11.02.2022

Атэс страны участники. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Досье. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура


Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

История АТЭС

В январе 1989 года премьер-министр Австралии Боб Хоук призвали к повышению эффективности экономического сотрудничества в регионе Тихоокеанского бассейна. Это привело к первой встрече АТЭС в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года под председательством министра иностранных дел Австралии Гарета Эванса. Присутствовали политические министры из двенадцати стран, а встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее.

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были против первоначального предложения, а предложили Экономический совет Восточной Азии, который бы исключал не-азиатские страны, такие как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот план был подвергнут резкой критике со стороны Японии и США.

Первая встреча экономических лидеров АТЭС произошла в 1993 году, когда президент США Билл Клинтон, после переговоров с премьер-министром Австралии Полом Китингом, пригласил глав правительств экономик-участниц АТЭС на саммит на острове Блейк. Он считал, что это поможет перевести в нужное русло зашедшие в тупик по итогам Уругвайского раунда торговые переговоры. На встрече, некоторые лидеры призвали к продолжению снижения барьеров для торговли и инвестиций, представляя сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое будет способствовать процветанию на основе сотрудничества. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, был создан с целью координации деятельности организации.

В ходе встречи в 1994 году в Богоре, Индонезия, лидеры АТЭС приняли Богорские цели (Bogor Goals), согласно которым к 2010 году планировалось создать зону свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе для развитых экономик, а к 2020 году - для развивающихся экономик. В 1995 году страны АТЭС создали орган для деловых консультаций, который стал называться Деловой Консультативный совет АТЭС (ДКС), состоящий из трех руководителей бизнеса от каждой экономики-участницы.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

  1. Либерализация торговли и инвестиций.
  2. Содействие бизнесу.
  3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Страны-участницы АТЭС

В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.

АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

Усилия АТЭС по упрощению бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Предлагаемая Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Ежегодные встречи лидеров АТЭС

С момента своего образования в 1989 году, АТЭС проводит ежегодные встречи с представителями всех экономик-участниц. Первые четыре ежегодные встречи официальных лиц проходили на уровне министров. Начиная с 1993 года, ежегодные совещания стали назваться Встречи экономических лидеров АТЭС и в них предполагалось участие глав правительств всех экономик-участниц, за исключением Тайваня, который представлен должностным лицом на уровне министра. Ежегодные встречи лидеров АТЭС официально не называются саммиты.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

  • - поддержание экономического роста стран региона;
  • - укрепление взаимной торговли;
  • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

  • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
  • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
  • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
  • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
  • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.

Форум, получивший название Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC), был образован в ходе конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран АТР, прошедшей 6-7 ноября 1989 г. в Канберре (Австралия). Его основные цели - углубление экономической интеграции, расширение торговли, усиление экономического роста в регионе.

АТЭС формально не может называться организацией, поскольку не имеет устава и действует как международный консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Работа АТЭС строится на основе консенсуса.

Членство

В настоящее время в состав АТЭС входят 19 стран. В их числе 12 государств-учредителей - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Япония, - а также КНР (вступила в 1991 г.), Мексика и Папуа - Новая Гвинея (1993), Чили (1994), Россия, Вьетнам и Перу (1998). Также с 1991 г. к АТЭС присоединились две китайские территории - Сянган (Гонконг) и Тайвань. С учетом специфики состава, включающего не только государства, но и территории, участников АТЭС принято обозначать термином "экономики".

В 1998 г. после приема в АТЭС России, Перу и Вьетнама вступил в силу десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава форума. В 2007 г. мораторий был продлен и действует до сих пор.

Официальные заявки на вступление в АТЭС подали более десяти стран Азии и Латинской Америки, в том числе Индия, Колумбия, Коста-Рика, Монголия, Пакистан.

На долю участников АТЭС приходится примерно 59% ВВП планеты и 49% мировой торговли, на их территории проживает около 2,8 млрд человек.

Структура

Руководящими органами форума являются ежегодные саммиты глав государств и правительств (проводятся с 1993 г. в разных странах) и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли. По сложившейся традиции, на церемонию открытия саммита его участники надевают костюмы, созданные на основе национальной одежды страны-хозяйки форума; в них же лидеры стран-участниц появляются и на торжественном ужине, который проходит в первый день работы саммита. Такая традиция призвана подчеркнуть многообразие культур АТР, создать непринужденную атмосферу общения. Среди наиболее колоритных костюмов, в которых показывались участники форума, - перуанские пончо и вьетнамские "аозай".

В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные заседания старших должностных лиц форума АТЭС.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре. Обязанности председателя форума осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Председатель АТЭС меняется ежегодно на ротационной основе, при этом строгого принципа ротации не существует.

Вопросами экономического взаимодействия стран-членов занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, а также многочисленные рабочие группы. Всего действует около 40 структурных подразделений форума.

Повестка

После азиатского финансового кризиса 1997 г. АТЭС стало уделять пристальное внимание проблемам усиления финансовой безопасности. После терактов 11 сентября 2001 г. в повестку дня саммитов включается тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта.

Россия и АТЭС

Официальную заявку на вступление в АТЭС Россия подала 17 марта 1995 г. Решение о присоединении РФ к этой международной структуре было принято на саммите в Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и торговли.

Членство в АТЭС дает России, в частности, возможность использовать механизмы форума стимулирования экономического развития страны, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке неоднократно проходили важные мероприятия рабочих органов АТЭС. В их числе масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС в 2002 г., а также заседания профильных рабочих групп форума по транспорту, энергетике, промышленной науке и технологиям. В 2012 г. очередной саммит АТЭС прошел во Владивостоке. В заключительной декларации была отмечена необходимость дальнейшей либерализации торговли, экономической интеграции, повышения продовольственной безопасности, инноваций, развития транспорта и логистики.

Россия является одним из основных разработчиков инициативы АТЭС 2006 г. о развитии диалога между культурами и религиями - диалога между цивилизациями. Кроме того, РФ выступила одним из инициаторов развития сотрудничества с целью противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и разработки системы взаимного предоставления информации и скоординированных действий при возникновении эпидемий и пандемий.


Страны, входящие в АТЭС Членство 21 экономика Штаб-квартира Сингапур Тип организации Экономический форум Основание Основание 1989, Канберра apec.org Медиафайлы на Викискладе

Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли .

Члены АТЭС

В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них - большинство стран с береговой линией у Тихого океана . Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики , а не страны-участники .

Участвующие экономики Дата вступления
Австралия Австралия 1989
Бруней Бруней 1989
Канада Канада 1989
Индонезия Индонезия 1989
Япония Япония 1989
Республика Корея Республика Корея 1989
Малайзия Малайзия 1989
Новая Зеландия Новая Зеландия 1989
Филиппины Филиппины 1989
Сингапур Сингапур 1989
Таиланд Таиланд 1989
США США 1989
Китайский Тайбэй 1991
Гонконг Гонконг , Китай 1991
Китай Китай 1991
Мексика Мексика 1993
Папуа - Новая Гвинея Папуа - Новая Гвинея 1993
Чили Чили 1994
Перу Перу 1998
Россия Россия 1998
Вьетнам Вьетнам 1998

История АТЭС

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. АТЭС не имеет устава, поэтому, с юридической точки зрения, не может называться организацией и действует как международный консультативный орган. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре , включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. Председатель АТЭС, избираемый на конференциях форума, меняется ежегодно на ротационной основе. Его функции осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат.

Начиная с 2001 г. в повестке дня саммитов - тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта, объединенных общим термином «безопасность личности».

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Первоначально участвующими экономиками АТЭС стали 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Позднее к ней присоединились - Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Штаб-квартира АТЭС находится в Сингапуре.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях.

Направления деятельности АТЭС:

Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг и инвестиций;

Сотрудничество в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране окружающей среды;

Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Структура АТЭС

Структура Форума носит децентрализованный характер. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц.

Главными рабочими органами АТЭС являются:

Деловой консультационный совет (ДКС) - автономный бизнес-форум, объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе.

Комитеты экспертов - комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет.

Рабочие группы по различным отраслям экономики - по промышленной науке и технологиям, по проблемам малого и среднего бизнеса, по стимулированию торговли и др.

Участие России в АТЭС

В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией оставались довольно слабыми. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самыхдинамично развивающихся».

На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

В 2012 г. Россия стала председателем АТЭС, что является важным стимулом для активизации участия страны в его деятельности и расширения экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Идея проведения во Владивостоке официальной встречи глав государств-членов АТЭС была впервые публично озвучена губернатором Приморского края С.М. Дарькиным в ходе 14-го международного Саммита АТЭС, проходившем в ноябре 2006 года в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет. С этого момента отношения России в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно активизировались.

В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.

Российская Федерация в качестве приоритетов своего председательства на саммите АТЭС-2012 объявила следующие основные направления:

  • Формирование надежных транспортно-логистических цепочек (более активное использование возможностей: Транссиба, БАМа, Северного морского пути);
  • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста;
  • укрепление продовольственной безопасности (из примерно 925 миллионов голодающих и недоедающих в мире около 580 миллионов живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
  • либерализация торговли и инвестиций региональная экономическая интеграция.

Принятая по итогам саммита Владивостокская декларация отражает заявленные приоритеты периода председательства РФ в АТЭС. Страны АТЭС договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Кроме того, участники Форума подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, укреплению государственных и мировых финансовых систем, а также снижению резкого колебания цен и повышению уровня продовольственной безопасности. Для России саммит сложился удачно. традиционно форум АТЭС - это площадка для дискуссий и наметки планов, а не для принятия решений, однако российский саммит стал исключением. По итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» экономики РФ.

На площадке АТЭС-2012 встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии), между которыми было подписан ряд соглашений. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечавший за подготовку форума, отметил, что саммит АТЭС во Владивостоке должен помочь смещению внешнеторгового баланса России в сторону азиатских стран.

По итогам саммита АТЭС, который прошел в Пекине в ноябре 2014 года страны-участницы приняли решение о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе зоны свободной торговли (АТЗСТ). Россия будет самым энергичным и конструктивным образом участвовать в этой работе. Естественно, при этом будет использоваться интеграционный опыт Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство