исполнительного производства и заявление о снятии блокировки со счета.

После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.

Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.

Блокировка расчетного счета банком на основании положений закона № 115-ФЗ

Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:

  • блокировка операции банком самостоятельно (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ);
  • блокировка по счету на основании постановления уполномоченного органа или судебного акта.

Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:

  • входит в список лиц, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по замораживанию активов;
  • действует по указанию и от имени лиц, активы которых заморожены.

Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.

ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.

В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.

Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.

Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство