20.04.2021

Базовая несостыковка: как мошенничают с электронными полисами осаго. Электронное осаго признали не все сотрудники гибдд Возникают ли проблемы с электронным полисом осаго


Но такая возможность доступна далеко не всегда. Основные причины, почему нельзя застраховать автомобиль, следующие.

  • Не сможет оформить электронный ОСАГО гражданин, который не имеет доступа к сети интернет.
  • Также, нет возможности оформить полис ОСАГО у лиц, которые находятся в черном списке компании-страховщика, то есть являются недобросовестными клиентами.
  • Оплата страхового полиса происходит посредством списания денежных средств с карты или с использованием платежных электронных систем. Если граждане не могут оплатить страховку онлайн, они автоматически лишаются возможности получить электронный документ.
  • Оформить новый полис ОСАГО нельзя до момента, пока не истек срок действия предыдущего акта. Разрешается оформление нового документа в момент, когда до истечения имеющегося у вас страхового полиса осталось меньше, чем один календарный месяц.
  • Еще одной из причин является то, что покупая через интернет, клиент может купить ОСАГО без каких бы то ни было доп. услуг, часто навязываемых компаниями, что расценивается в качестве упущенной прибыли. Так как на сайте вы можете просто снять галочки с ненужных опций и получить “чистую” стоимость полиса. Поэтому недобросовестные страховые намеренно создают технические трудности для покупки.
  • Некоторые СК создают помехи при продаже онлайн, например для клиентов из так называемых “убыточных” регионов или для водителей, не подходящих по каким-либо параметрам: КБМ, возраст и т.д. Конечно же такие действия являются незаконными, согласно , предоставление услуг должно в сети интернет должно оказываться бесперебойно.

Смотрите видео о том, почему не получается купить электронный ОСАГО:

В каких случаях нельзя купить Е-ОСАГО и почему это невозможно?

Иногда проблема с оформлением является виной самого автовладельца . Существуют ситуации, при которых, оформление через интернет невозможно.

Тут стоит упомянуть, что проверка данных происходит через сайт РСА, каждый страховщик обязан вносить туда информацию о приобретенных полисах. Если по каким-то причинам вы эти данные сменили, то проверка не пройдет и покупка полиса будет невозможна.

Рассмотрим более подробно причины, по которым возможны ограничения:

  1. Если вы переоформляли документы, например, меняли водительские права, паспорт или другие бумаги на автомобиль.
  2. В случае, если вы не имеете диагностической карты.
  3. В период переоформления машины со старого владельца на нового.
  4. Если вы страхуетесь первый раз. В этом случае о вас нет данных на сайте РСА, поэтому покупку придется осуществлять оффлайн.
  5. При покупке нового автомобиля.

Не забывайте своевременно сообщать об изменениях страховщику, на основании части 9 ст. 15 ФЗ-40 , страховая компания обязана вносить данные в единую информационную систему в течении 5 рабочих дней с момента внесения изменений в полис ОСАГО.

В какой СК возможно оформление Е-ОСАГО на машину?

Любая страховая компания, которая имеет соответствующую лицензию на осуществление своей деятельности, а также следует требованиям Федерального закона № 40 «Об ОСАГО» предлагает своим клиентам электронную процедуру получения страхового полиса. Возможность оформления электронной страховки можно проверить на сайте СК .

Список компаний достаточно широк, приведем пример наиболее крупных игроков страхового рынка:

Проблемы, сопровождающие страхование авто через интернет

Долгая практика использования электронных ОСАГО в России позволила выявить перечень наиболее актуальных проблем, которые сопровождают онлайн процедуру.

  1. Первая проблема связана с невозможностью купить электронный полис из-за ошибки, которая всплывает на сайте. Если вы не можете застраховать автомобиль онлайн, то для начала необходимо удостовериться в том, что вы правильно заполнили основные поля по требованию сайта. Если вами была допущена ошибка, то сайт скорее всего, запретит вам осуществить покупку без исправления.

    Обычно, хорошо функционирующие сайты отмечают красным цветом поля, где были допущены недочеты. В случае, если данные были введены правильно, но оплата все равно не осуществляется, то это значит, что проблема в электронном ресурсе.

  2. Вторая проблема связана со страхом клиентов компании взлома банковской карты после оплаты полиса. К сожалению, риск раскрыть свои данные при покупке ОСАГО точно такой же, как и в любом интернет-магазине. Если в программу было запущено вирусное приложение, то оно сможет считать информацию с вашего счёта, и ваша карта перестанет вам принадлежать.

    Также нужно внимательно изучать сайт СК, чтобы не попасть к мошенникам, создающим фишинговые страницы. Проверяйте URL, информацию о компании, телефоны и т.д. Можно воспользоваться базой страховщиков на сайте РСА .

  3. Следующая проблема связана с тем, что после оплаты. Такая неприятная ошибка зачастую связана с тем, что ресурсу необходимо некоторое время, чтобы ввести новые данные в свою базу, а затем уже переслать готовый бланк по почте. Иногда письмо уходит в папку “спам”, поэтому ее тоже необходимо проверять.
  4. Иногда сотрудники ГИБДД отказываются принимать приобретенный вами электронный полис ОСАГО, который граждане обязуются передавать для проверки в соответствии с статьей 2 п.1.1 ПДД. Хотя, по закону достаточно всего лишь распечатать этот документ и возить с собой в машине (п.2 часть 7 ст.15 ФЗ № 40). Сотрудники ГИБДД могут требовать наличие соответствующей печати и бланка страховой компании в подлинном виде (о том, как пользоваться документом и что предъявлять инспектору ГИБДД для проверки, узнайте ).
  5. Еще одна проблема связана с тем, что на сайте нет пункта меню «купить электронное ОСАГО». К сожалению, возможностью осуществлять продажу электронных документов ОСАГО пользуются далеко не все фирмы-страховщики, хотя Федеральный закон об ОСАГО обязывает все компании добавить такую услугу в основной перечень. Около 50% страховщиков осуществляют продажу полисов при помощи Интернета.

    Поэтому, даже на сайте достаточно популярных страховых может отсутствовать функция приобретения электронного документа. В таком случае, гражданину ничего не остаётся, как самостоятельно явиться в офис компании, и приобрести полис ОСАГО лично.

  6. Не всех устраивает перенаправление на замещающую страховую компанию, если по техническим причинам оформить ОСАГО не получается, страхователя переводят в начале на сайт РСА, а уже далее по номеру ПТС выбирается замещающая компания. При этом страховщик уже не имеет права отказать в выдаче е-ОСАГО.
  7. Отказ на основании отсутствия представителя страховой в регионе. Это действие является незаконным, потому что каждая СК должна иметь представительства по всему РФ или договор о партнерстве с другой компанией, это регулируется частью 1 ст.21 ФЗ -40 .
  8. Ограничение при выборе оплаты – эту проблему создают недобросовестные страховщики. Не у каждого человека есть кошелек «Киви.кошелек», Вебмани и так далее.

Еще раз напомним. Продажу электронных полисов имеют возможность осуществлять только сертифицированные , которые имеют лицензию на осуществление подобной деятельности.

Если вам поступило предложение о покупке электронного ОСАГО не напрямую от страховой, а от брокера, то возможны два варианта развития событий.

  1. Возможно вы связались с мошенниками, цель которых – завладеть вашими денежными средствами, при этом, предоставив вам заведомо неправомерный и не действующий полис ( ?).
  2. Второй вариант более приятный. Нажав на кнопку «приобретение полиса», сайт перенаправит вас на официальный ресурс фирмы-страховщика. В таком случае обязательно проверьте, является ли сайт действительно представителем организации, и в случае, если это так, то можете осуществить покупку.

Практика использования имеет множество других примеров, которые показывают, какие ошибки могут всплывать при работе с ресурсом.

В случае, если вы нашли ошибку на сайте фирмы-страховщика, не стоит проходить мимо. Обязательно напишите в службу поддержки сайта, и возможно, в скором времени специалисты поработают над подобным «багом» и устранят его. А это значит, что благодаря вам пользоваться ресурсом будет просто и доступно.

Что делать, если сайт не работает: можно ли пожаловаться на СК?

Для начала стоит обратиться к Указаниям Банка России от 14.11.2016 № 4191-У , которые описывают обязанности СК к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов.

  • Не допускается суммарная длительность перерывов в работе сайта более 30 минут в сутки. При превышении лимита должно быть размещено уведомление на главной странице не менее чем за сутки до начала работ с указанием даты и времени их начала и окончания. Работы могут проводиться в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени не чаще одного раза в календарный месяц.
  • Максимум времени на восстановление дается восемь часов с момента выявления перебоев.

Основными органами для жалоб являются Центробанк и РСА , обе организации имеют возможности электронных и бумажных обращений.

  • Первое, что нужно сделать в случае длительных перебоев на сайте, это заскринить экран монитора с указанием даты и времени (можно сделать несколько изображений, доказывающих длительный технический сбой или невозможность какой-либо из операций).
  • Далее зайти на сайт ЦБ РФ или РСА и детально описать суть проблемы и прикрепить сделанные фото.
  • Последним этапом будет отправка жалобы и ожидание результатов проверки.

Заключение

Приобретать электронное ОСАГО, безусловно, просто и приятно. Оформление такого документа проходит быстро. И в случае, если вы столкнулись с препятствием на пути к получению вожделенного документа, не стоит нервничать и переживать. Вполне вероятно, что вы сможете осуществить покупку спустя некоторое время, когда нагрузка с сайта спадет.

А в случае, если ошибка не была устранена, то явитесь лично в офис компании. Осуществите оформление бланка посредством обращения в страховую компанию в личном порядке, попутно, задав необходимые вопросы о функциональности сайта.

Возможно, ваше обращение станет толчком к тому, чтобы специалисты наконец-то поработали над ресурсом и уже ваши последователи смогут им воспользоваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Привет всем читателям блога! С вами Илья Кулик!

Все чаще в интернете встречаются фразы вроде: «не могу застраховать автомобиль по ОСАГО онлайн», «выдает необоснованную ошибку», «виснет страница оформления», «не могу различить капчу» и т. п.

Сегодня я расскажу, почему страховые компании могут целенаправленно саботировать нововведения в законе об обязательной . Действительно ли в системе технический сбой или вас просто игнорируют. Как с этим бороться и куда можно пожаловаться страхователям. Поехали!

Получить отказ в оформлении страховки можно как при личном общении со страховым агентом, так и в режиме онлайн. Причины этого могут быть законными (например, недостаточное количество документов, недостоверная информация) или незаконными (когда страховая компания (СК) пытается получить дополнительную выгоду при продаже ОСАГО).

Придя в офис страховщика, в случае возникновения каких-либо проблем, вы можете попытаться решить их с помощью сотрудников СК (или страхового агента). Или обратиться к старшему менеджеру.

На страничке сайта вся надежда только на добросовестность страховой компании, при условии, что все необходимые документы у вас в порядке и вся нужная информация из них у вас в наличии. И единственный способ решения проблемы (до того как вы начнете жаловаться на СК) – это служба технической поддержки.

Например, когда вам отказывают в оформлении ОСАГО без дополнительной страховки жизни – это незаконно. Но вы конкретно знаете, в чем именно страховщик пытается нарушить ваши права. Определить же с первого взгляда, действительно ли на сайте страховщика технический сбой или вашу заявку специально саботируют, гораздо сложнее.

Законодательная база оформления е-ОСАГО и ответственность страховых компаний

23 июня 2016 г. принят ФЗ № 214 «О внесении изменений в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). В данный момент нас интересуют изменения, внесенные в п. 7.2 ст. 15.

  • Договор ОСАГО может быть заключен в электронном виде.
  • Каждому желающему оформить страховку онлайн должна быть предоставлена эта возможность в обязательном порядке.
  • Вся процедура оформления ОСАГО происходит на официальном сайте страховщика в сети интернет.
  • Электронный страховой полис имеет одинаковую юридическую силу со страховкой, оформленной на бумажном носителе.

Сведения, которые должен предоставить о себе страхователь, оформляя полис ОСАГО на сайте, определены правилами обязательного страхования. Если у водителя есть такое желание, он может обратиться в офис компании и ему обязаны бесплатно выдать полис, распечатанный на официальном бланке.

В случае дублирования электронной страховки в бумажном варианте и отправки его клиенту заказным письмом, почтовые расходы оплачивает водитель.

Внимание! Если страхователь умышленно вносит недостоверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса, СК имеет право предъявить к нему регрессное требование. Вернуть нужно будет сумму, равную перечисленной пострадавшему страховой выплате.

Сбереженные обманным путем деньги по страховой премии также будут удержаны с клиента, независимо от того, наступил страховой случай или нет.

ФЗ № 40 «Об ОСАГО» обязывает страховщиков вносить все данные в общую автоматизированную информационную систему. Это сведения о заключенных договорах ОСАГО, страховщиках, транспортных средствах (ТС), наступивших страховых случая и т. п.

Регистрационные данные электронной страховки должны быть занесены в единый реестр полисов обязательного страхования, который ведет РСА.

Что грозит страховой компании за отказ оформить ОСАГО в электронном виде

В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП за необоснованный отказ в оформлении полисов ОСАГО грозит наказание в виде штрафа:

  • Должностным лицам от 20 до 50 тыс. руб.
  • Юридическим лицам от 100 до 300 тыс. руб.

Страховые брокеры и агенты, а также сотрудники страховой компании, в соответствии с этой статьей, приравниваются к должностным лицам.

Система штрафов на данный момент находится в процессе обсуждения между руководителями ЦБ России и РСА.

За намеренное создание проблем при оформлении (скрытый отказ) е-ОСАГО страховой компанией предполагается ввести следующие виды наказаний:

  • Предписание от Центробанка исправить ситуацию, на которую пожаловался страхователь (с последующей проверкой).
  • Штрафные санкции – до 200 000 рублей за отсутствие возможности оформить полис онлайн.
  • Штрафные санкции до 50 000 рублей за отказ СК в оформлении е-ОСАГО, если клиент к ним попал после перенаправления с сайта другого страховщика.
  • Лишение лицензии и прекращение страховой деятельности.

Проверять и наказывать страховщиков будут РСА и Центробанк. Интерес уполномоченных органов должны привлечь сами страхователи, написав жалобу.

Как получить электронный полис ОСАГО:

Официальные причины, при которых невозможно оформить электронный полис ОСАГО

В получении онлайн-страховки обоснованно откажут в следующих случаях:

  • При покупке нового автомобиля при условии, что в базе данных РСА нет информации об этом транспортном средстве. То есть, на территории РФ автомобильная страховка не оформлялась ни разу.
  • Если приобрели подержанную машину, а документы с одного хозяина на другого еще не переоформили, и в базе данных РСА нет информации о новом владельце. В этом случае оформить ОСАГО можно только через офис СК или страхового агента.
  • Отсутствуют сведения о прохождении технического осмотра, нет диагностической карты.

Для оформления е-ОСАГО в базе РСА должны содержаться сведения как о владельце автомобиля, так и о машине в общей взаимосвязи (то есть, автомобиль, подлежащий переоформлению на нового хозяина, застраховать онлайн не получится).

Каким образом подобные проблемы могут быть преодолены страхователем

Если вы не оформляли ОСАГО в течение года или хотите застраховать недавно купленный автомобиль, то придется обращаться в представительство страховой компании.

Прежде чем жаловаться на СК, перепроверьте введенную информацию на наличие ошибок. Попробуйте ввести данные снова. Обновите страничку. Необходимо убедиться, что возникшая проблема не является временным сбоем в работе сайта.

Информацию, внесенную в базу РСА можно проверить, обратившись к страховщику. Имеется в виду наличие действующего полиса из СК, в которую вы обращались до этого.

Проверку должна проводить и страховая компания, где вы в данный момент пытаетесь оформить е-ОСАГО. Для этого прикрепляются сканы оригиналов документов, по которым и вносятся изменения. На практике, правда, это не всегда работает.

Как и для чего страховые компании умышленно ограничивают возможность оформления е-ОСАГО

Страховщику невыгодно продавать электронные полисы ОСАГО, так как при оформлении полиса через интернет у СК отсутствует возможность предложить или навязать дополнительные услуги клиенту. Это расценивается СК в качестве упущенной выгоды, а в некоторых случаях играет существенную или даже решающую роль в рентабельности предоставления основной услуги.

Вот к каким уловкам прибегают СК, чтобы клиент не смог оформить е-ОСАГО:

  • На сайте отсутствует возможность оформления е-ОСАГО – чаще всего с такой проблемой сталкиваются жители, так называемых, проблемных регионов (что это такое я расскажу чуть позже). Страховщику невыгодно продать полис без навязанных услуг и поэтому страницу введения данных прячут на сайте, так, что пока клиент ее найдет, желание что-то делать дальше пропадает.
  • Затянувшаяся проверка данных – на этом этапе сайт просто перестает работать. Знак загрузки страницы (обычно это крутящийся круг) «зависает» бесконечно и ничего больше не происходит.
  • На телефон не приходит сообщение с кодом подтверждения. Или символы «завуалированы» – страховщики используют комбинированные пароли. Например, в русской и латинской раскладке существуют одинаковые буквы (М, В, К, А и т. д.). В код включаются и те, и другие одновременно, хотя все мы привыкли либо к русским, либо к латинским. При введении капчи ситуация может быть аналогичной.
  • Перенаправление на другую страховую компанию. если по техническим причинам оформить полис не получается, страхователя перенаправляют на сайт замещающей СК. Но при этом второй страховщик уже не имеет права .
  • Ошибка «в вашем регионе нет представителя страховой компании»: на таком основании отказывать в оформлении электронного полиса незаконно. Каждая СК должна иметь представительства по всей России или договор о партнерстве с более успешными коллегами.
  • Ограниченный выбор способов оплаты – эту проблему чаще всего «устраивают» страховые компании. Не у каждого человека есть кошелек «Яндекс деньги», Вебмани и т. п.

Внимание! Чтобы отделить латиницу от кириллицы, необходимо переслать полученный код на компьютер. Затем, скопировать его в вордовский документ. Выбираем шрифт, в котором русские буквы по умолчанию отсутствуют: в результате они останутся не выделенными.

Нечитаемый код: ОСАГО РЕСО:

Возможные технические причины, не позволяющие оформить е-ОСАГО

На сегодняшний день не все страховые компании работают недобросовестно. Технические проблемы в оформлении электронного полиса могут возникнуть как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя.

Возможные технические причины со стороны страхователя

Система может не позволить застраховаться в режиме онлайн, если были изменены:

  • Паспортные данные.
  • Информация в документах, подтверждающих право владения автомобилем.
  • Прописка (постоянная или временная регистрация).
  • Регистрационный номер машины.
  • Водительское удостоверение.

Например, если вы поменяли паспорт или права, то система выдаст ошибку внесенных данных. Просто указанная вами информация не будет соответствовать сведениям, содержащимся в базе данных РСА.

При замене документов, необходимо обратиться к страховщику, где вы изначально оформляли полис (можно отправить заявку через их сайт или обратиться в офис).

А вот неправильно указанный коэффициент аварийности приведет к необоснованному занижению стоимости полиса, что является незаконным. Попытка оформить полис по старым документам может привести к тому, что он в конечном итоге окажется недействительным.

Возможные технические причины со стороны страховщика

Вот какие проблемы могут возникнуть у страхователя в процессе оформления е-ОСАГО в режиме онлайн:

  • Система не определяет марку автомобиля – ничего с этим сделать не получится. Если вы столкнулись с подобной ошибкой на сайте страховщика, то придется обращаться в офис.
  • После перенаправления на сайт другого страховщика система выдает ошибку о несовпадении указанных данных и просит отправить на проверку сканы/фотографии документов. На этом все и заканчивается – документы проверяются бесконечно.
  • Отсутствие информации о транспортном средстве – взаимообмен данными между РСА и ГИБДД еще не до конца налажен. В связи с этим информация о вашей машине может отсутствовать в базе данных союза автостраховщиков.
  • Проблемы для проживающих не по месту регистрации. Если вы прописаны в одном городе, а живете в другом, за страховкой лучше обратиться в ближайший офис СК.
  • Увеличение суммы страховой премии за счет неправильного – в базе РСА содержатся неправильные данные (или вообще, отсутствуют), а значит, скидку за безаварийную езду не получить. Необходимо обратиться в союз страховщиков с заявлением об изменении данных (сделать это можно через СК).

Важно! Обратиться в РСА нужно до того, как закончится период действие предыдущего полиса.

Еще одной проблемой является оплата страхового полиса, который не прислали на электронную почту. То есть, вы заплатили, а страховки по факту нет. Если оплата произведена онлайн по действительным реквизитам, то особо страшного тут нет – можно сделать возврат платежа или озадачить СК решением проблемы. А вот если деньги отправили к мошенникам, тогда вернуть их вряд ли получится.

Чаще всего, возникшие проблемы можно решить, обратившись в офис страховой компании. Служба технической поддержки сайта лишь в редких случаях помогает. Да и не успевают они обрабатывать все поступающие обращения граждан.

Что делать страхователю при возникновении проблем с оформлением е-ОСАГО и куда можно пожаловаться

Простому человеку, не обладающему навыками программиста, определить жульничает страховщик или нет, бывает сложно. Просто знайте:

  • Суммарная длительность перерывов в функционировании сайта не должна превышать более получаса в сутки.
  • Проведение работ по обслуживанию сайта разрешено проводить один раз в месяц в ночные часы по московскому времени (с 10 вечера до 8 утра).
  • Информация о проведении тех.обслуживания сайта должна быть размещена на его главной странице за 24 часа до начала проведения технических работ.
  • Проблемы с беспрерывностью работы сайта должны быть решены в течение 8 часов с момента их обнаружения.

Обязанности страховщиков и РСА по обеспечению бесперебойной работы сайтов СК в интернете с целью оформления е-ОСАГО содержатся в .

Если страховая компания отказывается заключить договор, можно пожаловаться в РСА или Центральный банк России. Подать заявление разрешается письменно, отправив заказное письмо или через интернет приемную.

В качестве доказательств подойдут скриншоты. Делать их необходимо в процессе оформления на каждом шаге внесения данных. Лучше всего выставить на картинке время и дату (нажмите на календарь, перед тем как сделать скрин). Можно использовать программу, позволяющую сделать захват видео с экрана.

Есть и штатные программы операционных систем, которые подходят много лучше – они записывают все, что делает пользователь в виде одного файла со скриншотами и текстовой информацией по каждой операции. В Windows 8, к примеру, это «Средство записи действий».

Внимание! Наиболее эффективным вариантом является обоснованная жалоба в Центробанк.

В крайнем случае пожаловаться на страховую компанию можно в прокуратуру (например, когда потеряли свои деньги, а услуга оказана не была). Но если у вас нет доказательств, добиться справедливости не получится.

Самые убыточные регионы по информации на февраль 2018

Жителям убыточных регионов гораздо сложнее оформить ОСАГО даже при обращении в офис страховой компании (с учетом навязываемых услуг). Оформление электронного полиса для них практически невозможно, для СК это не выгодно.

Проблемные территории определяют по таким критериям:

  • Продолжают увеличиваться средние выплаты автовладельцам.
  • Большое количество судебных разбирательств со страховыми компаниями (большинство решений принимается в пользу страхователя).
  • Выплаты по страховкам превышают общую сумму страховых премий.

ТОП 10 «токсичных» регионов:

  1. Алания (Северная Осетия).
  2. Карачаево -Черкесская область.
  3. Волгоградская область.
  4. Липецкая область.
  5. Территория Адыгеи.
  6. Амурская область.
  7. Территория Ингушетии.
  8. Ростовская область.
  9. Оренбургская область.
  10. Приморский край.

Жителям Саратовской области и Краснодарского края также сложно оформить страховку на машину в режиме онлайн. В отличие от москвичей и питерцев.

Естественно, что СК невыгодно работать в таких условиях. Особенно, без оформления дополнительных услуг (страхование жизни, имущества и т. д.). В результате они саботируют продажу е-ОСАГО.

Реальная история: как за 3 дня оформить е-ОСАГО:

Информация к размышлению

  • Внимательно заполняйте электронный полис ОСАГО, если после ДТП (или без такового) страховая компания обнаружит недостоверные данные, то вам придется доплатить полную стоимость полиса и вернуть страховое возмещение (если оно уже было получено от компании).
  • Страховые компании объясняют свое нежелание продавать ОСАГО онлайн, ссылаясь на участившиеся случаи мошенничества. Недобросовестные автоюристы перекупают у простых граждан право требования выплаты от страховщика.
  • Попробуйте оформить полис в ночные часы (по Москве). В это время система РСА менее загружены, как и официальные сайты страховых компаний.
  • Для автомобилей «моложе» трех лет оформлять диагностическую карту (техосмотр) не нужно.
  • Позаботьтесь о продлении уже имеющейся страховки заранее. Не факт, что вы сможете сделать это за один день.
  • Не все сотрудники ГИБДД доверяют распечаткам электронного ОСАГО, и проверить действительность предъявленного документа не всегда имеется возможность.

Как страховые компании увиливают от продажи е-ОСАГО:

Заключение

Внимательно заполняйте форму на сайте страховщика. Не стесняйтесь жаловаться на СК, права автолюбителей должны быть соблюдены в соответствии с российским законодательством. Опасайтесь сайтов, лишь копирующих официальную страховую компанию. Вот они работают без сбоев, но только недолго. Можно остаться без полиса и денег.

Делитесь опытом оформления е-ОСАГО в комментариях! С вами был Илья Кулик! До новых встреч! Счастливого пути!

Изображения для статьи взяты здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1738627/

В 2018 году у российской «автогражданки» юбилей - 15 лет. Срок немалый, детские болезни давно можно было излечить, но водители по-прежнему жалуются. Если раньше они сетовали на мизерные страховые компенсации, то сейчас во многих регионах другая проблема - трудно купить полис.

Чаще всего это происходит в тех областях, которые сами страховщики прозвали  - именно там значительные выплаты делают страховую деятельность нерентабельной. Вот страховщики и стараются минимизировать выдачу полисов в этих регионах. А полис на мотоцикл, такси или автобус-маршрутку сложно приобрести в большинстве регионов - практически во всей стране.

Поход к агенту

Визит к страховым агентам, сидящим во вросших в землю ГАЗелях у регистрационных подразделений ГИБДД, толку не дает. В проблемных регионах агентов практически не осталось. А те, что есть, страхуют только «своих». Причем даже в благополучной Москве страховые агенты поставлены в жесткие рамки. Вот что рассказал один из них:

Сейчас нам дают лишь несколько бланков в день. Поэтому страхуем не всех, ищем мощные автомобили: полис на такие дороже.

А машины из других регионов берете?

Нет! Нам разрешили оформлять полисы только на Москву и область. Если выдашь иногороднему, накажут штрафом, превышающим агентскую комиссию в несколько раз. Та же история с мотоциклами и такси. Отказывать людям неудобно, поэтому приходится придумывать байки про то, что бланки только-только закончились.

Бег по кругу

Казалось бы, решение проблемы найдено - это , выдача которого стала обязательной с 2017 года. Более того, специально для беспроблемного получения полиса придумали систему е‑Гарант: если при оформлении документа возникли сложности, клиента автоматически переводят на сайт РСА (Российская ассоциация страховщиков), где он будет переадресован в компанию, с которой проблем не должно быть.

Ради эксперимента ввожу данные машины из Волгоградской области, которую так не любят страховщики. На этапе сверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Отправляю их, но искусственный разум переводит меня на сайт РСА. Отлично, теперь меня должны направить к надежному партнеру. Увы, тот опять перекидывает меня в РСА… Цикл ­бесконечный и бессмысленный!

О проблемах с приобретением полиса е‑ОСАГО сообщают даже из благонадежных уголков России.

Так, водитель С. из Калуги целый день посвятил этому нудному процессу. Он вводил данные, но возникали сложности с проверкой документов. После отправки копий бумаг ответная реакция всякий раз была иная: сайт либо зависал, либо выдавал ошибку, либо переводил на портал РСА, с которого направляли в новую страховую, а та опять возвращала в РСА. Одно было стабильно в этой карусели - отсутствие результата. По этическим соображениям нельзя изложить всё, что думает этот автомобилист о системе е‑Гарант в частности и российском страховом сообществе в целом.

Предусмотрено наказание за необоснованный отказ в выдаче ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг: должностных лиц штрафуют на 20–50 тысяч рублей, юридических - на 100–300 тысяч рублей. Поэтому сортировка клиентов на «выгодных» и «невыгодных» происходит автоматически, а отказ закамуфлирован под технические неполадки.

На фоне нашего эксперимента очень странно звучат слова президента РСА Игоря Юргенса: «В числе лидеров по продажам полисов е‑ОСАГО, в основном, проблемные регионы России. Таким образом, этот проект успешно решает проблему доступности обязательной автогражданки». В прошлом году Банк России проводил масштабную проверку продаж электронных полисов ОСАГО. Вердикт: несмотря на то что предусмотрены штрафные санкции, проблемы остались.

Осмотр экспертом

А что даст визит непосредственно к страховщику? Прямо отказать не имеют права, поскольку пункт 2.9 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО говорит о том, что при личном обращении страхователя страховщик обязан заключить договор ОСАГО в этот же день (отказ возможен только в одном случае - если до конца рабочего дня осталось менее часа).

Страховщики идут на хитрость: требуют провести осмотр машины - это предусмотрено правилами ОСАГО. Тем, кто прибыл на своих двоих, придется посетить страховую еще раз, уже на машине. А по пути, глядишь, к кому-нибудь другому заедет.

В филиалах часто направляют в центральный офис - дескать, осмотр только там. Хотя в пункте 1.7 Правил ОСАГО прямо сказано: «Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр не проводится». О месте осмотра не договорились - значит, полис обязаны выдать!

Что касается сроков, то в соответствии с Правилами продвижения услуг на рынке ОСАГО осмотр обязаны проводить в день обращения. А если это невозможно (например, эксперта нет в филиале) - в течение пяти суток.

Вячеслав Лысаков,
первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ

Страховщики уверяют нас в том, что причиной кризиса стали мошеннические действия «автоюристов». К сожалению, они смогли убедить в этом мегарегулятор - Центральный банк России. Но их утверждение - миф!

Страховщики не умеют и не хотят работать. Они воспринимают ОСАГО как бизнес-проект, хотя изначально проект создавался как социальный, направленный на снижение числа пострадавших на наших дорогах. ОСАГО должно было настраивать водителей на законопослушное поведение. Страховщики же хотят всеми правдами и неправдами собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше.

Сейчас во многих регионах невозможно купить полис. Государство само порождает коррупцию, не обеспечивая граждан документом, необходимым для управления автомобилем. В создавшейся ситуации виновен Центробанк, который знает о проблеме, но ничего не делает. Есть вина и РСА - общественной организации, выражающей интересы страховщиков. Если страховщиков начнут серьезно проверять, в их шкафах найдут много скелетов.

Дополнительные услуги

Иногда сотрудники компаний занимаются откровенным вымогательством, предлагая оформить в нагрузку к ОСАГО страховку на квартиру, дом или, например, застраховаться от укусов клещей. В этом случае есть два способа получить полис.

С 2016 года действует так называемый «период охлаждения»: от навязанных вместе с полисом ОСАГО услуг можно отказаться в течение последующих 14 дней. Правда, это касается договоров сроком не менее месяца. Таким образом, можно оплатить «добровольно-принудительный» полис, а затем сдать его и вернуть свои деньги.

Второй вариант - требовать письменного отказа. Этот документ вместе с жалобой нужно направить регулятору - Банку России, а копию - в РСА. В большинстве случаев страховщики пасуют и выдают желанный документ. Предпочтительнее посещать центральный офис: там не смогут «перевести стрелки» на вышестоящую организацию и персонал обычно наиболее квалифицированный.

Теория и действительность

Странная ситуация: законопослушные ­граждане не имеют возможности получить документ, обязательный для движения по дорогам!

Страховое сообщество вынуждает водителей нарушать ПДД. При этом очень цинично выглядят предложения о существенном - до 5000 рублей - .

Страховщики хотят получать больше денег по ОСАГО. Только для этого им придется сделать свой бизнес прозрачным.

Страховщики во всем обвиняют криминальных автоюристов, но расследование МВД показало, что значительные выплаты в 2017 году были только у Росгосстраха. Да и ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее одного процента от всех страховых выплат. К тому же каждое второе преступление совершается руководителями, сотрудниками либо агентами страховщиков.

Сейчас без полиса ездит около шести миллионов машин! Одни автовладельцы не покупают полис намеренно, другие становятся нарушителями поневоле. Налицо серьезный кризис, созданный уверенным в своей безнаказанности страховым сооб­ществом.

В свете вышеизложенного все более ­привлекательной выглядит идея передачи «автогражданки» в компетенцию государства. Например, можно реализовать продажу полисов ОСАГО через портал «Госуслуги». А у страховщиков по-прежнему один рецепт: они заявляют, что наладить процесс позволит увеличение или либерализация (в данном случае это синонимы) тарифов. Самое время вспомнить Станиславского: «Не верю!»

С недавних пор обладатели транспортных средств могут оформить страховку в виде бумажного документа или цифровой записи, получившего наименование е-ОСАГО.

Давайте изучим реализацию этих инициатив на практике и рассмотрим все проблемы, с которыми может столкнуться страхователь, приобретающий полис онлайн. Прежде следует назвать несколько моментов, по которым электронный полис е-ОСАГО предоставляет явные преимущество в сравнении с его традиционным собратом.

Заполнение электронного ОСАГО обладает плюсами:

  • обеспечение водителям возможности оформить страховку, не отходя от компьютера;
  • решение проблем очередей в офисах страховщиков;
  • устранение сложностей с искусственно создаваемым «дефицитом» бланков полисов;
  • борьбу с недобросовестной политикой страховщиков по навязыванию дополнительных услуг;
  • снижение расходов на печать бланков с различными степенями защиты;
  • обеспечение экономии компаний на сотрудниках (автоматизация позволяет сократить персонал);
  • предоставление возможности страховщикам отказаться от содержания части офисов, востребованность которых должна снизиться.

Как и при многих других новшествах, с электронными полисами возник ряд проблем. Они связаны как с техническими, так и с коммерческими причинами.

  1. Неполадки при оформлении документа через сайт. Количество автолюбителей, пожелавших получить полис таким способом превысило возможности технической инфраструктуры. Проблема связана не только с перегруженностью серверов самих страховых компаний, но и с невозможностью обслужить такое количество запросов, поступающих к базе данных РСА – Российского союза автостраховщиков (информация о каждом застрахованном хранится у этого объединения).
  2. Отсутствие сведений о регистрации автомобиля в базе. Одной из существенных проблем выступают сложности при обмене данных между ГИБДД и РСА. Если передача обновленных данных произошла с ошибками, то информации о существовании транспортного средства клиента может просто не оказаться.
  3. Отсутствие данных о техосмотре. Одним из условия для оформления полиса служит действующая диагностическая карта. Данные о ней также могут отсутствовать на сервере РСА и система не позволит оформить ОСАГО.
  4. Невозможность применить понижающий коэффициент за безаварийную езду. Если страхователь не становится виновником ДТП, то ему предоставляется скидка, накапливающаяся с каждым годом. Она может достигать половины стоимости полиса. По какой-то причине применить коэффициент невозможно.
  5. Региональные ограничения. Страховщики предоставляют возможность приобрести цифровой полис только жителям отдельных городов. Они объясняют это «токсичностью» ряда регионов. Под ней компании понимают распространенность «мошеннических схем» и убыточностью деятельности на таких территориях.
  6. Проблемы для иногородних. Эти сложности связаны с региональными ограничениями. Если гражданин проживает на территории столицы, но зарегистрирован в другом городе, получить полис не удастся. В некоторых случаях предусматривается абсурдная «проверка» клиента, длящаяся до 30 дней.

Некоторые действия страховщиков специально стимулируют клиентов отказаться от оформления электронного ОСАГО:

  • ссылка на некий лимит, касающийся количества оформляемых цифровых полисов за день или месяц;
  • генерирование паролей, содержащих символы на кириллице и латинице одновременно;
  • намеренное ограничение способов оплаты за полис;
  • взимание комиссий за перечисление средств.

Все перечисленное призвано заставить пользователя приехать в офис, где его вынудят приобрести страховку вместе с навязанными услугами. Страховые компании всячески пытаются таким образом повысить маржинальность страхования, которое в части ОСАГО в некоторых регионах страны просто невыгодно из-за деятельности автоюристов. Обусловить возможность оформления электронного полиса покупкой других продуктов компании на сайте не удастся.

Такая политика нарушает закон, а соответствующие требования на портале компании станут неопровержимым доказательством ее виновности. Такие действия страховщиков часто вынуждают подавать на них жалобы в Роспотребнадзор и Банк России .

Важно: Не стесняйтесь жаловаться на страховые компании. Отношение к клиенту после получения денег на практике у большинства из них настолько неприятное, что нужно иметь и должную выдержку и уметь правильно и аргументированно подать жалобу.

Поэтапная инструкция по оформлению е-ОСАГО

Оформление полиса у разных страховщиков имеет свои особенности. Если не вдаваться в них, то можно выделить ряд общих этапов.

Создание аккаунта для личного кабинета. Чтобы получить доступ к электронному страхованию, придется создать учетную запись на сайте компании. Для этого требуется заполнить предлагаемую форму, внеся в нее следующие персональные данные:

  • ФИО полностью;
  • реквизиты паспорта;
  • сведения о дате и месте рождения;
  • адрес регистрации;
  • номер мобильного телефона;
  • электронный адрес.

Проверка введенной информации. Сведения о водителе сверяются с данными централизованной базы РСА. Если данные о страхователе внесены в нее, то пользователю на электронный адрес или мобильный номер пришлют параметры доступа к учетной записи (пароль и логин).

Заполнение заявления. В форму на сайте придется внести сведения о:

  • страхователе (персональные данные, указанные выше);
  • автомобиле (запрашиваемые данные переносятся из свидетельства о регистрации);
  • характеристики будущего полиса (срок действия, периоды использования машины и дата начала действия);
  • гражданах, которые будут пользоваться машиной.

Проверка внесенной информации . Все сведения будут сопоставлены с содержимым базы РСА. Если сведения действительно числятся в ней, то пользователь получит уведомление с расчетом стоимости страховки, порядке ее оплаты (банковские карты и/или электронные деньги), а также адресом, на который будет выслан электронный документ. Когда заявление не прошло проверку, компания укажет на причину отказа в оформлении и предложит исправить запрос.

Оплата и получение страховки. После перечисления денег, компания направит на электронный адрес клиента сам полис.

Документ можно распечатать и возить с собой. Его бумажный вариант будет подтверждением оформления ОСАГО электронным способом.

Ошибки при оформлении е-ОСАГО и их последствия

При заполнении заявления существует риск допустить ошибку. Примерами выступают:

  • неправильное указание модели автомобиля;
  • опечатки в ФИО собственника, страхователя и допущенных водителей;
  • ошибки в номере;
  • неточности в указании реквизитов регистрационных документов;
  • ошибки в серии или номере водительского удостоверения;
  • указание страхователя в качестве собственника машины (если это разные лица).

Давайте разберемся в последствиях таких ошибок.


Если застрахованный водитель попадет в ДТП, то компания не вправе отказать в выплате потерпевшему, поскольку полис был оформлен. Это не означает, что водителю можно не обращать внимание на неточность. Проблемы могут возникнуть с сотрудником ГИБДД. Он с большой вероятностью проявит формальный подход и оштрафует водителя за отсутствие страховки. Проверка полиса проводится не только в случае аварии, но и при любой остановке.

Вне зависимости от характера неточности в документе, водителю рекомендуется озаботиться тем, как исправить ошибку в электронном полисе ОСАГО.

Cогласно изменений закона об ОСАГО в 2014 году теперь предусмотрено прямое возмещение убытков у своего страховщика. Пострадавший в ДТП вправе обратиться в свою страховую компанию. Об этом вы можете прочитать

Ряд недобросовестных граждан намеренно искажают информацию о себе. Это связано со стремлением максимально снизить страховую премию. Примерами служат:

  • занижение количества лошадиных сил;
  • ложная информация о регистрации страхователя на территории сельской местности (для таких владельцев предусмотрен наиболее низкий территориальный коэффициент);
  • завышение водительского стажа.

Все эти варианты не сработают, если страховка уже оформлялась в связи с владением этим автомобилем. Когда машина новая, такая возможность существует. При этом обман вскроется при следующем обращении в компанию (для изменения параметров страховки или по причине ее продления).

При обнаружении обмана, страховщик потребует доплаты. Если намеренная ошибка будет установлена после ДТП, то компания вправе подать иск о возмещении произведенных пострадавшим выплат к недобросовестному клиенту.

Важно: Вся информация о транспортном средстве и водителе для оформления Е-ОСАГО аккумулируется в базе данных РСА. Таким образом, до получения первого электронного ОСАГО в обязательном порядке придется оформить свой первый бумажный полис.

Как внести изменения в электронный ОСАГО

Одним из необходимых сервисов при электронном обслуживании страхователей является возможность комфортного внесения корректировок в уже оформленный документ. Давайте разберемся, что делать, если в электронном ОСАГО обнаружилась ошибка, и при других ситуациях, когда необходимо внести новые сведения или параметры.

Основания для корректировки электронного документа те же самые, что и для бумажного варианта:

  • внесение новых водителей;
  • изменение реквизитов водительского удостоверения в связи с его заменой (хотя обязанности переделывать страховку нет, существует риск стать жертвой недобросовестного сотрудника ГИБДД, который «не заметит» отметки о ранее действовавшем документе);
  • получение нового паспорта;
  • изменение адреса проживания.

В отличие от процедуры продажи полиса, вопросы внесения в него новых сведений в законе не проработан. Это означает, что единственным легальным механизмом изменения данных в страховке ОСАГО служит личное появление в страховой компании. При этом специалисты распечатывают бумажный вариант документа и полис прекращает быть цифровым. Срок действия и остальные условия договора остаются прежними.

Существует вероятность получить отказ со стороны сотрудников офиса. Это может объясняться тем, что помещение занимает не сама компания, а ее брокеры – агенты, которые имеют право заключать от имени страховщика новые договоры ОСАГО. Другой причиной зачастую служит стремление сотрудников навязать дополнительный полис. Возможность переоформить документ они связывают с покупкой другой услуги. Такие действия противозаконны и на представителей компании можно пожаловаться вышестоящему руководству или в контролирующие органы (Роспотребнадзор, территориальное подразделение ЦБ РФ, финансовому омбудсмену).

Ряд страховщиков предоставляет клиентам возможность скорректировать некоторые параметры документа через личный кабинет. С ростом популярности цифровой страховки, высока вероятность предоставления полного сервиса, предусматривающего внесение изменений в электронный полис ОСАГО.

Продление полиса ОСАГО и замена компании-страховщика

При использовании цифрового полиса возникает проблема его продления. Через год после оформления (в ряде случаев – еще раньше) клиенту придется получить новый документ. Особенности его оформления зависят от конкретного страховщика. При этом процедура будет включать ряд общих этапов.

  1. Прохождение техосмотра. Обязательным условием для продления страховки служит наличие актуальной диагностической карты. Если она отсутствует, ее придется получить на любой СТО, оказывающей такие услуги.
  2. Заполнение данных в личном кабинете. Необходимо зайти на сайт страховщика и ввести логин и пароль учетной записи. Многие компании предоставляют возможность упрощенного продления ОСАГО. Достаточно перейти по соответствующей ссылке и внести данные о номере и дате оформления диагностической карты.
  3. Проверка данных. Если информация подтвердится, система предложит перейти к оплате документа.
  4. Оплата и получение полиса. После перечисления денег на электронный адрес будет направлен новый документ, как и при первичном оформлении.

Важно: В последующие годы обновление полиса будет производиться через Интернет. Некоторые страховщики предоставляют сервис продления страховки, оформленной на бумажном носителе, в электронном варианте. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте и внести реквизиты истекшего полиса.

Другим важным моментом выступает переход из одной страховой компании в другую. Наиболее актуальным вопросом является сохранение скидки, предоставленной за безаварийную езду. Функционал личного кабинета не предусматривает возможности оформить коэффициент бонус-малус.

Чтобы его оформить, придется предоставить страховщику ранее оформленный полис. Факт езды без ДТП за предыдущий год будет установлен по запросу в предыдущую компанию клиента.

О последних изменениях в законе об ОСАГО 2017 года, предусмотревших осуществление выплат по ОСАГО в «натуральной форме», т.е. в виде ремонта на авторизованных СТО, вы можете прочитать

Учитывая недавнее появление возможности оформить цифровой полис, существует множество пробелов и проблем, которые существенно ухудшают предоставляемый сервис. Со временем они будут устранены и популярность электронного ОСАГО станет существенно выше.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство