27.11.2019

Де неж ной эмис сии. Эмиссия денежных знаков. Для чего нужна эмиссия денег


Эмиссия - выпуск в обращении денежных средств и ценных бумаг.

Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством. Центральный банк выпускает кредитные деньги - банковские билеты (банкноты). Казначейство выпускает казначейские билеты и разменные монеты.

Выпуск в обращение денежных знаков во всех формах ведет к увеличению денежной массы в обороте. Основные формы эмиссии:

  • 1)эмиссия кредитных денег - банкнот;
  • 2)депозитно - чековая эмиссия;
  • 3)эмиссия ценных бумаг.

Согласно Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Денежной единицы в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Конституция РФ, возлагая на банк России функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии. Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах.

Банк России осуществляет в установленном законодательством РФ порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РФ. Безналичная эмиссия денег осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций. Банк России регулирует наличную и безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики. Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РФ запрещается.

С целью ограничения возможностей коммерческих банков на осуществление депозитной эмиссии в Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссии во всех ее формах предоставлено Банку России. Однако, в Федеральном законе монопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограничена только эмиссией наличных денег. Аналогичным образом ограничена и не предусмотрена действующим законодательством функция Банка России по организации их безналичного обращения. Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированию в федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируется банковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичных денег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти Российской Федерации или Банком России законодательно не определен.

За рубежом эмиссию денег ведут центральные (эмиссионные) банки и казначейства (первые выпускают кредитные деньги - банкноты, вторые -казначейские билеты и разменные монеты). Депозитно-чековая эмиссия, служащая основой безналичных расчетов, производится коммерческими и центральным банком. Эмиссию ценных бумаг (акций и облигаций) осуществляют акционерные компании, а также государство.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и _ осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

Основной пассивной операцией центрального банка и одной из форм эмиссии является эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала.

Таблица 4-Обзор центрального банка (млн. рублей)

Чистые иностранные активы

Требования к нерезидентам

Монетарное золото и СДР

Иностранная валюта

Депозиты

Ценные бумаги, кроме акций

Кредиты и займы

Обязательства перед нерезидентами

Депозиты

Ценные бумаги, кроме акций

Кредиты и займы

Требования к кредитным организациям

Чистые требования к органам государственного управления

Требования к федеральным органам государственного управления

Ценные бумаги

Другие требования

Требования к органам государственного управления субъектов РФ и органам местного самоуправления

Ценные бумаги

Другие требования

Обязательства перед федеральными органами государственного управления

Депозиты

Другие обязательства

Обязательства перед органами государственного управления субъектов РФ и органами местного самоуправления

Депозиты

Другие обязательства

Требования к другим секторам

Другие финансовые организации

Население

Денежная база

Наличная валюта в обращении

Обязательства перед кредитными организациями

Депозиты

Ценные бумаги, кроме акций

Другие обязательства перед кредитными организациями

Депозиты, включаемые в широкую денежную массу

Переводные депозиты

Другие финансовые организации

Нефинансовые государственные организации

Другие нефинансовые организации

Население

Другие депозиты

Другие финансовые организации

Нефинансовые государственные организации

Другие нефинансовые организации

Население

Акции и другие формы участия в капитале

Прочие статьи (нетто)

Другие пассивы

Другие активы

Фидуциарная эмиссия - эмиссия банкнот, денежных знаков, необеспеченная запасом драгоценных металлов (в первую очередь, золота) эмиссионного банка. Исторически эмиссия банкнот допускалась только при наличии золотого запаса, однако, постепенно от этого правила отказались. Ныне фидуциарная эмиссия является господствующей.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжает действовать.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе, обязательные.

Другая форма эмиссии - это депозитно-чековая эмиссия. Производится коммерческими банками и служит основой безналичных расчетов. По объему депозитно-чековая эмиссия значительно превосходит эмиссию денежных средств. .

Также одной из форм эмиссии является эмиссия ценных бумаг.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

  • - принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • - регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • - для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
  • - размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • - регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных бумаг;

Северо-Западная Академия Государственной службы

Курсовая работа

на тему: Эмиссия денежных средств.

Выполнила студентка гр. 5446

Карузская Г.А.

Проверил

Пятлин В.В.

Введение 3

1 Основы денежной эмиссии 4

2Эмиссионные институты и виды эмиссии 5

2.1 Эмиссия наличных денег 6

2.2Эмиссия безналичных денег 7

2.3денежный мультипликатор 8

3Влияние денежной эмиссии на инфляцию 10

4Регулирование денежно-кредитной системы 12

Заключение 13

Используемые источники 14

Введение

1 Основы денежной эмиссии

Денежная эмиссия – создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств. Потребность хозяйственного оборота и государства в деньгах стимулирует рост денежной массы и определяет эмиссию денег.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

Задача эмиссии – погасить государственные расходы или нарастить денежную массу для нужд экономики.

Эмиссия называется наличной, когда в оборот вводятся наличные денежные средства (банкноты и монеты); и безналичной – когда эмитируются безналичные деньги.

Эмиссия безналичных денег первична и осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в кредитных институтах (банках) в виде кредитов Центрального банка или бюджетных ассигнований.

Эмиссию наличных денег проводят Центральный банк РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и вы­полняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих реги­онах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кас­совых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяй­ства данного региона в наличных деньгах. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступа­ют наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньгив оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находя­щимися в обращении.

Наличные деньги трансформируются из безналич­ных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипли­катора.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

Управление механизмом банковского мультипликатора, следователь­но, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно Цент­ральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом бан­ковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возмож­ности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - функцию денежно-кредитного регулирования.

Современная денежная эмиссия имеет кредитный характер, так как главным каналом эмиссии является выдача эмиссионных кредитов Центральным банком, при которой происходят увеличение остатков денежных средств на банковских счетах и соответствующий рост денежной массы. Основной канал изъятия денег из оборота – соответственно гашение эмиссионных кредитов.

В зарубежных странах эмиссия называется депозитно-чековой, потому что при выдаче эмиссионных кредитов формируются депозиты (остатки) на счетах клиентов для выдачи чеков, обслуживающих платежный оборот. В нашей же стране различные авторы по-разному называют такой вид эмиссии: и безналичной, и депозитной, и кредитной. Поэтому нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какой вид денежной эмиссии имеет в данное время преимущественное значение. Но можно сказать с уверенностью, что кредитный характер денежной эмиссии на сегодняшний день является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства.

2Эмиссионные институты и виды эмиссии

Эмиссионные институты и виды эмиссии.

Бюджетная Кредитная

МинФин Банки

Казначейство

казначейские казначейские банкноты кредиты

бездокументарная покупка активов

Наличная

Необеспеченная

Обеспеченная

Безналичная

Документарная

Эмиссионные институты в РФ:

Министерство Финансов (Казначейство)

Коммерческие банки

Виды эмиссии:

Бюджетная и кредитная

Наличная и безналичная

Обеспеченная и необеспеченная

Эмиссия денег представляет собой выпуск денег, приводящий к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Денежная эмиссия это создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств. Денежная эмиссия в узком смысле – создание национальных валют банковской системой.

Наличная эмиссия. Выпуск наличных денег – основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Выпуск наличных денег происходит ежедневно на территории конкретного государства в пределах сумм, изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и в этом смысле становятся фактором денежно-кредитного регулирования со стороны ЦБ. Осуществление эмиссии банкнот ЦБ является показателем его независимости.

Безналичная эмиссия. Суть безналичной эмиссии заключается в создании ЦБ за счет своих кредитов дополнительных платежных средств на корреспондентских счетах банков, которые, в свою очередь, увеличивают вклады на текущих клиентских счетах, используемые для проведения безналичных расчетов. Феномен создания безналичных денег – фундаментальное свойство банковской системы расширять в процессе кредитования депозиты путем многократного увеличения любых поступающих извне в эту систему дополнительных ресурсов, ровно как и уменьшать депозиты при сокращении этих ресурсов.

Бюджетная эмиссия – предстает как выпуск денег на покрытие дефицита государственного бюджета, государственных расходов путем приобретения ЦБ государственных ценных бумаг при их первичном размещении или размещение на вторичном рынке.

Кредитная эмиссия – это увеличение банком денежной массы страны путем создания новых чековых счетов для тех клиентов, которые получили от него ссуды. По сути дела, банк берет на себя риск и дает клиенту право расплачиваться деньгами, которые еще «незаработанны страной», то есть за ними нет реальных товаров, чью стоимость они должны обращать на себя, ценностей в виде благородных металлов или товаров.

Документарная эмиссия – это выпуск наличных денег ЦБ страны в целях увеличения денежной массы в обращении для обеспечения экономики законными платежными средствами. Документарная эмиссия денег, организация ее обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно ЦБ РФ.

Бездокументарная эмиссия денег – первична, осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в кредитных институтах (банках) в виде кредитов ЦБ или бюджетных ассигнований. Бездокументарная эмиссия производится банковской системой.

Обеспеченная эмиссия денег, то есть выпуск денег обеспеченных золотом.

2.1 Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России - ЦБ РФ, в США - Федеральной резервной системе.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности ЦБ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

2.2Эмиссия безналичных денег

Эмиссия денег является одним из основных элементов функционирования денежной системы. Выпуск наличных, равно как и безналичных, денег происходит постоянно, но при этом сохраняется их количество в обороте, поскольку одновременно происходит и процесс сдачи наличных в кассы банков. Эмиссия денег - это не изготовление новых банковских билетов, а только такой выпуск их в обращение, при котором происходит увеличение денежной массы.

Она может происходить в форме наличных и В первом случае ее называют эмиссией денег в обращение. Монопольное право на это принадлежит центральному эмиссионному банку страны (в России - Центробанку).

Никакие другие банки и организации по закону правом увеличения денежной массы быть наделены не могут. Только в этом случае возможен точный контроль и управление формированием денежного агрегата М0 - банкнот, которые одновременно находятся в обращении за рамками банковской системы.

Эмиссия денег связана с работой всех банков. В нашей стране функционирует двухуровневая банковская система, это означает, что механизм эмиссии работает на основе банковского мультипликатора. То есть мультипликация (увеличение) денег на депозитных счетах происходит при их движении от одного к другому коммерческому банку. Мультиплицировать деньги не может один коммерческий банк, в этом процессе участвует вся банковская система. Кредитный мультипликатор является двигателем всего процесса, поскольку он осуществляется только при кредитовании хозяйства; депозитный - отражает увеличивающееся количество денег на депозитах банков.

Механизм связан со свободным резервом - это все ресурсы коммерческих банков, которые могут быть использованы в определенный момент для проведения активных банковских операции. Ведь коммерческие банки имеют право вести такие операции только в пределах тех ресурсов, которые имеют на счетах. Деньги на депозитах могут увеличиваться до пятикратного объема. Механизмом мультипликации управляет Центральный банк, регулируя денежно-кредитный оборот в стране.

Эмиссия денег подразумевает выпуск в обращение всех форм денежных знаков. В оборот выпускаются не только бумажные денежные знаки. Банкноты, выпускаемые Центробанком, представляют собой его и отражаются в Казначейства эмитируют казначейские билеты, а также Помимо этого вида существует также депозитно-чековая эмиссия денег, при которой увеличиваются депозиты на счетах обсуживающихся в банках клиентов, что ведет к росту количества чеков, участвующих в обслуживании безналичного платежного оборота.

При выпуске денежных знаков в оборот происходит закономерный рост количества денежной массы в обращении, что является одной из причин инфляции. При обращении золотых денег их количество в обороте регулировалось потребностями этого обращения, когда золото оседало в виде сокровища в казне или вновь поступало в оборот. Сегодня при бумажно-денежном и кредитном видах обращения не способна саморегулироваться. Увеличение массы денег необходимо при росте объемов производства и реализации производимых экономикой товаров. Но в ситуации, когда предложение денег превышает имеющийся на них спрос, начинается рост цен, неизбежно приводящий к инфляции.

Эмиссия наличных денег осуществляется посредством их выпуска в обращение, сопровождающегося увеличением массы наличных денег в обороте. Центробанк прогнозирует размер будущих эмиссий и распределяет ее по регионам.

Деньги непрерывно движутся в наличной и безналичной форме, переходя от субъектов хозяйствования к банкам и наоборот. Денежные единицы не обладают стоимостью, равной номиналу. Только могут обращаться, так как проводимые по безналу средства отражаются только в виде записей по банковским счетам.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:

Ползучую, при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
галопирующую, при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;
гиперинфляцию, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Под влиянием инфляции экономическая ситуация в стране ухудшается, т.к.:

Снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства;
- происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения;
-расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен;
- ограничиваются кредитные операции, так как никто не верит в долг;
- обесцениваются финансовые ресурсы государства.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика с помощью денежной и государственного регулирования инфляционного процесса. Денежная реформа это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимая с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами (нуллификация, реставрация, ) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Нуллификация проводится путем аннулирования старой обесценившейся денежной валюты и введением новой.

Реставрация предполагает восстановление прежнего золотого содержания валюты, повышение золотого курса.

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Деноминация – уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения, т.е. метод зачеркивания нулей.

Метод шоковой терапии представляет собой тип конфискационной денежной реформы. Он включает обмен бумажных денег по курсу, полное или частичное замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей, широкое использование свободного .

Эмиссия ценных бумаг

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем дефляционной политики и политики доходов.

Дефляционная политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту. Политика доходов предполагает контроль и полное замораживание цен и либо установление жестких пределов их роста.

Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная или дополнительная. Первичная эмиссии ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества. Дополнительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Дополнительный выпуск акций может быть осуществлен после утверждения общим собранием итогов предыдущей эмиссии, внесения в изменений, обусловленных фактической реализацией ранее выпущенных акций и погашением нереализованных акций. Кроме этого, при дополнительной эмиссии ценных бумаг акционеры - владельцы голосующих. Акций имеют преимущественное право на их приобретение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О » эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством форм и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В соответствии с указанным законом в России эмиссионными ценными бумагами являются акции и облигации.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде , на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Предпринимательская фирма может эмитировать простые и привилегированные акции.

Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Фирма-эмитент может выпускать облигации с еди-новременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

Именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);
именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные ценные бумаги на предъявителя).

При принятии предпринимательской фирмой решения о выпуске ценных бумаг предварительно осуществляются следующие основные мероприятия:

Назад | |

Для более глубокого понимания сущности Центрального банка необходимо дать определение этому субъекту финансовой системы. В Большом экономическом словаре, в частности, указано, что это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Функции Центрального банка как кредитора последний инстанции заключаются в том, что он обязан кредитовать коммерческие банки с целью поддержания их кредитного и расчетного потенциала. Поскольку, исходя из природы коммерческого банка, он получает денежные средства для выполнения своих операций от физических и юридических лиц, которые, по существу, и являются кредиторами коммерческого банка, то в случае невозможности привлечения таких ресурсов именно Центральный банк должен поддержать возможности коммерческих банков. Таким образом, данный канал получения ресурсов от Центрального банка остается как бы «про запас» - иначе говоря, из последней инстанции.

Центральный банк находится в государственной собственности, и на него возложены функции общего регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими Федеральными законами.

Рассматривая структуру управления Банком России, можно сказать, что она образует единую централизованную вертикальную систему.

В систему управления входят:

Центральный аппарат (ЦА), который систематизирует и анализирует сведения, полученные из регионов, прогнозирует развитие экономики регионов и страны, осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и государственные международные финансовые операции;

Территориальные учреждения - центральные банки регионов, входящих в состав РФ, которые осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводит ее первичную обработку и отсылают в ЦА;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые входят в состав территориальных учреждений и выполняют следующие функции: осуществление расчетов между кредитными организациями и контроль по этим расчетам, хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков (КБ), кассовое исполнение регионального бюджета, проводят операции с ценными бумагами в иностранной валюте и контролируют текущую ликвидность КБ.

В схеме организационной структуры Центрального Банка России выделяют:

а) Совет директоров – высший орган управления Банка России, который определяет основные направления деятельности Банка России и осуществляет руководство и управление системой Банка России.

Функции совета директоров включают:

Утверждение годового отчета о результатах деятельности ЦБ РФ и представление его в Государственной Думе;

Взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

Утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБ РФ;

Принятие решений: о величине резервных требований, об установлении нормативов для кредитных учреждений, об изменении учетной процентной ставки ЦБ РФ, об определении лимитов на открытом рынке, о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, о контроле над объемом денежной массы, о формировании резервов внутри кредитных учреждений, об участии в деятельности международных организаций.

Председатель совета директоров представляется президентом и утверждается Государственной Думой сроком на 4 года. Реализацию возложенных на Банк России функций осуществляют департаменты и подразделения. В число департаментов входят: сводный экономический департамент, департамент платежных систем и расчетов, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов, департамент платежного баланса, департамент полевых учреждений, юридический департамент, департамент по работе с территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации и прочие.

Ключевым элементом статуса ЦБ РФ, является принцип независимости, который проявляется в том, что:

  • ЦБ РФ не входит структуру федеральных органов государственной власти;
  • ЦБ РФ обладает исключительным правом денежной эмиссии, организует денежное обращение;
  • ЦБ РФ обладает полномочиями по владению и распоряжению своим имуществом;
  • не допускается изъятие имущества ЦБ РФ без его согласия;
  • ЦБ РФ финансирует свои расходы собственными доходами;
  • получение прибыли не является целью Центрального банка;
  • ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах;
  • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Между ЦБ РФ и органами государственного управления существует тесная связь: правительство заинтересовано в надежности ЦБ, так как ЦБ имеет решающее значение в кредитной системе страны и в проведении экономической политики правительства. Президент РФ и Государственная Дума контролируют деятельность ЦБ РФ и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.

Центральный банк является государственным органом, имеющим самостоятельность и независимость в принятии решений: ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ

* по этой причине Банку России запрещено кредитовать дефицит государственного бюджета, так как государство не может кредитовать самого себя.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Кратко функции Центрального банка можно перечислить следующим образом:

  • осуществление монопольной эмиссии банкнот;
  • проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;
  • функция финансового агента правительства.

Центральный банк не является кредитором юридических и физических лиц, осуществляя кредитные операции только для коммерческих банков

Функция эмиссии наличных денег

За Банком России, как представителем государства, законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Эмиссия наличных денег – это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране. Эмиссия денег имеет три функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

Таблица 1. Данные по производству монет в России и за рубежом

Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).

Золотое обеспечение в настоящее время у современных денег отсутствует

Эмиссия наличных денег осуществляется центральным банком в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в дополнительных средствах обращения и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.

Коммерческие банки выдают наличность клиентам из своих операционных касс, в которых находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее.

Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов купюр и сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка. Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.

Центральный банк выдает купюры коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах той суммы, которая зачислена на корреспондентский счет этого банка в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег сумма выдачи списывается с корреспондентского счета коммерческого банка.

Помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы, центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.

Функция денежно – кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика – это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства.

Денежно-кредитное регулирование использует четыре основных метода :

Регулирование процентной ставки,

Операции на открытом рынке,

Изменение нормы обязательных резервов

Регулирование валютного курса.

Выбор метода зависит от целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. В развитых странах главным образом используют операции на открытом рынке; в странах, начинающих развивать рыночные отношения, в основном ориентируются на изменение нормы обязательных резервов.

Изменение процентных ставок (ставок, взимаемых ЦБ по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам) в зависимости от целей денежно-кредитного регулирования может осуществляться в форме кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия – это расширение кредита при уменьшении процентной ставки по следующей схеме: если процентная ставка снижается, то спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков возрастает и, соответственно, увеличивается кредитная способность коммерческого банка, в результате чего увеличивается и денежная масса в обращении.

Кредитная рестрикция – это метод ограничения кредита при увеличении процентной ставки: если процентная ставка растет, то уменьшается спрос на ссуды ЦБ со стороны КБ, снижается кредитная способность КБ и уменьшается денежная масса в обращении.

Важную роль в денежно-кредитном регулировании играет Центральный банк с помощью изменения нормы обязательных резервов.

Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности. Если, к примеру, коммерческими банками привлечена 1 тыс. руб. в виде вкладов и депозитов, то в соответствии с требованиями ЦБ они обязаны отчислить 3,5% в Фонд обязательного резервирования (ФОР), что составляет 35 руб. Ставку отчисления в ФОР устанавливает ЦБ, руководствуясь экономической ситуацией.

Если норма обязательных резервов увеличивается, то доля отчислений коммерческих банков в ФОР растет, а это приводит к уменьшению объема кредитных денег и денежной массы, так как часть средств КБ «замораживается» на счетах ЦБ и не может быть использована КБ для выдачи кредитов. Если норма обязательных резервов уменьшается, то кредитные возможности коммерческого банка растут, что обеспечивает рост объема кредитных денег. Процедура расчета отчислений коммерческими банками денежных средств в ФОР регламентирована Банком России в Положении №342-П, основные аспекты которого изложены .

Анализируя объемы Фонда обязательного резервирования, можно сделать вывод об объемах денежной массы в стране. Ниже представлена динамика объемов ФОР, где наблюдается его резкий спад в период сентябрь 2008 г.- июнь 2009 г. Данный факт свидетельствует о том, что Банк России стимулировал увеличение кредитных возможностей банков путем снижения обязательных отчислений в Фонд.

Рисунок 1. Динамика объемов Фонда обязательного резервирования (млрд. руб.)

Операции на открытом рынке заключаются в купле-продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей).

В период избыточной денежно- кредитной массы ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги.

Следовательно, продажа ценных бумаг ЦБ ведет к сужению кредитных возможностей банка, покупка ценных бумаг Центральным банком – к расширению возможностей.

Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

Условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции, или операции РЕПО);

Объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);

Срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

Сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка);

Способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком).

Таким образом, различные инструменты денежно-кредитного регулирования, описанные выше, имеют одну цель: снижение или увеличение массы кредитных денег в экономике через регулирование кредитными возможностями коммерческих банков. Их различие состоит в том, что свое влияние они оказывают в различные сроки. Более быстрого эффекта по снижению/увеличению денежно-кредитной массы можно достичь при использовании операций на открытом рынке; ставка ФОР имеет более длительный временной лаг.

Политика валютного курса также является одним из инструментов денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования валютного курса использует валютную интервенцию, которая представляет собой прямое вмешательство ЦБ в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты. При этом продажа иностранной валюты Центральным банком на рынке приводит к увеличению ее рыночного предложения, а, следовательно, к снижению курса иностранной валюты и, таким образом, обеспечивает снижение цен на импортные (за счет удешевления закупок за границей), но удорожает отечественные товары.

Для более простого понимания воздействия данного инструмента можно привести следующий пример. Если ЦБ в данный период экономического развития страны заинтересован в расширении объемов импортных закупок, например, для удовлетворения спроса на товары, не производимые в данной стране, то снижая курс иностранной валюты эту цель можно достичь. Снижая курс доллара с 30 руб. до 20 руб./долл., импортер, имея, к примеру, 10 000 рублей, получает возможность купить большую сумму иностранной валюты, требуемой для сделки. Таким образом, покупательная способность импортера растет. Дальнейшее снижение курса инвалюты еще более увеличивает возможности импортера.

Обратный процесс – покупка иностранной валюты – влияет на курс иностранной валюты в сторону повышения, удорожает импорт и повышает внутренние цены, поскольку денежная масса увеличивается (инфляция спроса). То есть Центральный банк проводит интервенции, скупая на рынке иностранную валюту, спрос на которую в результате будет расти, что приводит к повышению его цены (курс, например, доллара, будет расти, следовательно, курс национальной валюты падать). Таким образом, импортеры окажутся в ситуации, когда покупать инвалюту для сделок будет невыгодно. Однако в данном случае экспортеры будут получать дополнительный доход при обмене полученной от продажи товаров (услуг) экспортной выручки на национальную валюту.

Например, при цене продажи за рубеж единицы продукции по цене 10 долларов экспортер получит прибыль (10USD*30) - 100 руб = 200 руб., где 30 – это курс доллара к рублю, 100 руб. – это себестоимость продукции.

Если же курс доллара увеличится до 35 руб./долл., то дополнительно экспортер может получить 50 руб.: (10USD*35) -100 руб. = 250 руб.

Таким образом, снижение курса национальной валюты практически всегда приводит к стимулированию деятельности производителей-экспортеров.

Рассматривая валютный курс как инструмент денежно- кредитного регулирования, можно сказать, что рост курса иностранной валюты приводит к расширению денежной массы, так как Центральный банк скупает иностранную валюту для повышения спроса на нее, а в обмен вынужден эмитировать национальную валюту. И наоборот: снижение курса национальной валюты приводит к сужению денежной массы, поскольку Центральный банк, проводя валютные интервенции, продает иностранную валюту и изымает часть рублевой массы в обмен.

Коротко действие каждого из инструментов представлено в табл.2.

Таблица 2. Влияние инструментов ЦБ на денежно- кредитный рынок

Инструмент Изменение Влияние на рынок Механизм влияния
Операции на открытом рынке Продажа ценных бумаг коммерческим банкам ЦБ продает ценные бумаги, тем самым изымает у банков часть их денежных ресурсов, не давая возможности разместить их в виде кредитов
Покупка ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ выкупает ценные бумаги у банков, пополняя тем самым их резервы, используемые для кредитования
Процентные ставки Рост ставок Сужение денежно-кредитной массы Удорожание кредитных денег снижает спрос на них со стороны участников рынка, что приводит к уменьшению объемов кредитования
Снижение ставок Расширение денежно- кредитной массы Удешевление кредитных денег увеличивает спрос на них со стороны участников рынка, что расширяет объемы кредитования банками
Ставка ФОР (норма обязательного регулирования) Повышение ставки Сужение денежно- кредитной массы Повышение нормы отчисление в ФОР изымает у банков часть привлеченных ресурсов, что не позволяет направить их в кредитные операции, таким образом, кредитные возможности банков снижаются
Снижение ставки Расширение денежно- кредитной массы Снижение нормы отчислений в ФОР позволяет банкам оставить большую часть привлеченных ресурсов, которые в будут использованы в кредитных операциях
Курс иностранной валюты Снижение курса иностранной валюты Сужение денежной массы Снижение курса иностранной валюты происходит в результате продажи Центральным банком иностранной валюты на рынке, в результате чего рублевая денежная массы изымается взамен проданной иностранной валюты
Повышение курса иностранной валюты Расширение денежной массы Повышение курса иностранной валюты есть результат действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, в результате чего рублевая денежная масса увеличивается взамен купленной иностранной валюты

Таким образом, денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям.

Проведение экспансионистской, или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег . В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

Проведение рестриктивной, или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки . При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Внешнеэкономическая функция Центрального банка реализуется посредством наделения ЦБ правами валютного контроля и ответственностью за проведение государственной валютной политики, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

В рамках этой функции ЦБ:

Определяет курс национальной валюты;

Регулирует международные расчеты;

Контролирует движение валютных ценностей внутри страны и за границей;

Сотрудничает с ЦБ других стран;

Представляет страну в международных валютно-кредитных соглашениях;

Проводит операции по управлению золотовалютными резервами, которые представляют собой официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на счетах ЦБ, а также в банках за рубежом, или вложенные в иностранные ценные бумаги и служат обеспечением стабильности национальной валюты; наибольший удельный вес составляет та валюта, которая на данный момент времени наиболее устойчива.

В рамках функции банка банков ЦБ:

Хранит обязательные резервы коммерческих банков;

Устанавливает норму обязательных резервов;

Оказывает кредитную поддержку коммерческим банкам;

Организует межбанковские расчеты и служит расчетным центром банковской системы, то есть регулирует платежную систему страны;

Осуществляет надзор и контроль над коммерческими банками (выдает лицензии, проверяет отчетность, осуществляет ревизии, осуществляет контроль за соблюдением норм банковских операций).

Выполняя функцию банка правительства, ЦБ выступает как кассир, кредитор и консультант:

Как кассир – осуществляет прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности по исполнению бюджета. В основу исполнения бюджета заложен принцип единства кассы: все государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, затем используются для осуществления государственных расходов;

Как кредитор – кредитует правительство, используя два вида государственного займа: внутренний, который размещается внутри страны, и внешний, который использует ресурсы иностранных денежных рынков, а также участвует в погашении государственных займов;

- консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора даты эмиссии и определения целесообразного уровня доходности государственных ценных бумаг.

Продолжение следует.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство